что такое район выезда подразделения пожарной охраны
Что такое район выезда подразделения пожарной охраны
Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.
Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.
Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.
Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.
Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.
Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.
Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.
Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.
Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.
Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.
Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.
Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.
Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.
Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.
Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.
Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.
Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.
Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.
Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.
Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.
Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.
Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.
Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.
Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.
Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.
Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.
Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.
Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.
Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.
Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.
Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.
Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.
Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.
Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.
Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.
Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.
Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.
Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Основные положения
56. Порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР:
планами применения ОП;
строевыми записками гарнизонов.
57. Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР разрабатываются в целях:
58. Разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР обеспечивают:
59. Для разработки документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР (за исключением ПТП и КТП) руководители всех подразделений гарнизона должны представить начальнику гарнизона необходимые сведения (тактико-технические характеристики техники, находящейся на вооружении подразделения, оперативно-тактическую характеристику района выезда подразделения и иные необходимые сведения о подразделении, относящиеся к вопросам обеспечения пожарной безопасности).
60. На территории Российской Федерации, исходя из количества привлекаемых для тушения пожаров основных ПА, предусматривается единая система номеров (рангов) пожаров (с N 1 по N 5).
Номер (ранг) пожара является условным признаком сложности пожара и определяет количество расчетов (отделений) на основных ПА, привлекаемых для тушения пожаров, исходя из возможностей гарнизонов.
61. При необходимости привлечения сил и средств гарнизона, превышающих количество основных ПА, соответствующих номеру (рангу) пожара N 1, устанавливается дополнительный номер (ранг) пожара с индексом «БИС».
62. В целях своевременного сосредоточения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР на особо пожароопасных объектах, объектах с массовым пребыванием людей и объектах жизнеобеспечения, при получении первого сообщения о пожаре (ЧС) направляются силы и средства гарнизона по повышенному номеру (рангу) пожара.
63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов:
разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время;
обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара;
возможность ликвидации силами и средствами местного гарнизона одновременно двух пожаров;
обеспечение защиты муниципальных образований в случае убытия из мест постоянной дислокации части подразделений местного гарнизона, входящих в состав АМГ или ОП;
К объектовым подразделениям пожарной охраны относятся подразделения ФПС (специальные, объектовые и договорные), противопожарной службы субъектов Российской Федерации, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения АСР в организациях и оснащенные основными ПА.
К территориальным подразделениям пожарной охраны относятся подразделения ФПС, противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и добровольной пожарной охраны, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения АСР в населенных пунктах и оснащенные мобильными средствами пожаротушения.
Подрайоном выезда подразделения гарнизона может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения гарнизона.
66. Первоочередное выдвижение подразделения для тушения пожара и проведения АСР в подрайон выезда, являющийся районом выезда другого подразделения, в том числе при нахождении указанных подразделений в составе разных гарнизонов (территориального, местного), осуществляется в следующих случаях:
при нахождении в районе выезда подразделения различных препятствий (разводные мосты, железнодорожные переезды, водные переправы и иные препятствия), которые могут затруднить своевременное прибытие подразделения к месту пожара (ЧС);
при размещении подразделения на расстоянии, позволяющим обеспечить более быстрое прибытие в подрайон выезда, чем прибытие другого подразделения.
При этом высылка указанных подразделений к месту пожара (ЧС) осуществляется одновременно.
При прибытии подразделения на место пожара (ЧС) в закрепленный район выезда, подразделение, для которого указанное место пожара (ЧС) находится в подрайоне выезда, убывает в место постоянной дислокации, за исключением случаев, когда прибывшее подразделение по своим тактическим возможностям не может самостоятельно обеспечить условия для ликвидации пожара (ЧС).
69. К проведению АСР, не связанных с тушением пожаров, силы и средства гарнизонов привлекаются исходя из установленной системы номеров (рангов) пожаров, с учетом обстановки на месте ЧС.
70. Специальные ПА, аварийно-спасательная, инженерная и приспособленная техника привлекаются по решению РТП (РЛЧС) исходя из обстановки на месте пожара (ЧС).
При нахождении специальных ПА, аварийно-спасательной, инженерной и приспособленной техники в составе караула (дежурной смены) разрешается их направление для тушения пожаров и проведения АСР по решению старшего должностного лица, выезжающего во главе караула.
71. При поступлении сообщения о произошедшей на территории местного гарнизона аварийной ситуации (ЧС), не связанной с возникновением пожара, к месту вызова направляются ближайшие аварийно-спасательные формирования.
72. При поступлении сообщения о возникновении пожара в районе выезда подразделения пожарной охраны, участвующего в АСР, диспетчером принимается решение о направлении указанного подразделения или другого ближайшего подразделения пожарной охраны в данный район выезда.
73. Для тушения пожаров и проведения АСР в зонах крупных пожаров (ЧС) за пределами субъекта Российской Федерации привлекаются силы и средства СПСЧ, СПЧ и ОП, включаемые в состав АМГ, с учетом их обеспеченности техникой, огнетушащими веществами, оборудованием, снаряжением и имуществом, в том числе предусматривающими возможность автономного функционирования.
74. Время готовности СПСЧ, СПЧ и ОП к передислокации для тушения пожаров и проведения АСР в зоны крупных пожаров (ЧС) на территории Российской Федерации должно составлять не более трех часов. При этом готовность дежурной смены постоянная.
75. Время готовности других подразделений гарнизона к передислокации для тушения пожаров и проведения АСР в зоны крупных пожаров (ЧС) на территории Российской Федерации определяется исходя из местных условий, но не должно превышать шести часов.
Основные термины и определения, встречающиеся в области пожарной безопасности (понятийный аппарат)
Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.
Караульная служба – служба, организуемая в караулах и дежурных сменах подразделений пожарной охраны для обеспечения готовности сил и средств этих подразделений к тушению пожаров и (или) проведению аварийно-спасательных работ.
Расписание выездов подразделений гарнизона пожарной охраны города Москвы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – Расписание выездов)– основной документ, устанавливающий порядок привлечения подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, дислоцирующихся на территории города, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в городе Москве.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Безводный участок– участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.
— подготовку к боевому развертыванию;
— предварительное боевое развертывание;
— полное боевое развертывание
Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ – Расписание выездов, а также планы и карточки тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом подразделения пожарной охраны или аварийно-спасательного формирования, включая его участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Дежурная смена – личный состав специализированной пожарной части, пожарно-спасательного или поисково-спасательного отряда, осуществляющий службу в течение дежурства с использованием пожарной и (или) аварийно-спасательной и (или) специальной инженерной техники.
Аварийно-спасательный расчет – первичное тактическое подразделение на аварийно-спасательном автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по проведению аварийно-спасательных работ.
Крупный пожар – пожар с убытком в 3420 минимальных размеров оплаты труда и более, и (или) с групповой гибелью 5 и более человек, и (или) травмированием 10 и более человек.
Номер (ранг) пожара(условный признак сложности пожара)– условное цифровое значение, содержащее в себе установленное Расписанием выездов обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчете, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается автоматически при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.
Повышенный номер (ранг) пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны и документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также может объявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки и оценки обстановки.
Наивысший номер (ранг) пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количества пожарных расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основных и специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники.
Опорный пункт тушения пожаров– специально оборудованное место (сооружение), предназначенное для размещения действующего резерва пожарной техники, огнетушащих веществ и эксплуатационных материалов.
Объектовое подразделение пожарной охраны – подразделение ФПС (ГПС), ведомственной или частной пожарной охраны, созданное в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектах).
Основной пожарный автомобиль– пожарный автомобиль, предназначенный для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на нем огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Специальный пожарный автомобиль— пожарный автомобиль, предназначенный для выполнения специальных работ при пожаре (обеспечение связи, освещение места пожара, подачи электроэнергии, средств дымоудаления и др.).
Принципы определения решающего направления боевых действий на пожаре:
Район выезда– территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно-спасательным формированием, в соответствии с Расписанием выездов.
Подрайон выезда пожарной части– территория, в границах которой подразделениями пожарной охраны осуществляется выезд на тушение пожара для оказания помощи другим подразделениям пожарной охраны в соответствии с Расписанием выездов.
Пожарно-тактическое учение – основная форма тактической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны.
Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров.
Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований– органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Служба пожарной охраны – деятельность по обеспечению готовности пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, осуществляемая в виде гарнизонной и караульной служб.
Специализированная пожарная часть – подразделение федеральной противопожарной службы, созданное в ГПО Москвы с целью тушения крупных пожаров на особо сложных в оперативно-тактическом отношении объектах и проведения аварийно-спасательных работ на территории города Москвы.
Специальный перечень – перечень организаций (объектов), расположенных на территории города Москвы, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение дополнительных сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия
«Места дислокации подразделений пожарной охраны порядок и методика определения»
Утвержден и введен в действие
от 25 марта 2009 г. N 181
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
СВОД ПРАВИЛ
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Location of fire service divisions.
Procedure and methods of determination
СП 11.13130.2009
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
МЧС РФ от 09.12.2010 N 642)
Сведения о своде правил
1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».
3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 181.
4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
1. Область применения
1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22 июля N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
1.3. Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
2. Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Оперативное подразделение пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо.
2.2. Дежурный караул: самостоятельное оперативное подразделение пожарной части, личный состав которого выезжает на тушение пожаров с использованием пожарной техники.
2.3. Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо.
2.4. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
2.5. Объект предполагаемого пожара: здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара.
2.6. Схема развития пожара: геометрические закономерности изменения площади пожара при горении соответствующего вида пожарной нагрузки.
2.7. Максимально допустимое расстояние: наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар.
2.8. Пространственная зона размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты одного объекта предполагаемого пожара.
2.9. Область пересечения пространственных зон размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты двух и более объектов предполагаемого пожара.
2.10. Цель выезда подразделения пожарной охраны на пожар: условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.
2.11. Время прибытия первого подразделения к месту вызова: время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.
3. Порядок определения числа и мест дислокации
подразделений пожарной охраны
3.1. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов.
3.2. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
3.2.1. Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
— целей, задач и критериев решения задачи;
— содержания и последовательности проведения расчетов;
— объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
— сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
3.2.2. Этап проведения расчетов включает в себя:
— анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
— проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
— обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником(ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
— определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
— выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
— выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
— проведение расчетов по методикам настоящего свода правил.
3.2.3. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключении по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
— технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта;
— наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
— исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара;
— результаты расчетов по методикам, представленным в настоящем своде правил;
— возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
— цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
— предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы).
Расчет дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов, в эксплуатационной документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Методика определения числа и мест дислокации
подразделений пожарной охраны
4.1. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта определяются на основании расчетного определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо, определения пространственных зон размещения пожарного депо для каждого объекта предполагаемого пожара и областей пересечения указанных пространственных зон для всей совокупности объектов предполагаемого пожара.
4.2. Определение мест дислокации подразделений пожарной охраны начинается с составления списка объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенного пункта или производственного объекта.
4.3. Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяется для одной или одновременно нескольких из нижеприведенных целей выезда подразделений пожарной охраны на пожар:
— цель N 1: ликвидация пожара прежде, чем его площадь превысит площадь, которую может потушить один дежурный караул.
Эта цель должна достигаться всегда и как самостоятельная (и единственная) обычно реализуется при тушении пожара на открытом пространстве, когда время его ликвидации не ограничено, а также в зданиях (сооружениях) большой площади, с высокими пределами огнестойкости строительных конструкций и при отсутствии людей, которых необходимо эвакуировать силами дежурного караула (производственные и складские помещения большого объема);
— цель N 2: ликвидация пожара прежде, чем наступит предел огнестойкости строительных конструкций в помещении пожара;
— цель N 3: ликвидация пожара прежде, чем опасные факторы пожара достигнут критических для жизни людей значений.
Эта цель подлежит реализации при тушении пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей, когда расчетное время эвакуации людей из здания больше необходимого времени эвакуации людей (то есть, когда опасность для жизни людей наступает до того, как они эвакуируются из здания), и их эвакуация не завершилась до прибытия пожарных подразделений, а также при ликвидации пожаров в помещениях, из которых эвакуация людей невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяют для одной из выбранных схем развития пожара:
а) горение твердых веществ и материалов на площади в виде круга;
б) горение твердых веществ и материалов на площади в виде полосы с постоянной шириной;
в) горение свободно растекающихся легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), а также расплавов твердых горючих материалов;
г) горение ЛВЖ и ГЖ, а также расплавов твердых горючих материалов на постоянной площади (в обваловании).
4.4. Расчет максимально допустимого расстояния осуществляется в следующей последовательности:
— выбор наиболее пожароопасного помещения на объекте предполагаемого пожара (определяется по минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещений при пожаре), для сооружения осуществляется выбор варианта, при котором реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
— выбор наиболее пожароопасного вида горючего вещества или материала в помещении (определяется по минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещения при пожаре для случаев горения различных веществ и материалов в этом помещении), для сооружения осуществляется выбор горючего вещества или материала, при горении которого реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
— выбор схемы развития пожара;
— выбор цели(ей) выезда на пожар дежурного караула подразделения пожарной охраны;
— расчет максимально допустимого расстояния по методике, приведенной в разделе 5 настоящего свода правил.
4.5. По величине максимально допустимого расстояния для каждого рассматриваемого объекта предполагаемого пожара на территории населенного пункта или производственного объекта определяется (очерчивается) пространственная зона допустимого размещения подразделения пожарной охраны (пожарного депо). Тем самым определяется территория потенциально возможной дислокации подразделения пожарной охраны для защиты рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
В общем случае максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо следует определять по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Условная схема определения пространственной
зоны допустимого размещения пожарного депо
Для построения пространственной зоны потенциально возможного размещения пожарного депо в виде простой геометрической фигуры (например, круга, шестиугольника и др.) допускается использовать не максимально допустимое расстояние, а радиус окружности, описанной вокруг пространственной зоны (расстояние по воздушной прямой от объекта предполагаемого пожара до потенциального места размещения пожарного депо), рассчитанный с учетом коэффициента непрямолинейности уличной сети дорог в населенном пункте или на производственном объекте.
4.6. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны определяют по областям пересечения пространственных зон потенциально возможного размещения пожарных депо для всей совокупности объектов предполагаемого пожара по методике, приведенной в разделе 6 настоящего свода правил.
5. Методика определения максимально допустимого
расстояния от объекта предполагаемого пожара
до ближайшего пожарного депо
Расчет максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего здания пожарного депо производится в следующей последовательности:
5.1. Выбирают объект предполагаемого пожара (здание или сооружение, которое подлежит защите).
5.3. Выбирают (обосновывают) наиболее пожароопасное помещение в здании (помещение, для которого = min).
5.4. Выбирают наиболее пожароопасный вид горючего материала в помещении пожара (материала, для которого = min).
5.5. Выбирают (обосновывают) расчетную схему развития пожара в защищаемом помещении. В качестве расчетной выбирают одну из приведенных в 5.9 настоящей Методики расчетных схем развития пожара в помещении, для которого = min.
5.6. Выбирают цели выезда оперативных подразделений пожарной охраны на пожар в здании.
Цель N 1 выбирают для всех открытых пожаров (пожаров на открытом пространстве вне зданий и сооружений).
Цели N 1 и N 2 выбирают для всех внутренних (закрытых) пожаров (пожаров внутри зданий и сооружений).
Одновременное достижение целей N 1, N 2 и N 3 выбирают для внутренних пожаров только в том случае, когда эвакуация людей из помещения пожара невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
5.9. Рассчитывают значения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего здания пожарного депо для каждой из рассматриваемых целей и соответствующих схем развития пожара по формулам:
а) для случая кругового распространения пламени по поверхности твердых веществ и материалов:
б) для случая горения твердых веществ и материалов на площади в виде полосы с постоянной шириной:
в) для случая горения свободно растекающихся ЛВЖ и ГЖ, а также расплавов твердых горючих материалов, если :
г) для случая горения ЛВЖ и ГЖ, а также расплавов твердых горючих материалов на постоянной площади (в обваловании):
— скорость следования подразделения пожарной охраны на место пожара (оценивается для наиболее неблагоприятных влияющих на нее факторов (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.), км/ч;
— время от момента возникновения пожара до момента наступления предела огнестойкости строительных конструкций, мин (определяют по таблице 21 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
— площадь возможного пожара на момент подачи огнетушащего средства, м2. В формулах (13) и (23) принимают равной площади поверхности горящей жидкости (площади обвалования). В формулах (2) и (3) параметр определяют из выражения
— площадь помещения пожара, м2;
— необходимое время эвакуации людей из помещения (здания, сооружения) при пожаре, мин (определяют по ГОСТ 12.1.004-91* «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования» или по методике, изложенной в Приложении А, настоящего свода правил);
— площадь горящей полосы, м2;
— массовая скорость выгорания жидкости, кг/(м2 x мин);
— фактический расход огнетушащего вещества, который подразделение пожарной охраны может подать в очаг пожара, л/с;
— требуемая интенсивность подачи огнетушащего вещества при тушении пожара, л/(м2 x с);
— плотность жидкости, кг/м3;
— время от момента возникновения пожара до момента его обнаружения, мин;
— время от момента обнаружения пожара до момента сообщения о нем в пожарную охрану, мин;
— время сбора личного состава по тревоге, мин;
— время от момента прибытия на пожар до момента подачи огнетушащего средства из первого ствола в очаг пожара (время боевого развертывания), мин;
— линейная скорость распространения пламени по данному материалу, м/мин;
5.13. Исходные данные для расчета максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо для рассматриваемых целей и соответствующих схем пожаров определяют по справочной литературе. В случае их отсутствия в справочной литературе исходные данные определяют экспериментально для соответствующей комбинации горючих материалов рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
6. Методика определения областей пересечения
пространственных зон размещения пожарного депо
6.1. Области пересечения пространственных зон для обоснования мест целесообразного размещения пожарных депо определяют:
— графическим методом определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо;
— методом компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо.
6.2. Графический метод определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо может использоваться для населенных пунктов и производственных объектов с невысокой плотностью застройки зданиями (сооружениями), когда обеспечивается наглядное представление зон на карте населенного пункта или плане производственного объекта и предполагает:
— выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
— построение на карте населенного пункта или плане производственного объекта пространственных зон размещения пожарных депо вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
— определение областей на территории населенного пункта или производственного объекта, в которых пересекаются пространственные зоны, построенные вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
— последовательное размещение в каждой из определенных областей здания пожарного депо и последующее исключение из рассмотрения объектов, защита которых обеспечивается подразделением пожарной охраны, дислоцированным в этом депо. Данная процедура выполняется до тех пор, пока не будет обеспечена противопожарная защита всех объектов населенного пункта или производственного объекта;
— рассмотрение других возможных вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого рассматривают размещение пожарных депо в иных областях пересечения пространственных зон;
— выбор из всех найденных вариантов размещения оптимального с точки зрения минимизации количества пожарных депо и возможности размещения зданий депо в соответствующих областях.
В случаях, когда максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо сопоставимо по своей величине с линейными размерами территории населенного пункта или производственного объекта, допускается размещать пожарное депо на любом участке территории населенного пункта или производственного объекта свободным от других объектов (здания, сооружения, транспортные магистрали, водоемы, лесные массивы и т.д.). В этом случае пространственной зоной размещения пожарного депо является вся территория населенного пункта или производственного объекта, свободная от других объектов.
6.3. Метод компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо предполагает:
— выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
— построение для каждого объекта предполагаемого пожара пространственной зоны, в которой может быть размещено здание пожарного депо. Границы пространственной зоны определяют на основании максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до здания пожарного депо;
— определение всех областей пересечения пространственных зон двух объектов предполагаемого пожара. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты двух объектов предполагаемого пожара;
— определение областей пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают полученные области пересечения пространственных зон двух объектов и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты трех объектов предполагаемого пожара;
— определение областей пересечения пространственных зон четырех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают области пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты четырех объектов предполагаемого пожара. Описанную процедуру продолжают до тех пор, пока не будет найдена пространственная область (или несколько областей), в которой пересекаются пространственные зоны максимального количества объектов предполагаемого пожара, равного К;
— размещение в одной из найденных областей пересечения первого пожарного депо. Оно обеспечивает противопожарную защиту рассматриваемых К объектов, пространственные зоны которых пересекаются в данной области. Объекты предполагаемого пожара, противопожарная защита которых обеспечена первым депо, исключают из списка этих объектов;
— повторение процедуры нахождения областей пересечения пространственных зон для оставшихся объектов предполагаемого пожара. В результате определяют область пересечения для размещения второго пожарного депо;
— исключение из списка объектов предполагаемого пожара всех объектов, противопожарная защита которых обеспечена вторым депо;
— поиск области пересечения, в которой размещают третье пожарное депо;
— повторение вышеописанной процедуры определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта до тех пор, пока из списка объектов предполагаемого пожара не исключены все рассматриваемые объекты. В результате определяют один из вариантов дислокации подразделений пожарной охраны (размещения пожарных депо) на территории населенного пункта или производственного объекта;
— определение других вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого повторяют вышеописанную процедуру, выбирая другие области пересечения для размещения пожарных депо. Критерием выбора областей пересечения является количество пересекающихся пространственных зон объектов предполагаемого пожара, которое должно быть меньше максимального значения К;