что такое рациональное понимание

Рациональное понимание

накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности – либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от особенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у догматичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пересмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологического, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

Логический компонентЯзыковой компонентПрактический компонент
Способность к умозаключениюПонимание естественного языка (лингвистический аспект)Практический компонент Включение новых знаний
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связейПонимание смысла высказывания (семантический аспект)Взаимопонимание

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии) понимания:

1. Простые механизмы – узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обозначенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает понимания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогнозированием развития событий.

17.1.2. Каузальная атрибуция –приписывание причин поведения

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция – это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Основные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулированы Ф. Хайдером.

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения часто выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе – профессиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследованиях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки (Петренко, 1986, с. 79).

В изучении атрибуции сформировалось два направления. Первое направление – это интерпретация поведения отдельного индивида. Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что поведение определяется чертами личности прежде всего. Так, например, по данным Т. Острома, студенты колледжа считают, что для составления правильного впечатления о другом человеке необходимо знать черты его личности (26 % всей необходимой информации), а вся демографическая информация, поведение, установки, ценности укладываются в 19% (по: Стефаненко, 1999 (1)).

Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были воспроизвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личности, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности (там же).

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 800 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Рациональное понимание

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности – либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от особенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у догматичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пересмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологического, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

Логический компонентЯзыковой компонентПрактический компонент
Способность к умозаключениюПонимание естественного языка (лингвистический аспект)Практический компонент Включение новых знаний
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связейПонимание смысла высказывания (семантический аспект)Взаимопонимание

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии) понимания:

1. Простые механизмы – узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обозначенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает понимания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогнозированием развития событий.

Источник

Что такое рациональное мышление и как его развить в себе

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

Приветствую вас, друзья!

Мы с вами уже говорили о мышлении и его видах. Сегодня остановимся на одной из категорий и узнаем, что такое рациональное мышление, чем оно отличается от иррационального и можно ли его в себе развить.

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

Понятие рациональности

Перед тем как рассуждать о рациональном мышлении, сперва выясним, что значит рациональность в целом. Слово “рациональность” происходит от латинского термина ratio, что переводится как “разум”.

Принято считать, что наделенный этим качеством человек обладает умом, рассудительностью, логичностью, практичностью. Он эффективно и осмысленно решает задачи, не поддаваясь эмоциям и чувствам. Любую ситуацию рациональный человек может объяснить с логической точки зрения. Он уверен только в том, что может проверить и доказать на практике.

На основе этих знаний попробуем дать определение рациональному мышлению.

Рациональное мышление – это конструктивный мыслительный процесс, который построен на логических умозаключениях и направлен на принятие решений и достижение целей.

Простыми словами можно сказать, что это форма мышления, в основе которого лежит логика. Оно не подвластно эмоциям. Им руководит только разум.

Как правило, данный тип мыслительного процесса больше характерен для мужчин. Хотя в современном мире есть много женщин, которые занимают ответственные посты, ведут собственный бизнес и нередко обладают прекрасным рациональным мышлением.

Но если мужчины редко отступают от данного типа мышления, то женщины могут обращаться и к другим своим сторонам: интуиции, мечтательности. Стоит отметить, что именно эта способность женского ума иногда показывает эффективность в решении некоторых вопросов, поскольку не все можно решить одной лишь логикой.

Структуру логической интеллектуальной активности, как и мышления в целом, составляют такие формы рационального познания, как:

Принципы рационального мышления

Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.

Итак, мыслить рационально – это:

Исторический пример

В бытовом смысле рациональное мышление означает необходимость включить холодную голову, отойти от эмоциональных переживаний и проанализировать происходящее спокойно, глядя на все как бы со стороны. Сделать это бывает непросто. Особенно в критических ситуациях, когда чувства зашкаливают и мозг отказывается мыслить здраво.

Такую проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, к примеру, стоицизм – античную философию, возникшую в Афинах. Слово “стоик” у многих ассоциируется с непоколебимостью и твердостью, подобной скале. Данное учение как нельзя лучше описывает изречение из книги мыслей Марка Аврелия и Сенеки: “Стоик – это тот, кто стоит, хоть бы и рушилось все вокруг, и тот, кто выполняет свой долг до конца”.

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

Но такое качество стоика не является какой-то уникальной особенностью личности или характера. Способность не терять разум в самых тяжелых жизненных ситуациях можно в себе воспитывать и развивать. Приведу еще одно размышление великого римского императора.

Независимость и спокойствие перед игрой случая. Чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым: при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Игра случая в данном контексте – это философское отношение к жизни. Ведь все происходящее вокруг нас есть не что иное, как цепь событий, судьба. И если что-то мы не в силах контролировать, то к чему переживания? Если мы можем взять под контроль самих себя и свое отношение к происходящему, не лучшим ли решением будет сохранить рациональное мышление и не поддаваться излишним эмоциям?

Из многих философских учений именно стоицизм больше всего приближен к реальной повседневной жизни. Он помогает обучиться принимать взвешенные решения даже в трудных ситуациях, что и является базой для рационального мышления.

Ошибки мышления

Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.

Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.

Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:

Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.

Что такое иррациональное мышление

Иррационализм происходит от латинского irrationalis и переводится как “бессознательный, неразумный”. Иррациональное мышление – это полная противоположность рациональному.

В широком смысле слова иррационализм означает отрицание или ограничение роли разума в постижении мира. Если рациональное мышление основано на логике, то его антипод базируется на чувствах, интуиции, эмоциях, вере, инстинктах.

Чтобы продемонстрировать примеры иррационального мышления, я приведу три его основные категории:

Все эти мысли не основаны ни на каких фактах. Это чисто восприятие человека или, если хотите, интуиция.

Как научиться мыслить рационально

Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.

Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:

Плюсы и минусы

Несомненно, рациональное мышление обладает целым рядом достоинств. В частности:

Вместе с тем у рациональности есть и свои недостатки. Главным образом это низкий уровень чувствования. У людей с преобладанием логического типа мышления могут возникать сложности с выражением эмоций и чувств, ведь они воспринимают окружающую действительность с позиции “не доказано – не существует”.

Но при таком подходе нельзя забывать, что рациональность – это не единственный способ понимания мира. Мы неслучайно наделены широким спектром разных чувств и ощущений, которые помогают решать такие жизненные вопросы, в которых логика может оказаться бессильной. Все художники, поэты, композиторы обладают именно иррациональным мышлением, которое помогает творить, фантазировать, воспроизводить образы из головы.

Можно сказать, что рациональный и иррациональный типы мышления – это две стороны одной медали. Для гармоничного восприятия мира и полноценного успеха нужно обладать навыками обоих типов.

Книги по теме рационального мышления

Если вы хотите развить в себе рациональность и логику, одной статьи по теме и нескольких упражнений может оказаться недостаточно. Для большего понимания рекомендую подборку книг:

Заключение

Мы с вами узнали, что значит рациональное и иррациональное мышление в психологии, философии и бытовой жизни. Рационализм помогает смотреть на вещи объективно, эффективно решать важные задачи, просчитывать возможные ходы и их последствия.

Если вы хотите научиться мыслить рационально, овладеть навыком грамотной аргументации и всеми преимуществами логики, рекомендую пройти онлайн-курс от платформы Викиум Мышление Шерлока. Вас ждут 10 уроков, более 100 задач и головоломок для взрослых и детей. Кстати, сейчас этот курс идет с большой скидкой и стоит всего 1 490 руб. Так что торопитесь!

На сегодня у меня все. Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления блога, чтобы ничего не пропустить. Впереди вас ждет еще много полезной информации о саморазвитии.

Источник

Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды

что такое рациональное понимание. Смотреть фото что такое рациональное понимание. Смотреть картинку что такое рациональное понимание. Картинка про что такое рациональное понимание. Фото что такое рациональное понимание

Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.

Что такое рациональное познание?

Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.

Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.

Формы рационального познания, примеры

Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.

Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».

2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.

Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».

3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.

Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.

Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.

Заключение

Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.

Источник

Теория межличностного общения как междисциплинарное знание

Глава 17.

Межличностное понимание

17.1. Психологические основы и закономерности понимания

Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных зна­ний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответ­ствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные по­ступки и прогнозировать поведение.

Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различ­ным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уро­вень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания — принятие и эмпатия

функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в Наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.

Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда пос­ледовательных действий. А. Н. Славская описывает ее следующим образом. (Славская, 1999).

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом эта­пе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявля­ются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности — либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и лич­ные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от осо­бенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у дог­матичных и консервативных людей) либо гибкой, многого нал ыюй, пригодной к пе­ресмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем).

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

Суждение — существенным дополнением к основной его функции является ин­теграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;

Рассуждение — для него важна протяженность, последовательность времени при­влечения аргументов, оснований для оценки;

Диалог — как с самим собой, так и с воображаемым партнером;

Наррация (пересказ, рассказ, повествование) — характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оценивае­мым явлением, следуют за ним.

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологическо­го, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знаковая Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии)понимания:

1. Простые механизмы — узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обо­значенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает пони­мания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогно­зированием развития событий.

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пони­манию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Ос­новные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулирова­ны Ф. Хайдером.

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения час­то выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе — профес­сиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследо­ваниях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки (Петренко, 1986, с. 79).

В изучении атрибуции сформировалось два направления.

Первое направление — это интерпретация поведения отдельного индивида.

Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что по­ведение определяется чертами личности прежде всего. Так, например, по данным Т. Острома, студенты колледжа считают, что для составления правильного впечат­ления о другом человеке необходимо знать черты его личности (26 % всей необходи­мой информации), а вся демографическая информация, поведение, установки, цен­ности укладываются в 19% (по: Стефаненко, 1999 (1)).

Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивает­ся роль ситуации.

В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были вое-

произвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личнос­ти, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности (там же).

Следовательно, черты личности являются более важной и наводящей информацией, которая закрепляется в памяти человека, помогает ему в оценке других. В исследованиях обнаружено, что люди предпочитают позитивно оценивать личностные факторы и негативно ситуаци­онные. Как оказалось, эта ошибка характерна и для профессиональных психологов

Второе направление — это интерпретация поведения человека, основанная на зна­нии его групповой принадлежности. Одна из первых концепций — «эгоцентрическое приписывание» — принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Если позитив­ные события приписываются своей группе, а негативные чужой, то это свидетель­ствует об этноцентристской позиции оценивающего человека.

Европейские психологи связали проблему каузальной атрибуции с теорией соци­альной идентичности. Были получены любопытные подтверждения на основе линг­вистического материала.

Так, например, по материалам итальянских психологов позитивное поведение члена своей группы описывается как альтруистическое; представитель чужой группы описывается как помогающий другому человеку (в обыденном сознании эта категория как бы наделена меньшей нравственной значимостью) (по: Стефанепко, 1999 (1)).

Если представитель своей группы агрессивен, то он описывается как «обидчик», а представитель чужой группы оценивается в более резких терминах — как «агрес­сор».

В английских исследованиях ученики частных привилегированных школ свои провалы на экзаменах склонны были объяснять леностью, а неудачи учеников госу­дарственных школ — отсутствием у них способностей.

Итак, существует выраженное различие в приписывании тех или иных причин поведения «своим» и «чужим». Объяснение этому психологи ищут либо в этноцент­рических мотивах, либо в склонности к стереотипизации. Содержание атрибутив­ных стереотипов является результатом мотивации к сохранению позитивной груп­повой идентичности.

Эта мотивация может усиливаться следующими ситуациями:

• угроза своей социальной идентичности, страх потерять ее;

• конкуренция между группами;

• принадлежность к группе с низким статусом, который воспринимается как незаслуженный и несправедливый;

• отсутствие объединяющих категорий.

(Стереотипизация как способ интерпретации поведения людей, принадлежащих к определенной группе, рассматривается в следующем параграфе данной главы).

Помимо рациональных компонентов процесса понимания, в качестве которых м рассмотрели интерпретацию, важное место в постижении индивидуальности человека и прогнозировании его поведения и развития занимают процессы интуиции. Интуиция является фундаментом такого важного свойства личности, как проницательность.

17.13. Внешность и личность, тип конституции и черты личности

Для того чтобы включилась интуиция человека, необходимы определенные «под­сказки». В этом качестве обычно выступают внешние элементы оформления вне­шности человека, экспрессивные характеристики его поведения.

Какая информация о физическом облике человека помогает понять его внутрен­ний мир, характер и склонности?

Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки повышается интерес к исследованиям в облас­ти физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной ме­дицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела.

Интересные исследования по физиогномике в последние годы появились в ряде стран. Многие ученые, работавшие над воссозданием физического облика человека по его останкам, черепу и лицевым костям, выявили связи между чертами лица и другими характеристиками человека. Так, обнаружена связь между размером подбо­родка и физической силой человека. В психологии XX века накоплен большой мате­риал о связи особенностей физического облика человека и чертами его личности и поведения. Особенно много об этом писали в 1960-е — 1970-е годы (многочислен­ные исследования тех лет обобщены в книгах А. А. Бодалева). Ответить на вопрос «Можно ли только по внешности, физическому облику сказать, что представляет собою данный человек и какие он имеет склонности?» позволяет типология Э. Креч-мера и Шелдона.

Б 1921 г. появилась книга Э. Кречмера «Строение тела и характер», где была обо­снована связь между строением тела, типом личности и психическими отклонения­ми. Кречмер выделил по строению тела пикников (средний рост, мягкие черты лица, плотная конституция, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой), атлетиков (квадратное лицо, широкие плечи, мускулистое тело) и астеников (уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, худое и тонкое тело, длинная шея, вытянутое треугольное лицо). В 1927 г. американец Шелдон выделил соматотипы (висцеротоники, церебротоники и соматотоники), которые соответствовали трем конституциональным типам Кречмера и, по мнению Шелдона, характеризовались определенным набором личностных черт (см. табли-ЧУ 17.1).

Имея развитую наблюдательность и некоторые психологические познания, а так­же опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередко говорим, глядя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, должно быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти Прогнозы оказываются верными.

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и понимание, но и могут быть сознательно смоделированы.

Логический компонентЯзыковый компонент
Таблица 17,1. Шкала темпераментов по Шелдону
Висцеротоник (пикник)Соматотоник (атлетик)Церебротоник (астеник)
Расслабленность в осанке и движенияхУверенность в осанке и движенияхСдержанность манер и чопорность движений
Любовь к физическому комфортуЛюбовь к физическим нагрузкамЧрезмерная физиологическая реактивность
Замедленные реакцииЭнергичностьПовышенная скорость реакций
Любовь к пищеПотребность в движениях и удовольствие от нихСклонность к интимности
Удовольствие от пищеваренияСклонность к рискуСкрытность чувств, контроль над эмоциями
Социофилия (любовь

к обществу и общению)

Храбрость в боюСоциофобия (боязнь общества и общения)
Приветливость со всемиАгрессивность в соревнованииЗатруднения в установлении социальных контактов
Жажда любви и одобренияПсихологическая

нечувств ител ьность

Трудность приобретения новых привычек
Стабильность эмоциональных

проявлений

Отсутствие жалости и тактаНеумение предвидеть отношение людей к себе
ТерпимостьГромкий голосТихий голос, боязнь вызвать шум
Безмятежная

удовлетворенность

Спартанское безразличие к болиЧрезмерная чувствительность к бол и
Глубокий сонЛюбовь к шумным играмНедостаточный сон, хрониче­ская усталость
БесхарактерностьВнешний вид соответствует более пожилому возрастуЮношеская живость манер и внешнего облика
Общительность и расслаблен­ность в состоянии опьяненияАгрессивность и самодовольство состоянии опьяненияУстойчивость к действию, алкоголя и других депрессантов
Потребность в людях

в тяжелую минуту

Потребность в деятельности в тяжелую минутуПотребность в уединении

Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей (рис. 17.4 Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и перевоплощения (рис. 17.1).

Посмотрите на известных людей (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Интересно, что они говорили в этот момент, ведь этот жест означает желание что-то скрыть (рис. 17.2)?

Человек сидит, схватившись за голову, посреди хаоса несобранных вещей, и понимаем его отчаяние (рис. 17.3).

Существует мнение, что каждый человек имеет одну-две экспрессивные черты, которые обнаруживают его истинную натуру (человека).

Есть типичные жесты и жесты, распространенные в конкретной культуре.

Что же, кроме интуиции, наблюдательности, умения интерпретировать наблюда­емое и использовать «подсказки», обеспечивает проницательность и безошибочность в трактовке поведения и личности человека, с которым мы вступаем в контакт?

Свойства личности, необходимые для того, чтобы разбираться в людях и хорошо по­нимать их, известны. Каждый из нас в первую очередь назовет наблюдательность и проницательность.

Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутрен­ний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситу­ацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие Межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Про­ницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаи­модействию с человеком или группой.

Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, прежде всего, (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вер­бального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей Часто на подсознательном либо полуосознанном уровне. Многое может подсказать Изменившийся почерк, новый запах, опоздание и другие нетипичные для человека проявления.

К продолжительному взаимодействию более приложима категория «умение по­нимать людей и взаимодействовать с ними», то есть социальный интеллект.

Свойства, необходимые проницательному человеку, охарактеризовал еще в 1937 го­лу американский психолог, известный специалист по проблемам личности Гордон Оллпорт (Allport, 1937). 1

Перечислим эти черты:

1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житей­ский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результа­та и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.

2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точ­ным оценкам.

3. Интеллект. Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда преду­беждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.

4. Понимание себя является необходимым условием понимания других, Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми.

5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится боль­ше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.

6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше. Он замечает, что особенно такое преимущество должно быть у психиатра (и, конечно, психолога). «Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого. Две души обитали в гру­ди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался спо­собным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни» (Макшанов, Хрящева, Сидоренко, 1986).

7. Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответ­ствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его оценки.

8. Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображе­ние (писатель, художник), может им и не обладать.

«Социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти ав­томатические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отноше­ние скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт социальное приспособление, а не глубина понимания» (Allport, 1937, с. 516)

17.2. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей

17.2.1. Стереотип и его общие характеристики

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источ­ников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представ­лений — стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установ­ки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Термин «социальный стереотип» введем в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истин­ных знаний 8 стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936).

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены нацио­нальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группа­ми, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип — инструмент политики. Причины возникновения сте­реотипов — общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных раз­личий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаи­моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собствен­ного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группово­го напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана это несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на обра­зование категории, чем более позднее опровержение этой информации. Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания» движения в сторону большей схематизации и абстрак­ции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизве­дение» («испорченный телефон») (Allport, 1958).

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, при­писываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

17.2.2. Национальные и этнические стереотипы

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этниче­ских групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например,

стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя на­циональный характер с такой скоростью изменяться не мог.

Национальный стереотип, обозначая целиком этни­ческую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это не­дифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согла­сие по поводу такой оценки делает стереотипы одинако­выми для всех членов группы, а использование негатив­ного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».

17.2.3. Методы изучения и конкретные исследования стереотипов

Основные методы исследования:

1. Метод свободного описания;

2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этно­центризма, диагностические тесты отношений);

3. Психосемантические и проективные методы.

В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с ис­пользованием одного и того же методического приема. Разным группам людей пред­лагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный харак­тер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка.

Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризо­вать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды — в 1933 и 1951 гг. — среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из по­лученных результатов:

американец — предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогресси­вен;

англичанин — спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, кон­серватор;

артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален;

еврей — умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен;

немец — обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью.

Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. — только 31 процент.

Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и на­родностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию нега­тивно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей.

Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989,1995-1997 гг.

Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделан­ных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. — 150 чел. пред­ставителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. — 165 чел., из них 50 педаго­гов, остальные — студенты разных факультетов университета, а также курсанты во­енного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях — русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 националь­ностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.

В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25».

Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелю­бие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души, сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы — терпеливость безалаберность.

На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудолюбия можно ожидать от японца, эстонца но никак не ( француза; интеллект приписывается японцам, русским интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы.

У взрослых чаще встречается нестереотипное onucание, более похожее на национальный характер.

Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская):

русский — безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться

садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций;

татарин — разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень

культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство;

поляк — ощущение трагичности своей истории;

эстонец — внешняя тяжеловесность;

американец — внешняя поведенческая открытость;

француз — умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях,

грузин — резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприятию мира;

немец — стремление к спокойной красоте, любители цветов.

За изучаемый период (с 1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались стереотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобре­ли»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему при­писывается татарам,

Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских).

1. добрый 52 добрый 33

2. трудолюбивый 38 ленивый 26

3. патриот 34 гостеприимный 25

4. безалаберный 27 умный 24

5. широта души 23 веселый 16

Следующие по чзслчум^лли характеристики в портрете русского (199%): щед­рый — 15, открытый, наивный — 14, трудолюбивый — 13, любит выпить — 13, безалаберный — \’2.

При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством.

Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие раз­личия.

Личность и стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1J Дипломная работа под рук. В. II Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского

Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испы­туемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались харак­теристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереоти­пе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («без­условная стереотипность»); 1 балл — если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13места («условная стереотипность»). Максимальный балл был ра­вен 12. Например, один из испытуемых писал:

русский — бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый;

украинец — труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный;

американец — предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован.

По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность — 4,7 балла, условная стереотипность — 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние.

1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (от­рицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуи­цией).

2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия.

3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита ком­муникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуника­тивными штампами.

Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными аме­риканца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описани­ям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. стра­нах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шме­лев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (не­практичность, негибкость).

Типичный автопортрет русского — откровенный, щедрый, бесшабашный, проща­ющий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный.

В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребнос­ти в эмоциональных контактах у русских людей.

Специфика русского национального характера выражается «в наличии межлич­ностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рацио­нальному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками про­цесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).

Психологический симптом этого периода — отрицательная идентификация, вы­ражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям сво­ей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму.

Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, — профессиональные стереотипы.

Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организо­ванный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» цело­му набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «професси­ональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Не­обходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж.

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект допол­нительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого

объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характе­ристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчи­танный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имид­жа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает вну­шающим воздействием и может превратиться в стерео­тип.

Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о Других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажа­ющие истину в нужном человеку субъективном направ­лении, предрассудки и предубеждения.

С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрас­судка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные чер­ты предрассудков.

В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не явля­ется предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.

Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех кон­кретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности.

Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеж­дения и антипатии з отношении определенных групп людей.

Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожи­данные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками».

Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления.

Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего, это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от со­мнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, ре­лигия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения», а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрас­судки — это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в об­разовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нрав­ственности и гуманного отношения к людям.

1. Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соот­ветствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существую­щим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача — понимание мотивов, позволяю­щее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как интер­претация, свободная от предрассудков и заблуждений, которая должна быть допол­нена интуицией, рефлексией, эмпатией.

3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения дру­гого человека и заключается в приписывании причин поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп, слу­жат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологи­ческой дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми.

Вопросы для самопроверки

1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите нуж­ное):

повышенная самооценка; хорошее знание себя; нонконформизм; умение отвлечься от деталей; отрешенность; знание психологии; интуиция; эмоциональная стабиль­ность; отзывчивость; терпимость; интеллект; порядочность; наблюдательность; жизненный опыт; эмпатия.

2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции?

3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека?

4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки?

5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он восполь­зовался для оценки, «не подходит» данному человеку?

6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов.

7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?

8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?

9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия, органи­зации?

10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении:

Имидж — образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свой­ствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект.

11. В чем причина живучести, стабильности предрассудков?

12. В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стерео­типу (должно остаться 5-7свойств):

замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, расчетивый, эгоистичный, пе­дантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патри­от, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.

13. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и предрассудков в общественном и индивидуальном сознании?

Учебное задание. «Тест на объективность»

1. Какими характеристиками отличаются, по-вашему, те, кто особенно тщательно придерживаются принятых правил поведения и никогда не отступают от хоро­шего тона:

а) вежливы и приятны в общении,

б) строго воспитаны,

в) по существу неискренни и за всем этим старательно скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Как вы думаете, они:

б) равнодушны друг к другу,

в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не доверяют друг другу.

3. Представьте, что вы впервые видите некоторого человека, и он тут же начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Каков он?

б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким образом пытается выйти из неприятного для себя положения,

в) просто хочет произвести приятное впечатление.

4. Вы разговариваете с кем-то на тему, интересующую вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией (движением рук). О чем это, по-вашему, свидетельствует?

а) о его внутреннем волнении,

б) о том, что он слишком устал, переутомлен,

в) о том, что он неискренен.

5. Вы решили узнать поближе кого-то из ваших знакомых. Лучше всего это сде­лать:

а) пригласив его в какую-то компанию,

б) понаблюдав за ним в каком-либо деле,

в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоционально-напряженной си­туации.

6. Вы оказались в ресторане с человеком, который, на ваш взгляд, дает официанту слишком большие чаевые. Как вы думаете, почему он так поступает:

а) хочет произвести впечатление на окружающих,

б) хочет завоевать доверие официанта,

в) он — просто добрый и щедрый человек по натуре.

7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают разговор первыми. Каковы они на самом деле, по вашему мнению:

а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя,

в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так, и их обидят.

8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить по выражению лица. Что, по-вашему, означает низкий нахмуренный лоб у человека:

в) не могу сказать ничего конкретного.

9. Что вы думаете о человеке, который при разговоре не смотрит прямо в глаза:

а) у него — комплекс неполноценности,

б) он недостаточно искренен в том, что говорит,

в) он просто слишком рассеян.

10. Вы, наверное, знаете людей, которые, случись что-либо неприятное, сразу заявля­ют о том, что они все давно знали и предвидели, но ничего не предпринимали за­ранее, потому что не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди:

а) люди с волевым характером, выдержанные,

б) люди, у которых попросту нет ничего за душой,

И. Представьте себе человека, имеющего хорошее материальное положение, который всегда покупает очень дешевые вещи. Почему, на ваш взгляд, он так делает:

а) он скромен, непритязателен,

12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей по внешнему виду. Пол­ные люди, по-вашему:

а) симпатичнее других, так как всегда общительны, добры и веселы,

б) не очень симпатичны, так как обычно ленивы и бесхарактерны,

1. Отношение к труду:
Трудолюбие Лень
японец,Ц5 %украинец
эстонец19%поляк
украинец18%русский
русский13%
Общительность Замкнутость
американец27%поляк 4 %
украинец18%японец 12%
француз грузин17%

14,5%

татарин 16% эстонец 18%
поляк13%Глупость
Японец37%поляк 8,5 %
русский24%эстонец 10%
татарин10%татарин 11,5%
поляк8,5%американец 16%
американец7 9/

Злой
русский33%эстонец 4 %
поляк15%татарин 5 %
украинец12%Ключ
Номер вопроса123156789101112
«Стоимость ответа»а221414211122
в144141142214

Оценка результатов и выводы

40 и более баллов — человек легко составляет мнение о людях и столь же легко сообщает его тому, к кому это мнение относится. Но в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

31-39 — человек умеет объективно оценивать других и не боится признавать свои ошибки в этом деле.

21-30 — человек не всегда бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддаваясь влиянию Других.

20 и меньше баллов — человек слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *