что такое расчет списания долей косвенных расходов
Закрытие косвенных затрат с 2021 года по ФСБУ 5/2019 «Запасы»
В связи с вступлением в силу с 2021 года учёта ФСБУ 5/2019 «Запасы» изменился алгоритм закрытия затратных счетов в программных продуктах 1С. И это вновь и вновь вызывает кучу вопросов у бухгалтеров. Попробуем разобраться с ними в этой статье.
Итак, напомним, что к счетам учёта затрат относятся счета 20, 23, 25, 26, 44.
Все расходы, в свою очередь, подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые — это те, которые напрямую связаны с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Например, стоимость сырья и материалов, аренда производственных мощностей, амортизация производственного оборудования, зарплата работников цеха.
Косвенные же расходы невозможно отнести к какому-то конкретному продукту, например, зарплата работников административно-управленческого состава, амортизация принтера бухгалтерии, аренда офисного помещения.
Исходя из вышесказанного, вы могли сделать для себя ложный вывод, что все затраты, связанные с производством, являются прямыми, но это не так. Например, у вас в производстве может быть оборудование, которое используется не для конкретного вида продукции, и тогда затраты, связанные с приобретением и обслуживанием такого производства, будут являться косвенными.
Поэтому первое, что нужно определить для себя, — это какие расходы для вас прямые, а какие — косвенные.
Закрытие 26 счёта
26 счёт обычно применяют для отражения косвенных расходов в разрезе статей затрат.
И если ранее на 26 счёте мы могли отражать и расходы, связанные с производственным процессом, то теперь нет. Новый порядок подразумевает на нём отражение лишь управленческих расходов.
В конце каждого месяца обработкой «Закрытие месяца» программа по определённому алгоритму закрывает 26 счёт таким образом, что на нём отсутствует конечное сальдо. Вопрос лишь в том, на какой счёт и по какому принципу он закрывается.
Согласно новому ФСБУ 5/2019, в фактическую себестоимость готовой продукции не включаются управленческие расходы, кроме случая, когда эти затраты являются прямыми. То есть до 2021 года 26 счёт мог закрываться либо на 90-й счёт, либо на счета 20, 23 или 29. Теперь же второй метод программой не предусмотрен!
Давайте разберёмся сначала с настройками.
В программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0 перейдём в раздел «Главное» и выберем пункт «Учётная политика».
До 2021 года здесь был переключатель «Общехозяйственные расходы включаются» и два варианта: «В себестоимость продаж» или «В себестоимость продукции, работ, услуг».
Теперь же такого переключателя нет и закрытие 26 счёта зависит от флагов «Выпуск продукции» и «Выполнение работ, оказание услуг».
Если хоть один из этих флажков установлен, то 26 счёт и в бухгалтерском и в налоговом учёте закроется на счет 90.08.1.
Рассмотрим условный пример: введём документ, регистрирующий косвенные затраты, например, акт на аренду офиса.
Перейдём в раздел «Покупки» и выберем пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)». В открывшемся окне нажмём на кнопку «Поступление» и из выпадающего меню кликнем на «Услуги (акт, УПД)».
В новом документе введём данные из акта: номер, дата, наименование контрагента, договор. Затем в табличную часть документа добавим строку с услугой «Аренда офиса УК» и отнесём её на 26 счёт. Проведём документ.
Затем перейдём в раздел «Операции» и выберем пункт «Закрытие месяца».
В открывшемся окне выберем нужный нам месяц и нажмём на кнопку «Выполнить закрытие месяца». Когда все пункты обработки будут выполнены (шрифт станет зелёного цвета), нажмём на операцию «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26» и в новом окошке выберем «Показать проводки»:
В проводках мы увидим, что сумма, отнесённая нами на 26 счёт, в полном объёме будет списана на счёт 90.08.1.
Но следует помнить о том, что есть организации, у которых выпуск продукции и оказание услуг отсутствует в их деятельности.
Для таких предприятий настройка учётной политики не будет включать флаги «Выпуск продукции» и «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам».
При такой настройке счёт 26 в бухгалтерском учёте будет закрываться на счёт 90.02.1, а в налоговом учёте согласно регистру сведений «Методы определения прямых расходов производства в НУ».
Посмотрим на такие настройки.
Вернёмся в раздел «Главное» — Учётная политика» и снимем флаги, связанные с производством.
Затем перейдём в раздел «Главное» и выберем пункт «Налоги и отчёты».
В открывшемся окне перейдём на вкладку «Налог на прибыль» и перейдём по ссылке «Перечень прямых расходов».
Добавим новую строку, в которой укажем, что затраты по 26 счёту с субконто «Прочие затраты» должна закрываться на счёт 90.02.1.
Внимание! Такую настройку следует делать лишь в том случае, если данные затраты являются прямыми. В таком случае мы бы рекомендовали относить такие затраты на 25 счёте. Но в рамках примера рассмотрим такую настройку.
Вновь сделаем закрытие месяца и посмотрим на проводки, сделанные в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26».
Согласно нашей настройке, ранее введённые нами затраты будут закрыты на счёт 90.02.1.
Если же в учётной политике флаги, касающиеся производства будут сняты, а в настройках перечня прямых затрат не будет строки с корреспонденцией 26 счёта, программа сделает закрытие затрат 26 счёта в бухгалтерском учёте на счёт 90.02.1, а в налоговом на 90.08.1, и проводки будут выглядеть следующим образом:
Закрытие 25 счёта
На 25 счёте принято отражать косвенные затраты, связанные с производственным процессом.
В конце каждого месяца затраты с 25 счёта закрываются на 20 счёт путём распределения общепроизводственных расходов на виды продукции, работ, услуг. Производится это распределение пропорционально показателям, предусмотренным учётной политикой организации.
Обратимся к настройкам учётной политики («Главное» — «Учётная политика»).
В графе «База распределения» выбирается показатель, пропорционально которому 25 счёт будет относиться на 20-й. Это могут быть прямые затраты, оплата труда и другие.
При этом некоторым организациям нужно, чтобы затраты подразделений, например, Цеха № 1 распределялись относительно оплаты труда, а Цеха № 2 — по плановой себестоимости выпуска.
Такую настройку можно сделать, перейдя по ссылке «Особые правила распределения — не установлены». Настройка будет выглядеть следующим образом:
С бухгалтерским учётом разобрались. В налоговом же учёте распределение затрат происходит благодаря настройке перечня прямых затрат, который мы рассматривали выше.
Рассмотрим пример. Установим в учётной политике базой распределения косвенных затрат 25го счёта — оплату труда. Особые правила распределения заполнять не будем.
Затем введём затраты на 25 счёт.
Для этого перейдём в раздел «Покупки» и выберем пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)». В открывшемся окне нажмём на кнопку «Поступление» и из выпадающего меню кликнем на «Услуги (акт, УПД)».
В новом документе введём данные из акта: номер, дата, наименование контрагента, договор. Затем в табличную часть документа добавим строку с услугой «Ремонт ОС» и отнесём её на 25 счёт. Проведём документ.
Прежде чем переходить к закрытию месяца посмотрим и проанализируем базу распределения расходов. Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счёту 20 с отбором по статье затрат «Оплата труда» в разрезе подразделений. Для этого перейдём в раздел «Отчёты» и выберем пункт «Оборотно-сальдовая ведомость по счёту».
В открывшемся окне отчёта установим период и выберем счёт 20, а затем нажмём на кнопку «Настройки». На первой вкладке «Группировка» установим флаг «Подразделение», а на вкладке «Отбор» укажем «Статьи затрат — равно — Оплата труда» и сформируем отчёт.
Получается затраты на 25 счёте будут распределяться на 20й в пропорции 1/3 и 2/3. Перейдём в раздел «Операции» и выберем пункт «Закрытие месяца».
В открывшемся окне выберем нужный нам месяц и нажмём на кнопку «Выполнить закрытие месяца». Когда все пункты обработки будут выполнены (шрифт станет зелёного цвета), нажмём на операцию «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26» и в новом окошке выберем «Показать проводки».
В проводках мы увидим, что сумма затрат на 25 счёте (в нашем примере 20 000 рублей) была распределена по цехам пропорционально начисленной заработной плате. Проверить это легко, нужно 20 000 рублей поделить на 3, чтобы получить сумму для Цеха № 1 и умножить на 2/3, чтобы рассчитать сумму для Цеха № 2.
Обратите внимание на то, что в налоговом учёте эти суммы стали во временную разницу. Это произошло из-за того, что мы не производили настройку «Налогов и отчётов», а именно «Перечень прямых расходов». Поэтому программа закрыла 25 счёт, как косвенные расходы на счёт 90.08.1.
Для того, чтобы программа закрывала 25 счёт в налоговом учёте, также, как и в бухгалтерском, перейдём в раздел «Главное» и выберем пункт «Налоги и отчёты».
В открывшемся окне перейдём на вкладку «Налог на прибыль» и перейдём по ссылке «Перечень прямых расходов».
Добавим новую строку, в которой укажем, что затраты с видом расходов в налоговом учёте «Прочие затраты» относятся к прямым. Такая настройка будет выглядеть следующим образом.
Повторим закрытие месяца и проанализируем проводки.
Разниц между бухгалтерским и налоговым учётом не возникает, распределение затрат происходит пропорционально оплате труда в обоих учётах.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Методы распределения косвенных затрат в 1С 8.3: пошагово для начинающих
Разделение расходов на прямые и косвенные организации устанавливают самостоятельно в учетной политике. Данная настройка в программе очень важна: от нее зависит корректное отражения расходов при закрытии месяца и в дальнейшем отражение их в отчетности.
Из статьи вы узнаете:
Как настроить в 1С 8.3 прямые и косвенные расходы
Прямые и косвенные расходы в БУ и НУ — не одно и тоже. И настраиваются они в 1С в разных местах.
Налоговый учет
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
Если Вы являетесь подписчиком системы БухЭксперт8, тогда читайте дополнительный материал по теме:
Бухгалтерский учет
В конце месяца прямые расходы могут иметь остаток — НЗП. Косвенные расходы же списываются полностью:
Настройка распределения расходов в БУ на прямые и косвенные в 1С не требуется, т. к. они распределены изначально согласно счетам учета.
В рамках данной статьи мы подробнее рассмотрим счета, которые подлежат распределению, а именно счета 25 и 26.
Методы распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов в 1С 8.3
Распределение затрат возможно, только если используется 20 счет.
Общехозяйственные расходы могут распределяться:
Общепроизводственные расходы распределяются только на себестоимость выпуска — 20 (23) счет, также согласно настройкам распределения.
Методы распределения косвенных расходов в 1С 8.3
Что и как распределяем:
Пропорционально чему распределяются затраты (расчетные коэффициенты):
Распределения расходов в 1С 8.3 на примере
Организация снимает в аренду два помещения, используемых как офис и производственный цех.
Стоимость аренды составила:
Согласно учетной политики, общехозяйственные расходы списываются в себестоимость продаж, а общепроизводственные расходы распределятся в зависимости от доли материальных затрат. Учет вспомогательных производств (счет 23) не ведется.
Для отражения затрат в обоих случаях используется документ Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт). Разница только в счетах учета, затраты на аренду офиса отражаются по счету 26, а производственного цеха – 25.
При закрытии месяца сумма по счетам 25 и 26 распределится согласно настройкам учетной политики.
Для этого примера базу можно посмотреть в отчете Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 (23) с отбором по Виду расхода — Материальные расходы.
Ошибка при закрытии счетов 20, 23, 25, 26
Если при закрытии месяца расчетные коэффициенты не были определены, программа 1С 8.3 выдаст ошибку.
Для ее исправления необходимо проверить, насколько корректно настроена база распределения. Затраты не распределятся, если нет расчетных коэффициентов. Подробнее
Если Вы являетесь подписчиком системы БухЭксперт8, тогда читайте дополнительный материал по теме:
Если Вы еще не подписаны:
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Все комментарии (4)
Спасибо за полезную статью. Но, видимо, она написана для версий КОРП — судя по тому, что в методах распределения косвенных затрат можно указать подразделение?
У нас база просто БП 3.0, не КОРП. Счет 25 распределяется (списывается на 20-й) между номенклатурными группами (на которых организован позаказный учет) пропорционально выручке. Но, похоже, что без прямых расходов косвенные расходы распределяются пропорционально выручке между всеми ном.группами, а при наличии — косвенные расходы распределяются между теми ном.группами, на которых в данном месяце есть прямые. Может такое быть?
Моя версия: где-то в базе есть данные по подразделениям (могли перенестись из управленческой базы) – невидимые глазу, но влияющие на результат. Можно ли это как-то проверить? Теоретически, они станут видны в случае перехода на версию КОРП, и сразу можно будет использовать новые возможности, а сейчас они влиять не должны — но, похоже, делают это.
Спасибо за внимание к нашему материалу. Статья написана для версии ПРОФ.
Если выбирать База распределения — Выручка, то доступна аналитика Подразделение.
Все вопросы по 1С Вы можете задавать в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
Личный кабинет
.
Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.
Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.
Какие бывают затраты с точки зрения бухучета
Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».
Косвенные затраты
Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.
Прямые затраты
Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.
В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.
Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные
Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.
Внереализационные расходы
Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.
Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.
Другие виды затрат для финансового учета
Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.
Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.
Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.
Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.
Кто должен вести разделение затрат
Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.
В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.
Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.
Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете
В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.
В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.
Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.
Как списывать расходы
Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.
Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.
Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.