что такое референс в кино
Словарь-продакшн: референс
Само слово «референс» имеет множество разных значений, исходя из контекста его применения. Даже в буквальном переводе с английского reference имеет несколько толкований – это ссылка, сноска, упоминание, справка.
В широком смысле слова это вспомогательное изображение, изучаемое перед началом работы для того, чтобы более точно передать детали. Иногда это слово сокращают до «реф» или «рефка».
В видеопроизводстве референсы используются по разному. Так, например, на этапе сценария и раскадровки референсы используются для того, чтобы более точно показать и заказчику, и исполнителю идею автора. Рассмотрим ситуацию. Допустим в сценарии фигурирует – «на столе стоят цветы» и если это важный момент для сюжета или атмосферы, то референс поможет всем понять, о чем идет речь. В данном случае изображение становится чем-то вроде визуального брифа, с которым соглашаются обе стороны
Референс также может помочь заказчику понять в какой стилистике съемок продакшн-студия предлагает реализовать рекламный ролик. Такие референсы могут быть представлены как в виде фотографий, так и в виде нарезки из фильмов, клипов и других роликов. На уровне референсов может согласовываться ракурс показа товаров, персонажи, цветокоррекция.
Качественный подбор референсов на стадии препродакшн позволяет избехать многих недоразумений в конечном итоге!
Вам необходимо написать сценарий, подобрать референсы и снять ролик? Это к нам!
Хотите быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь!
термины кинопроизводства
Когда новичок попадает на съемочную площадку, поначалу ему может показаться, что все говорят на каком-то странном языке. В обычную речь постоянно вмешиваются непонятные словечки, и если ты не знаешь, что они означают, то ты немного в проигрыше, потому что не можешь быстро реагировать. На съемочной площадке нужны люди, которые быстро соображают и правильно действуют. Давайте разбираться.
Подготовительный период
В подготовительном периоде будут часто встречаться такие термины как КПП, драфт, референс. Все они касаются планирования и подготовки. Например, КПП – это не «контрольно-пропускной пункт», как многие поначалу думают, а «календарно-постановочный план». КПП является главным документом для производства, над ним работают продюсер, второй режиссер по планированию, режиссер-постановщик и оператор-постановщик. На составление этого плана в огромной степени влияют графики актеров, ведь они могут быть одновременно заняты не в одном кинопроекте, и часто это театральные актеры, что накладывает жесткие ограничения, и весь съемочный процесс подстраивается именно под актеров.
Драфт
Драфт – это очередной или окончательный вариант сценария, по которому расписывается КПП. Желательно, чтобы в него не вносились изменения после утверждения календаря актеров.
Референс
Референс – это образец или пример, на который ссылаются оператор или режиссер. Продюсер иногда просит предоставить такие примеры, чтобы лучше себе представить атмосферу или стилистику изображения будущего фильма. Также референс может быть хорошим способом понять друг друга самим постановщикам, если они еще не работали вместе и не знают вкусы и возможности друг друга.
Продакшн
Постпродакшн
В постпродакшне (монтажно-тонировочном периоде) основным термином становится слово дедлайн. Это тот срок, к которому необходимо сдать готовый фильм заказчику. В самом процессе монтажа и озвучиванья также используется много терминов, но они интересны только узкому кругу специалистов. Как бы не было обидно специалистам закадрового труда, основной интерес новичка всегда вызывают сами киносъемки.
Что такое референс в кино
Ранее мы говорили, что к сценарной заявке требуется референс. Вроде бы вещь очевидная и интуитивно понятная, но несколько виртуальных бесед показали мне, что это не так.
В первую очередь давайте определим, что такое референс. Ну, да, всё просто: это фильм, на который похож ваш сценарий. Сразу возникает вопрос: чем похож? Историей, атмосферой, размахом, новаторскими решениями?
Поверьте, сценарист, режиссёр и продюсер к одному сценарию подберут разные референсы. Режиссёр, возможно, сделает упор на темпоритм, а продюсер – на инновации и бюджет. На что должен обратить внимание сам автор истории?
Две ошибки, с которыми я сталкивался.
“Этот фильм совсем о другом, но он мне очень нравится”. На время забудем о пристрастиях, ничего личного, начинается бизнес.
“Мой будущий фильм вообще ни на что не похож”. Вот этого вообще не может быть (даже если это так, упорно ищите референс). Либо вы мало смотрели и не в теме, либо вы гений (тогда ваша гениальность поможет вам выйти из тупика и вы всё-таки подходящий референс найдёте). В этом мире всё на что-то похоже.
Напомню формулу Юрия Арабова: в фильме три четверти старого и хорошо известного, одна четверть – нового (предполагаю, что ради этой одной четверти мы и начинаем историю).
Так вот. Первое и самое главное. Должно быть попадание по жанру (наиболее сложная задача для начинающего сценариста). Если у вас мелодрама, то вы должны знать и лучше образцы этого жанра, и провальные работы. Тогда из сотни мелодрам вы сможете выписать десяток картин, которые перекликаются с вашей безумной авантюрой. Да, десяток это много, надо список сокращать.
Только вы определились с жанром, вы уже сами для себя сузили круг продюсеров и компаний, занимающихся мелодрамами. Вот только одни снимают дорогое кино, другие штампуют жанровые телемуви (а сейчас некоторые плавно перетекают в онлайн-кинотеатры и ещё больше удешевляют производство).
Так что второе попадание должно быть по бюджету. Да, однажды редактор написала мне, что не барское это дело прикидывать бюджет, что лишь бы история была убойной, но когда доходит до дела, то выясняется, что мы просто обязаны уметь считать.
Так вот. Бюджет. Давайте на пальцах прикинем, из чего он складывается. Участие звёзд. Ок, не наша забота (скорее наша заслуга: чем лучше история, тем больше шансов, что звёзды сложатся правильно). Графика, спецэффекты, сложные локации (и их количество), трюки. Всё это вы знаете лучше других. И вам не нужно иметь представление о смете на графику “Вечного сияния чистого разума”. Достаточно обозначить, что компьютерные навороты превзойдут все ожидания (а если точнее, то наворотов вообще не будет). И не надо знать, во сколько обошлись локации “Исчезнувшей”. Достаточно того, что их в два раза больше. Эх, прощай жирный контракт. Понятно? Ну, бюджетный размах вашего воображаемого фильма можно и нужно обозначить с помощью референса.
В общем, две вещи, которые в первую очередь интересуют наших потенциальных работодателей: жанр и бюджет. Этого в принципе достаточно.
Вернёмся к формуле “одна четверть нового”. Это важно. Если компания хочет будущим фильмом привлечь внимание, то возникнет законный вопрос: если это сто раз было, то для чего снимать ещё одну историю? Что в ней нового. И, оказывается, с этим пунктом труднее. И всё чаще в требованиях к сценарию возникает запрос: инновационное кино. То, чего ещё не было. Чем будем удивлять. Ищем, ищем, ищем. В каждой заметной премьере присутствуют инновации. Как только вы научитесь их вычленять, проблем станет меньше. А для этого надо смотреть, ага. Кстати, если инновационных решений нет, то не обманывайте ни себя, ни инвесторов. Сделайте упор на то, что “эта история стара как мир, но…” Что “но”? Атмосфера, динамика и драйв, свобода для актёрского самовыражения, эксперимент, критика современной действительности. Ищите референс.
Если мы справились с первыми тремя пунктами, то можем включить мысленного режиссёра и обозначить личные пристрастия. То, что условно можно назвать атмосферой (а так как в каждом хорошем фильме она уникальна, то надо бы обозначить, из чего она складывается, на чём акцент). Это скорее всего лишь ваши пожелания, они покажут, на что вы ориентируетесь. Если повезёт, вы окажетесь на одной волне с теми, от кого зависит создание фильма. В этом рискованном пункте можно уточнить, на что вы хотели бы обратить внимание (что вам нравится или что по ощущениям совпадает с вашим проектом). Как-то так.
На всякий случай повторю: все примеры должны быть в одном жанре.
На всякий случай добавлю: хорошо бы учитывать рейтинг (возрастные ограничения) будущего фильма. Если вы предполагаете, что мелодрама для семейного просмотра, то вычеркните из списка “Прирождённых убийц”, “Последнее танго в Париже” и “Одержимую”.
И ещё. Я бы избежал упоминания как режиссёрских шедевров, так и малоизвестных фильмов (даже если они произвели на вас неизгладимое впечатление).
Из сегодняшнего урока мы вынесли: жанр, бюджет, инновации, атмосфера. К каждому примеру можно добавить комментарий, указывающий на то, что привлекает ваше внимание. И на всякий случай проверьте, что из вашего списка можно выкинуть. Наверняка пара примеров повторяет друг друга. Чем меньше, тем лучше.
Как сценарист работает с референсами?
Что такое референс? Это ссылка или пример. То, чем вдохновляются. То, что выступает, как образец.
Зачем сценаристу референсы?
Вообще они предназначены для всех участников процесса, чтобы точно показать тот или иной прием. Допустим, вам нужно указать в режиссерском сценарии какой-то особенный переход между кадрами. Его трудно описать словами так, чтобы все поняли. Каким бы мастером слова вы ни были, есть весомый процент людей, которые не умеют читать режиссерские сценарии. Читают и ничего не понимают. Бывает. С ними много проблем, если это заказчики. Я думаю, и среди ваших знакомых есть люди, за которых проще сделать, чем что-то им объяснить. Так вот референсы нужны как пример того, что вы хотите. В одной из статей, я писала, как прикреплять референс. Вы описываете прием и в скобках даете ссылку и точный тайминг.
Ваш референс видит заказчик, когда утверждает ваш сценарий, видят художники, когда рисуют кадры, видят аниматоры, когда анимируют ролик.
Референсом может быть не только переход, но и композиция кадра. Это особенно пригодится художникам или раскадровщикам.
Если вы пишите и чувствуете, что вас не поймут, не ленитесь и поищите референсы. Помогите своим коллегам и товарищам по цеху исполнить вашу задумку точно. Иначе ожидание и реальность от результата могут сильно отличаться.
И наоборот. Фантазии нет, а сценарий писать надо. Голова уже пухнет. Давно пора спать, а дедлайн завтра утром. Смотрите референсы и черпайте идеи оттуда. Только не слизывайте ролик полностью, прошу. Это некрасиво.
Бывает, что заказчик сам не знает, в каком стиле хочет ролик. И это шанс. Вы можете предложить ему стиль сами. Таким образом разнообразите портфолио. Только предлагайте клиенту то, что действительно в состоянии выполнить. Иначе будут проблемы.
Сценаристу нужно регулярно просматривать референсы еще и для анализа тенденций на рынке. Помню, когда я только начинала, на пике популярности был флэт: округлые формы, руки-сосисочки. Cub Studio до сих пор юзает этот стиль, хотя он уже вышел из моды.
Сейчас тела персонажей стали пропорционально более реалистичными, но лица минималистичными. Эти тенденции надо знать.
Конечно, есть аниматоры, работающие только в своем стиле. Но надо понимать, что стиль вырабатывается на протяжении многих лет. И вырабатывается он за счет заказчиков. Замечали ли вы, что есть у вас стиль, который постоянно продается? Заказчики всегда выбирают его. И в этом стиле ваша студия так набила руку, что он смотрится с каждой работой все удачнее и целостнее? Так появляется ваш фирменный стиль. Пусть даже он вам уже осточертел. Но это так работает.
Референс как способ вдохновения. Бывает, что даже дикторский текст чужого ролика может натолкнуть вас на оригинальную идею. И вы создадите нечто совершенно иное. Бывает, что обычная картинка на Pinterest подскажет вам конструирующий принцип вашего сюжета. Или соединение двух разных картинок породит в вашей голове новую историю.
Например, что если поместить этого парня в эту пещеру.
Пусть он идет по ней с сигаретой в зубах в поисках выхода. Уже есть материал для истории.
Вы можете найти идею, как выстроить дикторский текст, или найти идею в целом всего ролика, идею художественного приема или перехода для инфографики и так далее.
Вы спросите, а где же их искать? Я расскажу о тех способах, которыми пользуюсь сама в следующем посте.
Пользуйтесь референсами и удачи на творческом пути!
Как искать и использовать референсы для видео
Когда клиент обращается в продакшн или креативное агентство за созданием рекламного ролика, чаще он уже имеет при себе несколько референсов. Он может не знать этого термина, но фраза «хочу вот так» или «сделайте примерно как в этом ролике» прозвучит точно. Даже если у клиента не будет референса, исполнитель попросит поискать наиболее понравившиеся примеры у других брендов, на которые можно ориентироваться при создании креатива.
На нашем YouTube-канале «Каждый пиксель важен» мы проводили эфир с копирайтером Иваном Мартыновым и креативным директором Everypixel Studio Андреем Лишаковым, в котором разбирали удачные и неудачные примеры использования референсов в видеорекламе. В этой статье мы выделили главные правила работы с референсами, которые помогут избежать чужих ошибок. Также расскажем о сервисах, в которых можно найти примеры рекламы на любой вкус и под любые задачи.
Референсы
(от англ. справка, отсылка) – опорные визуальные материалы, которые изучают перед началом креативной работы для вдохновения. Также они могут задавать вектор технической реализации задумки.
Где кончается референс и начинается плагиат?
Первая и частая ошибка — брать референс и полностью переносить на свою концепцию, не добавляя ничего нового. Очевидно, что это неэтично и в среде профессионалов называется «ленивым креативом». Такой подход, если не провалится, то до эффекта оригинала скорее всего не дотянет. Причина кроется в разности целевых аудиторий. Чтобы было понятно, приведем в пример поговорку: «Что русскому здорово, немцу — …» не очень, мягко скажем. Когда вы берете в качестве референса чужую рекламу, нужно учитывать аудиторию, в которую она целится. Маловероятно, что ваш потребитель воспримет эти приемы так же.
Яркий пример — рекламные видео британского бренда Lurpak.
А это ролики, создатели которых ориентировались на видео Lurpak.
Здесь, несмотря на качественное техническое исполнение, видно полное копирование – идея, приемы съемки, стилистика фоновой музыки, и даже диктор имитирует голос актера Рутгера Хауэра из роликов Lurpak. Хоть сферы деятельности брендов близки (продукты питания), потребители отличаются. Lurpak продвигает маргарин на британский рынок. Перед тем, как создать свои ролики, они на протяжении полутора лет проводили исследования своих покупателей. В итоге компания нащупала новый тренд на домашнюю готовку среди своих потребителей, для которых раньше было привычнее ходить в рестораны. Этот инсайт Lurpak заложил в основу роликов. Бренд «Помидорка» рассчитан на российскую аудиторию, для которой приготовление пищи дома — и так норма. Такая идея в рекламе томатной пасты не получит схожего с Lurpak отклика у потребителей.
Бренд мебели «Кухни Мария», вероятно, тоже взяли в качестве референса видео Lurpak для своего рекламного ролика.
В этом примере из референса взяты только технические наработки, которые бренд наложил на собственную идею. Пусть реализация достаточно стандартная и шаблонная (счастливая семья, два ребенка, большая кухня), этот вариант гораздо ближе аудитории бренда.
Полезный совет
Сопровождайте каждый референс комментариями, что в нем нравится, а чего категорически стоит избежать (цветовое оформление, настроение, композиция, подбор моделей, креатив и т.д.).
Прямое копирование можно также увидеть в ролике приложения Veon от «Билайн», где в качестве референса взяли видеоклип группы Woodkid.
Музыка, цветовая гамма, крупные планы, визуальные эффекты и сюжет идентичны оригинальному ролику. Особенно видны заимствования на покадровом сравнении (Woodkid | Veon).
Излишний креатив не поймут
Другая крайность в противовес «ленивому креативу» – создавать слишком сложные концепции на основе референсов. Конечно, вы избежите упреков в плагиате, но рискуете вызвать непонимание у целевой аудитории.
В примере «АСКО-Страхование» главный посыл не лежит на поверхности. Чтобы понять идею, нужно копаться в деталях. Последнее требует внимательности, а человек, как известно, старается игнорировать рекламу.
Для сравнения, похожая идея, но в более простой и понятной интерпретации, реализована в ролике Пермского мясокомбината.
Отличный пример совмещения понятности и легкости контента показывает IKEA. Если хотите достучаться до аудитории и быть услышанными, смело берите эти видео в качестве референсов.