что такое равновесный объем
Равновесный объем
Равновесный объем [equilibrium quantity] — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Смотреть что такое «Равновесный объем» в других словарях:
равновесный объем — Объем спроса и предложения товара при равновесной цене. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN equilibrium quantity … Справочник технического переводчика
равновесный объем — объем спроса и предложения при равновесной цене … Словарь экономических терминов
Равновесный валовой внутренний продукт — величина валового внутреннего продукта, при которой общий объем конечных товаров и услуг равен объему потребленных товаров и услуг. Равновесный валовой внутренний продукт равновесный объем производства ВВП, порождающий совокупные расходы,… … Финансовый словарь
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА РАВНОВЕСНЫЙ — Объем производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объем производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объема производства Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РАВНОВЕСНЫЙ ЧНП — – ЧНП, при котором общий объем произведенных готовых изделий и услуг равен общему объему купленных готовых изделий и услуг (объему совокупных расходов) … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора
Кейнсианский крест — «Кейнсианский крест» (или «Крест Кейнса») макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике[1][2]. Содержание 1 Функция совокупных… … Википедия
Предложение — (Supply) Определение предложения, изменение и цена предложения Информация об определении предложения, изменение и цена предложения Содержание Содержание Определение Кривая Изменение предложения Изменение величины предложения Сдвиги кривой… … Энциклопедия инвестора
Рыночное равновесие — (market balance, market equilibrium) адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка … Экономико-математический словарь
рыночное равновесие — Адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка, которое характеризуется равенством… … Справочник технического переводчика
Понятие о равновесной цене и равновесном объеме
В первой главе были рассмотрены такие понятия, как закон спроса, закон предложения, кривые спроса и предложения. Теперь можно объединить эти два понятия и раскрыть сущность рыночного равновесия.
Для начала объединим кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 1)
Рисунок 1 – равновесная цена
Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
Теперь рассмотрим рисунок 2.
а)б)
Рисунок 2 – Равновесие: а) по Л. Вальрасу, б) по А. Маршалу
На приведенном выше рисунке D — линия спроса, S — линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.
Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий D и S, которым соответствуют объем QЕ и цена РЕ. Их называют соответственно равновесным объемом (QЕ = Q D = Q S ) и равновесной ценой (РЕ = Р D = Р S ).
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению.
Если при любой другой цене, отличной от РЕ, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р2 и как продавец того же товара при цене Р1.
Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу.
Главным в подходе А. Маршалла является разность цен (P1—P2). Маршалл исходит из того, что «продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения». Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов, для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис.б)
Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса длительный — моделью А. Маршалла.
Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены
Существование и единственность равновесия
Равновесие достигается, когда количество предлагаемого товара равно количеству товара, которое потребители желают и способны приобрести. Графически, это означало, что кривые спроса и предложения пересекаются в некой точке А.
Но существуют ли такие ситуации, когда равновесия вовсе нет, т.е. кривые спроса и предложения не пересекаются? (рис. 3)
Как мы видим из рисунка 9а объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Примером такой ситуации является воздух. Воздух является жизненно необходимым для людей, но он доступен нам в таких количествах, что наши потребности в нем полностью удовлетворяются по нулевой цене (т.е. бесплатно).
В этом случае о воздухе говорят как о свободном благе и считают, что равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. Отметим, однако, что очищенный воздух уже не будет являться свободным благом и за потребление его, очевидно, придется платить.
Совершенно иной случай, когда цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска (рис.3б), сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно. Например, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать эти товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса.
Такая ситуация нередко возникает при освоении новых видов продукции, технология производства которых еще не отработана, серийность низка, а потребитель проявляет определенный консерватизм. Такой товар можно продвинуть на рынок, если ввести субсидии (дотации) для продавца или покупателя. Это означало бы сдвиг либо линии предложения вниз, либо линии спроса вверх.
Итак, с помощью вышеприведенных примеров и графиков мы рассмотрели ситуации, когда точки равновесия не существует. Далее рассмотрим примеры, в которых имеются несколько точек соприкосновения кривых спроса и предложения – точек равновесия.
Рисунок 4 – Неединственность равновесия
Такая ситуация, когда кривая предложения «загибается» характерна для трудовых ресурсов. Положительный наклон кривой предложения говорит о низком уровне заработной платы, т.е. увеличение последней стимулирует увеличение предложения труда. Однако если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.
На рисунке 4в линии спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
Из выше изложенного следует, что потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения. Кривые пересеклись в точке Е, в ней установилось равновесие (рис. 14).
Рисунок 14 – Рыночное равновесие
Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.
Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Равновесный объем – это объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения.
– кривая спроса
– кривая предложения
– равновесный объем
– равновесная цена
– точка пересечения спроса и предложения
P s min – цена предложения, т.е. минимальная цена, по которой товаропроизводитель готов поставить товар на рынок ()
Условие равновесия для одного рынка:
Условие равновесия для нескольких объеденных рынков:
Если >
– то рынок является дефицитным по насыщению товарной массой
Если D maxEPe.
Выигрыш потребителя =
Выигрыш производителя (излишки производителя) – это дополнительный доход, который получит производитель, обеспечивающий производство с затратами ниже равновесной цены.
Равновесная цена выше цены предложения, тогда выигрыш производителя равен площади P S minEPe.
Выигрыш производителя = .
Выигрыш производителя – это разница между общей выручкой (TR=PeQe) и совокупными затратами на производство, равными площади 0P S minEQe.
Чистый общественный выигрыш определяется как сумма выигрыша производителя и выигрыша потребителя, т.е.
.
Однако фактические (продажные) цены не всегда совпадают с равновесными, поскольку рынок не всегда находится в состоянии равновесия. Но он тяготеет к состоянию равновесия, то есть состояние ночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. В подтверждении этого рассмотрим случаи нарушения рыночного равновесия.
Рисунок 16 – Рыночное равновесие по Вальрасу
Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал А. Маршалл, который считал, что, реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения (рис. 17). При любом объеме производства, ниже равновесного (Qe S 1 D 1). Это весьма выгодно для продавцов: выставив товары по цене спроса (Р D 1), они легко их реализуют, поскольку покупатели именно по этой цене готовы приобрести именно это количество товара, получив огромную прибыль. Рост прибыли заставит фирму наращивать объемы производства. Предложение начнет расти, а цены будут сокращаться, пока не дойдут до равновесного уровня.
Рисунок 17 – Рыночное равновесие по Вальрасу
Если реальный объем производства выше равновесного (Qe > Q2), цена предложения будет выше цены спроса (Р S 2 > Р D 2), то товары удастся продать только по цене спроса (Р D 2), то есть ниже себестоимости. Желающих производить товары по такой цене окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом будет постепенно подниматься до равновесного уровня.
Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, причем, действие каждого из них проявляется в определенном временном интервале. Так, колебание цен (механизм Л. Вальраса) способствует установлению равновесия в краткосрочном периоде. Если товары уже произведены в определенном количестве, то приспособить объем предложения к размерам спроса возможно, лишь изменив цены. Таким образом, в модели Вальраса размеры производства заданы, a переменными оказываются цены.
Изменение объема предложения (модель А. Маршалла) выступает на первый план в долгосрочном периоде. Поскольку только в долгосрочном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса, главное, чтобы это принесло прибыль. В этих условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Таким образом, в модели Маршалла, цена выступает как заданная, а предложение товаров окажется переменной величиной.
Механизм равновесия можно также объяснить, используя иные модели, например, паутинообразную модель (рис. 18). Данная модель относится к числу динамических, поскольку учитывает фактор времени. Она рассматривает процесс формирования равновесия только в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута во времени.
Рисунок 18 – Паутинообразная модель
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
Возможно несколько вариантов:
а) ели угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса (рис. 18а), то в такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, т.к. происходит постоянное колебание цен относительно равновесной. Если цена установилась ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит (Q1Q2), который приведет к росту цен до Р2. При цене Р2 производители увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены;
б) если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения (рис. 18б), то равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия;
в) если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса (рис. 18в), то объем производства и цена все более приближается к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.
Однако паутинообразная модель применима лишь к определенной продукции, она не учитывает влияние неценовых факторов, смещающих кривые.
Увеличение спроса (рис. 19) приводит к смещению кривой спроса из положения D в положение D1, в результате равновесие смещается в точку Е1, это приводит к росту равновесной цены (Ре1 > Pe) и равновесного объема (Qе1 > Qe). Снижение спроса вызывает смещение кривой спроса влево в положение D2, а это вызывает уменьшение равновесной цены (Ре
Экономическое равновесие
Экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.
Частный вид экономического равновесия – это рыночное равновесие, представляющее собой ситуацию на определенном рынке, когда спрос на продукт или услугу равен его предложению. При этом объем продукта и его цена называются равновесными, или ценой рыночного клиринга.
Равновесная цена определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и представляет собой цену, при которой объем рыночного спроса будет равен объему рыночного предложения. Соответственно, под равновесным объемом понимают объем спроса и предложения, который сложится на рынке при равновесной цене.
Механизм рыночного равновесия выражается в изменении рыночной цены в соответствии с изменением спроса и предложения до тех пор, пока перераспределение товаров на рынке не будет осуществляться в зависимости от величины покупательной способности потребителей. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до момента установления равнозначных значений спроса и предложения.
Выделяют два вида рыночного равновесия:
– устойчивое, когда после нарушения равновесия на рынке устанавливаются прежние равновесные цена и объем;
– неустойчивое, когда после нарушения равновесия устанавливается новое рыночное равновесие и изменяются равновесные цена и объем.
Исследованию особенностей формирования экономического и рыночного равновесия посвящены работы А. Маршалла и Л. Вальраса.
Рыночное равновесие и его виды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, которая характеризуется равенством объема спроса на товар и его предложения.
Равновесная цена и равновесный объём
Характеристиками рыночного равновесия являются равновесная цена и равновесный объём.
Равновесная цена — это та цена, при которой на рынке объем спроса равен объему совокупного предложения. В рамках графика спроса и предложения равновесная цена находится в точке, где пересекаются кривая спроса и кривая предложения.
Равновесный объём — это объем спроса и предложения продукта при определенной равновесной цене. В случае свободного движения цены согласно изменению спроса и предложения товар, проданный на рынке, распределяется, исходя из способности покупателей оплачивать ту цену, которую предлагает производитель. В случае превышения спроса над предложением цены будут расти до тех пор, пока уровень спроса не перестанет превышать совокупное предложение. Если предложение выше спроса, то в рамках рынка совершенной конкуренции цены будут снижаться до того момента, пока каждый из предлагаемых товаров не найдет своего покупателя.
Предложение и спрос являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, в котором спрос зависит от платежеспособной потребности покупателя (потребителя), а предложение зависит от совокупности товаров, предлагаемых продавцом (производителем). Соотношение спроса и предложения представляет собой обратно пропорциональную зависимость, которая определяет соответствующее изменение уровня цены на товар.
Экономический анализ спроса и предложения – это универсальное средство, которое можно применить к широкому кругу различных проблем. С его помощью можно прогнозировать влияние изменяющейся мировой экономики на рыночную цену и производственную эффективность; оценить степень влияния правительства на цены, минимальную заработную плату и экономические стимулы, а также проанализировать воздействие налогов, пошлин, субсидий на импорт на потребителей или производителей.
Важнейшие функции равновесной цены в условиях рынка:
Готовые работы на аналогичную тему
Основными свойствами рыночного равновесия являются:
Виды рыночного равновесия
В условиях современного рынка равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Если вслед за нарушением равновесия рынку удается приходить в состояние равновесия с установлением прежних равновесных цены и объема, то такое равновесие называется устойчивым. Если вследствие нарушения равновесия на рынке может быть установлено новое равновесие с изменением уровня цен и объема спроса (предложения), то такое равновесие принято называть неустойчивым.
В общем случае, под устойчивостью равновесия подразумевается способность рынка вновь приходить в равновесное состояние через установление прежней равновесной цены и объёма. Устойчивость рыночного равновесия может быть абсолютной, относительной, локальной (когда колебания цен происходят в определенных границах) и глобальной (может устанавливаться при любом колебании).
Исходя из временных возможностей производителя и уровня эластичности экономического предложения, различают несколько видов рыночного равновесия:
Теория рыночного равновесия важнейшее значение отводит фактору времени: мгновенное равновесие при неизменном предложении; краткосрочное равновесие при росте предложения без наращивания числа используемого оборудования; длительное равновесие «нормальной цены» с необходимость замены оборудования для производителя.