что такое речевое поведение
Консультация «Что такое речевое поведение?»
Татьяна Дюсенбаева
Консультация «Что такое речевое поведение?»
Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, семье.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянноориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную манеру, то или иное поведение.
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного от малообразованного, детей от взрослых и т. д. Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствиии с общими социальными признаками) только определенным лицам.
Признак возраста делит общество в целом на детей, молодежь, среднее и старшее поколение (конечно, с переходными зонами). Детская речь прекрасно описана К. Чуковским в его книге «от двух до пяти»; речь детей изучают врачи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.
В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым.
Что такое речевое дыхание? Игра «Лети, вертолёт!» Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Цель: формирование представлений о том, что такое хорошо.
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цели: — связная речь: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Смотреть что такое «РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:
Речевое поведение — Изучается социолингвистикой с точки зрения процесса выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Речевое поведение реализуется в конкретных видах или стратегиях (в зависимости от темы, обстановки, цели … Словарь социолингвистических терминов
речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Синтаксис: Словарь-справочник
Речевое поведение билингва — – см. смешанная речь, внутренняя речь билингва, диглоссия, билингвальная шизофрения, переключение с языка на язык, разграничение функций языков … Языковые контакты: краткий словарь
Напускное речевое поведение — – принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
напускное речевое поведение — принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Мужское и женское речевое поведение — см. Мужская и женская речь … Термины гендерных исследований
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение
Что такое речевое поведение?
Что такое речевое поведение?
Речевое поведение человека-сложное явление: оно связано с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружаемыми стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т. д), с одной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности. Иными словами, в речевом поведении проявляется языковая личность, принадлежащая данному возрасту и времени, данной стране, данному региону, данной социальной ( в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Здесь много общего и много особенного. Тот кто профессионально связан с речевой деятельностью и привык к публичным выступлениям (лектор, журналист, диктор радио и телевидения, преподаватель), свободно чувствует себя в общении, его речевое поведение выдает в нем человека, владеющего речью, жестом, он может концентрировать внимание слушателей. Напротив, не связанный с «речевой» профессией, оказавшись, скажем, перед камерой, ведет себя скованно, мимика его неестественна, он не знает, куда девать руки, мучительно ищет слова… Однако заметим: самобытная личность нередко находит способ интересно сообщить о себе и своих делах, не стесняясь манеры речи и обнаруживая в своем поведении раскованность и смелость.
Речевое поведение впрямую связано и с ролевым, и с присущим каждому из нас постоянными и переменными ролевыми признаками, о которых речь впереди. Во всяком случае, каждый человек ведет себя в зависимости от роли по0разному. Вот утром вы говорите: «Надень теплую шапку и шарф не забудь! Нет, нет, ничего не хочу слушать – сегодня холодно! Сейчас же надень!» Нет сомнений, что вы выступаете в роли старшего по отношению к младшему и ведете себя требовательно, категорично. Но если вы говорите «Пожалуйста, не беспокойся, надену теплое и шарф не забуду. Не тревожься, в аптеку не забуду зайти, ты только спокойно отдыхай», уже ясно – вы в роли дочери. Как видим, налицо ролевое переключение, следствие которого- и мгновенная перемена речевого поведения.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Даже малыш, посещающий детский сад, в одном случае может сказать: «Эй ты! Не мешай!» В другом же, увидев поблизости воспитателя, заметит спокойно: «Анна Петровна! Саша мне мешает работать». Это владение переключением речевого кода при том или ином ролевом речевом поведении – составная часть наших речевых умений и нашей культуры вообще. Чем культурнее человек, тем выше его культура общения и тем совершеннее его способность переключаться. Но, и это важно подчеркнуть, переключение не безгранично! Оно зависит от присущих человеку постоянных социальных признаков, его собственных привычек, его излюбленных речевых приемов. Типичный пример – распространившийся в последнее время обращение к незнакомым людям: «Женщина!», «Мужчина!». Но сколько я знаю интеллигентов среднего и старшего поколения, они этого произнести не могут. Даже те из филологов, кто считает возможным вхождение со временем этих обращений в число нормативных, на мой вопрос: «А сами-то вы это можете употребить?» 0 всегда категорически отвечают: «Конечно же нет!». Да, речевое поведение старшего носителя литературного языка не позволяет ему воспользоваться такими обращениями, даже повсеместно употребляемым.
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т. д. Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, в соответствии и с общими социальными признаками) только определенными лицами. По свидетельству очевидцев, С. Я Маршак ко всем обращался так: «Голубчик!» Только доброжелательно, без всякого отрицательного оттенка («Что же ты, голубчик, наделал?»). Да, личность очень сложна в своих проявлениях. Она несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный неповторимый опыт и облик. Общаясь, мы всегда обнаруживаем себя как личность и всегда находимся в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения. Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность и составная часть его социального поведения.
Как же влияют на нашу речь наши социальные признаки, социальные роли? Понятие «социальная роль», как известно, используется в социологии, в социальной психологии. Применяют этот термин и лингвисты к людям, вообще занятым речевой деятельностью.
В определении социальной роли важны ключевые понятия- позиция и функция. Позиция – это общее положение человека в социальной среде: позиция дошкольника, школьника, учащегося специального учебного заведения, студента, работающего, пенсионера, отца, матери, деда, сына, внучки и т. д ; рабочего и служащего, инженера и директора и т. д. Всей бесконечности социальных позиций присущи специфические функции, которые занимающий данную позицию способен и обязан исполнять. Социальная роль- это нормативное сочетание позиции и функции. При этом та или иная роль в сознании людей связывается с образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной роли обязан делать и на что он имеет право. Так, человеку пожилого возраста не положено прыгать по улице на одной ножке, а вот для ребенка такое поведение нормально; от ребенка не ждут поучающего тона, хотя старикам его прощают; у школьника есть круг обязанностей, которые он исполняет в соответствии с усвоенными правилами и с ожиданиями окружающих людей. Следовательно, позиция, права, обязанности ожидания – все это складывает обобщенный нормативный образец той или иной социальной роли. Будучи существом общественным, человек не только действует, ведет себя, но и говорит в соответствии с ролью, т. е. его речевое поведение впрямую связано с ролевым поведением.
Коснемся подробнее того, из каких характеристик человека складывается его роль, точнее, роли. Здесь важно учитывать прежде всего постоянные признаки: пол, возраст, место жительства, степень образованности, профессию, положение на работе и в семье и т. д. По полу различают мужчин и женщин. Казалось бы, какое это имеет отношение к речи, если мужчины и женщины говорят на одном национальном языке? Однако исследования показывают: выбор языковых средств для построения текстов в какой-то степени может зависеть от пола говорящего. В оном из экспериментов группе лиц мужского и женского пола предъявляли картинки, по которым следовало составить рассказ. Типичные тексты, построенные по картинкам «Дети играют в комнате» и «стадион», без ошибочно обнаружили авторов- мужчин и женщин. Почему? Женщины сумели усидеть и описать подробности обстановки комнаты, одежды детей, их взаимоотношения в игре, тогда как мужчины дали подробное описание стадиона, самой игры, поведение игроков и болельщиков. Еще одна характеристика: женщины чаще выбирают формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами, строят оценочные и эмоционально-экспрессивные высказывания; речь мягче, они реже, чем мужчины, используют грубые выражения; есть типично женские и мужские черты в интонации. Вот как описывает речевые различия английских мужчин и женщин до географических наук И. Зотиков: «В стеклянных дверях, соединяющих нашу палату с улицей, появился спортивного вида седой человек, а за ним женщина, которую почти не было видно за букетом цветов.
Это были Гай и Мегги.
-О, дир Игорь! О, дорогой Игорь! Как прекрасно, что мы снова встретились! Запела Мегги…»
Тут надо сказать, что манера разговора английских женщин сильно отличается по конструкции и по произношению от языка английских мужчин. В первую очередь ударениями и интонациями: «О, дорогой… О, как прекрасно…» Это воспитывается еще в школах, и восклицания, может быть, даже не имеют отношения к реальным переживаниям, но это делает женщину, как замечают сами англичане, так похожей на леди.
Речевые свойства среднего поколения наиболее подвижны – люди этого возраста занимают ключевые позиции и на производстве, и в семье, они связующее звено между поколениями, они должны хорошо понимать молодых и старых, ладить с теми и другими. Поэтому их речь наиболее насыщенна и наименее связана с возрастными границами.
По месту жительства (не говоря о географических зонах Севера и Юга, Востока и Запада) выделим представителей городского сельского населения. Конечно, сильные речевые отличия жителей города и деревни заметны в старшем поколении. Всеобщее образование, радио, телевидение и т. д равняют городскую и сельскую молодежь. И все же яркие представители деревни-старшее поколение. В этом плане лучше всего привести примеры из художественных произведений:
В. Липатов. «Сказ о директоре Прончатове».
«Нехамов еще докрикивалпоследние слова, а в комнату уже вплывала его жена, повязанная до глаз черным платком. Держа на вытянутых руках резной поднос из цветных кусков дерева, она с полупоклоном приблизилась к старику, опустив глаза в пол, напевным голосом произнесла:
-Изволь откушать, Никита Никитович!
Нехамовская жена старинной ладьей выплыла из комнаты, дверь за ней бесшумно притворилась».
Г. Шерегова. «Заколоченные дачи».
«Первое время с непривычки удивлялся: идешь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне6 «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров!».
Еще один признак из постоянных-степень образованности говорящих. Конечно, и это свойство может быть разделительным главным образом в старшем поколении. По этому признаку людей делят на носителей литературного правильного, грамотного языка и носителей просторечия, т. е. речи недостаточно грамотной, правильной («Здорово, браток!»; «Мамаша садись!»; «Милый не мешайся!»
Профессиональные привычки также накладывают отпечаток на речь. Не говоря уж о профессионально-жаргонной речи, недоступной непосвященным. Отметим, что профессия и речь довольно тесно связаны. Вот что пишет по этому поводу Л. П. Крысин: «Манера речи, характеризующая проигрывание некоторых профессиональных ролей, бывает ярко специфична и нередко осознается говорящими. Ср. расхождение «квалифицирующие» определения вроде таких: «говорит, как учитель», «начальственный окрик», «оставь свой прокурорский тон», «кричит, как базарная торговка» и т. п.
Мы перечислили такие влияющие на речь социальные признаки людей, как пол, возраст, жительство в городе или деревне, образованность, профессия. Надо иметь в виду, что эти признаки в людях не изолированы, они, как правило, складываются друг с другом6 интеллигент старшего поколения, заведующий кафедрой; пожилой житель деревни, рядовой колхозник; женщина средних лет, домашняя хозяйка и т. д.
К постоянным признакам говорящих людей добавляются еще те, которые в социологии называют переменными, ситуативными ролями. Их мы также исполняем каждодневно: это пешеход, пассажир, покупатель, пациент, клиент. Как видим, язык отразил множество позиций нашего обиходного поведения. От постоянных признаков эти временные отличаются тем, что изменяются быстро и двусторонне: вот я пассажир, а через некоторое время пешеход., потом снова пассажир, а потом клиент… Понятно, что так не бывает с постоянными признаками –пол не меняется вообще, возраст-только в одну сторону и медленно%; несколько быстрее может меняться степень образованности, но тоже в одну сторону. Здесь еще вот что важно: «проигрывание» той или иной переменной роли зависит от постоянных признаков. Все этосочетается в человеке, влияет на его поведение и на речь. Находясь в одной и той же ситуативной роли, скажем пассажира, люди ведут себя по-разному. Речь интеллигента старшего поколения будет отличаться деликатностью, любезностью: «Не будете ли вы так добры подвинуться?» «Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят. Глаза что ли на затылке?» Думаю, характеристика этого человека налицо.
Один и тот же человек, находясь в разных ситуациях общения, обязательно ориентируется в обстановке, «прочитывает» признаки и роли своего партнера по общению и отбирает в свою речь именно то, что наиболее уместно, приемлемо в данном случае. Опять сошлемся на пример художественной литературы.
Ю. Казаков. «Трали-вали».
«Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие, поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках, на байдарках и даже на плотах. Каждый раз при этом происходит одно и тоже: проезжие глушат внизу мотор, и кто-нибудь поднимается к Егору в сторожку.
-Здорово, хозяин! – наигранно бодро говорит проезжий. Егор молчит, посапывая, ковыряет ивовую вершу.
-Здравствуйте! – уже слабее повторяет проезжий. – Переночевать нельзя ли у вас?»
Можно думать, что проезжий предполагает в Егоре человека простого и, нарочито демонстрируя простоту отношений и подравниваясь к этой простоте, выбирает просторечные формы. Правда, говорит он «наигранно бодро». Но Егор по какой-то причине не отвечает. И проезжий, считая, что он избрал неверную тональность, сразу меняют тактику общения, переходя к форме «Здравствуйте», демонстрирующей обращение на «вы2, как и принято в разговоре с незнакомом уважаемым человеком.
Исследователи выделяют симметричную ситуацию общения, когда выступают в контакт партнеры, равные по служебному положению, возрасту, одним словом, по общественному статусу, и асимметричную ситуацию, когда общаются неравные (по возрасту, положению) собеседники. В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник- подчиненный, воспитатель- воспитанник, учитель-ученик, родитель-ребенок.
В речевом поведении человека происходит постоянное «исполнение» присущих ему ролевых признаков и «проигрывание» переменных ситуативных ролей, ориентация в общем социальном положении в ролях адресата, оценка официальности или неофициальности обстановки общения и в личностных отношениях с партнером по общению, если, конечно, таковые есть, когда общаются с человеком знакомым. К этому следует добавить и то, что каждый избирает для себя роль социально-психологическую, принятую именно для этой личности и именно в этом коллективе: кто-то рубаха-парень, кто-то козел отпущения, кто-то Золушка, а кто-то и принцесса, один-непризнанный гений, а другой- заводила, кто-то лидер, кто-то нытик… Речь одного не походить на речь другого уже в силу психологических несходств. Вот как рисует Даниил Гранин («Картина») индивидуальные проявления людей в связи с ожиданиями окружающих:
«Журавлев, его зам тот и ухом не повел бы, обнимался бы, если ему надо, все привыкли, что у него вечные романы, или, как он называет, «гули-гуленьки». От Морзихина все ждали анекдотов, Тимофеева пускала матом, Горшков время от времени являлся под хмельком. Но попробывал бы тот же Журавлев выматюгаться или хватануть стопку в рабочее время- все бы возмутились. Что касается Лосева, то он мог сесть пить чай с уборщицами или плясать на чьей-то свадьбе, мог процитировать какое-нибудь изречение, мог хватить кулаком по столу, заорать, выбежать из своего кабинета, хлопнуть дверью,-такое ему прощалось, знали, что он хоть и вспыльчивый, но отходчивый, после срыва он первый шел мириться, умел загладить шуткой или другими по его усмотрению способом. Но ухаживания, прогулки в темноте- это ему не разрешалось».
Каков же вывод из всего сказанного?
Безграничное множество текстов рождается из ограниченного количества строевых единиц языка. Зависимости здесь самые разнообразные: мы можем общаться письменно или устно, контактно или дистантно, в форме диалога (полилога) или монолога, с помощью или без помощи опосредующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию или общаться межличностно, в обстановке официальной или дружеской, исполнять роль главы семьи или подчиненного ее члена, болтуна или молчуна, начальника, заведующего, коллеги, будучи при этом человеком определенного пола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь то пассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так до бесконечности. Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему, зачем говорит. А это уже следующий разговор- о том, что такое речевая ситуация.
речевое поведение
Смотреть что такое «речевое поведение» в других словарях:
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально культурной спецификой поведения участников общения. Говорящий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речевое поведение — Изучается социолингвистикой с точки зрения процесса выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Речевое поведение реализуется в конкретных видах или стратегиях (в зависимости от темы, обстановки, цели … Словарь социолингвистических терминов
Речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Синтаксис: Словарь-справочник
Речевое поведение билингва — – см. смешанная речь, внутренняя речь билингва, диглоссия, билингвальная шизофрения, переключение с языка на язык, разграничение функций языков … Языковые контакты: краткий словарь
Напускное речевое поведение — – принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
напускное речевое поведение — принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Мужское и женское речевое поведение — см. Мужская и женская речь … Термины гендерных исследований
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение