что такое публичная информация в форме открытых данных

Что такое публичная информация в форме открытых данных

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

Источник

Статья 7. Общедоступная информация

Статья 7. Общедоступная информация

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Источник

Какие персональные данные являются общедоступными

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

что такое публичная информация в форме открытых данных. Смотреть фото что такое публичная информация в форме открытых данных. Смотреть картинку что такое публичная информация в форме открытых данных. Картинка про что такое публичная информация в форме открытых данных. Фото что такое публичная информация в форме открытых данных

К аждый день физические лица предоставляют личную информацию в различные инстанции. За обработку сведений отвечают операторы персональных данных. Это банки, работодатели, медицинские организации, интернет-сайты и другие структуры. В соответствии с законом операторы обязаны защищать персональную информацию. Для создают источники, где содержатся общедоступные персональные данные (ПД).

Что такое общедоступные ПД?

К общедоступным относят сведения о человеке, которые он или она самостоятельно предоставляет в инстанции. Чтобы к открыть свободный доступ к информации, требуется письменное разрешение человека – субъекта персональных данных. Субъект – это физическое лицо, ПД которого собирает, хранит и обрабатывает оператор. Оператор – это юридическое или физическое лицо, муниципальный или государственный орган власти.

К общедоступным ПД относят сведения о субъекте, по которым его можно идентифицировать:

В состав общедоступных данных может входить любая информация, которая с точки зрения закона не является конфиденциальной. ПД субъекта могут классифицироваться по объему и степени важности информации личного характера.

К общедоступным данным относится также персональная информация, которая предоставляется:

Персональные данные субъекта, которые распространяются через СМИ, не относятся к конфиденциальным, так как являются общедоступными в соответствии с «Перечнем сведений конфиденциального характера».

Письменное согласие субъекта на получение, передачу, обработку и другие действия с ПД требуется не всегда. В отдельных случаях, например, при участии в анкетировании или подписке на новостную рассылку, достаточно поставить галочку в графе, которая разрешает использование ПД.

Данные общего типа допускает размещать в источниках, которые являются общедоступными. Это означает, что источники просматривает и использует огромное количество заинтересованных лиц. Пример такого источника – телефонные справочники.

Обработка общедоступных данных

Обработкой общедоступных данных занимаются отделы и подразделения, в обязанности которых входит сбор, систематизация, хранение, изменение, использование и уничтожение ПД. Физические лица вправе запросить сведения об операторе данных и узнать, какую цель преследует оператор во время обработки ПД.

ПД обрабатывают организации, которым для осуществления своей деятельности необходимо собирать, накапливать, обрабатывать и хранить информацию о сотрудниках, поставщиках и клиентах. В определенных случаях такие данные входят в состав открытых.

Права субъектов общедоступных данных

Субъекты ПД могут подать заявление с требованием заблокировать, уничтожить, уточнить или изменить общедоступные данные, если сведения утратили актуальность, являются неполными или не требуются для целей обработки. Субъекты праве также запросить доступ к своим ПД и узнать, какие средства использует оператор для их обработки.

Информация должна использоваться в соответствии с требованиями законодательства и быть защищенной независимо от того, является она конфиденциальной или общедоступной. В обязанности операторов входит обеспечить полную защиту ПД субъекта и ограничить доступа к данных посторонних лиц.

Оператор начинает обрабатывать персональные данные только после получения письменного разрешения субъекта на обработку. Согласие включает информацию о физическом лице и данные оператора: название компании, фамилия, имя и отчество оператора, должность. Также в согласии требуется указать цель обработки и список данных с описанием операций, которые будут выполняться с информацией. Физическое лицо имеет право на отзыв своих ПД и аннулирование своего согласия на обработку.

В случае недееспособности или смерти субъекта согласие на обработку и использование ПД запрашивается у наследников или законных представителей. При этом нужно руководствоваться Федеральным законом о персональных данных.

В случае нарушения требований законодательства виновные несут административную, уголовную и другие виды ответственности. Неважно, являются ли ПД конфиденциальными или общедоступными, в соответствии со статьей 8 ФЗ-152 о персональных данных общедоступные ПД могут размещаться в общедоступных источниках только с согласия субъекта данных. Персональные данные должны быть исключены из источников, если этого требует субъект или уполномоченные органы: Роскомнадзор, суд или другие госструктуры.

Источник

«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения»что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros

Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?

В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.

Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.

В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].

Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.

Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].

Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.

Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.

Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.

Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].

Источник

О том, как устроены открытые данные в России

Не секрет, что в России за последние годы, с одной стороны, стало больше открытых данных, с другой — накопилось немало критики.

Так неслучайно получилось, что тематика открытых данных — это то, чем я занимаюсь давно и знаю о большей части инициатив в этой области не по наслышке, а по собственному опыту участия. Здесь я постараюсь обойтись без ссылок на свои проекты, чтобы не нарушать правил сайта, их легко будет найти по их названиям в любом случае. Но постараюсь дать все ссылки на официальные ресурсы.

Поэтому, вместо предисловия, я представлюсь.

Меня зовут Иван Бегтин, я вот уже несколько лет продвигаю идею открытых данных в России, возглавляю небольшую некоммерческую организацию (Инфокультура) от лица которой и вместе с сотоварищами мы организуем соревнования, пропагандируем открытость данных среди госорганов.

Кроме всего прочего я вхожу в Совет по открытым данным при Правительственной комиссии по координации Открытого Правительства и ряд общественных и экспертных советов при органах власти и в курсе многих успешных (и провальных) государственных инициатив в этой области.

Ну и поскольку я, в том числе, в комментариях на Хабре читаю много вопросов, заданных явно или неявно, то на самые частые я отвечу в этой заметке, а также на те, что будут в комментариях.

что такое публичная информация в форме открытых данных. Смотреть фото что такое публичная информация в форме открытых данных. Смотреть картинку что такое публичная информация в форме открытых данных. Картинка про что такое публичная информация в форме открытых данных. Фото что такое публичная информация в форме открытых данных

Что сейчас происходит в России с открытыми данными?

Чтобы ответить на этот вопрос надо с самого начала разделить два понятия. Открытые данные — как открытую форму представления любых баз данных. Собранных ли активистами, подготовленных ли коммерческими компаниями или же опубликованных государственных органами. Открытые данные — это всеобъемлющий термин охватывающий все возможные источники появления данных, главное чтобы данные были доступны для свободного повторного использования и были машиночитаемыми (плюс соблюдение 8 принципов открытых данных о которых тут уже писалось.

А вот открытые государственные данные — это такой подвид открытых данных который производится изнутри государственной машины. Это может быть информация, как о самом государстве, так и то что госорганы собирают при выполнении их функций.

Исходя из этих определений можно сказать что то что в России происходит с открытыми данными вцелом — это на 100% зависит от нас самих, как мы собираем, публикуем, убеждаем и так далее публиковать данные, так это и происходит. Есть множество проектов которые существуют автономно от государства — это сообщество GIsLab, это наши проекты OpenGovData и Hubofdata и практически все краудпроекты на MediaWiki можно отнести к инициативам по открытым данным поскольку они предоставляют API для получения данных любым желающим.

Этот закон содержит набор поправок в федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“ и в федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ о том что данные должны публиковаться в форматах открытых данных.

Далее в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187-р г. был представлен перечень тех данных которые должны публиковаться в первую очередь.

Полный перечень законов, распоряжений и постановлений собран, например, на портале открытых данных г. Москвы в разделе „Документы“. Там множество документов, как федеральных, так и тех что приняты московской мэрией.

2. Кто в России отвечает за открытые государственные данные?

Можно было бы сказать что Правительство целиком, но это не совсем так. Утверждение планов открытости ведомств, в которые входят и работы по открытым данным, занимается Совет по открытым данным. Совет по открытым данным — это название рабочей группы при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства.

Я также вхожу в этот совет и могу сказать что несмотря на громкое название у Совета нет практически никаких полномочий. Да и не может быть в виду российской структуры государственного управления в которой все советы носят исключительно консультационную форму. Фактически единственный ресурс совета — это возможность донести до его председателя Министра Абызову ту или иную позицию.

С другой стороны, в виду того что закон об открытых данных, это были поправки в 8-ФЗ, то методическое сопровождение раскрытия данных и создание федерального портала открытых данных осуществляет Минэкономразвития России.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В 2012-2013 годах, когда тема открытых данных в России только-только приобретала форму государственной инициативы, был ведомственный спор между Минкомсвязи и Минэкономразвития о том какое ведомство будет курировать эту тему. В итоге победило тогда Минэкономразвития и в дальнейшем именно оно было основным исполнителем усилий по открытости данных.

Результатом этого было множество последствий, главное из которых было в том что акцент на раскрытии данных сместился от государственных информационных систем как это хотело Минкомсвязи, на официальные сайты госорганов требования к которым всегда задавало Минэкономразвития.

3. На какие деньги существуют все эти инициативы?

Тема открытых данных практически начисто отсутствует во всех государственных программах включая программу „Информационное общество“. За последние несколько лет существенные инвестиции в то чтобы открытые данные были доступны проводило лишь Правительство Москвы которое создало московский портал открытых данных и вплоть до того что рекламировало его на улицах города.

На федеральном уровне ничего подобного не было. Все члены совета по открытым данным работают без какой-либо компенсации их усилий.
Да и расходы на создание федерального портала открытых данных невелики.

Фактически, все заседания совета которые проходили и на которых присутствовали представители госорганов за это время сводились к тому чтобы убедить госорганы потратить усилия на открытие данных. В каких то случаях это приносило результаты, а в каких-то все разговоры разбивались на встречные просьбы »… а вы помогите чтобы нам выделили бюджет на XXX миллионов рублей и мы всё-всё-всё откроем. «. Самый яркий пример такого поведения был Росстат, похожая ситуация была с ЦИК России и многими другими ведомствами.

Аналогично со всеми субъектами федерации и муниципалитетами. Ни один из них денег на внедрение практики публикации открытых данных не получил, все усилия сводились к тому чтобы убедить их тратить собственные деньги на эти инициативы. Какие-то субъекты в этом продвинулись, а какие-то откровенно забили и просто саботировали раскрывая не данные, а их симуляцию.

4. Использует ли хоть кто-то в России открытые данные?

Если коротко, то да.
Да, данные используют и более чем активно. Используют активисты и бизнес, используют к коммерческих проектах, общественных и личных, используют для того чтобы улучшить существующие продукты, так и для того чтобы создать новые.

Есть несколько областей и наборов данных которые более чем востребованы. В первую очередь это такие данные как:
— База государственных и муниципальных закупок;
— Оперативные данные ЦБ РФ по валютам и открытые данные по банкам;
— База ФИАС (федеральная адресная информационная система);
— Данные по спутниковой группировке ГЛОНАСС
и многое другое.

Существует несколько десятков проектов по отслеживанию новых госмунзаказов (Закупки360, Бикотендер), по анализу контрагентов (Спарк.Интерфакс, Контур.Фокус, Коммерсант.Картотека) которые используют данные напрямую. Агрегируя данные о компаниях, о контрактах, закупках, лицензиях и прочем. Смешивая открытые данные и те которые они получают из коммерческих источников — они создают коммерческие продукты. В результате, на базе открытых данных существуют и развиваются состоявшиеся коммерческие продукты.

На основе базы ФИАС и до неё на основе базы КЛАДР работает значительное число сервисов по всей стране. Эта база, обычно, используется не для создания новых продуктов, а для улучшения удобства проверки адресов в многочисленных коммерческих информационных системах.

Данные ЦБ используются практически всеми сайтами показывающими официальные курсы валют и всеми сайтами по анализу банков и банковской системы вцелом.

Кроме этих данных есть много других — гораздо более узкоспециализированных и которые также активно используются, но чаще всего их пользователи себя не афишируют и малоизвестны.

5. И всё таки почему так мало примеров тех кто данные используют?

Главная причина в том основные пользователи данных — это коммерческие компании которые совершенно не заинтересованы, ни в том чтобы раскрывать свои доходы, ни в том чтобы рассказывать про свою бизнес модель. Да и вообще тратить на это время большинство из них не желает. Ко всему этому примешивается их опасение что рассказав о том как и сколько они зарабатывают на тех или иных данных у них сразу же начнутся проблемы и за те данные что они получают бесплатно им придется платить. Опасение не то чтобы небезосновательное, но и не то чтобы неоправданное.

По этой причине все те примеры что я называю — это примеры о которых я знаю и те примеры что на виду.

6. И всё равно полезных данных очень мало. Всё остальное это, либо бессмысленые наборы данных, либо с отвратным описанием

Полезных данных действительно мало. И я скажу больше, наиболее полезные и востребованные данные публиковались ещё до того как сам термин «открытые данные» появился в виде государственной инициативы.

ЦБ РФ — публикует данные уже с десяток лет в виде API через SOAP сервисы. База ФИАС появилась в виде открытых данных гораздо раньше. И данные по госконтрактам публикуются в машиночитаемом виде с 2008 года.

Все очень просто. Есть те данные которые госорганы публикуют в ответ на общественный или корпоративный запрос и те данные которые они публикуют в обязаловку по разнорядке.

Требования которые были сформулированы в законе об открытых данных и распоряжении правительства для большинства госорганов — это очередная назойливая муха. Они не понимают зачем это делать, они не понимают кому это нужно, они не понимают в чем польза от открытия данных и они не понимают какая им с этого выгода. Как результат мы получаем массу примеров «плохих данных» когда в разделах на сайтах органов власти данные публикуются без описания, без схем, с пустыми файлами данных или иными особенностями. Чаще всего такие данные публикуются представителями пресс-службы органов и те делают это всё по принципу «формального закрытия», бессодержательной публикации позволяющей поставить галочку в результатах.

7. Почему всё плохо?

Нельзя сказать что всё совсем плохо. У России не последние места в рейтингах открытости данных вроде Open Data Index и Open Data Barometer. Но причин радоваться, действительно мало, и причин у того что всё идет так тяжело множество.

Одна из причин в том что у открытых данных в России очень мало явно заявляющих свой интерес потребителей.
Дело в том что в мире основными потребителями открытых данных являются:
— некоммерческие организации и активисты (гражданское общество);
— журналисты;
— коммерческие компании;
— университеты.

С каждым из потребителей у нас в России есть свои проблемы.
Независимых некоммерческих организаций теперь почти нет. Все что жили на зарубежные гранты теперь, либо закрываются, либо перестраиваются под госгранты, либо резко сворачивают свою активность. Наша некоммерческая организация существует исключительно по то причине что все учредители это люди занимающиеся бизнесом и у нас была и есть возможность тратить немножко средств на её поддержание и в том что самые большие проекты мы делали при поддержке Фонда Кудрина. Единственного, пожалуй, который из фондов в России поддерживает общественные проекты на открытых данных. Других возможностей фактически нет. Государственные грантооператоры не выделяют средств на подобные проекты, коммерческих спонсоров для проектов на открытых данных найти очень сложно ну а брать иностранные гранты теперь табу.

Журналистика почти вся в России весьма далека от нейтральной подачи информации. Но даже провластные издания не взаимодействуют с госорганами на предмет открытости их данных для того чтобы их использовать в работе. Увы, за все эти годы направление журналистики данных так и не обрело заметных очертаний в нашей стране и до сих пор журналисты оказывают очень малое влияние на открытости государства в тех или иных вопросах. Пронзительные экономические аналитики, исследователи демографии, словоохотливые социологи — все они на страницах СМИ не формируют запроса к органам власти на открытость.

Коммерческие компании здесь всё просто — их очень мало. Коммерческие компании использующие открытые данные можно разделить на две категории. Первая группа — это тех кто живет за счет государственных заказов и данные им нужны чтобы показать свои компетенции в том чтобы больше заказов получить. И вторая группа живущая на информационном рынке крайне малочисленная и не желающая взаимодействовать с госорганами без острой необходимости. В основном по причинам глубокого недоверия государственной машине.

И наконец высшие учебные заведения. Увы, запроса со стороны ВУЗов на то чтобы данные были доступны для исследований, для возможности студентов использовать актуальные данные в своей работе, этого запроса просто нет. Если в мире университеты формируют собственные базы данных по направлениям исследований и работы их факультетов, то в России это если и есть, то в весьма ограниченных формах.

До введения санкций, закона об иностранных агентах и прочего ухудшения внешней и внутренней политики я бы сказал что однозначно да. Когда всё начиналось Россия была в G8, подписывала G8 Open Data Chapter, претендовала на участие в Open Government Partnership. Сейчас развитие темы открытых данных происходит при высоком сопротивлении государственного аппарата. Наиболее востребованные данные раскрываются с большим трудом. Детальная образовательная, криминальная и иная муниципальная статистика крайне труднодоступна. Государственные геоданные по прежнему открываются тяжело. Но многое другое возможно. Это климатические, транспортные и иные данные востребованные на практике.

9. Почему лично я во всём этом участвую?

Причин много. Главная в том что я ввязался открытые данные еще в 2009 году со злости что во всем мире эта тема развивается, а в России ничего нет. Другая в том что устройство «государства», не только российского — это моё давнее хобби. При том что наибольшие усилий приходились и приходятся не только на то чтобы убеждать чиновников в открытости данных, а в том чтобы самостоятельно собирать данные из разных источников и превращать в открытые данные.
— К заметке прилагаю пару опросов и как и обещал, готов ответить на все вопросы по существу в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *