что такое рефлексотерапия для детей в неврологии
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Микротоковая рефлексотерапия – эффективный современный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
В НИИ Дети Индиго микротоковую рефлексотерапию проводят квалифицированные специалисты на современном оборудовании. Блестящих результатов в коррекции даже тяжелых патологий позволяет добиться собственная, не имеющая аналогов схема лечения.
Записаться на прием
История метода
Рефлексотерапия известна человечеству с древнейших времен и является наследием китайской традиционной медицины. Китайские лекари лечили не конкретный орган, а стремились исцелить организм в целом, восстанавливая правильный ток жизненной энергии «ци» в теле. Они воздействовали на биологически-активные точки иглами, сигарами, зернами растений, монетами и т.д. Таким образом на протяжении веков удавалось успешно снимать болевые приступы, воспаления, спазмы.
Важно!
Воздействие на биологически-активные точки сегодня научно обосновано. Кожа и нервная система имеют общее происхождение. Внутриутробно они развиваются одновременно из одного зародышевого листка. Кожные покровы густо усеяны окончаниями нервных волокон и их сплетениями. Воздействуя на нервные рецепторы на поверхности кожи, можно стимулировать мозг. А мозг управляет всеми процессами и системами организма. Таким образом, рефлексотерапии может быть подвластно практически любое заболевание.
В последние годы минувшего столетия научная общественность проявляла повышенный интерес к методам рефлексотерапии. Накопленные многовековой практикой знания были обобщены и систематизированы. Сегодня на смену прежним методам пришли аппаратные методики. Иглы заменили микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга.
В НИИ Дети Индиго микротоковую рефлексотерапию могут назначать с применением лекарств. Микротоки способствуют более глубокому проникновению целебных веществ без потерь и помогают в значительной степени снизить дозировку. Отличных результатов в лечении детской неврологической патологии позволяет достичь применение чрезкожной микротоковой рефлексотерапии в сочетании с уникальным биоматериалом Аллоплант.
Читать отзывы
Лечение того стоит! У дочки была плохая двигательная активность, эмоциональная не стабильность. Прошли курс бобат-терапии и чрезкожной микротоковой рефлексотерапии. Арина стала эмоционально стабильнее, а двигательная активность улучшилась.
ПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ чрезкожной микротоковой рефлексотерапии:
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия может назначаться как самостоятельное лечение или являться частью комплексной программы. Чрезкожная рефлексотерапия хорошо зарекомендовала себя в лечении следующих заболеваний:
В результате лечения чрезкожной микротоковой рефлексотерапией:
Проведение чрезкожной микротоковой рефлексотерапии школьникам позволяет значительно улучшить успеваемость.
Описание процедуры
В Центре «Дети Индиго» перед любым назначением в обязательном порядке проводится тщательное обследование ребенка. Диагностика может быть проведена и по биологически- активным точкам (амплитудно-частотный метод) и по данным записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Обследование помогает объективно оценить функциональное состояние головного мозга. Если активность каких –либо зон не достаточна, это проявляется в отставании в развитии, в искажении формирования жизненно важных навыков и способностей. В таких случаях назначается стимуляция пораженных нервных тканей микротоками – чрезкожная микротоковая рефлексотерапия.
В зависимости от пораженной зоны мозга определяется связанная с ней область воздействия на поверхности тела. Сверхмалые электрические сигналы практически не ощущаются ребенком.
Возникший на поверхности тела импульс, воздействуя на биологически активные точки, передается в соответствующие центры мозга и активизируют их работу. Применяемые сверхмалые электрические сигналы весьма точно напоминают здоровые импульсы головного мозга, а потому лечение безопасно и благодарно воспринимается организмом.
Вопрос-ответ
Кто разработчик чрезкожной микротоковой рефлексотерапии кто производит это оборудование? Является ли оно запатентованным? Чем отличается от МЭКС?
В Центре Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» применяют метод чрезкожной микротоковой рефлексотерапии для лечения детской неврологической патологии на аппарате БИОРС. Аппарат разработан и внедрен в медицинскую практику отечественными учеными из С.-Петербурга (Северо-Западный Государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова). Аппарат БИОРС зарегистрирован Росздравнадзором в качестве медицинской техники, успешно прошел все клинические испытания и техническое тестирование.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЧРЕЗКОЖНОЙ МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЧРЕЗКОЖНОЙ МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ
Важно!
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия действует на причинно-следственном уровне, а не заглушает нежелательные проявления болезни. Достигнутый терапевтический эффект носит стабильный характер.
Эффективность чрезкожной микротоковой рефлексотерапии многократно подтверждена и отзывами родителей, и объективными данными обследований до и после курса лечения.
Эффективность данной методики во многом обусловлена профессионализмом врача. Только опытный рефлексотерапевт способен грамотно определить необходимую для воздействия биологически- активную точку и составить схему лечения.
Все врачи Центра «Дети Индиго» прошли профессиональную подготовку и имеют соответствующие сертификаты.
Что такое рефлексотерапия для детей в неврологии
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ГБУ Москвы «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой», Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», Кемерово
Использование методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей
Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(3): 39-43
Полунина В. В., Поляев Б. А., Лайшева О. А., Лобов А. Н., Павлова С. В. Использование методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(3):39-43.
Polunina V V, Polyaev B A, Laisheva O A, Lobov A N, Pavlova S V. The application of the acupuncture techniques for the combined treatment of neurotic tics in the children. Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoi fizicheskoi kultury. 2017;94(3):39-43.
https://doi.org/10.17116/kurort201794339-43
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
В настоящее время частота возникновения неврозов у детей увеличивается, что связано с ростом стрессогенных факторов. Невротические тики являются проявлением неврозов у детей, характеризуются непроизвольными движениями, а также часто сопровождаются гиперактивностью, дефицитом внимания, быстрой утомляемостью и головными болями. Цель — изучить эффективность методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей. Материал и методы. Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения детской городской поликлиники №39 г. Москвы. Под нашим наблюдением находились 30 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Всем детям были проведены консультации невролога, психолога, рефлексотерапевта, выполнена электроэнцефалограмма. Кроме того, было проведено анкетирование родителей, назначены медикаментозное лечение и рефлексотерапия, даны рекомендации психолога. В зависимости от тактики лечения все пациенты были разделены на 2 группы: в 1-ю (основную) группу были включены 17 детей, которым, помимо лекарственной терапии и рекомендаций психолога, были назначены 3 курса рефлексотерапии; во 2-ю (контрольную) группу вошли 13 детей, получавших только лекарственную и психотерапию. Эффективность лечения оценивалась по динамике жалоб у детей. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о большей эффективности лечения с применением рефлексотерапии. Заключение. Комплексное применение лекарственной терапии, рекомендаций психолога и нескольких курсов рефлексотерапии достоверно лучше способствует устранению тиков, гиперактивности, дефицита внимания, быстрой утомляемости и головных болей у детей, чем применение только медикаментозной и психотерапии.
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ГБУ Москвы «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой», Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», Кемерово
Неврозы являются психогенным заболеванием и возникают вследствие дисгармонии в межличностных отношениях, а также стрессовых ситуаций. Также в этиологии неврозов большое значение имеют личностные особенности ребенка, наличие вегетативной и эмоциональной неустойчивости, изменения возрастной реактивности нервной системы, а также неправильное воспитание. Одним из проявлений неврозов у детей являются тики, которые представляют собой разнообразные непроизвольные движения — мигание, наморщивание кожи лба и переносицы, повороты головы, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания. Эти движения обычно связаны с эмоциональным перенапряжением, которое снимается двигательным разрядом и может усиливаться при задержке навязчивого движения. У детей тики встречаются с частотой от 1 до 13%, при этом они преобладают у мальчиков [1]. Причинами их возникновения могут быть стрессы, нарушения психологического климата в семье, проблемы в детском коллективе.
Поэтому в лечении неврозов большое значение имеет создание благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольном учреждении и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха, правильного режима дня и питания, уменьшение физической и умственной нагрузки. Следует также подчеркнуть, что лечение тиков должно быть не только комплексным, но и индивидуальным как по объему проводимой терапии, так и по ее длительности. Для достижения положительного эффекта при остро возникающих тиках необходимо по возможности устранить причину их появления или воздействовать на последствия влияния этой причины [1—3].
Применение различных методик рефлексотерапии позволяет в большинстве случаев уменьшить симптомы проявления невротических тиков.
Цель исследования — изучить эффективность рефлексотерапии в комплексном лечении тиков у детей школьного возраста.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения Детской городской поликлиники № 39 Москвы. Под нашим наблюдением находились 30 детей (18 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 6 до 12 лет (средний возраст 9,2±1,6 года) с длительностью тиков от 1 до 12 мес от момента их появления.
Всем детям на различных этапах наблюдения амбулаторно были проведены консультации невролога, психолога, рефлексотерапевта, выполнена электроэнцефалограмма. Кроме того, было проведено анкетирование родителей.
В зависимости от тактики лечения все дети были рандомизированы на 2 группы: основную и контрольную. В 1-ю (основную) группу вошли 17 детей (10 мальчиков и 7 девочек), которые находились под наблюдением невролога, получили рекомендации психолога, помимо лекарственной терапии им было назначено 3 курса рефлексотерапии. Во 2-ю (контрольную) группу были включены 13 детей (8 мальчиков и 5 девочек), находившихся под наблюдением невролога от момента обращения в течение 4 мес и получавших только лекарственную и психотерапию.
Лекарственная терапия включала назначение препарата, обладающего ноотропным и транквилизирующим действиями (фенибут 250—750 мг/сут в 3 приема в течение 1,5—2 мес с постепенной отменой препарата). Ноотропные препараты стимулируют обменные процессы в коре головного мозга, уменьшают чувство тревоги и напряжения, а также улучшают умственную и физическую работоспособность, память, нормализуют сон.
Детям 1-й группы, помимо лекарственной и психотерапии, проводилась рефлексотерапия, которая была направлена на нормализацию тонуса вегетативной нервной системы, повышение защитных сил организма, улучшение кровообращения, увеличение синтеза гормонов гипофиза, серотонина и эндорфинов [4, 5].
Рефлексотерапию проводили 3 курсами по 10—12 ежедневных процедур с перерывом на выходные. Продолжительность процедуры 10—15 мин в зависимости от возраста ребенка. Повторный курс проводили через 1 мес. Следующий курс лечения назначали через 3 мес. Рефлексотерапия включала в себя разные способы воздействия на акупунктурные точки: поверхностную иглотерапию с помощью массажного валика, корпоральную и аурикулярную иглотерапию, точечный массаж в области лица и волосистой части головы. За 1 процедуру использовали 5—7 корпоральных точек и 2—3 аурикулярных точки. Точки выбирались с учетом жалоб и осмотра пациентов на момент лечения.
Поверхностная иглотерапия проводилась на область спины вдоль заднесрединного меридиана и 2 линий меридиана мочевого пузыря, а также на шейно-воротниковую область, что оказывало сегментарное и общеукрепляющее действия. Корпоральное и аурикулярное иглоукалывание оказывало специфическое и сегментарное действия. Для воздействия на вегетативную и центральную нервные системы использовались точки, расположенные на меридианах перикарда, 3 обогревателей и сердца, так как деятельность этих меридианов в традиционной китайской медицине направлена на нормализацию умственной и эмоциональной сфер, памяти и сна. Также использовались акупунктурные точки, расположенные на меридианах селезенки, мочевого и желчного пузырей, почек, а также на переднесрединном меридиане.
Сочетание точек HT7 (шэнь-мэнь) и SP6 (сань-инь-цзяо) является основным при лечении психосоматических расстройств, а также используется при нарушении сна, неврастении, тревожности и нервном напряжении [6]. Также использовали следующие акупунктурные точки: ТЕ5 (вай-гуань), PC6 (нэй-гуань) и PC7 (да-лин), которые оказывают положительный эффект при головных болях, выраженной усталости, для нормализации деятельности центральной нервной системы и при психосоматической дисфункции. Точки переднесрединного меридиана CV6 (ци-хай), CV4 (гуань-юань) и CV12 (чжун-вань) использовались при эмоциональном и физическом истощении, хронической усталости [7]. Для получения общеукрепляющего эффекта использовались следующие акупунктурные точки: LI4 (хэ-гу), PС6 (нэй-гуань), SР6 (сань-инь-цзяо), ST36 (цзу-сань-ли), GV4 (мин-мэнь), GV14 (да-чжуй), CV6 (ци-хай) и BL43 (гао-хуан). Для тонизирующего или седативного действия на нервную систему применялись акупунктурные точки GV20 (бай-хуэй), HT7 (шэнь-мэнь), BL62 (шэнь-май), PC6 (нэй-гуань), SP6 (сань-инь-цзяо), CV6 (ци-хай), ST36 (цзу-сан-ли) и PС8 (лао-гун). Также использовались местные точки на лице.
На ушной раковине использовались следующие точки: АР51 (симпатическая нервная система), АР13 (надпочечник), АР12 (вершина козелка), АР20 (наружное ухо), АР21 (сердце, вторая), АР23 (яичник), АР25 (ствол мозга), АР26а (придаток мозга), АР28 (гипофиз), АР29 (затылок), АР31 (регуляция дыхания), АР33 (лоб), АР35 (висок), АР36 (вершина черепа), АР95 (почка), АР97 (печень), АР98 (селезенка), АР100 (сердце, первая), АР194 (3 части туловища), АР55 (шэнь-мэнь) и АР34 (кора головного мозга). Аурикулярные акупунктурные точки использовались для нормализации тонуса вегетативной нервной системы, получения седативного или тонизирующего эффекта на центральную нервную систему, обезболивающего действия, нормализации мышечного тонуса.
Точечный массаж акупунктурных точек в области лица и волосистой части головы использовали для уменьшения расслабления мышц лица. Проводились тормозное и гармонизирующее воздействия на точки в виде кругового растирания, выполненного одинаковое количество раз по часовой стрелке и против нее, а также легкий массаж лица.
Использовались акупунктурные точки, расположенные на меридианах толстого и тонкого кишечников, желудка, мочевого и желчного пузырей, 3 обогревателей: GB1, GB8, TE21, SI19, ST8, ST6, ST4, SI18, ST1, SJ21, CV24, GV26, GB14, GB20, GB21, GB12, GV20, GV16, GV18, BL2, BL10.
Оценку эффективности лечения проводили на основании анализа результатов анкетирования родителей. Оценивали динамику жалоб у детей до лечения, в процессе и после окончания терапии. Анализ результатов лечения проводили через 1, 2 и 4 мес после начала терапии (рис. 1, 2).
Рис. 1. Частота жалоб у пациентов с неврозами, получавших только медикаментозное лечение (2-я группа; на 100 обследованных).
Рис. 2. Частота жалоб у пациентов с неврозами, получавших комплексное лечение (1-я группа; на 100 обследованных).
Результаты и обсуждение
При анализе полученных данных было выявлено, что во 2-й группе пациентов, в которой использовались только медикаментозное лечение и психотерапия, через 1 мес после наблюдения отмечалось уменьшение числа детей с тиками на 30,8%, с гиперактивностью, быстрой утомляемостью и дефицитом внимания — на 23,1%. Число исследуемых с головными болями и снижением памяти не изменилось.
Во 1-й группе пациентов, где использовалось комплексное лечение, через 1 мес после наблюдения уменьшилось число детей с тиками и гиперактивностью на 58,8%, с быстрой утомляемостью — на 53,0%, с дефицитом внимания — на 64,7%, с головными болями — на 40,9%, со снижением памяти — на 52,9%.
При сравнении полученных данных в 1-й и 2-й группах отмечено, что число детей с тиками, дефицитом внимания и гиперактивностью уменьшилось почти в 2 раза, больше в 1-й группе, чем во 2-й (p
задержка развития
о проблеме
Задержка развития – это собирательное понятие, объединяющее ряд заболеваний нервной и других систем, при которых темп развития ребёнка медленнее физиологических стандартов, когда отдельные функции отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста.
Может отставать развитие двигательной сферы: ребенок поздно начинает держать головку, поздно переворачиваться, сидеть или поздно начинает ходить. Возможна задержка речевого развития, когда малыш поздно начинает говорить или его речевые навыки и чистота произносимых звуков страдает.
В зависимости от характера отставания ребёнка выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).
Основными причинами задержки развития ребёнка являются нарушения работы головного мозга. Чаще всего к таким нарушениям приводят поражение центральной нервной системы (ППЦНС) и травмы шейного отдела позвоночника, полученные в родах.
Во время рождения ребенка может произойти отклонение от нормального течения родов, что приводит к мгновенному поражению участков мозга в виде кровоизлияний от разрыва сосудов или кислородного голодания клеток мозга (гипоксии, ишемии) от спазмов сосудов. Перенесенная травма центральной нервной системы приводит к её неправильному функционированию и задержке правильного развития ребенка.
Перенесенная травма шейного отдела позвоночника усугубляет состояние поврежденного головного мозга. Такая травма приводит к смещению позвонков и спазму шейных мышц, в результате чего происходит сдавление сосудов, и формируется дефицит мозгового кровотока. В таких условиях мозг не получает в достаточном количестве кислород и питательные вещества, необходимые ему для нормального развития и функционирования.
Также развитие задерживается от травм и тяжёлых заболеваний, перенесённых ребёнком в раннем возрасте. Кроме того, на развитие головного мозга неблагоприятно влияют внутриутробные инфекции.
К причинам задержки развития ребёнка можно отнести наличие некоторых наследственных заболеваний, опасные и вредные факторы профессии матери, её пагубные привычки, плохой экологический фон, электромагнитные излучения, наличие неблагоприятного психологического климата, в котором растёт ребёнок.
Со сверстниками у таких детей отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети могут стать замкнутыми, злобными, агрессивными, подавленными.
Когда такие дети подрастают, они могут жаловаться на головные боли, их часто укачивает в транспорте, они плохо себя чувствуют в душном помещении, могут испытывать приступы тошноты, рвоты, головокружения.
Часто бывают проблемы интеллектуального развития: дети не понимают смысл речи, не различают цвета, плохо усваивают счет, не могут выучить алфавит. Очевидны проблемы с мелкой моторикой, не могут рисовать, правильно держать ручку и столовые приборы.
стандартное лечение
Первое место в лечении задержки развития занимает медикаментозная терапия препаратами, стимулирующими работу головного мозга.
Микротоковая рефлексотерапия – метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена.
Для развития нарушенных функций в курсы лечения включают занятия с различными специалистами: дефектологом, логопедом, детским психологом.
Также применяют физиотерапию, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), водолечение, остеопатию.
Альтернативные подходы к лечению задержки развития: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие крупной и мелкой моторики, различные развивающие игры и упражнения по зарубежным и российским методикам.
наше лечение
В отличие от стандартного лечения наше лечение не стимулирует деятельность головного мозга при помощи медикаментов, а восстанавливает пораженные участки головного мозга и создает условия для его восстановления и нормального функционирования.
Курс лечения предполагает применение тракционного воротника (Патент № 2587960) для устранения травмы шеи, а также применение нутрицевтиков для восстановления мозгового кровообращения и естественной активации мозговых центров.
Курсы лечения учитывают индивидуальные особенности течения заболевания каждого ребенка и позволяют достичь значительных улучшений в короткие сроки.
стоимость лечения
Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.
Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.
В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.
Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.
При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.
начало лечения
Лечение задержки развития в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.
Невролог на первичном приёме выяснит обстоятельства течения беременности и родов, их осложнения, перенесенные заболевания и травмы. Обязательно назначается подробное исследование мозгового кровотока, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), по необходимости МРТ мозга и рентген шейного отдела позвоночника.
По результатам проведенных обследований будет разработан индивидуальный курс лечения в зависимости от формы и тяжести задержки развития. Обычно назначается несколько курсов, так как устранение задержки развития требует последовательного, поэтапного лечения.
На каждом этапе идет резкий прогресс и шаг за шагом ребенок догоняет сверстников в своем развитии.
Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.
Позволяет определить вероятную причину задержки развития