что такое реализм в живописи
Реализм (живопись)
Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Направление в живописи XIX-XX веков
Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:
Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)
Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)
Г. Курбе. «Замок в Блонэ» (1875)
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Реализм (живопись)» в других словарях:
Реализм — В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия
РЕАЛИЗМ в искусстве — правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия
Живопись цветового поля — (англ. Color Field) род абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных. Термин принадлежит американскому историку и теоретику авангардного… … Википедия
Живопись батальная — ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия
Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия
Реализм и натурализм в живописи — Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и… … Википедия
Реализм и экспрессионизм — существенно различаются по принципам художественного постижения мира. В классическом реализме, которому свойственно стремление к многообразному охвату действительности, сущность жизненных явлений раскрывалась через их индивидуализированное… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Натурализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Натурализм. Натурализм (от лат. nаturа «природа») поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870 е годы. Натуралистами называли бывших художников… … Википедия
Социалистический реализм — Архитектор К. Т. Топуридзе, (1954): Фонтан Дружба народов СССР скульптура «Россия» … Википедия
Реализм — искусство правдивого изображения жизни во всех ее проявлениях
Реализм (от лат. realis — «действительный») — направление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях. Реализм также является распространенным методом творчества в живописи, скульптуре, фотографии, литературе, музыке, театре, кинематографе и многих других видах культурной деятельности человека.
Реализм, в отличие от многих других стилей, возникших в XIX веке, не стал временным явлением в искусстве. Напротив, в течение почти 200 лет он остается востребованным творческим методом для большого количества художников. Чаще все реалистическая манера написания картин используется живописцами в бытовом, историческом и портретном жанрах.
Виды реализма
Реализм с момента своего возникновения подвергался жесткой критике со стороны представителей других стилей искусства, а художники-реалисты нередко по-разному трактовали суть выбранного ими творческого метода. К тому же, за последние два столетия человеческое общество и культура претерпели огромные изменения, что повлекло за собой появление многочисленных разновидностей реалистического искусства.
К основным видам реализма относятся:
Кроме того, в разных уголках Земли периодически возникали региональные школы и объединения на основе идей реализма, в том числе:
История реализма
История реализма как отдельного стиля живописи ведет свое начало с середины XIX века. В то время в европейском изобразительном искусстве доминирующим направлением был романтизм, основанный на академических традициях живописи. Художники-романтики изображали жизнь в приукрашенном виде, они идеализировали человека, воспевали в своих картинах духовный мир людей, сильные и яркие чувства.
Основоположником реализма в мировом искусстве по праву считается французский живописец Гюстав Курбе (Gustave Courbet). Впервые о новом стиле широкая публика узнала в 1855 году, когда Курбе опубликовал свой «Манифест реализма». В этом программном документе была подвергнута жестокой критике академическая живопись и провозглашены принципы нового реалистического искусства.
Руководство Парижской академии искусств в том же 1855 году не приняло для показа на всемирной выставке работы Курбе. В ответ художник организовал собственную экспозицию в специально построенном с помощью меценатов «Павильоне реализма». Широкая публика была шокирована натурализмом выставленных для просмотра произведений мастера, а критики учинили над автором жестокую расправу в своих статьях.
Но постепенно отношение к реализму во Франции начало меняться, в конце концов Курбе стал признанным лидером этого стиля, а его идеи распространились по всей Европе. В Италии под влиянием идей Курбе появилась Школа Маккьяколи, а в России приверженцы реалистической манеры живописи объединились в Товарищество передвижников, расцвет их деятельности пришелся на 1870-1880-е годы.
На стыке XIX-XX веков реализм несколько утратил популярность у публики на волне растущего интереса к модернизму и авангардизму. Но уже в 1920-х он вновь громко заявил о себе в виде нового модного течения — сюрреализма. Кроме того, в европейской живописи на протяжении 50 лет возникли три разновидности неореализма, а в США сформировались течения американского реализма и прецизионизма. В это же время в СССР в качестве единственно правильного художественного метода был утвержден социалистический реализм.
Вторая половина ХХ века для реалистического искусства ознаменовалась появлением фото- и гиперреализма. Росту их популярности в значительной мере поспособствовало развитие новых революционных технологий компьютерной и фототехники. Но и традиционный реализм остается востребованным у широкой публики вплоть до наших дней.
Самые известные художники-реалисты
Среди живописцев, создававших свои произведения в реалистичной манере есть много достойных мастеров. И все же, среди самых известных художников-реалистов особо выделяются:
Реализм по праву считается одним из основных стилей изобразительного искусства. У этого направления всегда есть большая армия поклонников, а картины гениальных реалистов украшают коллекции лучших музеев мира и неизменно пользуются спросом на арт-аукционах.
Реализм и его черты в живописи: художники, картины и интересные факты
Реализм (realismo, от латинского realis — сущностный, истинный) — направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, которое зародилось примерно в середине 19 века. Первым художником в истории, использовавшим данный термин, был Гюстав Курбе.
Реалистическая живопись категорически порвала с академизмом, господствовавшим в важнейших художественных кругах. Основными сюжетами реалистических произведений были сцены из жизни простых людей. Художники старались максимально точно отразить реалии повседневной жизни. Они сохранили свои картины в приглушенных тонах, избегая лишних акцентов. Исторический контекст, определяющий это изменение в искусстве, связан с Февральской революцией во Франции 1848 года, когда граждане защищали свое право на труд, а простым людям было предоставлено право голоса.
Широко понимаемый реализм охватывал множество художественных направлений в различных цивилизациях. Реалистический подход также присутствовал в философских и литературных учениях. Например, в изобразительном искусстве данное направление можно найти в древнегреческих эллинистических скульптурах, точно изображающих боксеров и дряхлых старушек. Работы художников 17-го века, таких как Караваджо, голландских жанровых художников, испанских художников Хосе де Рибера, Диего Веласкеса имеют реалистичный подход. Отдельно существовало похожее направление — натурализм, которое отстранялось как от реализма так и от академизма.
Основные направления реализма
Веризм
Стиль зародился в конце XIX — начале XX веков после объединения Италии. Основоположниками были художники флорентийской школы «Маккьяйоли» — Франческо Паоло Микетти, Джузеппе Пелиза да Вольпедо, которые освещали национально-освободительной борьбы жителей Италии.
Социальный
Данный стиль возник во времена Великой депрессии. Особенностью направления был фокус на социальных вопросах и реальных бытовых трудностях. Известные представители: Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Фотореализм
Направление возникло в США в 60-х годах. Мастера делали фото, а после переносили изображение на холст. Художники-фотореалисты: Ральф Гоингс, Дуэйн Хэнсон, Чарльз Белл.
Гиперреализм
Относительно новое направление. Гиперреалистическое искусство в первую очередь применительно к художникам, работавшим в основном во второй половине 1960-х и 1970-х годов в Соединенных Штатах. Их эстетический стиль характеризовался чрезвычайно точным воспроизведением образа действительности. Известные авторы картин в данном стиле: Ральф Гоингс, Ричард Эстес и Чак Клоуз.
Критический (демократический)
Направление в русском реализме второй половины XIX века, которое возникло в результате революционно-демократического движения после отмененного крепостного права в 1861 году. Основоположником жанровой живописи данного стиля является Василий Петров.
Социалистический
Социалистический реализм, который официально поддерживался марксистской эстетикой в Советском Союзе с начала 1930-х годов до развала страны в 1991 году, имел мало общего с реализмом, хотя предполагалось, что он должен быть объективным зеркалом жизни. Его задача — «правдивость», которая требовалась для идеологии и пропагандистских нужд государства.
Соцреализм в СССР обычно использовал методы натуралистической идеализации для создания образа бесстрашных рабочих и инженеров, поразительно похожих как в героическом позитивизме, так и в отсутствии реалистичности. Направление развивалось также во Франции и Испании. Известные соцреалисты: Евгения Антипова, Исаак Бродский.
Сюрреализм
В данном стиле главная роль отводилась противоречию между реальностью и сновидением. Направление зародилось в 1920 годах, а к основным представителям причислялись: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт и Фрида Кало.
Прецизионизм (пресижинизм)
Направление, возникшее в Америке 30-х годов. Характерные черты — правдивое изображение городов, четко выверенных и геометричных. Представители: Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.
Американский
Направление искусства зародилось в начале 20 века. Оно изображает современные реалии общественной жизни и его обитателей. Основоположник Роберт Генри обучал своих последователей изображать простых людей без прикрас. Группа художников из Нью-Йорка получила название «Школа мусорных ведер». В ее состав входили Джордж Беллоуз, Эверетт Шинн и др.
Магический (мистический)
Это художественное направление, которое изображает простые предметы и ситуации, переплетающиеся с фантастическими элементами. Впервые, в 1925 году о нем заговорил немецкий искусствовед и критик Франц Рох. К представителям магического реализма относятся Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Рене Магритт и Фрида Кало.
История живописи: Реализм и гиперреализм
Реализм — стиль в искусстве и живописи XIX века, которому свойственен отказ от идеализации окружающего мира в пользу изображения обычных людей и ситуаций. Этим он отличается от кубизма, футуризма и многих других направлений. Реализм возник в середине XIX века, когда французский живописец Гюстав Курбе (Jean Désiré Gustave Courbet) не смог представить своё произведение «Мастерская художника» на Всемирной выставке в Париже — организаторы сочли его не соответствующим академическим традициям, которые господствовали в то время. Художник не опустил руки и разбил по соседству с выставкой собственный шатёр, в котором организовал экспозицию с названием Le Realisme («Реализм»). Идея увенчалась успехом — новая выставка привлекла внимание публики, а реализм как перспективный стиль живописи начал своё победоносное шествие по миру.
Реализм возник в ответ на запрос общества на слом традиции изображать мир в идеальном свете — так, как это было принято среди мастеров эпохи Возрождения. Художники, творившие в этом стиле, чувствовали новые потребности — они изображали окружающий мир таким, каким он видится каждому из нас. Многие мастера достигали почти фотографической точности своих полотен, чем восхищали ценителей искусства. В этом проявилось отличие реализма от других направлений живописи — в частности, экспрессионизма, которому было свойственно отображать не реальность, а реакцию людей на неё.
Реализм проник буквально во все жанры изобразительного искусства — пейзажный, исторический, портретный и многие другие. С течением времени он расслоился на несколько направлений, что во многом было связано с индустриальным и экономическим развитием разных стран. Рассматривать реализм целесообразно именно в разрезе различных ответвлений этого стиля — между ними есть отличия, подчас довольно существенные.
Особенности стиля
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.
Французские особенности: доминирующим был пейзажный жанр. Художники стремились передать настоящий мир, природу провинции. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи демонстрируют «настоящую» Францию.
Пуантилизм как стиль в живописи
Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины : тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.
Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.
Основные школы стиля в течение 19 века представлены:
Стиль живописи рококо
Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.
Основные направления реализма
Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:
Веризм
В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.
Прецизионизм
Развился в США в 20-е годы 20 века. Американские живописцы изображали городские и промышленные ландшафты, используя элементы футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.
Социальный
Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Супрематизм как стиль в живописи
Социалистический
Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.
Школа Юстон-роуд
Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.
История кубизма в живописи
Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)
Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.
Американский современный
Возник в 1960 — начало 1970 — сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных живописцев Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филипп Перлстайн. Современное направление отличается от фотореализма в силу склонности к преувеличению последнего.
Передвижничество 19 века
Реализм России, представители: Васнецов, Мясоедов, Серов, Репин и другие.
Фотореализм
Возник в 1960-е – 1970-е годы – направление реализма, характеризующееся особой техникой творчества. Цель – максимально правдоподобная передача реальности, копирование фотоснимков.
Гиперреализм
Общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 1970-х годов. Принципиально отличается от фотореализма: последний – точное копирование фото, первый – стремится создать новую действительность такой, чтобы зрители поверили, что картина написана с натуры.
Магический реализм
Имеет черты сюрреализма и реализма в классическом понимании. Картины отображают действительность с фантазийными деталями.
Сюрреализм
Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму. Художники стремились отойти от догматов живописи и представить что-то новое.
Абстракционизм как стиль в живописи
Китайский
Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.
В коротком видео можно увидеть работы иранских художников реалистов: Мортеза Кэтузиэн, Иман Малеки и Касра Киаи:
Реализм в русском искусстве XIX века
С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).
Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».
Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. Его жизненным подвигом можно считать картину «Явление Христа народу». Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого — духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.
В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. В 1863 г. для дипломных работ был предложен скандинавский эпос. Выпускники сочли, что темы надуманы и ничего общего не имеют с волнующими всех современными проблемами. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Художник В. Г. Перов (1833-1882) был создателем обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений действительности («Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе»). Во многих его картинах большую роль играет пейзаж. Крупнейшими пейзажистами были А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910).
Этот вопрос волнует всех мам: Как привить ребенку любовь к чтению?
Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»). Им были созданы портреты современников, а также ряд полотен на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван» и др.). К развитию «исторического мышления» призывали и картины В.И.Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).
Первая четверть XIX в. стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. В это время творят такие замечательные архитекторы, как К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, в Москве работали О. И. Бове и Д. И. Жилярди.
Значение
Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.
Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.
Художники-реалисты — самые известные представители
По мере развития реализма в разных странах мира появились таланты, создававшие великолепные произведения в этом стиле. В число наиболее известных из них входят:
Из года в год картины, выдержанные в реалистичном стиле, остаются предметом внимания ценителей искусства из разных стран мира. Они вызывают и ваш интерес? Вы сможете выбрать и приобрести их на нашем сайте.