что такое пятиминутка у врачей
«„Пятиминутки“ в амбулаторных учреждениях — нонсенс» — вице-премьер
Собрания в амбулаторно-поликлинических учреждениях должны проводиться по вечерам, когда нет пациентов, заявил Адхам Икрамов.
Утренние «пятиминутки» в амбулаторных медицинских учреждениях не нужны, заявил заместитель премьер-министра, министр здравоохранения Адхам Икрамов на встрече со СМИ в среду.
Отвечая на вопрос о «пятиминутках» в поликлиниках, имеющих свойство затягиваться, вызывая появление очередей, глава Минздрава назвал такие утренние собрания «нонсенсом».
В поликлинике, по словам Адхама Икрамова, должно быть вечернее обсуждение патронажа и диспансеризации, которые в течение дня выполнил персонал, количества принятых пациентов. Подобные собрания не могут проводиться утром, поскольку в это время врачи и медсестры должны быть на своих рабочих местах или в патронаже.
В то же время вице-премьер добавил, что отказаться от собраний в больницах, называемых также больничными конференциями, нельзя, поскольку на них обсуждается состояние пациентов, которые находятся на лечении стационарно, и планируется следующий день.
Комментарии
А вот это хорошая идея, и ее не так уж и сложно воплотить
Мусаев Зафар
Очень правильное решение
Felix McDuncan
У нас все хорошее так извратят что будет только хуже. предлагаю вообще эти пятиминутки делать в пятницу и один раз в неделю а все остальное в рабочем порядке. сейчас мин здрав скажет вечером собрания так у Облздрав с 7 часов вечера начинает работать, а основной контингент врачей это женщины, им уже к 6 надо ужин приготовить с детьми позаниматься и дом и тд
Andrey Kolomeytsev
Не согласен, на пятиминутках разбирается состояния поциентов, ночьные события и план действий на день…часть персонала пришедшея в смену просто не знает текущее состояние пациентов
Mir Aziz
Наблюдал три дня за муравейником. Ни планерок, ни совещаний. И главное — ВСЕ РАБОТАЮТ.
К каждому вопросу следует подходить обдумано, что бы не было вреда никому, ни пациентам ни медперсоналу. Время пятиминуток должно быть гибким, а главное пятиминутка должна быть продуктивной и не затягивалась на часы, это же ПЯТИМИНУТКА не забывайте об этом. Даже во время пятиминутки, пациенты не должны оставаться без внимания, в поликлинике на это время должен назначаться дежурный врач. Который направит на анализы, и т.д.
ПРАВИЛЬНО! Очень даже согласна с министром здравоохранения! У нас в поликлинике, все врачи работают только на пол-ставки, а это значит, что всего лишь, только до 13:00 дня! Вот пусть и делают свои 5-минутки после работы! А то, вообще обнаглели, очереди бешеные стоят, и с детьми маленькими и старики, а они на собраниях зависают часами! И вообще, я считаю, что поликлиники должны работать в 2 смены, чтоб людям удобно было! У нас так раньше и работали, кто-то в первую смену, а кто-то из врачей — во вторую! А сейчас, они видите ли, только до обеда сидят, да ещё и кушают — обед себе устраивают, плюс 5-минутки! Конкретно — НОНСЕНС.
да если бы эти “пятиминутки“ проводились бы действительно в течении 5 минут, но нет, они по 1,5-2 часа что-то обсуждают. А народ же ждет! Очень много матерей с младенцами- дети плачут, успевают проголодаться за это время, собирается огромная очередь. А очередь, кстати, самый верный разносчик инфекции. так что правельно делают, что все это на вечер переносят! Так держать!
Правильно пишет Андрей Колемейцев тогда надо производить смену дежурство по вечерам, приходить мёд работникам после потронажного обхода участка уставшими, какой будет результат, поэтому и называют пятиминутка проводить её в короткие сроки, конечно хочится министру здравоохранения показать, что он предлагает новшество не продуманное.
Нужна пятиминутка, а не двухчасовка или трёхчасовка в качестве бенефиса главрача или лекции зав. кафедрой. Дежурный врач доложил о состоянии пациентов и все ушли по палатам, по компьютерам, по историям болезни, по книгам.
Кондюкова Марина Викторовна
Полностью согласна с Irina Sushkova, на время пятиминутки нужны дежурные врачи по текущему приему пациентов. И Felix McDuncan тоже абсолютно прав насчет женщин. В медицине очень много женского персонала и например у медицинских сестер очень тяжелый труд, большая нагрузка и физическая и эмоциональная. А оплата труда медицинских сестер не соответствует этой нагрузке. Видела эти “пятиминутки“ в частной клинике — они действительно по полтора-два часа сидят и выслушивают все подряд обвинения учредителя, потом главного врача. Какая после этого работа? Их уже морально уничтожили. Чтобы была качественная медицинская помощь населению, нужно еще и культуру взаимоотношений ввести в здравоохранение, на взаимном уважении. Потому что врачи без медицинских сестер тоже не могут работать, а поэтому у них должно быть соответствующее отношение к ниже стоящему персоналу.
Feruza Fazilova
Рабочее время врача амбулаторной помощи — 6 часов, главврачи должны иметь четкий план управления как приемом пациентов, так и консультаций тех, кто в этом нуждается. Так же не забывайте, что врач отвечает за вызовы на дому. Пока не будет правильного и рационального управления временем персонала и и установление порядка как в стационаре, так и в поликлиниках, будет расти негодование пациентов. Пить чай или покушать — не предусмотрено в рамках 6- часов (1 ставка). Потом — перекусы в кабинетах и запах еды в мед учреждение — это тоже нонсенс! Опять таки главврач должен предусмотреть отдельное помещение для отдыха персонала — это элементарное право каждого — выпить чашку чая или кофе. Нужно прекратить частные приемы во время рабочего времени, особенно в стационарах! Врачи не должны забывать, что принимая своих знакомых в отведенное рабочее время — они используют ресурсы государства!
Петр Рузи
Андрей Колометцев и Махмуд Бабакулов,написанно же что амбулаторные учереждения, причем здесь ночные пациенты и больницы, речь о поликлиниках, когда к ним придешь на прием а они на пятьсотпятидестипяти минутках, сидишь и ждешь
Гульнара Саидова
Обеды в поликлиниках-это вообще отдельная тема! В детстве, когда у меня появились проблемы со зрением, мы частенько ездили в обл. центр в поликлинику облбольницы. Меня уже тогда сильно удивляло, что уже часов с 11 начиналась обеденная суета, туда-сюда сновали медсестры и санитарки с кастрюльками, казанчиками, банками, разогревали их в бытовке или даже готовили там, а потом разносили снова по кабинетам. По коридорам разносится запах еды, не всегда приятный для посетителей. И хотя нет ещё даже 12 часов, в большинстве кабинетов приём прекращается — всё, обед, врачи вам не люди что ли! А мы, пациенты, выходит не люди. Меня например родители привозили из посёлка за 100 с лишним км, встали ранним утром, 2 часа в дороге, потом несколько часов ожидания, и иногда — опа! а уже обед оказывается. Большинство поликлиник работают до 2 максимум до 3 часов дня, ну неужели до дому не емши ну никак не дотерпеть?
Барака топинг. Ха эрталаб бу “пятиминуткани“ 1-2 соат кутасиз ва кейин дохтирга курингиз кемий колади ёки бадтар касал буласиз.
Ser Ovo
Правильный аргумент. Во многих учережденях пора оптимизировать у улучшить работу. Необходим принципиально новый подход в управлении мед. учереждениями, чтобы к примеру обед врачей не мешал принятию пациентов, в тоже время, позволяя врачам получать достойную зарплату и рабочий перерыв.
Верните разделение, врослый и детское поликлиника, даже не удобно чуствуещ все вместе, детишки, грудные, старики а принимает всех детский врач.
Пятиминутка: коллективный разум врачей
На врачебных консилиумах, пятиминутках и клинических разборах тратится очень много времени на выслушивание идей и мнений, которые и так всем понятны. Еще более неприятным является тот факт, что доктора, приходящие на врачебные совещания с действительно полезными мыслями либо информацией, которой владеют только они, часто не могут донести до коллег эти новые идеи и сведения. В результате принимаются решения, которые в лучшем случае можно признать приемлемыми, в худшем – крайне неудачными.
Недавние исследования подтвердили эти наблюдения.
Джеймс Ларсон – младший и его коллеги провели эксперимент, в котором нескольким врачам было показано видео с двумя конкретными медицинскими случаями. Для просмотра врачей разделили на небольшие группы, каждой из которых досталось видео с кусочком общей картины. Кроме того, эти группы врачей снабдили некоторой дополнительной информацией о каждом случае. В результате врачи получили по кусочку необходимой информации о двух пациентах, фигурирующих на видео, однако всей полноты сведений о клинической картине не получил никто.
После просмотра врачей попросили обсудить вместе оба случая и прийти к общему решению о диагнозе и необходимом лечении. Исследователи понимали, что точно поставить диагноз и выбрать лечение врачи смогут, только соединив в единое целое каждый кусочек доступного им знания. В результате выяснилось, что объединить между собой разрозненные части информации редко получается в той мере, которая нужна для постановки верного диагноза. В итоге не лучшим образом поставленный диагноз приводил к более неудачному лечению. То есть результаты опыта оказались плачевными.
Что же можно сделать, чтобы эффективнее использовать групповой разум?
Есть 4 приема, которые можно использовать при проведении консилиумов.
Первый прием – ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ всем участникам консилиума.
Это очень важный момент. Вроде бы все очевидно, но так мало кто делает, все начинают сразу с ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ВЫВОДОВ. Люди склонны спешить и сразу высказывать мнение, исходя из того фрагмента информации, которым они обладают. Вместо этого нужно по очереди дать высказаться всем участникам: я обладаю следующей информацией, я вижу ситуацию вот так. Такое изменение заставит всех внимательно слушать друг друга, здесь главное ‒ не перебивать и дать всем высказаться.
Очень часто голоса более громких людей просто забивают здравые мысли более тихих, и общая картинка не складывается.
Второй прием – ЛИДЕР ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ.
На каждом медицинском совещании есть лидер, некий авторитет, профессор либо заведующий отделением. Если он первый будет высказываться, это может давить на остальных участников. Лидеры и начальники склонны не замечать свое влияние на группу. Но стоит руководителю первым предложить какую-то идею, как другие участники группы, скорее всего, начнут невольно ее копировать, забывая при этом свои собственные идеи.
Поэтому важно, чтобы руководитель давал высказаться всем, а потом уже высказывал свое мнение.
Третий прием – СОСТАВИТЬ СПИСОК ФАКТОВ.
Нужен определенный чек-лист, именно с помощью чек-листа можно прийти к правильным групповым решениям. Если вы помните, в сериале «Доктор Хаус» во время проведения консилиума либо диагностического поиска Хаус записывал список фактов на доске, а потом начинал анализировать методом исключения. Здесь важны все факты, которые имеют значение в постановке правильного диагноза. Как у пилотов, которые пользуются чек-листами, у организатора медицинского совещания тоже должна быть задача формирования условного чек-листа для того, чтобы не потерять важные мелочи.
Как подсказывает опыт, на такие консилиумы иногда полезно приглашать и медицинских сестер, которые чаще бывают рядом с пациентом. Они могут высказать ряд очень полезных предположений, например, склонность пациента нарушать режим тайком от персонала может быть причиной рецидива либо непонятного течения заболевания.
Четвертый прием – ПРАВИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА СТУЛЬЕВ.
Исследование Джульетты Чжу и Дж. Арго выявило, что небольшие изменения в расстановке стульев существенным образом влияют на результаты совещаний. Стулья, размещенные круговым образом, вызывают у людей потребность в чувстве принадлежности, делают совещания нацеленными на общую выгоду. Если стулья расставить квадратом или L-образно, эффект получается противоположным: люди пытаются проявить индивидуальность, стремятся возвыситься над другими. Важно не позволять участникам совещания рассаживаться как угодно, надо понимать: свой своему поневоле друг! К примеру, если есть два человека, которые часто конфликтуют, их ни в коем случае нельзя садить друг напротив друга, их лучше посадить рядом с друг другом, а если они враждуют сильно, ‒ хотя бы через одного.
Правило устроителя свадеб: люди становятся удивительно покладистыми, когда видят свое имя на карточке гостя.
Очень важно, чтобы потенциальный антагонист и критик любых решений и предложений не оказался в центре, иначе совещание может приобрести деструктивный характер.
Социологи Прийа Рагхубир и Энн Валенсуэла провели анализ передачи «Слабое звено» и сделали вывод, что у игроков, занимающих два центральных места в знаковом полукруге, было гораздо больше шансов выиграть, чем у всех остальных. Почему? Исследователи утверждают, что одна из важных причин этого заключается в усвоенных с детства ассоциациях и убеждениях, что в центре стоят более значимые люди.
То есть центральное положение того или иного человека заставляет других меньше обращать внимание на его промахи и ошибки.
Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»
«Пришла в 8.15, впереди было человек пятьдесят». Читатели — об очередях к терапевтам
«Я пришел в поликлинику к 9 утра, сейчас около часа, а передо мной еще человек пять», — рассказывает Максим (имя изменено) из Солигорска. Он не единственный, кто оказался сегодня среди ожидающих приема к терапевту. Zerkalo.io посмотрело, что происходит в разных поликлиниках страны.
Поликлиника «Беларуськалия» ближе к полудню
Максим наблюдается в поликлинике «Беларуськалия». Невысокая температура, рассказывает, поднялась у него еще на прошлой неделе, тогда он в первый раз и пошел на прием. «До выходных был у терапевта дважды, в очередях провел примерно по три часа, — делится наблюдениями собеседник. — Болею я редко, поэтому как долго люди у нас обычно стоят под кабинетом, точно не скажу. У меня раньше это занимало около часа».
По словам собеседника, у него легкая форма ОРВИ. За неделю на антибиотиках состояние улучшилось, но болезнь пока не прошла. Для таких, как Максим, то есть температурящих, продолжает солигорчанин, в поликлинике выделили «отдельную зону со своим входом. В понедельник в первой половине дня, говорит собеседник, здесь принимало три или четыре врача.
— Сегодня в очереди я провел часа четыре, — отмечает Максим и рассказывает, что освободился только к 13.30. — В основном, как я понял, рядом со мной были люди с температурой, но я встретил и знакомых, которые сказали, что у них COVID-19.
А так, утверждает читатель «Рэгіянальнай газеты», началось утро понедельника в поликлинике № 1 в Молодечно. Его снимки публикует телеграм-канал издания.
Фото: телеграм-канал «Рэгіянальная газета»
Еще один наш читатель — Артем (имя изменено) — пациент Березинской ЦРБ. Температура у него поднялась на прошлой неделе и держалась на уровне 37,3−37,5. К терапевту он ходил дважды — в прошлый вторник и пятницу. В очереди, рассказывает, сидел восемь и шесть с половиной часов соответственно. Сегодня ему нужно было к другому специалисту, но внимание на собравшихся у двери терапевта пациентов он обратил.
Пациенты на видео, продолжает собеседник, собралась в «грязной зоне», куда «в основном отправляют людей с симптомами ОРВИ». По словам читателя, одна из женщин в очереди чувствовала себя так плохо, что даже плакала. А сидящая рядом с ней «покачивалась, тяжело дышала и сильно кашляла».
— Женщина, которая плакала, звонила заведующей и главврачу. Главврач пояснила: у нее пятиминутка и врач скоро будет, — передает тот диалог Артем. — В итоге где-то в 8.20−8.30 появился второй доктор.
Приемы, делится наблюдениями собеседник, длились минут по 10−15, параллельно подходили новые пациенты.
— Поэтому, когда примерно через час я уходил, очередь не сильно уменьшилась, — резюмирует Артем.
А это обстановка в поликлинике № 32 Минска. На часах примерно 15.20. По наблюдениям читательницы Вероники (имя изменено), принимает врача четыре.
Свое состояние Вероника описывает так: в начале прошлой недели у нее понизилась температура (примерно до 35,7), был насморк, одышка, сильная слабость, а еще она очень чихала. Сделала тест на COVID-19, результат — отрицательный. Сегодня минчанка пришла закрыть больничный.
— Терапевты принимают на 2-м этаже. Очередь выходит из коридора к лестнице, и на лестнице люди также стоят, — оценивает ситуацию Вероника. — Мой доктор сегодня во вторую смену, прием у него с 15.00. Я подошла к 14.15 и до сих пор сижу, жду (на часах примерно 16.20. — Прим. ред.). Передо мной еще два человека.
Этот снимок сделан в поликлинике № 4 в Могилеве.
— В понедельник утром у меня было 37,7, ночью 38,3, диарея, болела голова. Пока посидела на приеме, ноги стало крутить. Вернулась домой, выпила парацетамол — все отлично. На всякий случай попросила записать меня на тест на коронавирус, потому что на работе им многие болеют, — рассказывает о своем здоровье читательница Евгения (имя изменено) и отмечает, что пришла в поликлинику к 8.15. — В очереди передо мной было уже человек пятьдесят.
По словам женщины, с 8 утра принимало два терапевта: один вел первичный прием, второй — вторичный. С 9.00 первичный прием начал еще один доктор. Пациенты к медикам, вспоминает, записывались в общий список.
— Систему я так и не поняла, но скажу другое: врачи — молодцы, работали очень быстро. Возле кабинета я провела 2,5 часа, но при таком количестве больных — это немного, — отмечает собеседница. — Из больницы я вышла где-то около 11.00, тогда в списке к терапевтам было человек 120.
А такая атмосфера царила сегодня в поликлинике № 2 в Борисове. По словам одной из читательниц, прием вели три или четыре специалиста.
— Сижу уже час — и просвета нет, — написала читательница, которая пришла закрыть больничный. — В прошлый понедельник папа у меня в красной зоне провел в очереди шесть часов.
Напомним, сегодня глава Минздрава Дмитрий Пиневич заявил, что в страну пришла четвертая волна коронавируса, росту заболеваемости способствует и холодная погода. Министр отметил, что «чрезвычайной ситуации нет, но требует напряжения сил системы здравоохранения».
Что такое пятиминутка у врачей
Мыльникова И.С.
Последнее время мы так увлеклись созданием «эффективных систем управления качеством», что забыли о том, что в наших ЛПУ давно уже функционируют проверенные годами процедуры, эффективность которых в деле улучшения качества медицинской помощи давно доказана опытом.
Речь идет о врачебных конференциях и клинических обходах. К сожалению, сегодня врачебные коллективы и ЛПУ утрачивают традиции проведения этих мероприятий, их эффективность падает, они превращаются в формальную и мало интересную повинность, как для врачей, так и для руководителей ЛПУ. Во многих учреждениях и вообще прекратили проведение клинических обходов и патолого-анатомических конференций. Между тем врачебные конференции и клинические обходы в умелых руках руководителя являются действенным рычагом управления с целью повышения качества медицинской помощи.
Врачебные конференции
а) утренние общеучрежденческие врачебные конференции
Собирая врачебный коллектив на ежедневные конференции, руководство имеет уникальную возможность проводить выбранную ими политику и стратегические установки в повседневную жизнь ЛПУ, добиваясь объединения усилий всех врачей, всех подразделений для достижения общих целей. Это первая и важнейшая задача утренних конференций.
Обсуждая проблемы поступивших или тяжелых больных, председательствующий на конференции может (и должен) способствовать сотрудничеству различных служб для решения проблем этих больных, стимулировать проявление коллегиальности и всячески осуждать случаи «отделенческого эгоизма». Опыт показывает, что если руководство ЛПУ пренебрегает объединительной функцией, то вскоре все службы начинают работать исключительно «на себя», в удобном только для них режиме, забывая об интересах всего ЛПУ и больных. Это беда многих современных учреждений.
Выразительный пример. В одной из московских больниц по распоряжению заведующего отделением функциональной диагностики в вечернее и ночное время ЭКГ-кабинет работает по системе «на себя» – медицинская сестра кабинета сидит в одном месте, а пациентов со всей больницы свозят туда на каталках для ЭКГ-исследования. Делается это с целью сохранения электрокардиографов, которые, по мнению заведующего, страдают от частых передвижений по больнице.
У руководителя, ведущего утреннюю конференцию, есть прекрасная возможность выяснить, как сработали службы, решая проблемы того или иного пациента, были ли сбои в совместной работе, выявить причины возникших нестыковок, чтобы принять корректирующие меры.
Таким образом, деятельность руководства по объединению работников и служб ЛПУ становится повседневной и сугубо практической.
Вторая задача утренних «пятиминуток» – текущее планирование и организация работы ЛПУ на ближайший день (дни). Обсуждая поступивших больных и тех, кто оставлен под наблюдение дежурной бригады, руководитель имеет возможность тут же спланировать совместные действия служб в отношении этих пациентов: консультации, исследования, консилиумы, переводы и др. меры.
Третья задача, которую решает утренняя «пятиминутка», – контрольная, что позволяет руководству ЛПУ получить представление о состоянии экстренной помощи, выявлять неблагоприятные инциденты.
Заслушивая доклады дежурных врачей и просматривая истории болезни, опытный председательствующий может получить достаточно сведений для текущей оценки качества медицинской помощи.
Четвертая задача «пятиминутки» – работа коллективного разума врачей ЛПУ при обсуждении сложных случаев, которая при умелом руководстве может носить характер «мозговых атак», известных своей эффективностью для поиска решений в нестандартных ситуациях.
И, наконец, пятая задача – обучение персонала на примере конкретных разборов, в ходе которых у врачей складываются общие взгляды на тактику ведения различных групп больных, а в ЛПУ формируется собственная клиническая школа.
Безусловно, для того чтобы «пятиминутки» могли решать перечисленные задачи, их председатель должен быть специалистом высокой квалификации и широкой эрудиции, уметь говорить на людях, четко формулировать свои мысли, обладать авторитетом в коллективе и иметь полномочия для принятия решений прямо на совещании.
Некоторые из наших читателей-руководителей, быть может, думают, что у них нет всех перечисленных качеств. Может ли это стать поводом к отказу от утренних конференций? – Безусловно, нет.
Советуем вам, если Вы не полагаетесь на свою способность слету решать трудные проблемы на глазах у всего коллектива, придумать специальные приемы ведения совещаний, проконсультироваться у психологов и т. п. Главное при этом не впасть в формализм: «Состоит – 320, поступило – 5, выписано – 6», – и помнить, что качество «пятиминуток» и их эффективность отражают лицо руководителя ЛПУ и его ближайших заместителей. (Иногда еще и клинических кафедр, базирующихся в ЛПУ).
б) хирургические конференции
Опыт подсказывает, что хирургические конференции могут проводиться ежедневно или еженедельно. Это зависит от структуры коечного фонда и особенностей расположения стационара. Если хирургических коек много и они расположены преимущественно в одном корпусе, то хирургические конференции, как правило, превращаются в ежедневные утренние «пятиминутки» хирургической клиники. (Важно обеспечить присутствие на таких конференциях представителей всех вспомогательных служб ЛПУ.)
Отличие хирургических конференций от общих утренних пятиминуток состоит в том, что на своих конференциях хирурги планируют оперативную деятельность, обсуждают план предстоящих операций и готовность к ним, а также находки на операциях, проведенных накануне; производят сопоставление до- и послеоперационных диагнозов. Так как в ряде случаев окончательный послеоперационный диагноз выясняется лишь при гистологическом исследовании, сличение диагнозов часто проводят через несколько дней после операции, по получении окончательных результатов этого исследования.
Такие обсуждения являются важным инструментом контроля качества хирургической помощи и учебы врачей. Предоперационные доклады позволяют выявить случаи неготовности хирургов к операции, уточнить тактику операции. Случаи расхождения до- и послеоперационного диагнозов должны разбираться с такой же тщательностью, что и расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов. К сожалению, такая практика не является повсеместной, что указывает на невнимание руководителей ЛПУ к вопросам качества в хирургии.
в) регулярные общебольничные конференции
В больницах (ЛПУ) большой мощности ежедневные утренние пятиминутки проводятся по специальностям (терапевтические, хирургические и т. п.). В этих случаях ЛПУ нуждается в регулярном проведении общебольничных конференций.
Общебольничная конференция – место контакта администрации и врачебного коллектива ЛПУ – дает прекрасную возможность объединения всех работников и служб ЛПУ для решения проблем пациентов, а также для решения ряда административно-хозяйственных вопросов.
Нередко на эти конференции приглашают старших медицинских сестер отделений. Последние годы, когда в штате учреждений здравоохранения появились медицинские сестры с высшим и продвинутым сестринским образованием, некоторые административные функции заведующих отделениями делегируют этим специалистам, что и обусловливает необходимость их присутствия на общих конференциях.
г) патолого-анатомические конференции
О значении и проведении патолого-анатомических конференций не раз говорилось в литературе по качеству медицинской помощи.
Здесь же мы считаем нужным подчеркнуть, что на такие конференции можно выносить также случаи расхождения до- и послеоперационного диагнозов, а также клинического и гистологического диагнозов. Эта широко распространенная практика зарубежных клиник доказала свою полезность и эффективность, особенно в условиях сокращения числа патолого-анатомических вскрытий. Уже сейчас в некоторых крупных российских ЛПУ центральной фигурой патолого-анатомической конференции является не патологоанатом, а врач-гистолог.
д) прочие конференции
Помимо ежедневных и еженедельных утренних врачебных конференций существуют самые разнообразные конференции, проводимые, как правило, в конце рабочего дня. Это конференции (по специальностям и общие), которые можно условно отнести к группе научно-практических мероприятий. Как правило, на них не решаются оперативные вопросы, а обсуждаются чисто клинические проблемы, составляющие суть врачебной специальности.
Последние годы бурного развития стандартизации в здравоохранении итогом таких конференций может быть принятие того или иного больничного протокола (стандарта). Вариантом проведения дневных конференций может быть клинический разбор конкретного пациента.
Особенности врачебных конференций в поликлиниках
Особенность функционирования больницы состоит в том, что она должна действовать как единый организм. Поэтому у персонала больницы есть много текущих дел, которые требуют активного информационного обмена и оперативного решения многих вопросов. Ежедневные утренние «пятиминутки» и иные регулярные конференции позволяют обеспечить необходимый обмен информацией.
Поликлиника работает иначе. Деятельность участковых врачей, к примеру, отличается высокой степенью автономности. Они практически не нуждаются во взаимном обмене информацией. Но это не значит, что они не нуждаются в обмене информацией в решении оперативных вопросов с другими службами поликлиники. С развитием дневных стационаров, неотложной помощи и т. п. потребность в оперативных врачебных совещаниях, безусловно, возрастает. Но и сегодня, когда перечисленные выше службы являются скорее экзотикой, оперативные контакты врачей, работающих в одном ЛПУ, крайне необходимы, хотя бы 1 раз в неделю или две недели. Причем, если руководитель и врачи не чувствуют необходимости в таких встречах, значит, в этой поликлинике, скорее всего, не все благополучно.
В заключение разговора о врачебных конференциях – несколько слов об их подготовке и ведении.
1) Председательствующий должен продумывать ход каждой конференции, ставить перед собой четкую цель относительно того, что врачи вынесут из сегодняшнего обсуждения. По окончании пятиминутки, надо проанализировать, достигнута ли эта цель, и, если нет, то почему ее не удалось достичь.
2) Конференции должны быть интересны, в меру эмоциональны и не затянуты. Они должны мотивировать персонал, придавать импульс работе.
3) Механизм обмена оперативной информацией на конференции должен быть четко продуман. Врачи должны приходить на них с рабочими блокнотами и активно использовать возможность контактов друг с другом для решения оперативных вопросов.
4) В ЛПУ должен иметься приказ о врачебных конференциях. Ведение протоколов конференций обязательно. Решения, принятые на конференции, должны контролироваться руководством ЛПУ.
5) Руководитель ЛПУ должен лично контролировать вопросы эффективности врачебных конференций.
Клинические обходы
а) клинические обходы заведующего отделением
В прошлом заведующий отделением считался самым опытным врачом отделения, на котором лежит ответственность за ведение всех пациентов, находящихся на лечении в этом отделении. Была выстроена довольно четкая система мер, с помощью которых заведующий контролировал клиническую ситуацию во вверенном ему подразделении.
Для иллюстрации приведу пример рабочего дня выдающегося терапевта Н. А. Долгоплоска, который долгие годы руководил терапевтическим, а затем кардиологическим отделением в московской больнице № 52.
Утром он приходил в отделение в 7.30-7.45 и до 8.30 знакомился с тяжелыми больными и поступившими за время его отсутствия в отделение, делая краткую собственноручную запись в историю болезни, которая содержала диагностические соображения, план обследования и лечебные назначения.
В 8.30 он принимал сестринскую конференцию, которая проходила в отсутствие врачей. На этой конференции он получал подробную информацию о том, что происходило в отделении за время дежурства (сестринскую версию), знакомился с записями, сделанными в историях болезни за это время, иногда подходил к пациентам, о которых шла речь.
К 9.00, к приходу на работу врачей, он был в курсе всех дел, проводил отделенческую «пятиминутку», где врачам ставились конкретные задачи по поступившим и тяжелым больным.
К 9.30 шел на общебольничную конференцию. После общебольничной конференции он подписывал разнообразные заявки и документы и совершал плановый обход 10-15 больных, а также пациентов, готовящихся к выписке на завтра.
Таким образом, в течение дня он осматривал минимум 20-25 пациентов отделения, и все отделение было под его клиническим контролем.
Сегодня мы с трудом найдем заведующих отделениями, которые несли бы такую клиническую нагрузку. Современные заведующие перегружены административной работой, которая отвлекает их от клинической. Заведующий отделением теперь, по закону, не является «лечащим врачом». Наши нормативные документы относят его работу к первому уровню контроля качества медицинской помощи. То есть, роль его конкретным образом изменилась. Из врача-лечебника он превратился в организатора и контролера. На мой взгляд, это трансформация резко отразилась на качестве медицинской помощи в отделениях, а возвращение заведующему отделением статуса старшего, наиболее опытного врача, отвечающего за лечение всех пациентов отделения, способствовало бы повышению качества лечебно-диагностического процесса. При этом административные функции можно передать старшим медицинским сестрам с «продвинутым» и высшим образованием.
Особенности работы заведующего отделением в поликлиниках
В отличие от заведующего отделением стационара, его коллега в поликлинике не может контролировать лечебно-диагностический процесс всех пациентов, обратившихся к врачам отделения на всех его этапах. Поэтому в поликлиниках вся ответственность, которую должен нести по закону лечащий врач, лежит на плечах рядовых врачей. Заведующий отделением при этом выполняет функции: старшего товарища, к которому врачи могут обращаться за консультацией в сложных случаях; администратора, санкционирующего определенные действия врача и придающего им правовой статус (подпись на выписке, справке, направлении, рецепте и т. п.); контролирующей инстанции первого уровня.
Если все эти работы четко организованы и исполняются системно и неформально, то можно ожидать, что влияние на качество медицинской помощи будет ощутимым.
Обратим внимание, что отбор случаев для контроля не должен носить исключительно случайного характера.
Приведу пример системного подхода к выборке. Я знала заведующего терапевтическим отделением поликлиники, который заканчивал свой рабочий день обходом лабораторного, рентгеновского, ЭКГ и УЗИ кабинетов поликлиники с целью выявления случаев, которые могут требовать его срочного вмешательства. Низкий Нв, очень высокий СОЭ и лейкоцитоз, повышение печеночных ферментов, патологическая ЭКГ, подозрение на пневмонию на снимке и т. п. – все это повод для его срочного внеочередного контроля.
Компьютеризация дает новые возможности отбора случаев для контроля.
Известен опыт чикагских акушеров, который позволил резко поднять качество ведения родов и снизить показатели материнской и младенческой смертности и осложнений. Родильные дома уже более 10 лет объединены в сеть, документация родов ведется акушерами в электронном режиме, по единой схеме, а информация в режиме реального времени сводится в центр контроля качества, где круглосуточно дежурит опытный акушер-гинеколог. Следя за данными на экране компьютера, он имеет возможность своевременно выявить возникновение неблагополучия, связаться с врачом, ведущим роды, проконсультировать его и, если необходимо, выслать ему в помощь бригаду на подмогу.
Очевидно, что такая система может быть адаптирована для нужд слежения за приемами поликлинических врачей заведующим отделением.
б) клинические обходы заместителя главного врача по медицинской части
Современные «начмеды» все реже выходят в отделения. Между тем только личное участие в утренних отделенческих пятиминутках, которые проводят заведующие отделения, административные обходы, выборочные клинические разборы больных в отделениях позволяют «начмеду» получать объективную и объемную информацию о состоянии клинической работы в отделениях, о работе заведующих отделениями не по медицинским документам, а по факту происходящих событий. Медицинские документы – это отображение этих событий, которое может быть существенно искажено. «Начмед» должен иметь непосредственное впечатление о происходящем, без искажений.
Выход в отделение позволяет «начмеду» понять, как реально на местах реализуется политика и стратегия, избранная администрацией ЛПУ и проводимая на общеучрежденческих конференциях.
Отечественная клиническая школа имеет замечательные традиции, в том числе и касающиеся организации контроля клинической деятельности врачей и их обучения. Сегодня традиционные процедуры (конференции, обходы и т.п.) могут быть усовершенствованы, например, с помощью компьютерных технологий.
Таким образом, их можно и нужно улучшать, но не отменять и забывать, как это делается во многих ЛПУ. Будущее время покажет, что этим традиционным процедурам нет альтернативы.
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2008/11