что такое пульс в музыке
Простые музыкальные размеры: метр, ритм, пульсация
Метр – закономерное чередование равных по длительности тяжёлых и лёгких (опорных и неопорных) долей. Это система организации ритма.
Ритм – соотношение звуков и пауз по их длительностям.
Можно провести аналогию с поэзией: в ней есть чередование ударных и неударных слогов. В музыкально языке точно так же, и называется такое равномерное чередование долей – пульсация.
Доля – единица измерения пульсации.
Размер – конкретизация метра, его связывание с определенной длительностью долей. «Уходя» в поэзию, можно провести такую параллель, как существование стихотворных размеров: ямб, дактиль, хорей и др. В каждом есть своя уникальная система ударных и безударных слогов.
«Мороз и солнце – день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг прелестный…» – А. С. Пушкин.
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали», – С. Есенин.
У каждого примера есть метр, который организован индивидуально: в первом случае – четырехстопный ямб (2 слог ударный), во втором – трехстопный анапест (ударный 3 слог).
Метр бывает: двухдольный – движение четкого, мерного шага.
Трехдольный – плавное, закругленное движение.
Существует также переменный метр.
Размер – система, показывающая количество сильных и слабых долей в одном такте. Такт – это отрезок мелодии, заключенный между двумя тактовыми чертами (от одной сильной доли до другой). Счетные доли часто обозначаются четвертями, чуть реже восьмыми.
Размер обозначается дробью без черточки, где верхняя цифра обозначает количество долей, а нижняя – какой длительностью выражены доли.
Самые простые размеры – это 2/4 и ¾.
Размеры могут быть и сложными(однородными), когда долей становится больше, чем 3, например, 4/4, 6/8, 12/8.
Чаще всего сложные размеры состоят из двух простых: 2/4+2/4= 4/4, 3/8+3/8=6/8 и т.д.
В сложном размере столько сильных долей, сколько он содержит в себе простых размеров. И так первая доля становится сильной, а затем будет следовать относительно сильная.
Размер 4/4 имеет два варианта обозначения:
В этом размере пульсация обозначается: раз и, два и, три и, четыре и.
Галочка над нотой или под ней отображает акцент – резкое выделение доли. Так можно показать сильные и относительно сильные доли.
Размер 6/8 яркий пример того, как счетной долей становится восьмая длительность.
Смешанные сложные размеры – это как раз ответвление от переменного метра: 5/4,7/4,7/8. В них неявно и нечётко выражены сильные и слабые доли.
Пульсация в таком размере будет: Раз, два, Раз, два, три. Такое сочетание применяется, чтобы выделить границы простых размеров в составе сложного.
В каждом размере ноты группируются особым образом, об этом можно прочесть в статье «Группировка длительностей».
О ритме: метр, такт и размер в музыке
О ритме: метр, такт и размер в музыке
Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.
Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь) – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.
Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.
Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.
Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.
Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.
Такт, темп и длительность
Пульсация метра часто неуловима, но его удары следуют с определённой скоростью. Эта скорость чередования долей в музыке называется темпом (от лат. Tempus – время) и может быть точно измерена с помощью специального устройства-маятника – метронома. Метроном был создан для точного подсчёта количества ударов в минуту. Однако, ещё до изобретения устройства, сложилась классическая система классификации темпа, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В нотной записи традиционно используются описательные определения темпа и его изменений – прилагательные итальянского языка. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (не спеша), moderato (умеренно), presto (очень быстро).
Длительности нот и пауз
Длительность доли не связана с привычными мерами времени (секундами или минутами). Её протяжённость определяется только в рамках исполняемого музыкального произведения согласно его темпу.
Длительность доли составляет продолжительность звучания одной ноты (или паузы) или её дробной части: половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и так далее. Длина звучания графически отображена в нотной записи.
Длительности нот могут объединяться. Из двух (или больше) коротких нот путём сложения их длительностей может получиться одна длинная. Такой приём в музыке называется лига и в нотной записи обозначается вогнутой вниз дугой:
Паузы в музыке также имеют выраженную продолжительность. Длительность музыкальной паузы отражена в нотной записи аналогично длительности нот.
Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительностям составляющих его долей – звуков и пауз.
Размер такта
Соотношение количества долей с их длительностью является размером такта. На листе размер выписан дробью в начале первого такта, где числитель – это количество долей в каждом такте, а знаменатель – примерная длительность звучания одной доли.
Например: в размере 2/4 число 2 будет означать, что в одном такте произведения две доли, длительность каждой будет равна четвёртой части длины целой ноты. Длительность звучания ноты условная и основана на ощущении.
Размер такта – это размер метра на одном его участке, от одной сильной доли до следующей.
Неполный такт и синкопа
Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то первый такт будет называться неполным. В начале произведения неполный такт носит название затакт. Обычно затакт уравновешивается неполным тактом в конце произведения таким образом, чтобы сумма долей в двух неполных тактах равнялась одному полному. В середине произведения также может встречаться затакт.
Смещение акцента с сильной доли на слабую внутри такта называется синкопой. Ударение в такте может перемещаться свободно, с опережением или запаздыванием относительно пульсации метра.
Затакт и синкопа используются, чтобы изменить положение в такте сильных и слабых долей и сместить акцент в пульсации метра. Эти приёмы служат средством ритмической выразительности.
Метр и размер. Простые и сложные метры.
В соответствии с количеством долей в такте размеры метра можно условно разделить на два типа: простые и сложные (или составные).
Простые метры
Простые метры могут быть двудольными и трёхдольными.
Метр называют двудольным, если сильная и слабая доля в нём повторяются через одну, он звучит чётко, размеренно и прямо, похож на шаг или марш: РАЗ-два-РАЗ-два и т.д.
Для трёхдольного метра характерно повторение одной сильной доли через две слабые:
РАЗ-два-три-РАЗ-два-три и т.д. Он слышится более плавным, сглаженным, будто покачивающимся. Трёхдольный тип метра характерен, например, для вальса.
Сложные метры
Сложные метры возникают при соединении двух или нескольких простых, поэтому их также называют составными. Это соединение можно наглядно изобразить вот так:
Благодаря такому склеиванию сложный метр состоит из нескольких сильных долей, их число соответствует количеству простых метров составляющих сложный. Первая доля составного метра акцентируется сильнее других, поэтому сильной долей обозначается она. Таким образом, менее сильные доли именуются относительно сильными. Размеры, передающие сложные метры, называют сложными размерами.
Сложные музыкальные размеры могут быть:
а) однородными
В таком размере сочетаются одинаковые простые метры.
Например: 4/4 = 2/4+2/4; 6/4 = ¾+¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4 и так далее.
Сильные доли в однородном размере чередуются последовательно и образуют строгую метрику.
б) смешанными
В них сочетаются разные простые размеры.
Например: 8/4=2/4+¾+¾; 5/6 = 2/6+3/6; 8/8 = 2/8+3/8+3/8 и так далее.
Порядок чередования метров в смешанном размере имеет значение, так как сильные и относительно сильные доли также чередуются, смещаются, и могут следовать неравномерно. В таком случае, рядом с основным значением размера, в нотной записи дополнительно прописывают последовательность простых метров в такте.
Неравномерная последовательность долей,сильных и слабых, образует свободную метрику.
в) Переменными. Так называются размеры, которые меняются по ходу произведения. Если такое изменение равномерно, то в начале нотной записи указывают два размера. В ином случае, размер указывается несколько раз по мере надобности.
Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.
Метры разных размеров и их сочетания позволяют добиться выразительной изменчивости пульса. Пульсация метра вьётся и изгибается, создавая ритмический узор.
Музыкальный ритм
Музыка имеет выраженную упорядоченность во времени: разделённая на такты комбинация звуков и пауз разной длительности и размерности, подчёркнутых акцентами. Из этих элементов складывается музыкальный ритм. Ритм подобен рисунку или узору, который нанесён на координатную сетку метра – такты разных размеров соединяются и образуют ритмические фигуры. Ритмический рисунок, который, собственно, и представляет собой музыкальный ритм, складывается из таких ритмических фигур. Ритм – одно из главных выразительных средств в музыке.
Мелодии может и не быть, но ритм присутствует всегда. Гармонии и мелодии существуют внутри ритмических построений, подчинены музыкальному ритму. Ритм определяет восприятие произведения, его настроение и жанровую принадлежность.
Можно сказать, что музыкальный ритм – это основа музыки. Для музыканта крайне важно развить в себе чувство ритма и понимание ритмических построений.
Открытое занятие по музыке для дошкольников «Пульс. Ритм.Ритмический рисунок»
Цель: Развитие музыкальных способностей детей.
Закрепить понятия ритм и пульс в музыке.
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память. Продолжать учить детей читать ритмические рисунки.
Педагог приветствует детей и предлагает им поприветствовать друг друга.
Проводится музыкальная игра «Здравствуйте».
2. Повторение пройденного: Что такое пульс в музыке?
Звучит музыка П.И.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик». Педагог предлагает отметить пульс в музыке.
Педагог: Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке? Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности.
Педагог: У каждой мелодии, у каждой песенки есть свой ритмический рисунок. Долгий звук в ритмическом рисунке называют «Та», а короткий «Ти».
4. Видеопрезентация «Овощные ритмы» ( прохлопывание отдельных ритмических рисунков, а затем игра под музыку).
5. Физкультминутка. Музыкальная игра «Колпачок».
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
Дети два раза хлопают и говорят « Повернись! »
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.
6. Игра на шумовых инструментах в оркестре.
П.И.Чайковский «Танец Феи Драже»
Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности.
Дела сердечные: какой пульс считается нормой и когда обращаться к врачу
Сердце сокращается и выталкивает кровь в сосуды, вызывая колебания артерий. Они ощущаются как удары, которые называют пульсом.
Что такое пульс
Пульс — частота сердечных сокращений, то есть количество ударов сердца в минуту. Этот показатель может варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей человека [1]. Он ниже, когда вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, повышается при стрессе, физической и эмоциональной активности. Знание своих оптимальных параметров поможет следить за здоровьем и грамотно выстраивать тренировки, подбирать подходящие программы и комплексы упражнений.
Норма пульса по возрастам
Для большинства взрослых, включая пожилых людей, нормальная частота пульса в состоянии покоя составляет от 60 до 100 ударов в минуту [2]. По мере того как дети растут, частота их сердечных сокращений в состоянии покоя меняется.
По данным Национального института здоровья, нормы пульса (число ударов в минуту) таковы [3]:
Согласно рекомендациям Американской кардиологической ассоциации, тренировки средней интенсивности должны быть ближе к нижнему пределу целевого диапазона частоты пульса, который коррелирует с возрастом человека [4]. В верхней части диапазона находится целевая частота пульса для интенсивных тренировок:
Эти цифры считаются средними и должны использоваться в качестве общего ориентира. Врач или тренер на индивидуальной консультации может определить оптимальный для вас целевой диапазон частоты пульса.
Юлия Федорченко, врач кардиолог, физиодиагност сети клиник «Семейная»:
«Одной из главных функций сердца является “автоматизм”. То есть оно способно самостоятельно активироваться и вырабатывать электрические импульсы. Далее уже идет проводимость, возбудимость и сократимость. Для каждой возрастной категории существуют свои нормы пульса; на протяжении жизни этот показатель постоянно меняется от большего к меньшему. Самая высокая его величина наблюдается у новорожденных и составляет в среднем 140 ударов в минуту. Это связано с тем, что объем крови, который требуется организму в единицу времени, определяется частотой сердечных сокращений и силой выброса, зависящего от объема выталкиваемой крови. У детей и женщин размер сердца обычно меньше, поэтому пульс выше, чтобы обеспечить достаточный приток кислорода к органам. А, например, у спортсменов очень мощная мышца, способная вытолкнуть сразу много крови, поэтому пульс у них редкий. Также это связано с регуляцией автономной нервной системы. В молодом возрасте превалирует симпатическая нервная система, отсюда и высокие цифры ЧСС. В пожилом — парасимпатическая нервная система, соответственно, и цифры пульса ниже.
В норме частота сердцебиения у мужчин и женщин отличается незначительно, в среднем у первых на пять-семь ударов меньше. Разница обусловлена анатомическими особенностями».
Как измерить пульс
Если под рукой нет пульсометра, вы можете измерить показатели сердечного ритма самостоятельно. Следуйте инструкции:
Шаг 1. Дышите спокойно
Постарайтесь расслабиться, не говорить и не двигаться. В статичном положении тела показатели будут наиболее точными.
Шаг 2. Возьмите секундомер
Или просто смотрите на часы. Это важно, чтобы сосчитать точное количество ударов в правильном временном промежутке.
Шаг 3. Прижмите артерию и сосчитайте количество ударов
Положите кончики указательного, среднего и безымянного пальцев на нижнюю часть шеи сбоку от трахеи. Второй вариант — прижать их к внутренней стороне второй руки, на запястье. Выбирайте тот способ, при котором удается нащупать пульсацию артерии.
Шаг 4. Слегка надавите пальцами
Усилие должно быть минимальным, не нужно прижимать вены, но важно почувствовать, как пульсирует кровь. Возможно, придется смещать пальцы из стороны в сторону, чтобы нащупать наиболее различимую точку.
Шаг 5. Засеките время
Считайте удары, которые чувствуете в течение 10 секунд. Затем умножьте это число на 6, чтобы получить частоту сердечных сокращений в минуту.
Подсчитайте свой пульс: __ ударов за 10 секунд × 6 = __ ударов в минуту.
После того как вы научились измерять сердечные сокращения, можно начать вычислять и контролировать целевую частоту пульса во время тренировки. Если измерения производятся вручную, а не при помощи фитнес-браслета, придется сделать перерыв между упражнениями, чтобы подсчитать показатели в состоянии покоя.
От чего может быть низкий пульс
Брадикардия — более медленная, чем обычно, частота сердечных сокращений (менее 60 уд./мин.) [5]. Она может стать серьезной проблемой, если сердце не перекачивает достаточное количество кислорода. Это проявляется в симптомах:
Брадикардия может быть вызвана:
В случае серьезных отклонений от нормы врачи используют кардиостимуляторы, чтобы помочь сердцу поддерживать оптимальный сердечный ритм. Однако у некоторых людей низкая частота сердечных сокращений не вызывает неприятных симптомов и осложнений.
От чего может быть высокий пульс
Тахикардия — медицинский термин, обозначающий ЧСС более 100 уд./мин. [6]. При высоком пульсе сердце не справляется с перекачиванием крови ко всем системам и органам тела. Это приводит к кислородному голоданию и следующим симптомам:
Определить тахикардию у некоторых людей можно только при помощи измерения пульса и электрокардиограммы. Иногда учащенное сердцебиение — это нормально. ЧСС может ускориться из-за некардиальных факторов, таких как:
Иногда тахикардия протекает бессимптомно или без осложнений. Но если ее не лечить, может быть нарушена нормальная работа организма, что приводит к серьезным осложнениям, в том числе сердечной недостаточности.
Комментарий эксперта
Юлия Федорченко, врач кардиолог, физиодиагност сети клиник «Семейная»
Бради- и тахикардия — общие термины, которые указывают на сдвиг показателей пульса. Под ними может скрываться как норма, так и патология. Существует два основных вида патологической брадикардии: синдром слабости синусового узла (он также имеет подвиды) и атриовентрикулярная блокада (имеет три степени).
Брадикардия встречается при гипотиреозе и анемии. При этом, например, брадикардия у спортсменов чаще всего является нормой. Тахикардия также делится на патологическую и физиологическую. По источнику генерации импульса тела подразделяют на синусовую, наджелудочковую и желудочковую. По клиническому течению — на пароксизмальную и непароксизмальную (перманентную).
Патологическая брадикардия может проявляться головокружением, слабостью, потемнением в глазах, предобморочными состояниями. Самое опасное — потеря сознания с дальнейшими последствиями. Тахикардия обычно проявляется болью в области сердца, одышкой, также может произойти потеря сознания. Патологическая тахикардия может переходить в опасную аритмию и вызывать осложнения, такие как инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность, ишемический инсульт. В любом случае, если пульс отклонен от нормы, нужно незамедлительно обратиться к врачу, чтобы исключить опасную для жизни аритмию.
Несколько рекомендаций для улучшения показателей пульса:
Комментарий тренера
Илья Алехин, директор направления «Тренажерный зал» World Class
Существует несколько методик расчета максимальной частоты пульса. Самая простая формула — ЧСС макс. = 220 минус возраст. Получается, что каждый год пульс уменьшается на единицу. При этом в рамках тренировки начинающим не рекомендуется превышать зону интенсивности 80% от максимальной ЧСС, продвинутым — 85%, опытным спортсменам — 90% и более. Минус этой формулы в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей и опыта занятий, в итоге максимальный пульс для всех людей одного возраста одинаков.
Более персонифицированный вариант — использование формулы Карвонена, согласно которой:
220 — возраст — ЧСС покоя * зону интенсивности + ЧСС покоя.
Тут использование ЧСС покоя позволит сделать расчет более персонифицированным.
Процессы жиросжигания запускаются преимущественно в аэробном режиме энергообеспечения. Это 60–80% от максимального ЧСС, для начинающих оптимально сфокусироваться на зоне 60–70% и по мере увеличения выносливости включать тренировки с большей интенсивностью. Также обратите внимание на простой параметр: при жиросжигающей работе человек не должен сильно задыхаться, может быть лишь незначительная одышка. Чтобы выявить максимально эффективную зону работы, рекомендуется пройти нагрузочный тест на велоэргометре или беговой дорожке с газоанализатором.
У профессиональных спортсменов сердце настолько тренированное, что их пульсовые значения зачастую бывают ниже расчетных для среднестатистического человека. Связано это с тем, что при каждом сокращении сердце дает существенно больший объем крови, она лучше обогащается кислородом за счет развитых легких, хорошо развита транспортная сеть и митохондриальный аппарат. У большинства рядовых любителей фитнеса уровень выносливости сердечно-сосудистой системы низкий и даже небольшая нагрузка может вызывать подъем до целевой зоны. По мере нарастания нагрузок организм начинает адаптироваться, пульс — снижаться. Для достижения целевого эффекта нагрузку придется понемногу увеличивать.
Информация о пульсе, оцениваемая в динамике, позволяет проанализировать текущее состояние занимающегося и его оптимальную готовность к тренировке. Если ваш пульс покоя существенно выше обычных значений (на 10 и более ударов), целесообразно сделать легкую тренировку, сменить направленность упражнений или отдохнуть. Когда более 15–20 ударов, это косвенный признак напряженной работы тела по адаптации к предшествующим нагрузкам, и есть смысл сделать перерыв на один-два дня для восстановления организма. При любых дискомфортных состояниях, болях в области сердца, системном увеличении пульса или ухудшении сна настоятельно рекомендуется проконсультироваться с врачом и провести корректировку тренировочной программы. Успешные результаты в спорте и фитнесе возможны только при правильном сочетании нагрузок и отдыха.