что такое раздутое самомнение
От бесконечного самобичевания до раздутого самомнения. Часть 2
Пока мы сидим и думаем о себе, мы не реализуем свой потенциал. Мы сами себя обкрадываем и не даем себе возможности реализовать наши устремления, желания, заложенные в нас природой. Пока мы думаем о себе, другие люди реализуют наши цели. Так, может, пора уже перестать думать о себе и начать действовать?
А на своем ли я месте?
Зачастую низкая самооценка появляется тогда, когда человек пытается соответствовать чужому стандарту, берется не за свою работу. Например, обладатель анального вектора пытается подражать свойствам человека с кожным вектором – делать несколько дел одновременно, быстро переключаться с одного дела на другое и так далее.
Работая в таком режиме, он вскоре понимает, что все равно не справляется: у него не получается делать все так же быстро, как у людей с кожным вектором. Он все равно застревает на деталях и не может соблюдать строгий режим дня, потому что люди с анальным вектором, в отличие от кожников, не чувствуют течения времени. Их сознание обращено в прошлое – на тщательный сбор данных, на изучение литературы, на соблюдение традиций. При сравнении с кожником они могут чувствовать свою неполноценность.
Для руководителя, чья задача жестко организовать рабочий процесс, проявлять требовательность к подчиненным, анально-зрительная связка становится большим препятствием. Мягкость и определенная ведомость такого человека не позволяют ему спросить с подчиненных выполнения по срокам. Сравнивая себя в этом аспекте с другими, такой человек чувствует, что он хуже.
Понимая свойства своей психики и свою роль, мы перестаем сравнивать себя с другими и сосредотачиваемся на выполнении своей задачи в обществе.
В стремлении к вершине иерархии
Кстати, о кожном векторе. Люди с кожным вектором обладают врожденным желанием к имущественному и материальному превосходству. Это они стремятся заработать как можно больше, продвинуться вверх по карьерной лестнице. И им для этого даны все необходимые свойства – логический ум, адаптивность, способность к ограничению. Именно они сначала учатся ограничивать себя, соблюдая режим дня, отказываясь от сладкого и соблюдая здоровый образ жизни. Кожный вектор – это способность отсечь все вредное и окружить себя только полезным.
Впоследствии такие люди уже могут ограничивать и других, создавая законы в обществе, руководя большими группами людей – это их организаторский и лидерский талант. Со стороны такие люди выглядят самоуверенными, и о них вполне можно сказать, что у них высокая самооценка. Однако они просто идут к достижению своих целей, реализуют то, что заложено в них природой. И что интересно, развитый кожный человек, который находится на месте руководителя, как правило, не думает о самооценке – его голова занята задачами, которые он должен ежедневно и безотлагательно решать.
В своем стремлении к вершине успеха кожники всегда устраивают конкурентную борьбу и пытаются доказать, что они способны быть лидерами и предводителями. На самом деле они могут быть лидерами, но им также необходимо кому-то подчиняться, кому-то, кто стоит выше них. И в этом их психологический комфорт. Кожник – это не вождь. Его задача гораздо более скромна, и вести стаю вперед он может лишь на коротких дистанциях.
А вот на самой вершине иерархии находится человек с уретральным вектором. Он вождь, потому что нацелен на отдачу всей стае. Такого человека обожают свои и ненавидят чужие. Он дает чувство защищенности и безопасности всем вокруг. Ему не надо доказывать свое право на трон – он вне конкуренции от природы. Он рожден таким – доминантным, потому что его природа – это животный альтруизм. Он не задается вопросами самооценки, потому что полностью занят решением вопросов, которые направлены на выживание всей стаи. Находясь на самой вершине иерархии, он меньше других думает о себе, он полностью сосредоточен на окружающих людях. Так, может быть, и нам стоит брать с него пример?
Нет «Я», есть «МЫ»
Люди с мышечным вектором составляют основание иерархии – их большинство. 95% людей в векторальном наборе имеют мышечный вектор, а 38% – чистые мышечники. Это люди, у которых нет своего «Я». Они отождествляют себя с группой людей. Для них есть единое «МЫ» по территориальному признаку – деревня, село, город, где они живут. Они мыслят так, как большинство.
Такие люди имеют самое низкое либидо, их желания самые простые – есть, пить, дышать, спать. Это они – рабочие и строители. И без их каждодневного монотонного труда мы просто не выжили бы и не смогли адаптироваться на ландшафте. У таких людей не возникает и вопроса о самооценке, потому что у них нет ощущения отдельного «Я». Они идеально встроены в среду и обеспечивают выживание и воспроизводство поколений, рожая много детей.
Высокая самооценка: «Ты зазвездился!»
Завышенная самооценка, то есть склонность переоценивать свои силы, также может возникать у человека со зрительным вектором. Обладая высоким образным интеллектом, он может смотреть сверху вниз на других людей, проявляя снобизм. Свою образованность и начитанность он несет как огромную ценность, а других людей считает недочеловеками, даже не разбираясь в их познаниях.
Так может проявлять себя человек со зрительным вектором, получивший в детстве интеллектуальное развитие, но не наученный в должной мере сопереживать и сочувствовать другим. Зрительный вектор – это два в одном, интеллект и чувственность. И то, и другое мы нарабатываем до пубертата. Нарабатывать интеллект зрительному человеку всегда легко, ведь у него от природы образное мышление и хорошая зрительная память. Ему легко даются гуманитарные предметы.
Чувственное развитие зрительного вектора – это установление эмоциональных связей. И это то, что нельзя сделать в одиночестве. Вот почему для становления человека так важна среда. Человек – социальная форма жизни, и не может он вырасти человеком в изоляции от других.
Зрительник рождается с чувством страха за собственную жизнь, и лишь в процессе воспитания он учится преобразовывать этот страх в сочувствие другим. Он начинает чувствовать, что когда кто-то упадет и ушибет ногу, то ему так же больно, как если бы упал он сам. И это сочувствие другим толкает человека со зрительным вектором помочь – перевязать рану, отвести в травмпункт. И эта же способность понять боль и страдания другого человека избавляет от снобизма, вымывает ощущение собственного превосходства. «А чем я хуже или лучше других? Каждый выполняет свои задачи».
Но бывает так, что человек вырастает развитым интеллектуально, но с ложным ощущением собственного интеллектуального превосходства над другими вследствие недостаточного чувственного развития. Вырастает не наученным сочувствовать другим. Мало того что это обрекает человека на одиночество, это еще и не дает ему полностью реализовать себя в социальной жизни.
То же самое касается и человека со звуковым вектором. Наделенный мощным абстрактным интеллектом, он задает вопросы о смысле жизни, о тайнах возникновения мира, становления цивилизаций, развития жизни на земле и о конечной цели существования всего живого на Земле. Он один задает такие вопросы, носители других векторов – нет. Поэтому с самого рождения он особенно остро чувствует свое одиночество. Ему кажется, что сложно найти такого же человека, кто бы думал и чувствовал так же, как и он сам. И поэтому зачастую человек со звуковым вектором замыкается в себе и ищет ответы на свои вопросы в гордом одиночестве, отрешенный от всего земного.
Потенциал звуковиков необыкновенно высок. Это они – первооткрыватели всего нового, это они – ученые, совершающие прорывы во всех сферах знания, это они – создатели всевозможных идей, теорий и концепций, и это они готовы отстаивать свои идеи даже ценой собственной жизни, как Джордано Бруно. Однако совершают они все эти прорывы именно тогда, когда реализуют свой потенциал. И так или иначе, их открытия служат во благо всем.
Но зачастую звуковик поглощен своими мыслями, которые он не выносит наружу в полезном действии. Он замкнут в себе, поглощенный внутренним диалогом с беспрестанными вопросами без ответов. Где найти эти ответы? Звуковик не знает. Он испытывает внутреннее ощущение бесконечной пустоты, зияющей в его сердце незаживающей раной. Не реализуя себя в обществе, он тем не менее склонен ставить себя выше других. И это ложное ощущение превосходства мешает ему общаться с другими и получать удовольствие от жизни.
Думая, что он умнее всех, он не может полностью вписаться в социум, когда дело касается коллективной работы. Оценивая себя очень высоко, он при этом не реализует (или не до конца реализует) свои способности на благо другим людям. И другие люди вполне закономерно недолюбливают такого человека – ведь от него разит высокомерием и едва прикрытой ненавистью к другим.
И для зрительника, и для звуковика есть один выход – обратить внимание на других, понять, что лишь во взаимодействии с другими нам раскрывается и любовь, и предназначение, и смысл жизни.
Отменяем самооценку!
И низкая, и высокая самооценка мешает нам реализовывать наши устремления и чувствовать себя комфортно среди других людей. И, оказывается, самооценка есть не у всех. Это не случайно. На самом деле важно не то, как мы сами себя оцениваем, а то, как нас оценивают другие люди и насколько мы вписываемся в общество в целом. Самое важное умение – это умение жить среди людей.
На самом деле самооценка – это ложная установка современной психологии. Такой категории просто не существует. За ней прячутся совсем другие, глубинные механизмы нашей реализации в паре и обществе. Наша самооценка – это то, что возникает в натяжении между «я хочу» и «не получаю». И здесь важно два момента:
Системно-векторная психология помогает осознать свои врожденные, заданные от природы желания, и отсечь те желания, которые привнесены извне под влиянием окружающей среды. Ведь для достижения собственных желаний у нас есть все возможности, все необходимые данные, все предпосылки. А для достижения чуждых нам желаний их нет.
Более того, реализуя желания, которые противоречат нашей природе, мы всегда будем испытывать вместо радости недовольство и разочарование результатом наших неверно направленных усилий. Например, люди с анально-зрительной связкой зачастую хотят всем угодить и берутся за то, что самим им не нравится или не хочется. Чтобы их похвалили, мама или другой значимый человек. Так проявляется комплекс хорошего мальчика или сценарий хорошей девочки, которые и во взрослой жизни руководят людьми.
После тренинга происходит осознание именно своих внутренних желаний, а также осознание тех причин, почему же раньше не получалось их реализовать. Например, речь может идти о сценарии на неудачу в кожном векторе. Мы начинаем осознавать наши страхи, обиды, нехватки по векторам – все те состояния, которые мешали нам реализовать свой потенциал, глубинные причины своего поведения и поведения других людей. И тогда мы уже не занимаемся самооценкой, мы занимаемся самопознанием.
Перепрограммируем эгоизм
«Я хочу и не получаю» – это всегда страдание нашего эго. Наша психика устроена на противоположностях. Чем больше мы можем сделать для других, тем больше мы бываем зациклены на себе, тем больше мы страдаем от собственного эгоизма. И наибольший объем эгоизма, наибольший эгоцентризм свойственен человеку со звуковым вектором. Именно поэтому звуковик испытывает самые большие страдания, эту необъятную внутреннюю пустоту от ненаполненного желания, это тягостное ощущение, что жизнь не имеет смысла. Это ощущение, что ты способен на что-то большее, просто не знаешь, как это реализовать.
На самом деле все удивительно просто. Единственное, что нужно сделать – это избавиться от ложных установок, перестать сосредотачиваться на себе самом. Перестать заниматься самооценкой, а заняться самопознанием.
Пока мы сидим и думаем о себе, мы не реализуем свой потенциал. Мы сами себя обкрадываем и не даем себе возможности реализовать наши устремления, желания, заложенные в нас природой. Пока мы думаем о себе, другие люди реализуют наши цели. Так, может, пора уже перестать думать о себе и начать действовать?
Начать жить, вместо того чтобы сидеть, скованным липким удушающим страхом. Жить, вместо того чтобы рассуждать о смысле существования на Земле. Действовать, вместо того чтобы сидеть сложа руки и ощущать, как жизнь проходит мимо, а время утекает, как песок сквозь пальцы.
Начать радоваться каждому дню и реализовать свои самые смелые планы на жизнь можно. Об этом свидетельствуют отзывы многих людей, прошедших тренинг:
Уже на бесплатных онлайн-лекциях вы почувствуете невероятное удовольствие от узнавания себя и других людей, от понимания причин и следствий человеческих поступков. Вы поймете корни всех страхов и нерешительности и узнаете, как эти страхи преодолеть. Вы перестанете быть зависимыми от мнения окружающих и поймете, как именно вы сможете реализовать свой потенциал.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрий Бурлана, позвольте себе начать новую жизнь!
Самомнение: Высокомерно себя ведут те, кто чувствуют голод по уважению
Пытаясь развить в себе самоуважение, многие люди раздувают самомнение
Пытаясь развить в себе самоуважение, многие люди раздувают самомнение.
Привычка к слиянию границ превращает любого, с кем человек взаимодействует, в его собственную часть. Важную часть, часто центральную часть. Мнение этого любого влияет на состояние человека, управляет его самооценкой, и он вынужден бороться с плохим мнением о себе, иначе его самооценка падает. Поэтому он так старается доказать, донести, навязать, что он лучше, умнее и важнее, чем кажется второму. Он демонстрирует высокое самомнение. И обнаруживает этим полное отсутствие самоуважения.
Люди, привыкшие к слиянию границ, не могут нащупать это свое слияние, поскольку оно для них привычно, иного состояния они за собой не знают. Слияние можно обнаружить как раз по тому, что у вас есть привычка к самомнению или к самоуничижению.
Самоуважение позволяет человеку ощущать свою целостность, завершенность и автономность, а значит ничего не выпрашивать и не выбивать ни из кого.
Почему происходит перемещение? Почему вы не можете сами себя любить и уважать, а вам нужно все время представлять себя кем-то другим и уважать себя его глазами? А это вызывает вашу липкость, поскольку фигура в поле все-таки связана с реальным человеком и когда он ведет себя равнодушно, очень сложно сохранять иллюзии его одобрения, приходится вызванивать его, приходить к нему на работу, просить на разговор, то есть пытаясь поднять свою значимость для человека, с которым у вас слияние, вы совершаете в реале очень много телодвижений, в том числе унижающих вас. И вы можете говорить с ним свысока и милостиво, но это не лишает вас липкости, а делает вашу липкость еще противней.
Откуда слияние?
Заканчивается стремление к халяве и локус встает на место. А когда локус встает на место, границы больше не сливаются с другими людьми, и самооценка становится независимой. Контроль внутри!
Пока же стремление к халяве сохраняется, локус чуть что смещается, границы сливаются, а жадный ротик младенца ищет материнскую грудь. И младенец не хочет взрослеть, потому что тогда закончится халява.
Понимаете, почему люди застревают в инфантилизме? Чужую опеку боятся утратить. Став взрослым, придется все зарабатывать самому, не ждать опеки. Поэтому лучше оставаться ребенком и чуть что отдавать локус контроля другому.
«Мудрые» женщины это прямолинейно заявляют «не хочу быть сильной, придется все тащить самой». Уж лучше клянчить и крошки под чужим столом собирать, да. Чужая опека предполагает чужую власть и собственную зависимость.
Хочешь быть независимым и свободным, бери на себя всю свою опеку полностью, и материальную, и эмоциональную. Что любопытно, с момента независимости все вокруг начинают предлагать тебе намного больше, чем пока ты ждал и клянчил. Но как только ты решаешь пересесть на чужой корм (физический и эмоциональный), ты тут же ослабляешь свои опоры (теряешь самоуважение), благодать исчезает и вскоре тебе опять никто ничего не хочет давать. Только инфантилам такой порядок кажется несправедливым, нет ничего справедливей, чем положительное подкрепление личной силы, особенно силы духа.
Но вернусь к самомнению.
Мысль о том, что старается заставить себя уважать лишь тот, кто сам себя не уважает, кажется таким людям парадоксальной. Им кажется, что наоборот, они-то себя уважают и поэтому хотят заставить других. Но если бы они себя уважали, они не были бы в такой зависимости от других и не приходилось бы домогаться к ним с щипцами и скалками.
Высокомерно себя ведут те, кто чувствуют сильный голод по уважению. Не будь голода, человек был бы независим и оттого прост и скромен, не пытался бы ничего доказывать про себя, он бы сближался с теми, кто воспринимает его с уважением, дистанцировался бы, если уважения мало, ни с кем не сливался бы, он был бы свободен и мобилен, как хороший работник на работе, у которого есть накопления, нет кредитов, и много потенциальных предложений на рынке труда. Он ничего никому не доказывает, верно?
Не трясется, не цепляется, не унижается, но и не кидается убеждать всех в своей важности. Он просто работает, а если уважение к нему и зарплата покажутся ему недостаточными, спокойно уйдет (спокойно, поскольку подозревает, что работодатель потеряет больше, чем он). И у такого работника куда больше шансов на хорошую зарплату и уважение, верно? Так и везде. Вот что значит самоуважение. Это уверенность в собственной ценности, которая не нуждается в доказательствах.
Автор: Марина Комиссарова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Удар по самомнению: как самооценка (не) влияет на ваш успех
Высокая самооценка в современном мире чем-то напоминает загранпаспорт: не имея того или другого, мы лишаемся массы возможностей. Популярная психология доказывает, что человек, вечно недовольный собой и принижающий свои заслуги, не способен добиться успеха, поскольку считает его незаслуженным. Однако научные исследования не подтверждают эту теорию, и есть основания полагать, что самооценка вовсе не ключ к процветанию, даже если она выросла на благодатной почве тренингов личностного роста. Горькую пилюлю аргументов лучше глотать в позе победителя: вдруг сработает!
Самооценка или чувство собственной важности?
Мы живем в удивительное время, когда низкая самооценка считается именно недостатком.
Человек, заметив у себя что-то вроде смирения и какой-то сомнительной скромности, рвется повышать самооценку.
Забота о себе, внимание к психологическим состояниям и внутренний комфорт стоят во главе угла у современного землянина. Всё это не только позволяет радоваться жизни, но и дает право на гедонизм. В наши дни такой подход превратился во что-то вроде помогающего святого. Помолись, соверши некие манипуляции — и он одним своим присутствием (механика его действий всегда туманна) улучшит все сферы твоей жизни: образование, карьеру, личные отношения.
В культуре этот феномен пришел на смену консервативной модели. Столетиями иудеохристианская традиция относила чувство собственной значимости к тревожным приобретениям: оно мешает духовному росту и смахивает на гордыню, ясно обозначенную как смертный грех, а значит, всё это от дьявола. С тщеславием боролись изобретательно. Поощрялось и практиковалось самоуничижение, в ходу были культ непривлекательной внешности (отсутствие греховных украшений, простая одежда, аскетизм), попрошайничество, самобичевание, словесные формулы, сообщающие о том, что произносящий их — раб, тлен и пыль.
В Новейшее время в западных культурах гуманистические ценности переплавились в понятную и красивую идею: чувство собственного достоинства — основа индивидуального успеха. В XX веке в России такой подход не успел сформироваться.
Советская литература и идеология воспевала скромного паренька в тужурке, со значком ГТО, который спас кого-то из горящего дома и тут же смешался с толпой.
Человек, отметивший свои достижения, превращался в отрицательного персонажа: это другие должны выделить твой подвиг, а роль героя — носить значок и, чуть что, растворяться в толпе. Чем гордиться? Если завтра война, все совершат подвиг, у нас тут каждый такой — в тужурке и всегда готов.
Теперь массовое помешательство на самооценке — мировой тренд. На «Амазонe» есть целый раздел с таким названием — тысячи научно-популярных книг. Заголовки обещают выработать уверенность, привить «здоровый эгоизм» или хотя бы познакомить с парой приемов НЛП, помогающих поверить в свою избранность. Авторы разнообразных психокурсов идут еще дальше.
Встречаются даже православные тренинги — что странно — по повышению самооценки, а не по понижению с самобичеванием.
В общем, современные установки, связывающие успешность с самомнением («Ты этого достойна!»), оборачиваются другой крайностью: всякий стремится хоть как-то да подтянуть свисающее ЧСВ — не сбалансировать, не понизить, а именно поднять. Подразумевается, что человечество en masse испытывает острую его нехватку.
Хотя исследования не подтверждают, что современная публика, озабоченная хорошим отношением к себе, хоть как-то страдает от ущербной самооценки.
Интересно, в какой момент человек, окинув беспристрастным взглядом бездну своих достоинств, приходит к выводу, что у него недостаточно высокая самооценка? «Я слишком красив для того, чтобы думать о себе так плохо»? «Я слишком профессионален для такой жалкой зарплаты, которая кончилась вчера»?
Нарциссизм быстрого приготовления
Причины подобного культа с нарциссическим уклоном можно обнаружить в целом ряде явлений.
Во-первых, социальные сети и доступные кредиты позволяют людям выглядеть более успешными, чем они есть.
Во-вторых, стиль поведения знаменитостей, вся работа которых — демонстрировать блеск и величие, стали копировать блогеры и ребята, просто зарегистрировавшие аккаунт в инстаграме.
В-третьих, рекламные стратегии продвижения товаров и услуг косвенно влияют на мышление: повышать уровень потребления — значит заботиться о себе, это хорошо и правильно.
В-четвертых, постоянные изменения на рынке труда заставляют человека наших дней демонстрировать успехи и всё время продавать себя под разными соусами, но неизменно — уверенным, достигающим вершин и лучезарным. Теперь важны не только профессиональные качества, но и психологическая устойчивость, способность ладить с другими, быть оптимистом и иметь достойный профиль в сети. Продвижение личного бренда невозможно без работы над самооценкой.
В-пятых, удовлетворив свою потребность в базовом удобстве (иначе почему все вокруг ходят в кроссовках?), люди хотят, чтобы и в душе царил комфорт. Самолюбование, как социально одобряемое действие, дает эту замечательную возможность.
И наконец, в-шестых, широко распространившаяся потребность в психологическом просвещении заставляет серьезно упрощать здравые идеи. Так, максима «высокая самооценка — источник высоких достижений» оборачивается попсовым фантиком и перерождается в другие утверждения, например что низкое ЧСВ лежит в основе не только жизненных неудач, но и социальных дисфункций.
В чем разница между самооценкой и уверенностью в себе
Специалисты разделяют эти два понятия, настаивая на том, что на самооценку довольно трудно повлиять внешними достижениями: она формируется с рождения в первые годы жизни, когда никому в голову не приходит беспокоиться по таким «пустякам». Это личностная черта, показывающая, как вы на самом деле к себе относитесь, ответ на вопрос: «Кто я — тварь дрожащая или в пальто?»
А самоуважение формируется в результате ваших побед и триумфов («Что я вообще могу в этой жизни?») и связано с количеством дипломов, успешных проектов, любовников и т. д.
Растить самооценку вам предлагает каждый второй колумнист в лайфстайл-изданиях. А потом те же специалисты, на которых эти авторы ссылаются, уверяют: ни списки достоинств, приклеенные на холодильник, ни слова мамы, что вы «всё равно красивая», ни ваша реальная победа в конкурсе «Мисс Ставрополь» не помогают!
Здесь читателю журнала уже можно бы и насторожиться. Но сомнения отступают ввиду другой опасности: оказывается, низкая самооценка грозит ее обладателю депрессией, отказом от своего потенциала и заставляет его терпеть оскорбления или даже деструктивные отношения.
Противоположная крайность — нарциссическое расстройство — на фоне этих проблем смотрится блекло. Для него характерны грандиозное самомнение, вера в свою исключительность, потребность в восхвалении и даже неумение сочувствовать. Нарциссам свойствен непропорционально радостный взгляд на самих себя.
Так, стремясь совершенствоваться, мы балансируем между Сциллой и Харибдой, пытаемся нехитрыми упражнениями «прокачать» то, что сформировано в младенчестве, и продолжаем твердить как мантру: «Я не получил приглашения на свидание в прошлом месяце, потому что глубоко внутри не верил, что достоин этого!»
Правда ли, что заниженная самооценка ломает карьеру?
Журнал Elle в типичной манере угрожает своим читателям: «Это не преувеличение: именно недостаточно высокая самооценка часто скрывается за нереализованными мечтами, неудачно сложившейся карьерой и отсутствием счастья в любви». По принципу «от противного» логично было бы поставить знак следования, а то и равенства между высокой самооценкой и высокими достижениями. Но ЧСВ — это наше восприятие, а вовсе не реальная характеристика. Кто-то считает себя потрясающе красивым человеком неслабого ума, а в реальности и то и другое совсем иного свойства. Чтобы доказать, что самооценка влияет на разные сферы жизни, для чистоты эксперимента нужно вынести за скобки все побочные факторы и выяснить, как связаны между собой «голые» убеждения и успешность человека.
И как это ни прискорбно, наука опровергает популярные воодушевляющие утверждения, которыми так любят вдохновлять читателей авторы тех самых лайфстайл-журналов.
Исследователь Джон Рейнольдс с коллегами из Университета Флориды собрал данные о самооценке студентов с 1976 по 2000 год. Выяснилось, что учащиеся становятся всё более и более амбициозными.
Однако с ростом амбиций утрачивается и связь с реальностью — возникает «инфляция ожиданий», когда люди верят, что совершат нечто великое, — и чаще всего заблуждаются.
Эта тенденция тем более опасна, чем шире наши возможности демонстрировать свои ожидания от себя: давать в сети обещание пробежать марафон, быть самым бодипозитивным или просто человеком, который на аватаре раз в неделю держит грамоту и вымпел.
Американские социологи, авторы книги об эпидемии нарциссизма Дж. Твенге и В. Кэмпбелл, уверяют, что причина растущего самомнения в обществе — воспитание детей: родители всеми силами стараются внушить своим чадам, что они особенные и прекрасные.
Даже тому, кто занял последнее место на конкурсе пластилиновых поделок, вешают на шею медаль.
Из детей, уверенных в своей уникальной ценности, считают Твенге и Кэмпбелл, вырастают взрослые, которые ожидают немеркнущей славы и горы денег, причем и то и другое должно явиться быстро и без титанических усилий с их стороны. В комплекте с такими нездоровыми амбициями идет склонность обижаться в ответ на малейшие попытки оспорить предполагаемое превосходство.
Кстати, Твенге и Кэмпбелл известны и другим своим исследованием: они проанализировали употребление личных местоимений в сотнях тысяч американских книг с 1960 по 2008 год. Выяснилось, что форма множественного числа первого лица («мы», «нам») за это время в литературе стала встречаться на 10 % реже, а единственного («я», «мне», «меня») — на 42 % чаще. На основании полученных данных Кэмпбелл и Твенге заключают, что коллективистские настроения угасают, а индивидуалистические, наоборот, усиливаются, и пропаганда командной работы, идущая в каждом офисе, на самом деле не затрагивает наших сердец.
Но возможно, высокое мнение о себе будет положительно влиять на успеваемость современных школьников? Рой Баумайстер изучил десятки исследований, посвященных самооценке, и выяснил, что корреляция в этом случае до обидного скромная.
Есть все основания полагать, что задранная самооценка не мотивирует ребенка лучше учиться.
Усилия, направленные на повышение самооценки школьников, не дали положительного эффекта, а в отдельных случаях подобные меры и вовсе оказались медвежьей услугой. Контрпродуктивность аффирмаций объяснима. Можно говорить себе, что ты силен и знаешь столицу Пакистана, и даже усилием воли поверить в это, но гораздо проще пойти и попробовать запомнить ее.
Многие приемы, которые так рекламируют вдохновляющие коучи, из той же серии. В 2010 году вышло сенсационное исследование: его авторы выяснили, что в определенной позе у человека прибавляется уверенности, исчезают признаки стресса и даже меняется гормональный фон. Как и любой легкий рецепт, этот «лайфхак» радостно подхватили все кому не лень. В 2015 году ученые из США, Швейцарии и Швеции перепроверили результат на большем числе добровольцев. Возможно, участники второго эксперимента были более скептически настроены, но в этот раз никаких изменений ни в уровне гормонов, ни в поведении человека выявлено не было. «Позы силы» тоже способ поднять самооценку, причем буквально, прямо руками.
В уже упомянутой работе Баумайстера говорится о том, что положительная корреляция между самооценкой и продуктивностью на работе кое-где обнаружилась, однако причинно-следственная связь тут вызывает серьезные вопросы: у людей всё получилось, потому что они хорошо о себе думали, или они стали хорошо о себе думать, потому что успешно справились с поставленной задачей?
Или вообще решающим стал какой-нибудь третий фактор? Например, работники, которые родились в благополучной семье и получили неплохое образование, будут справляться с карьерными обязанностями лучше, чем те, кому на долю выпало множество испытаний и тревог. Самооценка в таком случае просто одна из «сопутствующих» характеристик, а вовсе не источник благ.
Неужели от самооценки нет никакой пользы?
Есть, но вовсе не там, где ее обычно ищут. Например, у больных астмой и ревматоидным артритом уровень стресса и тяжесть симптомов отрицательно коррелируют с самооценкой: чем лучше к себе относится пациент, тем легче он переносит заболевания.
Нам вообще свойственно всё время развиваться и что-то улучшать в себе. Однако можно предположить, что большая «самооценочная» концепция распадется на много маленьких «само-»: самоконтроль, самоэффективность, самосострадание…
Так, Баумайстер, подводя итог, замечает в своей работе: «Самоконтроль гораздо более эффективен… как причина личного успеха». А ученые из Беркли Дж. Брайнс и С. Чен, демонстрируя результаты экспериментов, уверяют, что к совершенствованию нас заставляет двигаться «самосострадание».