что такое растушка для рисования
Руки прочь от рисунка!
Растушевка карандашных штрихов – одна из тем, на которые сломано немало копий. Растушевка – это, по сути, размазывание штриха по листу пальцем или каким-нибудь инструментом вроде кусочка ваты, ватной палочки или ластика-«клячки».
Существуют также специальные палочки-растушки из скрученной бумаги с конусообразным кончиком.
Многие считают этот прием крайне непрофессиональным. Действительно, нередко начинающие художники пытаются с помощью растушевки замаскировать собственное неумение штриховать: размазал, и некачественных штрихов – слишком жирных, неровных, жестких – будто и не видно. Кроме того, растушевка неумелой рукой создает ощущение «грязи» и «замыленности» работы.
С другой стороны, растушевкой часто не гнушаются профессиональные художники, которых в неумении применять различные техники шрихования не обвинишь. Для таких мастеров растушевка – всего лишь средство достижения творческих целей, определенных эффектов. Есть художники, считающие, что штрих создает впечатление «техничности», а растушевка создает более «натуральный» эффект тоновых переходов.
Опять же, еще с одной стороны, растушевка в академическом рисунке считается моветоном – во многих учебных заведением за размазывание штриха пальцем буквально бьют по рукам (и это не шутки, бьют линейками!). Очевидно, если студент пока не научился как следует штриховать, растушевку ему применять не стоит – такие приемы следует оставить на более поздние эксперименты, когда вы уже многое умеете. Но учиться действительно хорошему штриху придется долго, так что соблазн взять да и мазнуть втихаря по листу разок-другой довольно велик.
Есть также мнение, что растушевка плохо смотрится именно на рисунках карандашом, а вот в работе углем, сангиной, соусом, пастелью и другими мягкими материалами ей самое место.
А ведь есть и такие мастера, которые и рисуют прямо пальцами безо всяких карандашей – уж попробуй тут поштрихуй! Но это уже тема для другой статьи.
Растушевка для карандаша: техника или мазня?
Все, кто учится рисовать, начинают свой путь с освоения техники штриховки. Еще есть растушевка для карандаша, которую во многих источниках, называют второй основной техникой рисования. Но есть те, кто будет это оспаривать, и будут в некоторой степени правы, так как растушевку в художественных школах не отделяют от штриховки, да и в учебниках по рисованию нет такой отдельной техники. Что же за путаница такая? В этой статье постараюсь объяснить.
Что же за техника такая, эта растушевка карандаша? Это популярный прием среди начинающих художников, особенно тех, кто обучается самостоятельно. Когда штриховка карандаша получается не качественной, легче взять ее и растушевать. Кто-то это пальцем делает, кто-то ватным тампончиком или кусочком бумаги, а кто-то приобретает специальную палочку для растушевки, а такие кстати продаются в художественных магазинах, вот пусть потом и говорят, что такой техники не существует, если приспособления к ней есть.
А если серьезно, все субъективно. Большинство профессиональных художников прибегают к этой технике, если видят, что она поможет достичь желаемого результата, добавить объемности изображения, поиграть со светом и тенями и т.д. Некоторые художники с консервативными взглядами, наоборот считают, что всего этого можно добиться, используя разнообразные виды штриховки, с которыми вы можете познакомиться в этой статье.
Если вы только начинаете рисовать, знаете, что на первоначальном этапе нужно научиться рисовать линии, подобрать себе правильный карандаш по шкале твердости, какие бывают описано здесь, кстати не все штрихи получиться растушевать, а потом переходить к другим техникам. Мне приходилось слышать страшные истории, что в художественных школах, начинающие творцы получают линейкой по рукам при попытке растушевать изображение.
Однако это снова возвращение к вопросу, существует такая техника или нет. Предпочитаю думать, что рисование — это творческий процесс, а художник настоящий виртуоз, который не обязан прислушиваться к мнению из вне, а творить так, как ему подсказывает душа и пришедшее вдохновение. Если хочется штрихи пальцем размазать, значит так и нужно сделать. Если же вы решили получить навыки академического рисунка, тогда нужно быть готовым к получению телесных наказаний от учителей. Но это все на момент обучение, а дальше вы вольны поступать так, как вздумается.
Бытует мнение, что чаще всего растушевывают карандаш именно начинающие художники. Таким способом легче скрыть неумение штриховать, накосячил, растушевал и рисунок получился. Однако только в теории звучит просто и легко, размазать карандаш правильно и красиво тоже нужно уметь.
Мораль сей статьи такова, только вам, как художнику решать, пользоваться такой техникой рисования или нет, признавать ее или отрицать. Только не спешите делать выводы, пока не попробуете. Импровизируйте и творите, миру нужны таланты.
А вы используете в своих рисунках растушевку или считаете бесполезной мазней?
Растушёвка для художников
Растушёвка для художников – это незаменимый инструмент в изобразительном искусстве. Выглядит как карандаш или палочка с приплюснутым наконечником. Позволяет художнику растирать штрихи одного цвета для получения его полутонов или сливать границы между разными оттенками.
Преимущественно растушевка используется в процессе написания картин пастелью, углем, мелками. Не рекомендуется без опыта использовать растушевку для штриха карандашом, т.к. может сделать рисунок неаккуратным. Мастера же используют для графических изображений, созданных именно карандашом.
Растушёвка для художников
Помимо использования растушевок по прямому назначению, рекомендуется применять для рисования. Подходят для особенно мягких материалов, таких как соус.
Виды инструмента растушевка
Часто можно услышать, что для рисования с техникой растушевки можно обойтись без инструмента – достаточно пальца или ватной палочки.
Однако это не совсем верно. Палец на полотне оставит жирные следы, а скрученный из ваты конус оставит ворсинки.
Также, ни палец, ни ватка не дадут возможности растушевать цвета аккуратно. Они слишком объемные и не дадут под собой видеть результат, и остановится в нужный момент.
Растушевки различают по виду материала, из которого они изготовлены:
Микропористый аппликатор может несколько раз мыться, но проще заменить новой губкой.
Инструмент, который можно лишь условно назвать растушевкой
Как и полноценные растушевки, эти инструменты подходят для многоразового использования. Однако уход за ними в корне отличается. Чтобы сделать ластик чистым, достаточно его смять. Выкидывается после полного загрязнения.
Растушёвка для художников
Карандаш для блендинга обтачивается конусной точилкой, т.к. грифель в ходе работы стирается как у обычного карандаша.
Растушевка для Рисования (Что это и Как?) Техники Рисования
Для работы вам понадобится:
Необязательно использовать именно эти инструменты и продукты, можно взять просто похожие.
Первым делом черным карандашом намечаем саму стрелочку. На данном этапе совсем аккуратно выводить линию не нужно, так как ее все рано нужно растушевывать.
Поместите карандаш во внутренний уголок глаза как можно ближе к ресницам (карандаш поместите так, чтобы он касался века не кончиком, а всей длиной грифеля (фото 1)). Проведите линию чуть дальше середины века, после чего поместите карандаш уже на внешней части глаза у линии роста ресниц, но чуть дальше, как бы продолжая эту линию (фото 2). Грифель при этом должен располагаться так, чтобы кончик «смотрел» в сторону уха, а не глаза (фото 2). На фото 3 вариант, как ставить карандаш нежелательно.
Показала, как ставить карандаш. Вариант, при котором стрелки рисуются очень быстро.
Покажу направление движения карандаша, которое описала выше:
Обратите внимание, насколько уехала линия стрелки у внешнего уголка глаза. Этот момент позволяет визуально вытянуть глаз, оформить стрелку без залома.
Как только вы нарисовали основу стрелки, можно переходить к ее растушевке (самой стрелки, ее хвостик пока не трогаем). Растушевка обычного карандаша (не гелевого) простая — просто водите кистью вправо-влево по стрелке, слегка заходя на чистое веко. Все. С гелевым работать нужно по-другому (но это в следующем уроке).
По нижнему краю стрелки оставляем уголок.
Растушевку хвостика следует делать отрывистыми штрихами по направлению от внешнего края глаза к внутреннему. Когда растушевка будет готова, нужно по нижней границе хвостика провести тонкой чистой плоской кистью в сторону виска. Естественно, линия должна быть такой, какой длины хвостик вы хотите. Это позволит максимально тонко оформить кончик.
Заключительный этап — закрепление карандаша и смягчение стрелки. Наберите на тонкую кисть коричневые тени и прикладывающими движениями нанесите их на стрелку, затем аккуратно растушуйте тени по верхней границе стрелки.
Стрелка, которая в итоге должна получиться.
Для выразительности взгляда можно дополнительно черным карандашом провести тонкую-тонкую линию по нижнему краю стрелки.
Штриховка карандашом
С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.
Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.
Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.
Муштабель
Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.
Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.
Ластик для пастели (ластик-клячка)
В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.
Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.
Техника растушёвки
После нанесения штрихов их нужно размазать до получения однородного тона. Этот метод достаточно простой, если придерживаться простых правил. Держать растушку надо под углом. Недопустимо использовать её в перпендикулярном положении относительно плоскости листа. Чтобы добиться естественного тона, растушевывать штрихи нужно вдоль, а не поперёк. Но помните, что если использовать этот метод слишком свободно, то это может разрушить свойства, характерные для рисунка карандашом.
Техника рисования: растушевка и штриховка карандашом
Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.
Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.
Правила рисования карандашом
Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом. Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.
В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.
Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.
Растушевка карандашом
В уроке «Как нарисовать нос человека карандашом поэтапно», как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.
Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.
Штриховка карандашом
С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.
Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.
Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.
Рельефная штриховка
В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке «Как рисовать губы простым карандашом: поэтапный урок» я рисовал дугообразными штрихами.
Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.