что такое пулитцеровская премия и за что ее вручают
Кому вручают Пулитцеровскую премию?
Пулитцеровская премия – одна из самых обсуждаемых наград по литературе. В разные годы ее лауреатами становились Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Харпер Ли и даже Джон Кеннеди. Рассказываем, кем был основатель премии, кому ее вручают в наши дни и какие романы-лауреаты точно нельзя пропустить.
Что такое Пулитцеровская премия?
Пулитцеровская премия – самая престижная журналистская награда и одна из самых престижных в области литературы, фотографии и музыки. Ежегодно премия вручается в 21 номинации.
На самом деле выражение «Пулитцеровская премия по литературе» является не совсем корректным, так как премия вручается не в одной, а сразу в пяти литературных номинациях: «художественная проза» (до 1947 года эта категория называлась просто «роман»), «история», «биография или автобиография», «поэзия» и «нехудожественная литература». Кроме того, вручается премия в области драмы.
Когда мы говорим о Пулитцеровской премии по литературе, мы в первую очередь имеем в виду победителей именно в категории «художественная проза». Премия вручается с формулировкой «за лучшее произведение художественной прозы, принадлежащее писателю-американцу, изданное в виде книги и предпочтительно посвященное проблемам американской жизни».
Кем был Джозеф Пулитцер и почему премия названа его именем?
Уроженец венгерского города Мако, Джозеф Пулитцер был американским журналистом, издателем, владельцем газетной империи и политиком. Его считают реформатором прессы, который ввел моду на громкие заголовки.
В 1904 году он составил завещание, согласно которому Колумбийский университет получал 2 миллиона долларов. Большая часть этой суммы должна была пойти на создание Высшей школы журналистики, а оставшиеся деньги – на создание премии, которая бы поощряла талантливых американских журналистов и писателей.
Джозеф Пулитцер умер в 1911 году, но только 6 лет спустя прошло первое вручение Пулитцеровской премии. Изначально номинаций в области поэзии, музыки и фотографии не было. Но совет Пулитцеровской премии принял решение добавить эти номинации, посчитав, что они соответствуют изначальному завещанию основателя премии.
Кто может быть номинирован на Пулитцеровскую премию?
Номинантом на Пулитцеровскую премию может стать любой писатель, имеющий американское гражданство. Более того, ему не обязательно дожидаться номинации: по правилам премии каждый может номинировать любого человека, в том числе самого себя. Для этого нужно заплатить вступительный взнос в размере 75 долларов и прислать в офис Пулитцеровской премии 6 копий своей книги, которая была опубликована в США в текущем календарном году.
Можно номинировать даже умершего человека. Например, Уильям Фолкнер получил свою вторую Пулитцеровскую премию уже посмертно.
Как определяются победители?
Сначала из всех присланных работ специальная комиссия из 5 человек выбирает 3 финалистов. Уже из них совет Пулитцеровской премии в начале апреля на закрытом заседании выбирает лауреата. В состав этого органа обычно входят около 20 членов: руководители известных СМИ, издатели, журналисты, писатели и ученые.
Лауреатов выбирают простым большинством голосов. Совет не обязан вручать премию, если нет единого мнения и никто из финалистов не получил поддержки большинства. За 102 года 11 раз никто не становился лауреатом премии «за художественную прозу», последний раз совет Пулитцеровской премии не смог договориться в 2012 году.
Объявление победителей традиционно происходит в апреле, а церемония награждения и торжественный обед проходят в мае в Колумбийском университете. Победитель получает приз в 15 тысяч долларов.
Какие известные писатели получали Пулитцеровскую премию по литературе?
В разные годы Пулитцеровскую премию получали Маргарет Митчелл за «Унесенных ветром», Джон Стейнбек за «Гроздья гнева», Харпер Ли за «Убить пересмешника», Эрнест Хемингуэй за «Старик и море».
Кроме того, в список лауреатов входят Торнтон Уайлдер, Роберт Пенн Уоррен, Уильям Фолкнер, Джон Апдайк, Энн Тайлер, Ричард Форд, Филип Рот. Премию в области драмы получали Теннесси Уильямс, Артур Миллер, Уильям Сароян. В 1957 году Пулитцеровскую премию получал и Джон Кеннеди за свою биографию «Профили мужества». До сих пор он остается единственным президентом США, удостоенным этой награды.
4 книги-лауреата Пулитцеровской премии, которые вам обязательно нужно прочитать:
«Потрясающие приключения Кавалера & Клея», Майкл Шейбон (2001)
«Кавалер & Клей» – это «Война и мир» на американский лад, но без аристократов. Зато в книге есть супергерои и настоящая история дружбы, любви и одиночества, человеческой трагедии и нового искусства. Это эпический исторический роман, который охватывает 16 лет жизни двух кузенов – Сэмми Клеймана и Джо Кавалера. В начале 1940-х их творческий дуэт «Кавалер & Клей» создает необыкновенно популярную серию комиксов про супергероя Эскаписта. И чем тревожнее доносящиеся из Европы вести, тем крепче бьет гитлеровцев Эскапист…
«Потрясающие приключения Кавалера & Клея» – это один из определяющих романов для американской культуры XXI века.
«Дорога», Кормак Маккарти (2007)
Кормак Маккарти рассказывал, что идея «Дороги» пришла ему в голову во время путешествия со своим младшим сыном в город Эль-Пасо в Техасе. Он стал представлять, как будет выглядеть этот город через 50 или даже 100 лет, и решил, что к тому времени Эль-Пасо будет разрушен. Тогда он начал думать о своем сыне, что и навело его на мысль о романе.
«Дорога» – это история Отца и Сына, которые идут по выжженной после неизвестной катастрофы земле. Это роман о том, что все в жизни относительно, что такие понятия, как добро и зло, в определенных условиях перестают работать и теряют смысл. Это роман о том, что действительно важно в жизни, и о том, как это ценить.
«Оливия Киттеридж», Элизабет Страут (2010)
Великолепный язык, колоритные типажи, неослабевающее психологическое напряжение обеспечили «Оливии Киттеридж» заслуженный успех, попадание в списки мировых бестселлеров и награждение Пулитцеровской премией. Этот сборник из 13 коротких историй, сплетающихся в единый сюжет, полюбился многим именно из-за главной героини – грубоватой, но прекрасной Оливии.
Подкрепил успех книги и снятый по книге в 2014 году сериал с Фрэнсис Макдорманд в главной роли. Экранизация получила сразу 8 премий «Эмми».
«Весь невидимый нам свет», Энтони Дорр (2015)
Энтони Дорр работал над романом «Весь невидимый нам свет» почти 10 лет. Этот бестселлер был не только обласкан критиками, но и полюбился широкой читательской аудитории.
Книга рассказывает о слепой французской девочке и робком немецком мальчике, которые пытаются выжить, пока кругом бушует война, не потерять человеческий облик и спасти своих близких. Это книга о любви и смерти, о том, что с людьми делает война, о том, что невидимый свет победит даже самую безнадежную тьму.
Пулитцеровская премия
Пулитцеровская премия
Пулитцеровская премия (англ. Pulitzer Prize ) – одна из самых престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Учредил ее американский журналист и издатель Джозеф Пулитцер.
В 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов.
В своем завещании Пулитцер просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.
В октябре 1911 года Джозеф Пулитцер скончался. Через год после смерти Пулитцера была основана Колумбийская Школа журналистики, а в 1917 году учреждена премия, названная Пулитцеровской.
Первым ее лауреатом стал американский журналист Герберт Байярд Своп за серию материалов «Изнутри Германской империи», опубликованной в «Нью-Йорк уорлд» в октябре 1916 года.
Наследники в точности исполнили волю Пулитцера, который завещал сформировать наблюдательный совет из издателей газет. Кроме того, он хотел, чтобы в этом органе заседал президент Колумбийского университета, ученые и «другие уважаемые люди, которые не являются ни журналистами, ни редакторами».
С 1917 года наблюдательный совет не раз пользовался своим правом, закрепленным в завещании Пулитцера, увеличивать число наград. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую выдающуюся фотографию (позднее эта номинация была разделена на две – на новостную фотографию и художественную).
В 1999 году Наблюдательный совет разрешил интернет-репортерам участвовать в номинации «Журналистское расследование». С 2006 года принимался к рассмотрению онлайн-контент (репортажи, фотографии) бумажной прессы.
С 2009 года Пулитцеровскую премию стали вручать журналистам как за материалы, опубликованные в печатных изданиях, так и за публикации в Интернете.
Жюри отметило растущее влияние онлайновых СМИ и их все более профессиональный контент. Почти четверть претендентов на Пулитцеровскую премию в области журналистики в 2009 году были представлены в виде онлайновых документов – 37 различных изданий, существующих только в интернете.
В настоящее время премия вручается по 21 номинации. 14 из них связаны с журналистикой: «За служение обществу»; «За освещение местных новостей»; «За выдающееся расследование»; «За мастерство»; «За выдающуюся подачу сенсационного материала»; «За раскрытие национальной темы»; «За международный репортаж»; «За очерк»; «За комментарий»; «За художественную критику»; «За редакционный комментарий»; «За карикатуры»; «За новостную фотографию»; «За художественную фотографию».
Престижную награду получают не только представители крупных газет вроде The New York Times или The Washington Post, но и журналисты малоизвестных местных изданий. Также жюри ежегодно вручает золотую медаль за «Служение обществу».
Литературная премия вручается по шести номинациям: «За художественную книгу, написанную американским писателем, желательно об Америке»; «За книгу по истории Соединенных Штатов»; «За биографию или автобиографию американского автора»; «За стихотворение»; «За нехудожественную литературу»; «За лучшую драму».
Достижения в области музыки отмечаются особой наградой с 1943 года. Если раньше приз всегда уходил к сочинителям классической музыки, то начиная с 1997 года жюри начало рассматривать и популярную музыку. В 1997 году приз достался известному джазмену Уинтону Марсалису. В 1998 году специальную награду получил Джордж Гершвин, а в 1999 году – Дюк Эллингтон (оба – посмертно, в честь своего столетия).
Премии присуждаются Колумбийским университетом в Нью-Йорке по представлению Пулитцеровского комитета, состоящего из 19 экспертов – пяти издателей, шести редакторов, шести ученых, включая президента университета и декана факультета журналистики, одного колумниста и администратора премии. Права голоса не имеют декан и администратор. Члены комиссии избираются на три года и могут переизбираться три раза.
Премия вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета. Формальное объявление о присуждении премии по традиции делает президент Колумбийского университета в апреле каждого года.
Ежегодно в конкурсе на премию участвуют более двух тысяч претендентов. Каждый год для работы в 20 независимых жюри назначаются 90 специалистов, которые отбирают соискателей по трем номинациям в каждой категории премий. Первая категория и единственная, за которую дают золотую медаль, – это «Служение обществу» (Public service). Она выдается «за исключительный пример достойного служения обществу».
Долгие годы Пулитцеровская премия финанисировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Однако после того, как в 1970 году дела фонда пошатнулись, был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования и восстановить финансовое благополучие премии.
Премия по американским масштабам невелика – 10 тысяч долларов, но престижность ее исключительна. Лауреатами премии стали многие знаменитые писатели, ведущие публицисты и репортеры. Среди лауреатов – писатель Эптон Синклер, историк и журналист Артур Шлезингер, известный исследователь Дэвид Килцер (дважды лауреат премии), фельетонист Арт Бухвальд, журналист Джеймс Рестон, фотограф Ник Ют, автор одной из самых известных фотографий о войне по Вьетнаме – вьетнамской девочке, сожженной напалмом.
Лауреатами литературной Пулитцеровской премии в разные годы становились Эрнест Хемингуэй («Старик и море»), Харпер Ли («Убить пересмешника»), Уильям Фолкнер («Притча»), Теннесси Уильямс («Трамвай «Желание»), Артур Миллер («Смерть коммивояжера»), Маргарет Митчелл («Унесенные ветром»), Джон Апдайк (за романы «Кролик разбогател» и «Кролик успокоился»).
В 2009 году лауреатом Пулитцеровской премии стала газета New York Times, собравшая награды в пяти номинациях.
Лауреатом Пулитцеровской премии в номинации «За служение обществу» стала региональная газета Las Vegas Sun. Помимо приза в 10 тыс долларов, газета получила также золотую медаль.
В номинации «Лучшая карикатура» победа досталась газете San Diego Union Tribune.
Впервые в истории премии финалистом стало онлайновое издание – веб-сайт Politico.
Демоны «Пулитцера»
В понедельник, 16 апреля, были объявлены лауреаты Пулитцеровской премии 2018 года. Самую престижную награду в области журналистики присудили, среди прочих, The New York Times и The Washington Post. Журналистов этих американских изданий отметили за серию материалов о предполагаемом вмешательстве России в предвыборную кампанию в США в 2016 году. Демонизировать Москву в последнее время стало крайне модно, и пресса охотно гонится за подходящими под эту концепцию псевдосенсациями. Что происходит с американской журналистикой и почему за непрофессионализм дают самую престижную награду в этой области — в материале портала iz.ru.
От лукавого
The New York Times и The Washington Post стали победителями в номинации «Лучший материал на внутриполитическую тему». По словам главы оргкомитета премии Даны Канеди, награду присудили за «широкое использование источников» и освещение вопросов, которые помогли понять уровень «российского вмешательства».
По словам Канеди, которые приводит ТАСС, материалы газет не были предвзятыми — в текстах имелись комментарии российских официальных лиц.
Оргкомитет выделил два десятка работ New York Times и Washington Post на эту тему. Первая датирована 8 февраля 2017 года и посвящена встрече советника по нацбезопасности Майкла Флинна с послом России Сергеем Кисляком. Якобы за месяц до вступления Дональда Трампа в должность президента они обсуждали антироссийские санкции.
Дэвид Финкель (слева), писатели Бет Рейнхард, Стефани МакКруммен (в центре) и Алиса Критс отмечают престижную награду в области журналистики — Пулитцеровскую премию — в Washington Post
Один из последних текстов был опубликован 7 сентября того же года. В материале рассказывается о предположительно связанных с Россией фейковых аккаунтах, через которые распространяли сообщения, направленные против демократа Хиллари Клинтон — противника Трампа на выборах.
Как установил корреспондент портала iz.ru, Канеди, мягко говоря, слукавила по поводу наличия комментариев российской стороны. В некоторых публикациях, далеко не во всех, они действительно есть, но им уделено не слишком много места. При этом ряд публикаций основан только на информации анонимных источников.
Мантра о «плохой России»
В прошлом году журналисты, которые занимались российской темой, тоже получили «Пулитцер». И снова речь идет о The New York Times, которую удостоили награды в области международной журналистики за серию публикаций Russia’s Dark Arts («Темные искусства России»). В них говорилось об усилиях президента Владимира Путина, направленных на распространение влияния Москвы за рубежом, и способах достижения этой цели.
«Решение выдвинуть сотрудников The New York Times на Пулитцеровскую премию по международной журналистике принято в связи с тем, что их материалы о Владимире Путине заняли первые места в списке важных новостей последнего времени. Это тема была самой важной, и поэтому мы уделили ей особое внимание», — пояснил руководитель оргкомитета премии 2017 года Майкл Прайд.
После присуждения награды в российском МИДе назвали сотрудников NYT «настоящими пропагандистами». «Произошло знаменательное событие — они получили Пулитцеровскую премию за 2016 год за серию материалов о нашей стране. Основный вывод — за это теперь дают премии — между послесталинской и современной Россией разницы нет, 62 года — это сплошная драма», — отметила официальный представитель ведомства Мария Захарова.
Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова
По мнению дипломата, много лет западные СМИ «внушали всем мантру о «плохой России» как причине всех бед», а потом и сами в это поверили. «Западные СМИ за эти годы отлично «изучили» всё, что связано с Россией, — от Чечни до Олимпийских игр. Они посвятили Кремлю сотни передовиц, придумали сочинские туалеты, «российских хакеров» и тысячи танков на Украине. Что-то из этого было искаженной до неузнаваемости правдой, что-то их собственной фантазией, на что-то журналисты купились, принимая вбросы за новости. Но в любом случае этот иллюзорный мир был им приятен и комфортен. Потому что они ничем не рисковали, описывая несуществующую действительность», — подчеркнула Захарова.
Столетняя история
Американский журналист Джозеф Пулитцер
Список категорий, в которых присуждается награда, менялся. Первый раз премию вручали в четырех номинациях — «репортаж», «статья-передовица», «книга по истории США» и «биография».
В настоящий момент 14 премий вручаются в области журналистики (новости, расследование, очерк, карикатура, фотографии) и семь — в области литературы и музыки.
Номинанты и победители в области журналистики могут представлять любую страну, однако их работы должны быть опубликованы в американской прессе.
На первом этапе судейские комиссии отбирают трех финалистов в каждой категории. Совет премии, в который входят два десятка человек, определяет лауреатов посредством голосования.
По данным ТАСС, россияне получали «Пулитцер» трижды. В 1992 году награды в номинации «Лучшая репортажная фотосъемка» были удостоены Александр Земляниченко и Борис Юрченко (Associated Press) за репортаж о событиях в СССР в августе 1991-го. В 1997 году Земляниченко вновь получил награду — в категории «Лучшая фотография» за снимок с танцующим президентом Борисом Ельциным.
Автор:Александр Земляниченко.Ельцин танцует на концерте во время кампании по его переизбранию на должность президента pic.twitter.com/fpCAwjz24H
Лауреатом в 2016 году стал фотограф Сергей Пономарев (New York Times) за репортажи о беженцах с Ближнего Востока.
Агитлистки демократов
Журналист-международник Михаил Таратута в разговоре с порталом iz.ru констатировал, что сейчас американская журналистика сильно деградировала. «Они были для меня примером для подражания. Во многом я учился у американцев. Я видел блистательные профессиональные стандарты журналистики, когда я там работал еще в 1990-е годы. Все они были отброшены», — отметил он.
Собеседник портала iz.ru пояснил, что сейчас 90% американского рынка информации находится в руках шести мегакомпаний — и это значительно повлияло на изменения в медийной сфере.
Кроме того, на протяжении последних 30 лет в обществе началось сильное идеологическое расслоение: сторонники консервативных идей очень далеко отошли от либеральных. Раньше им удавалось найти консенсус, но не сейчас. В результате этого процесса конгресс США стал абсолютно дисфункционален. «Демократы и республиканцы не могут найти консенсус ни по одному вопросу. Вот, по-моему, только по отношению к России — единственный двухпартийный консенсус, который мы видим. Произошел стопор политической жизни», — добавил Таратута.
Пресса, по его оценке, всегда была тенденциозна — придерживаясь больше либеральных или консервативных взглядов, но «далеко от центра они не разбегались никогда». Но по мере расслоения общества пресса стала занимать позиции соответственно с этими политическими партиями.
Тому, чтобы журналисты заняли определенную нишу, способствовали и техинновации. Например, появление кабельных каналов разобщило аудиторию, в том числе и по идеологическому принципу: люди, которые верят в либеральные идеи, подписывались на соответствующие каналы.
Журналист, аналитик Михаил Таратута
Соцсети также подорвали профессионализм американской прессы. «Работают по принципу, что любой козел может высказать любую идиотскую идею, и вокруг него соберется некое количество единомышленников, оно может разрастаться. Люди попадают в кокон и оттуда уже не выходят», — подчеркнул эксперт. СМИ приходится выбирать, какой позиции придерживаться, если они хотят получить доступ к определенной группе людей — кокону.
«Дошло до того, что если что-то не соответствует дискурсу, который принят в газете, то это просто отбрасывается, а то, что ложится, то не подвергается тщательной проверке. Комбинация этих обстоятельств привела к тому, что высшие профессиональный стандарты — объективность и достоверность — оказались в большой степени потеряны. Вот что произошло с американской прессой», — заявил журналист.
С его точки зрения, давать Пулитцеровскую премию газетам, которые шельмовали Трампа за сговор с Москвой, — как-то зазорно. Никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть вмешательство — на протяжении года расследования, которое ведет спецпрокурор Роберт Мюллер, а также конгресс и разведорганизации, так ничего и не нашли.
The New York Times и The Washington Post «можно назвать агитлистками Демократической партии и либерального фронта», добавил Таратута, отметив, что присуждение им премии очень политизировано.
Вмешательство тех, кого нет
Секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир также обратил внимание, что налицо ситуация, когда общая политическая тенденция начинает влиять на подобного рода награды.
«Данный случай, когда премия вручается за набор недоказанных фактов, большая часть из которых является фейком, — это, конечно, печально. Это принижает статус премии и значительно его нивелирует», — указал он в беседе с порталом iz.ru.
Шафир выразил надежду на то, что глобальная политизация и поляризация «не затронет ключевые основы нашей профессии — журналистики». Речь, в частности, идет об анализе и беспристрастности, но ни в коем случае не конъюнктуре.
«Пулитцера» в этом году дали «за вмешательство тех, кого нет, за то, что они не делали, в то, чего не было», заключил специалист.