что делать если собака не хочет играть
Если собака не хочет играть
Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных
Многие собаки любят играть. Однако не все. Что делать, если собака не хочет играть? И нужно ли развивать игровую мотивацию собаки?
Фото: freeimg.net
Начнем с ответа на второй вопрос. Да, игровую мотивацию собаки развивать нужно. Игра – отличный способ закрепить уже изученный навык. Это прекрасная возможность отработать послушание в условиях контролируемого возбуждения собаки. А игра – как раз способ создать тот самый контролируемый уровень возбуждения.
Если собака слышит вас даже в запале очень активной игры, велика вероятность, что она услышит вас и тогда, когда увидела кошку или из-под лап взлетела птичка.
Но что делать, если собака не хочет играть? Нужно развивать игровую мотивацию! Это может потребовать некоторых усилий и времени, но они того стоят. В первую очередь необходимо провести ревизию игрушек, которые у вас есть (нравятся ли они собаке?) И вашего стиля игры. Не слишком ли вы давите? Или, может, собаке, наоборот, скучно? Начинать стоит с тех игр и игрушек, которые хоть немного увлекают собаку, и потом постепенно переходить к более «сложным» для питомца.
Даже если все совсем плохо, не стоит отчаиваться. Есть специально разработанные упражнения, которые могут сделать «игровика» даже из совсем не играющей собаки. Это использование специальных игрушек, «охота» на игрушку, буксировка к игрушке, бег наперегонки и так далее, и тому подобное. Так что нет ничего невозможного. Главное – ваш энтузиазм и терпение.
Если у вас не получается самостоятельно привить собаке любовь к играм, вы можете обратиться за консультацией к специалисту, работающему методом положительного подкрепления, и вместе разработаете индивидуальную программу для вашего четвероногого друга.
Вы также можете воспользоваться видеокурсами о воспитании и дрессировке собак гуманными методами.
Собака не хочет играть
Дело не в тебе, дело во мне: если собака не хочет играть с вами, проблема может быть именно в вас.
Наверное, вы слышали фразу: «Жизнь коротка, поиграйте с собакой!» «Отлично, — думаете вы. – Я сделаю это!» В конце концов, собаки играют друг с другом до тех пор, пока не упадут на землю от усталости. Собаки играют и с людьми, хотя это умение не всегда приходит само собой. Были ли у вас случаи, когда вы пытались поиграть с собакой, но у вас ничего не получалось? «Эта собака не умеет играть» — скорее всего, вы думали именно так.
Не торопитесь обвинять во всем собаку. Последние исследования говорят о том, что это вы тот, кто не «умеет играть». Изначально я посчитала, это исследование достаточно легкомысленным, распространяющим свое действие лишь на конкретные пары человек-собака. Но другие исследования, проведенные в 2014 году, показали, что играет ли собака с человеком, может стать решающим фактором для ее дальнейшей жизни. Но я забегаю вперед. Начнем с самого начала.
В 2001 году исследователь поведения и благосостояния животных Никола Руни (сейчас работает в университете Бристоля) хотела узнать ответ на очень простой вопрос. Ее и ее коллег интересовало, отвечают ли собаки на игровые сигналы от человека. В этом исследовании, добровольцы играли со своими собаками в течение 5 минут в комфортных условиях собственных домов. Велась видеозапись всех игровых сессий. Владельцев просили играть с собаками «как обычно», но было одно условие: нельзя было использовать какие-либо предметы и игрушки.
Виды игровых сигналов владельца собаки.
Все записи игровых сессий отсмотрели ученые и задокументировали, какое поведение предлагали владельцы, чтобы начать или поддержать игру. Ученые выделили 35 типов игровых сигналов, включая такие как постукивание по полу, хлопки в ладоши, толкание, похлопывание по собаке и, конечно же, игровой поклон. Люди так же пробовали: дуть на собаку, лаять на нее, хватать собаку за лапы. И поведение, которое являются моим фаворитом: «хозяин двигает своей рукой или пальцами, изображая движение насекомого или другого маленького создания».
Определение видов игрового поведения у людей было первым шагом. Основной целью было определить эффект этих сигналов: собаки начинали играть с хозяевами после этих сигналов или нет? И более узкий вопрос: сигналы, которые владельцы использовали чаще всего, вызывали игру чаще, чем редко используемые сигналы или нет?
Как научиться играть с не знакомой собакой?
Прежде чем рассказать о результатах исследований, я хочу чтобы вы вспомнили момент, когда ваша собака играет с вами. Что вы чувствуете в этот момент? Это восхитительно – по-моему, это очевидный и единственный ответ. Это восхитительно, когда вы с собакой на одной волне и оба увлечены взаимной игрой. Я помню одну собаку, которая была немного насторожена по отношению ко мне при нашей первой встрече. Я зашла в комнату, где она сидела, и получила лишь мимолетный взгляд, пока она кралась из комнаты. Спустя время, игнорируя ее, давая ей возможность обнюхать меня, кидая лакомства на пол, я получила то, что хотела. Попытки уйти уменьшились, и однажды мы сидели на полу, и собака показала мне игровой поклон! Полноценный игровой поклон! И это было потрясающе! Так и было, пока я не почувствовала огромный груз ответственности. Что мне теперь делать? Какое игровое поведение максимально точно покажет ей мои добрые намерения? Многие игровые поведения включают в себя прикосновения, но мы определенно еще не были на стадии прикосновений. Очевидно, что думала я очень напряженно.
Насколько я помню, я ответила ей игровым поклоном, который определяется как «поза, схожая с игровым поклоном у собак, с ладонями и коленями, касающимися земли, руки слегка согнуты в локтях, кисти разведены в сторону». А может быть я показала «сокращенный» игровой поклон, держа руки на бедрах. Я не хотела быть слишком громкой или резкой. Зная себя, я уверена, что у меня было игривое лицо. Гораздо позже, когда мы были в фазе «прикосновения – это круто», я стала отвечать на игровой поклон боданием ее головой в бок. Я помню, как думала: «Я не знаю, сработает ли это. Но попробовать надо!»
Теперь, когда мы вошли в фазу совместных игр, у меня есть лучшее понимание того, какие были наши дни без игр. Эти дни были отмечены дымкой беспокойства, осознанием того как игра будет выглядеть для нас, и пониманием, что не все, что я предложу, будет адекватно воспринято с той стороны. Я хотела, что наши отношения шли вперед, но еще больше я хотела, чтобы они не откатились назад.
Эффективные и неэффективные игровые сигналы для собак.
Я была права, что была озабочена игровыми позами. Из 35 наиболее популярных игровых сигналов, Руни и коллеги выяснили, что популярность игрового сигнала «не связана с успехом этого игрового сигнала в инициировании или поддержании игры». Например, постукивание по полу использовалась наиболее часто, но игра следовала за этим лишь в 38% случаев. Похоже, что хлопки по полу не очень подходящий сигнал для начала или поддержания игры. Другие неуспешные, но часто используемые сигналы это хватание собаки за шею и хлопанье в ладоши. Некоторые сигналы вообще ни разу не привели к игре! Сигналами с нулевым КПД были: поднимание собаки, целование собаки, наступание собаке на лапу. Эти «игровые сигналы» начали ровно ноль игр.
Еще не все потеряно! Несколько видов поведения были очень успешны. Руни и коллеги выяснили, что убегание от собаки и бег за ней ассоциировались с игрой в 100% случаев! Похлопывание себя по груди (жест, приглашающий собаку прыгнуть на хозяина), хватание и удержание лапы, и конечно же, игровые поклоны были так же достаточно успешны как приглашения к игре.
Выводы исследователей немного мрачные:
«Мы считаем, что люди часто используют неэффективные игровые сигналы».
Вместо того, чтобы обвинять собак в том, что они «играют не правильно», людям стоит присмотреться к своему собственному поведению и оценить его эффективность, осознавая, что некоторые игровые сигналы более продуктивны, чем другие.
Иногда мы переносим всю ответственность на собак, когда не видим того игрового поведения, которое хотели бы увидеть, даже неосознанно. Один из путей объяснить этот феномен – это посмотреть влияет ли игровое поведение собаки из приюта на то, будет ли она усыновлена. Александра Протопопова и ее коллеги в Университете Флориды (University of Florida Canine Cognition and Behavior Lab) и в Государственном Университете Аризоны (Arizona State University Canine Science Collaboratory) выяснили, что когда потенциальный хозяин собаки берет ее для общения один на один, только две вещи влияют на то, уедет ли собака с ним домой: 1) лежит ли собака в непосредственной близости к человеку и 2) ответная реакция на приглашение поиграть.
Вы все поняли совершенно верно: из всех поведений, которые может предложить собаку при первой встрече, только два из них связаны с тем, заберут ли собаку в новый дом. Собаки, которые лежали в непосредственной близости к человеку, уезжали в новый дом в 14 раз чаще! А собаки, которые игнорировали приглашение к игре, чаще всего оставались в приюте.
Объединенные между собой, эти два исследования рисуют очень удручающую картину для собак в приютах: люди не всегда показывают игровые сигналы, которые приводят к игре, но люди вряд ли возьмут из приюта собаку, которая не отвечает на их игровые сигналы. Все остаются в проигрыше.
Когда я думаю о собаках в приютах, которые идут на «индивидуальное интервью», я очень надеюсь, что потенциальные хозяева будут к ним немного снисходительны. Список факторов, влияющих на то, будет или не будет собака играть с новым, совершенно незнакомым человеком, просто огромен. Во главе списка всегда стоит среда приюта, которая часто странная и хаотичная и может сильно пугать собаку. Не торопите события. Сдерживайте свои ожидания. Для собак из приюта, как на быстрых свиданиях, очень многое решается на первой встрече. Думайте и подвергайте сомнению свое игровое поведение так же часто, как и поведение собаки.
Автор Julie Hecht
перевод Лысикова Антонина
при перепечатке обязательна
10 вещей, из-за которых собаки не выполняют команды хозяина
Что творится в голове у собаки: ошибки при дрессировке собак
Когда такое происходит, избегайте повторять команды снова и снова, навязывая свою волю и пытаясь получить от пса нужную реакцию. Вместо этого сделайте шаг назад и успокойтесь. Советы BoredPanda должны помочь найти способы решения проблем, связанных с повиновением и дисциплиной вашего четвероногого друга. Эти проблемы наиболее распространены при дрессировке собак.
1. «Неинтересное» угощение: стоит ли собаке работать ради вашего поощрения?
Существует представление, что собаки работают для нас и выполняют приказы, чтобы доставить хозяевам удовольствие. Это романтический миф, который почти все принимают за правду, и поэтому его трудно развенчать. На самом деле собаки преследуют свои интересы, отлично зная собственную выгоду. Такие данные получены Ассоциацией дрессировщиков домашних собак (APDT). Получая команду, они, скорее всего, думают: «Что хорошего это означает для меня?».
Правильно употребляя лакомства как поощрение, действительно можно отличить собаку, которая хочет работать за вкусности, от собаки, которой все равно. Зачем псу утруждаться, если ему дадут в награду что-то не очень вкусное? Использование слишком простого угощения (например, корма) может оказаться вредным, если, конечно, ваша собака не обожает его. Особенно на начальных этапах обучения или когда вокруг вас происходит что-то, отвлекающее внимание пса. Поэтому убедитесь, что лакомства, которыми вы поощряете собаку, достойны ее внимания.
Также не забывайте выбирать лакомство мягкое, пахнущее и разделенное на небольшие кусочки. Это позволяет вашей собаке быстро проглотить награду и снова сосредоточить свое внимание на вас, а не отвлекаться на поедание более обильного угощения. Попробуйте использовать то, что ветеринар, тренер и писатель доктор Ян Данбар называет «Ferrari лакомств для собак»: сублимированную печень. При этом способе приготовления из замороженной печени в вакуумной среде удаляют влагу. Поэтому печенка, сохраняя все питательные свойства, превращается в небольшие легкие кусочки, которые удобно давать собаке, поощряя сделать то, что вы от нее хотите.
2. Низкий уровень подкрепления: вы мало вознаграждаете собаку?
На начальных этапах обучения, или когда вокруг много отвлекающих факторов, ваша собака может найти обнюхивание травы, осмотр, пометку территории или натягивание поводка более важными занятиями, чем слушать ваш голос и выполнять приказы. Почему так? Вероятно, потому, что есть стимулы, которые ей очень интересны и на которые она обращает больше внимания.
Возможно, собака в прошлом получила очень небольшую подготовку, основную часть своей жизни проведя на свободе без тренеров и их требований и оставшись практически без обучения. Повышайте уровень положительного подкрепления в настоящем времени, давая вашей собаке больше лакомств на тренировках. Это поможет мотивировать ее и научит уделять больше внимания вам, а не отвлекающим стимулам окружающей среды.
Низкий уровень подкрепления, когда вы ее ничем не поощряете или мало даете, может заставить вашу собаку разочароваться и отказаться от попыток. Помните, что на начальных этапах обучения вам нужна постоянная скорость подкрепления (вознаграждение за каждый успех). И только после того, как собака покажет признаки хорошей реакции, вы можете перейти к изменяемому графику (давать угощение за ее успехи только время от времени).
3. Высокие критерии: вы просите сразу слишком многого?
Именно здесь вступает в игру поговорка «Тише едешь – дальше будешь». Часто при дрессировке щенка возникает соблазн попытаться научить новому поведению сразу за один вечер. Когда собака перестает работать, вы начинаете думать: «Неужели я сразу слишком многого прошу?». Правильно думаете. Правда состоит в том, что собаки часто не реагируют на команду, так как это слишком сложно для них. Так что постарайтесь не увеличивать слишком интенсивно сложность ваших заданий. Лучше разбейте цель на несколько достижимых шагов, чтобы помочь собаке добиться успеха.
Например, если вы пытались приучить пса касаться кончика палки-мишени носом, то вы можете вознаградить ее за то, что она сначала коснулась любой части палки. Со временем, когда собака хорошо научится это делать, вы можете перейти к поощрению только за прикосновение к закругленному кончику на вершине палки. Постарайтесь изо всех сил, чтобы собака не остановилась при выполнении команды, и не делайте тренировки слишком длинными – пусть они будут короткими и приятными!
4. Высокий уровень отвлекающих факторов: не слишком ли много всего происходит вокруг?
Собаки учатся лучше всего, когда вокруг вас мало или совсем нет отвлекающих факторов, поэтому обязательно начинайте тренировки в тихой комнате, где почти ничего не происходит. Как только ваша собака сможет вести себя правильно в тихом месте, сделайте следующий шаг и постепенно начните требовать от собаки нужного поведения в более шумной комнате. Затем переходите во двор, на оживленную улицу, в парк для собак и так далее. Если вы сразу же начнете обучение на оживленной улице или в собачьем парке, ваш пес может не отреагировать, потому что вы еще не заложили основу для необходимого поведения.
5. Отсутствие дрессировки: воспитывали ли вашу собаку раньше?
Задача тренера – стать для пса интересным и достойным внимания, делая упор на методы обучения, основанные на вознаграждении. Почитайте книги или лекции по этому вопросу, например курс Адриенна Фарричелли «Тренировка мозга для собак».
6. Неясные сигналы: возможно, вы сбиваете собаку с толку?
Собаки выполняют действия последовательно, и в этом они преуспевают получше людей. Поэтому убедитесь, что вы всегда используете одну и ту же команду. При этом следите, чтобы и другие обучающие собаку делали то же самое. Если вы заставляете пса выполнить какую-то команду, а он просто сидит и смотрит на вас, то подумайте, используете ли вы эту команду последовательно и постоянно.
Нередко можно встретить семью, в которой жена, чтобы позвать собаку, использует слово «иди», муж зовет пса по имени, а дети просто говорят «сюда!». Никогда не отдавайте команду разными способами и убедитесь, что язык вашего тела соответствует словесной команде.
Сопровождайте команду определенным жестом и не меняйте его, потому что собаки очень внимательны и считывают язык тела быстрее, чем словесные сигналы. Кроме того, изо всех сил старайтесь не повторять команды снова и снова. Иначе собака перестанет вас слышать. Она научится не выполнять команду после первого раза, а вместо этого будет ждать, пока вы закончите фразу!
7. Нарастание разочарования: вы расстраиваетесь из-за неудач?
Собаки владеют языком тела и легко распознают ваше уныние. Когда они видят, что разочарование из-за неудач с обучением нарастает, то часто вместо того, чтобы становиться более послушными, они просто отключаются и перестают реагировать вообще. Если это произошло, то полезно попросить собаку выполнить действие, которое она хорошо знает (например, сидеть). С обязательным последующим вознаграждением, чтобы завершить тренировку на положительной ноте. Вы можете повторить неполучившееся упражнение немного позже. Возможно, если оно было слишком трудным для вашей собаки, его стоит разделить на более мелкие шаги.
Также имейте в виду, что если вы начинаете повышать голос, особенно наклоняясь прямо к морде собаки, то тем самым вы запугиваете ее. Пес будет чувствовать необходимость посылать вам сигналы умиротворения вместо выполнения ваших команд, умильно глядя в глаза и помахивая хвостом, стараясь задобрить хозяина.
8. Эмоциональные проблемы: мешают ли эмоции?
Если собака напугана, взволнована или нервничает, ее эмоциональное состояние может мешать дрессировке. Это связано с тем, что собаки часто находятся в состоянии «борьбы или бегства», а это влияет на их когнитивные функции и ухудшает способность к обучению. В этом случае вам, возможно, придется заниматься с псом там, где он будет меньше бояться, если его пугает улица, люди, машины или что-то еще. Затем постепенно вводите все больше и больше раздражителей, чтобы пес привык и не реагировал на окружение.
Если ваша собака испугалась грома, то вместо того, чтобы сразу дать ей послушать записи грозы на всю мощь колонок, вы должны сначала воспроизвести их на очень низкой громкости, чтобы пес распознал звук, но не испугался. Не забывайте поощрять собаку во время воспроизведения звука. Со временем и в ходе многочисленных тренировок увеличивайте громкость записи. Этот процесс известен как десенсибилизация и является распространенной техникой, которую используют в дрессировке собак.
9. Соображения по поводу здоровья: не испытывает ли собака боль или дискомфорт?
Если собака игнорирует команды и не слышит вас, то причина может крыться в том, что она чувствует себя плохо или некомфортно. Если пес всегда был послушным, а теперь стал вялым и не хочет работать, то стоит пойти к ветеринару, чтобы исключить любые проблемы со здоровьем. Неудобная посадка или нежелание лечь могут указывать на ортопедические проблемы.
Помимо медицинских проблем, у собак могут быть свои предпочтения. Некоторым может не нравиться тренироваться на определенных поверхностях – на траве, при лужах на асфальте. Возможно, им не по нраву погода – слишком жаркая, слишком ветреная или слишком холодная. Есть множество вероятных причин, по которым собаке некомфортно. Часто псу, который не желает выполнить команду, просто требуется облегчиться или напиться воды. Представьте, каково было бы вам самим сдавать экзамены при отсутствии туалета и возможности глотнуть воды!
10. Вы забываете приучать собаку задействовать свой ум?
Многие владельцы даже не знают о том, что когда дело касается собак, то срабатывает поговорка: «Праздный ум – мастерская дьявола». Когда они, уходя из дома на весь день, оставляют своих собак скучать на диване, это приводит к невыразимым проблемам с поведением у четвероногих. Простой секрет хорошо обученной собаки – задействовать ее ум и заставить хорошенько думать над выполнением поставленных задач.
В дикой природе еще до приручения собаки человеком большую часть своей жизни они проводили, выполняя задачи, необходимые для выживания. Даже в более современной истории собаки играли особую роль в отношениях с людьми. Это были работники, которые выполняли определенные действия: охота, выслеживание, езда в упряжи, уничтожение мелких животных. Эти естественные влечения все еще можно наблюдать у собак и сегодня! Например, вы знаете, как гончие любят преследовать по запахам, как некоторые породы терьеров любят копать, как древесные кунхаунды лают, заметив добычу на дереве.
В отличие от людей, которые не любят «каторжный» офисный труд с 9 до 17 и пять раз в неделю, собаки активно хотят работать. Когда у них нет такой возможности, то появляется склонность к поведенческим проблемам, непослушанию и психологическому неблагополучию. Многие владельцы тратят тысячи и тысячи на дрессировку собак, тогда как решение может быть простым – это усиление умственной стимуляции!
Для решения этой проблемы нужна литература, программы обучения, лекции для воспитателей собак. Полезную книгу написал сертифицированный тренер Адриенн Фарричелли. Его «Тренировка мозга для собак» («Brain training for dogs») – одна из первых обучающих программ, которая не только учит собак послушанию, лучшему поведению, важным навыкам и забавным трюкам. Она заставляет работать над повышением интеллекта и задействовать мозг собаки. Курс содержит 21 веселую и простую игру, новые и научно проверенные методы, которые обязательно улучшат жизнь и владельцу, и его собаке! К концу тренинга для собак питомец сможет приводить в порядок свои игрушки, играть на пианино (да, действительно, так обещает автор!), и при этом он будет более воспитанным и послушным.
Как выясняется, есть множество причин, по которым собака может вас не слушать и не подчиняться командам. Не называйте пса упрямым или глупым, не начинайте выкрикивать команды, как армейский старшина, и не забрасывайте дрессировку окончательно. Вместо этого попробуйте дать собаке передышку и подумайте, что на самом деле происходит. Лучшее понимание того, как собаки обучаются, – это прямой путь к лучшему обучению. Надеемся, это поможет вам и вашему питомцу!
Как приучить щенка играть своими игрушками
Для маленького щенка (как и для маленького ребенка) все окружающие предметы – это игрушки. У щенков нет рук, поэтому окружающий мир они исследуют с помощью рта. Все найденные предметы они пробуют на зубок, определяя, съедобно ли это, можно ли с этим играть или оно опасно. А теперь задумайтесь на минуту: есть ли в естественной среде обитания собак (мусорные свалки, окраины деревень) что-то такое, что бы щенок мог укусить и что бы не укусило его в ответ, чтобы при этом его мама очень сильно расстроилась? Есть ли в природе деление на «игрушки» и «не игрушки»? Нет. В природе есть деление только на «опасное» (что тебя убьет или поранит) и «безопасное» (что тебя не убьет и не поранит). Безопасное – это «игрушка», опасное – «не игрушка». С опасным играть нельзя, со всем остальным можно.
Проблемы начинаются, когда щенок попадает в «нелогичный» мир людей с их странной одержимостью категориями. Природная программа говорит ему, что играть нельзя только с опасными вещами. Человек говорит ему, что с большинством безопасных вещей тоже играть нельзя, и ожидает, что щенок должен сам понимать, что это за вещи. Представьте, что я положила перед вами десять разных мячей. Некоторые из них трогать можно, а некоторые нельзя. Как Вы узнаете, какие из них какие? Для щенка это все – игрушки, и это Ваша задача как хозяина – научить его, какие из них можно трогать, а какие нельзя.
Как Вы его этому научите? Если Вы являетесь обычным человеком (особенно, представителем западной культуры), Вы, скорее всего, будете стоять в сторонке, а когда щенок совершит ошибку, накажете его. Крикните «нет», отругаете, шлепнете свернутой газетой, потрясете за шкирку и так далее.
Если бы я была матушкой-природой, Вы бы очень быстро определили, какие можно трогать, а какие нельзя: за одни ругают, за другие нет. Но, к сожалению, я – человек. Иногда я ухожу в свои мысли и не замечаю, как Вы трогаете «запретный» мяч. Иногда я реагирую с запозданием и наказываю Вас за предыдущий «запретный» мяч, когда Вы уже трогаете другой (вполне может быть, что «разрешенный»). Вам хватит терпения решить эту задачу до конца? Или скорее Вы посчитаете, что этот миллион не стоит Ваших нервов, что я больная психопатка, и что лучше тихо посидеть, ничего не трогая, пока за мной не приедут вызванные Вами санитары?
Наказание учит щенка только одному – ничего не делать, пока этот непредсказуемый псих рядом. Зато когда хозяин уходит… или щенок сам уходит в другую комнату… ох, держитесь, носочки, цветочки и плинтусы! И даже если в этот момент Вы зайдете и поймаете его с поличным, он свяжет наказание не со своим занятием, а с Вами. Эти «игрушки» не «опасны»: он с ними только что 5 минут играл без вреда для здоровья. «Опасны» Вы!
Давайте снова вернемся к нашим десяти мячам. Вы трогаете первый – я улыбаюсь и говорю «правильно». Тянете руку ко второму – и на пути у Вас возникает барьер. Несколько попыток, и у Вас закрадывается мысль «может, эти мячи нельзя трогать?». Как быстро Вы разгадаете все мячи в таком случае? Это – обучение согласно «золотому принципу»: я награждаю Вас похвалой за правильные действия и не позволяю Вам совершить неправильное действие (тронуть «запретный» мяч). А в конце Вы еще и миллион рублей получаете!
Обучайте щенка отличать «игрушки» от «не игрушек» по такому же принципу. Награждайте его за взаимодействие с «правильными» игрушками и не допускайте взаимодействия с «неправильными» (не позволяйте этому взаимодействию подкрепиться). Звучит просто.
Говоря об игрушках, стоит сказать пару слов о мотивации. Мотивация – это движущая сила любой деятельности. В основе мотивации лежит некоторая потребность, которую животное хочет удовлетворить. А в мире вокруг существуют десятки или сотни (или даже тысячи) способов ее удовлетворения – предметов. Говоря простыми словами, мотивация – это желание животного удовлетворить существующую потребность данным конкретным предметом. Одну и ту же потребность разные предметы могут удовлетворять с разным успехом, и уровень связанной с каждым предметом мотивации тоже будет разным. Звучит сложно.
В главе про «волшебную кнопку» я привожу пример с выбором между картофелем и бататом. Это два предмета, способных удовлетворить одну потребность – в пище. В данном примере мотивация съесть картофель будет выше, чем мотивация съесть батат, поэтому Вы купите картофель. Выше она будет потому, что картофель Вам хорошо знаком, а батат Вы видите впервые и ничего о нем не знаете. Конечно, на уровень мотивации влияет множество других факторов помимо истории подкрепления, но они выходят за рамки этой книги.
Какое отношение это все имеет к игрушкам? С помощью игрушек щенок удовлетворяет различные свои потребности, каковых у него много. И наша задача как хозяев – предоставить ему подходящие предметы для удовлетворения каждой из этой потребностей, иначе он будет вынужден найти эти предметы сам (и его выбор Вам, наверняка, не понравится!)
Самая очевидная потребность маленького щенка, для удовлетворения которой нужны игрушки, – это помощь в прорезывании и смене зубов. У одного из западных тренеров (к сожалению, не помню его имени) я услышала интересную теорию, что у щенков существуют два периода смены зубов. Первый – это всем известный период, когда выпадают молочные зубы и на их месте вылезают постоянные. В это время щенок предпочитает жевать мягкие, «вязкие» вещи (например, текстиль, мягкую резину), поскольку они «помогают» выпасть молочным зубам. Длится он до 4 – 4.5 месяцев. Второй период смены зубов приходится на 7-10 месяцев, когда у щенка завершается рост костей челюсти и коренные зубы занимают свое окончательное положение. В этот период щенок предпочитает жевать твердые вещи (например, дерево, твердую резину). Это означает, что маленькому щенку Вы должны предоставить больше мягких игрушек (тряпочки, канатики, мягкий Конг, плюшевые игрушки), а по мере взросления сместить баланс в сторону твердых игрушек (специальные синтетические палочки и косточки, твердый Конг, толстые канатики с узлами).
Самая неочевидная потребность маленького щенка – потребность в обогащенной среде. Это потребность постоянно получать новый опыт. Щенку нужно исследовать окружающий мир, если не на зуб, то хотя бы на язык, уши, лапы и хвост. И должен он это делать под Вашим присмотром и руководством, чтобы Вы в режиме реального времени учили его правилам взаимодействия с этими вещами. Да, листики и бумажки можно кусать, а вот кота нельзя; кота можно лизать (если он не против, конечно). Если Вы не будете учить его этим правилам, он придумает их сам, и Вы потом мучительно долго будете менять его «веселые» правила на свои «скучные». К слову о правилах, животные считают первый полученный опыт правилом, а последующие опыты – исключениями из этого правила. Иными словами, если он тайком утащит носок и поиграет с ним, Ваши последующие запреты играть с носками он объяснит тем, что у Вас нынче плохое настроение, а не тем, что с носками в принципе нельзя играть. В общем, учите щенка изначально делать все правильно. Звучит знакомо, правда?
Есть хозяева, которые не оставляют своему щенку игрушек вообще. Есть хозяева, которые оставляют щенку одни и те же несколько игрушек, а потом удивляются, почему он грызет обувь и отрывает обои, ведь у него же есть его игрушки. Если Вы из их числа, представьте, что Вы несколько недель сидите один в белой комнате, где у Вас из развлечений есть сказка про Колобка, кроссворд (один!) и одна серия Вашего любимого сериала. Вам что, скучно? Но ведь у Вас же есть эти великолепные разнообразные развлечения!
Игрушки у щенка должны быть! Интересные и новые. Их не обязательно должно быть много: Вы можете их постоянно менять, каждые 2-3 дня убирая одну из игрушек в шкаф и доставая на ее место другую. Так каждую неделю у щенка будет новый набор игрушек, и они не будут успевать ему наскучить. Мячик, который он созерцает вот уже несколько недель кряду, заинтересует его не больше, чем Вас – разгаданный кроссворд. Отрывать обои намного интересней.
При выборе игрушек очень важно учитывать стиль игры щенка. В игре щенки практикуют отдельные звенья охотничьей цепочки. За каждым отдельным звеном стоит отдельная потребность к осуществлению данного поведения. Уровень потребности зависит от породы (для каких целей она выводилась) и от индивидуальных особенностей щенка.
Охотничья цепочка выглядит следующим образом: поиск – обнаружение – подкрадывание – погоня – хватающий укус – убивающий укус (и/или мотание головой) – расчленение – поедание.
В зависимости от породных и индивидуальных особенностей некоторые звенья этой цепочки могут отсутствовать, а некоторые могут быть гипертрофированны. Если щенок пытается удовлетворить потребность в поиске (залезает на кухонный стол, сует нос в мусорное ведро, копает дыру в диване), то и игрушки ему нужно предоставлять такие, которые позволят ее удовлетворить. Резиновая косточка и шкурка с пищалкой тут не помогут, а вот поисковые игры и головоломки, где нужно находить и извлекать кусочки еды, вполне. Если ему нравится «расчленять», давайте ему в качестве альтернативы картонные коробки или узел из лоскутков, которые он сможет безнаказанно разрывать на кусочки. (Следите за тем, чтобы он выплевывал отгрызенное! если он глотает, такие игрушки ему не подходят; попробуйте твердый Конг).
Попробуйте определить, какое звено охотничьей цепочки реализует щенок в игре с данным «запрещенным» предметом, и дайте ему «разрешенную» альтернативу, позволяющую осуществить это поведение.
В завершение поговорим о самой распространенной ошибке. Для многих хозяев оказывается слишком велик соблазн бегать за щенком и пытаться отобрать у него украденные «запрещенные» вещи. К сожалению, эта игра в догонялки является превосходнейшей наградой за игру с этими самыми вещами. Так Вы только поощрите и сделаете прочнее поведение щенка, от которого хотите избавиться. Хорошего решения этой проблемы нет! Если щенок уже играет с «запрещенной» вещью, любое Ваше действие ухудшит ситуацию. Вы можете только выбирать меньшее из зол. Этим меньшим злом будет игнорирование щенка (если он завладел «безопасным» предметом) или обмен (если завладел «опасным»). Большее из зол – насильное забирание у него вещи и/или наказание. (Подробнее об обмене и забирании предметов Вы узнаете в главе про охрану ресурсов).
Единственным хорошим решением проблемы игры с «запретными» вещами является ее предотвращение. Не давайте щенку возможности вовлечься в нежелательную игру. Для этого он должен либо находиться под Вашим активным присмотром, либо его передвижение должно быть ограничено с помощью клетки, манежа или привязи (к себе или к мебели рядом с местом отдыха). Кроме этого, предоставьте щенку разнообразные новые и интересные (соответствующие его стилю игры) игрушки и обязательно хвалите его и награждайте за то, что он с ними взаимодействует. Хорошим вариантом игрушки является Конг – он одновременно и достаточно мягкий, и достаточно твердый, его можно жевать, можно вылизывать, можно искать по запаху и можно подбрасывать, ловить и догонять. Одна игрушка может удовлетворить почти все охотничьи потребности. А главное, добываемая из него еда подкрепляет игру с ним, повышая мотивацию играть именно с Конгом, а не с другими предметами. Впрочем, теплая улыбка, добрые слова и мягкое поглаживание никогда не будут лишними.
Спасти свой дом от разрушения, а щенка от удара электрическим током легко. Для этого нужно либо изолировать все ценные и опасные вещи от щенка, либо щенка изолировать от них, и предложить ему интересные альтернативные игрушки, взаимодействие с которыми обильно награждать. Одновременно с этим исследуйте вместе со щенком окружающий мир, обучая его правилам поведения и обращения с теми или иными вещами. Вы и глазом моргнуть не успеете, как Ваш щенок станет благонадежным и воспитанным мохнатым гражданином!