что такое рассеиватель фары задней
Светорассеиватели для фар: назначение, виды, цена
Автомобильная фара – устройство для освещения дороги, выделения автомобиля в темное время суток, в условиях плохой видимости.
Состоит из корпуса, отражателя, источника света. И, конечно, предполагает рассеиватель. Неотъемлемый элемент светотехники транспортных средств, часть оптической системы, защита внутренних элементов от влаги, грязи, посторонних включений
Светорассеиватели на фарах часто загрязняются, подвергаются механическим воздействиям. Но это заменяемые элементы. В случае повреждения, например, из-за попадания камней, не обязательно покупать целые, готовые к установке фары, можно просто поставить новые рассеиватели.
Что собой представляют рассеиватели фар
Светорассеиватель, или, как его называют, «стекло» – лицевая прозрачная часть автомобильной фары, важный элемент оптики.
Выполняет такие функции:
За светораспределение, рассеивание, отвечают маленькие преломляющие элементы на внутренней поверхности рассаивателя – сферические или цилиндрические линзы, призмы.
Светопропускающие элементы выпускаются для всех устройств головного и дополнительного света.
В интернете найти и заказать подходящие детали не составит труда Вы можете купить оптом стекла для фар на иномарки и отечественные автомобили.
При выборе рассеивателей учитывают марку автомобиля, назначение, расположение, размер, форму фары.
Материал рассеивателей
Светопропускающие, рассеивающие свет элементы автомобильной оптики производят из стекла, поликарбоната, акрила.
Стеклянные рассеиватели обладают высокой светопропускной способностью. Устойчивы к минусовым температурам, влаге, ультрафиолетовым лучам. Однако при механическом воздействии на них может появиться скол, трещина, которые существенно снизят качество освещения, сделают передвижение небезопасным.
Поликарбонатные прозрачные элементы дешевле стеклянных. Плюс они легкие, влагостойкие, без проблем очищаются от грязи. При этом они плохо переносят щелочи, подвержены воздействию УФ-лучей, со временем выгорают, мутнеют, из-за чего неизбежно теряют уровень прозрачности.
Акриловые светорассеиватели более устойчивы к ультрафиолету, не боятся влаги, перепадов температур. Их минус – возможность образования микротрещин, ухудшающих освещение.
Цены на светорассеиватели передних фар
В отличие от других элементов автомобильной оптики, рассеиватели недорогие.
На цену, как правило, влияют:
В интернете вы можете заказать стекла передних фар по цене от 113 рублей. Например, круглые рассеиватели для головных фар Volkswagen Golf II.
Цены светорассеивателей противотуманных фар – в пределах 79 – 340 рублей.
Рассеиватель заднего фонаря
Возник вопрос. На какие автомобили ставились следующие красные рассиватели? Обращаю Ваше внимание на наличие на нем двух канавок (внизу).
В то время как родные для ГАЗ-21 Р ставились без канавок.
Сегодня продолжил свои наблюдения по этой теме.
Как известно, а точнее написано в каталоге, рассеиватель подфарника правы (21Л-3712026) отличается от левого (21Л-3712027). На самих же пластмассках стоят: «1» «4631»- правый (по ходу автомобиля) и «2» «4631»-левый. Так же стоит клеймо: буква «К» в кружочке, что вполне пойдет за заводское клеймо киржача (П.С. смотри комментарии).
Что касается задних фонарей. Каталог присвоил рассеивателю верхнему рубиновому номер ФП125-3716204 (21Л-3716034), А нижнему- ФП125-3716206 (21Л-3716035). Причем различие на «левый» и «правый» нету.
Начнем с Рессеивателя верхнего рубинового. Все те что мне попались имеют клеймо «К». Также присутствует нанесение «1» и «2» что позволяет сделать вывод что есть разделение на «левый» и «правый». Рассеиватель с канавками имеет маркировку «4629», а без канавок- «4629А». На одном рассеивателе, что с канавками найдено клеймо «ВИ» на дне (та часть что вставляется в нижний рассеиватель).
Теперь дело дошло до рассеивателя нижнего бесцветного. Так же имеются клеймо «К». С цифрами «1» и «2» такая же ситуация как и у рубинового. Рассеиватели без канавок имеют нумерацию «4630». Также попался один рассеиватель с клеймом «ОЗСИ» вместо «К».
Вот такие наблюдения.
Азбука отражателей света
Отражатель H4 — светотеневую границу формируют боковые грани отражателя. И чем дальше от лампы — тем ближе к СТГ укладывается свет. То есть чем больше отражатель — тем эффективнее используется его площадь и тем больше света на дороге.
За океаном распространено другое светораспределение — прямой линией, но даже в этом случае всё равно светотеневая граница формируется боковыми сторонами отражателя.
Отражатель H13 — несколько иной вариант совмещённого отражателя ближнего и дальнего света. Свет формируется следующим образом.
Отражатель H7 — так называемый свободной формы (free form). Максимум света по горизонтали формируется опять же боковыми сторонами отражателя, а верхняя часть формирует галку.
Отражатель прожекторного источника света (линзы). Автор экспериментов upashi:
Разобьём отражатель на сектора и посмотрим как складывается свет.
На картине отчётливо видно что максимальная составляющая складывается из боковых сторон отражателя.
Еще важная картина для любителей светодиодных поделок:
Как видно при установке одного светодиода строго вверх — свет будет только перед носом. Боковая засветка так же минимальна. Отличные ПТФ, но никак не ближний!
При установке светодиодов вертикально на две стороны — опять попадаем мимо. Автор экспериментов даже не стал фиксировать такой вариант — как видно он отклонил на 45 градусов в стороны чтобы добиться максимума света у свето-теневой границы. Таких светодиодных конструкций я еще не встречал чтобы светики были размещены домиком /‾\
На последок покажу известную всем картину:
И скажу доступную истину: в ксеноновых фарах и обычных фарах применяются разные отражатели, по разному формирующие световой поток из расчёта применяемого источника света. И не важно что на корпусе фар имеется маркировка о ксеноне — в большинстве случаев корпуса идут одинаковые, а как видно начинка разная. Поэтому вставлять китайский ксенон в галогеновую фару — преступление.
В литературе добавление — на этот раз всё о свете от Valeo (на английском и в jpg)
Виды автомобильной оптики: фара головного света
Сегодня даже опытные автомобилисты порой имеют весьма поверхностные представления о конструкции фары головного света – такое их теперь многообразие.
Давайте попробуем внести ясность в этот вопрос и вместе разобраться в столь важной детали современного автомобиля.
Безопасность и комфорт
Главная задача фары головного света – максимально ярко освещать дорогу перед автомобилем и не слепить других участников движения. Прежде всего, это касается ближнего света. По принятым в 1957 году европейским стандартам установлено понятие светотеневая граница (СТГ) с асимметричным светораспределением. СТГ – это такая линия на дороге (примерно в 55-60 метрах перед автомобилем), где луч света должен заканчиваться и переходить в практически полную темноту. Асимметричность заключается в том, что правая часть светового потока светит дальше, обеспечивая акцентированное освещение правой стороны дороги и обочины. До 90-х годов правильная СТГ достигалась путем отсечения световых пучков фильтрами и шторками, позже появились другие решения, но обо всем по порядку.
С параболическим отражателем
Вплоть до 90-х годов все автомобили были оснащены фарами с зеркальным параболическим отражателем. Лампа в них располагалась строго по центру, что удобно для дальнего света, когда лучи попадают на всю поверхность отражателя. При включении ближнего света, специальный фильтр не давал лучам падать на нижнюю часть зеркала. Также лампа прикрывалась специальным колпачком, который не позволял свету проходить прямо.
Недостатком таких фар была низкая эффективность. Лишь часть света лампы в итоге попадало на дорогу. Что подтверждает КПД в 27%. Ни один современный автопроизводитель уже не использует такой вид головной оптики в конструкции автомобиля.
С отражателем сложной формы (рефлекторные)
В 90-х годах, с появлением совершенно новых материалов, изменением технологий и внедрением компьютерного моделирования в автопромышленность пришли отражатели сложной формы, что кардинально преобразило внешний вид фары.
Отражатель в них разработан таким образом, чтобы свет от него попадал в нужное место дороги. Каждый изгиб отвечает за освещение конкретного участка дороги. При этом задействована и верхняя, и нижняя часть.
Рассеиватель стал больше не нужен, фара закрыта теперь ровным поликарбонатом. Отказ от стекла позволил снизить вес конструкции почти на килограмм.
Благодаря всем изменениям эффективность фары повысилась почти в два раза, до 45%.
Линзовая фара с проекционным (эллипсоидным) отражателем
Это самый современной тип фары, использующей отражатель. Пучок света в них формирует линза, которая и распределяет его в нужное место дороги.
Для получения четкой СТГ, применяется специальный экран, отсекающий часть света. Он выполняет роль заслонки, прерывающей луч света снизу. Подобная технология используется в биксеноновой фаре, но об этом позже.
КПД линзовой фары составляет 52%.
Корректоры света
Первые фары с параболическим отражателем нуждались в механической регулировке при помощи специальных винтов. Сегодня все автомобили оснащаются устройством, меняющим высоту света из салона. Водитель приподнимает лучи или опускает их, в зависимости от рельефа местности и загруженности багажника. Называется такое устройство корректором.
Бывают механические, гидравлические, пневматические и электромеханические устройства. Чаще всего встречаются электромеханические корректоры. Их начали применять с середины девяностых годов 20 века и используют до сих пор в большинстве легковых автомобилей.
С появлением ксеноновых ламп, понадобились автоматические корректоры. Они регулируют высоту лучей на основе телеметрических датчиков, отслеживающих высоту дорожного просвета.
Если вы решили самостоятельно установить ксенон в фары, в которых он не предусмотрен штатно, учтите, что по ГОСТ Р 51709-2001 вам придется раскошелиться и на автоматический корректор, иначе серьезного разговора с инспектором ДПС не избежать.
Какие лампы подойдут?
Часто на автофорумах приходится читать утверждения «опытных» водителей о том, что «линзованная оптика разработана исключительно для ксенона».
Начнем с того, что любая ксеноновая лампа имеет в своем названии букву S или R. S-type предназначена для элипсоидных отражателей, R–type – для рефлекторных.
S-type применяется в биксеноне. При переключении на ближний, свет лампы не уменьшается, как думают многие, а используется механическая шторка, которая поднимается и перекрывает нижнюю часть отражателя, образуя светотеневую границу.
R –type разработана для рефлекторных отражателей и работает, как правило, в качестве лампы ближнего света. Функцию механической шторки выполняет фильтр, расположенный на самой колбе лампы. По сути, это защитное покрытие, которое не пропускает свет на нижний отражатель и формирует все ту же СТГ.
Как увеличить яркость?
Еще один распространенный вопрос автомобилистов: «Можно ли ставить лампу большей мощности, чем рекомендует изготовитель?». Если на фаре написано 55Вт, то превышать эту цифру не стоит.
Во-первых, вырастет энергопотребление бортовой сети. Во-вторых, более мощная лампа будет перегревать фару, что в конечном итоге выведет из строя весь блок. Если вы не удовлетворены яркостью лампы, вам не обязательно повышать ее мощность. Например, новое поколение NIGHT BREAKER LASER является сегодня самой яркой галогенной автолампой OSRAM! При этом потребляемая мощность составляет все те же 55 Вт.
Инновационные лазерные технологии обеспечивают до 150% больше яркости, если сравнивать с минимальными установленными требованиями, а тщательно продуманная структура нити накала позволила добиться дополнительной светоотдачи. Световой луч от этой лампы до 150 м длиннее, а излучаемый свет до 20% белее. Как конструкторам удалось добиться столь выдающихся показателей, мы расскажем позже в отдельной статье.
Та самая статья про фары, но теперь на русском языке
Шутки про ближний-дальний — одна из самых распространенных тем автомобильного юмора. А шутка, обычно, тем смешнее, чем более серьезный и важный предмет в ней обсуждается. «Ближний-дальний» же — иными словами — оптика это важно. Это залог безопасности не только водителя и пассажиров. Но и других участников движения. Тем более, что автосвет — вообще сложная штука. В прошлой статье мы рассказывали, про адаптивный головной свет. Сегодня поговорим об истоках — как развивалась автомобильная оптика, что такое фотометрия, зачем корректировать свет фар и по какому принципу работает BI-xenon. Как все это устроено и выстраивается в единую систему.
В конце, как обычно конкурс — ставьте лайки, подписывайтесь и рассказывайте в комментариях, о чем еще хотели бы узнать. Авторам лучших комментариев подарим призы!
Автомобильный свет начинается с фотометрии — науки про измерение визуальной реакции человека на свет. Первая характеристика света, о которой надо сказать — интенсивность. По сути, речь о мощности потока, которая передается от источника света в определенном направлении. Единица измерения интенсивности — Сandela (cd) — производная от английского «candle» — свеча. В фотометрии свеча — это эталонный источник света, поэтому ее интенсивность равна 1 cd. Интенсивность же, например, света заднего стоп-сигнала — 60 cd.
Еще один важный параметр — световой поток, который измеряется в люменах (Лм). Грубо говоря, световой поток — это весь свет с разной длиной волны, распространяемый источником. Человек может различать ограниченную часть светового потока.
Как это работает, можно увидеть на двух диаграммах, описывающих разные источники света: мощность светового потока первого источника постепенно нарастает, а у второго — распределяется небольшими отрезками. Красная линия на диаграмме — это та область, которую видит человек.
На первой диаграмме изображено, как мощность света нарастает, но ее максимум не попадает под красную линию. На второй — большинство скачков мощности находится в поле зрения человека. А это значит, что второй источник света кажется нам намного ярче, чем первый, хотя с точки зрения физики это и не так.
Но даже при одинаковой мощности, восприятие сильно зависит от цвета источника. На рисунке выше показано, как отличается восприятие света автоламп в зависимости от их цвета: белая лампочка P21W покажется человеку намного ярче, чем оранжевая той же мощности.
Третий важный параметр — освещенность, иными словами это высвеченная площадь поверхности, на которую падает световой поток. Освещенность зависит от мощности светового потока и расстояния до источника света.
В свою очередь, световая эффективность показывает отношение всего света, который распространяет источник к свету, который воспринимает глаз человека. Например, лампы накаливания излучают много тепла — это инфракрасная часть спектра. Ее человек невооруженным глазом не видит. С точки зрения освещения эффективность ламп накаливания не высока — 25 лм/Вт. Большей эффективностью обладают ксеноновые лампы, а у светодиодов она максимальная — 100 лм/Вт.
Типы автомобильного света
Хорошие автомобильные фары обеспечивают максимальную видимость водителю на дороге и не создают неудобства для других участников дорожного движения. Поэтому в автомобиле традиционно используется всем знакомые три типа освещения: противотуманные фары, ближний и дальний свет.
Ближний свет создает широкую освещенную область перед автомобилем и не слепит встречных водителей. Качество ближнего света оценивают по трем параметрам:
ширине — она обеспечивает видимость при поворотах или плохих погодных условиях на 20-30 метров;
комфорту — свет должен охватывать область, куда падает взгляд водителя — обычно это диаметр 30-60 метров;
дальности — более 60 метров.
Дальний свет распределяется далеко вдоль оси автомобиля, поэтому светит в том числе и на встречную полосу, ослепляя других водителей. Качество этого света оценивают по тем же параметрам, что и ближний:
ширине — 10-20 метров,
комфорту — 50-150 метров,
дальности — более 150 метров.
Противотуманные фары решают другую задачу — освещают как можно более широкую область на небольшом расстоянии — до 20 метров.
Чтобы не ослеплять встречных водителей, свет фар направляют под определенным углом, который называется углом прицеливания.
Изначально угол прицеливания настраивает производитель на заводе — с точностью до 0,1%. Обычно параметры угла написаны на фаре автомобиля. Это значение рассчитано с учетом того, что в машине находится один водитель, без пассажиров и дополнительного груза. В противном случае — когда водитель перевозит пассажиров или загрузил полный багажник вещей, угол падения света изменится. Для оптимальной видимости его придется корректировать вручную, если в конструкции нет автоматической системы регулировки угла прицеливания.
В фары автомобилей с ручным выравниванием встроена специальная система управления. Автоматическая система выравнивания обязательна для фар с высокой яркостью, например, ксеноновых. Регулировкой управляют автоматические датчики и электронный блок, которые корректируют свет фар в зависимости от нагрузки автомобиля и его скорости.
При настройке фар производитель учитывает сразу несколько параметров, связанных, как с дорогой, так и с особенностями физиологии водителя.
Точка 75R — расположена в 75 м на правой обочине. Здесь должна быть максимальная освещенность, это место, где взгляду водителя максимально комфортно.
Точки 50R и 50V — расположены на расстоянии 50 м от автомобиля. Также важно учитывать точку B50L, которая находится на расстоянии 50 метров на встречной полосе — здесь должна быть минимальная освещенность, чтобы не ослеплять встречных водителей.
Точки 25L и 25R расположены на расстоянии 25 м от автомобиля, это ширина луча.
Для точной настройки света используют фотометрические диаграммы. Они стандартизированы для каждого типа источника света и меняются в ходе того, как эволюционируют системы освещения. Простыми словами, фотометрическая диаграмма — это график проекции света на расстоянии 25 м на плоском вертикальном экране, которое симулирует реальное освещение на дороге. С 2015 года интенсивность света на такой диаграмме измеряется в Lux или cd.
Для создания хорошей видимости на дороге, в автомобильной фаре используется несколько технологий: переключение дальнего и ближнего света, корректировка угла освещения, ассиметричные лучи, которые не ослепляют встречных водителей.
Все эти технологии работают за счет использования отражателей — сложной системы зеркал. В автомобилях используются параболические отражатели, отражатели со сложными поверхностями или эллиптическая оптика.
Параболические отражатели создают ближний и дальний свет при использовании двойной лампы накаливания. Такие отражатели в основном используются в европейских автомобилях в лампах с двойным накаливанием H4. Например, так устроены фары в Opel Corsa. Чтобы не ослеплять встречных водителей, в фаре устанавливают специальный экран. Но из-за такого экрана теряется 40% энергии, производимой лампой H4.
Отражатели со сложной поверхностью позволяют уменьшить потери энергии. Такие фары позволяют настроить любой тип дальнего и ближнего света. Эта технология, например, использовалась на Peugeot 207 с 2006 года и на Renault Laguna 2 c 2005 года.
Эллиптическая оптика — следующее поколение. Такие фары обеспечивают лучшее освещение, при этом, сами они значительно меньше по размерам, так как источник света расположен в отражателе, а передняя линза фокусирует луч.
Отражатель в таких фарах состоит из эллиптических и параболических поверхностей, расположенных вокруг источника света. Отражение лучей в эллиптических зонах дает лучший диапазон и охват при использовании дальнего света. Параболические зоны предназначены для создания света в близком диапазоне.
Чтобы не ослеплять водителей, в такой оптике используют специальный экран. Он расположен между отражателем и линзой. Так экран может быть фиксированным или подвижным.
В продвинутых системах объединяют различные типы фар и источников света: (H1, H7, Xenon, Led). Яркий пример такой системы — фары Valeo для Audi A4. Здесь используются лампы D2S+H7 с эллиптическим модулем и сложными поверхностями в отражателе.
Эллиптические отражатели позволяют создавать ближний и дальний свет с использованием одной и той же лампы. Эта технология называется Bi-Xenon:
Экран включается при помощи соленоида или электромеханической системы. Кроме того, перемещая сам отражатель в ксеноновых фарах можно переключаться между ближним и дальним светом.
Отражатель имеет два заданных положения внутри фары: один для ближнего света, другой — для дальнего. Такая система используется в автомобилях Volvo-XC 90
c лампами D2R+H7 lamps.
Автомобильная фара, да и весь комплекс оптики в машине — крайне сложная система. Когда-то можно было сказать: фара — всего лишь лампочка под стеклом. Сегодня, чтобы понять как все это устроено приходится глубоко окунаться в инженерные процессы. Надеемся, вам это понравилось. Напишите, пожалуйста, в комментариях, что вам понравилось в этом тексте, и о чем хотели бы прочитать еще.
Подписчики — авторы конструктивных комментариев получат гарантированные призы от Valeo. Самый лучший — станет основой нового поста.