что такое ратрак на эльбрусе
Ратрак на Эльбрусе, ответы на вопросы альпиниста.
Ратрак это снегоуплотнительная машина для выравнивания и фрезерования снежных склонов на горнолыжных курортах. Однако из-за способности этих небольших гусеничных тракторов забираться вверх под крутым углом их приспособили для перевозки людей и грузов.
Они – незаменимые помощники спасателей, помогают быстро подниматься и спускать пострадавших. На Эльбрусе ратраки работают круглый год: зимой готовят горнолыжные трассы, а летом доставляют восходителей к началу пешего маршрута на вершину. В общем, такое высокогорное такси.
Максимальная высота подъёма на ратраке
Максимальная высота, на которую ратраки забрасывают восходителей на Эльбрусе,
5100 метров, практически начало известной «косой полки». Это конечная остановка, здесь площадка для разворота машин. Одновременно могут припарковаться 2 ратрака, снегоходы, и для людей есть место. Путь от приюта, расположенного на высоте 3900 метров, на чудо-тракторе занимает 30-40 минут, в то время как пешком это расстояние проходят за 5-6 часов. Большинство восходителей едут именно сюда.
4700 метров). Он подходит для восходителей, более уверенных в себе и желающих сэкономить. Идти отсюда до вершины на 2 часа дольше, чем с «конечной» остановки 5100 метров. Ехать от приюта меньше, поэтому и цена на ратрак дешевле.
Частенько уставшие «покорители» Эльбруса используют ратрак для спуска с 5100 метров. Вызываешь «такси» и через полчаса едешь вниз, тогда как пешком путь из с этой точки до приюта занимает около трёх часов.
Нужен ли ратрак для восхождения на Эльбрус?
Но для большинства людей ратрак не нужен. Мы проводим активную акклиматизацию в туре, чтобы участники хорошо себя чувствовали и могли совершить более «ценное» восхождение без использования техники. Многие наши туристы поднимаются на Эльбрус без «покатушек».
Для тех же, кто не уверен в своих силах, можно отправиться на ратраке индивидуально, обычно этому ничего не препятствует. Для восхождения всегда выбирается самый лучший погодный день, и много людей штурмует вершину Эльбруса. Ратраки снуют один за другим, в среднем около 10 машин завозят «восходителей».
Стоимость подъёма на ратраке на Эльбрус
Фиксированной стоимости ратрак-заброски на Эльбрусе нет. В 2019 году она была от 5000 руб. до 10000 руб. с человека. Это были максимальные цены подвоза до «скал Пастухова» и к началу «косой полки» (5100 метров). Иногда удаётся договориться с водителями ратраков на «подешевле», особенно если объединиться с туристами из параллельных групп и полностью арендовать машину. Стоимость спуска не дороже 5000 руб. и часто получается решить вопрос с гораздо меньшими затратами.
Задавайте вопросы в комментариях, с радостью ответим
Если статья понравилась поделитесь ей в соцсетях кнопки в самом низу слева.
Как взойти на Эльбрус самостоятельно? Восхождение
У брошенного ратрака на высоте 4950м можно попить теплого чая и насладиться панорамой Приэльбрусья
Посмотреть на то как идут коммерческие группы с восхождения. Тяжело, медленно и устало.
Именно на этой высоте вас должны уже посетить явные признаки горной болезни — тяжесть в голове, неприятные ощущения во внутренних органах и трудности сделать следующий шаг в гору. Это именно то, зачем мы пришли сюда — это наша основная цель. Познакомить организм с новой высотой, дать ему приспособиться к новой высоте — дальше будут самые тяжелые 700м
аше время подъема от станции Гарабаши не должно быть выше 4 часов — это предельные показатели. Если они ниже — значит ваша физическая форма ниже среднего и дальше вам будет значительно тяжелее. Взглянем одним глазком, что происходит в группе спустившихся коммерческих туристов — они разбирают связку. Два гида на 5 туристов, видно, что гиды порядком устали от неопытных туристов, а туристы уже не совсем в адекватном состоянии.
Часа нахождения на этой высоте вполне достаточно для финальной акклиматизации. Погода продолжает ухудшаться — но это хорошо, Эльбрус вас знакомить с своей природой.
Через пару часов вы достигнете Азау и благодаря спуску своим ходом опять разгрузите свой организм. День отдыха с ночевкой на 2300м и вы готовы к восхождению на вершину.
День 7 (7 мая): Выход в 07:00 с приюта Бочки вместе с участниками гонки Redfox Elbrus SkyRace по скоростному восхождению на вершину Эльбруса. Предстоит за 7 часов подняться с 3 700м на 5 642м и за несколько часов спуститься назад. Старт и почти 180 участников гонки начали восхождение. Но погода стремительно ухудшается и вершина будет закрыта, высокогорные судьи спускаются с вершины — ветер уже 60 км/ч. Промежуточной финиш будет на седловине 5 360м.
Будем считать это еще одним бонусным днем акклиматизации и знакомством с косой полкой для дальнейшего восхождения. Вереница спортсменов уверенно движется по трассе, обгоняя коммерческих туристов и одиночных восходителей. Выше ратрака выныриваем из облаков, прекрасный вид, но штормовой ветер.
Все смешалось. Спортсмены, туристы, коммерческие группы.
Предыдущие тренировочные выходы на гору сделали свое дело — признаки горной болезни полностью отсутствуют, скорость движения крайне высока.
Подъем от приюта Бочки до седловины занял 4 ч 17 минут, а это означает, что можно рассчитывать на достижение вершины от Бочек за 5-5,5 часов. Несмотря на сильнейший ветер, необходимо пробыть час на седловине для закрепления эффекта.
Черные точки слева — коммерческие туристы, медленно ползущие в группах на вершину. Они стартовали на ратраках в 3:30 утра от скал Пастухова — почувствуйте разницу. Но официально МЧС уже закрыл вершину, а я участник соревнования, и не могу нарушить правила соревнования. Снять номер, обойти судей — значит подставить организаторов и судейский корпус, придется вернуться сюда же завтра или послезавтра в резервный день. Хотя прогноз погоды крайне неблагоприятный — снегопад до 30см за сутки, ветер 45-60 км/ч
Обратите внимание, что не только туристы и спортсмены поднимаются на вершину — на фэтбайе тоже…
Спуск с полки занял еще два часа, а дистанция 12км с набором высоты в 1650м. Итак, следующий важный момент — где узнавать прогноз погоды в горах, особенно на разных высотах?
Обычно для этого используют mountain-forecast.com но как показал практика здесь же, они тоже ошибаются достаточно серьезно. Причем в некоторых случаях такие ошибки могут стоить жизни туристу. На 8 мая все коммерческие группы отменили восхождения — погода была крайне неблагоприятной, поэтому можно спокойно запланировать еще сутки отдыха внизу на поляне Азау.
День 9 (9 мая) — Резервный день 2:
Подъем в 03:00, спальник остается в балке и будет забран на обратном пути. Выход в 04:00. В этот раз идти труднее, сказывается погода. Вопреки прогнозу сильный ветер, туман и снег. Рассвет застает на скалах Пастухова
Вешки от гонки RedFox скрыты в сугробах. Глубокий снег значительно осложнил движение, приходится тратить дополнительные силы на преодоление сугробов. Тропа на косой полке просматривается с трудом — появилась опасность схода лавин на косой полке. Обгоняю несколько групп коммерческих туристов на Косой Полке, до седловины. На седловине глоток чаю, несколько фиников и принятие решения о штурме вершины. Погода продолжает ухудшаться, видимость уже несколько десятков метров. Это тот самый случай когда нужно точно оценивать свои силы и подготовку. Если не уверены в себе — разворачивайтесь, вернуться в хорошую погоду всегда возможно.
Непредсказуемый Эльбрус показывает, как здесь бывает непросто. Подниматься вдоль перил очень сложно даже с учетом самостраховки, несколько человек из впереди идущей группы падают с перил и только благодаря самостраховке возвращаются на тропу.У меня всю дорогу одета балаклава, бафф, горнолыжная маска, шапка и рукавицы — верхонки. Из-за большого количества снега и скользкого льда, сползает кошка на правой ноге. С трудом удерживаюсь на перилах и повторно одеваю кошку. Удивительно, но одна из коммерческих групп продолжает восхождение несмотря на опасные условия, видно, что подготовка туристов откровенно слабая и гид буквально тащит их на себе. Вот почему не стоит доверять большинству гидов на популярных вершинах. В погоне за деньгами, гиды готовы рисковать жизнями клиентов.
В условиях штормового ветра подъем от седловины до вершины занял почти 2 часа. Но даже несмотря на стол неблагоприятные условия и фатальную ошибку в прогнозе погоды у mountain-forecast.com, самостоятельный подъем на вершину Эльбруса возможен, с соблюдением всех мер осторожности, имея акклиматизацию, пересекая косую полку предельно внимательно и имея соответствующую погодную экипировку. Даже штормовой ветер в 50-60 км/ч, снег и мгла не могли омрачить радости первого раза пребывания на самой высокой вершине Европы. Безусловно сюда вернусь в хорошую погоду, но повторно таких ощущений уже не испытать. Благодаря правильному подходу к акклиматизации на вершине организм был в полном порядке без малейших признаков горной болезни. Спустя 20 минут нахождения на вершине, можно начинать спуск, увы, никаких сигналов к улучшению погоды нет.
Но обязательно нужно помнить, что подняться на вершину — это половина дела. Многие альпинисты гибнут именно на спуске, теряя бдительности и допуская досадные ошибки. Горы не прощают легкомысленного отношения, они пускают сильных духом, тех кто предельно собран в каждом шаге. Собираясь в самостоятельное восхождение нельзя забывать об этом. У вас не будет человека, который подстрахует вас и исправит вашу ошибку.
Спуск может оказаться сложнее подъема. Так и вышло — пейзаж изменился до неузнаваемости, нетрудно понять как в таких условиях теряли ориентацию опытные альпинисты. Даже флажки Redfox оказались занесены переметами снега. На седловине для таких вот условий, несколько лет назад был установлен балок, чтобы туристы, попавшие в непогоду могли её переждать. Он находится ближе к восточной вершине и обязательно надо знать, где он находится.
Нетрудно представить насколько собранным надо быть в таких погодных условиях. По флажкам Redfox угадывается направление спуска по косой полке, глубокий же снег предельно осложняет каждый шаг.
Учитывая, что отдельные туристы идут без связки, ошибка может быть фатальной, при срыве с такого склона шансов задержаться нет. Никаких лишних движений, каждый шаг в кошках выверен и точен а опора в палках тверда.
Через три часа сложного спуска, показался приют Гарабаши. Вокруг абсолютный туман. Гора показала суровый нрав и отпустила.
На 8 день нахождения в Приэльбрусье и на 2-й резервный день восхождение на вершину Эльбруса выполнено. При благоприятных погодных условиях можно было самостоятельно выйти на вершину на 6-й день, с учетом полной программы акклиматизации.
Но погодные условия в Приэльбрусье нужно всегда брать в расчет, поэтому иногда погодное окно можно ждать несколько дней. И даже несмотря на сложные погодные условия при восхождении, правильная подготовка и экипировка позволили подняться на вершину с максимальными мерами предосторожностями. Данную инструкцию стоит применять в действие только в случае выполнении всех минимальных условий по подготовке. Помните, что ни одна гора в мире не стоит даже вашего мизинца. Всегда можно вернуться и повторить попытку…
Информация для тех, кто думает о самостоятельной поездке на Эльбрус.
Бета-версия памятки для «покорителей» и любителей горных пейзажей об опасностях Горы, а также о ее южном склоне как относительно разумном варианте для самостоятельного посещения. Работа на маршрутах уже содержит серьезный риск, даже если вам так совсем не кажется, поэтому необходимо иметь опыт многодневного пребывания в горах до появления на льдах Эльбруса. Консультируйтесь для выяснения интересующих вас подробностей лично с профессионалами, однако объема ваших навыков может не хватить для воплощения услышанного в жизнь.
Посещение склонов Эльбруса. ЛЕТОМ, то есть июнь-август.
Этап первый: прибытие на место, начало акклиматизации. Стартовая высота «бочки» 3800 м. Туда вы тоже можете подняться пешком, а после ночевки на «бочки» или «Мире» можете подниматься на высоту «приюта» 4100 м. Правильно ехать на «приют» от «бочек» на ратраке или снегоходе, в связи с закрытыми трещинами (см. абзац А) и опасностью непогоды (абзац Б). После подъема на «приют» выбирается место для стоянки – ночлег в зданиях или в палатке. От «приюта» можно прогуляться до высоты 4300-4400 м (верхний край двойной каменной гряды). Рядом находятся гостиницы и стоянка МЧС. Не уходите за края каменной гряды, не идите посередине гряды в метель, иначе можно не заметить, когда она закончится, держитесь камней, передвигаться по гряде в каком-то смысле безопаснее, так как там нет провалов и промоин от ручьев, хотя есть подвижные камни. При плохом самочувствии, или если появился быстрый пульс, желательно принять решение о спуске на «бочки», а лучше на станцию канатной дороги «Мир», при этом до «бочек» ехать на ратраке/снегоходе (см. абзацы А,Б,Д, чтобы понять, почему).
Рис. 2. Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.
Ниже представлены опасности, подстерегающие восходителя на маршруте, и важные замечания. Они разбиты по абзацам, пронумерованным по буквам алфавита от «А» до «И».
Далее много важной информации.
З. Основные правила передвижения. Чувствуете одышку – делаете паузу. Лучший темп движения – равномерный, замедленный, чтобы не останавливаться раньше, чем через час. Выше Пастухова подъем осуществляется медленно, зигзагом, требуются как минимум трекинговые палки, нельзя использовать обувь со скользкой подошвой. Здесь неплохо придутся кошки, для комфортного передвижения они даже необходимы, но при падении и торможении ими на склоне можно легко свернуть голеностопный сустав, а тормозить надо трекинговыми палками в руках или ледорубами. Кошки есть в прокате в пос. Терскол. Советы по использованию кошек можно найти в библиотеке или в Интернете, а позже получить на горе. Практиковаться нужно несколько дней. чтобы научиться в них ходить. На спуске ниже Пастухова кошки можно будет снять. Никогда не торопитесь идти наверх, всегда торопитесь, если есть условия, вернуться вниз. Вероятность неудачи при повторении совершенных ошибок накапливается. Если вы не последовали один раз какому-либо правилу техники безопасности, во второй раз ему следуйте, не думайте, что вы умнее авторов этих правил. Хождение между «Бочками» и «приютом», например – это игра в лотерею в том или ином смысле, даже если проигрыши редки.
Немного мути и горняшечного тумана. Как раз на Пастухова года три с половиной назад собиралась симпатичная молодая парочка на ночевку с целью акклиматизации перед Горой, по собственному плану, мы обменялись с ними улыбками и парой добрых слов. Согласно моим воспоминаниям, в тот же приезд кого-то со слухов могли там откапывать, не исключено, что двоих, а также может я их потом живыми встретил, последнее сомнительно из-за моего графика. Скорее всего, откопали кого-нибудь еще, а я шелохнулся, не тех ли, но вместо проверочки насочинял себе про то, что мы еще раз виделись. Нормально так?)) Поэтому прогулка в поле зрения людей вас не обязательно спасет. Вдруг, пока кто-то играет в ящик, окружающие отложат свои наблюдения за ним в долгий ящик? Внизу мы поступаем полуавтоматически, но наш автоматизм лучше вписывается в созданную людьми реальность, а наверх мы приходим с теми же навыками пешехода, тогда как от нас требуется больше сознательности на каждом шаге и к себе и к окружающему миру.
Статья содержит минимум необходимой информации. Статья описывает хождение по опасному снежно-ледовому рельефу. Предупреждений недостаточно, авторы(я и те, кто комментировал создание этого опуса) снимают с себя всякую ответственность за ваши действия. Склад ума читателя, возможно, требует тщательного изучения предмета с примерами на практике, тогда формат статьи на несколько страниц ему противопоказан. У кого-то сыграет здоровье, или окажется маловато способностей к ориентированию на местности, будет отсутствовать опыт длительного хождения по пересеченке, может, наконец, сбивать с толку зимняя обстановка, привычная для рыбаков и лыжников. Прогнозы временами не сбываются. Сильный буран может положить человека на склон или уронить вниз. Далее список ошибок, совершаемых в отсутствии опытного руководства. Желание заполучить гору минимумом усилий приводит к принятию решений с массой недочетов. Упрямство на почве завышенной самооценки может завести в тупик и помочь выбиться из сил. Всплеск любопытства в сочетании с энтузиазмом настолько же опасны, как и предыдущие пороки. Никакая статья или диссертация не заменит опытного спутника. Старайтесь помнить про серьезность всех горных напастей и контролировать себя. Даже выполняющему все правила временами крупно не везет.
Область на южном склоне Эльбруса не является принципиально недоступной для толковых начинающих, но текст этот составлен не как инструкция (потребуются талмуды), а как напоминание, что же нужно начать изучать, входя в высокие горы. В художественных фильмах замерзшие на фоне снега могут выглядеть довольно смешно, спасибо Джеку Николсону за этот кадр:
Рис. 4. Кадр из фильма «Сияние». Конец, настигший обезумевшего гражданина. Снимок сделан утром.
В реальности погибшими, как правило, оказываются замечательные, приятные, сильные и способные к спорту люди. В год гора дает порядка 10 мертвых тел и не факт, что нет еще нескольких пропавших без вести в трещинах. Есть много покалечившихся на Горе, с ампутациями и тому подобным. Уважайте эту Гору с ее красотами, пьянящим воздухом и опасностями. Уносите с собой все принесенное на Гору.
Как умирали туристы на Эльбрусе: Гид разложил роковой маршрут по часам
Организатор восхождения на Эльбрус рассказал жуткие детали гибели альпинистов, оказавшихся в ловушке на вершине горы.
Пятеро альпинистов-любителей погибли, оказавшись запертыми непогодой на вершине горы Эльбрус, ещё 14 участников группы попали в больницу. От том, как умерли застигнутые врасплох непогодой люди, рассказал организатор подъёма Денис Алимов.
По его словам, изначально ничто не предвещало трагической развязки. Группа выдвинулась на маршрут вовремя. В 2:00 альпинисты были уже на высоте 5 тысяч метров. Это может подтвердить водитель, который их туда довёз. И где-то в 2:00-2:15 они были недалеко от старта.
К краю плато вершины группа добралась к 9:00, а на самой вершине альпинисты оказались в районе 9:30-9:40. Проблемы начались во время спуска. Поднялся страшный шторм. Ветер дул снизу вверх, высасывая весь воздух. Одновременно с этим катастрофически упало давление.
Спрогнозировать, когда это произойдёт, возможно только, если мониторить показания ручного барометра,
— объяснил Денис Алимов.
Он предположил, что гид группы этого не сделал, так как очень спешил попасть в погодное окно. Тем более что температура на горе была минус 20 и ничто не предвещало такого падения давления. Только ручной барометр мог предупредить об опасности. Потому что примерно за 20-30 минут до бурана давление начинает быстро меняться.
Из-за встречного ветра сильно снизилась видимость. В результате один из участников группы потерял равновесие и упал. В обычной ситуации с ним бы ничего не произошло, но из-за пониженной температуры снежный склон быстро превратился в твёрдый ледяной. Таким образом, мужчина сломал ногу.
Также от группы отделилась девушка с гидом. Алимов объяснил, что ей стало плохо, поэтому гид решил спустить её вниз. Это стандартная практика. После сброса высоты человеку обычно становится лучше.
Гид спустил её на себе со склона, видимость упала до полуметра, и у девушки исчезли признаки жизни, она перестала дышать, и она умерла фактически на руках,
— рассказал организатор восхождения.
Тем временем погода продолжала ухудшаться. Гид подождал 2,5 часа, пока группа его нагонит, но никто так и не появился. Тогда он зафиксировал труп девушки и начал спускаться вниз, одновременно пытаясь связаться с МЧС.
Начались препирательства, что не было сигнала SOS,
— отметил Денис Алимов.
В результате спасатели выдвинулись на гору только к 17:00, а до вершины они добрались лишь к 19:00. Тем временем на вершине группа была совсем в бедственном положении: около 11 человек были уже «неходибельны», а у одного из оставшихся гидов сорвало ветром маску, и он ничего не видел впереди себя.
Сначала одних, потом других спустили вниз, потом бригада большая выдвинулась туда. Там, соответственно, во время этой паузы умерли ещё двое участников. Они просто умерли. Сели, закрыли глаза и умерли,
— рассказал организатор подъёма.
Также во время эвакуации двое участников группы потеряли сознание. Их переложили на носилки, но они скончались во время спуска не приходя в сознание.
Подчеркну, это было умирание, не гибель, какая-то лавина или ещё что-то, а именно умирание от внешнего воздействия,
— указал Денис Алимов.
Это 100% несчастный случай, стечение обстоятельств. Сделано было всё возможное, чтобы жертв было меньше. У меня чувство вины, потому что те люди, которые погибли, конкретно эти люди, я их знаю,
— подытожил Денис Алимов в интервью «Невским Новостям».
Ски-тур на Эльбрусе: как проходит последняя ночь перед восхождением на вершину и какую опасность таят в себе горные снега
Алексей Строев Мотогонщик, победитель чемпионата Moto.Msk.Cup 2021 в зачете Rookies 1000, любитель экстремальных видов спорта, имеет 22-летний горнолыжный стаж
Раннее утро. Высунув нос из теплого спальника, наскоро вытираешь липкое от пота лицо влажной салфеткой: умывание и душ на такой высоте — роскошь. Пока в кружке заваривается растворимый кофе, проверяешь носки и ботинки — кажется, все успело высохнуть за ночь.
Интернета и связи давно уже нет. Лайки в социальных сетях, рейтинги политиков и победители премии «Оскар» уже давно потеряли для тебя всякий смысл. Горячий кофе и сухие носки — вот, что сейчас действительно важно. Кутаешься в пуховик, наматываешь шарф до самых глаз, выходишь из вагончика и жадно вдыхаешь воздух. И гипоксия тут ни при чем: ты находишься в самой невероятной точке земного шара и ощущаешь течение жизни каждой клеткой своего замерзшего тела. Ретрит на берегах Бали отсюда кажется чем-то искусственным и смешным. Здесь, в снегах и льдах Эльбруса, в теплых спальниках и углеводных перекусах кроется нечто невыразимо большое.
Когда все участники восхождения уже привыкли к высоте, перед каждой группой встает вопрос о том, какое снаряжение выбрать для финального рывка. Тут имеется два варианта: можно наклеить камус (специальную накладку на скользящую поверхность лыж, которая позволяет не проскальзывать на подъеме), а можно подниматься на кошках (пластинках с клиновидными зубьями со специальным креплением для обуви). Так или иначе выбор придется делать всем, и опытный гид в таком случае — на вес золота.
Скорее всего, перед восхождением туристы переночуют в хижине на высоте 4200 метров, а утром, то есть в два часа ночи, смогут поймать ратрак, который забросит их на высоту 4800-5100 метров. В последние годы ратраков стало настолько много, что они напоминают такси у аэропорта Шереметьево.
Борьба со стихией выворачивает наизнанку. Порой хочется бросить все и повернуть назад, а порой — лететь наверх со сверхзвуковой скоростью. Последнее — приступы эйфории — здесь очень опасны. Дыхание сбивается от красоты рассвета, а ноги отказывают уже в первые часы набора высоты. Пронизывающий ветер буквально срывает с места. Почему-то начинает очень хотеться спать. Гид замечает это во время привала на чай, нещадно расталкивает и раздает все твое снаряжение другим участникам группы. Через полчаса становится значительно легче, дыхание выравнивается: можно снова навесить на плечи рюкзак и термос. До вершины остается 350 метров.
На склонах Эльбруса есть специальные маркированные тропы и опознавательные знаки, которые позволяют ориентироваться на маршруте. Например, на высоте 5000 метров стоит сломанный ратрак, который навсегда остановился там и стал путеводной звездой для всех восходителей. Несмотря на то что ратрак видно издалека, расстояние до него ски-турщики обычно соизмеряют с расстоянием до Луны и обратно, поскольку холод и ветер серьезно снижают мотивацию и выматывают сильнее самого подъема. Легче уже не становится даже на ровных площадках.
Последние 350 метров затягиваются на полтора часа. По плану — провести на вершине минут тридцать, сфотографировать все, что влезет в объектив, и начать спуск. На деле — через пятнадцать минут бежишь со всех ног к своим лыжам и устремляешься вниз. Новым шоком становится спуск: ноги совсем не держат, а вместо снега под ними — сплошные надувы, смерзшиеся в бетон. Каждое падение стоит нескольких минут хриплого дыхания и восстановления сил, чтобы снова подняться на лыжи.
После спуска на высоту примерно до 4800 метров дышать становится легче, и у ски-турщиков появляется возможность маневрировать. Благодаря более мягкому снегу лыжи уже не соскальзывают, а врезаются в наст и позволяют спускаться более технично. Ближе к концу многие экстремалы расслабляются и начинают резвиться на кочках, другие же экономят последние силы, чтобы по крайней мере устоять на ногах.
На высоте 3800 метров после 12-часового путешествия заледеневших ски-турщиков с распростертыми объятиями встречает «Северный приют». Здесь есть горячая вода и электричество, чай и походные истории, которыми туристы потом будут делиться с теми, кто ждал их внизу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора