что такое разноуровневые задания
Разноуровневые задания и их цель
В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, что оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, которая предложила 5 уровней освоения знаний, которые являются основой моей разработки.
1 уровень – Узнавание. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме «…». На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе актуализации. Задания нацеливают учащихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов. Критерием правильности является выбор правильного ответа. Правильно выполнено задание – 1 балл, неправильное – 0 баллов.
2 уровень – Воспроизведение. Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях. На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе выявление места и причины затруднения. Задания нацеливают учащихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия. Критерием правильности выполнения является достаточное точное воспроизведение освоенной информации (действия) в нужном объеме без опоры на вариант ответов. Правильно выполнено задание – 2 балла; неточно, неполностью выполненное – 1 балл; неправильно – 0 баллов.
3 уровень – Понимание. Цель: осмысленное восприятие через (моделирование…). Рассмотрим задание, которые можно предложить на этапе реализации построенного проекта. «Определи, на каких рисунках предметы стоят правильно. Объясни, почему ты так решил». Алгоритм: 1)прочитать задание; 2)рассмотреть картинка, определить, какие объекты стоят неправильно; 3)объяснить свой выбор.
Задание нацеливают учащихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию. Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции. Правильно выполнено задание – 3 балла; неточно, неполностью – 2 балла; неправильно – 0 баллов.
4 уровень – Применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в виде интерактивного задания, карточки.
«Придумай и нарисуй условные знаки для домашней опасности по рассказу «Давай пройдемся по квартире».». Алгоритм выполнения задания: 1) прочитать задание; 2) прочитать рассказ в рабочей тетради. 3) нарисовать условные знаки для домашней опасности по рассказу. Предполагаемые ответы детей на слайде.
Данное задание составляет основу тематическому контролю, то есть свидетельствует об освоении планируемых результатов на базовом уровне. Правильно выполнено задание – 4 балла; неточно, неполно – 3-2 балла; неправильно – 0 балла.
5 уровень – Применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе включение нового в систему знаний и повторение.
«Девочка Ксюша шила и случайно рассыпала иголки на пол. Составь алгоритм безопасных действий». Алгоритм: 1) прочитать задание; 2) подумать и составить алгоритм безопасных действий. Ответ детей: О: алгоритм: 1)сообщить родителям; 2)взять магнит, провести его по тому месту, где были рассыпаны иголки; 3)пропылесосить; 4)убрать иголки в подушечку для иголок.
Задание нацеливает обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы. Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи. Правильно выполнено задание – 5 балла; неточно, неполно – 4-3 балла, неправильно – 0 балла.
Данные задания можно предложить на разных платформах: например, в виде презентации, интерактивных заданий на смарт-доске, на планшетах или на сайте ленинг-аппс. Разработка данных заданий может использоваться на учебном занятии при изучении темы, в рамках тематической проверочной работы, а также для дистанционного самостоятельного обучения.
Из опыта работы » Разноуровневые задания на уроках в начальной школе»
Разноуровневые задания на уроках
(Из опыта работы учителя начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 города Норильска)
Деменской Лидии Алексеевны
Каждому из нас хочется, чтобы каждый ученик был успешен. И нас, учителей, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, включая в работу на уроках разноуровневые задания.
Ведь ученики в наших классах с разными познавательными возможностями: со слабой памятью, воображением, не уверены в себе и в своих силах. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности, к школе. Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу и меру своих возможностей. Часто слышится на уроке: «А что еще решать» и т.д. Чаще всего в своей работе мы ведем обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. В конечном счете, это ведет к снижению успеваемости. Поэтому в своей практике данную проблему разрешаю с помощью уровневой дифферентации. Это обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности, товарищества) направление.
В своей работе опираюсь на традиционные учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера. Основной задачей для себя ставлю – формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету.
Работая в классе, я хорошо знаю, какой ученик и какому уровню относится.
Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ именно на это время. Необходимо давать правильную дозировку заданий, так как обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, уже овладели материалом в достаточной мере, я даю им возможность поработать индивидуально. Другая категория учеников, которые не сразу усваивают обязательный материал. Таким ребятам иногда приходится объяснять после уроков. Цель: добиться эффективности работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Проверка
индивидуальной деятельности сильных учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:
Ι уровень умственной деятельности.
— Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
ΙΙ уровень умственной деятельности.
— Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.
Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.
Следующая инструкция ΙΙ уровня. «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
ΙΙΙ уровень – творческий.
— Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочи; придумай; подбери».
— При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя;
— Учет индивидуальных различий школьников;
— Возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
— Оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Приведу пример проверки первичного усвоения. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут. (Это помогает определить степень понимания учебного материала)
1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).
1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е
Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания.
3 класс. Русский язык
1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.
2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.
(Дается 2-3 предложения) П ↔ С
3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.
Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».
Проведение проверочной работы не более 5-10 минут. Такие работы позволяют быстро получить сведения о сформированности каких-либо умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения материала.
1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны цифры 5, 9, 02. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.
3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17
Математика. 3 класс «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1».
1 уровень. Выполни действия.
1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1
Раздели выражения на группы.
2 уровень. Определи значения выражений. Найди «ловушку».
Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ
3 уровень. Какое число надо написать в рамке, чтобы равенства стали верными?
— Сколько получится, если число 1 уменьшить 99 раз само на себя?
Русский язык. 3 класс «Обобщение знаний об имени существительном».
1. Подчеркните только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.
3. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.
4. Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.
1. Образуй существительные и определи род.
храбрый мудрый бедный
2. Подбери к данным существительным антонимы.
радость плач добро друг
3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.
кусок конец килограмм обложка
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Буренка, на, паслась, корова, лугу.
Петров, живет, Миша, деревне, у, в.
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда ночь шум доброта
2. Подбери к данным словам синонимы.
врач неправда булка
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери подходящие по смыслу существительные.
душный субботний стая красное
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.
Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности
Разделы: Литература
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.
Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)
Виды уровневых заданий
Вопрос
Задача
Задание
1 уровень – базовый
(оценка «3-4»)
Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.
Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.
Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.
Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).
2 уровень
(оценка «4-5»)
Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.
Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.
3 уровень
(оценка «5»)
Цель: творческое использование знаний.
Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.
Алгоритм применения заданий.
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
Создание ситуаций выбора на уроке.
Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:
Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:
Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
Серьезное внимание уделено вопросам использования разноуровневых заданий на уроках русского языка учителем русского языка и литературы Макаровой Еленой Юрьевной. Один из серии уроков представлен в Приложении 1 к данной статье: Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные О-Е после шипящих и Ц».
Литература:
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные О-Е после шипящих и Ц» —Приложение 1.
Разноуровневые учебные задания как условие организации самостоятельной работы учащихся
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Цель данной статьи – предложить структуру разноуровневых учебных заданий для организации самостоятельной работы учащихся.
Для изучения индивидуальных возможностей учащихся исследователи предлагают применение учебных заданий различных уровней (С.В. Алексеев, Р.Грот, Н.П. Гузик, О.Б. Лошнова, Г.К. Селевко, Унт Инге и др.) Одни из них имеют цель проверить, как учащиеся усвоили систему знаний и навыков и применяют их к решению учебных задач. Вторые – определяют творческие умения ученика: видеть новую функцию объекта, обнаруживать проблему в знакомой ситуации, находить несколько вариантов решения проблемы. Применение учебных заданий двух типов – проверочных и творческих – позволяет формировать и развивать возможности учащихся в двух направлениях. В первом случае фиксируется динамика усвоения программного материала, а во втором – развитие ученика под влиянием обучения.
— первый блок: здесь формулируется цель работы по изучаемому вопросу и конечный вывод, к которому должны прийти учащиеся. Для достижения цели предлагается подробный план, отражающий последовательность действий ученика. Данный способ действий является указанием на общеучебные умения и навыки (ОУУН), которые необходимо применить, чтобы достичь поставленной цели. Работа с первым блоком предусматривает ответы на вопросы в ходе изучения текста учебника, предложенных схем, рисунков и т.д. Первый блок отражает базовую информацию по изучаемому вопросу, поэтому последовательность действий имеет подробное описание.
— второй блок: здесь можно выделить микроблоки, условно обозначенные звездочками (*, **, ***).
Чтобы выполнить задание под одной звездочкой, необходимо обратиться к уже усвоенной информации первого блока. Учащимся в этом случае предложено краткое описание способа действий. Как и в первом блоке, работа учащихся предусматривает применение ОУУН.
Задание, обозначенное двумя звездочками, направлено на актуализацию знаний и умений школьников по предыдущим темам курса, возможно установление межпредметных связей по смежным дисциплинам. Здесь также указан краткий способ действий.
Задание с тремя звездочками творческого характера и, соответственно, способа действий не содержит. В данном случае предлагаются задания, требующие от ученика оригинальности и гибкости мышления, видения необычной функции объекта, переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельного усмотрения проблемы в привычной ситуации, комбинирования ранее известных способов деятельности в новый способ и т.д.
Структура разработанных заданий определяется установлением связи между их составляющими блоками.
Первый блок соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания. В виду того, что данный блок необходим для усвоения всеми учащимися, его содержательная часть наиболее подробна.
Второй блок соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. При этом в соответствии с учебными возможностями ученики могут выполнить весь учебный блок, либо его часть.
Таким образом, связь между блоками в рамках одного учебного задания обеспечивается их уровнем сложности. Школьники переходят последовательно от одной части задания к другой при условии правильного выполнения каждой предыдущей части. В рамках второго блока продолжается формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Разноуровневые задания и их цель
Методическая разработка материала по теме «Разноуровневые задания и их цель»
Просмотр содержимого документа
«Разноуровневые задания и их цель»
В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, что оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, которая предложила 5 уровней освоения знаний, которые являются основой моей разработки.
1 уровень – Узнавание. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме «…». На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе актуализации. Задания нацеливают учащихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов. Критерием правильности является выбор правильного ответа. Правильно выполнено задание – 1 балл, неправильное – 0 баллов.
2 уровень – Воспроизведение. Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях. На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе выявление места и причины затруднения. Задания нацеливают учащихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия. Критерием правильности выполнения является достаточное точное воспроизведение освоенной информации (действия) в нужном объеме без опоры на вариант ответов. Правильно выполнено задание – 2 балла; неточно, неполностью выполненное – 1 балл; неправильно – 0 баллов.
3 уровень – Понимание. Цель: осмысленное восприятие через (моделирование…). Рассмотрим задание, которые можно предложить на этапе реализации построенного проекта. «Определи, на каких рисунках предметы стоят правильно. Объясни, почему ты так решил». Алгоритм: 1)прочитать задание; 2)рассмотреть картинка, определить, какие объекты стоят неправильно; 3)объяснить свой выбор.
Задание нацеливают учащихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию. Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции. Правильно выполнено задание – 3 балла; неточно, неполностью – 2 балла; неправильно – 0 баллов.
4 уровень – Применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в виде интерактивного задания, карточки.
«Придумай и нарисуй условные знаки для домашней опасности по рассказу «Давай пройдемся по квартире».». Алгоритм выполнения задания: 1) прочитать задание; 2) прочитать рассказ в рабочей тетради. 3) нарисовать условные знаки для домашней опасности по рассказу. Предполагаемые ответы детей на слайде.
Данное задание составляет основу тематическому контролю, то есть свидетельствует об освоении планируемых результатов на базовом уровне. Правильно выполнено задание – 4 балла; неточно, неполно – 3-2 балла; неправильно – 0 балла.
5 уровень – Применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе включение нового в систему знаний и повторение.
«Девочка Ксюша шила и случайно рассыпала иголки на пол. Составь алгоритм безопасных действий». Алгоритм: 1) прочитать задание; 2) подумать и составить алгоритм безопасных действий. Ответ детей: О: алгоритм: 1)сообщить родителям; 2)взять магнит, провести его по тому месту, где были рассыпаны иголки; 3)пропылесосить; 4)убрать иголки в подушечку для иголок.
Задание нацеливает обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы. Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи. Правильно выполнено задание – 5 балла; неточно, неполно – 4-3 балла, неправильно – 0 балла.
Данные задания можно предложить на разных платформах: например, в виде презентации, интерактивных заданий на смарт-доске, на планшетах или на сайте ленинг-аппс. Разработка данных заданий может использоваться на учебном занятии при изучении темы, в рамках тематической проверочной работы, а также для дистанционного самостоятельного обучения.