что такое реестр иностранных агентов

Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения.

Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.

Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.

Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.

Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.

Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.

Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.

Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение. Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.

Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.

На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями. В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:

Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.

Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.

Так, согласно ст. 19.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19.34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.

Источник

Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?

В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.

Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?

Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.

Кто такие иноагенты

Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.

Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.

Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.

Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.

НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.

Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.

НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.

Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.

Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.

Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.

Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.

СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.

Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.

Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.

Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.

Источник

Минюст утвердил реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента

что такое реестр иностранных агентов. Смотреть фото что такое реестр иностранных агентов. Смотреть картинку что такое реестр иностранных агентов. Картинка про что такое реестр иностранных агентов. Фото что такое реестр иностранных агентов

1 июня Минюст России опубликовал Приказ № 92, которым утверждены порядок и срок уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении денежных средств от иностранных источников и об участии в политической деятельности на территории РФ.

В Приказе № 92 отмечается, что порядок разработан во исполнение ч. 4 ст. 29.1 Закона об общественных объединениях и определяет требования к ведению реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Для незарегистрированных общественных объединений в реестре определены:

Реестр ведет Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста, которому и представляются указанные документы.

Согласно Приказу № 92 общественное объединение, функционирующее без приобретения прав юридического лица, должно направить в уполномоченный орган соответствующее уведомление:

«Объединение освобождается от подачи уведомления в случае, если денежные средства и (или) иное имущество, полученные от иностранных источников, были возвращены отправителю в течение трех рабочих дней с момента их поступления», – отмечается в документе.

На сегодняшний день в реестр включено одно объединение – движение в защиту прав избирателей «Голос» (внесено 18 августа). Как указано на сайте Минюста, целями данного объединения являются содействие гражданам в реализации избирательных прав – в частности, права на осуществление контроля при проведении выборов и референдумов; содействие развитию российского института выборов и референдума как высшего непосредственного выражения власти народа; содействие развитию демократического правового общества в России путем повышения уровня открытости, гласности и законности при организации и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; консолидация общественных сил на основе стремления к проведению выборов и референдумов в строгом соответствии с законом. В качестве источника иностранного финансирования деятельности указана «гражданка Республики Армения».

Ведущий юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков в комментарии «АГ» отметил, что критерии, по которым общественное объединение может быть признано иноагентом, определены не только Законом № 481-ФЗ, но и Законом об общественных объединениях. По мнению эксперта, такие критерии достаточно широки, и в СМИ неоднократно обсуждалось, что отнести к «иностранным агентам» можно большое количество организаций, занимающихся политической деятельностью и получающих любую поддержку иностранных лиц.

«Для включения в реестр необходимо мотивированное заключение Министерства юстиции РФ. Как минимум, формальные основания в этом заключении указаны», – добавил Михаил Хохолков.

Он напомнил, что аналогичные реестры Минюст ведет в отношении СМИ и физических лиц, выполняющих функции иноагентов. «Пока мне не известно ни об одном случае исключения лиц из данных реестров», – заметил эксперт.

Михаил Хохолков напомнил, что после включения объединения или лица в любой из реестров иноагентов контент необходимо маркировать специальным указанием.

Адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что в конце 2020 г. в законодательство были внесены изменения, направленные на принятие дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе на конкретизацию статуса организаций и физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также ведения реестра объединений, выполняющих функции иноагента. «Постепенно деятельность некоммерческих организаций, СМИ, журналистов, блогеров стала противопоставляться национальной безопасности», – считает он.

Эксперт добавил, что Указом Президента РФ от 25 июня 2021 г. № 377 дополнены полномочия Минюста России: теперь ведомство уполномочено вести реестр незарегистрированных общественных объединений и список физических лиц, выполняющих функции иноагента. Он также пояснил, что любая организация, получающая зарубежное финансирование или участвующая в политической деятельности внутри страны, может быть признана иноагентом. «При таком подходе большинство СМИ и журналистов с легкостью могут быть внесены в реестр иноагентов», – полагает Алексей Иванов.

Основанием для включения «Голоса» в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, послужило финансирование гражданином иностранного государства. С формальной точки зрения одного лишь этого обстоятельства достаточно для включения в Реестр, уточнил эксперт.

С другой стороны, по мнению Алексея Иванова, в существующем виде порядок признания иноагентами напоминает «охоту» на независимые организации, СМИ и журналистов, что несовместимо с ценностями, присущими демократическому государству. «Нарушение права на свободу информации, введение цензуры, расправа над неугодными СМИ – основные признаки сегодняшнего “регулирования” деятельности организаций и граждан, действующих в интересах общества», – резюмировал Алексей Иванов.

Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова заметила, что в последние годы федеральное законодательство по вопросам регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность общественных объединений, претерпевает существенные корректировки.

«Большинство изменений обусловлено необходимостью обеспечения основ конституционного строя и национальной безопасности, сохранения государственного суверенитета и целостности РФ, связано с вызовами современности, ситуацией в мире, с международными отношениями и обстановкой внутри страны, учитывают сложившуюся законодательную практику других стран в этой сфере», – пояснила она.

По мнению эксперта, вполне логично и ожидаемо, что 30 декабря 2020 г. был подписан Закон № 481-ФЗ, которым внесены значимые дополнения и изменения в пять федеральных нормативно-правовых актов, среди которых законы об общественных объединениях и о некоммерческих организациях. Включение общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в указанный реестр, как следует из сути правовых новаций, пояснила Надежда Крылова, должно быть обусловлено только тем, что это объединение, во-первых, функционирует без приобретения прав юридического лица; во-вторых, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников; в-третьих, участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. «Либо “Голос”, функционирующий без статуса юрлица с 5 июля 2013 г., лишь намеревается получать финансирование из-за рубежа и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории России», –добавила эксперт.

По мнению Надежды Крыловой, анализ содержания нового реестра свидетельствует, что основания для включения в него объединения «Голос» имеются. Вместе с тем эксперт обратила внимание, что общественное движение может оспорить нахождение в реестре, представив суду письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и иные материалы, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности объединения и отсутствии поступлений (или намерений на получение) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников.

Юрист Андрей Коновалов считает, что введение нового реестра является очередным индикатором ужесточения борьбы со свободой слова. Как пояснил эксперт, это подтверждается тем, что исходя из совокупного толкования ст. 5 и ст. 29.1 Закона об общественных объединениях, а также ст. 6 Закона об НКО в качестве незарегистрированного объединения можно признать практически кого угодно: «К примеру, при буквальном толковании названных норм таковым может быть успешно признана группа людей, регулярно собирающихся во дворе многоквартирного дома и обсуждающих деятельность местной администрации с публикацией записей своих обсуждений на видеохостинге, где есть возможность отправки пожертвований из-за рубежа».

«Стоит отметить, что правовой статус незарегистрированных общественных объединений давно требует законодательного закрепления, однако текущее положение дел свидетельствует о том, что государство в данном вопросе движется явно не в этом направлении», – подытожил Андрей Коновалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *