что такое пустота в философии
Пустота: размышления о том, чего нет
П устота. Сложно себе представить, что это такое. Да и в зависимости от контекста смысл может быть совсем разный. И казалось бы, разве можно долго обсуждать то, чего нет. Но пустота — это достаточно глубокое понятие. Настолько же глубокое, насколько и непостижимое. Межгалактическое пространство — это типичный пример пустоты в материальном мире. Там нет ничего, даже времени и пространства. И если сравнивать межгалактическое пространство с нашим сознанием, то именно к такому состоянию сознания стремятся последователи некоторых направлений в йоге — к пустоте сознания.
Что такое пустота? Что такое пустота сознания? Бывает ли пустота в душе? Что такое пустота с точки зрения буддизма? Как мы можем видеть, это понятие достаточно абстрактное. Попробуем в нём разобраться.
В повседневном нашем сознании пустота воспринимается как нечто негативное. К примеру, часто можно слышать такие высказывания, как «пустота в душе» или «пустота в жизни». Но это высказывание не совсем верно. Пустота — это отсутствие всего, это само небытие, а разве может в небытии возникнуть страдание, которое подразумевается под «пустотой в душе»? Вопрос риторический. Пустота — это изначальное, точка отсчёта, ноль. А страдание — это уже состояние со знаком «минус», значит, «пустота в душе» — не совсем корректное описание той же депрессии и тому подобных состояний.
Мы можем сколько угодно резонёрствовать на тему того, что пустота не может быть со знаком минус, и о том, что то, что люди называют пустотой в душе, вовсе пустотой не является. Но проблема, о которой говорят люди, пусть и не совсем корректными терминами, остаётся, и что с этим делать?
Можно представить себе некоего состоятельного господина, который потерял ключи от собственной сокровищницы и вынужден нищенствовать. У него сейчас самая что ни на есть материальная пустота — в карманах, желудке и так далее. Но ведь на самом-то деле он богат, просто не может открыть дверь к этому богатству. В духовном мире то же самое: внутри нас сокрыто огромное богатство, а мы продолжаем «голодать» духовно, ища жалкие крохи удовольствий где-то во внешнем мире. Один очень мудрый человек, который был на нашей земле 2000 лет назад, говорил: «Царство небесное внутри вас есть».
Но даже самые ближайшие из его учеников так и не поняли его наставлений и продолжают искать это царство где угодно, но только не внутри себя. А их учитель добавлял: «Где сокровища ваши — там будет и сердце ваше». А теперь давайте подумаем: если сокровища наши — это какие-то праздные развлечения, алкоголь, еда и так далее, то где будет сердце наше? Вот там примерно и будет.
И вслед за этим неизбежно наступает пустота, потому что эти сокровища иллюзорны. Быть может, кто-то думает, что кувшин с вином — отличный собеседник и проводник в мир блаженства, но нет, он коварный и собеседник, и проводник. Обещая неземные наслаждения, он бросает своего подопечного в самый трудный момент. А дальше и начинается то, что мы называем «пустотой в душе». И чтобы этой пустоты не было, нужно, как говорил всё тот же великий мудрец, «собирать сокровища на небе, а не на земле».
Это, разумеется, метафора. Речь идёт о том, что наши богатства в первую очередь должны быть духовными, а не материальными. Потому что если наше счастье зависит от внешних условий, то мы тяжело больны и несчастны на самом деле. И тогда любая перемена во внешних условиях — это путь к пустоте души. Если же сокровища наши в духовном мире, то никакие мирские бури не смогут опрокинуть лодку нашего сознания, плывущую в вечность.
Пустота в буддизме
Шуньята, или «пустотность». Эта концепция буддийскими учителями справедливо считается одной из тяжелейших для постижения. На теоретическом уровне всё относительно просто. Пустотность — это взаимозависимость вещей и явлений, а именно отсутствие постоянной природы у вещей и явлений. Проще говоря, концепция пустоты в буддизме говорит нам о том, что всё возникает в силу условий и ни одно явление не может иметь постоянную природу — реальность изменчива, как поток горной реки.
И этот поток и есть то, что мы называем пустотой. Ведь сколько ни щёлкай фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть реку, каждый раз горный поток будет выдавать новую картинку. И где же в этом случае его истинная природа? Получается, что нигде. Это и есть пустотность.
К примеру: есть семя, из которого вырос цветок, а затем цветок этот опал лепестками на землю. Семя, цветок и опавшие лепестки — всё пустотно, потому что это лишь временные состояния. Состояния чего? Состояния… пустоты. Пустота вырвалась из семени, дав побег, пустота расцвела ярким цветом, пустота опала лепестками на землю. Это практически непостижимо для ума, но зато постижимо для сердца.
И именно постижению концепции пустоты или так называемому чистому видению буддийксие монахи и посвящают всю жизнь. И именно поэтому шуньята является концепцией Махаяны — Великой Колесницы, которая является более продвинутой версией учения Будды для тех, кто уже избавился от грубых иллюзий.
В буддизме есть четыре вида пустоты:
Теория пустоты: ничего нет?
Восточные философы некоторых направлений предлагают начать с простого — принять идею о том, что ничего нет. Это в стиле философии адвайта-веданты, адепты которой, и правда, внушают себе, что всё — иллюзия. Однако, как советовал тот же Будда, следует придерживаться «срединного пути», и он же говорил о том, что вещи всё же существуют, а их пустотность и иллюзорность заключается в том, что они временны и взаимозависимы.
Но это не отменяет того, что вещи, хоть и непостоянно, но существуют. Есть одна притча о том, как учитель долго слушал мудрствования своего ученика о том, что всё — иллюзия, а потом так огрел того палкой, что у него вся идея пустоты сразу посыпалась звёздами в глазах; учитель же рассмеялся и говорит: «Откуда боль, если палки не существует?».
С точки зрения квантовой физики, действительно, всё состоит из пустоты чуть менее, чем полностью. Практически вся масса атома содержится в его ядре, а само оно занимает примерно одну десятитысячную размера атома. А всё остальное остаётся, в сущности, пустотой. Почему же объекты остаются плотными и твёрдыми? Это объясняется процессами притяжения и отталкивания между атомами. Так, стена кажется плотной лишь потому, что её атомы притягиваются друг к другу. Но, например, нагревание ослабляет связи между атомами, поэтому раскалённое железо становится жидким и теряет свою плотную консистенцию.
Квантовая физика говорит о том, что материи вообще не существует. Об этом говорил ещё сам Эйнштейн: «Всё состоит из пустоты, а форма — сгущённая пустота». Проще говоря, всё, что нас окружает — это лишь разные формы одной и той же пустоты. Это в какой-то мере созвучно с философскими идеями о том, что всё, что нас окружает, есть проявление Бога в той или иной форме. И можно сказать, что эта пустота, изначальное чистое сознание и есть Бог.
Пустота – глубинная основа всего сущего. Проявленные формы – суть метаморфоз Пустоты
Пустота – поле потенциальностей, в котором все возможности, результаты, идеи, прообразы форм, причины и следствия находятся в нерасчленном единстве и целостности. Там нет разделения плода и дерева, формы человека от формы цветка; там малое содержится в большом, а большое растворено в целом. Это состояние бытия, превосходящее любые разделения и ограничения, состояние «не два, а одно», причем одно – суть ВСЕ.
В восточной философии утверждается, что Пустота – истинная Реальность, а проявленный Мир, состоящий из отделенных друг от друга материальных форм по своей природе иллюзорен, то есть нереален. Творение есть мысленный образ Творца, плод его воображения, некая фантазия (иллюзия) существующая ограниченное время. Именно потому, что любая проявленная форма, будь то образ Вселенной или, к примеру, идея, манифестируемая в форме Жизни «Человек», имеет определенное время существования, бытие Мира относительное (временное). Любое явление, имеющее свой срок существования, преходяще, а значит, однажды оно перестанет быть. Следовательно, можно говорить о нереальности относительного существования. Нереальность Мира противопоставляется истинной Реальности – вечному и бесконечному Бытию Бога. Существование истинной Реальности ничем не ограничено, оно безусловно и превосходит любые пределы, накладываемые свойствами пространства, особенностями течения времени или законами организации Материи. Безусловность Бытия в Истине означает непрерывность потока Божественной Жизни. Жизнь никогда не кончается, однако она постоянно преображается, меняя формы, образы своего выражения. Бесконечность Божественного Бытия манифестируется в конечных, предельных формах Жизни, существование которых подчинено законам Времени и Пространства. Единое проявляет Себя в разнообразном множестве индивидуальных частей. Совокупность существования отдельных форм Жизни суть бытия Мира. Когда акцент восприятия прикован к относительной реальности, то есть бытию материальных форм Жизни, тогда безусловность и бесконечность Божественного Бытия исчезает из поля видимости, растворяется в Пустоте. Веданта говорит, что Мир не имеет безусловного существования, он существует относительно: по отношению к моему уму, вашему, умам всех остальных существ. Мир не имеет существования неизменного, вечного, независимого от способов его восприятия. Нельзя, однако, сказать, что он вовсе не существует, так как мы видим, ощущаем, живем в Мире, действуем на него и проявляемся в нем. Парадокс в том, что Мир, как мы его воспринимаем, и существует, и не существует одновременно. Осознание этой противоречивой двойственности существования «и да и нет», выводит человека на другой уровень осмысления, на котором возникает необходимость постижения Пустоты. Состояние единства двух противоположностей «да-нет» относится к бытию Иррационального мира, в котором законы линейной логики «либо да, либо нет» перестают работать.
Человек есть образ Творца, проявленный в Материи, именуемой Свет. Материальная форма человека – суть относительного (временного) существования. Пустота – поле творческой потенциальности, из которого рождается все сущее. Изначальная идея «быть подобным Творцу» есть истинная суть человека, которая в свернутом виде как потенция, как «зерно» скрыта в Пустоте. Изначальность человека вечная и не подвержена исчезновению, в том проявляется подобие человека Богу. Видимые формы – суть феноменов, имеющие относительное существование, раскрывающееся в системе координат «Время, Пространство, Движение». Бытие материальных форм иллюзорно с точки зрения истинной Реальности (непроявленной Иррациональности), но реально с точки зрения бытия Материи. Понимание данного положения не просто для человеческого восприятия и требует определенной степени расширения сознания. Индийский мудрец и философ Рамеш Балсекар по этому поводу говорит так: «Ты можешь подготовиться и принять тезис, что все во Вселенной является иллюзией. Но, скорее всего, у тебя не получится включить в эту иллюзию главнейший фактор – себя»31.
Чтобы представить, что есть Пустота можно воспользоваться образом черного безмолвия Космоса, созерцание которого задает направление для движения познающей мысли человека. Вещество внутри Пустоты – образ звезд, в бесконечном множестве рассеянных в пустоте космического пространства. Пустота не пустая внутри, ибо это пространство другого уровня энергии. Огненная плазменность Пустоты непознаваема при помощи инструментов и средств Физического мира, которые относятся к более плотному уровню земных вибраций. Инструмент познания Пустоты – сознание человека. Сознание – сфера бытия Духа. Чувствознание Пустоты возможно посредством активности огненной плазменности человека – его духовной субстанции.
Так как уровни проявленного Бытия содержатся внутри Пустоты, то человек, по сути, более Пустота, чем материальное вещество. «Если убрать пустоту внутреннего пространства человека, то размеры тела стали бы со спичечный коробок»32. Перекликается с этим высказыванием утверждение ученых о том, что Космос – это пустота, в которой содержится всего 3—5% вещества. Человек более неочевидная иррациональность, чем видимая реальность. Человек более вечность и бесконечность, чем объект, положение которого определено в пространстве и времени. Человек – суть Тайна, и всего на 3% оформленная вещественность, проявленная в Материи. Вещественность познается как сущность – суть существования как феномена, объекта. Однако нет собственной сущности у цветка, горы, человека, ибо все это формы Пустоты. «Бесконечные превращения пустоты – глубинная основа всего. Глубинная основа – корень Неба и Земли. Бытие длится подобно бесконечной нити и проявляет себя в неисчерпаемом разнообразии»33. Отсюда следует, что объекты вещественного Мира имеют единую суть, единый корень, сокрытый в Пустоте – глубинной основе мироздания. Все видимое произрастает из Пустоты, а потому движение от периферии (плотных уровней вибрации) к изначальному центру (фокусной точке Тонкого мира) означает освобождение от пределов и ограниченности форм, растворение в неопределяемой Иррациональности. «Как волны, вздымающиеся на поверхности воды, не обладают независимым существованием, но есть все та же вода, так и проявленные феномены есть видимая сотворенная форма или тело Непроявленного»34. Движение от плотного к Тонкому, от очевидного к Непроявленому, от определенности к Тайне – суть процесса одухотворения Материи. Человек, одухотворяющий свое бытие взаимодействием с Огненными сферами, становится непредсказуемым, непросчитываемым. В нем проявляется категория Тайны…
Будда говорил, что бытие предшествует сущности, что у человека нет человеческой сущности. В человеке проявлено Бытие Божественности – Я ЕСМЬ ПРИСУТСТВИЕ. Скрытый смысл вопросов, возникающих у человека, идущего путем познания себя и Мира: «А как насчет меня, что будет со мной и т. п.?». Мудрецы учат, что никакого «меня» никогда не было и не могло быть. Когда ощущение меня у человека исчезает полностью, тогда двойственность «я и Мир, я и Бог» растворяется в блаженном моменте слияния с изначальным Истоком Жизни. Шагнув за осознание себя как отдельной независимой сущности (эго), человек обретает весь Мир, находя Себя в Боге, снимая завесу, прежде препятствующую проявлению Божественных эманаций в пространственно-временном континууме своего бытия. «Человек как сущность – не более чем продукт мышления, совокупность постоянно повторяющегося самонапоминания о том, что в нас есть нечто, что длится во времени. Так что индивидуальная личность устанавливается в каждом из нас как наша личная традиция»35.
Завеса – результат ментальности человеческой сущности, это то, что отделяет бытие человека от Со-Бытия его Духа со Святым Духом Единой Жизни. Ментальная завеса – «повязка на очах» Духа, которая делает человека слепым. Духовная слепота в восточной философии именуется невежеством. Невежество – причина всех страданий, горестей и болезней человека. Прохождение завесы снимает пелену с духовных очей и человек прозревает в Истине, он находит Себя в Источнике вечности и бесконечности. Пробуждение в Истоке Жизни означает победу человека над смертью, преодоление ограничений временного существования земной формы. Сознание человека расширяется за пределы относительного бытия, и он познает истинные реалии богосотворенного Бытия. Раскрытие духовного видения приводит к осознанию единства всего сущего. «Когда видишь поля энергии, человеческие существа выглядят как световые волокна, похожие на белую паутину, очень тонкие, и человек похож на яйцо из текучих волокон… Этими волокнами человек соединен со всем миром. Видящие видят, что любой человек постоянно находится в контакте со всем сущим…»36.
Когда человек прозревает в Духе, он обретает состояние истинного смирения. В обыденном понимании смирение – это отсутствие гордыни, что очень часто в восприятии человека ассоциируется с состоянием униженности, пренебрежения собственным мнением; поэтому люди не желают быть смиренными и вступают на путь борьбы. «Истинное смирение – не противоположность гордыни, но само отрицание отдельной сущности, которая может быть гордой или смиренной»37. Такое состояние не имеет к униженности никакого отношения, ибо это благородство Духа человека, расширившего свое сознание за пределы собственной личности, освободившегося от пут плотского эго.
Бесконечные превращения Пустоты – глубинная основа всего. Вещи, объекты – суть метаморфоз Пустоты. Пустота есть все. Это полнота всевозможных осуществлений. Для познания бесконечной собственной потенциальности Пустота проявляет себя в различных формах – образах, конечных во Времени и ограниченных в пространстве. Потому, каждая форма есть предельная частность беспредельной всеобщности. Любая вещь – оформленная Пустота. Вещь не обладает своей собственной вещественной сутью. Нет у дерева сущности дерева, так и у человека нет сущности эгоиста. Эго – атрибут феноменального существования человека земного. Истинная суть любой формы – Пустота. Но в каждом объекте Пустота выявляет свои особые качества, проявляемые как индивидуальность образа. Форма Жизни «Человек» не обладает своей собственной человеческой сущностью, но в форме человека Пустота выявляет особые грани Бытия, делая видимым (очевидным) определенный аспект существования, который именуется «человеческой жизнью», а в форме цветка Пустота проявляет другой аспект. Изначальное познает себя посредством разнообразных проявлений. Таким образом, единая суть Пустоты сияет и переливается различными аспектами—гранями Жизни, которые становятся видимыми посредством существующих материальных форм. Видимый мир – суть игра Света, мозаика различных качеств и свойств Сознания Единого. Цель существования каждой формы – проявление полноты собственной индивидуальности, выявление красоты и неповторимости бытия своего аспекта Жизни. В каждой форме Жизни Бог проявлен по-особенному.
Движение познающей мысли от Целого к части (от «мы» к «я») – суть процесса индивидуализации. В этом процессе важно: гранение кристалла своего Духа, достижение чистого и ясного сверкания многих граней творчества; выявление в полноте богатства неповторимого рисунка своей жизни на полотне Единого Бытия; обретение самосознания своей индивидуальности – «Я есть». Процесс индивидуализации подобен полному и глубокому вдоху. Человек проявляет себя в Мире.
Обретая осознание «все есть Бог», человек возвращается к Единому, возлагая индивидуальное творчество своего Духа на Алтарь Бога. Друзы кристаллов рождают мощное сияние многомерного и многогранного единого Кристалла Духа Человека как Рода. Бытие каждого человека есть Слово – индивидуально звучащая вибрация Духа. Процесс движения от «я» к «мы» подобен образованию совокупности слов, в результате чего рождается Язык человеческого творчества. Преображение действием Огня Святого Духа сплавляет все слова в целостную единую плазму, и Человек проявляется во Вселенной в полноте Красоты и Силы, данных ему Богом. Плазма Языка Единого – суть пульсации Святого Духа Жизни, звучащая вибрация Пустоты, проявляемая священным звуком ОМ. Духовное Сердце человека, настроенное на волну Единого наполняется благостью и сладостной негой. И в этом состоянии рождается понимание того, что Бог есть Любовь, Радость, Свет. «Радость бытия, тотального бытия, во всем, что существует, что было и будет здесь, там, повсюду, как если бы мед мог попробовать себя и всякую свою частицу сразу, а всякая частица могла отведать любую другую, и каждая из них – все медовые соты целиком. Тогда эволюция выйдет из Ночи и вступит в Солнечный цикл. Наша жизнь будет протекать под Знаком Единого. Распятый бог в нас сойдет со своего креста, и человек наконец станет Самим Собой – станет нормальным. Ведь быть нормальным значит быть Божественным»38.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое пустота в философии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что такое пустота?
Алан Уотс:
Когда в индусских или буддийских текстах говорится о «пустоте» или «иллюзорном» характере видимого мира природы, в отличие от конвенционального мира предметов, подразумевается именно преходящесть его форм. Форма — это поток, и поэтому она — майя, в несколько более широком смысле слова, в том смысле, что ее нельзя зафиксировать, схватить, форма — это майя, когда сознание пытается постичь ее и подчинить себе, заключить в твердые категории мысли, т. е. обозначить именами и словами. Ибо это те самые существительные и глаголы, с помощью которых конструируются абстрактные и понятийные классы вещей и событий. Чтобы выполнить свое назначение, имена и термины должны по необходимости, как всякая единица, быть определенными и постоянными. Но они справляются хорошо со своей задачей в ограниченных рамках, но так часто человек подвергается искушению смешать измерения с измеряемым миром. Отождествить деньги с богатством, устойчивую конвенцию с текучей реальностью. Однако в той же мере, в какой он отождествляет себя и свою жизнь с этими косными и пустыми трафаретами, он обрекает себя на вечное разочарование, как тот, кто набирает воду решетом. Поэтому индийская философия не устанно напоминает, как глухо охотиться за вещами, требовать постоянства от отдельных существ и явлений — во всем этом она видит лишь ослепительные призраки, завороженность абстрактными мерками разума. Майя, таким образом, ассоциируется с «намарупа» — с «именем и формой», стремлением разума уловить текучие формы природы в ячейки устойчивой классификации.
Тэхэнь Кын Сыним:
Что такое пустота? Пустота означает, что все жизни изменяются и проявляются каждое мгновение, функционируя вместе как одно целое. Каждая отдельная вещь, включая меня самого, пуста. Всё является частью пустоты, всё подчинено закону пустоты. Всё меняется и проявляется, включая меня самого.
Сюнрю Судзуки:
Пустота означает, что всё всегда здесь. Единое целостное бытие не есть скопление всего. Невозможно расчленить единое целостное существование на части. Оно всегда здесь и всегда действенно. Это просветление. Так что в сущности нет никакой определённой практики. Сутра гласит: «Нет ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела и ни сознания…» Это «отсутствие сознания» есть сознание дзэн, которое заключает в себе всё.
Наблюдать за вещами со спокойным, свободным умом – вот что важно в нашем понимании. В нашем размышлении и наблюдении не должно быть инертности. Мы должны легко воспринимать вещи такими, как они есть. Наш ум должен быть достаточно пластичным и непредубеждённым, чтобы воспринимать вещи такими, как они есть.
Ошо:
Будда не использовал слово «блаженство», не использовал слово «бог». Он использовал слово шуньям — абсолютная пустота. Это состояние, когда не остается ничего, просто абсолютная тишина, абсолютная пустота; но пустота не в английском значении этого слова. У слова шуньям совершенно иная окраска, хотя оно переводится и может быть переведено только как «пустота». У слова «пустота» негативная окраска; пустота подразумевает, что чего-то не хватает; пустота означает одинокость. Пустота — это качество смерти, а не жизни. У слова шуньям нет негативной окраски, у него нет даже позитивной окраски, как оно может иметь негативную? Шуньям означает, что вы просто одни; это не одинокость, а одиночество. Вы не чувствуете, что вам чего-то не хватает. Вы безграничны, внутри вас огромное пространство, но вы не опустошены от чего-то. Наоборот, это абсолютная наполненность. Вы наполнены пустотой, если можно так выразиться. Вас переполняет пустота, и вы чувствуете удовлетворенность. Когда шуньям расцветает, вы чувствуете огромный покой, но не радость и не печаль, потому что радость — это позитивный полюс, а печаль — негативный. Покой — точно посередине; это не жар и не холод. Это не нейтральность и не равнодушие. состояние не означает, что вы поворачиваетесь к чему-то спиной, что вы теряете интерес. Нет, это совсем не потеря интереса, равнодушие или нейтральность. Вы просто полностью присутствуете, абсолютно присутствуете, со всей своей тотальностью, но как зеркало — просто отражая все, что происходит. Мимо проходит радость, и зеркало отражает ее, но зеркало не становится самой радостью; оно никогда не отождествляется. Как облако, как темное облако, приходит и проходит мимо печаль, и зеркало отражает ее. У зеркала нет предубеждения против нее. Зеркало не оказывает предпочтения радости и не отвергает печаль. У зеркала нет предпочтений, оно просто отражает то, что есть.
Не отождествляйся с той радостью, которая к тебе приходит, — просто наблюдай ее. Оставайся зеркалом, наблюдателем на холме. Отражай, но не цепляйся к ней. Пролетает птица. и озеро отражает ее. Дзен-мастера говорят, что это и есть состояние буддовости. У птицы нет намерения отражаться в озере, и у озера нет намерения отражать птицу, но птица пролетает. и озеро отражает ее.
Сунг Сан Соен-са:
Вы сказали, что понимаете пустоту. В таком случае, что такое пустота?
“Это пустота”.
“Вы сказали, это пустота. Я говорю, это не пустота. У вас есть рука, голос, тело. В пустоте нет ни руки, ни голоса, ни тела. Что такое настоящая пустота? Это очень важно. В настоящей пустоте нет слов. Если вы откроете рот, то вы не правы. Итак …. Какого цвета этот пол?”
Ученик молчал.
Соен-са сказал: “Какой это цвет?”
Ученик сказал: “У вас есть глаза”.
Соен-са сказал: “Глаза? Нет глаз. Это дырки на моём лице” (Смех). “Я ещё раз вас спрашиваю, какого цвета этот пол?”
Ученик молчал.
Соен-са сказал: “Он коричневый”.
“Но если бы я сказал, что он коричневый, то вы бы сказали, что я привязан к цвету!”
Соен-са сказал: “Коричневый — это только коричневый”. Затем, указав на стакан воды: “Что это?”
“Вода”.
“Да. Вода — это вода. Это не думанье. Когда вы сказали “вода” — вот этот ум. Этот ум очень важен. Это ясное зеркало. Красное приходит — зеркало красное. Жёлтое приходит — зеркало жёлтое. Вода приходит — вода. Дверь приходит — дверь. Если вы не думаете, то ваш ум то же самое, что зеркало. Он только как это. Поэтому настоящая пустота — это ясный ум. В изначальном ясном уме нет ни имени, ни формы. Ничто не появляется и не исчезает. Все вещи такие какие они есть. Если вы думаете, то вы спите. Вы должны отсечь всякое мышление и проснуться”.