что такое разглашение государственной тайны

Об ответственности за разглашение государственной тайны

что такое разглашение государственной тайны. Смотреть фото что такое разглашение государственной тайны. Смотреть картинку что такое разглашение государственной тайны. Картинка про что такое разглашение государственной тайны. Фото что такое разглашение государственной тайны

Адвокат Антонов А.П.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.

Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.

В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне». Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)). Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну. Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами. Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).

Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса). Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке». «Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.

Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».

Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).
Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы. Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.

Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.

Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).

Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:

а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;

б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;

в) наступления тяжких последствий;

г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.

Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.

Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями). Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.

Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.

Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения. Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.

Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.

Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Источник

Всё о служебной тайне и её охране

Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Служебная и профессиональная тайна

ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Источник

«О государственной тайне»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ,

от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ,

от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ

от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 294-ФЗ)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ)

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 377-ФЗ)

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Р

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *