что такое разъем jack
Разъём «джек» (TRS, TRRS)
Разъём TRS (phone connector) по кличке «джек» разработан для передачи аналогового звука и чаще всего применяется в наушниках,…
Разъём TRS (phone connector) по кличке «джек» разработан для передачи аналогового звука и чаще всего применяется в наушниках, гарнитурах и колонках.
TRS значит:
Tip — наконечник,
Ring — кольцо,
Sleeve — гильза.
Слово «jack» в аудиотехнике значит «гнездо», поэтому некорректно называть «джеком» штекер, а то и целый класс коннекторов. Кроме жаргонизма «джек» встречаются названия: «аудио» и «стерео».
Модификации разъёма TRS «джек»
Количество контактов ▼
• 5 контактов — TRRRS «jack 5-pole». Применяется в гарнитурах с шумоподавлением.
• 4 контакта — TRRS «jack 4-pole». Применяется в обычных гарнитурах, в балансных наушниках, в соединительных шнурах ТВ-приставок и в некоторых экзотических переходниках.
• 3 контакта — TRS «stereo» или «jack 3-pole». Применяется в шнурах наушников, колонок и микрофонов.
• 2 контакта — TS «mono» или «jack 2-pole». Двухполюсный штекер применяется в профессиональной аппаратуре, например, для подключения электрогитар.
Типоразмеры ▼
• 2.5 mm — микро-джек (малогабаритные гаджеты, гарнитуры старых мобильников)
• 3.5 mm — мини-джек (смартфоны, плееры, аудиокарта ПК)
• 6.35 mm — четверть дюйма — 1/4″ (эстрадный микрофон, профессиональные наушники)
Если размер штекера не подходит под размер гнезда, нужен переходник ▼
Распиновки штекера TRS
Нумерация контактов штекера TRS начинается с наконечника.
Назначение контактов TRS в наушниках и колонках задано чётко ▼
1 — Левый канал — L
2 — Правый канал — R
3 — Общий провод — G
По цветовой маркировке проводов в шнуре стандарта нет, но сложилась определённая традиция:
1 — Левый канал — Белый (или зелёный)
2 — Правый канал — Красный
3 — Общий провод — Медный (оплётка)
Кроме штекеров под пайку встречаются и штекеры под винт ▼
Распиновка штекера компьютерного монофонического микрофона ▼
Левый и правый контакты спаяны вместе — это собственно выход микрофона. Ну, а общий провод на своём законном месте.
Распайка петличного микрофона (для подключения к смартфону) отличается от распайки компьютерного микрофона ▼
Подробнее о подключении микрофонов и гарнитур к компьютеру или смартфону — в статье «Микрофоны, наушники и гарнитура»
Распиновки штекера TRRS
Распиновка штекера TRRS зависит от области применения. На каждый случай написана отдельная статья ▼
• Дата-кабели для миниатюрных плееров и умных часов ▼
⚠ Эти переходники не используются для передачи звука! Штекер TRRS используется в них не по назначению.
Распиновка гнёзд TRS и TRRS
Обратите внимание — некоторые гнёзда снабжены контактами на размыкание. Это придумано для того, чтоб при подключении наушников к ПК или магнитофону отключались динамики. При подключении штекера к такому гнезду, контакты левого и правого канала размыкаются, тем самым отключая динамики ▼
Если это отключение вас не устраивает, необходимо впаять перемычки ▼
Контактами на размыкание оборудуется и линейный вход. При подключении к магнитоле внешнего источника звука, отключается внутренний источник (напр. радио) ▼
Аудио-разъемы Mini-Jack (3.5), Jack и Micro-Jack, или как правильно подключать наушники
Доброго времени!
«Аудио-разъемы разные важны, и все они нужны». 😉
Вообще эту заметку меня сподвиг написать один мой знакомый, который при подключении наушников перепутал всё, что только можно было. (и даже повредил один из разъемов).
Также попутно затрону темы, с которыми постоянно возникает путаница.
Разъемы «Jack» и прочее
Основы (+ распиновка)
И так, если «отбросить все лишнее» и оставить лишь все самые популярные аудио-разъемы — то их на самом деле не так уж и много. Я выделил бы 4:
Обратите внимание, что разъемы Jack могут быть нескольких видов: моно, стерео, гарнитурный вариант (см. на количество контактов 👇).
Наиболее популярный вариант сегодня — это гарнитурный вариант (позволяет сразу подключать и микрофон, и наушники к одному разъему 👌).
Гарнитурный штекер и классический (mini-Jack 3,5mm)
2) Обратите внимание, что распиновка TRRS (гарнитурный вариант) на разных устройствах может отличаться: «общий» и «микрофон» могут быть в разных положениях.
Типовая распиновка аудио-разъема mini-Jack
Аудио-разъемы на материнской плате / корпусе ноутбука
На большинстве компьютеров (мат. плат) на задней стенке ПК есть как минимум три выхода:
Обратите внимание, что у них разные цвета (и обычно, это «некий стандарт», которого придерживаются большинство производителей).
Выходы на задней стенке компьютера
Если вы внимательно посмотрите на самые обычные компьютерные наушники — то заметите, что цвет штекеров у них разный: розовый (микрофон) и зеленый (наушники). Перепутать и подключить их «не туда» — довольно сложно. 😉
штекера на классических компьютерных наушниках
1) Как подключить наушники с микрофоном к компьютеру или ноутбуку
2) Не работают наушники (один наушник): почему нет звука? Разбираемся с причинами
Намного больше путаницы возникает с ноутбуками (и телефонами): всё чаще на них ставят гарнитурный разъем (он помечается значком «наушников с микрофоном» 👇).
Обратите внимание, что по-хорошему к гарнитурному разъему необходимо подключать штекер с 4-ю контактами (т.е. спец. наушники (а не обычные компьютерные, как на скриншоте выше) )!
Гарнитурный и классические разъемы под микрофон!
О совместимости, переходниках и подключении mini-Jack к USB, гарнитурные наушники к обычному разъему и пр.
При подключении штекера mini-Jack (3,5) mono в стерео-разъем — средний контакт будет замыкаться, что в некоторых случаях может привести к поломке оборудования (но обычно такого не происходит).
При подключении штекера mini-Jack (3,5) stereo в моно-разъем — средний контакт останется не подключенным. Большинству современных устройств это не опасно (за исключением старых муз. центров, приставок и пр.).
Но вообще, так делать не желательно (возможны шумы, скрежет и пр.), по-хорошему — в этом случае необходим переходник с гарнитурного разъема под обычный (классический).
Такие переходники можно купить в китайских интернет-магазинах (я собрал в заметке несколько лучших!).
Подключение обычных наушников к гарнитурному разъему
Переходник: подключение микрофона и наушников к гарнитурному разъему
Кстати, если у вас на ноутбуке есть только гарнитурный разъем — как вариант, можно 👉 приобрести внешнюю звуковую карту и подключить ее к USB-порту.
Весьма неплохой вариант: во-первых, такие «малютки» могут обеспечить звук лучше, чем встроенная аудио-карта ноутбука; во-вторых, у вас всегда будет выбор каким разъемом пользоваться. 👌
Внешний вид универсальной аудио-карты
Если у вас есть дорогие профессиональные наушники (с Jack 6,3 mm) и вы их хотите подключить к обычному разъему под mini-Jack 3,5 mm — вам понадобится спец. переходник (как показан на фото ниже 👇).
Примечание : таких переходников, в общем-то, достаточно много и каждый из вариантов в отдельности (я думаю) — нет смысла рассматривать. Приобрести их 👉 все можно здесь.
Штекеры (Джек и Мини-джек). Переходник
У некоторых мобильных телефонов не стандартный гарнитурный разъем (распиновка иная, чем на др. устройствах. Например, такое встречается у Nokia*, Alcotel* и пр.). Из-за этого при работе с ними нужно использовать только оригинальные кабели от этого же производителя!
Причем, ряд переходников (о которых речь шла выше) — с ними работать не будет!
Философия Звука или как создать свою студию звукозаписи с нуля
Разъём «Джек» (Jack, TRS) появился в 19 веке, им пользовались телефонисты. Тогда этот разъём имел диаметр 6,35 мм. Сейчас джек — самый популярный разъём в мире. Этот разъём популярен в силу своего удобства: воткнул и работай (plug&play). Однако он же считается абсолютно незащищённым от случайного отключения, поскольку никаких механизмов защиты, как например, защёлка у кэнона (cannon) у джека нет. Также этот разъём непрочен, если к нему применить боковую нагрузку на излом, и поэтому он часто ломается (особенно с пластиковым корпусом). Джек бывает трёх размеров (по диаметру): 6,25 мм, 3,5 мм и 2,5 мм. Так же различается по типу мамка/папка (male/female). В основном тип самого штеккера «папка», а гнездо — «мамка»…
Джек 6,25 мм
Разъёмы mono jack plug и stereo jack plug. По-русски такие разъёмы именуются словом «джек», это название уже устоялось, хотя порождено оно неточным переводом с английского языка («jack» — гнездо). Изначально оно имело смысл «панельный разъём» (кабельный разъём при этом называется «plug»). По количеству контактов такие разъёмы можно разделить на двухконтактные (рис. 2) и трёхконтактные (рис. 3). Первые (их часто называют моно- или несимметричными джеками) предназначены для несимметричной передачи сигнала, а вторые (часто называемые стерео- или симметричными джеками) можно применять как для несимметричной, так и для симметричной или двухканальной передачи сигнала. Контакты разъёма (гнездовой и штекерной частей), в свою очередь, имеют определённые названия (Tip Ring Sleeve), и по первым буквам этих названий трёхконтактные джеки называют также TRS-джеками.
При двухканальной передаче, контакт 2 используется для соединения с общим проводником (Земля), а контакты 1 и 3 — для сигнальных проводников первого и второго канала соответственно. Частным случаем двухканальной передачи является передача стереофонического сигнала. Ярким примером этому могут служить наушники. При стереофонической передаче, контакт 2 — общий, контакт 1 передаёт сигнал левого канала, а контакт 3 — правого. Другим случаем двухканального использования разъемов типа джек является двунаправленная передача звуковых сигналов. Ярким примером этому может служить разъём разрыва (insert) канала на микшерном пульте. Как и везде, контакт 1 — общий, а вот стандарта распайки для второго и третьего контактов до сих пор не существует. Один из двух оставшихся контактов — выход, а второй — вход.
Джек 3,5 мм (миниджек)
Этот разъём диаметром 3,5 мм широко известен по бытовой аппаратуре, чаще всего применяется только для подключения наушников. В профессиональной аппаратуре он применяется редко, да и то — в маленьких звуковых модулях, переносном оборудовании и прочих устройствах, где важен размер гнезда. Большее распространение миниджек получил в мультимедийном оборудовании (плейеры, диктофоны, наушники-вкладыши). Разъём мини-джек знаменит своей ненадежностью. Названия контактов и их распайка соответствует правилам для разъёмов типа джек.
| |
В микрофонных и линейных входах мультимедийных звуковых карт, как правило, используется несимметричная коммутация. Поэтому в случае непосредственного подключения динамического микрофона к микрофонному входу звуковой карты возникает проблема перехода от симметричного выхода к несимметричному входу. Если у источника сигнала есть трансформаторный выход, то можно воспользоваться простым кабельным переходником, схема которого представлена на рис. 6:
рис. 6
Примечание Если симметричный выход источника сигнала — бестрансформаторный, то для перехода от симметричной схемы к несимметричной необходимо приобрести кабельный переходник с трансформаторной развязкой! И ещё один подводный камень может ожидать владельцев некоторых мультимедийных звуковых карт. Микрофонный вход звуковой карты рассчитан на подключение монофонического микрофона, однако гнездо разъёма, в которое вставляется мини-джек, имеет три контакта. Контакт Sleeve соединяется с общим проводником, контакт Tip предназначен для получения сигнала с микрофона — как обычно. А вот на контакт Ring со стороны звуковой карты подаётся постоянное напряжение, предназначенное для питания мультимедийного электретного микрофона, которым иногда комплектуются звуковые карты. При подключении динамического микрофона во избежание неприятных последствий контакт Ring не должен иметь соединения ни с одним проводником микрофонного кабеля. Иными словами, для динамических микрофонов с симметричным выходом, подключаемых непосредственно к микрофонному входу звуковой карты, схема распайки кабеля должна быть такой, как показано на рис. 7
рис. 7
У «Мини-джека» для видеокамер также есть ещё и четвёртый контакт для передачи самого видео.
Джек 2,5 мм (микроджек)
Применяется в основном в миниатюрных мультимедийных плейерах и сотовых телефонах, как раз в силу своего размера единственный подходящий разъём в подобных случаях. Распайка и конструкция точно такая же, как и у старших братьев. В основном бывает в стерео-варианте (трёхконтактный). Иногда бывает и моно. Единственный нюанс — данный микроджек практически всегда неремонтабельный (хотя и есть отдельные подобные разъёмы в магазинах радио) и ломается ещё чаще миниджека…
(нет оценки)
Чем AUX отличается от Jack?
Содержание
Содержание
Пока в диких прериях индейцы снимали скальпы с ковбоев, Александр Белл шел открывать первую телефонную станцию. 1 апреля 1881 года девушки-телефонистки воткнули TRS-штекеры Jack в разъемы и 48 телефонов впервые приняли звуковые сообщения. Позже к ним присоединился еще 51 аппарат — так началась пандемия любви AUX и mini-jack.
История трех Джеков
Классический штекер размером ¼ дюйма получил название «jack» — «гнездо» в переводе с английского.
Сменив пирамидальную стойку телефонного коммуникатора на электрогитары и синтезаторы, формат 6,35 миллиметров доминировал на рынке аудиотехники до середины 40-х годов двадцатого века.
Эстафету перехватил разъем, получивший прозвище mini-jack. Младший джек оказался мал да удал — при своих 3,5 миллиметрах он уже к 50-м годам выдавил старшего 6,35-миллимитрового брата с рынка любительской аппаратуры.
Был и третий братец, да только вышел неказист. Формат 2,5 миллиметра широко использовался в портативных плеерах, но так и не прижился из-за посредственного качества передачи звука. Еще одной проблемой стала ломкость. Малые размеры коннектора требовали использования тонких проводов, которые часто рвались. Пик популярности пришелся на середину 80-х, конец 90-х годов двадцатого века. Появление «голубого зуба» окончательно доконало младшенького. Лишь иногда его можно встретить в редких моделях фотовспышек, Hands-Free, камерах видеонаблюдения. Говорят, в последний раз его видели в телефоне Nokia 6700.
Что за зверь AUX?
Auxiliary port или сокращенно AUX — линейный асинхронно-последовательный аудиовход. Дословно Auxiliary переводится, как «вспомогательный» или «дополнительный». На аппаратуре обозначается «AUX OUT/IN», на старых моделях может быть известен под псевдонимом «CD IN».
Основными поставщиками аудио оборудования в первой половине 20-го века стали США и Германия. По результатам двух войн вторая страна вылетела из гонки за улучшение способа передачи звуковых сигналов. Ее место заняла Япония, использующая американские патенты. Стандартизация и универсализация позволила распространиться единому формату. Теперь любой счастливый обладатель наушников мог вынуть штекер из Walkman, воткнуть его в писишник или подключить к домашней аудиосистеме, чтобы продолжить наслаждаться музыкой.
При чем тут TRS?
Стандарт TRS — Tip, Ring, Sleeve, появился в конце 19-го века и не особо изменившись, благополучно дожил до наших дней. Три контакта — один на кончике, второй в кольце и третий в стрежне, обеспечивают качественный стереосигнал или монозвук с подключением микрофона. Знаменитый mono-jack, примененный для коммутации первых 99 телефонов, был изготовлен как раз по этой технологии.
Для того, чтобы добиться стереозвука или одновременной работы нескольких микрофонов, производитель увеличивает количество каналов связи — колец. Среди многообразия джеков, встречаются варианты с 1, 2, 3 и даже 4 кольцами — TS, TRS, TRRS, TRRRS. Последний применяется для передачи дополнительных сигналов помимо аудиоинформации. Например, для переключения треков, перемотки, остановки или пуска воспроизведения, приема звонков. У некоторых моделей гарнитур есть экран, на котором отображается название треков, их номера, продолжительность композиции, время, данные о заряде батареи.
Чем связаны AUX и Jack?
Соединение AUX и 3,5-миллиметрового штекера-jack позволяет передавать информацию со скоростью 1 бит в одну сторону. Результирующий сигнал отправляется с устройства после обработки и усиления. Гнездо AUX, попадающееся нам на глаза повсеместно, распространилось благодаря новому стандарту передачи звуковых сигналов.
Разъем получил глобальное распространение благодаря удобному форм-фактору для большинства устройств, дешевизне производства, качеству передачи сигнала. Не исчез совсем и старший Jack на четверть дюйма, его можно до сих пор встретить в студиях звукозаписи, киноконцертных залах. Если захотите подключить профессиональный микрофон к диджейскому пульту, придется прикупить аксессуар с соответствующим разъемом.
Итак, проясним — jack 3.5 — это штекер, AUX — это порт под такой штекер.
Итоги
Jack на четверть дюйма спас не одного ковбоя от преждевременного облысения. Благодаря ему сигналы о нападении апачей достигали нужных ушей, местные маршалы вовремя приходили на помощь.
Mini-jack 3.5 касались пальцы Мэрилин Монро, Черчилля, Дуайт Эйзенхауэра, он появился раньше первого искусственного спутника Земли.
Сотни миллионов людей ежедневно втыкают штекеры в свои электронные приблуды, даже не задумываясь, что в скором времени семейство джеков исчезнет.
Технология Bluetooth захватывает рынок смартфонов, наушников, телевизоров. Пройдет несколько десятков лет и для старины mini-jack, наверное, совсем не останется места. Вместе с ним канет в небытие и AUX. Но это уже другая история.
Путеводитель по аудиокабелям и переходникам
Содержание
Содержание
Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?
Аналоговые кабели
Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:
Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.
Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT
Уровень линейного сигнала сертифицирован:
Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.
Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.
RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.
Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.
Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.
Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.
Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.
Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:
● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.
● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.
● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.
Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.
Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.
SpeakON
Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.
Спикерные кабели делают без экранирования.
Цифровые кабели
AES/EBU
Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.
S/PDIF
Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.
Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.
Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».
Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE
Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.
Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.
Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.
Toslink
Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.
Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.
Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE
Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.
Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.
ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i
В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.
Word Clock
Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.
Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.
Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.
Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.
Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.
При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.
Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.
Firewire (IEEE 1394)
Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.
Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.
Thunderbolt
Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.
Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.
Заключение
Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.