что такое разновозрастная группа в детском саду

Консультация для родителей «Садик — вторая семья. Стоит ли отдавать ребенка в разновозрастную группу?»

Садик-вторая семья. Стоит ли отдавать ребенка в разновозрастную группу?

До введения всеобщей системы образования дети воспитывались в большой семье, в компании младших и старших братьев и сестер, они росли вместе, помогали взрослым, участвовали в общей работе. Сейчас такие большие семьи являются редкостью, и современный дошкольник является зачастую единственным ребенком в семье. Настоящая система образования в основном предусматривает пребывание детей в группе одного возраста и в детском саду ребенок, как правило, находится в окружении группы сверстников, а значит, не имеет возможности брать пример со старших детей и помогать малышам. Родители привыкли, что детей всему учат педагоги и лишь малое количество родителей считаю необходимостью принимать участие в образовательном процессе.

Введение разновозрастных групп дает новый опыт хорошо забытых социальных отношений. В жизнь таких групп включены не только педагоги, но и родители. Родители объединяются в «Родительские клубы» и активно участвуют в жизни группы. Заседания клуба проводятся в форме семейных праздников, спортивных заседаний, социальных акций и мастер-классов. Такая форма работы помогает не только сплочению родителей, детей и педагогов,но и помогает добиться значительных результатов: оформляются семейные творческие альбомы, собирается материал для семейных книжек. Пространство группы и участок для прогулок также изменяются в лучшую сторону, меняются дети. Старшие заботятся о младших, помогают им одеваться, накрывают на стол, убирают игрушки. Так, более взрослые дети ощущают свою нужность, полезность, учатся ответственности. Малыши, в свою очередь, ценят внимание старших и стремятся им подражать, они многому учатся, развиваются быстрее и чувствуют себя защищенными. В таких группах происходит естественное саморазвитие старших и младших детей, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки.

Таким образом, стоит прийти к выводу, что разновозрастные группы имеют очевидный воспитательный и образовательный эффект. Поэтому попадая в такую группу, ваш ребенок получает возможность полноценного всестороннего развития. Развития, в котором участвуют не только педагоги, но и сами дети и их родители.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском садуКонсультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Учим ребенка доброте» Воспитание в ребенке чувство доброты надо начинать с малых лет. Каждый родитель хочет,чтобы его малыш вырос добрым,отзывчивым. Таким он может.

Источник

Возраст не важен, или Разновозрастные группы в детских садах

Школа педагогов и директоров

16 января 2018 • 15:10

Из младшей группы в среднюю, оттуда – в старшую, потом в подготовительную. Такой путь дошкольника нам привычен и понятен. Но может быть и по-другому, когда сегодня воспитанник детского сада в группе творцов, завтра – в группе исследователей, а послезавтра он просто читает книгу и не хочет быть ни в какой группе.

О лучших технологиях и методиках работы в разновозрастной группе рассказывает Татьяна Волкова. Татьяна более 15 лет работала в системе дошкольного и школьного образования педагогом-практиком, в том числе воспитателем и методистом в детском саду. Автор практических и методических пособий по вопросам дошкольной педагогики, транслирует отечественный опыт за рубежом, знакомится с зарубежными практиками и знакомит с ними российских коллег.

Привычная российская практика

В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста – нормальная и давно всем привычная практика. Путь детей от младшей группы до подготовительной – это традиционный путь в системе российского дошкольного образования.

Но из любого правила есть исключения. Например, в сельских малокомплектных детских садах, в садиках, работающих по вальдорфской методике, в группах кратковременного пребывания, в специальных, коррекционных, инклюзивных группах, а также в домашних и семейных детских садах норма – как раз разновозрастный состав.

Сейчас практика организации и работы в разновозрастной группе активнее всего развивается в семейных детских садах. За 10 лет развития данной формы образования накоплен большой опыт по работе с детьми в разновозрастной группе.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен

Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе — это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском саду

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

В разновозрастной группе воспитатель должен варьировать формат занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на подгруппы или одновременно со всеми. Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, не всегда приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вместе. Соответственно, остаётся только проведение занятий одновременно со всей группой.

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Практика Западной Европы

Там в большинстве дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется именно с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения их на возрастные группы. И как показывает практика, такой подход более эффективен, он позволяет детям более активно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со старшими и младшими воспитанниками, учиться выстраивать разные отношения, осваивать разные виды коммуникаций.

Например, в Германии, если группы разновозрастные, а в детском саду не очень много воспитанников, то дети свободно передвигаются по его помещениям.

Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением, в котором в течение дня бывают дети всех возрастов, например, лабораторией, библиотекой, творческой мастерской или спортивным залом. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные, в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно – воспитательной работы.

Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

В большинстве дошкольных образовательных организациях Германии существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В детском саду может быть от 30 до 300 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент). По норме на одного воспитателя при этом приходится от 9 до 15 детей. В среднем, если сад крупный, в группе находятся 24 ребенка. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.

В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.

Педагоги так строят работу с детьми, чтобы каждый ребенок развил коммуникативные навыки (речевое развитие, взаимодействие с людьми, умение действовать самостоятельно или в группе детей). Большое внимание уделяется формированию системы моральных ценностей. Даются основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной), музыкальной культуры. Важное место в работе педагогов занимает развитие физических способностей, ловкости, координации детей, их представлений о здоровом образе жизни. Все это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые дети собираются по своему желанию и на произвольный промежуток времени.

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском саду

Полезная литература по теме

Весной 2018 года в издательстве «Сфера» выходит новое пособие по организации работы в разновозрастной группе авторов Волковой Т.В., Червовой А.С. «Занятия в разновозрастной группе». В пособии будут представлены сценарии занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, лепке, музыкальные, логопедические, психологические занятия и многие другие.

Данное пособие будет интересно и полезно родителям, желающим самостоятельно воспитывать и развивать своих детей, родителям-воспитателям семейных и домашних детских садов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем взрослым, стремящимся к росту своей педагогической компетенции.

Представленные в пособии занятия помогут родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать и провести интересные занятия, обучающие игры и досуги с детьми дошкольного возраста, и с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия во многом базируются на принципах позитивной социализации дошкольников, транслируя главным образом, развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, личностных компетенций ребёнка с помощью игры. Занятия можно легко корректировать на усмотрение родителей, а также применять при реализации любых комплексных и парциальных образовательных программ, с которыми работают детские сады.

В пособиях Волковой Т.В., Червовой А.С. «Семейный детский сад. Практическое пособие», издательство «Айрис-Пресс», 2011 и «Семейный детский сад в системе государственного воспитания и образования», издательство «Линка-Пресс», 2011 помимо необходимого материала по семейным детским садам содержится большое количество конспектов занятий с детьми в разновозрастной группе со ссылками рекомендуемых к применению на занятиях книг, рабочих тетрадей, альбомов и пр.

Также данной теме посвящена публикация Волковой Т.В., Фетисовой Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал» // Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011

Источник

Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском саду Лешукова Лариса Владимировна
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.

Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют три группы. Две из которых укомплектованы детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов. Это младшая (3-4л) и средняя (4-5л) группа и старшая (5-6л) и подготовительная (6-7л) группы.

На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми на два возраста (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование, циклограмма и другое).

Непосредственно образовательная деятельность в группах строиться согласно учебному плану и СанПин. (слайд) Сетка нод выглядит следующим образом, например, в старшей и подготовительной группе.

Четверг 9.00-9.25 (1 подгруппа)

9.30-10.00 (2 подгруппа)

10.05-10.30 (1 подгруппа)

10.35-11.05 (2 подгруппа)

15.35-16.00 (1 подгруппа)

16.05-16.35 (2 подгруппа) 1. Развитие речи

2. ХТ (лепка/аппликация)

2. Физическая культура

НО есть вещи, на которые необходимо обратить внимание в разновозрастной группе.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам,только с небольшими уточнениями:

— игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

— детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

— существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам (например, старший возраст столы и стулья промаркированы цифрой 2, а в подготовительной цифрой 1).

Что мы и выполнили в нашем детском саду.

И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

• Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.

Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.

Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.

1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.

2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1988.

3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. ; Под ред. А. С. Алексеевой. – М. : Просвещение, 1990.

4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.

5. Проблемы межвозрастного общения детей. С. Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.

6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.

7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.

Источник

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском саду Татьяна Безменова
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»

что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть фото что такое разновозрастная группа в детском саду. Смотреть картинку что такое разновозрастная группа в детском саду. Картинка про что такое разновозрастная группа в детском саду. Фото что такое разновозрастная группа в детском саду

Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает из села, так как вынуждена искать работу, соответственно детей всё меньше и меньше. Руководство вынуждено идти на сокращение групп. В нашем детском саду всегда было две разновозрастные группы – младшая, куда принимали малышей с года, и где они находились до 4 лет, и старшая разновозрастная группа.

С недавнего времени произошло сокращение, теперь у нас одна группа, которая называется – разновозрастная группа «Сказка». Сегодня я хочу рассказать, как осуществляю организацию воспитательно-образовательного процесса в данной группе.

Перед нами, воспитателями разновозрастных групп, стоит непростая задача – построить свою работу так, что бы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, а это порой трудно выполнить из-за того, что в группе находятся дети 5-6 возрастов. Образовательный процесс в группе приходится организовывать иначе, чем он осуществляется в группе с детьми одного возраста.

Образовательную деятельность с детьми я пробовала организовывать разными способами. Первоначально я пробовала проводить занятия по разным разделам программы. Например, старшие дети занимались конструированием, а младшие ребята самостоятельно рисовали или лепили по замыслу, но практика показала, что руководить двумя видами деятельности очень сложно, педагог не может качественно провести занятие. При такой организации детские работы оказываются очень слабыми, конечный продукт детской деятельности оставляет желать лучшего, ведь, по сути, дети предоставлены сами себе, так как воспитатель постоянно отвлекается. Да и подготовиться к таким занятиям педагогу намного сложнее.

Путём проб и ошибок, пришла к выводу, что наиболее эффективным является проведение однотемных занятий со всеми детьми одновременно. То есть по одной образовательной области, по одной теме сразу со всеми детьми, но с разными задачами обучения, иногда используя разные средства. Например, проводя занятие по рисованию «Осеннее дерево», старшие дети рисовали акварелью и кисточками, младшие ребята рисовали гуашью при помощи мятой бумаги. Помимо использования различных средств рисования, перед каждой возрастной подгруппой ставились свои программные задачи.

Практика показывает, что однотемные занятия наиболее целесообразны и эффективны. Причём это распространяется на все виды занятий, как физкультурные, математические, так и занятия по ИЗО.

Педагогулегче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения, а также позволяет педагогу в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников.

Конечно, организовать детей сразу всех возрастов очень проблематично, слишком уж большой возрастной диапазон, тем более, есть такие занятия, которые необходимы только детям старшего возраста или только детям ясельного возраста. Так, с подготовительной к школе подгруппой необходимо проводить занятия по подготовке к обучению грамоте. В таких случаях я прибегаю к разделению по подгрупам, заранее продумываю, что будут делать дети, пока остальные занимаются. Очень важно научить детей играть в течении некоторого времени самостоятельно, общаясь друг с другом тихо, но всё время дети должны находиться в поле зрения воспитателя и под присмотром помощника воспитателя. Как правило, дети играют в тихие, спокойные игры, например, настольно-печатные, или с конструкторами.

В соответствии с программой у каждой возрастной группы своя продолжительность занятия, поэтому младшие дети должны или позже приступить к занятию или раньше уйти с него. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что более удачно строить занятие, когда все дети приступают к работе одновременно, т. е. начинать занятие одновременно со всеми детьми. Все дети слышат, какое будет занятие, о чём идёт речь, видят и слышат показ, объяснение педагога. Если пригласить младших ребят позже, они не поймут в чём суть, что нужно делать, а объяснение педагога будет отвлекать старших детей от работы. Так как ставящиеся перед младшими детьми программные задачи более лёгкие, то соответственно малыши быстрее справляются с поставленным заданием, и после его выполнения могут раньше покинуть занятие, оставаясь под присмотром помощника воспитателя. Хочется отметить, что в разновозрастных группах, как никогда важна взаимосвязь, взаимопонимание между педагогом и помощником воспитателя, ведь когда младшие дети покидают занятие, именно помощник воспитателя должен организовать самостоятельную деятельность детей, увлечь ребят игрой так, чтобы это не мешало работе педагога со старшими детьми. Перед началом совместной деятельности с детьми, я знакомлю помощника воспитателя с основными задачами, отмечаю, на что нужно обратить внимание, чем лучше занять детей.

Очень интересна такая форма работы с детьми, как коллективное творчество, где каждый ребёнок выполняет свою часть работы. Коллективное творчество наиболее удобная форма работы с детьми именно в разновозрастных группах. Старшие дети выполняют более трудные задания, младшие выполняют посильную им работу, но все вместе трудятся над одним общим делом, что доставляет всем массу удовольствия. Такая форма организации детей позволяет педагогу дать каждому ребёнку необходимую нагрузку, в соответствии с его индивидуальными и возрастными возможностями.

Отдельно хочется рассказать об организации праздников. Хочется, чтобы интересно, весело было всем детям, но возможности детей разного возраста различные. Младшие воспитанники, многие, даже ещё не разговаривают, старшие дети способны исполнять песни, сложные танцевальные композиции. Поэтому все номера подбираю согласно возрастным возможностям, а в течении праздника дети выступают подгруппами своего возраста. Игры подбираю тоже разные по содержанию, чтобы были понятны и интересны каждой возрастной группе.

Разновозрастные группы имеют некоторые преимуществ перед обычными группами, но, на мой взгляд, не всё так радужно, есть в разновозрастных группах и свои трудности. Иногда старшие дети, несмотря на все убеждения педагога на то, что так не нужно делать, начинают брать пример с младших и вести себя так же (разговаривать как младшие, используя в речи слова,типа: бибика, ав-ав, кричать, разукрашивать в книгах и т. п.)Младшие дети могут мешать заниматься старшим: ломать постройки, собранные пазлы, отбирать игрушки. Особенно нервничают старшие дети, когда занимаются с конструкторами «Лего», где есть мелкие детали, а малышам непременно их нужно взять, и никакие доводы взять что-то другое не помогают. Понятно, что интересы детей разного возраста различны, их пересечение крайне трудно для педагога, но в этом, наверно, и заключается мудрость педагога, чтобы суметь организовать деятельность детей не в ущерб друг другу, и так, чтобы дети чётко уяснили, что можно старшим ребятам, что предназначено только для больших детей, а что делают малыши. Ведь, к большому сожалению, пространство группы не позволяет выделить одновременно зоны для малышей и для детей старшего возраста, все уголки находятся в одном помещении.

Но основной трудностью для педагога, работающего в разновозрастной группе, на мой взгляд, является нехватка, практически отсутствие, методической литературы для разновозрастных групп. Вся методическая литература и образовательные программы по дошкольному воспитанию рассчитаны на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Весь педагогический процесс приходится строить, ориентируясь не на один возраст, как в обычных группах, а сразу учитывать несколько возрастных отрезков, а это отнимает у педагога больше и сил и времени. Начиная от планирования и заканчивая организацией и проведением образовательной деятельности. От педагога требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с возрастными особенностями всех воспитанников. Несмотря ни на что, я думаю, что плюсов в разновозрастных группах всё-таки больше. Общение малышей со старшими детьми, забота старших детей о младших стимулирует развитие и тех и других. В итоге «в выигрыше» оказываются все.

Уважаемые коллеги, работающие в разновозрастных группах, прошу поделиться своим мнением, хотя бы кратко рассказать о своих трудностях и достижениях в данном вопросе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *