что такое пунктуационный разбор предложения 5 класс
Пунктуационный разбор простого предложения
Урок 20. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Пунктуационный разбор простого предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что мы знаем о знаках пунктуации?
· Как выполнить пунктуационный разбор?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Вспомним, что пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки.
Само слово пунктуация – латинское и произошло от латинского слова punctum, то есть точка.
Чтобы узнать, как выполнить пунктуационный разбор, мы наведаемся на Фабрику предложений.
Сегодня мы посетим цеха, в которых ведётся работа со знаками препинания.
Например, в цехе №1 рассматривают знаки препинания в конце предложения. Сегодня здесь как раз получили новое предложение:
На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Это ученик мастера, Гриша. Сейчас он будет разбирать это предложение.
– А что же ты будешь искать? – интересуется мастер. – Разве ты знаешь, какие знаки и почему должны стоять в конце предложения?
Сходи-ка на склад знаков препинания.
Заведующий складом Иван Петрович помог Грише отыскать ящики с точками, вопросительными знаками и восклицательными знаками.
– Вот такие знаки и стоят в конце предложения!
– Но от чего это зависит? – задумался Гриша. – Нужно спросить у отдела информации!
Вернёмся вместе с Гришей в наш цех. Мы видим, что в конце предложения ставится знак завершения – точка. Потому что это предложение – повествовательное, невосклицательное.
И теперь мы можем перейти в следующий цех. Это цех разделительных знаков препинания.
Ведь в середине предложения могут стоять знаки препинания двух видов: разделительные и выделительные.
Надо бы посмотреть, какие разделительные знаки есть на складе.
– Вот тире, – говорит Иван Петрович, подводя Гришу к новым ящикам. – Вот тут запятая, а тут двоеточие… Это всё – разделительные знаки препинания.
– Что же они разделяют? – удивляется Гриша.
– Это уж ты в отдел информации обратись. Они-то знают!
И действительно, сотрудница отдела готова все объяснить.
– Ух ты, сколько информации! – удивляется Гриша. – Хорошо, теперь вернёмся в цех и постараемся отыскать разделительные знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым? Кажется, такого нет. Может быть, здесь есть однородные члены? Или обобщающие слова перед ними?
Три однородных подлежащих: помидоры, огурцы и капуста. Подчеркнём их.
Между подлежащими помидоры, огурцы ставится знак разделения – запятая, т. к. они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Между однородными подлежащими огурцы и капуста не ставится запятая, т. к. они соединены неповторяющимся союзом и.
Время перейти в другой цех! Здесь занимаются выделительными знаками препинания.
Но на склад сходить все-таки придутся.
А почему это на складе всего один ящик, с запятыми?!
– Так больше ничего не завезли, – отвечает заведующий. – Приходите в старших классах, тогда у меня знаков выделения побольше будет!
Ну, ничего! Зато теперь известно, что запятая бывает и разделительной, и выделительной.
– Вот только, – задумался Гриша, – что же она может выделять?
– Обращение! – приходит на помощь отдел информации.
– Так, – сказал Гриша, выслушав, – вернёмся в цех. Информация очень полезная. Но в нашем предложении я что-то не вижу запятых. Значит, предложение смело можно отправлять дальше, в цех тестирования готовой продукции.
Ведь нужно объединить все, что мы узнали о знаках препинания в этом предложении!
В конце предложения ставится знак завершения – точка, потому что предложение повествовательное, невосклицательное.
Между подлежащими помидоры, огурцы ставится знак разделения – запятая, т. к. они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Между однородными подлежащими огурцы и капуста не ставится запятая, т. к. они соединены неповторяющимся союзом и.
Гриша блестяще справился с заданием.
А мы получили образец пунктуационного разбора. Конечно, это – образец устного разбора.
Письменный разбор простого предложения совсем несложный. В нем мы подчёркиваем однородные члены. И показываем, что они отвечают на один вопрос – что? И относятся к одному сказуемому – лежат.
Итак, что нам потребуется для пунктуационного разбора?
· Сначала мы определяем, какие знаки ставятся в конце предложения. Называем причину их постановки.
· Потом обращаем внимание на разделительные знаки – тире между подлежащим и сказуемым, запятые между однородными членами, двоеточие перед обобщающим словом. Называем причину.
· Наконец, мы смотрим на выделительные знаки, то есть, запятые после обращения.
И теперь самое время для небольшой тренировки.
Разберём вот такое предложение.
Ребята, сколько можно отвлекаться?!
В конце предложения ставятся знаки завершения – вопросительный и восклицательный, потому что предложение вопросительное, восклицательное.
После слова ребята ставится запятая – знак выделения после обращения.
Разберём ещё одно предложение.
Лето – прекрасная, чудесная пора!
В конце предложения ставится знак завершения – восклицательный знак, потому что предложение повествовательное, восклицательное.
Между подлежащим лето и сказуемым пора ставится тире – знак разделения, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными.
Между определениями прекрасная, чудесная ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Итак, что же нам требуется запомнить?
· При разборе пунктуационного предложения мы сначала обращаем внимание на знаки завершения. И называем причины их постановки.
· Потом мы смотрим на знаки разделения, если они есть. Называем причину постановки.
· Наконец, мы обращаем внимание на выделительные знаки, если они есть. И называем причину их постановки.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Простое предложение – предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с разным выражением чувств: восторга, гнева, сожаления, радости.
Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чём-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104
Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.186.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристрика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.
Существует план синтаксического анализа предложения.
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.
4. Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.
5. Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.
6. Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.
При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).
Рассмотрим на примерах, как производится синтаксический разбор.
Иногда море выбрасывало чудесные большие раковины.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставтися точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
При выполнении письменного разбора вы должны составить схему: или полную, или краткую. Это позволяет наглядно увидеть правильность постановки знаков препинания. Также при выполнении письменного разбора допускается сокращение слов. Важно не забывать о правилах сокращения слов и постановке знаков препинания.
Рассмотрим пример разбора осложнённого предложения.
Волны несли к берегу и выбрасывали на песок длинные водоросли, крабов и красивые маленькие ракушки.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – волны несли и выбрасывали. Подлежащее волны выражено именем существительным; сказуемые несли и выбрасывали выражены глаголами. Здесь два однородных сказуемых, соединённых одиночным союзом И, следовательно, между ними запятая не ставится. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Несли куда? К берегу. Это обстоятельство, выраженное существительным. Выбрасывали куда? На песок. Это обстоятельство, выраженное именем существительным. Выбрасывали что? Водоросли, крабов и ракушки. Это однородные дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Первые два дополнения связаны интонацией, поэтому между ними стоит разделительный знак – запятая, третье присоединяется одиночным союзом и, следовательно, запятую ставить не надо. Задаём вопросы дальше. Водоросли какие? Длинные. Это определение, выраженное прилагательным. Ракушки какие? Красивые маленькие. Это определения, выраженные прилагательными. Так как они обозначают разные признаки, то не являются однородными. Запятую между ними не ставим.
В предложении два ряда однородных членов, однородные сказуемые и однородные дополнения, следовательно, оно осложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
Когда вы отработаете анализ предложения, при выполнении письменного анализа необязательно ставить стрелочки от одного члена предложения к другому. Если есть однородные члены предложения или обращение, то их обязательно надо указать при составлении схемы предложения. Также в схеме обязательно показывать стрелочками, от какого главного члена зависят однородные члены предложения.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Разбор предложения с обращением.
Предложения с обращением чаще всего побудительные по цели высказывания. Также они зачастую восклицательные по интонации и односоставные по строению грамматической основы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Определите, чем осложнено предложение?
О Русь, Русь, куда же ты мчишься? (Н. Гоголь)
1) однородными членами;
Разбор задания: Вспоминаем, что такое обращение и какие члены предложения называются однородными. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи и соединяются друг с другом сочинительной связью. Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение.
Выделите зелёным цветом верную характеристику предложения.
Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.
1) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое;
2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Разбор задания: Внимательно читаем характеристику предложения и анализируем самостоятельно: по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по составу грамматической основы – двусоставное, есть второстепенные члены – распространённое, в предложении три сказуемых – осложнённое. Первый вариант неверный.
Ответ: 2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало и конец придаточного.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
Как разбирать сложную конструкцию:
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.