что такое рефрейминг простыми словами
Рефрейминг в примерах: как находить хорошее
Рефрейминг в примерах: как во всем находить хорошее. Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и развитии.
Рефрейминг в примерах: как находить хорошее
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную.
Это не лакировка действительности, а способность видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. Там, где одни видят только проблемы, другие находят возможности. Практически рефрейминг может проводиться несколькими способами.
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека.
Рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
Найти в ситуации другую сторону, более позитивную.
Например, проходя тренинг в те дни, когда можно было продавать и зарабатывать, люди думают: «Вместо того, чтобы зарабатывать деньги, мы сейчас тратим время на обучение».
Другой пример: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени».
Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато».
Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения.
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни
Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом:
«Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности».
Приведем несколько примеров:
Можно рассудить, что он бесперспективен, а можно сказать, что у него уже сформирована потребность, так что остается только убедить работать с нами.
Можно увидеть в нем своего потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к нему как к конкуренту, усугубляя конфликт.
Присутствуя на неудачном совещании или презентации можно воспринимать происходящее, как
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок.
Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов.
Рефрейминг в примерах: как находить хорошее
Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга:
Варианты рефрейминга
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли:
2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника»:
3. Большая нагрузка:
4. Трудный клиент в продажах:
5. Необходимость частых командировок:
6. Необходимость выступать публично:
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:
8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:
9. Нет карьерного роста:
10. Частые изменения:
11. Частые совещания:
12. Требовательный руководитель:
Любая проблема – это неуравновешенные весы
Решение проблемы – это восстановление равновесия. Это можно сделать разными способами.
Очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.
Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие.
Иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.
41. Разговорный рефрейминг
Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству.
А. П. Чехов.
Для людей намного большее значение имеет оценка события, чем само событие. Смысл, а не факты. Но смысл штука субъективная. И на основе одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Факты тоже, как бы так сказать, понятие растяжимое.
Разговорный рефрейминг – способ изменить смысл ситуации.
С английского слово reframe можно перевести разными способами – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. При этом понятие рамки (frame) в НЛП очень важно – это как раз способ воспринимать ситуацию. Так что рефрейминг – это как раз «смена точки зрения».
Про одного и того же человека, можно сказать что он жадный, а можно сказать, что он домовитый. Делает то он всё то же самое, а вот смысл разный. Такой способ, когда мы просто говорим, что это самое поведение, событие или факты имеют другой значение, называется рефреймингом смысла. Не наглый, а настойчивый, не стукач, а социально-ответственный, не раскрепощённый, а безнравственный, не тупой, а задумчивый.
Реальная история. Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упрямая, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол?
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь, унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли.
Поведение девочки не изменилось, изменилась оценка её поведения отцом.
Но, как я уже писал, факты тоже понятие растяжимое. В зависимости от того, какие факты мы рассматриваем – создаём контекст – смысл события тоже будет меняться.
Помните красивую фразу: «Вырвано из контекста».
— Он жадный.
— Он жадный до знаний.
— Он настойчивый.
— Он настойчивый только, если дело касается его личной выгоды.
— Он злой.
— Он злой к врагам.
— Моя жена кричит.
— Моя жена кричит от радости.
Здесь мы не меняем оценочное слово, но ищем контекст (обычно «уточняем» факты) в котором это поведение будет иметь другой смысл. Это называется рефрейминг контекста.
Рефрейминг Содержания
Что такое рефрейминг
С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово переформирование, хотя оно и передает общее настроение этого термина, но при этом, как вы понимаете, несколько теряет в смысловом значении и в игре слов.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации.
А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?
А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?
– Образ стал менее напряженным.
– Всё как-то стало более спокойным.
Это только образная метафора.
Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.
На пеньке стоит Ёжик и кричит:
– Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит:
Существует очень много видов переформирования. То, чем мы начали заниматься, называется Рефреймингом Содержания. Это единственный вид переформирования, для которого требуется знание содержания проблемы. Для всех остальных обычно этого не нужно.
– А какие еще рефрейминги бывают?
Например, «Договор Частей», «Шестишаговый Рефрейминг», «Интеграция Противоположных Частей». Некоторые мы пройдем.
Итак, Рефрейминг Содержания. Он направлен на то, чтобы поменять значение события. А вместе со сменой значения изменится и отношение.
Это можно сделать двумя способами:
Первое: прямо предложить это другое значение (рефрейминг значения, смысла).
Второе: найти такой контекст, в котором это событие само по себе будет обладать другим смыслом.
В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, а когда придумывали ответ с «Зато» – рефрейминг контекста. Это только несколько вариантов.
Можно сказать, что любая проблема – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся наши желания, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.
Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.
Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.
Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие. И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.
Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда переформирование содержания, скорее всего, поможет меньше.
Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.
Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Рефрейминг содержания – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.
Например, в Синтоне будет практически универсальным переформирование: «Зато это повод поработать над собой». Но для большинства других людей этот вариант будет малоподходящим.
К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.
Но это тоже для кого как.
Переформирование значения
Переформирование смысла гораздо шире, чем просто поиск слов с разным значением.
Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол.
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли.
Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!
У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: «Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины», то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).
И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: «А что это для вас обозначает?» Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).
– Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.
А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?
Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же.
Здесь можно отреагировать по-разному:
А может, вы просто напоминаете ему его дочь?
Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.
Рефрейминг Контекста
В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.
Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.
Но этим рефреймингом мы активно занимались, когда делали упражнение с «Зато».
– Я слишком молчалива.
– Зато не скажешь ничего лишнего.
Молчаливых любит начальство.
Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка, озаглавленная: «100 способов изменения отношения к ситуации». Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне показался самым забавным: «Зато будет о чем после вспомнить».
Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: «Я испытываю Х, когда Y» (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: «Я слишком Z», и тогда вы можете сделать переформирование контекста.
Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.
Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга. Чем вы сейчас и займетесь.
Тренировка
Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.
— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка.
— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды.
— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие.
— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.
— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка.
— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.
— Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?
Итак, упражнение. Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.
Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.
После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.
Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.
Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:
1. Рефрейминг значения, если масть черная.
2. Рефрейминг контекста, если масть красная.
Вы имеете право задавать вопросы. Напоминаю, что при определенном желании любую проблему можно свести к одному из типов высказываний: «Я слишком Х» или «Я чувствую X когда Y».
Это не является правдой, но если вы будете так думать, то научитесь этой технике быстрее.
– Когда разойдешься – придумывать очень легко. И в голове не один вариант, а несколько. Остается только выбрать лучший.
– Действительно, практически любую проблему можно свести и к переформированию значения, и к переформированию контекста.
– А мы натолкнулись на то, что никакие варианты рефрейминга просто не подходили. Когда потом обсуждали, выяснилось, что человек хотел все-таки изменить поведение, а не отношение.
Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине. что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.
Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.
Упражнение «Отпор»
Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.
Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с «зато. » (рефрейминг контекста). После «зато» идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.
– Зато мужчинам нравятся страстные женщины.
– Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.
– Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.
Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это уже хороший результат.
Рефрейминг в примерах: как во всем находить хорошее
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом«разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от словаframe — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Еще до НЛП этот прием существовал в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Приведем несколько примеров:
Практикум
Варианты рефрейминга
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Рефрейминг: приемы и методы позитивного восприятия
Многим людям в жизни и работе мешают навязанные обществом стереотипы. Рефрейминг – это, простыми словами, прием в психологии, позволяющий изменить точку зрения другого человека. Иногда она может стать полностью противоположной. И дело не в приукрашивании действительности, а в способности видеть самому и суметь показать другому человеку ситуацию с другой стороны. Там, где кто-то видит только проблему, другой – видит возможности.
Определение, что такое рефрейминг
Рефрейминг в НЛП является одной из самых популярных и эффективных методик, используемых в психотерапии, как поведенческой, так и позитивной. Специалисты по этой технике используют ее при работе с группами людей и в индивидуальных консультациях клиентов. Она помогает проработать сложные ситуации в личной и профессиональной жизни.
Специалист по-новому обрамляет проблему, меняя «рамки». Благодаря этому клиент видит ее в другом ракурсе. Теперь он может переосмыслить свою проблему, обнаружив новые перспективы. Увидеть положительные стороны обстоятельств не дают стереотипы мышления и восприятия. Чтобы их изменить, используют приемы рефрейминга.
В качестве примера можно взять дополнительную нагрузку на работе. Обычно человек думает о том, что его ждет усталость, и нехватка свободного времени. После проведения рефрейминга эмоциональная окраска ситуации изменится с пессимистичной на более оптимистичную. Человек начинает понимать, что дополнительная работа — это возможность получить новый опыт, усовершенствовать свои навыки.
Закон рефрейминга подразумевает принятие доводов партнера, признание их правомерными и значимыми. Необходимо усилить роль потерь при принятии позиции партнера. Также нужно преуменьшать важность выгод, которые может дать партнер.
Зарождение теории
Изобрели рефрейминг Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Случилось это в 80-х гг. В течение длительного времени они внимательно наблюдали за деятельностью психотерапевтов. Свои взгляды авторы теории отразили в книге под названием «Рефрейминг – ориентация личности с помощью речевых стратегий».
Те, кто практикует НЛП, дают следующее описание рефреймингу – это принцип, предполагающий поиск в любой ситуации позитивных моментов и их использование. Они считают, что рефрейминг – это изменение важности и контекста исследуемого явления.
Какие проблемы решает рефрейминг
Рефрейминг – это метод в психологии, основная цель которого — сделать так, чтобы человек изменил восприятие ситуации, у него появилась новая точка зрения. То есть он представляет сложившуюся проблему или ситуацию, меняя «рамки» на них.
Сфера применения приемов рейфрейминга выходит далеко за пределы НЛП, охватывая иные направления психологии.
Применяя прием «замены рамки» можно:
Зная, как переосмыслить и смоделировать ситуацию, можно получить следующие выгоды:
Навыки позитивного рефрейминга позволяют сформировать другой тип мышления и, соответственно, поведения.
Виды рефрейминга
Традиционно различают следующие виды рефрейминга:
1. Рефрейминг контекста – понимание того, что в различных ситуациях один и тот же тип поведения может принести и пользу, и вред. Меняя контекст сообщения можно легко изменить подход к содержанию.
2. Рефрейминг содержания позволяет изменить важность сообщения. К примеру, если человек врет, то он преследует какую-то цель. Цель этого вида рефрейминга – научиться по-иному воспринимать объект, что для субъекта означает изменение смысловых акцентов. Это провоцирует появление новых ощущений.
3. Рефрейминг в бизнесе
Рефрейминг часто используется в деловой сфере. Например, к процессу рефрейминга фирмы относят следующие подпроцессы:
4. Рефрейминг в переговорах означает не обман клиента, либо значительное приукрашивание качеств товара или услуги. Техника позволяет увидеть скрытые достоинства и избавиться от сложившихся заблуждений.
Шестишаговый рефрейминг
Шестишаговый рефрейминг используют с целью изменить отношение к определенной ситуации и начать вести себя по-другому в ней. Схема рефрейминга выглядит так:
6-шаговый рефрейминг работает с бессознательным. Этот метод показал свою эффективность при попытке изменить нежелательную модель поведения. Для достижения долговременного результата сеансы терапии необходимо проводить несколько раз, повторяя через определенное время.
Техника шестишагового рефрейминга
Шестишаговый рефрейминг – техника НЛП, подробная формулировка и проговаривание проблемы, такой, какой ее видит человек. В качестве примера можно привести плохую привычку или неудачную модель поведения, которые обозначают определенной буквой, цветом или цифрой.
Контакт
Техника выполнения рефрейминга предполагает установление контакта с некоей частью личности. Это бессознательное, ответственное за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку». Важно определить методику общения – путем ответов «да» и «нет» или телесных ощущений.
Позитивное намерение
Необходимо выяснить у бессознательного, что хорошего оно хочет получить путем нежелательной привычки или поведения. После получения ответа, задают остальные вопросы. Выясняют, хотела бы часть личности человека при наличии других более действенных методов попробовать добиться желаемого. При отрицательном ответе нужно задавать себе вопрос о том, имеют ли мотивы подсознательного позитивную окраску. При этом немедленного ответа можно и не требовать.
Творческая часть
Существует творческая часть. Задача состоит в том, чтобы попросить ту часть бессознательного, которая отвечает за нежелательное поведение, сообщить творческой части позитивное намерение. Если ответ положительный, то человек просит творческую часть создать 3 новые формы поведения, которые принесут пользу, и сообщить об этом той части, которая отвечает за нежелательное поведение.
Договоренность
Часть личности, отвечающую за поведение, нужно спросить о том, не желает ли она воспользоваться новой формой. Положительный ответ означает, что бессознательное согласно воспользоваться альтернативой. При отрицательном ответе нужно предложить части личности, не отметая старых способов поведения, испробовать новые.
Экологичность
Выясняют у бессознательного, имеются ли другие части личности, которые не хотят принять предложенные варианты поведения. При их отсутствии можно идти дальше. В противном случае придется вернуться к предыдущему этапу и проговорить свои намерения. Затем повторяют проверку на экологичность.
Упражнения
Упражнения, описанные ниже, можно делать самостоятельно или в группе:
После упражнений необходимо проанализировать изменения в восприятии.
Примеры рефрейминга
О том, что такое рефрейминг, примеры лучше всего расскажут. Например, есть некий руководитель, отличающийся чрезмерной требовательностью и придирчивостью к подчиненным. Так выглядит негативный контекст. А положительный контекст состоит в том, что тот же руководитель объясняет своим подчиненным все четко и ясно, что позволяет им лучше справляться со своими обязанностями, обучаться и получать заслуженные похвалы.
Другой пример – отсутствие карьерного роста. Это негативный контекст. Позитивный рефрейминг состоит в том, что при этом у человека намного меньше ответственности, ему не нужно часто отчитываться перед руководством. Он не зависит от других, нет необходимости разбираться в конфликтах, решать проблемы и сидеть на работе до ночи.
Еще один пример – шумные, непоседливые дети. Это негативный контекст. Позитивный аспект – дети незакомплексованы, радуются жизни, умеют проявить себя. При этом все это, несомненно, заслуга их родителей.
Рефрейминг – это то же самое, что и манипуляция восприятием. Этот прием помогает посмотреть на проблему с другой стороны, выбрать другой путь ее решения через ее принятие. Жизнь с таким подходом становится легче и приятнее.