что такое рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание

Смотреть что такое «Рефлексивное слушание» в других словарях:

рефлексивное слушание — слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ — (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… … Психотерапевтическая энциклопедия

РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… … Педагогический словарь

слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия

Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическое речеведение

Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… … Энциклопедия современной юридической психологии

Источник

Что такое рефлексивное слушание

фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе

пДОБЛП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РУЙИПМПЗПЧ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ОЕ ПВМБДБЕФ ОБЧЩЛБНЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС Й ЧПУРТЙОЙНБЕФ ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ МЙЫШ РПЧЕТИОПУФОП (ЕУМЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФ ЧППВЭЕ). й МЙЫШ 10 % МАДЕК ПВМБДБАФ ХНЕОЙЕН УМХЫБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЧОЙЛБФШ Ч УХЭОПУФШ УППВЭЕОЙС Й МЕЦБЭЙЕ ЪБ ЬФЙН УППВЭЕОЙЕН ЮХЧУФЧБ Й НЩУМЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП МХЮЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Л УМХЫБОЙА ПВМБДБАФ ЦЕОЭЙОЩ, НХЦЮЙОЩ ЦЕ ВПМЕЕ УЛМПОЩ УМХЫБФШ УБНЙИ УЕВС Й ЮБУФП РЕТЕВЙЧБАФ УПВЕУЕДОЙЛБ, ТБУУНБФТЙЧБС ВЕУЕДХ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФШ «УЕВС РПЛБЪБФШ», ЛБЛ ОЕЛПЕ УПТЕЧОПЧБОЙЕ.

рТЙНЕТПН ТБЪЗПЧПТБ, Ч ЛПФПТПН ПВБ ХЮБУФОЙЛБ ОЕ УМХЫБАФ ДТХЗ ДТХЗБ, НПЦЕФ ВЩФШ ДЙБМПЗ ЗЕТПЕЧ ПДОПЗП ЙЪ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ьТБЪНБ тПФФЕТДБНУЛПЗП:

«бООЙК: с УМЩЫБМ, ФЩ ВЩМ ОБ УЧБДШВЕ рБОЛТБФЙС У бМШВЙОПК.

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ВЩЧБМП Х НЕОС ФБЛПЗП ОЕХДБЮОПЗП РМБЧБОЙС, ЛБЛ УЕКЮБУ.

бООЙК: юФП ФЩ ЗПЧПТЙЫШ? фБЛ НОПЗП УПВТБМПУШ ОБТПДХ?

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ НПС ЦЙЪОШ ДЕЫЕЧМЕ ОЕ УФПЙМБ.

рПЮЕНХ ЦЕ НЩ ОЕ УМХЫБЕН, ИПФС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ НПЦЕФ ДБФШ ОБН ЧПЪНПЦОПУФШ ХЪОБФШ ОПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФПН, ЮФП ПОП УРПУПВОП ТБУЛТЩФШ ОБН ЧОХФТЕООЙК НЙТ УПВЕУЕДОЙЛБ? рТЙЮЙОЩ ЬФПЗП ДПЧПМШОП ФТЙЧЙБМШОЩ:

нЩ ОЕ ИПФЙН ФТБФЙФШ ОБ ЧЩУМХЫЙЧБОЙЕ УПВЕУЕДОЙЛБ ЧТЕНС Й УЙМЩ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ Х ОБУ УМПЦЙМПУШ ОЕРПЛПМЕВЙНПЕ НОЕОЙЕ РП ЧПРТПУХ, П ЛПФПТПН ЙДЕФ ТЕЮШ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ УЮЙФБЕН УЕВС УРЕГЙБМЙУФБНЙ РП ТБУУНБФТЙЧБЕНПК РТПВМЕНЕ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ ВПЙНУС ЛТЙФЙЛЙ Ч УЧПК БДТЕУ (Б ЙНЕООП ЛТЙФЙЛХ Й ОХЦОП УМХЫБФШ УБНЩН ЧОЙНБФЕМШОЩН ПВТБЪПН).

й, ОБЛПОЕГ, НЩ ОЕ УМХЫБЕН РТПУФП РПФПНХ, ЮФП ОБУ ЬФПНХ ОЕ ОБХЮЙМЙ. дБ-ДБ! йУЛХУУФЧХ УМХЫБОЙС ОХЦОП ХЮЙФШУС!

фБЛ ЛБЛ ЦЕ РТБЧЙМШОП УМХЫБФШ? лБЛПЧЩ ХУМПЧЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС?

— РТЙ ВЕУЕДЕ У ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН ОХЦОП ХВТБФШ РПУФПТПООЙЕ НЩУМЙ;

— Ч РТПГЕУУЕ УМХЫБОЙС ОЕПВИПДЙНП РТПЙЪЧПДЙФШ БОБМЙЪ УЛТЩФПК Ч ТЕЮЙ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ, РТЙЮЙО, ФПМЛОХЧЫЙИ ЕЗП ОБ ТБЪЗПЧПТ;

— РПЛБ ЗПЧПТЙФ УПВЕУЕДОЙЛ, ОЕМШЪС ПВДХНЩЧБФШ ЛПОФТБТЗХНЕОФЩ, ЬФП ЧРПМОЕ НПЦОП УДЕМБФШ Ч РБХЪБИ, РПУЛПМШЛХ УЛПТПУФШ НЩЫМЕОЙС РТЙНЕТОП Ч 4 ТБЪБ ВПМШЫЕ УЛПТПУФЙ ТЕЮЙ;

— ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ РЕТЕВЙЧБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ;

— УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УХЭОПУФЙ ТБЪЗПЧПТБ.

* оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РЕТЧЩК ЬФБР ПЧМБДЕОЙС ФЕИОЙЛПК УМХЫБОЙС, Ф.Е. РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЧОЙНБФЕМШОПЕ НПМЮБОЙЕ ВЕЪ ЧНЕЫБФЕМШУФЧБ Ч ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙМЙ У НЙОЙНБМШОЩН ЧНЕЫБФЕМШУФЧПН.

рТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ ЛПОФБЛФ У УПВЕУЕДОЙЛПН РПДДЕТЦЙЧБЕФУС ОЕЧЕТВБМШОП Й РТПУФЕКЫЙНЙ ЖТБЪБНЙ, ОБРТЙНЕТ: «дБ», «РПОЙНБА», «ХЗХ», «РПЮЕНХ» Й Ф.Д. оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ПЮЕОШ ЮБУФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ОЕПВИПДЙНП УПВЕУЕДОЙЛХ, РПУЛПМШЛХ ЛБЦДЩК ИПЮЕФ ВЩФШ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХУМЩЫБООЩН. пВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ ФБЛПК РТЙНЕТ. хЮБУФОЙЛПЧ ПДОПЗП ЬЛУРЕТЙНЕОФБ РПРТПУЙМЙ ЪБРЙУБФШ ОБ НБЗОЙФПЖПО УЧПА ТЕЮШ ОБ МАВХА ФЕНХ. ъБ ЬФП ЙН РТЕДМПЦЙМЙ ПРМБФХ, ЛПФПТБС ЪБЧЙУЕМБ ПФ ЧТЕНЕОЙ, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ДМЙФУС ТЕЮШ. оЕЛПФПТЩЕ ХЮБУФОЙЛЙ РТПЗПЧПТЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК РПДТСД. рПЮХЧУФЧПЧБЧ УЕВС МХЮЫЕ, ФБЛ ЛБЛ ОЕЛПФПТЩН ЙЪ ОЙИ ЧРЕТЧЩЕ РТЕДУФБЧЙМБУШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩЗПЧПТЙФШУС, НОПЗЙЕ ПФЛБЪБМЙУШ ПФ ПРМБФЩ Й ТЕЫЙМЙ, ЮФП НБЗОЙФПЖПО МХЮЫЕ ЧУСЛПЗП УПВЕУЕДОЙЛБ.

дБЦЕ РТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ НПЦОП ЪОБЮЙФЕМШОП ПВМЕЗЮЙФШ ПВЭЕОЙЕ У УПВЕУЕДОЙЛПН, РПУЛПМШЛХ, ЮФП ДБЦЕ ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩК ЪОБЛ ЧОЙНБОЙС РПВХЦДБЕФ РТПДПМЦБФШ ТБЪЗПЧПТ, Б ОЕКФТБМШОЩЕ ЖТБЪЩ УОЙНБАФ ОБРТСЦЕОЙЕ (ЧУРПНОЙФЕ, ЛБЛ ЧЩ УБНЙ УЕВС ЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛПЗДБ ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, Б УПВЕУЕДОЙЛ ОЕ РТПЙЪОПУЙФ ОЙ УМПЧБ!).

оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ХНЕУФОП Ч УМЕДХАЭЙИ УМХЮБСИ:

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ИПЮЕФ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС;

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ЗПЧПТЙФ П УЧПЙИ РТПВМЕНБИ;

— Ч ОБРТСЦЕООЩИ УЙФХБГЙСИ;

— РТЙ ТБЪЗПЧПТЕ У ЧЩЫЕУФПСЭЙН РП ДПМЦОПУФЙ (ЕУМЙ, ОБРТЙНЕТ, ЧБУ ЛТЙФЙЛХЕФ ОБЮБМШОЙЛ).

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС, Ч ПУОПЧОПН, ДМС ОЕДЙУЛХУУЙПООЩИ ТБЪЗПЧПТПЧ, МЙВП РТЙ ХЗТПЪЕ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛПОЖМЙЛФОПК УЙФХБГЙЙ. пУПВЕООП ЧБЦОП ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ ДМС ТХЛПЧПДЙФЕМЕК. йУУМЕДПЧБОЙС РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП Ч ФЕИ ЖЙТНБИ, Ч ЛПФПТЩИ ТХЛПЧПДЙФЕМШ УРПУПВЕО ЧЩУМХЫБФШ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ, РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ ОБНОПЗП ЧЩЫЕ, ЮЕН Ч ЖЙТНБИ, ТХЛПЧПДЙФЕМШ ЛПФПТЩИ ЛТБУЙЧП ЗПЧПТЙФ, ОП ОЕ ХНЕЕФ УМХЫБФШ.

тЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УМЕДХАЭЙИ РТЙЕНПЧ РПДДЕТЦЛЙ УПВЕУЕДОЙЛБ:

«ЮФП ЧЩ ЙНЕЕФЕ Ч ЧЙДХ?»,

«ОЕ НПЗМЙ ВЩ чЩ ПВЯСУОЙФШ?»

— РБТБЖТБЪ, ФП ЕУФШ РПЧФПТЕОЙЕ УМПЧ УПВЕУЕДОЙЛБ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, ЮФПВЩ ХДПУФПЧЕТЙФУС, ЮФП ЧЩ ЕЗП РТБЧЙМШОП РПОСМЙ:

«нОЕ ЛБЦЕФУС, чЩ ЮХЧУФЧХЕФЕ. «,

«рПОЙНБА, чЩ УЕКЮБУ ТБЪЗОЕЧБОЩ. «;

— РТПДПМЦЕОЙЕ, ФП ЕУФШ ЧЛМЙОЙЧБОЙЕ Ч ЖТБЪХ УПВЕУЕДОЙЛБ Й ПЛПОЮБОЙЕ ЕЕ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, МЙВП РПДУЛБЪЩЧБОЙЕ УМПЧ;

— ПГЕОЛЙ: «ЧБЫЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ ЪБНБОЮЙЧП», «НОЕ ОЕ ОТБЧЙФУС»;

«чБЫЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ. «,

рТПГЕУУ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ЬФБРПЧ.

УПВЕУЕДОЙЛБ

что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
1. йОЖПТНБГЙПООЩКдБФШ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙСРПДДБЛЙЧБОЙЕ, РПВХЦДЕОЙЕ, ОЕЧЕТВБМШОБС РПДДЕТЦЛБ
2. хСУОЕОЙЕхВЕДЙФШУС, ЮФП ЧЩ РТБЧЙМШОП ЕЗП РПОСМЙчЩСУОЕОЙЕ, РБТБЖТБЪ, ПФТБЦЕОЙЕ ЮХЧУФЧ
3. ъБЧЕТЫБАЭЙКдПВЙФШУС УПЧНЕУФОПЗП ТЕЫЕОЙСпГЕОЛЙ, РТПДПМЦЕОЙЕ,

ч ДЕМПЧПК ВЕУЕДЕ УФБТБКФЕУШ РТЙНЕОСФШ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС:

вХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ Й РПЛБЪЩЧБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ, ЮФП ЧЩ ЧОЙНБФЕМШОЩ.

уФБТБКФЕУШ УПУТЕДПФПЮЙФШУС ОЕ ФПМШЛП ОБ УНЩУМЕ УЛБЪБООПЗП УПВЕУЕДОЙЛПН, ОП Й ОБ ЙУФЙООПН УППВЭЕОЙЙ, ЛПФПТПЕ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ВЩЧБЕФ УЛТЩФП.

уМХЫБКФЕ, ОЕ РЕТЕВЙЧБС, ДБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩЗПЧПТЙФШУС.

оЕ ФПТПРЙФЕУШ У ПГЕОЛБНЙ Й ЧЩЧПДБНЙ, УОБЮБМБ ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЙНЕООП ЙНЕМ Ч ЧЙДХ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ.

йЪВЕЗБКФЕ ЗПЧПТЙФШ УПВЕУЕДОЙЛХ «с чБУ РПОЙНБА», РПУЛПМШЛХ ЬФБ ЖТБЪБ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ОЕЗБФЙЧОП, МХЮЫЕ ЧУЕЗП РТСНП ХЛБЪБФШ ФХ ЬНПГЙА ЙМЙ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ЙУРЩФЩЧБЕФ чБЫ УПВЕУЕДОЙЛ (ЪБ ЬФП ЧБН ВХДХФ ВМБЗПДБТОЩ).

еУМЙ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ РТПСЧМСЕФ ЙЪМЙЫОАА ЬНПГЙПОБМШОПУФШ, УМХЫБКФЕ ФПМШЛП УНЩУМ УЛБЪБООПЗП, УБНЙ ОЕ РПДРБДБКФЕ РПД ЧМБУФШ ЬНПГЙК, ЙОБЮЕ П РТЙОСФПН Ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ ТЕЫЕОЙЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ДПМЗП ЦБМЕФШ.

пФЧЕЮБС ОБ ЧПРТПУ, ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЛПОЛТЕФОП ИПЮЕФ ХЪОБФШ УПВЕУЕДОЙЛ, ЙОБЮЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ДБФШ ЙЪМЙЫОАА ЙМЙ ОЕОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА.

еУМЙ ГЕМША ВЕУЕДЩ СЧМСЕФУС РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙС, ЙУРПМШЪХКФЕ ТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ.

Источник

Рефлексивное слушание

Практика показывает — часто лишь малая часть сказанного находит понимание. Мало собеседнику задать вопрос — нужно добиться того, чтобы собеседник понял вопрос, а мы поняли ответ. Для этого и применяется рефлексивное слушание.

Данный метод применяется в ситуациях, когда у собеседников разный уровень коммуникативных навыков. Например, требуется понять смысл используемых терминов или контекст слов визави.

Методы рефлексивного слушания

В этом типе слушания применимы те же методы, что и в активном слушании. А именно:

Уточнение. Если сказанное визави не понятно или может истолковываться двояко, то правильным будет напрямую запросить дополнительную информацию. Для этого достаточно прямо задать вопрос. Например:

«Что вы имеете в виду, говоря о…?»

Помимо того, что мы получаем дополнительную информацию мы демонстрируем то, что слушаем собеседника. Собеседник говорит не сам с собой, его слова слышат. Это способно побуждать говорить дальше.

Если у нас мало информации, то утвердительный ответ может быть неверно истолкован. Например, собеседник высказывает обеспокоенность процесса подготовки к некому проекту. Если мы попытаемся поддержать визави без достаточной информации, то это может ему подсказать — мы на разных волнах, у нас нет понимания. Вместо этого мы задаем уточняющие вопросы о том, что именно вызвало у него такую обеспокоенность.

Парафраз или перефразирование. Этот метод подразумевает, что мы повторяем сказанное другим человеком своими словами. Парафраз может начинаться с вопроса, типа:

«Правильно ли я вас понимаю, что…?»

Мы даем обратную связь. Мы демонстрируем, что слышим другого человека. И у нас есть понимание — верно ли это понимание визави может оценить.

С другой стороны парафраз позволяет в случае необходимости амортизировать негатив со стороны собеседника. Например:

«Другими словами ты ожидал другой реакции, правильно я понял?»

Эхо или повтор. Мы просто повторяем то, что было сказано собеседником. С одной стороны мы демонстрируем внимание к словам другого человека. С другой — даем возможность собеседнику услышать его же слова и оценить со стороны.

Резюмирование или подведение предварительных итогов. В этом приеме мы кратко подводим те итоги, к которым успели прийти. Такой подход дает понять, в правильно ли направлении мы движемся. Мы можем привести в порядок поток мыслей и синхронизировать общее понимание ситуации. Резюмирование широко используется в деловой сфере, например, в продажах.

Источник

Техники рефлексивного слушания

что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание

Все перечисленные ниже техники объединяет направленность на одновременное решение трех основных задач:

Непонимание

Первая техника, направленная на улучшение взаимопонимания, выглядит на первый взгляд парадоксально: это демонстрация непонимания. Бывает полезно просто заявить: «Я не понимаю, что вы имеете в виду». При этом важно, чтобы слушающий проявлял готовность ждать более точной передачи всего сообщения, сохраняя «нейтралитет» и не высказывая раздражения или неудовольствия.

Когда, выслушивая собеседника, мы его плохо понимаем, мы можем честно и прямо об этом сказать. Принцип, которым руководствуются при применении этой техники, прост: если чего-то не понимаешь — скажи об этом. Многие люди стесняются говорить о том, что они чего-то не поняли. Часто источником таких опасений являются воспоминания об учебе в школе. Если взрослые, обучающие ребенка, руководствуются принципом: «Умный все понимает с первого раза!», то его Детское эго-состояние может решить: «Если я чего-то не понимаю, значит, я — плохой». Взрослый человек, живущий с таким Детским решением, будет, скорее всего, стремиться скрыть от окружающих, что он чего-то не понимает. Он будет додумывать, делать умный вид, глубокомысленно кивать и тем самым вводить собеседника в заблуждение. Хотя, если собеседник заинтересован в том, чтобы быть понятым, он, столкнувшись с непониманием, скорее всего, приложил бы усилия к тому, чтобы его поняли правильно.

Если вернуться к примеру, приведенному выше, то психолог, например, могла бы сказать: «Я пока действительно не понимаю, что у вас случилось. Но мне хотелось бы вас понять. Может, расскажите поподробнее. »

Отражение (эхо)

Отражение — это повторение слов или фраз собеседника. Обычно оно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями.

Использование этой техники чрезвычайно широко распространено в психотерапевтической и консультационной практике. Она встречается в психологической литературе под разными названиями и является одной из характерных черт психологического консультирования в США. Одним из апологетов этой техники был Карл Роджерс.

В практике консультирования отражаются не любые фразы, а высказывания, по той или иной причине значимые для клиента, сопровождающиеся выраженными эмоциями. Имеет смысл использовать эту технику и для отражения ключевых фраз, на которых клиент делает смысловое ударение. Это дает ему возможность почувствовать, что он услышан, что психолог понимает его.

Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повторение) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания, не вводит в него дополнительную смысловую нагрузку от себя, то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.

Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению, является центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного отражения является отсутствие в нем искажений восприятия, которые могут быть допущены слушателем. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего, а не на основе собственных взглядов психолога и его оценок важности того или иного фрагмента (в том числе и для психологической помощи).

Отражение не стоит применять слишком часто, чтобы у партнера не сложилось впечатление, что его передразнивают. Эта техника наиболее уместна в тех ситуациях, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным или где его высказывания несут эмоциональную нагрузку. Иногда отражение последних слов фразы партнера используется во время продолжительных пауз в качестве приглашения продолжить рассказ.

Перефразирование (парафраза)

Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. В беседе парафраза состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование, как ни странно, полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами:

При перефразировании важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

Используя технику парафраза в процессе консультирования, психолог главным образом сосредотачивается на смысле и идеях, а не установках и чувствах клиента. Повторяя рациональное содержание высказывания своими словами, психолог может проверить точность своего понимания существа дела, по которому обратился клиент, и лучше разобраться в том, что клиент хочет от психолога (в чем его призыв). Одновременно психолог поощряет клиента не просто четче сформулировать проблему, но и самому лучше прояснить ее смысл.

В отличие от «эха», не вносящего искажений в услышанное, парафраза изначально предполагает, что психолог не пересказывает фрагмент монолога, а передает его смысл своими словами. Конечно, при этом он может упустить основную мысль или исказить ее, но значение перефразирования в том именно и состоит, чтобы проверить, точно ли наше понимание собеседника.

Возвращаясь к нашему примеру, мы можем представить, что психолог говорит в ответ: «Правильно ли я понимаю, что ваш сын отказывается с вами жить, и вы хотели бы это обсудить с психологом?» или «Вы хотели обсудить со мной ситуацию, которая сложилась в вашей семье, но вас смущает мой возраст?»

При переформулировании, вызвавшем одобрение клиента («Да, вы меня правильно поняли…»), психолог убеждается в точности своего понимания, а клиент чувствует, что его понимают. Как следствие, растет его доверие к психологу и он сам частично опровергает свое предположение о том, что психолог не в состоянии его понять.

Если парафраза вызвала неодобрение рассказчика («Нет, вы меня правильно поняли. Мой сын не отказывается жить со мной. Он просто убежал из дому, ничего не объяснив…»), психолог обнаруживает, что неточно понимает смысл сообщения. Однако, если при этом психолог ясно показывает, что старается его понять, клиент, как правило, одобрительно относится к самой этой попытке. Он стремится уточнить, развить свою мысль таким образом, чтобы она была более понятной психологу, а заодно и для себя уточняет смысл происходящего.

Резюмирование

Резюмирование — это техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным.

Эта техника вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство. Она дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли.

Вступительными фразами могут быть, например, такие: :

Далее вы буквально в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он рассказывал вам в течение пяти—десяти минут. При этом вы отмечаете ключевые моменты его истории, но подбираете для этого самую лаконичную форму. Если бы клиент из нашего примера сразу же избрал второй, более полный вариант изложения своей проблемы, резюме этого рассказа могло бы выглядеть примерно так: «Вот что я поняла из вашего рассказа. После вчерашней ссоры ваш сын не ночевал дома. Вы тревожитесь за него, и вам бы хотелось наладить с ним отношения. Вы хотели бы обсудить со мной, как исправить ситуацию и укрепить ваши отношения в будущем. Правильно я вас понимаю?»

Естественно, это не единственный вариант. Психолог мог сделать акцент на ссоре и ее последствиях, на чувствах клиента и их динамике, на обвинениях и доверии… Очень важная особенность резюме в том, что резюмирующий с помощью лингвистических средств может так изменить акценты в рассказе клиента, что некоторым образом изменится его исходный смысл. Причем рассказчик, невнимательно слушая резюме, может с ним согласиться, непреднамеренно вводя слушателя в заблуждение.

Например, психолог говорит: «Можно сказать так: у вас конфликт в семье, в котором участвуют и ваш сын, и жена, и родственники. И вам бы не хотелось, чтобы я встала на их сторону…»

Собственно говоря, клиенту тут нечего возразить. Формально смысл рассказа передан верно, и ему придется ответить: «Да». Однако смещенные смысловые акценты могут увести разговор с темы, остроактуальной для клиента (сын), на другую тему, интересную психологу.

Во избежание негативного влияния резюмирования на ход консультации важно помнить о ведущем принципе его применения: тему разговора выбирает клиент; психолог лишь следует за ним.

Резюмирование может оказаться эффективным и в случаях, когда клиент «ходит по кругу», возвращается к уже сказанному. Такое поведение рассказчика часто связано с тем, что он опасается, что его не

поняли или поняли неправильно. Формулируя точное резюме, психолог показывает, как он понял уже услышанную часть истории клиента, и тем самым «подводит черту».

Помимо психологического консультирования, резюмирование уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий или в таких ситуациях, где необходимо решать какие-либо проблемы.

Во время такого рода совещаний и переговоров длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик. Резюмирующие заявления помогут обсуждающим не тратить много времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики собеседников, отвлекаясь от обсуждения содержания самой проблемы.

Прояснение

Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры или остановиться на чем-то подробнее. Эту технику рефлексивного слушания можно назвать прояснение (или выяснение). Прояснение — это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чем идет речь.

Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно следующее:

Такие реплики психолога призывают клиента сделать уточнение по поводу того, о чем он только что рассказывал. Если же психолог понял общий смысл высказывания, но нуждается в дополнительных деталях для прояснения ситуации, он может обратиться к говорящему с прямой просьбой расширить ответ:

Такая просьба может быть ретроспективной, то есть возвращать клиента к теме, которая прозвучала ранее, но не была достаточно раскрыта: «Вы говорили, что… Вы могли бы рассказать об этом подробнее?»

Прояснение может быть направлено на устранение логических противоречий в материале. Тогда оно принимает вид конфронтационной просьбы. Ее суть заключается в том, что психолог, обнаруживший противоречия в высказываниях говорящего, корректно сообщает ему об этом и просит разъяснений: «Я не уверена, что поняла вас правильно. Вы говорили, что…, а теперь говорите, что… Нет ли здесь противоречия?»

Важно заметить, что конфронтация в психологическом консультировании служит не для того, чтобы одержать «победу» над клиентом, ввергнуть его в смущение, доказав ему, что он не может логически мыслить. Смысл ее как раз в обратном: с помощью конфронтации мы пытаемся лучше его понять и укрепляем его Взрослое мышление. Поэтому на применение конфронтационного пояснения накладывается важное ограничение: оно должно быть корректно сформулированным (не задевать личность) и уместным.

Напоминаю, что основной принцип интервью в контексте консультации состоит не в том, чтобы заставить клиента говорить о том, что хочется услышать психологу, а в том, чтобы предоставить ему возможность максимально выразить то, что он хочет выразить. Описанные выше вопросы оказывают сильное воздействие на содержание разговора, поскольку психолог прямо указывает, какой аспект темы его интересует. Но клиент все-таки развивает уже высказанную мысль и продолжает определять направление разговора.

Однако в отдельных случаях технику прояснения можно использовать и для того, чтобы сменить тему разговора на тему, которая не является развитием или уточнением предыдущего рассказа клиента.

Этим приемом можно воспользоваться, если создается впечатление, что клиент хочет о чем-то рассказать, но почему-то не может начать разговор, рассуждает на общие темы, теоретизирует. Может быть, он упомянул о чем-то «вскользь», проявив при этом эмоциональную реакцию, но не остановился на этом подробно.

Такое предложение является сильным вмешательством в естественный ход высказываний. Разговор может перейти на тему, не значимую для клиента, и он не расскажет о том, что для него действительно важно.

Принцип № 1. Тему выбирает клиент, психолог «идет следом», стимулируя продолжение разговора, помогая говорящему сформулировать однозначно понятные высказывания.

Принцип № 2. Рекомендуется не пользоваться более сильным стимулом, пока не исчерпано действие более слабого.

Еще раз перечислим основные техники, направленные на понимание рационального компонента сообщения, в порядке возрастания их силы:

На первый взгляд рекомендации по рефлексивному слушанию могут показаться обманчиво простыми, но как только ими начинают пользоваться, оказывается, что правильно использовать их не так-то легко. Вначале предлагаемые техники могут показаться неудобными, вычурными, искусственными. Со временем, по мере их регулярного использования в практике, вы накопите необходимый опыт и научитесь слушать рефлексивно простым и естественным образом.

Использование техник понимающего слушания занимает много времени, однако дает значительные преимущества, поскольку мы воспринимаем рациональное высказывание неточно чаще, чем кажется.

Практикум

Цель работы. Изучение роли рефлексивного слушания в установлении взаимопонимания. Апробирование техник рефлексивного слушания.

Ход работы

Упражнение выполняется в группах из трех человек.

Инструкция для рассказчиков. Вспомните событие, которое вас расстроило. Это НЕ должно быть очень трагическое событие.

Инструкция для слушателей. Вы должны внимательно слушать, используя техники пассивного слушания. Когда партнер завершит рассказ (или через 5 минут), перескажите его историю своими словами, как вы ее поняли. Не оценивайте, не упрекайте, не одобряйте, не утешайте, не задавайте вопросов! Передайте смысл истории, демонстрируя понимание.

Инструкция для наблюдателей. Расскажите слушателю о вашем впечатлении о нем как о слушателе; расскажите о ваших впечатлениях относительно использования слушателем техник номинальной поддержки; насколько точно и корректно слушателю удалось пересказать историю рассказчика и какие реакции пересказ вызвал у слушателя.

Обсуждение и выводы

Обсуждение происходит в группах, состоящих из нескольких объединенных «троек».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание
что такое рефлексивное слушание. Смотреть фото что такое рефлексивное слушание. Смотреть картинку что такое рефлексивное слушание. Картинка про что такое рефлексивное слушание. Фото что такое рефлексивное слушание