что такое разворот в журнале
Что такое разворот в журнале
Правила верстки журнального разворота
Всем привет!
Сегодня я хочу вам рассказать, как грамотно создавать журнальный разворот.
Эта тема возникла не на пустом месте. Как вы знаете, вот уже несколько месяцев подряд я провожу в Интернете дистанционный курс по работе в программе Индизайн. Основное предназначение Индизайн — создание многостраничных документов, в том числе и журналов. Конечная цель моего курса — передать ученикам необходимый объем знаний с тем, чтобы каждый мог самостоятельно создать многостраничный документ, журнал, каталог, рекламную брошюру и т.п.
Однако для грамотного построения дизайнерского продукта не достаточно владеть базовыми операциями программы. Необходимо также знать правила верстки.
В этой статье я познакомлю вас с основными правилами создания журнальных разворотов. Тема эта довольно обширная, одной статьей здесь не ограничишься. В учебных заведениях предмету дизайна периодических изданий посвящают, как минимум, 1 семестр. Я постараюсь постепенно дополнять эту тему новыми статьями и уроками.
Итак, каковы основные понятия журнального дизайна?
Прежде чем рассказать о модульной сетке, давайте поймем, что такое модуль.
Модуль — это кратно повторяющееся изображение, размер или пропорция. Модульная сетка — это структура (каркас, шаблон) расположения графических элементов на страницах. Основой модульной сетки является «модуль», иначе говоря — основной шаг сетки, который визуально определяется шириной и высотой клетки (модульной единицы). Клетки строятся с помощью вертикальных колонок и горизонтальных линий.
Подавляющее большинство типографских сеток строится на базе формата листа бумаги, взятого за основу издания. Как вы понимаете, колонки и базовая сетка страниц создается с помощью автоматических команд программы. Сетка может быть самой разнообразной, всё в зависимости от назначения издания и идеи дизайнера.
Сетка создается для всего разворота, а не для каждой страницы отдельно. Это делается для того, чтобы весь журнальный разворот воспринимался бы как единое целое, а не распадался на правую и левую части, а всё издание не выглядело бы как подшивка из разнородных страниц. Сетка разворота может состоять из 2, 3, 4-х и т.д. равных и неравных по ширине колонок.
Одинаковые по ширине колонки создаются в окне создания документа, либо в панели «Поля и Колонки» (Margins and Colomns). Если нам необходимо задать 3 колонки, то мы вбиваем число 3 в соответствующее поле и т.д.
А как быть, если по нашему замыслу не все колонки должны иметь одинаковую ширину? Например, если текст и изображения будут располагаться в 2-х широких колонках, а пояснительная информация — в боковой узкой колонке?
В этом случае, наша модульная сетка будет строиться на основе разного числа автоматических колонок программы. Например, если мы зададим 8 автоматических колонок для страницы, то задуманные нами 2 широкие колонки (для текста и изображений) займут по 3 автоматические колонки, а узкая боковая колонка будет строиться на основе 2-х автоматических колонок.
Кроме распределения по колонкам, в модульной сетке используются также базовые горизонтальные линейки. К ним привязываются строки текста и границы графических элементов для визуального упорядочения и выравнивания.
Заголовки могут помещаться как в одной колонке, так и простираться на несколько колонок. Нередкий случай, когда заголовок является единственным элементом для всей страницы. Всё зависит от креативной идеи и личных предпочтений дизайнера.
Точно так же и графические изображения (фотографии или иллюстрации) могут занимать одну или несколько колонок, а могут и заполнять собой весть разворот. Довольно распространен прием, когда фотография занимает собой одну часть разворота целиком и немного распространяется на вторую часть с тем, чтобы визуально объединить обе части.
Модульная сетка не обязательно строится из перпендикулярных линий. Иногда дизайнер решает наклонить сетку или вообще придать ей оригинальную форму, Если вам хочется выйти за рамки привычного — выходите!
Только постарайтесь, чтобы в погоне за оригинальностью ваша работа не превратилась в сизифов труд. Представьте себе, каково будет сверстать 40-50 страниц с наклонной или фигурной сеткой…
—
Поэтому, прежде чем оригинальничать, спросите себя, действительно ли это так необходимо и для чего? Если весь журнал будет построен по наклонной, перевернутой или фигурной сетке, то, скорее всего, такая оригинальность удивит читателя не далее, чем на протяжении первых 5 страниц, а далее уже станет раздражать.
Почему? Да потому что читатель прежде всего хочет спокойно читать и усваивать интересную информацию, а не отвлекаться на всякие излишки гениальности дизайнера.
А вот если только в одной определенной рубрике журнала появится оригинальная разметка, то это будет не только интересно, но и уместно, поскольку придаст рубрике стильный и узнаваемый вид.
Как правильно сверстать журнал: все этапы от верстки до печати
Что такое верстка журнала
Верстка журналов и другой многостраничной полиграфической продукции – это не только огромная наука, со своими правилами, накопленные целыми поколениями книгопечатников каноны, но и искусство, требующее обладанием чувства стиля, вкуса, ритма и позволяющее создавать не только содержательные, но радующие восприятию глаз произведения.
Вёрсткой обычно принято именовать процесс формирования печатной страницы изделия. Понятно, что осуществляется сей процесс посредством компьютера в специальных программах верстки, таких как QuarkXPress и Adobe InDesign. Какая лучше, зависит от личных предпочтений верстальщика.
Заметим только, что первая – QuarkXPress – имеет на сегодня меньшие функционал и удобство в работе, а также ориентирована больше на электронные издания, тогда как вторая – Adobe InDesign – на изготовление полиграфической продукции.
Использование Microsoft Word и Publisher не только не может рассматриваться как альтернатива данным приложениям, но и верстать в них просто-напросто запрещается, так как получить на выходе что-либо полностью готовое к печати представляется затруднительным.
Основные советы по верстке журнала
Графические иллюстрации и векторные изображения
Графические изображения, используемые в вёрстке, можно поделить на растровые и векторные.
Растровую графику (условно, фотографии) для публикаций редактировать придётся только в Adobe Photoshop, тут альтернатив нет и, скорее всего, не будет. Учтите, что изображения завёрстываются в 100% размер и разрешение, какие заложены в макете.
Векторная графика готовится в Adobe Illustrator (предпочтительнее) либо в CorelDRAW. Выбор, разумеется, в пользу первой, так как с файлами второй что Quark, что InDesign не работают вообще, графику из Corel придётся переводить в файлы формата *.eps (универсальный формат описания графических изображений), которые затем будут вставляться в макет.
Здесь нюанс такой: эффекты, генерируемые Corel после импорта в *.eps иногда выглядят не так, как задумывалось, что обусловлено особенностями обработки PostScript в Corel.
Ни в коем случае не используйте векторную программу в качестве растрового редактора: в некоторых случаях эффекты наложения или прозрачности для растровых изображений в векторных программах могут сыграть с вами злую шутку – от появления артефактов на растре до пропадания изображения.
Как сделать обложку журнала
Этой проблеме (именно так – проблеме) уделяем особое внимание, так как макеты, изготавливаемые для разных типов скрепления (скоба, КБС (клеевое бесшовное скрепление), твёрдый шитый переплёт) имеют свои особенности. Например, для КБС потребуется дополнительно сверстать корешок, предварительно узнав в типографии его толщину, а для твердого переплёта помимо корешка придётся продолжить изображение с обложки на загиб вокруг переплёта. Если этого не сделать сразу, потом придётся тратить лишнее время и нервы на доработку.
Как правильно подобрать шрифт и что такое сетка
Шрифтов в макете не должно быть чрезмерно много, обычно их два-три, не более. Один – основной, которым набирается весь текст публикации, и один-два дополнительных, на заголовки и подзаголовки. Также важны кегль (размер) шрифта и междустрочный интервал (интерлиньяж).
Модульная сетка – это, проще говоря, разметка страницы под вёрстку: сколько отводится места на поля, на заголовки и картинки, расположение колонтитулов; само собой, принципы симметрии тоже никто не отменял, они должны обязательно учитываться.
Когда все этапы вёрстки закончены, следует передать для проверки макет профессиональному корректору, так как орфографические ошибки или глупые описки в самом неподходящем месте, например, в заголовке аршинным шрифтом (да-да, бывает и такое!), могут свести на нет все старания, затраченные выше.
Итак, макет журнала готов, в каком же формате предоставлять навёрстанное в типографию? Данный вопрос лучше обсудить там, где будет печататься журнал. Оптимально – файлы в формате pdf, главное, чтобы они были грамотно выведены (как правильно сгенерировать pdf для сдачи в производство – см. технические требования к макетам).
Сборка вёрстки журнала тоже приветствуется, главное, чтобы грамотно была собрана вёрстка (присутствовали все графические файлы, обязательно приложены шрифты и сгенерированы файлы экспорта для того, чтобы вашу вёрстку можно было открыть в ранних версиях программ, если типография использует не последние версии).
И напоследок:
Если вы не готовы взяться за верстку журнала, то можете обратиться к нам и наши верстальщики профессионально выполнят работу. Верстая журналы в нашей типографии, вы получаете скидку на печать журналов!
Что такое разворот в журнале
+7 495 621-87-11
+7 916 170-98-03
+7 926 279-69-14
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
+7 925 567-74-70
+7 926 726-50-80
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
+7 916 640-39-04
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Ул. М. Пионерская, 12
design@hse.ru
dop-design@hse.ru
Материал журнала «Проектор»
Текст: Ольга Руднева и Митя Харшак
Фотографии: предоставлены Центром современной культуры «Гараж»
«Бродович постоянно говорил ученикам: „Поразите меня“. Он презирал подражание прошлому и учил нас быть такими, как русский космонавт Юрий Гагарин — рваться в будущее со всей страстью и отвагой. Бродович был гигантом, опередившим свое время. Семена творческого поиска, посеянные им в наших сердцах, были подобны зубам дракона, посеянным Ясоном. Они были готовы в полном вооружении вырваться из земли, чтобы поразить публику».
Харви Ллойд, фотограф и художник
«Было приятно смотреть, как он работает. Он был таким быстрым и уверенным. В чрезвычайных ситуациях, как в тот раз, когда судно с отчетом о новых парижских коллекциях задержали на Бермудских островах, его скорость была ослепительна. Быстрый взмах резаком, пара минут жонглирования фотокопиями, сверху толстый слой „культурной жвачки“, и шестнадцать страниц готовы. Его макеты, конечно же, были причиной отчаяния многих копирайтеров, чьи симфонические поэмы приносились в жертву священному белому пространству. Прямо перед отправкой в печать он раскладывал все макеты на полу в кабинете Кармел Сноу, и там пересобирал развороты до тех пор, пока ритм журнала не подходил ему», — так писал о работе Бродовича Фрэнсис Макфэдден, шеф-редактор Bazaar.
В России
Алексей Бродович родился в 1898 году в богатой семье в селе Оголичи. Его отец, Чеслав Бродович, был уважаемым врачом-психиатром, мать занималась рисованием. Во время Русско-японской войны семья Бродовичей переехала в Москву, где отец работал в больнице для японских военнопленных. Алексей же был отправлен учиться в Петербург в Общеобразовательную школу князя В.Н. Тенишева и имел намерение позже поступать в Императорскую академию художеств. В детстве он не получил формального художественного образования, но много рисовал, делал наброски.
С началом Первой мировой войны в возрасте шестнадцати лет Бродович отказался от своей мечты поступить в Императорскую академию художеств и сбежал из дома, чтобы присоединиться к Русской армии. Вскоре после этого отец вернул его домой и нанял частного преподавателя, чтобы помочь Алексею окончить школу. После окончания Бродович снова сбегал несколько раз. Позднее он вспоминал: «Спустя неделю или около того я сбежал на фронт, чтобы убивать немцев. Но мой отец, в то время военный генерал во главе санитарного поезда Красного Креста, был очень влиятелен, и меня вскоре привезли назад к нему. Вернувшись в поезд, я работал в качестве помощника медсестер. В Восточной Пруссии я снова сбежал и присоединился к ближайшему полку. Я снова был пойман, и на этот раз меня отправили в школу офицеров, в Пажеский корпус».
Во время Гражданской войны в России Бродович служил в Белой армии. В боях с большевиками под Одессой он был тяжело ранен и госпитализирован в Кисловодске. В 1918 году город был окружен войсками Красной армии, и Бродович был вынужден бежать за границу. Именно во время этого отступления он познакомился со своей будущей женой, Ниной.
В Новороссийске Алексей встретил брата Николая. В это же время их отец совершает побег из тюрьмы в Петрограде и присоединяется к сыновьям в Новороссийске. Им удается организовать приезд матери Бродовича и других родственников в Константинополь. Наконец воссоединившись, семья Бродовичей отправляется во Францию.
Эмиграция
В Париже Бродович хотел стать художником. Но кому тогда был интересен русский эмигрант в Париже? Бродович был слишком беден, и ему впервые в своей жизни пришлось работать, чтобы зарабатывать на хлеб. Он устроился на работу маляром, а его жена Нина работала швеей. Они сняли дешевую маленькую квартирку в районе Монпарнаса, где их соседями оказались многие русские художники, поселившиеся в Париже в конце XIX века. Группа художников, среди которых Александр Архипенко и Марк Шагал, встречались в демократичной и свободной Академии Васильевой (также известной как Русская академия), где можно было заниматься живописью и скульптурой без участия педагогов и наставников. Знакомство Бродовича с молодыми русскими художниками дало шанс заняться более творческой работой — Алексей принимает участие в оформлении сцены для «Русских сезонов» Дягилева.
Париж был культурной столицей, в которой находили свое место все сколько-нибудь заметные художественные течения того времени. На Бродовича влияло многое: швейцарско-немецкий дадаизм, российский супрематизм и конструктивизм, Баухаус, итальянский футуризм, голландский Де Стейл, французский кубизм. Оказавшись в самой гуще художественной жизни, Бродович начинает формироваться как профессиональный дизайнер-график.
Графика
По ночам и в выходные свободный от «Русских сезонов» Бродович начал набрасывать проекты для тканей, фарфора и ювелирных изделий. К тому времени, когда его работа с балетом Дягилева была окончена, он уже имел большое наработанное портфолио подобных проектов. По совместительству он делал макеты для журнала об искусстве Cahiers d’Art и Arts et Métiers Graphiques — влиятельного журнала о дизайне. Бродович фактически был арт-директором обоих изданий, несмотря на то что позицию арт-директора не занимал. Он отвечал за макеты обоих журналов.
Свою первую профессиональную награду он получил 24 марта 1924 года, завоевав первый приз на конкурсе плаката на вечере художников Le Bal Banal. Плакат был расклеен на стенах по всему Монпарнасу вместе с рисунком Пикассо, который занял второе место. Бродович гордился этим плакатом на протяжении всей карьеры и всегда держал его копию приклеенной к стене своей студии.
Он с успехом выступил на Парижской международной выставке декоративно-прикладного искусства в 1925 году. Бродович собрал целый урожай наград — пять медалей: три золотые медали за дизайн киосков и ювелирные изделия, две серебряные медали за ткани и высшую награду за павильон Amour De L’Art.
После этих побед началась карьера Бродовича как художника. В 1928 году он получает заказы от дизайн-студии «Ателиа» на разработку макетов и иллюстраций рекламных каталогов роскошного парижского мужского бутика «Маделиос». Бродович понимал, что вкусы многих клиентов довольно консервативны, поэтому он уравновешивает современный дизайн отсылкой к классической греческой литературе.
Несмотря на то, что работа в «Ателиа» занимала весь день, Бродович продолжает выполнять заказы и как фрилансер. В это же время он основал свою собственную студию «Ателье А.Б.», где занимается рекламным плакатом. По заказу парижского издательства La Pléiade он иллюстрирует три книги: «Новеллы» Пушкина, «Фантастические повести» Достоевского, и «Господин де Бугрийон» Жана Лоррена.
Бродович использовал технические достижения из сферы промышленного дизайна, фотографии и современной живописи. Его любопытство помогало ему внедрять наиболее интересные новшества из смежных областей в свою работу. Позднее он прививал такую же способность своим ученикам, призывая их к творческим экспериментам. Он использовал аэрограф и промышленный лак, гибкие стальные иглы и хирургические инструменты.
В возрасте тридцати двух лет, не имея художественного образования, Бродович занимался плакатом, фарфором, ювелирными изделиями, текстилем, рекламой и живописью. Его одержимость и фантастическая работоспособность вскоре позволили ему стать одним из самых уважаемых и успешных коммерческих дизайнеров в Париже. К 1930 году, однако, Париж потерял свою привлекательность для Бродовича. Некогда царивший здесь дух приключений и художественного новаторства стал исчезать. И несмотря на то, что ему поступало много предложений о работе, Бродович отказывается от них в поиске новой среды для своих проектов.
Преподавание
Еще в Париже Бродович был приглашен на работу Джоном Стори Дженксом — отцом юной барышни, которую Бродович вводил в парижские художественные круги. Дженкс, попечитель Музейной школы промышленного дизайна Пенсильвании (в настоящее время Университет искусств Пенсильвании), был поражен многогранным талантом Бродовича и предложил ему возглавить факультет дизайна рекламы. В сентябре 1930 года Бродович принял предложение взяться за новую работу и переехал в Филадельфию с женой и сыном. Бродович создал в Школе специальный отдел по рекламному дизайну и погрузился в преподавательскую деятельность.
Задача Бродовича была непростой — надо было поднимать несколько архаичную и провинциальную американскую рекламу до более продвинутого европейского уровня. До этого студенты просто копировали журнальные приемы Эн Си Вайета и Говарда Пайла. Их иллюстрации были красивы, но произошли от традиций романтического реализма XIX века, который давно ушел в прошлое.
Методика преподавания Бродовича отличалась от всего ранее известного в этой области в США. Он всегда использовал наглядные примеры. Бродович приносил студентам французские и немецкие журналы, объяснял работу и технику художника. Он спрашивал студентов: «Может ли эта линия быть лучше? Может быть, сделать ее такой, как у Кокто?». Бродович брал студентов на экскурсии по Филадельфии, они вместе ездили на заводы и в лаборатории, в торговые центры и зоопарки, на стройки и свалки. Студентам нужно было зафиксировать свои графические впечатления от увиденного, будь то фотоинтерпретация, рисунок или абстракция. Бродович не учил в обычном смысле слова, а скорее его ученики с его помощью открывали в себе свои собственные внутренние творческие ресурсы.
Дизайн-лаборатория
В 1933 году Бродович предложил студентам новый формат взаимодействия — Дизайн-лабораторию. Это был мастер-класс для студентов старших курсов, которые хотели экспериментировать во всех дизайнерских дисциплинах. Бродович разделял убеждение мастеров Баухауса в том, что нужно воспитывать личность, направляя внимание на спектр возможных современных решений, которые можно было использовать в графических проектах. Описание курса Дизайн-лаборатории гласило: «Цель курса состоит в том, чтобы помочь студенту раскрыть свою индивидуальность, кристаллизовать вкус и развить чувствительность к современным течениям, стимулируя воображение и совершенствуя его технические возможности. Курс проводится как экспериментальная лаборатория, вдохновленный постоянно меняющимся темпом жизни, открытием новых методик, новых сфер деятельности в тесном контакте с ведущими журналами, торговыми центрами, рекламными агентствами и производителями. Темы курса: дизайн, верстка, шрифт, плакат, репортаж, иллюстрация, журнальное производство, упаковка и дизайн, выставка, моделирование, служба арт-директора».
Компью А рт
Компоновка страниц
Первая статья номера совсем не обязательно должна быть блокбастером; это может быть и обычный материал. Вторая статья может быть развлекательной, третья — интеллектуальной. Редактор и арт-директор стараются менять темп от раздела к разделу.
Когда схожие по характеру статьи и материалы размещены в разных местах журнала, они обычно группируются в содержании, где обозначены все постоянные рубрики. Некоторые журналы даже дают список всех рекламных материалов в алфавитном порядке — в конце или в начале номера.
Одни читают журналы начиная с первой страницы, другие — с конца, а кто-то — с середины или с наиболее интересной, на его взгляд, публикации. Что же касается рекламы, то наибольшее воздействие она оказывает, будучи размещенной на правой стороне разворота в первой части журнала; в последней же части журнала наибольший эффект имеет реклама, расположенная на левой стороне разворота. Большинство рекламодателей отдают предпочтение первой части журнала и правым страницам разворотов, а потому часто сопровождают свой заказ примечанием: «Размещение в начале, на правой стороне разворота».
Зная, что многие читатели пролистывают журнал, начиная с последних страниц, некоторые редакторы помещают начало редакционных статей на последней странице, а продолжение — на предыдущих. Например, U.S. News & World Report, когда выходил с длинными редакционными статьями Дэвида Лоренса, делал именно так. Журнал Esquire следовал раздражающей практике, начиная материал в середине или в конце журнала, а продолжая на страницах, расположенных ближе к началу.
Толщина журнала
В большинстве журналов количество полос из номера в номер может меняться в зависимости от публикуемой рекламы: чем больше рекламного места продал журнал, тем больше страниц в очередном номере. Самые толстые номера появляются перед Новым годом, самые тонкие — в начале года и в середине лета. Американские журналы считают, что в идеале соотношение рекламного и редакционного пространства должно составлять 70:30. В некоторых журналах она приближается к 50:50 или даже к 40:60. Когда соотношение падает до такого низкого уровня, у журнала возникают проблемы. Максимальное количество рекламы в отечественных журналах диктуется законодательно.
Некоторые журналы предлагают своим читателям одинаковое количество редакционного материала во всех номерах. Меняется только объем рекламы. Журналы с четко выраженными постоянными разделами часто действуют именно так.
Многие журналы, не содержащие рекламу, строго придерживаются определенного количества полос. К таким журналам относятся внутрикорпоративные издания. Количество страниц для большинства журналов кратно 32 — две шестнадцатистраничные сигнатуры. После печати лист фальцуется по размеру страницы и обрезается. Количество сигнатур кратно 4, 8 или 16, в зависимости от размера журнала и формата печатной машины, на которой он печатается.
Если журнал имеет обложку из более плотной бумаги — отдельную обложку, это еще одна четырехстраничная сигнатура. Вложите в нее две шестнадцатистраничные сигнатуры, и вы получите 36-страничный журнал.
Журнальный переплет
Существуют три основных вида журнальных переплетов: на прямой скрепке (или шве), на боковой скрепке (или шитье) и клеевое крепление.
Преимущество прямой скрепки состоит в том, что журнал легко раскрывается и может лежать открытым на плоской поверхности. Читатели имеют возможность извлечь из него те страницы, которые хотят сохранить. Кроме того, журнал, использующий прямую скрепку, проще оформлять. Например, не составляет труда пустить картинку или текст через линию разворота. Прямая скрепка создает один непрерывный внутренний разворот.
Боковая скрепка делает переплет более прочным. Она как бы говорит читателю, что этот журнал нужно хранить долго. Редакторы, стремящиеся дать читателю возможность вырвать страницу и сохранить отдельную статью, могут использовать перфорацию страниц. Боковая скрепка особенно подходит для переплета толстых журналов.
После Второй мировой войны Reader’s Digest начал экспериментировать с клеевым креплением, и сегодня этот журнал, как и многие другие, в том числе и женские журналы мод, пользуется именно таким переплетом. Подобные журналы имеют корешок, похожий на книжный; на нем зачастую печатается название журнала. Еще одно достоинство такого способа состоит в том, что формат становится более гибкими. Например, в любое место без труда можно вставить рекламную страницу любого размера.
Многие журналы выбирают более плотную бумагу для обложки, печатая ее отдельно, а затем сшивая с внутренними страницами. Это одинаково применимо как при прямом, так и при боковом креплении.
Журнал American Heritage выходил только в твердой обложке, но с 1981 года предложил своим читателям выбор: приобретать его либо с твердой, либо с мягкой обложкой.
Пересечение линии разворота
Линия, разделяющая две страницы разворота, подобна как физическому, так и психологическому барьеру, создающему самые большие проблемы при оформлении внутренних страниц журнала. Когда левая и правая страницы разворота независимы друг от друга, линия разворота помогает читателю, становясь естественным разделителем. Однако большинство разворотов устроены таким образом, что приходится строить некий графический мост, по которому читатель может перейти от одной страницы разворота к другой.
Это можно сделать явно, помещая графический элемент или заголовок таким образом, чтобы одна его часть находилась на левой стороне разворота, а другая — на правой. Но можно поступить и более изящно, повторив на правой стороне разворота тот же стиль оформления или цвет, который был использован на левой, и таким образом помочь читателю самостоятельно построить визуальную связь.
Если вы решили пустить картинку через линию разворота, вам следует внимательно отнестись к пересечению этого физического барьера. Если картинка содержит изображение лица или фигуры, оно не должно быть поделено пополам. Не следует делить картинку ровно посередине, за исключением, конечно, того случая, когда она занимает по ширине весь разворот и стоит и слева и справа навылет. В общем случае большая часть картинки должна располагаться на одной из страниц разворота.
Если вы не вполне знакомы с теми ограниченими, которые накладывает на дизайн печатный процесс, то можете допустить ошибку, располагая картинку, пересекающую линию разворота, на разных сигнатурах, тогда точное совмещение ее левой и правой частей будет представлять проблему. В этом случае не лишне проконсультироваться с печатником о том, где подобное расположение даст наилучшие результаты.
Когда в качестве моста через линию разворота вы используете строку, набранную крупным шрифтом, не следует делить эту строку между буквами, лучше разделить ее между словами. Необходимо также предусмотреть увеличенный интервал в точке деления, особенно при боковом креплении.
Разворот, открывающий новый материал
Наиболее впечатляющий эффект достигается при использовании целого разворота как единства левой и правой его страницдля того, чтобы начать новый материал.
Иногда приходится начинать новый материал на правой странице разворота. Если при этом его левая страница занята рекламой, не составит труда оформить начало статьи так, чтобы оно резко отличалось от рекламной страницы, — в этом случае они не будут восприниматься как нечто единое. Если на левой странице разворота заканчивается предыдущий материал, картинки на ней лучше не размещать — во избежание конкуренции с на чалом новой статьи.
Чтобы побудить читателя перевернуть страницу, ее графическую опору следует помещать справа. Внизу страницы можно указать: «Продолжение на странице…»
Два материала, начинающихся на одном развороте
Иногда на один разворот приходится начало двух статей. На левой стороне — одностраничная статья, а на правой — новый материал начинается. Обе статьи сопровождаются иллюстрациями. Как визуально их разделить?
Существует несколько возможностей:
Если одна из статей занимает больше места, чем другая, начинаясь где-то на левой странице разворота и продолжаясь на правой, можно специально уменьшить разрыв на развороте, увеличив его между статьями. В дополнение к уже описанным приемам в этом случае можно использовать еще и горизонтальную линию между ними.
Если вам необходимо разместить более двух материалов на одном развороте, особенно если все они содержат иллюстрации, можно прибегнуть к помощи рамок или разделительных горизонтальных линий.
Дизайн заголовков
От заголовка статьи определенным образом может зависеть ее дизайн, тип шрифта и иллюстрации для нее. То, что сообщает заголовок, для усиления воздействвия должно быть отражено в используемом шрифте и выбранных иллюстрациях.
В одном и том же номере журнала лучше использовать заголовки, составленные с определенной долей разнообразия. Например, вряд ли формулировка всех заголовков в виде вопросов будет хорошим решением. Иногда в качестве заголовка удачно используется первая строка популярной песни, название фильма или книги, рекламный слоган или клише, которому придан неожиданный поворот.
Часто хорошие заголовки являются полемическими. И только погрузившись в материал, читатель понимает, что идея, вынесенная в заголовок, не выдерживает анализа.
Нередко превосходная степень в заголовке — как раз то, что нужно. Заголовок обещает, что статья расскажет о чем-то или о ком-то самом большом или самом маленьком, самом быстром, сильном, лучшем. Удачным подходом к составлению заголовков может стать использование слова с противоположным значением.
В заголовке должен присутствовать ритм. Расположить строки заголовка так, чтобы ритм возник, — работа дизайнера. Если она сделана хорошо, заголовок примет поэтическую форму.
Вы можете позволить иллюстрациям — например, фотографиям, предоставленным автором — диктовать подход к оформлению заголовка.
Слова в заголовке должны использоваться очень точно. Сокращение заголовка с целью втиснуть его в предназначенное место зачастую меняет его окраску.
Когда заголовок сопровождается подзаголовком, последний должен нести дополнительную нагрузку, а не повторять уже сказанное в заголовке в развернутой формулировке. Подзаголовок может располагаться как выше, так и ниже заголовка и набираться более мелким шрифтом. Лучше если подзаголовок длиннее, чем заголовок; он может даже состоять из нескольких предложений — это создает контраст. Вы можете попробовать использовать для подзаголовка и кегль, по размеру находящийся ровно посередине между кеглями заголовка и основного текста.
Страница содержания
Довольно долго страница содержания была тем, о чем вспоминали в последнюю очередь. Теперь ситуация изменилась: страница содержания стала визитной карточкой номера. Что размещать на ней, каждый журнал решает по-своему. Но большинство журналов помещают на эту страницу собственно содержание, список редакционного состава, мастхэд и миниатюру обложки с подписью к ней.
На этой странице может присутствовать и некоторое количество текста, — как правило, от редакции, в качестве предисловия к номеру. Однако это может быть и реклама.
Содержание журнала — это перечень заголовков материалов с именами авторов и номерами страниц, на которых эти материалы начинаются. Содержание может быть и расширенным, тогда редактор делит его на секции, разделы или рубрики — по своему усмотрению.
Редакторы считают достаточно трудным определить категории, которые бы полностью соответствовали содержанию журнала. Некоторые материалы подпадают сразу под несколько категорий. Например, «Юмор» как категория вряд ли состоятельна, поскольку юмор вполне может являться частью материалов с серьезной основой. Указывать такое название рубрики над заголовком статьи внутри журнала — все равно что, прежде чем пошутить, предупредить об этом слушателей.
Арт-директоры все чаще используют в содержании соответствующие иллюстрации с внутренних страниц журнала. Иногда в содержание помещают полную миниатюру разворота, на котором начинается статья.
Журналы, содержащие не более 16 страниц, скорее всего не нуждаются в странице содержания.
Мастхэд
Мастхэд (не следует путать его с логотипом) может быть слишком длинным или слишком сложным для того, чтобы размещать его на странице содержания. Он может быть расположен внизу или сбоку на другой странице (в корпоративных журналах часто размещается на задней сторонке обложки). Мастхэд содержит основную информацию о журнале: дату выхода данного номера, номер книжки, частоту выхода, имя издателя, редакционный адрес и адрес коммерческого офиса, информацию о подписке, цену экземпляра и цену годовой подписки. Вместе с мастхэдом часто помещается список редакционного состава. В списке сотрудников журнала должна быть отражена служебная иерархия и использована единая терминология. Например, если перед одной фамилией значится «редактор», то перед другой не может быть указано «производство». Многие журналы считают целесообразным набирать строки с основными позициями штата более крупным кеглем, остальные — более мелким. Имена сотрудников редакции обычно располагаются отдельно от имен сотрудников коммерческих служб. В большинстве журналов три основные позиции редакционного состава таковы: редактор, ответственный секретарь и арт-директор.
Мастхэд облегчает жизнь как авторам, так и подписчикам; с его помощью можно найти правильные адреса (редакция и коммерческий офис часто располагаются в разных местах). Возможно, неплоха идея предварить каждый из этих адресов хорошо читаемой строкой: «Если вы хотите представить свою рукопись» и «Если вы хотите подписаться на журнал». А может, потребуется и третья строка: «Если вы хотите поместить рекламу». Каждому редактору время от времени следует задумываться о модифицировании мастхэда.
Несмотря на свой технический характер, мастхэд не должен быть скучным. Он может коротко представить историю журнала и его философию.
Разбиение на рубрики
Одна из забот арт-директора — отделить постоянные разделы и колонки от остальных статей и материалов. Постоянные разделы и колонки рано или поздно появляются в каждом издании и сопровождаются специальным заголовком. В идеале дизайн таких заголовков должен быть общим с дизайном логотипа на обложке. Иногда их называют внутренними логотипами. Решая эту задачу, некоторые журналы обходятся исключительно шрифтами, другие прибегают к помощи картинок. Как и обычные логотипы, внутренние логотипы работают наилучшим образом, если имеют почти абстрактный вид и, появляясь из месяца в месяц, не вызывают раздражения у читателя. Не стоит делать их слишком большими, и, само собой, они должны быть меньше, чем логотип на обложке.
Внутренние логотипы иногда включают фотографию автора и небольшую картинку, поясняющую характер содержания рубрики. Названия постоянных колонок — широкое поле для фантазии. Здесь главное не ошибиться, особенно если принять во внимание, что это название будет использоваться месяцы, а может быть, и годы. Поэтому журналы редко используют очевидные названия, например «письма» для раздела, в котором публикуются письма читателей.
Вовсе не обязательно публиковать каждое письмо со слов «Дорогая редакция». Приветствие может остаться «за кадром». Письма должны быть сгруппированы тематически. И не каждое письмо требует подзаголовка. Новый подзаголовок необходим при смене темы. Каждая группа писем обычно имеет отношение к какой-то отдельной статье. В них высказывается одобрение или критика в адрес позиции автора. Ответ автора на письма может быть дан курсивом после каждой такой группы откликов.
Дополнительную выразительность колонкам с письмами можно придать, сопроводив их иллюстрациями или наиболее яркими выдержками из писем, набранными крупным шрифтом, — по одной на каждую страницу или колонку с письмами. Выбранный шрифт может, например, напоминать о шрифте пишущей машинки. Время от времени можно представлять небольшую репродукцию оригинала самого письма.
Работа с редакционными материалами
Обычно о редакционных материалах говорят в связи с газетными публикациями. Но в журналах они тоже бывают. Многие журналы, например, помещают их в самом начале номера перед статьями. Редакционные материалы подписных еженедельников порой занимают до трети объема номера.
Редакционные материалы в торговых журналах обычно подписываются редакторами. (Редакционные материалы в газетах, как правило, не подписаны.) Корпоративные журналы в качестве редакционного материала часто используют обращение президента компании, сопровождая его фотографией. Подпись может быть набранной шрифтом или факсимильной.
Редакционный материал, представляющий точку зрения издания, должен выделяться среди остальных материалов. Для этого его можно, например, набрать в одну широкую колонку. При этом формат должен позволять публикацию разных по объему материалов, чтобы не ограничивать фантазию автора определенным количеством знаков. Не стоит отказываться и от сопровождения редакционного материала иллюстрациями — выполненными специально или воспроизведенными из другого источника.
Работа с рекламными материалами
Очень часто журнальными арт-директорами становятся работники рекламных агентств, которые без труда перестраиваются на журнальную работу. В маленьких журналах арт-директоры могут даже самостоятельно оформлять рекламные модули для небольших фирм, у которых нет возможности размещать свою рекламу через рекламные агентства.
Хотя с точки зрения дизайна большим журналам нечего делать с рекламой, которую они размещают, они иногда используют свое право вмешиваться в эту область, если оформление рекламы вступает в противоречие с редакционной политикой. Так, The New Yorker когда-то категорически отказывался от рекламы, если она противоречила вкусам редакторов. В 1985 году при новых владельцах этот журнал начал размещать рекламу, которую прежде отвергал, в частности рекламу духов Obsession, изображающую обнаженную женщину в окружении четырех мужчин. Некоторые журналы предлагают рекламодателям размещать рекламные модули, по форме отличающиеся от стандартных прямоугольных, тем самым осложняя жизнь журнальным арт-директорам. К примеру, реклама может занимать одну страницу и продолжаться на ее обороте или иметь ступенчатую форму.
Ряд журналов использует некий гибрид редакционного материала и рекламы. Редактор и арт-директор исходят из предоставленных рекламодателем пресс-релизов и фотографий. Подобные услуги для рекламодателей требуют от арт-директора сотрудничества с отделом рекламы журнала, что многие находят более чем неудобным. Обычно цель совместной работы арт-директора (и редактора) с отделом рекламы заключается в том, чтобы не допустить размещения на одном развороте статьи и рекламы, несущих разную идеологию. Например, «антитабачная» статья не должна появиться рядом с рекламой сигарет. При этом ни для кого не секрет, что, принимая рекламу, журнал в первую очередь размещает ее, и только арт-директор решает задачу размещения тех или иных статей и материалов вокруг рекламы. Рекламное место, как правило, оговаривается в контракте; редакционный материал проще изменить в последнюю минуту. В большинстве случаев место, отводящееся под редакционный материал, оформляется независимо от рекламы.
Начиная с 1980-х годов реклама все чаще становится похожа на редакционный материал: рекламодатели, как правило, стали избегать традиционного рекламного оформления, считая, что так можно добиться большего доверия со стороны читателя. Некоторые издания в таких случаях делают пометку: «На правах рекламы».
О том, как местоположение рекламы влияет на читателя, написано очень много; некоторые рекламодатели готовы выкладывать дополнительные деньги за страницы в начале или в конце издания, на правой или левой полосе. Однако последние исследования говорят о том, что расположение рекламы не играет той роли, которую ему приписывают. Реклама совершенно не обязательно второстепенна для читателя. Редакторы стали отходить от практики продолжения статей в конце номера, что раньше имело место довольно часто, преследуя цель «протащить» читателя через рекламные страницы. Возможно, придет то время, когда всю рекламу будут собирать в одном месте и арт-директор получит возможность оформлять редакционный материал как единое целое.