что такое пятерик в православии
Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
|
Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 416 с. — (Патерик). |
Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе.
Предисловие к изданию в русском переводе
Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых.
Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются.
Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во-первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во-вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в-третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; также, в-четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос.
Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит,— говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало-помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним посредством бдения над собой и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор 12, 6). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.
На второе. Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк 9, 41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк 12, 42–44). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная — сему соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силой веры и святой любви и пламенною ревностию к благочестию.
На третье. Дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же — всегда стремились они к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать Божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому между собой несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим 14, 3, 5–7). Есть дела, сами по себе безразличные. Доколе человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать,— и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним.
На четвертое. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? — дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.
Христолюбивый читатель! Взирая на подвиги святых и блаженных отцов, подражай их вере и добродетели. Смотри, как они любили богомыслие, с какою бдительностию охраняли себя от грехов, как внимательны были к себе и во всех делах, даже малых, всегда заботились о спасении души своей! Учись у них на земле жить для неба, от земных вещей собирать сокровища небесные и во дни краткой и скорбной жизни сей всегда стремиться к жизни блаженной, нескончаемой!
Не говори: «Как могу подражать им? Они удалились из мира, жили в пустынях, в горах, в пещерах; свободны были от забот житейских; все время употребляли на молитву и душеполезные труды; всегда бдели над собою; видели и тайные сети врага. Как могу следовать за ними?» — Можешь следовать за ними и подражать высоким добродетелям их! Ибо хотя пути жизни человеческой различны и внешний образ человеческой деятельности так же многоразличен, но как путь ко спасению один для всех,— показанный Иисусом Христом,— так и главные христианские обязанности для всех одни, в каком бы кто состоянии ни находился. Посему благочестие и добродетели пустынных подвижников, в каких бы видах они ни обнаруживались, равно тебе внушают благочестие и добродетели, соответствующие состоянию и обстоятельствам твоей жизни.
Внимая наставлениям и примерам их, будешь подражать им, — в каком бы состоянии ни находился ты, по устроению Промысла, — если станешь со дня на день преуспевать в любви к Богу и в ревности к соблюдению Его заповедей.
А для сего помни Бога за каждым делом; исполняй пред Богом и ради Бога все обязанности твоего звания; и в уединении, и пред людьми, в доме и в обществе; делай все, как учит делать Спаситель, Его апостолы, святые отцы и учители Церкви.
Вспоминай и размышляй каждый день о краткости сей жизни, о тленности благ земных и скоротечности мирских удовольствий, о смерти, о Страшном Суде, о вечном блаженстве праведных и нескончаемых муках грешных.
Содержа сие в памяти, молись Господу Иисусу, да будет всегда Его благодать с тобою и руководит тебя на пути спасения до последнего часа твоей жизни в сем мире! Всегда сознавая свою немощь, смиряйся пред Господом Богом и проси Его милости с несомненным упованием на беспредельные заслуги Иисуса Христа — Спасителя нашего!
Иди так, и каким бы путем жизни ни шел ты, по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его спасительной благодати будешь идти путем спасения, по примеру святых и блаженных отцов; и если до конца пребудешь в истинной вере, любви и уповании на Бога, — придешь, наконец, туда, где все лики святых и блаженных отцов, и, участвуя с ними в радостях небесных, с ними же вечно будешь славить Святую Единосущную и Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа.
Древний патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
Содержание
К читателям
Избранные черты из жизни христианских подвижников, особенно же их мудрые изречения, ведущие «к животу и благочестию» ( 2Петр. 1, 3 ), вкратце и для всякого вразумительно представляются в так называемых Патериках или повестях и изречениях отцов. Эти повести и изречения справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы Богоносных отцов. Здесь не посторонний свидетель повествует и не разум по науке богословствующий даёт наставления, но говорят о себе и поучают от своего долговременного опыта и просвещения свыше мужи, всю жизнь проведшие по Богу, своими безпрерывными трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся и просветлившиеся, – мужи, достигшие ангельского жития и созерцания.
Чтение этих глубоких, но и удобнопонятных сказаний и наставлений отеческих, тому, кто отверзает сердце своё Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет неизреченное удовольствие и пользу. «Сотове медовнии словеса добрая: сладость же их исцеление души» ( Притч. 16, 24 ). «Словеса мудрых, якоже остны воловыя и якоже гвоздие вонзенно» в жезл погонщика ( Еккл. 12, 11 ): так они уязвляют и побуждают к добродетели самого ленивого и грубого человека. Как для всякого назидательно чтение подвижнических изречений, показывают сами подвижники.
«Авва Аммон», говорится в одном Патерике, «спросил однажды старца Пимена: если будет нужно говорить с ближним: то как тебе кажется – лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец сказал ему в ответ, если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Свящ. Писании. Ибо говорить о Свящ. Писании не мало опасности.»
Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как однажды чтение из Патерика «Рая» о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другаго старца сделать, – и он сделал, – такой же опыт терпения и нестяжательности. Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил припоминать изречения святых отцов, и они были всегда в устах его и в сердце, от чего он и приобрёл величайший плод добродетели.
Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных её состояниях: в естественном – её растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном – её обновление, крепость и высоту духовную, до коих верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека.
Заметим наконец: внимательный читатель, сравнивая жизнь древних святых подвижников с жизнью нашего времени, невольно усматривает и чувствует, до какой степени в духовной жизни мы отстали от жизни христиан древнего времени. Это предвидели св. подвижники, и в постепенном упадке веры и добродетели указывали постепенное приближение страшного дня Господня. «Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших».
Такое предостережение св. отцов, согласное с словами Спасителя ( Матф. 24:7–13, 21–26, 37–39 и др.), явно обличает обольщения мудрецов нашего века, мечтающих о нравственном превосходстве руководимого ими общества. Там, где «испраздняется крест Христов» ( 1Кор. 1, 17 ), сего и быть не может. «Яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Иоан. 15, 5 ).
Мы предлагаем читателям Патерик, переведённый с греческого из Синоидальной рукописи № 452 (по каталогу Маттея между типографскими in quarto № XLIII), на пергаменте, XI-XII века, на 182 листах. Патерик, занимающий всю эту рукопись, был уже известен патриарху Константинопольскому Фотию, который и описал его в своей Библиотеке по главам (cod. 198). Подлинный греческий текст сего Патерика не издан, и даже по рукописям не известен. Известен только латинский его перевод, сделанный ещё в VI веке Пелагием и Иоанном, диаконами Римскими; он издан Росвейдою (De vita et verbis Seniorum, Antwerpiae, 1628), и недавно Минем (Patrologiae cursus, Paris. 1849. T. LXXIII. p. 855 et sq.).
Перевод сей однако имеет некоторые отступления от описанного Фотием Патерика, равно как и от нашей греческой рукописи. Известен также, по Описанию Синоидальных рукописей (гг. Горского и Новоструева, Москва, 1859, отд II. 2.стр. 247 и след.), Славянский перевод сего Патерика, содержащийся в рукописи конца XIV, или начала XV века, № 153 (по катал. 1823 г. № 3), л. 126 об. – 248 об., и в другой, ещё не вошедший в упомянутое Описание Синоидальных рукописей, № 265 (по катал. 1823 г.). Он же находится и в Чудовской пергаментной рукописи № 104. XIV в. Но в Славянском переводе являются значительные дополнения, взятые из разных других Патериков, и нарушающие иногда связь и порядок статей греческого Патерика.
В списке № 265, кроме дополнений в содержании глав, сами главы расположены в другом порядке. Оба обозначенные перевода, латинский и славянский, были у нас в виду, и сверх того часто мы соображались с изданием Котельера «Monumenta Eclcesiae Graecae», где в Apophthegmata встречается в разных местах довольно сказаний из Фотиева Патерика. Фотий в своём Патерике показал 22 главы, но в нашей греческой рукописи содержится 23 главы; это потому, что у Фотия опущена 3-я глава «о сокрушении». Но эта глава есть и в латинском переводе у Миня (p. 860. de compunctione), и в славянской рукописи № 3 (л. 144 об. о умилении). Так как в нашей греческой рукописи № 452, за утратою листов, последних 5-ти глав недостаёт, то для восполнения сего мы употребим другую Синоидальную греческую рукопись, № 163 (у Маттея № 164), на пергаменте XII или XIII в., содержащую тот же самый патерик, только со значительными дополнениями, а по местам с сокращениями.
Описанный патриархом Фотием Патерик, по его замечанию, есть сокращение и свод по главам, так называемого, «Великого Лиминария» (Луга духовнаго), в котором описываются жизнь и деяния Антония Великаго и последующих подвижников (VI и V веков). «Это, говорит умнейший и учёнейший Фотий, из всех книг есть полезнейшая для тех, кои хотят вести жизнь свою так, чтобы наследовать царство небесное. Она имеет и обещанную ясность; впрочем, в некоторых отношениях более прилична мужам, ищущим не изречений, а полагающим весь свой труд и старание на дела подвижническия.»
В списке № 163, в начале помещено предисловие неизвестного составителя этого Патерика, в котором он объясняет пользу, цель и план сделанного им выбора из подвижнических сказаний. Это предисловие, которое как видно, имел пред глазами и патриарх Фотий, мы вполне за сим помещаем.
Предисловие составителя Патерика
В сей книге описаны доблестные подвиги, образ чудной жизни и изречения святых и блаженных отцев, дабы соревновали им, учились у них, и подражали им те, которые желают вести жизнь небесную, и идти путем, ведущим в царство небесное. Впрочем надобно знать, что святые отцы, ревнители и наставники блаженнаго жития монашеского, однажды воспламенившись Божественною и небесною любовию, и ни во что вменив все мирские блага и почести, более всего старались о том, чтобы ничего не делать на показ. По преизбытку смиренномудрия, они сами скрывались и скрывали наибольшую часть своих подвигов: так они совершали свой путь по Христу. Посему никто не мог подробно описать нам доблестной жизни их. Но только некоторые краткие их изречения и деяния описали мужи, особенно занимавшиеся сим делом, не с тем, чтобы воздать им какую-либо честь, но чтобы возбудить потомков к соревнованию.
В разные времена они записали таким образом очень многие изречения и подвиги святых старцев, простым и безыскуственным языком, в виде повествования, имея в виду единственно пользу многих читателей. поелику же смешанное и безпорядочное повествование о множестве предметов довольно затрудняет соображение читателя, когда нельзя обнять памятию содержание книги, безпорядочно разбросанного в ней, то мы избрали изложение по предметам, или главам, которое, по своему порядку и совмещению изречений одного содержания, желающим может принести действительнейшую и скорую пользу. Ибо не мало склоняет к добродетели слово, в одном смысле о ней произнесенное многими добродетельными мужами. Когда, например, авва Антоний говорит: «смиренномудрие избегает всех сетей диавола;» а другой авва говорит: «смиренномудрие есть древо жизни, растущее в высоту;» третий: «смирение не гневается и не раздражает другого;» и еще один говорит: «если кто скажет кому со смирением: прости меня, тот попаляет демонов:» то из всего этого разум читающего получает полное убеждение к тому, чтобы со всем старанием искать смиренномудрия. Тоже самое находится и в других главах.
Порядок всех глав в совокупности и каждой порознь весьма много помогает приступающему к чтению книги. поелику же каждая глава содержит в себе различные слова и действия известных и неизвестных отцев: то, сколько мы нашли сказаний с именами отцев, таковые сказания мы поместили сперва в каждой главе, по алфавитному порядку имен, и только в последующих безымянных сказаниях не могли держаться сего порядка. Но и общая связь глав, не случайно как-нибудь положенная, также способствует читателю к уразумению содержания книги.
После увещаний (к совершенству) книга начинается частнейшими добродетелями и преимущественно нужными инокам, каковы суть: безмолвие, сокрушение и воздержание. Потом, мало по малу восходя как бы по некоторой лестнице, изображает более совершенное, и наконец переходит к общеполезным добродетелям, обнимающим вышепоказанные и возводящим к совершенству, устрояющим общежитие, каковы суть: послушание, смиренномудрие и любовь; ибо что может быть важнее и полезнее послушания, или выше смиренномудрия, и что совершеннее любви? К этому присоединяются некоторые великие дарования: откровения и истолкования Божественных словес, дар знамений и чудес: это суть дарования от Бога, а не дела человеческие.
Может быть, не погрешит кто-либо, если причислит к Ангелам человека, совершенно удаляющегося от общества людей, или постоянно ходящаго нагим, или питающегося травою. Все это предложено в сей книге с тою целью, чтобы мы всячески искали означенных добродетелей, и чтобы знали, какую любовь к Богу имели святые отцы наши, и какими почестями Сам Он прославлял искренно прилепляющихся к Нему (таковы вышеозначенные более дарования Божии, нежели добродетели человеческие). Заключается вся книга достопамятными изречениями святых отцев, венчающими конец и изображающими вкратце обязанности иноков.
Древний патерик
Содержание
От издателей
В настоящее время, которое без преувеличения можно назвать эпохой возрождения православного монашества на Руси после долгого гонения, в значительной степени подорвавшего монашескую традицию, духовный опыт древних египетских преподобных отцов будет особенно интересен тем, кто ищет подлинное учение о монашеском подвиге первых веков христианства.
Сокровищница переводческого наследия святителя Феофана явилась итогом предпринятого им продолжения великого переводческого дела преподобного Паисия (Величковского).
Но если прп. Паисий стремился в своих переводах к максимальной верности греческому подлиннику и учил этому методу перевода своих последователей, то святитель Феофан старался передать духовный опыт древних святых новым языком, заботясь больше не о буквальности перевода, а о его доходчивости и внутренней логичности. Язык святителя Феофана, тем не менее, не является ни в чистом виде литературным, ни общепринятым языком церковных книг его времени. Его стиль достаточно своеобразен, и потому настоящее издание, осуществленное по рукописи, сохраняет те особенности языка святителя, которые порой нивелировались редакторами, готовившими к печати его труды. Причиной этого, как можно предположить, было не только стремление редакторов к стилистической «гладкости», но и естественное желание цензоров обойти спорные и сложные места (заметим, являющиеся таковыми и в греческом подлиннике); впрочем, святитель Феофан прекрасно понимал, какой логикой будут руководствоваться цензоры, и потому нередко сам снимал или видоизменял особо сложные фрагменты.
Таким образом, подлинный язык переводов святителя Феофана подчас богаче и своеобразнее синодальных редакций. Синодальная переработка во многом упрощала, сокращала и умаляла яркость и полновесность переводческого наследия святителя Феофана.
Настоящее издание позволяет читателю «Древнего Патерика» прикоснуться к афонскому списку перевода святителя Феофана, познакомиться с этим переводом в его первоначальном виде. Точно передаваемый текст «Патерика» раскрывает красоту греческого оригинала и поднимает перевод на высоту самостоятельного литературного произведения, являющегося неотъемлемой частью русской духовной литературы XIX века.
В заключение необходимо добавить, что публикуемый перевод «Древнего Патерика» святителя Феофана не претендует на академическую точность передачи греческого оригинала этого замечательного памятника монашеской письменности, однако же, имеет самостоятельную ценность, именно как перевод, вышедший из-под пера известного подвижника. В задачи публикаторов не входили анализ текста и выявление того источника, по которому был выполнен перевод: это отдельная работа, которой, надеемся, будет способствовать настоящее издание. В качестве предварительного наблюдения хотелось бы лишь указать, что, по всей вероятности, перевод был осуществлен по некоему собранию, напоминающему известный «Великий Патерик», но включает в себя и материалы, отсутствующие в последнем; какие именно рукописи или печатные издания использовались переводчиком – сказать в настоящий момент затруднительно.
Предлагаемый читателю текст «Древнего Патерика» предназначен не только для монашествующих, кои по своему положению призваны подражать деланию и подвигам древних отцов-подвижников и для которых книга сия могла бы быть замечательным практическим пособием. Эта книга несомненно будет полезна и мирянам. В ней удивительно точно и доходчиво изображены реальные образцы подлинно христианского отношения людей друг с другом, что делает «Патерик» незаменимым руководством для всякого православного, стремящегося жить по заповедям Божиим.
Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов
Вечно сущее у Бога – Бог Слово, по великой благости премудро сотворивый мир из ничего, простер небо над всем видимым и на нем утвердил светила, чтоб освещали всю тварь и людям споспешествовали в делах их. Сей Единородный Сын и Слово Отчее, в последняя лета нашего ради спасения родившийся чрез Духа Святого от Марии Девы и через вочеловечение ставший во всем подобен нам, кроме греха, устроил для нас другое небо – невидимое, несравненно прекраснейшее сего видимого. Ибо сие видимое небо, само будучи чувственно, и служит преимущественно целям чувственным, а то – невидимое, как духовное, дух возводит к Богу. Видимое небо имеет движущиеся и неподвижные звезды, как говорят – упражняющиеся в том, а у того – невидимого, все неподвижны, присносветлы и неизменны. Сие чувственное (небо), по Божественному определению, как свиток свиется, и находящиеся на нем звезды падут как листья в последний день, а то не только удержит тогда на себе свои звезды, но еще и явит их светлейшими паче солнца.
Один из сонмов сей чистой и живоносной тверди – Божественный сонм уязвленных Божественною любовию подвижников, о коих предлежит нам слово, которые, благодушно и вышеестественно совершив всякий вид добродетелей, теперь и на небесах светлеются невечерним светом и живущих на земле людей непрестанно световодят тайноводственно. Светила и учители Церкви, описав в наше назидание их деения, поучения и правила жизни, показали таким образом Божественный рай, питающий всяческими красотами добродетелей души тех, кои с верою прочитывают их. И какая добродетель не взращена в сем божественном раю Христом, истинным Богом нашим? Здесь видим и блаженное безмолвие, и строгое во всем воздержание с целомудрием, и окрыляющую нестяжательность. Там – примерное терпение и мужество, тайное доброделание, ведомое единому Богу, спасительное неосуждение, светлую рассудительность, трезвенную и непрестанную молитву, благосердное странноприимство, христоподражательное терпение, высокое смиренномудрие, дары чудотворений и образцы всякого добродетельного жития.
Для всех сих добродетелей образец, правило, путеводитель и наставник есть Сам Христос, истинный Бог наш, что и являет нам слово Божие – Священное Писание.
Евангелие свидетельствует, что Господь по крещении, бе в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною, ничего там не вкушал и бе со зверьми ( Мк. 1:13 ; Лк. 4:1, 2 ). И еще: узрев же народы, взыде на гору: и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. и прочая ( Мф. 5:1–3 ). Также: отпустив народы, взыде на гору един помолитися: позде же бывшу, един бе ту ( Мф. 14:23 ). И опять: Господь иде в пусто место, и ту молитву дееше ( Мк. 1: 35 ; Лк. 4:42 ). Равно и Иоанн Креститель бе в пустынях до дне явления своего ко Израилю ( Лк. 1:80 ). И Апостол говорит: молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1,2 ). И в другом месте: молим же вы, братие, избыточествовати паче, и любезно прилежати еже безмолвствовати, и деети своя, и делати своими руками ( 1Фес. 4:10,11 ). Также: таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят ( 2Фес. 3:12 ). И еще: изыдите от среды их и отлучитесь ( 2Кор. 6:17 ), и: вышних ищите. горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:1,2 ).
Сказал Господь: внидите узкими враты. узкая врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7:13,14 ). Двенадцать Апостолов в пустыне имели токмо пять хлеб и две рыбе ( Мф. 14:17 ), а в другое время Апостолы разве единого хлеба не имяху с собою в корабли ( Мк. 8:14 ), и в другом случае: восторгаху ученицы Его класы, и ядяху, стирающе руками ( Лк. 6:1 ). И Апостол в послании говорит: всяк же подвизаяйся, от всех воздержится ( 1Кор. 9:25 ). И еще: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем ( 1Кор. 4:11 ). И опять: брашно же нас не поставляет пред Богом ( 1Кор. 8:8 ), и брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит ( 1Кор. 6:13 ), и там же: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор. 8:13 ). И в другом месте: вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися ( Флп. 4:12 ), и вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову ( 1Кор. 9:12 ). И в другом послании: к тому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов ( 1Тим. 5:23 ).
Господь сказал: суть скопцы, иже исказиша сами себе, царствия ради небесного ( Мф. 19:12 ). И в другом месте: Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Блудницу, разбойника и мытаря, падших в нецеломудрие, Господь принял и призывает всех: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (то есть похотями и грехами), и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе. и прочая ( Мф. 11:28, 29 ). И Апостол говорит: бегайте блудодеения ( 1Кор. 6:18 ) и мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никто-же узрит Господа ( Евр. 12:14 ). Также: умертвите убо уды вашя, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую ( Кол. 3:5 ), и не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3: 16,17 ). В другом мест: да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав ( Евр. 12:16 ), и не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы. царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9, 10 ), ибо явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем ( Тит. 2:11, 12 ). Также наставляет: похотей юных бегай ( 2Тим. 2:22 ), юноши. моли целомудрствовати ( Тит. 2:6 ), блуд же и всяка нечистота. ниже да именуется в вас ( Еф. 5:3 ). Тот же Апостол соблудившего в Коринфе и потом, по предании его сатане, покаявшегося милостиво приемлет и пишет: молю вы, утвердите к нему любовь. да не како многою скорбию пожерт будет таковый ( 2Кор. 2:7, 8 ), но в конце послания предостерегает: боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас. и восплачуся многих прежде согрешших, и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содееша ( 2Кор. 12:20, 21 ).
Сказал Господь: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся ( Мф. 6:25 ), и ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ). Также: не стяжите злата, ни сребра. ни двою ризу ( Мф. 10:9, 10 ); и аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим. и прииди и ходи вслед Мене, взем крест ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ). И в другом месте: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити ( Мф. 8:20 ). Иоанн же Креститель имяше ризу свою от влас велблуждь, и пояс усмен о чреслех своих ( Мф. 3:4 ). И Апостол учит: ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеение, сими доволни будем. А хотящий богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи ( 1Тим. 6:7–9 ). Он же о всех Апостолах говорит, что они суть яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще ( 2Кор. 6:10 ).
О терпении и мужестве
О том, что ничего не должно делать на показ
Господь сказал: внемлите милостыни вашее не творити пред человеки, да видими будете ими. тебе же творящу милостыню, да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя ( Мф. 6:1, 3 ). Также: егда молитися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6:6 ). Господь Сам по исцелении тридцативосьмилетнего недужного уклонился, народу сущу на месте ( Ин. 5:13 ); и исцеленному прокаженному сказал: виждь, никомуже повеждь ( Мф. 8:4 ); то же и Апостолам по преображении заповедал: никомуже поведите видения, дóндеже Сын человеческий из мертвых воскреснет ( Мф. 17:9 ), а в другом случае у иудеев вопрошал: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? ( Ин. 5:44 ). Апостол Павел в своих Посланиях наставляет: ничтоже по рвению или тщеславию. творяще ( Флп. 2:3 ), но аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще ( Гал. 5:25, 26 ), ибо от тщеславия рождается зависть, и те, кои делают что напоказ, суть делатели льстивии, преобразующееся во апостолы Христовы ( 2Кор. 11:13 ).
О том, что не должно осуждать
Господь сказал: не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф. 7:1, 2 ); и не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6:37 ). И в другом месте: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваши ( Мф. 6:14 ). Также: Отче наш, иже еси на небесех. остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым ( Мф. 6:9, 12 ). И опять наставляет: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши. Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:3, 5 ). И Апостол говорит: ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? вси бо предстанем судищу Христову. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. Не к тому убо друг друга осуждаем ( Рим. 14:10–13 ), кийждо бо свое бремя понесет ( Гал. 6:5 ) и связями своих прегрешений связуется ( Притч. 5:22 ). Также: мне же не велико есть, да от вас истяжуся, или от человеческаго дне. востязуяй же мя, Господь есть. Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь ( 1Кор. 4:3–5 ).
О трезвенной и непрестанной молитве
Господь сказал: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими. бдите убо на всяко время молящеся ( Лк. 21:34, 36 ); бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Также: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк. 13:37 ). И еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Мф. 7:7, 8 ). Господь сказал и притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си, глаголя: судия бе некий. ( Лк. 18:1–6 ) И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет ( Мф. 24:44 ). А Апостол Павел наставляет: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите ( 1Фес. 5:16–18 ), со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Флп. 2:12 ), и еще: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп. 4:6 ). Также о себе: безпрестани память о вас творю: всегда в молитвах моих моляся ( Рим. 1:9, 10 ). В Деениях повествуется: в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога (Деен. 16:25). И Апостол Петр предостерегает: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ).
Сказал Господь: иже вас приемлет, Мене приемлет. и иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды. не погубит мзды своее ( Мф. 10:40, 42 ). И еще: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти. и прочая ( Мф. 25:34–36 ). Также: егда сотворити обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоее. но зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши ( Лк. 14:12–14 ). И в других местах: имеей две ризе, да подаст неимущему: и имеей брашна, такожде да творит ( Лк. 3:11 ), и блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деен. 20:35). Также и Апостолы наставляют: страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша ангелы ( Евр. 13:2 ); страннолюбцы друг ко другу бывайте, без роптаний ( 1Петр. 4:9 ); благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр. 13:16 ); подаваяй, в простоте. милуяй, с добрым изволением ( Рим. 12:8 ). И еще: сеей скудостию, скудостию и пожнет: а сеей о благословении, о благословении и пожнет. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9:6, 7 ); и аще бо усердие предлежит, по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать ( 2Кор. 8:12 ), да не аки по нужди благое твое будет, но по воли ( Флм. 1:14 ).
Сказал Господь наш Иисус Христос: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин. 6:38 ). Также: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ). И еще: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь. еще же и душу свою, не может Мой быти ученик ( Лк. 14:26 ). И в других местах: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Ин. 14:23 ), и аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви ( Ин. 15:10 ). Также Господь сказал Петру и Андрею, Иакову и Иоанну, Матфею и Филиппу: грядите по Мне, и они, оставя все, тотчас последовали Ему ( Мф. 4:18–22; 9:9 ; Ин. 1:43 ). Другий же от ученик Его рече Ему: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего. Иисус же рече ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф. 8:21, 22 ). И Апостол говорит: Павел раб Иисус Христов, зван апостол ( Рим. 1:1 ), аще бо благовествую, несть ми похвалы. горе же мне есть, аще не благовествую ( 1Кор. 9:16 ). Опять: сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим. и прочая ( Флп. 2:5–7 ). И в другом мест: ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению. ( 2Тим. 3:10 ). И еще: пленяюще всяк разум в послушание Христово, и в готовности имуще отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание ( 2Кор. 10:5, 6 ).
Сказал Господь: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы. и аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу ( Мф. 5:39, 40, 44 ). Опять: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23:34 ). Также когда во время предательства Иудина в саду Гефсиманстем, один из учеников удари. архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего: и коснувся уха его, исцели его ( Лк. 22:50, 51 ). И апостол наставляет: благословляйте гонящыя вы: благословите, а не кляните. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе ( Рим. 12:14, 18,19 ). О последующих же Господу свидетельствует: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся ( 1Кор. 4:12, 13 ). Сам Господь укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Пет. 2:23 ).
Что же касается до знаменоносных отцов, то не верящий им или не принимающий того, что было ими говорено или сделано, более Самому Иисусу Христу и Апостолам Его не верует. Ибо, как Господь наш Иисус Христос брением возвратил зрение слепому, изгонял демонов, воскрешал мертвых, претворил воду в вино, насытил пятью хлебами пять тысяч и другие совершил бесчисленные и неисследимые чудеса, коих и мир не может вместить, так и им даровал силу переносить всяку болезнь и всяку язву в людях, как Сам же Он, истинный Бог наш, сказал: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит ( Ин. 14:12 ), ибо, где присущ Бог, сущий превыше естества, там совершаются и дела вышеестественные. Но что много и говорить о сем?
Так все Божие Писание Ветхого и Нового Завета источает живоносные и богоносные наставления, кои блаженные подвижники проходили делом и словом, наздани на непоколебимом основании Апостолов и пророков, сущу же и краеугольну Самому Иисусу Христу Господу нашему, в Коем, утвердясь молитвенно (в чем все таинство христианского жития), они извлекли души свои из глубины греховной и, возведшись в образ и подобие Божие, еще здесь входили духовно в блаженный рай – предначатие будущего некончаемого блаженства. Нам же что остается делать, как не плакать горько, воздыхать из глубины души и сетовать о своем нерадении и своей беспечности? Смиримся, по крайней мере, ибо и от этого будет нам немалая польза, как показал Господь в притче о мытаре и фарисее; и, вместе с тем, хотя мало понудим себя умягчить окамененное нечувствие души созерцанием добродетелей святых отцов – сих истинно нудителей естества своего царствия ради небесного, которое, по слову Господню, восхищают одни нуждницы ( Мф. 2:12 ). Приидите убо, братие, причастимся сего духовного душеспасительного благоухания Христова и, презрев все земное и человеческое, как ученики Христа, кроткого и смиренного сердцем, и святых Апостолов Его, с терпением да течем по заповедям Господа тесным и прискорбным путем в покаянии, исповедании и смиренномудрии, да достигнем града Божия – небесного Иерусалима – отнюду- же отбеже всяка болезнь и печаль и воздыхание ( Ис. 35:10; 51:11 ), идеже есть всех веселящихся жилище и непрестанный глас чистого радования во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Рукопись без номера, внешним видом своим напоминающая прочие рукописи собрания, содержащие подготовленные к изданию переводы свт. Феофана; твердый переплет синего коленкора, корешок зеленый с золотым тиснением; размеры – 21,8 х 32,2 мм. Всего в рукописи 305 л.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»