Наиболее популярны полотна из полиуретана, синтетического пластика, в равной мере применяемого на автоматических и полуавтоматических трафаретных станках. Несмотря на высокую стоимость, он намного выносливее к истиранию, выдерживает длительные воздействия агрессивных химических веществ. Большинство разновидностей полиуретана, используемых в трафаретной печати — изготавливаемые из дифенилметандиизоцианата (МДИ) материалы. Причина их использования — самая высокая, среди продуктов этого типа, химическая и механическая стойкость.
Твёрдые и мягкие
Главная задача при выборе ракельного полотна — установление его твёрдости, требуемой для конкретной работы. Измеряется она специальным прибором — твердомером (в буквальном переводе с англ. — дюрометром) по шкале Шора А, располагаясь в диапазоне 50–95 единиц. Условно, к мягким ракелям можно отнести полотна с твёрдостью 60, к средним — 70, к твёрдым — 80, к полотнам высокой твёрдости — 90 единиц.
Наибольшей популярностью, независимо от типа работ, пользуются ракели со средней твёрдостью 70 единиц Шора А, обеспечивающие качественный перенос красочной плёнки на материал. Тем не менее, на выбор твёрдости сильное влияние оказывает тип краски: более агрессивные, например, сольвентные или УФ-отверждаемые способствуют износу ракеля больше, чем стандартный пластизоль или водные краски. Чем жёстче ракельное полотно, тем оно устойчивее к растворителям. Чтобы предотвратить деформации, используйте более твёрдые полотна.
Затруднить выбор ракеля может тип используемого печатного оборудования. У жёстких полотен коэффициент трения ниже, и они меньше подвержены истиранию. Полотна высокой жёсткости рекомендуются при большой скорости в автоматических машинах: в процессе печати их износ ниже. Более мягкие используются при низком давлении и малом коэффициенте трения, т.е., в основном, на ручных станках. Зависит жёсткость ракельного полотна и от печатаемого сюжета. Мягкие ракели переносят более толстый слой краски, чем твёрдые, поэтому рекомендуются при печати плашечных работ. Для растра больше подойдут жёсткие, продавливающие сквозь сито небольшое количество краски.
При печати растровых работ очень важно настроить давление нажатия и установить ракель под углом 75°, иное его значение приведёт к большему переносу краски на запечатываемый материал, растровые точки будyт воспроизводиться нестабильно.
Большинство производителей маркируют ракельные полотна цветом, меняющимся в зависимости от их жёсткости. Например, одна из версий: 60 Шор A — прозрачный, 70 Шор A — зелёный, 80 Шор A — красный, 90 Шор А — молочно-матовый. К сожалению, стандартов цветовой разметки не существует.
Одно из самых больших новшеств в технологии ракельных полотен за прошедшие 15 лет — совмещение в одном ракеле полотен разной жёсткости, позволяющее формировать двух- и трёхслойные полотна, резко улучшающие качество трафаретной печати. Работая с однослойным ракелем, при снижении качества передачи краски, печатники увеличивают давление на него, чтобы сгладить изъяны и неровности. Но при этом лезвие изгибается. Избежать этого можно с помощью многослойных и композитных (со стекловолоконной вставкой) ракельных полотен, исключающих изгибы и обеспечивающих постоянство угла атаки. В многослойных ракелях по краям — более мягкий материал (60 или 70 Шор А), в центре более твёрдый (90 Шор А). Итог — прочная армирующая середина не позволяет ракелю изогнуться при увеличении давления. При выборе полотна следует учитывать, что у двухслойного ракеля лишь две рабочих грани (в отличие от однослойного и трёхслойного) и он дороже, чем однослойный. У трёхслойного, как и однослойного, — четыре грани, он стабильнее в работе, но стоит больше, чем двухслойный и однослойный.
Ракели — анфас и в профиль
Толщина передаваемого ракелем слоя краски, зависит от типа его профиля. Среди предлагаемых на рынке профилей — прямоугольный; с V-образной заточкой; с полукруглым краем; с односторонней заточкой; с двух и трёхслойной заточкой; композитный со стекловолоконной вставкой. Прямоугольный — самый распространённый в трафаретной печати, позволяет печатать на плоских и цилиндрических поверхностях. Профиль с закруглённым краем, как правило, используют в текстильной промышленности и там, где необходим большой перенос краски. Типичные сферы применения скошенных лезвий (V-образный и с односторонней заточкой) — печать по скруглённым поверхностям. Двух и трёхслойные ракели (70\90 или 70\90\70) удобны тем, что при нажатии не происходит изменения их угла атаки, а перенос краски полностью выполняет кромка твёрдостью 70 ед. по шкале Шора А.
Обслуживание и хранение
При работе с агрессивными красками, во избежание впитывания краски в ракельное полотно, каждая его сторона не должна использоваться более 4 часов. И не следует продолжать работу с полотном после того, как оно начнёт крошиться. Деформация и размягчение — последствия слишком долгого нахождения ракеля в краске. Отработанный ракель вытащите из держателя и протрите очистителем, удалив все остатки краски. Повторное использование — только по истечении 24–48 часов. Хранение ракельных полотен из полиуретана — в сухом прохладном помещении. Поскольку продажа полотен осуществляется в бухтах (катушках), а иногда и в виде «нарезки», скрученное полотно нужно сразу распрямить, разложив на столе или повесив на стену.
Рассказ о ракеле Ответы на часто задаваемые вопросы.
The Squeegee Story Answers to frequently-asked questions.
Spence Ingerson, for Screen Printing Magazine
Есть ли один элемент, который символизирует нашу индустрию?
Один тотем, который признается и учеником и мастером? Конечно, это ракель. После того как на сетку положена краска, а на столе расположено изделие, ракель начинает играть свою лидирующую роль в шелкографии. Надеюсь, в конце этой статьи у вас будет достаточно информации для правильного выбора ракеля и устранения различных проблем.
Из чего изготавливают ракель?
Прошло почти 10 лет с тех пор, как черные неопреновые и коричневые buna-N ракели были вытеснены высокоплотными полиуретановыми с цветовой кодировкой. Высокоплотное ракельное полотно обладает стойкостью к агрессивным краскам и растворителям, в то время как цветовая кодировка жесткости особенно необходима тем, кто печатает различными красками и на различных поверхностях. Например, ракель синего цвета для печати на темных тканях, легко отличить от оранжевого для растровой печати.
Некоторые ракели являются композитными. Для предотвращения скручивания от чрезмерного давления, ракель прокладывают между алюминиевых полосок. Сегодня некоторые ракели представляют трехслойную конструкцию, центральным компонентом которых является жесткий полиуретан или файберглэс, находящийся между двумя слоями мягкого полиуретана. Это обеспечивает более гибкий печатающий край с одновременным уменьшением изгиба полотна.
Некоторые композитные ракели имеют жесткий материал в верхней части и мягкий полиуретан в нижней части.
Что такое дюрометр (durometer)?
Прибор, использующийся для измерения твердости, также называется дюрометр. Прибор имеет щуп, которым надавливают на поверхность ракельного полотна, значение твердости считывают по шкале.
В шелкографии используются ракели твердостью 50-95 в зависимости от изделия, номера сетки и уровня ее натяжения. Очень мягкий ракель (например, 55 дюрометр) может быть использован для печати на предметах одежды с различной толщиной ткани и других поверхностях, однако ракель будет изгибаться под действием давления.
Жесткие ракели (например, 80 дюрометр) гораздо меньше подходят для печати на необычных поверхностях, таких как текстурированный текстиль, однако эти ракели понадобятся при высокоскоростной печати или печати с плотными и вязкими пластизолевыми красками.
Комбинированные ракели (multidurometer) представляют собой комбинацию двух различных жестокостей в одном полотне:
• dual-durometer (например, комбинация 60/90). Недостатком такой конструкции является то, что имеется только одна печатающая сторона, поэтому необходимо давать «отдых» после длительного использования. Печать в одном направлении будет иметь тенденцию к изгибу ракельного полотна. Жесткая часть ракеля менее проницаема для растворителей и будет иметь меньшую тенденцию к деформации по сравнению с мягкой печатающей стороной.
• полотно triple-durometer (например, комбинация 70/90/70) стало естественным шагом в развитии ракеля. Ракель с таким полотном имеет две печатающие стороны, что позволяет избежать проблем как у dual-durometer.
Необходимо также обращать внимание на ракеледержатель. Например, Indexable Squeegee®, от Printer’s Edge, Warren, OH, имеет держатель, который позволяет уменьшить свободную высоту ракельного полотна, тем самым влиять на жесткость. По мере необходимости, полотно можно выдвигать из держателя.
Какой профиль ракельного полотна работает лучше?
Помимо выбора твердости ракельного полотна существует возможность выбора формы профиля.
В текстильной печати используются профили прямоугольной и закругленной формы в зависимости от номера сетки и желаемой толщины слоя краски.
Какой должен быть край ракеля?
Для высокодетальной высококачественной печати, особенно на автоматическом оборудовании, кромка ракеля должна быть не только острой, но на ней также должны отсутствовать зазубрины, волнистость и неравномерность высоты. Крошечные зазубрины края могут стать причиной появления полос, особенно заметных на больших поверхностях, напечатанных в один цвет полупрозрачной краской. Волнистость печатающего края может возникнуть из-за сжатия ракеледержателем, набухания полотна под химическим воздействием или неправильного хранения. Следствием волнистости может стать неравномерное покрытие краской и изменение оттенка в тех местах, где между печатающим краем ракеля и сеткой образуется зазор. Если высота ракельного полотна неодинакова, вы можете обнаружить, что одна сторона или угол оттиска не имеет совмещения. Из-за этого плохая печать может получиться даже на очень хороших автоматах. Устройства для заточки ракельного полотна (от простейших до 4-х метровых ременного типа) могут удалить тонкий слой с полотна 80-90 дюрометр и восстановить форму полотна. Единственное, эти устройства не смогут скорректировать проблему изгиба (скручивания) полотна, которая возникает из-за неправильного ухода за ракелем.
Какой длины должен быть ракель?
Выбирайте ракель такой длины, чтобы быть на 1″ (2.54 см) шире с каждой стороны дизайна. Длина ракеля должна быть также приемлема к размеру рамы. Если край ракеля будет слишком близок к раме, потребуется повышенное давление при печати, что приведет к преждевременной порче трафарета и т.д. Расстояние между краем дизайна и рамой должно быть минимум 3″ (7.6 см), т.е. если внутренняя ширина рамы 22″ (55 см), ракель не должен быть длиннее 18″ (45 см). Большинство производителей ракельных полотен рекомендуют слегка «скруглять» острые грани полотна. Это будет меньше разрушать трафарет.
Под каким углом лучше печатать?
Если вы держите ракель под углом 90 к сетке, вы не сможете обеспечить достаточного давления для проникновения краски через сетку. Наоборот, если вы уменьшите угол так чтобы, ракельное полотно стало наклонено слишком сильно к сетке, тогда слишком много краски будет проникать через сетку. Большинство печатников считают, что оптимальным углом при печати является величина 15-20 (от вертикали), обеспечивающая нормальный слой краски. Установка точного угла также зависит от профиля и жесткости ракельного полотна.
Насколько важна скорость движения ракеля?
От скорости движения ракеля зависит количество краски, которое проникает через сетку. Например, используя пластизолевые краски, чем выше скорость движения, тем меньше краски продавливается через сетку. В этих случаях количества продавленной краски может не хватить для полного покрытия вашего дизайна. Вы не сможете увеличить скорость печати, если краска слишком густая. Есть два выхода: разбавить краску (разбавителем или экстендером) или увеличить твердость ракеля. Помните, что пластизоли меняют свойства при перемешивании: они будут слегка терять вязкость под действием ракеля при перемещении по сетке и печати. Возможно, потребуется подкорректировать скорость печати в конце печати большого тиража. Краски на водной базе (включая обесцвечивающие краски), имеющие меньшую вязкость, чем пластизоли, могут быть напечатаны с более высокой скоростью. В основном, краски имеют тенденцию печататься лучше при более высокой скорости.
С каким давлением печатать?
Можно ли избежать болевых ощущений при печати?
Как нужно ухаживать за ракелем?
В заключение несколько основных моментов по уходу за ракелем:
• Если ракельное полотно пришло в скрученном состоянии, распрямите его и храните в таком состоянии подальше от источника тепла.
• По окончанию работы, протирайте и чистите ракельное полотно умеренным растворителем. Никогда не позволяйте впитываться краске или растворителю в полотно.
Правильно заботясь о своих ракелях, вы не будете тратить время на поиск ответа на старый вопрос в трафаретной печати: «Почему ничего не получается?»
Если вы не нашли на нашем сайте интересующую вас информацию, дайте нам знать и мы предоставим ее в самые сжатые сроки.
Телефоны для контактов в Москве: +7(499)408-1864; +7(926)615-3233
Как выбрать ракельное полотно для трафаретной печати
Выбор ракеля имеет ключевое значение для качества трафаретной печати. Некогда эти изделия производились из каучука и не отличались устойчивостью к истиранию и воздействию растворителей. Ракельное полотно из неопрена также было вытеснено с рынка материалами с более высокой плотностью. Инструмент из полиуретана можно использовать как на автоматическом, так и на полуавтоматическом оборудовании. При этом он способен выдержать воздействие химических веществ.
Сегодня на рынке легко найти ракели для трафаретной печати всех видов, отличающиеся степенью твердости и формой. Даже в одном элементе могут быть совмещены полотна разной жесткости. Кроме многослойных вариантов в продаже представлены и композитные изделия со стекловолоконными вставками. Выбор зависит от особенностей запечатываемой поверхности, используемых красок и других факторов.
Цветовая кодировка твердости
В шелкографии применяют ракельное полотно жесткостью от 50 до 95 Шор А. Каждый производитель предлагает условную цветовую кодировку продукции. Оттенки обозначают определенную степень твердости изделия. Например, более мягкий элемент синего цвета подходит для нанесения изображений на ткань, а твердый оранжевый – для растровой печати.
Профиль ракеля
Чтобы добиться идеального результата, также необходимо правильно подобрать профиль ракеля. От решения будет зависеть не только качество печати, но и удобство работы и расход краски. В каталоге компании «ТампоМеханика» можно найти все виды ракелей известного бренда APOLAN International:
Продукция американской марки востребована во всем мире благодаря высоким стандартам качества. Выбирайте ракельное полотно любого типа, жесткости и размера.
Вполне вероятно, что ракельное полотно будет оказывать более существенное влияние на внешний вид конечного отпечатка, чем какой-либо другой регулируемый параметр печатной машины. Правильный выбор ракельного полотна, уход за ним и его использование играют фундаментальное значение для успешных результатов трафаретной печати.
Изготавливают ракельное полотно из трёх видов материалов: 1) Каучук — самый доступный и дешёвый материал. Испытания каучуковых полотен показали, что материал нестоек к истиранию, агрессивным растворителям (сольвентные краски) и мономерам (УФ краски). 2) Неопрен — искусственная синтетическая резина из производных продуктов ацетилена. Немного дороже, чем каучук, но более стоек к химическим и физическим воздействиям. 3) Полиуретан (синтетический пластик) — полотна данного типа наиболее популярны. Он дорог, но намного выносливее к истиранию и выдерживает длительное воздействие агрессивных химических растворителей.
Ракельное полотно выполняет четыре основные функции: 1) Продавливает краску через трафаретную сетку; 2) Обеспечивает и сохраняет контакт сетки с поверхностью нанесения; 3) Приспосабливает трафаретную сетку и поверхность нанесения; 4) Удаляет краску с сетки. Все эти функции, в большей или меньшей степени, подвержены влиянию таких параметров ракельных полотен, как: твёрдость, свободная высота, профиль сечения, угол заточки, скорость перемещения, давление и состояние кромки ракельного полотна.
Итог — прочная армирующая середина не позволяет ракелю изогнуться при увеличении давления. Отметим один из современных способов фиксации угла атаки однослойных ракелей — систему Flex Control компании Printer’s Edge, представляющую собой ракеледержатель с регулируемой по всей длине фиксирующей скобой. При выборе полотна следует учитывать, что у двухслойного ракеля лишь две рабочих грани (в отличие от однослойного и трёхслойного) и он дороже, чем однослойный. У трёхслойного, как и однослойного — четыре грани, он стабильнее в работе, но стоит больше, чем двухслойный и однослойный. Композитный ракель — самый дорогой, имеет литой профиль, обладает большей тиражестойкостью.
Определение наиболее подходящего для печатной машины установки угла наклона ракельного полотна является жизненно важной частью процесса нахождения характерных особенностей производственного процесса. Следует стремиться использовать минимальное давление ракельного полотна, необходимое для обеспечения хорошего выкрывания. Этот параметр будет зависеть от запечатываемой подложки. Чтобы определить минимальное давление для каждой подложки, следует изготовить серию пробных отпечатков до тех пор, пока ракель не перестанет обеспечивать полное выкрывание подложки краской. Затем следует снова увеличить давление ракельного полотна до тех пор, пока не будет получено идеальное выкрывание. Если устанавливаемая сила давления будет приводить к искривлению ракельного полотна, или к значительным изменениям угла установки ракеля, то это неизбежно отрицательно скажется на качестве отпечатка.
Количество краски, продавливаемое сквозь сетку, является зависимой величиной от скорости передвижения ракельного полотна, и большинство красок более технологично наносятся именно при высоких скоростях движения ракельного полотна. Однако слишком большая скорость может негативно повлиять на укрывистость оттиска. Оптимальная скорость ракельного полотна должна меняться в соответствии с вязкостью наносимой краски и используемой сеткой для получения хорошей урывистости.
Установка большого печатного зазора отрицательно сказывается на приводке, цветовом балансе и разрешении. Она требует бóльшего усилия прижима ракеля, чтобы привести сито в контакт с подложкой, вызывая увеличение толщины наносимого красочного слоя, более высокую степень растискивания растровой точки и возможное преждевременное повреждение сита и трафаретного покрытия. Слишком большой печатный зазор также может привести к смазыванию, появлению пузырьков воздуха и следов от сита на отпечатке. Также следует учитывать, чем больше растягивается сито при приведений его в контакт с подложкой, тем больше вероятность искажения отпечатка. По этим причинам следует выбрать наименьший из возможных печатных зазоров. В качестве общего правила, печатный зазор следует устанавливать около 1.5 мм. Максимальная величина печатного зазора, которую еще можно считать приемлемой обычно составляет от 3-5 мм, в зависимости от размера трафарета и силы натяжения сетки.
От кромки ракельного полотна зависит количество переносимой краски на оттиск. Для растровых работ целесообразно применять ракельные полотна с острой кромкой, а для плашечных работ – закруглённой. Для высококачественной печати, особенно на автоматическом оборудовании, кромка ракеля должна быть не только острой, но на ней также должны отсутствовать зазубрины, волнистость и неравномерность высоты. Крошечные зазубрины кромки ракельного полотна могут стать причиной появления полос, особенно заметных на больших поверхностях, напечатанных в один цвет полупрозрачной краской. Волнистость печатающего края может возникнуть из-за набухания полотна под химическим воздействием или неправильного хранения. Устранение неровностей и полос на ракеле достигается тщательной шлифовкой чисто заточенной кромки ракельного полотна с помощью полировочного полотна или же специальных станков для шлифования, использующих для полировки высококачественные алмазные диски.
При печати с высоким разрешением ракельное полотно следует устанавливать в станке под углом 75-80° к печатному столу. Этот угол определяется прямой, проходящей по центру ракеледержателя и полотна до приложения давления. Сильные отклонения от этого значения могут неблагоприятно воздействовать на дозировку подачи краски и точность приводки. Крутой угол: в этом положении ухудшается гибкость ракеля, что усиливает трение между ракелем и тканью трафарета. Срезающий эффект ракеля сокращает количество наносимой краски, растягивая при этом ткань трафарета, что ведет к потере точности приводки красок и быстрому изнашиванию трафаретной печатной формы.
Ракельное полотно — один из важнейших компонентов трафаретной печати. А на заре развития шелкографии его изготавливали из обычного каучука…
На качество работы ракельного полотна влияет множество факторов. Из-за трения оно изнашивается, и краска неравномерно продавливается сквозь сито. Сольвентные и УФ-краски заметно сокращают ресурс: полотно постепенно разбухает или размягчается. Играют роль и сильные растворители.
Изготавливают ракельное полотно из трёх видов материалов: каучука, неопрена и полиуретана. Первый — самый дешёвый и доступный. Испытания каучуковых полотен показали, что материал нестоек к истиранию и агрессивным растворителям. Искусственная синтетическая резина из производных продуктов ацетилена (неопрен) немного дороже, но более стойка к химическим и физическим воздействиям.
Наиболее популярны полотна из синтетического пластика (полиуретана), в равной мере применяемого на автоматических и полуавтоматических трафаретных станках. Он дорог, но намного выносливее к истиранию и выдерживает длительное воздействие агрессивных химических веществ. Большинство разновидностей, используемых в трафаретной печати, — изготавливаемые из дифенилметандиизоцианата (МДИ) материалы. Причина их использования — самая высокая среди продуктов этого типа химическая и механическая стойкость.
Твёрдые и мягкие
Главная задача при выборе ракельного полотна — установление его твёрдости, требуемой для конкретной работы. Измеряется она специальным прибором — твердомером (в буквальном переводе с англ. дюрометром) по шкале Шора А, располагаясь в диапазоне 50—95 единиц. Условно, к мягким ракелям можно отнести полотна с твёрдостью 60, к средним — 70, к твёрдым — 80, к полотнам высокой твёрдости — 90 единиц.
Все приборы оснащены диском с цифровой разметкой и индикаторной стрелкой. Чувствительный элемент (игла) при нажатии утапливается в измеряемое изделие, а на «циферблате» отображается число. Для сохранения точности прибор должен проходить ежегодную аттестацию (калибровку).
Наибольшей популярностью, независимо от типа работ, пользуются ракели со средней твёрдостью 70 единиц Шора А, обеспечивающие качественный перенос красочной плёнки на материал. Но на выбор твёрдости сильное влияние оказывает тип краски: более агрессивные (сольвентные и УФ-отверждаемые) способствуют износу ракеля больше, чем стандартный пластизоль или водные краски. Чем жёстче ракельное полотно, тем устойчивее к растворителям. Чтобы предотвратить деформации, используйте более твёрдые полотна.
Затруднить выбор ракеля может тип печатного оборудования. У жёстких полотен коэффициент трения ниже, и они меньше подвержены истиранию. Полотна высокой жёсткости рекомендуются при большой скорости в автоматических машинах: в процессе печати их износ ниже. Более мягкие используются при низком давлении и малом коэффициенте трения, в основном, на ручных станках. Зависит жёсткость ракельного полотна и от печатаемого сюжета. Мягкие ракели переносят более толстый слой краски, чем твёрдые, поэтому рекомендуются при печати плашечных работ. Для растра лучше подойдут жёсткие, продавливающие сквозь сито небольшое количество краски.
При печати растровых работ очень важно настроить давление нажатия и установить ракель под углом 75°, иное значение приведёт к большему переносу краски на запечатываемый материал, растровые точки воспроизведутся нестабильно.
Большинство производителей маркируют ракельные полотна цветом, меняющимся в зависимости от жёсткости. Например, одна из версий: 60 Шор A — прозрачный, 70 — зелёный, 80 — красный, 90 — молочно-матовый. К сожалению, стандартов цветовой разметки нет.
Одно из самых больших новшеств в технологии ракельных полотен за прошедшие 15 лет — совмещение в одном ракеле полотен разной жёсткости, позволяющее формировать двух-трёхслойные полотна, резко улучшающие качество трафаретной печати. Работая с однослойным ракелем, при снижении качества передачи краски печатники увеличивают давление на него, чтобы сгладить изъяны и неровности. Но при этом лезвие изгибается. Избежать этого можно с помощью многослойных и композитных (со стекловолоконной вставкой) ракельных полотен, исключающих изгибы и обеспечивающих постоянство угла атаки.
В многослойных ракелях по краям более мягкий материал (60 или 70 Шор А), в центре твёрдый (90). Прочная армирующая середина не позволяет ракелю изогнуться при увеличении давления. Отметим один из современных способов фиксации угла атаки однослойных ракелей — систему Flex Control от Printer’s Edge: ракеледержатель с регулируемой по всей длине фиксирующей скобой.
При выборе полотна учтите, что у 2-слойного ракеля лишь две рабочих грани (в отличие от 1- и 3-слойного) и он дороже 1-слойного. У 3-слойного, как и у 1-слойного, четыре грани, он стабильнее в работе, но стоит больше, чем 2-слойный и 1-слойный. Композитный ракель — самый дорогой, имеет литой профиль, почти не впитывает краску, обладает большей тиражестойкостью.
Ракели — анфас и профиль
Толщина передаваемого ракелем слоя краски зависит от типа его профиля. Среди предлагаемых на рынке профилей — прямоугольный; с V-образной заточкой; с полукруглым краем; с односторонней заточкой; с двух- и трёхслойной заточкой; композитный со стекловолоконной вставкой. Прямоугольный — самый распространённый в трафаретной печати, позволяет печатать на плоских и цилиндрических поверхностях. Профиль с закруглённым краем, как правило, используют в текстильной промышленности и там, где необходим большой перенос краски. Типичные сферы применения скошенных лезвий (V-образный и с односторонней заточкой) — печать по скруглённым поверхностям. Двух- и трёхслойные ракели (70/90 или 70/90/70) удобны тем, что при нажатии не изменяется их угол атаки, а перенос краски полностью выполняет кромка твёрдостью 70 ед. по шкале Шора А.
Обслуживание и хранение
При работе с агрессивными красками, во избежание впитывания краски в ракельное полотно, каждая его сторона не должна использоваться более 4 часов. И не следует продолжать работу с полотном после того, как оно начнёт крошиться. Деформация и размягчение — последствия слишком долгого нахождения ракеля в краске. Отработанный ракель вытащите из держателя и протрите очистителем, удалив все остатки краски. Повторно используйте только через 24-48 часов. Ракельные полотна из полиуретана храните в сухом прохладном помещении. Поскольку полотна продаются в бухтах (катушках), а иногда и в виде «нарезки», скрученное полотно нужно сразу распрямить, разложив на столе или повесив на стену.