что такое располага в армии
Армия такая армия
Я уснул еще до того, как коснулся подушки. Сознание вернулось утром от крика дневального и общего гама в располаге. Спрыгиваю со второго яруса и пытаюсь решить дилемму – сначала одеваться-обуваться, а потом поссать сходить или всё же наоборот. Моя койка располагалась далеко от прохода, свободного места между коек, табуретов и тумбочек в принципе не существовало, а я так удачно оказался рядом со своей формой и сапогами, что решил – в туалет я всегда успею, там делов-то на 5 секунд. Надо было наоборот. А ещё не мешало бы внимательнее слушать распорядок дня: 6.00 подъём, 6.05 зарядка.
Свою ошибку я понял уже на втором круге вокруг плаца, который казался в тот момент не меньше центральной площади родного города. В памяти сразу появляются размытые воспоминания: мне лет 6 и мы выходим к площади, а до противоположной стороны не дойти за всю жизнь, сердце уходит в пятки от одной мысли, что я могу остаться один в этой бескрайней пустыни.
А смывать кто будет, старшина? И если в писсуаре вода худо-бедно есть, то вот в тронном зале надо сначала набрать ведро воды, чтобы потом смыть за собой все следы. А вёдер на всех не напасёшься, вот в большом подразделении еблом и не щёлкают. А чтоб служба сказкой не казалась, на всё про всё отцы командиры отвели определённое время, которого катастрофически не хватает, как не хватает напора воды в кранах: если на первом этаже вода хоть как-то, но льётся из всех кранов, то уже к третьему этажу половина раковин просто сухие. Доходила ли вода до 4, самого верхнего, для меня осталось тайной.
Так как я служил в артиллерии, то предвестником этой гонки в колесе было столь всеми любимое Батарея подъём! (в артиллерии полк состоит из трёх дивизионов, в каждом три батареи, батарея по числинности равна роте). Дома я был и есть «сова», для меня проснуться и встать с кровати рано утром сразу после будильника – подвиг, достойный ордена. А в армии я уже через какую-то неделю стал просыпаться за 4-5 минут до подъёма: всё-таки поссать перед зарядкой да в пустом туалете – бесценно, для всего остального есть чепок.
За всю службу я по настоящему проспал 3 раза: просто поздно уснув, переписываясь по смс, тогда меня разбудил сосед; будучи в наряде, когда второй дневальный не смог меня сразу растолкать и в итоге я спал на час дольше него; третий раз примерно на 2/3 срока службы. В тот день весь дивизион ушёл в наряды и в казарме осталось три калеки. Дневальный пропустил этот момент, считая, что нас нет. Поднял нас дежурный, заставив убираться в располаге и на территории вместо завтрака. По сути, он нас спас, потому что света белого нам не видать, если бы разбудил нас кто-нибудь другой.
По всему получается, что большинству не хватает в армии родительской поддержки, а некоторым их шеи. И да, детдомовские прекрасно себя ощущают в атмосфере армейского уюта – вот им как раз не привыкать. Слава яйцам, я умел подчинить себе это фыркающее исчадие ада для испепеления одежды, но возможность залениться и притвориться чрезмерно уставшим, чтоб за меня что-нибудь сделали, пока я буду валяться на диване, зависать в этих ваших интернетах… (продолжите сами) – это дорогого стоит.
Помощь тоже – не всегда что-то получается с первого раза, иногда и совет дельный не помешает. Но в армии, как бы это не казалось комичным, помогать некому и некогда. Если ты будешь помогать другому, то когда сам будешь успевать? Сейчас речь не о какой-то метафорической помощи в беде, а о простой бытовухе. Дорогой читатель, если ты соберёшься служить, ни в коем случаи не будь затупком – тебе этого не простят и самым ласковым обращением к тебе будет пресловутое «пидор ебучий».
Поэтому-то все и каждый изыскивают возможность проебаться и не запалиться. Как всех в садике учили: врать не хорошо, правда всегда наружу выплывет. Так и в армии за каждый проёб следует неотврати
Призывник со стажем рассказал о нескольких неудачных попытках стать солдатом
«Кто-то в психушку специально ложился, а я хотел служить»
В России отметили День призывника. Он учрежден в 1998 году. За прошедшее время отношение в обществе к армии менялось очень круто, так же как и престиж военной службы и Вооруженных сил. Корреспондент «МК» побеседовал с человеком, который эти изменения в 90-е годы ощутил на себе. Он трижды успел побывать новобранцем, но так ни разу и не смог попасть на службу по-настоящему. Многое из этого рассказа сегодняшним новобранцам просто не понять. Времена изменились.
Фото: Евгений Семенов
Мы все мечтали служить
Сейчас Евгений успешный бизнесмен, живет в столице размеренной спокойной жизнью. К слову, из призывного возраста вышел довольно давно. Однако свою историю попыток «сходить в армию» рассказывает охотно и с улыбкой.
— Я родился и вырос в Свердловске, ныне Екатеринбург. На дворе стоял 1990 год, и я как раз оканчивал школу. У всех на слуху еще был Афганистан, как там наши воевали. Многие парни в нашем классе мечтали туда попасть. Чтобы вы поняли то время и наше отношение к службе в армии, сделаю небольшое отступление. Был у меня друг Сергей. В детстве он лишился глаза. У него был искусственный. На одной из медкомиссий в школе окулист попросил его прочитать таблицу. Он ее прочитал здоровым глазом. Надо было читать другим, но по понятным причинам парень не мог. Тогда Сергей снова закрывает тот же глаз и читает здоровым. Врач как раз отвлекся и не заметил. Внимание обратила школьная медсестра, которая знала о его проблеме.
Обман вскрылся, и его не взяли. Он очень был расстроен. Этот случай как нельзя лучше характеризует то время и отношение к армии. Мы, вправду, все как один были настроены на службу.
К апрелю мы ускоренно стали сдавать экзамены на право управления транспортным средством, чтобы с весенним призывом пойти в армию водителями.
Радовались, что едем в ГДР на вывод войск
До вузов добрались не все. Потому что народ в армию призывали. Меня забрали как раз после экзамена по русскому языку. Выхожу из кабинета в коридорчик, а там уже ждут два офицера Советской армии, которые за мной специально на «рафике» приехали из Сухоложского военкомата. Они меня и доставили прямо в кабинет к военкому майору Бабичу. Имя не помню, а вот его самого запомнил на всю жизнь.
В общем, объяснил как мог, чем занимаются на селе.
Ну, я и пришел, когда сказали. Отвезли меня в Артемовский сборный пункт. Как выяснилось, там были не готовы к такому количеству новобранцев. Начальник оказался знакомым моего отца.
И не позвонил. Но я, как путевый, через две недели приехал. Оказалось, снова рано. Пришлось еще два дня пожить там на матрасе без простыни, еще и голодным. В судьбоносный день, как мне тогда казалось, рано утром на автобусах нас повезли на вокзал Егоршино. Там рассадили по вагонам, и мы поехали в Свердловск.
На пассажирском вокзале нас выгрузили и «под конвоем» повели уже на воинский вокзал. Там мы расположились прямо на улице, потому что было нас человек двести, и поместиться в здании для призывников мы в таком количестве не могли.
Погода хорошая, тепло и все, вроде, неплохо. Но время обеденное, а я еще не завтракал и не ужинал перед этим, поэтому чувствовал себя очень несчастным. По своему внутреннему ощущению я вообще не был готов к тому, что меня забирают в армию. Вот не верилось и все тут.
Вечером нас все-таки рассадили по вагонам, где выдали по две банки тушенки и полбуханки. Это такой сухпаек был. Жизнь стала налаживаться. Часа через три эти вагоны прицепили к какому-то поезду, и начался наш путь куда-то на юг. Никто ничего не объяснял, навигаторов в то время не было, поэтому точное направление никто не знал.
Мы радовались, потому что думали, что едем в ГДР, на вывод войск. Нам на призывном пункте так и говорили: «Вы заберете там всю технику и будете вывозить ее на машинах из ГДР в Советский Союз».
Советской армии я благодарен за все
На седьмой день нас выгрузили из поезда, посадили в какие-то грузовики и довезли в какой-то пустыне в какую-то часть. Картина была удручающая. Степь вокруг, и в степи военный городок. Информации ноль. Собрали, построили, повели. Вокруг полно всякой техники, грузовики, БТР. Ее, когда из Афганистана в 1989 году выводили, там складировали. Это мне на месте уже рассказали.
Обратный путь был не менее весел. На военном вокзале сержант помог мне купить билет, посадил в вагон, и я поехал. Обратно ехал дольше, постоянно какие-то пересадки надо было делать. Прямых поездов не было. Но, по приезде домой, у меня каким-то чудом осталось еще целых десять рублей. Поэтому Советской армии я благодарен за все.
— Следующая попытка послужить скоро была?
— На самом деле следующие две были уже не такими увлекательными. Но они были, и я даже успевал оба раза пройти медкомиссию.
Водка по талонам
Вернулся я «после армии», сдал личное дело с военным билетом в институт. А мог бы, кстати, и не сдавать военник, но мы были честные советские дети. На третьем курсе у меня случился завал по учебе, и сессию я не сдал. Время было уже непростое. Советский Союз закончился, а новая Россия еще не началась. Точнее, началась, но как-то не очень. Есть было нечего, работы не было, хватались за все подряд. Лишь бы копейку заработать. Учеба на втором плане. В общем, на пересдачу сессии времени нет, и я решил взять академический отпуск. Взять-то я его взял, только не подумал, что отсрочка дается только один раз. Так и случился второй случай набора меня в армию.
По адресу регистрации, где жила моя бабушка, пришли милиционеры и стали у нее выпытывать, где внук. А она ни сном ни духом. Говорит: «Он учится в городе». Тогда милиционеры стали ходить к ней каждый день в шесть утра, и она запаниковала. Я понял, что бабушка долго так не продержится, и сам пришел в военкомат. Они мне показывают справку из института, что я отчислен, а значит, должен идти в армию.
— Был еще один заход, вы сказали. Верно?
Вот кто-то в психушку специально ложился, а я каждый раз, когда призывали, приходил. И был готов отдать долг Родине. Но не судьба, наверное.
Служба в воздушно-космических войсках РФ, обзор современных войск
Современный мир толкает нас на освоение космического пространства не только в плане научного и технического развития, но и в плане обороны страны. Космос является важнейшим стратегическим объектом с военной точки зрения. В Российской Федерации за воздушно-космическое пространство отвечает специальный вид войск – это ВКС РФ.
Рассмотрим более подробно, что это за войска, какая у них структура, какие задачи выполняют в своей работе. Подробный обзор службы в воздушно-космических войсках Российской Федерации.
ВКС — это аббревиатура, расшифровывается как Воздушно-космические силы. Свой праздник военнослужащие отмечают 12 августа. По заявлению генерала С. Шойгу, объединение 2-х формирований стало лучшим вариантом улучшения оборонной системы. С одной стороны обеспечивается более адресная ответственность за образование и развитие соответствующих войск, с другой — увеличивается успех функционирования благодаря глубокой интеграции, с третьей — реализуется постоянное и необратимое развитие ВКС как системы.
Начиная с 30.09.2015 года, ВКС участвует в военном конфликте в Сирии, и уже к следующему году порядка 84% летного состава получили соответствующий опыт в бою, который высоко оценил президент нашей страны.
Что такое ВКС
Воздушно-космические силы РФ появились в результате объединения ВВС и Войск воздушно-космической обороны.
Такой процесс стал частью модернизации обороны России.
Главное преимущество этого шага – вопросы развития и конкретные задачи, которые связаны с воздушным и космическим пространством, решаются на уровне одного ведомства.
На эти войска возложены такие функции:
СПРАВКА! Этот вид войск считается самым молодым военным формированием. ВКС созданы по приказу Президента РФ в августе 2015 года. Они подчиняются Главному командованию ВКС, общее руководство осуществляет Генеральный штаб ВС РФ.
Главнокомандующий воздушно-космическими силами
Главкомом ВКС РФ является генерал-полковник Суровикин Сергей Владимирович в должности с 22.11.2017 года. Он командовал на последней стадии группировкой российских войск во время сирийской военной миссии.
Состав воздушно-космических сил
Структура ВКС состоит из 3 видов:
ВВС представлены несколькими родами:
У Дальней авиации их предназначение выражается ликвидацией воздушных и морских целей, пунктов командования и коммуникационных соединений противоборствующей стороны.
Вооружены части ДА бомбардировщиками стратегического назначения и ракетоносцами Ту-160 и Ту-95МС, самолётами дальнего назначения Ту-22М3. Самолёты располагают на своих бортах крылатыми ракетами на максимальную, среднюю дистанции Х-55 и Х-22, кроме того, вооружены авиабомбами (в том числе ядерного действия).
Фронтовая авиация – обязана обеспечивать прикрытие Сухопутных сил. В её составе присутствуют:
Фронтовая-бомбардировочная и штурмовая авиации — арсенал её располагает самолётами Су-24М, Су-25, Су-30, Су-35. На своём борту они оснащены набором авиабомб, ракет управляемого и неуправляемого действия, реактивных снарядов «Воздух-земля», авиапушек.
Разведывательная авиация – проводит общевойсковую разведку при полёте. У имеющихся в их арсенале Су-24МР, в оснащении значатся комплексы разведывательного назначения.
Цель Истребительной авиации — противостояние воздушным атакам и противоборствующим объектам в воздухе. Вооружены самолётами-истребителями Су-27, Су-33, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, имеющими на своём борту оснащение в виде ракет «Воздух-воздух» и авиапушек.
Армейская авиация – специально выполняют обеспечение прикрытия Сухопутным частям, осуществляют снабжение тыла и фронта. Оснащены самолётами и вертолётами: Ми-8, Ми-24, Ка-50, Ка-52, Су-24М, Су-25, Су-30, Су-35, выполняющими огневое прикрытие. Имеющих оснащение в виде ракет управляемого действия «Воздух-земля», реактивных снарядов неуправляемого действия, авиационных пушек, авиабомб, на своём борту. Кроме того, АА дополнена вертолётами транспортного назначения Ми-8 и самолётами Ан-26.
Военно-транспортная авиация – десантирует живую силу и технику, занимается перевозками в тылу и техобеспечением в ситуациях войны на воде и суше. Вооружены самолётами стратегического назначения Ан-124 «Руслан», Ан-22 «Антей», самолётами большой дальности Ил-76, Ан-12, и самолётами дистанции среднего радиуса Ан-26.
Зенитно-ракетные войска – прикрывают военные силы и пункты от воздушных угроз противостоящей стороны. Вооружены зенитно-ракетными комплексами на малую, среднюю и большую дистанцию – «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-300, С-400.
Радиотехнические войска – занимаются выявлением воздушных угроз со стороны противостоящих сил. Выявлением, уведомлением руководства, преследованием выявленных объектов, контрольно-управленческим сопровождением полётов.
Космические войска
Занимаются сохранением безопасности нашего государства в космическом секторе. Как отдельный род войск существовал в ВС РФ с 2001 по 2011 г. с 01.12 2011 г. они преобразовываются в ВКО. И 01.08.2015 г считаются родом войск, входящим в ВКС. КВ вооружены: спутниками видовой разведки, радиоэлектронного контроля, связи и глобальной системы спутниковой войсковой навигации.
Войска противовоздушной и противоракетной обороны
Образованы в 1914 г. В нынешнем образе представляют собой бригады ПВО-ПРО и имеют первостепенные предназначения:
противостояние баллистическим и аэродинамическим угрозам.
Предназначение
В их обязанности входит постоянный мониторинг воздушного и космического пространства. Благодаря наличию мощной технической базы военнослужащие могут отследить атаки и проинформировать о них высшее руководство Вооруженных сил России.
Они предупреждают и нейтрализуют нападения на стратегически важные объекты для государства. Кроме отслеживания и проведения атак, ВКС занимается запуском и обслуживанием космических устройств и их систем управления.
СПРАВКА! Ежедневно происходит около 900 сеансов управления спутниковыми системами. Главному центру подконтрольны больше 80% аппаратов военного и гражданского значения.
ВКС России в Сирии
Первым боевым опытом стала военная сирийская миссия, удостоенная высокой оценки руководства страны. Личный состав ВКС был задействован в сирийском конфликте в большом количестве и многие были удостоены высоких правительственных наград. Даже мировые аналитики высоко оценили качество действий ВКС РФ.
Их мастерство восхищает посетителей тех шоу-программ. Нередко впечатление от увиденных полётов и сподвигает молодых парней на выбор этой военной службы. Об этом и говорят опросы курсантов лётных училищ, увидевших виртуозов пилотного мастерства.
Подобное и наиболее известное событие уже больше двух десятков лет происходит в авиасалоне МАКС, посетить который может любой желающий.
Представители ВКС России наглядным образом показывают свои профессиональные навыки.
Как попасть в ВКС
По призыву
Когда гражданин РФ подает документы в пункт отбора, необходимо в анкете указать службу в ВКС. Призывник должен получить аттестат о наличии полного среднего образования. После подачи бумаг и собеседования человек проходит медосмотр и психологические тесты.
На основе результатов проверки отбирают в подразделение воздушно-космических сил. Если человеку не хватает квалификации, его отправляют в учебную часть на 3 месяца.
Такие солдаты попадают в охрану или хозяйственные взводы. В более серьезные отделы направляют тех, кто имеет соответствующее образование.
СПРАВКА! Хорошую подготовку для ВКС дают военно-космическая академия им. Ф. Можайского и военная академия ВКО им. Г.К. Жукова.
По контракту
Контрактник должен быть в возрасте от 19 до 35 лет с полным средним образованием. В войска ВКС направляют военнослужащих, которые имеют профильную подготовку. Большое внимание придают знанию техники. Те, кто хочет служить по контракту, обращаются в военкомат с такими документами:
ВАЖНО! На службу не берут военных, которые привлекались к уголовной или административной ответственности.
После подачи заявления происходит собеседование с работником военкомата и начальником части. Дальше человек проходит медосмотр, оценку психологической и физической подготовки. Если результаты хорошие, военный отправляется служить в воздушно-космические силы.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
War on the Rocks (США): детальное ознакомление с логистикой российской армии и политикой свершившегося факта
Россия наращивает военную мощь вдоль границы с Украиной, это не могло не привлечь внимание политиков от Киева до Вашингтона. Директор ЦРУ Билл Бернс (Bill Burns) прилетел в Москву, чтобы попытаться предотвратить кризис, а сотрудники американской разведки предупреждают союзников по НАТО, что исключать российское вторжение на Украину нельзя.
Вероятность агрессии России против Украины будет иметь огромные последствия для европейской безопасности. Хуже только нападение на кого-то из членов НАТО. Москва может начать угрожать безопасности, скажем, Прибалтики или Польши, но преуспеет ли российское правительство в осуществлении крупномасштабного вторжения? Принимая во внимание недавние военные учения, ответ будет однозначно «да», причем особых усилий русским прикладывать не понадобится. В одной из статей нашего сайта за 2016 год Дэвид Шлапак (David A. Shlapak) и Майкл Джонсон (Michael W. Johnson) предположили, что российская армия захватит прибалтийские государства за три дня.
Большинство этих учений, согласно исследованию «РЭНД» по Балтике, акцентируют внимание на политике свершившегося факта: нападение со стороны российского правительства направлено на захват территории и последующее быстрое укрепление позиций. Это ставит НАТО перед дилеммой: начать экономически невыгодное контрнаступление, сопряженное с риском тяжелых потерь, а, может, и ядерным кризисом, или признать действия России «свершившимся фактом», подорвав веру в надежность альянса. Некоторые аналитики считают, что захваты вряд ли будут масштабными и ограничатся одним-двумя городами. Хотя рассмотреть такой вариант было бы неплохо, существует озабоченность относительно осуществимости данной тактики в форме крупного вторжения.
Планирующим органам НАТО следует принимать во внимание российские логистические проблемы, а не пытаться устранить неравенство боевых возможностей. В этом смысле следует, в том числе, вовлекать российскую армию вглубь натовских территорий и максимально растягивать линию её обеспечения, в то же время направляя прицел на логистическую и транспортную инфраструктуру: грузовые автомобили, железнодорожные мосты и трубопроводы. Сражения вблизи границ сыграет на руку России и сократит протяженность линий поставок, скомпенсировав недостатки материально-технического обеспечения.
Контекст
Iltalehti: в Финляндии объяснили, почему Украина заговорила о «российском вторжении»
Foreign Affairs: дипломатия в тупике. Россия ещё поборется за Украину
Binkov’s Battlegrounds: спасет ли Европа Прибалтику от российского вторжения?
TNI: сможет ли НАТО спасти Прибалтику от «российского вторжения»?
Тыловые части и учреждения российской армии не предназначены для крупномасштабного наземного наступления вдали от железных дорог. Подразделения тылового обеспечения внутри маневренных частей не столь многочисленны, как их западные аналоги. Среди воинских формирований только бригады имеют равноценные возможности МТО, по крайней мере относительно. По сравнению с американскими, у российских соединений на четверть меньше боевых машин, но почти втрое больше артиллерии. Формально в российские бригады входят два артиллерийских батальона, один ракетный и два зенитных, а в американские — по одному артиллерийскому батальону и зенитной роте. Дополнительные артиллерийские и зенитные батальоны российской армии повышают потребности в средствах МТО.
Кроме того, российская армия не располагает достаточным количеством бригад тылового обеспечения — материально-технического, как они говорят — для каждого вида вооруженных сил. Согласно ежегодному бюллетеню «Военный баланс» Международного института стратегических исследований, у России имеется десять бригад материально-технического обеспечения для поддержки 11 общевойсковых армий, одной танковой армии и четырех армейских корпусов. Западный и Южный военные округа России имеют по три армии и всего по две бригады материально-технической поддержки. На такой риск Генштаб мог пойти ввиду развитой железнодорожной инфраструктуры данных округов. Во время оборонительных операций бригады могут отправляться к месту дислокации непосредственно с железнодорожных станций. Козырная карта русских — железнодорожные войска, которые состоят из десяти бригад и не имеют аналогов на Западе. Они специализируются в области безопасности, строительства и ремонта, а сам парк подвижного состава предоставляется гражданскими госкомпаниями.
Причина уникальности ж/д бригад России заключается в логистической привязке войск к данному виду сообщения на уровне как общевойсковых армий, так и дивизий/бригад. Ни одна другая европейская армия в таких масштабах железными дорогами не пользуется. Одна из причин заключается в протяженности российских территорий — около десяти тысяч километров с востока на запад. Загвоздка в том, что в РФ железнодорожная колея шире, чем в других европейских странах. Российский стандарт используется только в Финляндии и бывших республиках СССР, включая страны Балтии. В направлении балтийских столиц железнодорожные терминалы есть, но путь до них и процесс выведения на режим займут несколько дней. Передовое развертывание заключается не просто в распределении грузов с поезда по грузовикам, а в его приеме и сортировке, переупаковке для конкретных подразделений и хранении излишков в районе боевых действий. Потенциально опасный характер военных грузов предполагает подготовку условий их хранения. Весь процесс занимает от одного до трех дней. Среди прочего, объект должен находиться вне пределов досягаемости вражеской артиллерии и быть защищенным от партизанских вылазок. Попадание снаряда или реактивной гранаты чревато сильным взрывом и замедлением темпа целой дивизии. И это при условии сохранности ключевых мостов наподобие Нарвского, что на российско-эстонской границе. В Польше есть всего одна железнодорожная линия с широкой колеей, она идет из Краковской губернии на Украину, и российские войска не смогут ей воспользоваться, если предварительно не захватят эту страну. Между Белоруссией и Варшавой подобных линий нет. При трансграничных перевозках поезда обычно останавливают для распределения грузов или прибегают к использованию вагонов со сменными кузовами и маневровых локомотивов. В военное время российская армия вряд ли захватит достаточное для поддержки армии количество локомотивов западного образца, сделав ставку на грузовые автомобили. Иными словами, возможности ж/д поддержки российской армии заканчиваются на границах бывшего СССР. За пределами собственной сети железных дорог России придется полагаться в основном на парк грузовых автомашин для снабжения своей армии, пока Железнодорожные войска перестраивают или ремонтируют существующую линию, а то и вовсе строят новую.
Что касается запасов ГСМ и питьевой воды, у каждой бригады материально-технического обеспечения есть тактический трубопроводный батальон. В сравнении с западными аналогами их пропускная способность ниже, но установка на новой местности занимает всего три-четыре дня. А до этого оперативное пополнение запасов требует наличия автоцистерн. Можно возразить, что у российской армии достаточно возможностей, чтобы достичь поставленных целей на изначальных запасах топлива, особенно с учетом наличия вспомогательных топливных емкостей. Это не совсем так. Танки и бронетехника расходуют топливо не только во время маневров в бою, но и при работе двигателя на холостом ходу. Именно по этой причине в армии США существует понятие «суточной нормы снабжения» для планирования расхода топлива, а не дальности действия без дозаправки. Если армейская операция российских сил длится от 36 до 72 часов, как оценивается в исследовании «РЭНД», то до момента возведения тактических трубопроводов заправится им придется как минимум один раз.
Статьи по теме
Biznes Alert: у России есть четкий план, как захватить Украину. Ее остановит только одно
Читатели Figaro о том, как огорчают Запад расходы РФ на защиту от НАТО: «Лейте слезы над своими расходами»
Daily Express: британцы сравнили свою армию с российской и не могут отойти от шока
Россия против США: на чьей стороне военное превосходство? (Rai Al Youm)
В странах Балтии крупномасштабные операции в рамках тактики «свершившегося факта» сопряжены с серьезными логистическими трудностями. Мелкомасштабные при этом не повлекут проблем с материально-техническим обеспечением. Российским войскам необходимо будет захватить страны Прибалтики и побороть всяческое сопротивление менее чем за 96 часов, пока Объединённая оперативная группа повышенной готовности НАТО не пришлет обороняющимся подкрепление. И хотя российское вторжение эти силы не остановят, они вовлекут НАТО в сухопутную войну и сведут к нулю саму цель тактики свершившегося факта.
Ключевым камнем преткновения последней является логистика. Широкая железнодорожная колея пригодна к использованию, но времени на повторный запуск захваченных терминалов будет ничтожно мало. Дюжина выпущенных над Германией авиационных крылатых ракет НАТО может разрушить ключевые ж/д мосты в Нарве, Пскове и Великих Луках, заблокировать железнодорожное сообщение с Прибалтикой на несколько дней, пока мосты ремонтируются. Специалисты по планированию логистики в Западном военном округе РФ должны рассматривать сценарий, при котором страны Балтии решат дать бой в своих столицах. Исторически сложилось так, что боевые действия в городских условиях требуют огромного количества боеприпасов, а длится они могут месяцами. В качестве наиболее показательных примеров можно привести битву за Грозный во время чеченских войн и битву за Мосул в 2016 году, когда за несколько месяцев количество обороняющихся сократилось в четыре-десять раз. В Грозном русские выпускали до четырех тысяч снарядов в день — а это 50 грузовиков.
Даже в прибалтийском сценарии российские планирующие органы должны учитывать риск немедленной контратаки со стороны Польши, которая может собрать четыре дивизии в попытке застать нападающую армию врасплох. В таком случае Москва бросила бы многочисленные силы на осаду Таллина и Риги и в то же время была бы вынуждена отражать польскую контратаку с юга. Расход боеприпасов был бы колоссален. Во время вооруженного конфликта с Грузией в 2008 году некоторые соединения израсходовали основной боезапас за 12 часов. Если взять эти темпы за образец, русским пришлось бы пополнять боеприпасы каждые 12-24 часа.
В этом и заключается дилемма. До прибытия войск НАТО крупные силы Прибалтики не дадут России времени для строительства железнодорожных терминалов, вынуждая ее полагаться только на грузовики. При необходимости преодолеть расстояние, скажем, в 200 километров каждый из них сможет совершать не более одной поездки в день, в результате чего возникнет нехватка автомашин. Можно было бы задействовать меньше ударных сил, снизив при этом шансы на успешную осаду. Альтернативным вариантом будет взять логистическую паузу на пару дней, но тогда страны Балтии получат возможность мобилизовать силы и дождаться прибытия Объединённой оперативной группы повышенной готовности НАТО. По ходу дела их будут донимать местные партизаны и авиаудары стран альянса, не говоря уже о перебоях в снабжении и барражирующих боеприпасах, как было, к примеру, во время недавнего конфликта в Нагорном Карабахе. Так или иначе, тактика свершившегося факта перестанет действовать, и конфликт перерастет в затяжную войну, которую Россия, скорее всего, проиграет. В контексте крупномасштабного вторжения российская логистика не оплошает лишь в том случае, если силы НАТО дадут генеральное сражение недалеко от границы. Основная часть поставок будет происходить вблизи российских складов, да и ВВС смогут взять на себя огневую поддержку, облегчив тем самым логистическую нагрузку. Неясно одно: как долго продержатся российские военно-воздушные силы под ударами авиации НАТО, учитывая способность последней вести воздушные бои с использованием ракет большой дальности за пределами дальности действительного огня российской ПВО в Калининграде и Санкт-Петербурге. Аналогичная картина наблюдается и на море. В результате объединения авиации, дизельных подлодок и противокорабельных ракет берегового базирования обе стороны лишатся, вероятно, надводных флотов в Балтийском море.
В польском сценарии логистические трудности российской армии иные. С точки зрения времени проблем будет меньше, зато увеличится расстояние, и это при отсутствии ширококолейных железных дорог, которые заканчиваются на границе с Белоруссией. Ближайшие к Польше железнодорожные терминалы находятся в белорусских Гродно и Бресте. От Варшавы они расположены в 210 и 285 километрах соответственно. Для растянутой на 145 километров армии этот путь снабжения непомерно велик.
Украинский конфликт также можно рассмотреть с точки зрения материально-технического обеспечения, ведь российские войска снова скапливаются на границе. Лучший способ оценивать серьезность намерений России — отслеживать процесс наращивания сил МТО и складов снабжения, а не подсчитывать выдвинувшиеся по направлению к границе батальонные тактические группы. Именно масштаб и размах логистической подготовки точно укажут на то, как далеко и глубоко российская армия планирует зайти.
Российские стратегические резервы
Россия могла бы помочь Западному военному округу хоть как-то нарастить логистическую мощь. Как отмечал Майкл Кофман (Michael Kofman), НАТО обладает способностью к «горизонтальной эскалации», угрожая большинству российских театров военных действий. Игнорировать эту угрозу Генштаб не может. В результате вне угрозы остаются лишь Центральный военный округ и частично Восточный, они-то и способны помочь Западному. Тем не менее, предоставленные ими средства МТО пойдут на силы сопровождения. В российской армии нет лишних грузовиков, которые не поддерживали бы задействованные в конфликте силы.
В условиях войны в Прибалтике или Польше сильной стороной российской армии была бы ее способность мобилизовать солдат запаса и гражданские транспортные средства. Мобилизационный потенциал, наследие Второй мировой и холодной войн, «встроен» в российскую экономику. Однако мобилизация гражданского населения сопряжена с серьезными экономическими и политическими издержками. Для поддержания политической стабильности внутри страны, российский народ должен искренне верить в то, что он действительно защищает родину, а не просто выполняет прихоть Путина. В последний раз российское правительство возлагало большие надежды на призывников и резервистов во время Первой чеченской войны (1994-1996). Не прошло и двух месяцев, как возникло крупное антивоенное движение с солдатскими матерями во главе.
Мультимедиа
«Армата» против германского «Леопарда»: кто победит? (ИноСМИ)
Лучший танк Второй мировой войны. «Тигр» vs Т-34
Без логистической паузы российской армии будет трудно провести наземное наступление на расстояние более 145 километров за пределами границ бывшего СССР. НАТО не стоит ждать крупномасштабного российского вторжения в страны Балтии или Польшу. Альянсу необходимо сосредоточиться на возможности использовать логистические проблемы РФ, чтобы отвести её силы как можно дальше от складов снабжения и взять на прицел слабые места в инфраструктуре тылового обеспечения и силах МТО в целом. С большей долей вероятности Россия захватит небольшие участки вражеской территории в радиусе 145 километров, нежели предпримет крупное вторжение в рамках стратегии свершившегося факта.
Не похоже, что Россия организует силы МТО с расчетом на вторжение или блицкриг на территории Польши. В качестве альтернативы российское правительство создало армию, идеальную для стратегии активной обороны. Российские вооруженные силы способны вести боевые действия на своей территории или вблизи своей границы, а также осуществлять дальние ударные операции. А вот к продолжительному наземному наступлению далеко за пределами российских железных дорог без логистических пауз или массовой мобилизации резервных сил они не способны.
На нынешнем этапе интерпретировать намерения России затруднительно. Наращивание военной мощи на границе с Украиной может оказаться подготовкой к вторжению, а может — очередным раундом силовой дипломатии. Тем не менее, анализ возможностей российской военной логистики может дать НАТО некоторое представление о том, как в дальнейшем поведет себя Москва и что западный альянс может сделать для защиты своих интересов.
Подполковник Алекс Вершинин имеет 10-летний опыт работы на передовой в Корее, Ираке и Афганистане, включая четыре командировки в горячие точки. С 2014 года занимается вопросами моделирования и имитации в отделе концептуальных разработок и исследований для НАТО и вооруженных сил США.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.