что такое публичное демонстрирование
Свастику — нельзя. Ни при каких обстоятельствах
В конце апреля Северодвинский городской суд оштрафовал активиста одной из партий за размещение нацистской символики на своей странице Вконтакте. При этом активист утверждал, что записи были антифашистскими.
А на днях Северо-Западное управление Роскомнадзора на семинаре для руководителей региональных СМИ высказалось в том смысле, что демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не может считаться нарушением.
Законопослушные граждане совсем запутались: что можно публиковать, а что нельзя? За разъяснениями мы обратились к судье Архангельского областного суда Александру Харлову.
Под ником не скрыться
— Административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрена частью первой статьи 20.3 КоАП РФ, — пояснил Александр Харлов. — Судебная практика по таким делам в нашей области невелика. За последние три года в областной суд поступило всего три дела о демонстрировании нацистской символики. Но это только те случаи, когда привлечённые к ответственности обжаловали постановления районных судов.
— А давно появилась сама норма?
— С момента принятия Кодекса об административных правонарушениях. Но активно применяться она стала с развитием социальных сетей. Все дела, дошедшие до областного суда, связаны с размещением нацистской символики в соцсетях, а именно — на сайте Вконтакте. Выявляют такие правонарушения в основном органы РУФСБ. Материалы передаются в полицию, там составляется протокол об административном правонарушении, и его рассматривает районный суд. Как правило, он назначает штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Возможен также административный арест.
— Что значит «публичное демонстрирование»?
— Публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, их воспроизведение, а также любые другие действия, которые делают их доступными для восприятия других лиц. Если пользователь социальной сети разместил какую-либо информацию на личной странице, — значит, он это публично демонстрирует. Репост или собственная запись — не имеет значения. Многие недооценивают серьёзность момента: разместил и разместил — что такого? Но даже если пользователь действует под ником — вымышленным именем, технически его вполне можно идентифицировать.
Так, в 2015 году был привлечён к ответственности архангелогородец, который занимал должность заместителя председателя одной из участковых избирательных комиссий. Он разместил нацистскую символику на странице Вконтакте, используя псевдоним.
Ненаучные соцсети
— Давайте уточним: ответственность предусмотрена за любое изображение нацистской атрибутики или символики? Контекст имеет значение? К примеру, если запись в целом носит антифашистский характер — это поможет избежать штрафа?
— В суде нарушители приводили и такой довод: я же не пропагандировал — наоборот, осуждал. Но норма закона сформулирована таким образом, что и пропаганда, и публичное демонстрирование образуют отдельный состав правонарушения. Соответственно, можно одним действием совершить сразу два нарушения.
Прежде в части первой статьи 20.3 КоАП РФ указывалось: «пропаганда и публичное демонстрирование». Но это тоже не означало, что должна быть совокупность факторов. Потом законодатель союз «и» заменил на «либо». В 2014 году Конституционный суд РФ в своём определении указал, что само по себе использование нацистской атрибутики или символики может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны.
— И всё же странно получается: мы можем смотреть по ТВ фильм «Семнадцать мгновений весны», но не вправе размещать кадры из него в соцсетях, поскольку там демонстрируется нацистская символика. Художественные произведения, исторические снимки тоже попадают под статью?
— Если действия совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая научные исследования, художественное творчество и подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, — они не влекут ответственности. Оценку этим действиям в каждом случае даёт суд. Но применительно к соцсетям научно-исследовательские или художественные цели обосновать затруднительно.
Вплоть до экстремизма
— Пользователь разместил на странице незаконную информацию, поразмыслил и вскоре её удалил — его могут привлечь?
— Если запись была выявлена и зафиксирована, то да. Срок давности по таким делам — три месяца. Но если информация на странице остаётся, то ответственность может наступить и спустя годы после её размещения. Здесь уже речь идёт о так называемом длящемся правонарушении.
— Получается, что актуальным будет совет: вообще не размещать свастику в соцсетях или где-либо ещё на просторах Интернета.
Особенно важно объяснить это подрастающему поколению. Все мы знаем, как в нашей стране чтят подвиг ветеранов войны. С 1995 года действует Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», который также запрещает использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых жертвах.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Приложения
—Всегда под рукой
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики, атрибутикой и символикой нацизма?
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики, атрибутикой и символикой нацизма?
Эта статья для тех, кто интересуется, до какого предела можно дойти в виртуальных спорах в Интернете.
К чёрту анонимность, если Вы кого-то оскорбляете, или Вас кто-то оскорбил,
то виртуальные угрозы могут превратиться в реальные сроки наказания.
Что является пропагандой нацизма, публичным демонстрированием нацистской символики,
атрибутикой и символикой нацизма?
Часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ имеет непосредственное отношение к интернет-дневникам и блогам: в редакции ФЗ от 22.06.2007 N 116-ФЗ говорится о том, что нарушением закона является:
1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Символика
В комментариях к КоАП РФ профессора МГУ О.Н. Садикова определяется перечень того, что относится к нацистской (фашистской) символике. Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству.
К нацистской (фашистской) символике относятся:
Примечание.
В комментариях особо отмечается, что в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.
Под пропагандой понимается систематическое распространение фактов, аргументов, слухов, идей, взглядов, информации и сведений с определенной целью.
От обычного информирования, беспристрастной публикации новостей и фактов истории, пропаганду отличают две особенности: систематичность распространения и наличие цели — формирование определённых представлений, впечатления, и, в конечном итоге, мировоззрения, отражающего интересы самого пропагандиста. Для достижения цели пропагандист тенденциозно отбирает одни факты и отбрасывает другие, представляет суть дела таким образом, чтобы воздействие на сознание читателя было наибольшим. Даже если он делает это неумышленно, он все равно это делает и, порой, достигает цели. Преднамеренная фильтрация информации отличает пропаганду от образования или научного исследования — например, от истории войны.
Здесь и далее имеется в виду не только содержание записей в дневнике или сообществе, но также комментарии, название дневника, эпиграф, логин, аватар, интересы пользователя, содержание его профиля и подпись под ником — абсолютно все атрибуты могут служить делу пропаганды.
Публичное демонстрирование
Публичность следует понимать, как отсутствие ограничения на доступ — открытость для неограниченного круга лиц. Свойство публичности (гласности) — непредсказуемость доступа, когда нельзя заранее сказать, кто может ее прочитать.
Таким образом, если ко всему дневнику/сообществу или конкретной записи доступ ограничен заранее известным кругом лиц одним из трех способов: «для избранного», «для списка» или «закрыто для всех» (открыто только для себя), то такое демонстрирование нацистской символики уже не будет публичным, а значит, оно не запрещено. В этом случае на владельце непубличного дневника/сообщества лежит ответственность за соблюдение общественных интересов — доступ не должен быть открыт людям, которых оскорбляет публикация нацистских символов и атрибутики.
В этой связи следует понимать, что не достигает нужной цели ограничение доступа другим способом — «запретить индексацию поисковикам», «доступ для зарегистрированных», «только для ПЧ» или «кроме списка», ибо по-прежнему не определен круг лиц, которые могут прочитать дневник или конкретную запись, так как зарегистрированным пользователем или ПЧ может стать любой посетитель сайта, а, значит, и доступ остается публичным.
Закон запрещает любую пропаганду и публичное демонстрирование нацистской (фашистской) символики и атрибутики. Не публичное демонстрирование он не запрещает.
Кроме того, согласно упомянутым выше комментариям закон не рассматривает в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики:
1) в публикациях, излагающих исторические события;
2) в осуждающих фашизм художественных или научных фильмах и публикациях;
3) в описании культовых обрядов, традиций с использованием знаков национальной геральдической символики любых стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).
Не может рассматриваться как пропаганда нацизма и одноразовое размещение картинки с нацистской символикой в записи или комментарии, так как не является систематическим.
Однако, размещение той же картинки на постоянном месте: в профиле, в эпиграфе дневника, либо в систематически поднимаемой наверх записи — будет считаться такой пропагандой, поскольку демонстрируется при каждом открытии наиболее посещаемых страниц пользователя. Местами систематического размещения атрибутики также являются: логин, аватар, подпись под ником, название дневника.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. В том числе к ним относятся труды руководителей НСДАП и фашистской партии Италии, текстовые (или графические, аудио, видео) публикации и высказывания, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Из всего этого следует, что тем пользователям, которые ведут дневники/сообщества, посвященные или затрагивающие тематику нацизма и фашизма, следует внимательно изучить их содержание и привести записи в соответствие требованиям закона и описанным разъяснениям.
— если пользователь ведёт исторический дневник, в котором беспристрастно собираются и описываются факты; либо в котором осуждается нацизм и фашизм; либо описываются лишь культовые обряды и традиции с использованием геральдики Германии, существовавшей до появления в ней фашизма — он может оставаться публичным и открытым для поисковых систем даже в том случае, если в нем имеются картинки с нацистской (фашистской) символикой;
— если дневник не полностью исторический, тогда к тем записям, в которых (или в комментариях которых) имеются пристрастные высказывания, следует ограничить доступ одним из 3 способов: открыто «для избранного», «для списка» или «закрыто для всех», при этом список должен исключать возможность доступа людей, чувства которых ваши записи способны оскорбить.
Имейте, пожалуйста, в виду, что законом РФ запрещено более тысячи книг, статей, фото-, аудио- и видеоматериалов, признанных экстремистскими, и именно их распространение является правонарушением.
Заметьте, что законодательством РФ (а не нами и не Вами) запрещено НЕ читать книги и смотреть фото-видео из запрещенного списка, а распространять их, в том числе — выкладывать в интернете как сами материалы, так и ссылки на них. Никто не имеет права давать их даже в закрытых записях, а не только в открытом доступе.
Вот как Верховный Суд разъяснил возникающие спорные вопросы:
Под публичными призывами (статья 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).
Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
Статьей 280 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по статье 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний части 3 статьи 17 УК РФ подлежат квалификации не по статье 280 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела по части 1 или части 2 статьи 205 [2] УК РФ.
Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.
В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
//Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»//
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. Официальный сайт.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Что такое публичное демонстрирование
Cвастика, Роскомнадзор, словари
В комментарии юристов стоит: «Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события». Комментарий, однако, не имеет обязывающей силы, а в самом КоаП никаких подобных оговорок нет, нет и никаких оснований для таких и любых иных оговорок.
Под эту статью, вопреки прекраснодушному комментарию, согласно твердому смыслу ее слов, подпадает и выдача в библиотеках книг с советскими антифашистскими карикатурами, где есть свастика, и фотографии Парада Победы в публичном доступе, и экспозиция с трофейными знаменами в музее, и даже археологическая публикация свастики на печати бронзового века, ибо сама-то свастика точно схода с нацистской до степени смешения.
Статья отменным образом работает в отношении собственно нацистской свастики, когда надо:
Однако все это неважно, так как правоохранительная система обязана руководиться не одним законом об экстремизме, формулировка которого тут не вполне ясна, и тем более не толкованиями Роскомнадзора, а и КоАП, где стоит просто ЛИБО: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. » Роскомнадзор КоаП просто не упомянул по понятным причинам.
Но вообще-то это законодательные учреждения, принявшие этот абсурд, должны его исправить. Хотя бы тем, что вставить в эту статью КоАП то самое разъяснение, убрать в ней «либо» и написать: «Публичное демонстрирование. произведенное в целях пропаганды нацизма. » и т.д.
О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
Необходимо иметь в виду, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется не только Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В настоящее время на законодательном уровне дается определение следующим правовым дефинициям:
Принципами проведения публичного мероприятия является законность, под которой понимается соблюдение положений Конституции РФ, Закона о собраниях, иных законодательных актов РФ, и добровольность участия в публичном мероприятии.
Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Калужской области регламентируется Законом Калужской области от 21.12.2012 N 364-ОЗ «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Калужской области».
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.
Такой порядок установлен в целях обеспечения правомерности проведения публичного мероприятия и обеспечения порядка его проведения, охраны граждан участвующих в данном мероприятии или невольно присутствующих при нем.
Организатор публичного мероприятия, в целях соблюдения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона о собраниях;
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;
9) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
10) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
11) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;
12) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.
При этом, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с Федеральным законом о собраниях не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
При этом, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
За нарушение Федерального закона о собраниях существует ответственность, установленная законодательством о гражданской, муниципальной службе, КоАП РФ, УК РФ.
Так, например, организатор и участники публичного мероприятия в случае неисполнения им указанных обязанностей несут административную ответственность в соответствии со статьей 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При этом меры административной ответственности, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, различны: это и административный штраф, обязательные работы, а также административный арест на срок до 15 суток.
Правовой отдел
УМВД России по Калужской области