что такое рациональные потребности
Потребности и способы их выявления
Презентация на тему Занятие 3. Потребности семьи. Цель занятия Познакомиться с понятиями потребность, ложные потребности, рациональные потребности, материальные и духовные. Транскрипт
Занятие 3. Потребности семьи
Цель занятия: Познакомиться с понятиями потребность, ложные потребности, рациональные потребности, материальные и духовные потребности.
План занятия Понятие потребности. Ложные потребности. Рациональные потребности. Материальные потребности. Духовные потребности. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Деловая игра «Знатоки»
Вопросы : Что такое уровень благосостояния семьи? Что понимается под предпринимательской деятельностью и какие ее виды вы знаете? Что такое бизнес? Что такое прибыль? Какие виды товаров и услуг можно производить в условиях семьи?
На протяжении всего дня человек пользуется товарами и услугами для удовлетворения своих потребностей. Что такое потребность? Давайте познакомимся.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.
При составления списка потребностей семьи и установлении очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо работать и хорошо зарабатывать. У каждого человека должна быть потребность самоограничения, соотношения своего личного с общественным.
Виды потребностей: Ложные (неразумные) – потребность в курении, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого и т.д. (т.е. потребности которые не приносят пользы человеку. Рациональные (разумные потребности)- материальные и духовные потребности.
Материальные потребности: Потребности в еде, В жилье, Одежде.
Духовные потребности: Потребности в культуре, Общении, Знаниях, Искусстве.
Пирамида потребностей по Абрахаам Маслоу (американский психолог) Потребность в самореализации (достижение лучших профессиональных, спортивных результатов, научных открытий) Потребность в уважении (уважение со стороны других людей и самоуважении) Социальные потребности (потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы) Потребности в безопасности (защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях) Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)
Деловая игра «Конкурс знатоков» Назвать как можно больше слов (названий предметов), удовлетворяющих потребности человека. 3 буквы, 4 буквы, 5 букв, 6 букв.
Угадай: Наиболее распространенное бесплатное средство удовлетворения физиологической (биологической потребности. (…). Средство подавления жажды. (…). В чем старые люди нуждаются больше, чем молодые? (…). Что нужно человеку, чтобы у него были друзья? (…). Что делает человеку огонь? (…). Что удовлетворяет потребность голодного человека? (…) Что приносит человеку солнце? (…).
Домашняя работа: Создайте свою классификацию потребностей.
Потребности человека. Какие они бывают и как их удовлетворить?
Существует несколько классификаций потребностей.
К потребностям Я относятся:
Индикаторами этих потребностей являются сигналы вашего организма, к которым вы можете себя приучить прислушиваться.
2. Потребность в саморазвитии= путь к себе максимально настоящему. Индикатор: скука/любопытство.
3. Духовные потребности=поиск смысла жизни. Индикатор: экзистенциальная тоска/вера.
Распознавание и удовлетворение этих потребностей лежит полностью на вашей ответственности.
Потребности в отношениях:
1. быть нужным и любимым.
2. чувствовать себя защищенным, иметь безопасные и доверительные отношения (где вас не будут подвергать психологическому, физическому, экономическому, сексуальному насилию)
3. потребность во внимании, времени, совместном времяпрепровождении, интересном общении
4. потребность в физическом контакте, нежности, ласках.
5. потребность в эмпатии, чтобы понимали ваши эмоции
6. потребность в уважении и принятии
7. потребность в похвале (восхищении и благодарности)
8. потребность в заботе, подарках, знаках внимания.
Индикаторами этих потребностей (что они у вас есть и они не удовлетворены) являются негативные эмоции: ОБИДА, ревность, грусть, злость.
Как удовлетворять эти потребности?
Знать их список и выявлять свою неудовлетворенную потребность. Отслеживать свои эмоции. Формулировать свою потребность. Просить партнера о том, чтобы он её удовлетворил.
Создание среды, где ваши потребности будут удовлетворяться, также полностью лежит на вашей ответственности.
Психология | Psychology
8K постов 43.7K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Когда прочитал 2 пункт – появились подозрения. На 3 пункте всё стало ясно.
1. Потребность в пиве
3. При появлении любопытства снова см. пункт 1
Знать их список и выявлять свою неудовлетворенную потребность. Отслеживать свои эмоции. Формулировать свою потребность. Просить партнера о том, чтобы он её удовлетворил.
Не может удовлетворить?
Создание среды, где ваши потребности будут удовлетворяться.
Это же курпатов,гоните его обратно в сбербанк
Как мы становимся теми, кем мы есть
В этой серии постов буду рассказывать о том, как воспитание (и не только) влияет на то, какими мы в итоге становимся и, каким в итоге будет качество на нашей жизни. Начать хочу с наиболее полной на мой взгляд теории, которая объясняет почему некоторые люди становятся враждебными к другим, безинициативными или же постоянно сомневающимися в своих действиях.
Эпигенетическая теория Эрика Эриксона
Соответсвенно «эпигенетической» теория названа, потому что Эриксон рассматривает развитие личности человека, как восхождение вверх, где каждая ступенька имеет свои особенности и план (по-простому, Эриксон выделяет восемь этапов развития).
Переход с одного этапа на другой называется кризисом.
В процессе решения конфликтов на каждом этапе формируются (или не формируются) определенные качества. Если же на одном этапе качество не сформировалось, то последующие этапы также не будут пройдены полноценно.
В этот период сферой социальных связей становится мама (или же человек, который ее заменяет).
В этом возрасте возникает конфликт доверия или недоверия к миру: когда ребенок плачет, он нуждается в том, чтобы удовлетворили его базовые потребности, если же мама приходит всегда и показывает, что она рядом, то развитие происходит нормально; если же мама не приходит на плач и/или не удовлетворяет потребности ребенка, то он понимает, что мир враждебен и доверять никому нельзя. В последствии, ребенок при нужде может переставать плакать, потому что формируется убеждение, что на плач никто не прийдет.
В будущем люди, которые не прошли этот этап как нужно, будут недоверчивы к другим; они будут заранее враждебно настроены на других людей; будут постоянно ждать угрозы со стороны окружающих.
При этом, люди, которых слишком сильно опекали в этот период и все разрешали, будут наивными и очень доверчивыми; про таких людей говорят «смотрят на мир через розовые очки».
Родителям стоит быть достаточно внимательными и удовлетворять базовые потребности детей, но при этом не забывать и о воспитательных моментах.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как надежда.
В этот период сферой социальных связей становятся родители.
В этом возрасте возникает конфликт между автономией или стыдом, сомнениями. В этот период у ребенка развивается самостоятельность. Он хочет исследовать окружающий мир, учится лазить, открывать, толкать, держать, отпускать. Дети все хотят делать сами (открывать бутылочки, разворачивать конфеты и тд). И очень важно давать ребенку эту самостоятельность.
Дети, которым давали возможность делать что-то самим, вырастут самостоятельными и автономными.
Дети, которым всегда говорили: «Дай, сама открою, ты тут полчаса возиться с этой бутылкой будешь», вырастают стыдливыми людьми, которые постоянно сомневаются, насчет своих действий.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как воля.
В этот период сферой социальных связей являются родители, братья, сестры.
Конфликт между инициативностью и виной/пассивностью. На этом этапе дети начинают задавать очень много вопросов, а также они начинают придумывать сами себе занятия (их времяпрепровождение теперь не просто ответ на действия родителей, а отдельное, придуманное занятие).
Тут важно дать понять ребенку, что его вопросы значимы, и дать ему возможность играть без вашего участия (если он этого не просит).
Если же родители давали ребенку ощущение этой значимости, то в будущем он будет инициативным и не будет бояться проявлять себя.
Если родители постоянно хотели быть с ребенком и не давали ему возможно поиграть или сделать что-то самому // либо же они не отвечали на его вопросы и говорили, что вопросы глупые, то ребенок в будущем будет чувствовать вину даже за то, что его не касается и будет безинициативным.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как цель.
В этот период сферой социальных связей является школа, соседи.
Если родители его хвалят, поощряют, то у ребенка вырабатывается умение и желание к техническому творчеству. При адекватном воспитании формируется компетентность и уверенность.
И наоборот, если же родители не одобряют деятельность, то они способствуют формированию неполноценности ребенка. Такие люди, в будущем будут начинать много дел, не доводить их до конца.
При этом очень важным есть выбор учителя, так как значимость с родителей сдвигается на него. Даже если родители дома поощряют ребенка и хвалят, но при этом в школе учитель не относится к ребенку так, возможно даже принижает его значимость, то даже отношение родителей тут не поможет.
Очень важно, чтобы ребенок чем-то занимался помимо школы. Это может повысить его значимость среди ровесников.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как уверенность.
В этот период сферой социальных связей становятся ровесники.
Конфликт между идентификацией личности и непризнанием. В этом возрасте подросток начинает идентифицировать себя, его задача собрать представления о себе, как о школьнике, сыне, друге и тд. И все эти роли ему нужно осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.
Если он успешно справился с этой задачей, то он начинает понимать, кто он есть, где находится и куда идет.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как верность.
В этот период сферой социальных связей становятся друзья или любимые люди.
Конфликт между близостью и одиночеством. Под близостью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом, делиться с ним без страха своими тайнами и сокровенными вещами. Здесь успешность зависит от прохождения предыдущих стадий.
При успешном прохождении кризиса формируется умение любить.
Сфера социальных интересов: профессия, родной дом, семья.
Конфликт между продуктивностью и застоем. Происходит первый анализ своей жизни, чего вы достигли (или не достигли) в разных сферах.
Также появляется интерес к жизни других людей, желание позаботиться о следующих поколениях (проявляется независимо от того, есть ли у вас свои дети).
Если же человек причастности к другим людям не проявляет и живет только удовлетворяя свои собственные потребности, то у него происходит период застоя.
При успешном прохождении кризиса формируется забота.
Сфера социальных интересов: человечество, близкие люди.
Конфликт между целостостью и безнадежностью.
Ощущение целостности возникает у людей, которые оглядываясь на жизнь чувствуют удовлетворенность.
Люди же, которые не могут такого сказать о своей жизни чувствуют безнадежность, так изменить уже ничего не могут.
При успешном прохождении кризиса формируется мудрость.
Потребности, ценности, классификация потребностей, Пирамида Маслоу
Потребности, ценности, классификация потребностей, Пирамида Маслоу
Потребности: понятие и классификация
Потребность – это состояния нужды, недостатка в чем-либо, это состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение этого недостатка.
Классификация:
Изначально потребности следует разделить 1. по степени осознанности их человеком: осознанные и неосознанные. Неосознанные потребности это в основном все наши базовые потребности, которые мы стремимся удовлетворять на уровне инстинктов. Осознанные потребности это наши интересы, установки и цели, которые толкают нас на совершение определенных действий.
Следующий важный критерий для деления потребностей – это 2. происхождение потребности. Здесь потребности делятся на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных потребностей относятся потребности в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др. Вторичные потребности – это жизнедеятельность человека в обществе. Ко вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; потребности в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении.
Так же можно выделить следующие группы потребностей:
Потребности и теория ценностей
Ценность – это свойство предмета (услуги) удовлетворять определенным потребностям субъекта (индивида, группы, общества).
Уровень ценности товара зависит от того, насколько характеристики и свойства товара соответствуют человеческому представлению о потребительской ценности. Таким образом, если достоинства товара ниже ожиданий, то потребитель останется неудовлетворенным. Если товар оправдывает ожидания, потребитель удовлетворен. Если достоинства превосходят ожидание, то потребитель в восторге.
Система ценностей – это совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с их относительной важностью.
В системе ценностей различаются два основных вида ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные (конечные) ценности – это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (например, представления о добре и зле). Инструментальные (опосредованные) ценности относятся к представлениям о желаемых методах поведения с целью достичь терминальных ценностей (образование, готовность взять на себя ответственность).
Ценность продукции определяется: степенью ее необходимости для потребителя; уровнем качества (наличием требуемых характеристик качества и их значений, соответствующих ожиданиям потребителей); приверженностью потребителя торговой марке предпочитаемой продукции; доверием к информации о продукции, получаемой от личных и безличных контактов, и т.д. Следовательно, потребительские ценности это идеи о том, что человеку желанно.
Желание есть мера ценности, мера психологической оценки человеком полезности блага или услуги. Каждый потребитель выбирает необходимые для него блага, придерживаясь своего субъективного предпочтения, своих ценностей. При этом А. Адлер отмечает что потребительские предпочтения (ценности) формируются в зависимости от жизненного стиля человека: различают 5 жизненных стилей:
Теория возвышения потребности
Потребности человека со временем изменяются не только количественно, но и качественно. Это отражает закон возвышения потребности: закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.
Данные закон говорит о том, что как только производственные мощности обновляются, создаются и новые предметы потребления способные более качественно удовлетворять уже существующие потребности и создавать новые. Например: машинка автомат более качественно удовлетворяет потребность в стирке вещей. А появление ноутбука и беспроводного интернета сформировало потребность молодежи как можно чаще находится в социальных сетях и общаться.
Классификация потребностей
В первой теме уже кратко затрагивался вопрос классификации потребностей. Было дано главное разделение потребностей на первичные и вторичные, или как их еще называют биологические и социальные. Данная классификация основана на том, что человек при рождении обладает определенным набором базовых потребностей: еда, тепло, одежда, защита. С развитием человек начинает познавать окружающий мир, становится его частью, и появляются потребности в общении, познании, принадлежности и любви.
Описанная классификация делит наши потребности в зависимости от этапа нашей жизни. Так же необходимо познакомиться еще с несколькими классификациями потребностей.
Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:
Графически пирамида Маслоу представляется ниже.
Рассмотрим кратко, что подразумевал Маслоу называя и выделяя только ограниченный набор потребностей.
Физиологические потребности – это фундаментальные (жизненные) потребности. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека. Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют наибольшим образом.
Потребность в безопасности – это потребность в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.
Социальные потребности – это потребности в общении, взаимопомощи, сопричастности.
Потребности в самоуважении и уважении – это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.
Потребности в самоактуализации – это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем, та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность, в зависимости от удовлетворенности остальных, образа жизни и типа личности индивида.
Пирамида Маслоу
Далее необходимо рассмотреть классификацию потребностей по Г. Мюррею. Данная классификация основой своего деления также берет деление потребностей на биологические и социальные. Но интерес в денной классификации представляет именно то, что Мюррей более потребно разделяет мотивы человеческой жтизнедеятельности. Рассмотри данные мотивы:
Еще одну концепцию человеческих потребностей, получившую название теории двух факторов (или мотивационно-гигиеническая теория), разработал Фредерик Герцберг (“Отношение к труду: обзор исследований и мнений”, в соавторстве). Изучая проблемы мотивации, Ф. Герцберг установил, что потребности можно разделить на две части: мотивирующие, определяющие удовлетворенность работой, и потребности, направленные на устранение негативных условий работы, “гигиенические”, “факторы здоровья”. Теория двух факторов также устанавливает иерархию потребностей — высшие потребности (удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе) и десять низших (политика компании, технический надзор, взаимоотношения с начальником, коллегами и подчиненными, заработок, безопасность, личная и семейная жизнь, условия труда и статус). Наблюдения подтверждают, что когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощущение удовлетворенности, комфортности дает сама работа. Логично сделать вывод, что имеется не одна система потребностей, а две, независимых друг от друга и определяющих поведение людей.
Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда устанавливает зависимость между поведением человека и его потребностями к власти и соучастию.
Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности:
Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли
Человек в первобытном обществе
Проведенные в XIX–XX вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.
Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Племя — «Мы» — противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым было враждебным.
Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям.
Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.
За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых 1. насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм не может существовать. 2. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений (в любви, сексе).
Насущные потребности имели доминирующее значение в первобытном обществе.
Но в то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.
Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу с помощью орудий труда. Сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества.
Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.
Далее в первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.
Уже в первобытную эпоху общество выработало ряд механизмов, позволяющих разрешать конфликты. Самый древний из этих механизмов — мораль.
Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только это делало племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей.
Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании.
Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы.
Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.
Первые цивилизации и «осевое время»
Экономической основой первых цивилизаций стали раннеземледельческие культуры. В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Благоприятные природные условия способствовали тому, что жители этих поселений стали получать высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели гарантированный источник белковой пищи.
Кроме того, произошел переход от кочевого образа жизни к оседлому, следовательно развивалось земледелие.
К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Египет, Индия, Китай, Грецию и древние цивилизации Америки. Переход этих районов Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов.
Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта. Возникновение письменности резко расширило возможности общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов.
Данный крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей, произошедший в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200 г. до н. э., известным немецким философом- Карлом Ясперсом был назван «осевым временем».
Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел только в ХХ в., когда были разработаны компьютерные технологии.
Проблема потребностей у мыслителей античности
Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосм.
Из высказываний Фалеса главное:
В этом греческий мыслитель солидарен с авторами Ветхого и Нового Заветов.
Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями.
Согласно его классификации, орудия труда делятся на три типа: неодушевленные (например, сельскохозяйственный инвентарь), одушевленные (сельскохозяйственные животные) и говорящие — рабы.
Раб не рассматривался как человеческая личность, и его род занятий — физический труд — считался для свободного человека унизительным.
Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет «желаниями») на разумные («естественные») и неразумные («пустые»).
Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми.
Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т. е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна).
Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях.
Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя — эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ — получение удовольствия. А удовольствие является следствием удовлетворения потребностей.
Таким образом, духовные потребности считались выше материальных, а общественные — выше личных.
В целом можно сделать вывод, что в Древней Греции не только в полной мере сформировались основные группы человеческих потребностей, но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях этой эпохи.
Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения
С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное) и возвышенное, праведное небесное начало. Соответственно, разумными признаются потребности — прежде всего духовные и религиозные — которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными — те, которые осуждаются церковью и губят душу, превращая человека в грешника.
Таким образом, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потребность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к праведной богоугодной жизни.
В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм (от слова homo — человек) противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции — теоцентризму (от teos — бог). Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность.
Наиболее выдающийся деятель этой эпохи — Леонардо да Винчи (1452–1519).
Одними из первых идеи гуманизма формулируют великие поэты и писатели: Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374) и Джованни Боккаччо (1313–1375).
Однако поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478–1535) в знаменитой «Утопии» описывает подробную картину гуманного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей:
Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — ученый Николо Макиавелли (1469–1527) — считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.
В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традицию античности.
Понятие человека и его социализации
Понятие человека и его природы
Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек произошел на земле давно и с тех пор человек эволюционирует в процессе своей жизнедеятельности, т.е. в процессе развития общества и общественных отношений человек становится более развитым в плане общения и взаимодействия в обществе. Если изначально человек жил в одиночестве и небольшими группами и его жизнедеятельность была нацелена на удовлетворение базовых потребностей- это выживание и пропитание, то сегодня человек неотъемлемое звено общества, который научился жить рядом с другими людьми, делится, вместе добиваться поставленных целей.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что изначально человек произошел как биологическое существо, а в процессе жизнедеятельности стал социальным. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. От рождения человек получает такую телесную (природную) организацию, в которой изначально запрограммирована возможность её универсального социально-деятельного развития.
Двойственность, биологосоциальное существование порождает потребности, выходящие далеко от животных (инстинктивно-биологических) потребностей человека. Человеку помимо удовлетворения потребности в еде, жилье и безопасности, необходимо общаться, любить, принадлежать к группе, сопереживать и т.д.
Социализация индивида
Как рассмотрено было в пером вопросе – индивид это биосоциальное существо. Давайте рассмотрим, как человек приобретает социальную часть своей жизнедеятельности. Начнем с понятия личности.
Личность – это целостность врождённое (биологических) и приобретённых (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальной индивидуальностью. Во всех взаимодействиях индивида проявляются его “качества”.
Качество личности – это степень освоения человеком (индивидом) тех норм культуры, которые достигнуты в обществе в момент его рождения и дальнейшей жизнедеятельности. Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества – это социализация. Данный процесс начинается в семье, где происходит социализация детства или первичная социализация. Приспосабливаясь к своей семье, ребёнок обретает социальные качества, которые позже позволяют ему приспособиться к задачам, предстоящим в социальной жизни.
Далее происходит вторичная, подготовительная и повторная социализация.
Вторичная социализация – это последующий процесс, который вводит социализированного индивида в другие секторы общества (школа, профессиональная группа, армия и т.д.)
Подготовительная социализация – это принятие индивидом ценностей группы, к которой он хотел бы принадлежать, что облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент студент, незамужняя замужняя и т.д.).
Повторная социализация возможна у взрослых людей в случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах: 1) в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков в место прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (сельский житель городской); 2) в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей (преступления).
Потребность и экономика
В первых темах было дано определение потребностей и основная классификация. Если кратко, то это можно сказать так, потребность – это состояние нехватки в чем-либо, толкающее человека к действию. Потребности могут быть биологическими и социальными, разумными и неразумными, индивидуальными и групповыми и т.д.
Сейчас необходимо рассмотреть, что такое потребности с точки зрения экономики, ведь потребности удовлетворяются секторами экономики.
Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Сегодня в мире присутствует товарное производство, при котором потребление товаров и услуг зависит от доходов – денежных средств, которыми человек располагает. Из этого следует сделать вывод, что в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос. Следовательно, с точки зрения экономики, потребности – это мотивы процесса потребления. При этом потребление всегда находится в глубокой взаимосвязи с производством. Во-первых, потребление – это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время потреблением других.
Экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени к высшей.
Как видно, потребление задает направление производству, наши возрастающие потребности стимулируют производство развитию. Это мы разобрали, теперь разберемся, что же такое спрос и платежеспособный спрос, о котором упоминалось выше.
Спрос – это потребности, которые реализуются на рынке через практические действия участников экономической деятельности – производителей и потребителей.
Спрос и потребности находятся в сложных отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворения (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон). В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потребностями, а со спросом (платежеспособным), в основе которого лежат потребности.
В итоге, можно сказать, что спрос (платежеспособный) необходим для развития производства, торговли, потребления. Следовательно, для нормального функционирования экономики и отдельного предприятия необходимо чтобы спрос был, а главное был стабильным и желательно возрастающим. С целью поддержания и создания желаемого спроса в практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения потребности в спрос:
Но не только стимулы и механизмы стимулирования и создания спроса влияют на развитие наших потребностей и потребления, так же на потребления влияют характеристики потребления, которые на данный момент исторически сложились в обществе. Экономисты выделяют 4 основных типа потребления, на которые можно разделить период нашего эволюционирования, как потребителя:
Тип потребления доиндустриального общества
Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ.
Преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. В потребительском поведении приобретают большое значение духовные блага, обычаи и традиции. Большой удельный вес домашних услуг. Потребление энергии невелико, широко используется энергия человека и животных. Преобладание потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Преобладание натурального потребления над потреблением товаров.
Тип потребления индустриального общества
Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе. Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете.
Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, нарастание материального потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг. Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения натурального, нетоварного потребления.
Общество массового потребления
Нарастание материального гедонизма, погоня за удовольствиями, приводящая к деформации потребительского поведения. Возникает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для многих потребителей превращаются в основу жизненного поведения и высшую ценность.
Возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении; превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. Включение имиджа и стереотипа потребления в требования социального престижа. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. Данная ситуация улучшает условия для сервисной деятельности, поскольку спрос на товары и услуги становится более стабильным и предсказуемым.
Загрязнение природной среды и вызванное им ухудшение условий потребления. Быстрое развитие промышленности негативно воздействует на природную среду, что снижает качество многих товаров и услуг.
Тип потребления постиндустриального общества
Постиндустриальное общество начинает формироваться во второй половине XX в. Высокий уровень потребления основной массы населения, изобилие материальных благ и услуг. Распространение городских форм и условий потребления на сельскую местность. В потреблении материальных благ складываются новые приоритеты. Более важным становится не их количественное наращивание, а повышение качественного уровня потребления. На первое место в структуре потребления выдвигаются знания и информация. Постоянно растет потребность в разнообразных информационных услугах.
Вместо экономики, основанной на растущем производстве товаров, начинает формироваться экономика услуг.
Снова усиливается интерес к полному, качественному удовлетворению основных, базовых потребностей человека (натуральные продукты, одежда из натуральных материалов, здоровый режим труда и отдыха, полноценное человеческое общение и т.п.). Растет престиж здорового образа жизни. Падает престижность обладания чисто материальными благами, возникает тяга к образованию, культуре и искусству.
Индивидуальные психические и физические особенности человека как основа его запросов
Индивидуализация и плюрализация жизненных стилей
Неравенство с точки зрения социологической теории не является ценностно-негативным понятием. Оно должно пониматься как несхожесть, как плюрализация жизненных и культурных стилей.
Отсюда плюрализация – это придание чему-либо характера множественности, разнообразия на основе принципов плюрализма (общественного мнения).
Наряду с социальными проблемами, сегодня в российском обществе наблюдается индивидуализация и плюрализация жизненных стилей и планов, освобождение от традиционной социальной среды.
Появились новые возрастные статусы (помимо традиционных: детства, юности, взрослости и старости):
-“послеюношеская стадия” предполагающая возможность продления времени обучения и образования;
-“послеродительская стадия”, дающая возможность (прежде всего женщинам) начать “новую жизнь” (когда выросшие дети покидают семью);
Независимо от того, как оценивается данное явление с идеологических позиций, появился сегодня и плюрализм форм семейной жизни: кроме традиционной семьи, появляются одиночки, либо формы совместной внебрачной жизни с детьми и без детей.
Индивидуализация и плюрализация жизненных стилей выступает как глобальный процесс, который имеет свои формы проявления. К ним можно отнести следующие:
– резкое увеличение количества самых разнообразных жизненных форм и стилей;
– крайняя условность и подвижность профессиональной структуры как результат освоения таких жизненных форм, к которым бы люди никогда не обратились в стабильной ситуации (например, необходимость дополнительного заработка, для содержания семьи: ученый может часть своего времени работать водителем такси, рабочим, служащим, коммерческим посредником и др.).
– чрезвычайно широкое предложение в области образования, что ведет прежде всего к горизонтальной дифференциации, т.е. к распределению обучающихся по группам, характеризующимся различными формами и стилями жизни. Образование стало средством освоения новых стилей (наряду с прежней функцией – самоопределением личности).
– утрата социальной мобильностью своей мотивирующей силы, т.к. получение образования еще не говорит о подъеме по социальной лестнице, а является только свидетельством индивидуального достижения и залогом достижений в будущем. Данное обстоятельство можно объяснить отсутствием стабильной и единообразной шкалы престижа профессий в условиях переходного состояния общества (для одних категорий населения престижно заниматься философией, антропологией, социологией, психологией и т.п.; для других – естественными науками; для третьих, – вообще престижными могут быть те профессии, которые не предполагают систематического обучения: персональная охрана, шоу-бизнес, просто коммерция и т.д.). Именно поэтому снижается роль социальной мобильности, которая в принципе ценится только в стабильной системе престижа. В современных российских условиях речь может идти только об индивидуальной оценке престижа профессии или рода деятельности.
– организационная специфика российской политики, состоящая в том, что практически полностью отсутствует социально-слоевая идентификация политических парий: блоки, партии, движения регулируются актуальными политическими темами, по которым может возникнуть временная общность целей, и конкретными политическими ситуациями. Насколько подвижны партии, настолько же подвижен избиратель, он неоднократно меняет предпочтения, исходя из своего жизненного и культурного стилей.
Индивидуализация жизненных стилей и потребительские предпочтения
В обслуживании приобретает все большее значение изучение потребительских предпочтений. При этом следует ориентироваться на множество индивидов, обладающих определенными, одними и теми же (или сходными) потребительскими предпочтениями. Сами же предпочтения являются атрибутами того или иного жизненного стиля или жизненной формы.
Подобный жизненно-стилевой подход к выявлению предпочтений в области потребления содержит несколько формальных свойств (признаков):
Стилизация – подчеркнутая имитация(подражание) особенностей определенного стиля.
Под целостностью понимается большая или меньшая полнота проявления в жизненном стиле всех черт индивида или группы. Создается целостный образ личности, группы.
Добровольность – это свободный выбор индивидом своего стиля (в отличие от класса, слоя, социальной группы, к которой он принадлежит с рождения).
Характерность – это момент своеобразия, придающий жизненному стилю свой облик, который легко идентифицируется и узнается.
Распределение шансов стилизации – связано с ценностной и нормативной системами, с уровнем жизни и благосостояния индивида. Так, чем слабее традиционные нормы и регуляции, тем очевиднее появление жизненных стилей. В то же время, чем выше материальное благосостояние и равенство в распределении благ, ресурсов, возможностей образования, тем больше альтернатив выбора стилей.
Распределение стремлений к стилизации рассматривается на двух уровнях: всего общества и индивидуальном:
Низшие же слои общества остаются также такими, какие они есть, но потому, что не могут жить иначе, т.к. материальные обстоятельства постоянно диктуют им тот образ и стиль жизни, в котором нет места для стилизационных экспериментов.
В детстве также возможности и стремление к стилизации невелики, т.к., с одной стороны, это период активного внедрения в сознание ребенка моральных норм (что противоречит самой возможности стилизации), с другой, – его видение мира ограничено горизонтом дома и школы, представляющих весьма узкий “репертуар” стилизационных возможностей.
Распределение шансов и стремлений к стилизации, следовательно, связано с такими факторами как: пол, возраст, цвет кожи, цвет волос, физическая конституция и т.п.) и социальные признаки (уровень дохода, объем и престижность образования, профессии и т.п.).
Все эти индивидуальные факторы играют существенную роль, определяя и предписывая конкретные направления и содержание принимаемых и осваиваемых стилей жизни, а как следствие – потребительских предпочтений.
Сама постановка вопроса о потребительских предпочтениях фиксирует формирование в российском обществе потребительской культуры. Этот процесс происходит под влиянием рекламы и других маркетинговых коммуникаций.
Потребительское решение
Рассматривая даны курс, необходимо заострить свое внимание не только на сущности потребности и сервиса, но так же рассмотреть поведение индивида во время принятия решения о покупке той или иной услуги или товара.
Сегодня потребитель на рынке сталкивается с огромным выбором товаров и услуг, следовательно, не просто наличие того или иного товара или услуги является залогом приобретения, а нечто иное, рассмотрим это. Помимо наличия, товар должен быть того качества, который необходим индивиду, а не того, который может предложить производитель, плюс сегодня важна способность продавца обслужить клиента вежливо и со вкусом. В связи с этим можно выделить несколько правил, которые помогают продавцу успешно продвигать товары и услуги:
– неуверенность; (когда клиенты сомневаются, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия верными);
– сходство; (следовать приему похожих).
Зная правило, что клиенты предпочитают больше соглашаться с симпатичными и знакомыми им людьми, эффективные продавцы стараются выглядеть как можно более привлекательно. Физическая привлекательность – одна из характеристик человека, влияющих на отношение к нему окружающих. Она способствует завышению оценки других человеческих качеств, поэтому привлекательные люди кажутся более убедительными и им требуется затрачивать меньше сил для того, чтобы изменить мнение других и получить желаемый результат.
Принцип дефицита эффективен по двум причинам: во-первых, поскольку вещи, которые трудно приобрести, обычно бывают более ценными, оценка степени доступности товара часто является рациональным способом оценки его качества; во-вторых, когда вещи становятся менее доступными, человек утрачивает часть своей свободы.
Все перечисленные правила, несомненно, влияют на потребителя в процессе принятия решения о покупке. Но так же необходимо рассмотреть факторы внешнего и внутреннего влияния, которые не связаны с деятельность специалистов сферы сервиса.
Факторы внешнего влияния на потребителей
Влияние культуры на потребителя.
Культура страны или нации оказывает самое общее влияние на потребителя.
Культура – это комплекс, включающий знания, вероисповедание, искусство, право, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества.
Культура не статична, она эволюционирует. Особенности культуры: приобретаема, влияние культуры часто не осознается, культура адаптивна.
Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от главной (доминирующей) культуры нации. Например: бедный и богатые, горожане и сельское население, криминал, молодежь. В Японии – внутренние различия минимальны, в США – наоборот.
Миграция и эвакуация беженцев перемещает культуру по земле и влияет на смешивание культур.
Правила этикета показывают то, что каждая культура имеет свои собственные понятия по поводу общественного поведения.
Культуру можно разделить на массовую (реагирует на новое событие и отражает его, но быстро теряют актуальность) и высокую (писатели, художники, философы).
Культура формирует: язык, манера одеваться, отношения между людьми и ценности и стиль выполнения работ.
Влияние социальной стратификации.
Социальные классы – это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанным на их экономическом положении на рынке.
Представители различных социальных классов разделяются стилем одежды, речью, организацией досуга, примерно одинаковое потребительское поведение, одни предпочтения СМИ (члены высшего общества – журналы и газеты, средний слой – телевизоры).
Различают рабочий, средний и высший класс.
Социальная стратификация – формальное неравенство классов по отношению друг к другу. Она используется для сегментирования рынка и позиционирования товара. Например товарные марки – символы статуса.
Признаки социального класса:
Влияние референтных групп.
Опр: группа, чья предполагаемая позиция используется индивидуумом как основа для текущего поведения. (семья, соседи, коллеги, группа проведения досуга)
Референтных групп в повседневной жизни людей может быть великое множество. Это политические партии и движения, профессиональные и студенческие союзы, спортивные и иные клубы, религиозные и культурные объединения и просто друзья и знакомые.
Членам таких групп свойственно стремление к унификации своего образа жизни, в том числе приобретения материальных благ. Что касается молодежи, то она склонна быстро реагировать на мнение лидера в своей неформальной группе, также, впрочем, и быстро свергать его со своего пьедестала. Но и люди старшего возраста могут находиться под влиянием своего окружения при выборе одежды, мебели, бытовой техники и т.п. Исследования свидетельствуют о достаточно тесной взаимосвязи между принадлежностью покупателя к какой-либо референтной группе и его поведением на рынке.
Любой человек является одновременно участником многих референтных групп (семьи, клуба, политической партии, коллег по работе), и в каждой из них он играет определенную роль. Так, 40-летний мужчина может быть в семье и сыном, и отцом, состоять в каком-либо клубе и занимать определенное положение на работе. Переплетаясь вместе, эти роли обусловливают и определенный его статус в обществе, поддерживая который, он будет предъявлять на рынке определенные требования.
Опр: все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство, основная единица потребления для большинства потребительских товаров.
Семья в рамках домохозяйств оказывает самое сильное влияние на индивидуальное решение о потреблении.
Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности в самых благоприятных для этого условиях – потребность в браке, сексуальную потребность, потребность в детях и родительстве, потребность в духовной и психологической общности, потребность в семейном образе жизни, в особой психологической атмосфере ( сочувствия, сопереживания, понимания, уважения и т.п.), потребность в семейном отдыхе и проведении досуга и другие.
С точки зрения особенностей принятия решений о покупке, выделяют четыре типа семей:
Так, при покупке телевизора, музыкальной аппаратуры, автомобиля преобладает мнение мужа, а при покупке стиральной машины, ковров, одежды, кухонных принадлежностей доминирует мнение жены. Совместные решения принимаются при покупке мебели для гостиной, дачи, при выборе вида отдыха во время отпуска.
Факторы внутреннего влияния на потребителей
Восприятие, обучение, мотивация
Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения. Это познавательная деятельность.
Обучение – результат обработки и усвоения некоторого объема информации, откладывающееся в памяти и позволяющее сформулировать отношение к определенным идеям, объектам и людям.
Сила обучение зависит от 5 факторов: значимость, разработка, подкрепление, повторение и образность.
Мотивация – движущая сила, активизирующая поведение т представляющая цель и направление для этого поведения. (причина подключения Интернет)
Личность
Опр: набор характеристик, определяющих его уникальность и отличающих его от других, обеспечивает устойчивость реакций, основанных на внутренних психологических характеристиках. (активность, целостность, устойчивость)
Социальные факторы более значимы в развитие личности, чем биологические.
Осознаваемые мотивы более важны, чем неосознаваемые.
В завершение рассмотрения данной темы необходимо обозначить этапы принятия решения о покупке, но необходимо заострить внимание на том, что мы не всегда осознанно с тратой некоторого времени проходим все этапы, очень часто при принятии уже знакомых товаров или услуг некоторые этапы мы проходим неосознанно, не акцентируя на них внимание, как на значимых.
Основные этапы:
Послепокупочная оценка альтернатив – т.е. если выбранная услуга не полностью удовлетворила наше потребность, то скорее всего, мы больше данной услугой не воспользуемся в аналогичной ситуации, а будем искать другую, и наоборот.
Роль сервисной деятельности в удовлетворении потребностей
Рассмотрение данной темы целесообразнее начать с рассмотрения специфических черт услуг и сервисной деятельности. Ведь услуга, являясь товаром, не обладает, как например холодильник четкими параметрами: вес, цвет, строение и т.д. Основными характеристиками услуги можно назвать следующие: неосязаемость (невозможно потрогать, взять в руки, услышать, увидеть), потребление в момент производства (или иначе неотделимость услуги: предоставляются и потребляются одновременно, т.е. могут быть оказаны только при поступлении заказа.), сложность оценки качества до момента покупки – продажи.
Рынок услуг так же имеет специфические черты:
Данные характеристики услуг и рынка услуг делают сферу сервиса так же очень специфической сферой экономической деятельности.
Сфера сервиса – это сфера предоставления услуг с целью удовлетворения потребностей.
Сфера сервиса представляет собой систему специализированных предприятий и организаций, которые производят и реализуют те или иные услуги для конкретных индивидов, обращающихся к ним при возникновении соответствующей потребности. В отличие от других сфер общественной жизни специализация сферы заключается в предоставлении услуг индивидам. При этом в сфере сервиса может осуществляться как производство материальных и духовных ценностей, так и использование уже готовых, произведенных в других сферах всевозможных ценностей и благ для удовлетворения потребностей индивида.
Сфера сервиса тесно взаимодействует и с другими сферами общественной жизни – политической, правовой, образовательной, медицинской, спортивно-физкультурной и другими. Взаимодействие с ними происходит двояким образом: 1) либо посредством передачи каких-то благ и ценностей сфере сервиса, 2) либо за счет создания сервисных организаций в той или иной сфере. Тот и другой варианты взаимодействия возникают тогда, когда данная сфера не удовлетворяет своим функционированием соответствующие потребности индивида. Примером первого может служить репетиторство для поступления в вузы. Репетиторские услуги получают большое распространение тогда, когда общественная система общего среднего образования требует дополнительной подготовки выпускников школ или специализированной подготовки отдельных учеников, а вузы не только не снижают, но даже повышают требования к абитуриентам. Примером второго являются услуги адвокатуры – специального института, созданного в правовой сфере для удовлетворения потребностей индивида в правовой защите.
Таким образом, специфика сферы сервиса среди всех других сфер общественной жизни заключается в том, что она не имеет самостоятельной пространственно-временной локализации, отграничивающей ее от других сфер, иначе говорят, что сфера услуг – это третья своеобразная сфера, которая находится на стыке производственной и непроизводственной сферы экономики.
Роль сферы сервиса в общественной жизни огромна. Сегодня она является одной из важных отраслей народного хозяйства, призванной удовлетворять индивидуальные запросы и потребности населения в различных видах услуг, посредством доведения общественные блага и ценности до индивидуального потребления. Тем самым сфера услуг связывает два основных процесса в экономике – это производство благ и услуг и их потребление.
Далее следует рассмотреть основные форма, при помощи которых сфера сервиса взаимодействует с индивидуумом для удовлетворения его потребностей.
Все большее распространение сервисного обслуживания населения обусловили необходимость оформления этой деятельности как профессиональной, обеспечивающей на соответствующем уровне удовлетворение чьих-либо потребностей. Следовательно, как и любая другая профессиональная деятельность, данный вид профессиональной деятельности предполагает соблюдение определенных правил: