что такое разрешение в музыке
Разрешение (музыка)
Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.
Разрешение интервалов
Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.
Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.
Разрешение аккордов
Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Разрешение (музыка)» в других словарях:
Разрешение — Разрешение: Разрешение сделать что то антоним к слову «запрет». Позволение сделать что то запрашиваемое, в том числе документ, это подтверждающий; Разрешение на работу; Разрешение на временное проживание; Разрешение на поселение; Разрешение … Википедия
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия
Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка вид искусства. Музыка старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) … Википедия
Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия
Пётр I и музыка — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Содержание … Википедия
Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия
Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия
Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия
Разрешение (музыка)
Разрешение (нем. Auflösung, англ. resolution, фр. résolution), в многоголосной музыке — переход от одного созвучия (интервала, конкорда, аккорда), трактуемого как ладовый неустой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой (см. Устой и неустой). В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал (обособленный или в составе аккорда), в качестве второго — консонантный интервал (см. Консонанс и диссонанс). В русской теории музыки XX века принято рассматривать разрешение диссонанса в консонанс в мажорно-минорной тональности как результат тяготения ладового диссонанса в (ладовый) консонанс.
Краткая характеристика
О «разрешении» говорят преимущественно по отношению к интервалам и аккордам в мажорно-минорной тональности, от её истоков (конец XV века) до её распада (конец XIX — начало XX веков). Реже термин также используется в анализах старомодальной гармонии — в музыке, где мажорно-минорная тональность ещё не сформировалась, но присутствуют её элементы. Например, в готической каденции, характерной для многоголосия Ars antiqua и Ars nova, конкорд терцсексты «разрешается» в конкорд квинтоктавы. По отношению к авангардным техникам в музыке XX века, где нельзя говорить о линейных неустоях (неаккордовых звуках) и нет понятия тоники и соотнесённой с ней периферии (например, в додекафонных сочинениях А. Веберна), переход от диссонанса к консонансу «разрешением» не называется.
Разрешение интервалов
Элементарная теория музыки (ЭТМ) рассматривает только 4 простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие:
Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.
Разрешение аккордов
Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.
Что такое разрешение в музыке
Разрешение
Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).
Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:
Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):
Примеры разрешения хроматических ступеней:
Разрешение в интервалах
Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.
Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.
увеличенная секунда (ув.2) разрешается:
Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий
Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.
Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.
Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.
Разрешение уменьшённых трезвучий
Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.
Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:
В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.
Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.
А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.
Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.
Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.
Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).
Разрешение увеличенных трезвучий
Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:
Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).
Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.
Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.
Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.
Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!
Разрешение трезвучий – подведём итоги
Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:
На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!
Разрешение интервалов
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.
Вообще интервалы важная и полезная вещь. На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.
Это может звучать очень красиво. Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее.
Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.
Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Например, увеличенный интервал как мы знаем при разрешении увеличивается (яркий пример того как это мы рассматривали здесь: http://gorstorehov.com/page/umenshennaya-kvinta-i-uvelichennaya-kvarta).
Много интересного таят в себе и обращения интервалов. Например малый интервал при обращении превращается в большой и наоборот.
Кроме того не всегда расстояние между звуками в полтора тона, к примеру означает интервал м3. Иногда одно и то же созвучие можно назвать по-разному.
Сегодня же давайте поподробнее поговорим на тему разрешения.
Когда речь заходит про разрешение, то сразу же вспоминается доминантсептаккорд. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.
Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.
На практике это будет звучать хорошо.
Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.
рис. 1
рис. 2
А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.
Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.
рис. 3
То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.
Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.
Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.
Дополнение: косвенное разрешение
Правда в отношении диссонансных интервалов вроде секунд и септим существует такое понятие как косвенное разрешение.
Суть его в том, чтобы сначала перевести диссонансный интервал в консонансный, а потом уже разрешить по правилу ладового тяготения.
Итак, в нашем случае правильное разрешение м2 будет выглядеть так:
рис. 4
Разрешение характерных интервалов
Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?
Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.
Как мы знаем чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень. Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).
В гармоническом мажоре это следующие созвучия:
рис. 5
Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.
Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.
А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-postroit-minornie-gammi):
рис. 6
Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).