что такое птз в морском
Что такое птз в морском
Петербургский тракторный завод
перечень типовых запросов
Павлодарский тракторный завод
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Пермский телефонный завод
г. Пермь, организация, связь
прибор тарировки затворов
Приокско-террасный государственный природный биосферный заповедник
биол., Московская обл.
Правовые технологии защиты
г. Петрозаводск, организация, юр.
Полезное
Смотреть что такое «ПТЗ» в других словарях:
ПТЗ — Павлодарский тракторный завод перечень типовых запросов плужный трубозаглубитель пожарно техническая защита прибор тарировки затворов противотанковое заграждение противоторпедная защита … Словарь сокращений русского языка
Приокско-Террасный заповедник — Приокско Террасный государственный природный биосферный заповедник Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия
Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1939) — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911). Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» … Википедия
Петербургский трамвайно-механический завод — Тип ОАО Год основания 1929 Расположение … Википедия
Линейные корабли типа «Дюнкерк» — Линейные крейсера типа «Дюнкерк» Dunkerque classe croiseur de bataille … Википедия
Павлодарский тракторный завод — «Павлодарский тракторный завод» им. В. И. Ленина. Новые помещения ПО «Павлодарский тракто … Википедия
ДТ-75 — ДТ 75, 75(М,РВ,Н,Д,Е), ВТ 90Д(В) Экземпляры порядка … Википедия
Динамо (футбольный клуб, Санкт-Петербург) в сезоне 2007 — Содержание 1 Формирование команды перед началом сезона 2007 2 Турнир 3 Задача на сезон … Википедия
Линейный крейсер «Гнейзенау» — Линкор … Википедия
Что такое птз world of warships
Советские линкоры уже скоро присоединятся к флоту World of Warships, и у кораблей новой ветки будет несколько козырей, способных удивить соперников и помочь найти выход практически из любой ситуации.
Рассказываем о геймплейных особенностях каждого стального гиганта.
Командир и модернизации
При прокачке командира стоит обратить внимание на навыки, повышающие живучесть корабля, а с учётом ограниченного количества зарядов «Аварийной команды» особенно ценным станет навык «Суперинтендант».
На 10 очков рекомендуем брать навыки «Приоритетная цель», «Отчаянный», «Суперинтендант» и «Противопожарная подготовка». Командир с 19 очками может дополнить этот набор навыками «Мастер маскировки», «Основы борьбы за живучесть» и либо «Мастер-наводчик», полезным на низких уровнях, либо «Мастер на все руки», ускоряющим перезарядку всего снаряжения.
К выбору модернизаций стоит подходить с учётом особенностей советских линкоров: обратите внимание на модернизации, повышающие живучесть корабля. Для V-IX уровней пригодятся модернизации на ПВО, а вот улучшения ПМК будут не так полезны, как для немецких одноклассников. Из-за особенностей эллипса разброса на дальних дистанциях, модернизация «Система управления огнём Модификация 2» значительно уступает в эффективности другим модернизациям, и поэтому недоступна для советских линкоров.
«Гангут»
О модели повреждений. Урон в World of Warships
Перед вами — отредактированная версия статьи Филиппа Sub_Octavian Молодковца «О модели повреждений». Ввиду большого объёма материал был разбит на две части. Первая не так давно публиковалась в блоге разработчиков и рассказывает об особенностях устройства корабля. Это же вторая часть, и в ней речь пойдёт о механизмах нанесения урона, которые в нашей игре довольно разнообразны. Сюда относятся фугасные и бронебойные снаряды, авиационные бомбы, торпеды и даже таран, и обо всём этом мы поговорим по порядку. Надеемся, что материал поможет командирам улучшить своё представление о модели повреждений в World of Warships и о такой важной и сложной игровой составляющей, как стрельба. Итак, приступим!
Фугасные снаряды и бомбы
Что общего между самым популярным на младших уровнях типом снарядов и неприятными подарками, которые сбрасывают бомбардировщики? То, что механика их действия идентична. Только снаряды, как правило, не такие тяжёлые и опасные, как бомбы. Для простоты давайте называть их просто «фугасы». Итак, вот что следует знать о фугасах в игре:
Таким образом, фугасы эффективны всегда: если не проломят тонкую броню, то хотя бы модули повредят, а в худшем случае лишний раз заставят пройти проверку на огнеупорность. Более того, при близком разрыве рядом с кораблём они все равно могут принести неприятность, «дотянувшись» взрывом до модулей. С другой стороны, фугасы неспособны пробивать толстую броню и наносить прямой урон «вглубь», чего не скажешь о втором типе снарядов.
Бронебойные снаряды и броня
В отличие от фугасных снарядов, эти штуковины обретают всё большую популярность с ростом уровня корабля. Они действуют совершенно иначе, куда сложнее в применении, но способны наградить опытного командира впечатляющим уроном. Вот что стоит помнить о бронебойных снарядах:
Броня и терминальная баллистика
Торпеды и противоторпедная защита
Несмотря на историческую возможность торпеды с определённым типом взрывателя отрикошетить, в World of Warships с целью оптимизации игрового процесса торпеда всегда детонирует при контакте с целью. С точки зрения механики торпеды чем-то напоминают фугасы, с некоторыми отличиями:
От точки детонации торпеды точно так же строится область поражения взрывной волной, однако она гораздо мощнее (способна «пробить» даже хорошо защищённые модули) и наносит урон не только модулям, но и частям корабля.
Вместо проверки на пожар попадание торпеды приводит к проверке на затопление.
На прямой урон и вероятность затопления влияет противоторпедная защита (ПТЗ).
Затопление корабля всегда приводит к следующим негативным эффектам:
Потеря скорости.
Потеря определённого процента от базового количества очков боеспособности в секунду на весь период затопления — с повышением уровня корабля процент падает, что отражает более совершенную конструкцию и средства борьбы за живучесть. Очки боеспособности берутся «прямо из полоски», как при пожаре, таране и сквозном пробитии.
ПТЗ может быть реализована по-разному: в виде противоторпедной переборки или так называемого «противоторпедного буля» — но назначение комплекса ПТЗ всегда одно и то же: защитить корабль от губительного воздействия торпеды, сдержать её разрушительную мощь и не дать «дотянуться» до жизненно важных отсеков и систем. ПТЗ на корабле всегда прикрывает цитадель.
При попадании торпеды в ПТЗ происходит следующее:
Прямой урон торпеды в цитадель снижается в зависимости от параметров ПТЗ (наличие брони, толщина переборок и расстояние между ними), вплоть до половины на кораблях X уровня.
Вероятность затопления также снижается в зависимости от параметров ПТЗ. В некоторых случаях — в шесть раз.
Очень важно знать, что торпеды, в отличие от снарядов, игнорируют ценность различных отсеков корабля, о которой мы говорили в первой части. Попадание торпеды даже в оконечность может очень негативно сказаться на боеспособности корабля (см. первую картинку в статье). Поэтому на кораблях, оборудованных ПТЗ, бывает «выгоднее» принимать торпеды центром, так как в этом случае хотя бы удастся уменьшить урон.
Итак, осталось рассмотреть последний сценарий нанесения урона, нечастый, но всегда приносящий незабываемые впечатления, — таран. Механика столкновения кораблей в нашей игре достаточно условна. Её можно описать несколькими тезисами:
В общем сознательное использование тарана имеет смысл только в условиях полной безысходности и отсутствия альтернативы.
«Князь Суворов»
Первый корабль ветки выделяется необычной схемой расположения башен, позволяющей сосредоточить огонь всех 10 стволов на один борт, что редкость среди линкоров III уровня. Плата за высокий урон и хорошее бронепробитие бронебойных снарядов — 36 секунд на перезарядку орудий, на 6 секунд дольше, чем у большинства одноклассников. Бронирование носа и кормы надёжно защищает корабль от бронебойных снарядов, если держаться под острым углом к противнику, а самое слабое место в защите корабля — ПТЗ, поэтому стоит проявлять осторожность рядом с вражескими эсминцами.
«Советский Союз»
ПТЗ в Советских линкорах
В полном клиенте появилась иконка Кремля. Надо посмотреть.
Какое на нем ПТЗ, открываю подробности
29%. Как-то мало для 10 линкора который мог быть послевоенным.
Надо проверить что есть у конкурентной нации
Надо открывать ПТЗ и проверять почему разработчики были вынуждены сделать такие значения
ПТЗ на 10 линкоре должно быть сильнее чем на 8. На Кремле на картинке хорошо видно что ПТЗ огромной формы и по площади занимает половину всей Аламабы. По виду оно примерно такое же как на Ямато. А у Ямато ПТЗ 55% которое позволило выдержать около 15 торпед во вторую мировую.
Может это оно — то, о чем так долго говорили на СНТ — отношение разработчиков к советском флоту?
Автор публикации
mixa77551
87 Комментарий на «ПТЗ в Советских линкорах»
В этой эльфийской игре кто-то еще пытается взывать к логике? Смешные люди, ей-богу.
И таки где я могу моему дворфы добыть молот с повышенным пробитием по драконьей шкуре?
Ну и выбор моделей ушей как-то недостаточно богат.
И таки где я могу моему дворфы добыть молот с повышенным пробитием по драконьей шкуре?
Ну и выбор моделей ушей как-то недостаточно богат.
Это в планах на 2020 год, сразу после сокращения онлайна до 5К на регион 🙂
У старших фрицев ПТЗ тоже не айс. Но там хотя бы гидра есть. И особо бдительные братья Ютланды.
Ты ничего не понимаешь. Ху.вое ПТЗ это же фишка корабля ближнего боя, как и абсолютно никакое ПМК.
И похер, что в реальности ПТЗ поздних СовЛК должны были быть одними из самых лучших, если не самыми лучшими, в мире.
Видел я эту фишку в действии: Шёл на Лайоне в километрах 4х позади пытающегося давить Кремля. Тот почти фуловый покушал 3 шимовские сардельки, и 2/3 хп как не бывало.
На этом всё наше давление и закончилось.
На этом всё наше давление и закончилось.
Не попадайте в такие ситуации! (с)
Уже. С 11 числа не попадаю, ни в какие. До этого в феврале попадал только первую неделю.
Напопадался.
Теперь минимум до мая попадать не планирую.
И Кремль имел некоторые шансы, мотивировать меня возобновить попадания. Но похоже не судьба.
Ну, там ещё у подлодок шанс будет. Но это не точно.
(с) Военно-морская энциклопедия Лесты.
Поправил, не благодари.
У проекта 24, сиречь Кремля, ПТЗ выполнено по американской схеме. Где 49% эффективности ПТЗ?
Сейчас тебе разрабы покажут секретные чертежи аненербе, где у Кремля вместо ПТЗ уловители зова Ктулху.
Эти могут, да. Могут сказать что есть секретные чертежи. А показать никогда не покажут по понятным причинам. Но джентельменам ведь верят на слово!
По-человечески определяющее значение принято за поступками, например некий гитлер в свое время решил выиграть войну, но помним мы его не за это.
Ты видимо совсем тугой, поскольку Кремль это как бы не пр23, а вовсе даже другой, улучшенный послевоенный. Но это всё очень сложно, поэтому мы тебя понимаем, и желаем тебе выздоровления, и дальнейшего развития.
*по теме нихрена не знай/сразу снисходительный коммент пиши*
Но главное — “первый коммент и сразу по делу. жпг”
Не спорю, поэтому в посте написано о поздних проектах ЛК.
Чот я не понял. Вроде на 24 планировались подруливающие устройства. Или я ошибаюсь?
Хочешь что бы линкор имел радиус циркуляции меньше чем в полкарту?! А не хейтер ли ты часом?
Да нажиться пытается!
А вот я бы не отказался от советского линкора, умеющего разворачиваться на месте.
Ну, это надо, чтобы одно гребное колесо могло назад крутиться.
Умба же дал ответ, ПТЗ – первый параметр для апа, если таковой понадобится.
Бу-га-га-га. Судя по всему для этого надо будет полностью отказаться от ГК.))
И, скорее всего, будет еще нерфить.
Это просто праздник какой-то.)))
Обосрались с фишкой, повышенная точность на ближних дистанциях (пассивка) вообще не вписывается в баланс, тут два варианта в говно нерфить все остальные параметры и оставлять особенность в сверхточности, но такой вариант делает лк очень некомфортными для игры, или сделать расходник на точность тут уже легче забалансить так как фишка конечная и не будет иметь такого жеского превосходства над другими. Полную перебалансировку, чего хотель бы именно мне, уже не успеют
«Владивосток»
Внушительный запас очков боеспособности, крепкая броня центральной части палубы и сравнительно невысокая заметность значительно облегчат выход линкора на комфортные для боя дистанции. Дополнительной защитой станет носовой бронепояс толщиной 200 мм. Дальность стрельбы и точность на большом расстоянии уступают аналогичным параметрам одноклассников, но высокий урон бронебойных снарядов и комфортная баллистика облегчат нанесение урона на средних дистанциях. Снаряжение «Истребитель» поможет отбиться от авиации.
«Измаил»
При первом же взгляде на корабль заметно необычное расположение башен: все, кроме передней, развернуты в сторону кормы. Это необходимо учитывать при перекладке орудий с борта на борт. Вес залпа линкора заметно выделяется на фоне одноклассников: 12 орудий калибра 356 мм делают каждый залп крайне опасным. В числе положительных особенностей корабля и высокая скорость — 28.5 узлов. Однако долгая перезарядка главного калибра, не самая крепкая броня и слабая ПТЗ потребуют вдумчивого подхода к бою.
Необычная концепция
Советские линкоры комфортно чувствуют себя в бою на близких и средних дистанциях — до 10-12 км. Особенности ветки подчёркивают предрасположенность к агрессивному сближению с противником.
Как правильно играть на советских линкорах в World of Warships
Что такое птз world of warships
Данный продукт не имеет лицензии и/или одобрения каких-либо органов федерального, суверенного правительства и/или правительства штата или каких-либо видов или служб вооружённых сил таких правительств на территории всех стран мира и/или не находится в их ведении. Все относящиеся к кораблям товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей.
Ссылки на конкретные конструкции, модели, производителей и (или) модификации кораблей и самолётов использованы исключительно с целью соблюдения исторического соответствия и не предполагают какого-либо финансирования или иного участия в проекте обладателей прав на товарные знаки. Характеристики всех моделей реалистично воспроизведены на основе тактико-технических элементов боевых кораблей и самолётов первой половины ХХ века. Все относящиеся к кораблям и самолетам товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей
«Синоп»
«Кремль»
Венчает ветку настоящий гигант, вобравший в себя все особенности советских линкоров. В среднем на 16 тысяч больше очков боеспособности, чем у одноклассников, надёжная ПТЗ и 60-мм бронепалуба — отличный комплект для ближнего боя. Бронепробитие и урон бронебойных снарядов 457-мм орудий — одни из лучших в игре. Пологая баллистика позволит легко брать упреждение на любых дистанциях, а башни, как и на предыдущем уровне, поворачиваются на 180 градусов за 30 секунд. Стоит отметить сравнительно невысокую дальность стрельбы и низкую точность на высоких дистанциях. Кроме того, «Кремль» не может похвастаться большим количеством орудий и быстрой перезарядкой, а радиус циркуляции стального гиганта составляет 1090 метров. У корабля нет снаряжения «Истребитель», но сильное ПВО эффективно защитит линкор от авиации.
Новая ветка заметно выделяется среди одноклассников и сейчас самое время насладиться её уникальными чертами. Ведите свою команду к победе!
Морское подводное бессилие
Черноморский флот, например, получил новые лодки проекта 636.3 в устаревшем виде, поскольку они не имеют гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА) гидроакустического комплекса (ГАК), бортовых антенн ГАК, антиторпед.
Вероятно, в качестве средств самообороны используются дрейфующие приборы помех «Вист» с устаревших пусковых типа ВИПС (разработки еще 50-х годов). Комплекс торпедного вооружения подлодок этого проекта устарел. Он имеет высокую шумность и ряд конструктивных недостатков. Но самое главное – не обеспечена залповая стрельба торпедами с телеуправлением.
Отставание больше полувека
Эффективное телеуправление (ТУ) дает возможность надежного и скрытного поражения целей с больших дистанций, резкое увеличение помехоустойчивости залпа. Современные западные (шланговые) системы практически не ограничивают маневрирование неатомных подлодок при стрельбе с ТУ.
Негативное отношение к нему в нашем флоте сформировалось потому, что ТУ недостаточно надежно, экипажи субмарин слабо подготовлены к его использованию, ТТХ отечественных систем (в том числе и на новейших торпедах) очень низкие. Однако при всех недостатках командиры и экипажи субмарин, освоившие его, становились горячими сторонниками метода.
В отличие от наших ПЛ Турции имели возможность залповой стрельбы более совершенными торпедами, с больших эффективных дистанций, несли современные СГПД (при устаревших «Вистах» у нас).
Стоит заметить, что по некоторым характеристикам торпеды 211ТТ1 превосходят турецкие, но вопрос: кто-нибудь озаботился анализом реальных боевых возможностей субмарин и разработкой наиболее эффективных тактических приемов боя?
Куда ставить «Пробу»
«Строящиеся ПЛ проектов «Ясень» и «Борей» предлагается оснастить системами ПТЗ, технические задания на разработку которых составлялись еще в 80-х годах прошлого столетия, результаты исследований эффективности этих средств против современных торпед свидетельствуют об исключительно низкой вероятности непоражения уклоняющейся ПЛ», – писал контр-адмирал Анатолий Луцкий в «Морском Сборнике» еще в 2010 году.
Как так случилось, что один из ведущих специалистов вынужден бить в набат? Очень просто – темы ОКР проходят, ассигнования, отпущенные на их проведение, осваиваются даже тогда, когда очевиден тупик. Ряд специалистов и их начальников оказываются повязанными (от докладов до денег), мужества признать провал у них нет. И устаревшее МПО удалось спихнуть флоту. Пути нашлись, например исключением участия новых образцов торпед в испытаниях. Доходит до анекдотичных ситуаций, когда разработчики СГПД требуют на испытания именно ту торпеду и ни в коем случае не другую. О том, что СГПД заведомо ставятся в стороне, чтобы не мешать торпедам наводиться на цель, уже и не говорю.
Очевидно, что ключевой вопрос здесь – комплексная и объективная совместная отработка, испытания новых СГПД и систем самонаведения (ССН) торпед. Но именно этого некоторые «специалисты» и их начальники чураются.
Уместно вспомнить о судьбе бортового комплекса ГПД «Проба», разработанного, изготовленного и установленного на борту ПЛ С-37 Черноморского флота по инициативе ее командира Виктора Проскурина. Автор делал заключение об этом устройстве (единственном бортовом комплексе ГПД ПЛ ВМФ СССР) и был поражен глубиной проработки, адаптивной, очень гибкой и эффективной логикой постановки различных помех, причем делалось это во второй половине 80-х годов. В самодельный прибор входили и средства спектрального анализа, и электронный синтезатор помех.
Безусловно, техническая часть комплекса «Проба» уже устарела, но его идеология остается прорывной и сегодня. Потому что разрабатывалась умным командиром и одним из лучших торпедных стрелков ВМФ (из личных достижений Виктора Владимировича Проскурина – рекордная по дальности успешная стрельба торпедой 53-65К, торпедирование скоростного МПК на подводных крыльях «Кунахович» и ряд других).
Возникает вопрос: почему этот опыт прочно забыт, отчего ничего подобного нет, например, на новых субмаринах ЧФ?
Сегодня важно, чтобы отработка новых ССН и СГПД шла в совокупности с комплексной научно-исследовательской и экспериментальной работой «ССН-ГПД». Она необходима как для определения и проверки перспективных направлений развития ССН и СГПД, так и для получения реальной картины состояния МПО отечественного подплава.
Переход на Западе на сверхширокополосные ССН торпед резко снизил результативность средств противодействия, что поставило вопрос о принципиальной возможности их эффективного применения. Сегодня разработка новых СГПД не завершена нигде. Поэтому в подводной войне средства нападения (торпеды и их ССН) явно опережают средства защиты (СГПД ПТЗ).
В этих условиях огромную роль играют антиторпеды.
Зачем бросать «Ласты»
А они у нас есть? Как сказать… Все, что происходило по этой тематике в последнее десятилетие, можно охарактеризовать как сознательный саботаж. И тут нет преувеличения. Первые реальные наведения макетных образцов антиторпед на торпеды были выполнены в России в 1998 году. Причем с высокой точностью и в сложных условиях. Но повторили это только через полтора десятка лет. «Так работали». Хотя с принятием на вооружение в ВМС США торпеды Mk48 mod.7 ввиду снижения эффективности СГПД (в том числе приборов ПТЗ «Вист») против нее фактически до нуля нужна была экстренная модернизация МПО. Вместо этого не просто затягивание процесса всеми способами, а даже попытки открытия тем ОКР, реальным назначением которых было выкинуть антиторпеды с борта субмарины.
С учетом того, что работы по ним для наших ПЛ были начаты существенно раньше, чем для надводных кораблей, – во второй половине 80-х, их применение с субмарины много проще, проблему обнаружения и точного целеуказания по торпедам успешно решили еще в 70–80-х годах (ГАС миноискания «Арфа», ГАС «Полином-АТ»), возникают вопросы.
Почему нет ни одного сообщения об успешном применении антиторпед с борта ПЛ, притом что с надводных кораблей ими стреляют довольно часто?
Почему антиторпед нет в боекомплекте новейших ПЛ проекта 636.3? Отчего антиторпеда «Ласта» заявлена на форуме «Армия-2015» частью боекомплекта РПКСН «Борей», притом что на подлодках этого проекта флот мог иметь уже более совершенные изделия?
Да, сегодня реактивная М-15 по вероятности решения задачи превосходит любые другие антиторпеды (в том числе «Трипвайр» ВМС США), но ее значительные масса и габариты резко ограничивают боекомплект (на «Борее» всего лишь 6 ПУ «Ласт»).
Главная причина здесь – должностные лица, повязанные как принятыми ошибочными решениями, так и освоением бюджетных средств.
Отдельно поговорим о докладах руководству. Для оправдания ОКР и необходимости для ВМФ абсолютно устаревших торпед ТТХ новейших модификаций западных Mk48 mod.7 и DM2A4 преднамеренно и значительно занижались. Скажем, дальность DM2A4, имеющей наиболее высокие транспортные характеристики, была сокращена в несколько раз.
Особенно анекдотичная ситуация сложилась по ТТХ систем телеуправления. При обсуждении в начале 2015 года статьи «Современные торпеды подводных лодок» автору, несмотря на приведенные ссылки, высказали претензии о якобы заведомой нереальности таких ТТХ: мол, в торпеду пятого поколения «Ломонос» собирались закладывать меньшие. Но каким образом у наших «специалистов» получилось, что ТУ суперторпеды XXI планировалось хуже, чем было в ОКР «Штурвал» десятью годами раньше. Напомним, что «Штурвал» – разработка начала 2000-х на уровне лучших мировых образцов. ОКР были успешно выполнены с созданием технологии и производства спецкабеля, но «Штурвал» оказался не нужен, положен на полку.
Что-то «Физики» в загоне
На Дне инноваций МО РФ 5 октября 2015 года автор высказывался о существующих проблемах. Если говорить о сроках ОКР, в ряде случаев они заведомо нереальны – и все причастные прекрасно это сознают. Тем не менее сроки назначаются, и это ведет не только к срыву программы, но и к принятию неоптимальных технических решений.
Вторая проблема: без комплексных НИР мы не получим современного МПО. Сегодня у нас нет полноценного научно-технического задела даже для того, чтобы написать обоснованное ТТЗ ОКР. Пример: проект «Ломонос» должен был стать базовым в принятой «Концепции развития морского подводного оружия». На форуме «Армия-2015» прозвучало, что ОКР «Ломонос» закрыты. Причины были ясны, и их назвали – нереальные сроки и требования, отсутствие нормального научно-технического задела. Еще пример: у нас не было ни одного объективного испытания современных ССН торпед против таких же средств противодействия.
Подходим к следующей проблеме – несовершенной системе испытаний, по ряду ОКР нужно объективно пересматривать полученные результаты.
Отдельно следует сказать и об уровне научно-технического сопровождения работ, выполняемых промышленностью. Здесь три составляющие: научно-исследовательские организации (НИО МО), Департамент МО РФ по обеспечению государственного заказа (ДОГОЗ), военная приемка.
В НИО ВМФ, где разрабатывали ТТЗ ОКР «Ломонос», прекрасно знали всю нереальность делаемого, тем не менее продолжали.
ДОГОЗ фактически отвечает за строчку в плане, за дело – нет.
Институт заказчиков, существовавший в советские времена, имел массу недостатков, но в нем ресурсы находились в руках начальника, отвечавшего за решение проблемы. Чтобы система, которую мы имеем сегодня, эффективно заработала, необходимо введение двойного подчинения Управления военных представительств (УВП) и ДОГОЗа, которые должны замыкаться и на заместителей главкомов по вооружению видов ВС (с формированием соответствующего аппарата).
Но самый главный вопрос – формирование научно-технического задела, для чего нужны комплексные НИР. Если на них нет денег, значит, придется уменьшать число кораблей, потому что без научных исследований мы не сможем в дальнейшем обеспечить их реальную боеспособность.
После очередного заседания представитель ДОГОЗа заявил, что по поднятым вопросам автору предстоит доложить директору ДОГОЗа МО РФ. Однако в дальнейшем в департаменте сделали все, чтобы сорвать доклад. И делалось это под предлогом того, что якобы не все так плохо у нас.
Те же лица, представлявшие ложные доклады руководству о мнимом благополучии, под предлогом отсутствия денег просто придушили все НИР по тематике. Дикость ситуации в том, что даже в тяжелые 90-е в МО РФ старались максимально сохранить критические НИР (и сохранили), поскольку было понимание: без них будущего нет.
Характерна дискуссия, развернувшаяся на конференции по МПО форума «Армия-2015» по одной из «инновационных систем обнаружения», которую ЦНИИ ВК (ВМФ РФ) «прописывал» практически во все текущие ОКР. Руководитель организации-разработчика признал, что из реального задела имеются только результаты математического моделирования, причем дальность действия аппаратуры весьма мала. При этом ее внедрением «обосновывали» прекращение перспективных НИР по тематике акустических систем самонаведения (ССН). Как говорится, ошибка стала хуже преступления. Может, дело в том, что у начальника торпедного отдела ЦНИИ ВК диссертация была как раз по этой «инновационной теме»?
По моему мнению, то, что происходит с серией и перспективой торпеды «Физик-1», требует особого внимания, ибо граничит с диверсией:
открытие ОКР «Ломонос» по «суперторпедам XXI века» без какого-либо научно-технического задела, с фантастическими ТТХ и нереально короткими сроками (прекращены в 2015-м);
продолжение ОКР по заведомо антикварному изделию с ТТХ много хуже, чем у американской Mk48 mod.1 (1971-й), и попытками навязать его флоту без необходимых испытаний;
длительное отсутствие (фактически преднамеренное саботирование) каких-либо серьезных модернизационных работ по наиболее перспективному отечественному образцу – торпеде «Физик-1».
Приведу выдержки из публичного обсуждения «торпедных статей» (в том числе в «ВПК») с участием «представителя концерна «Гидроприбор» в Москве».
Сергей, 07.05, 21 февраля, 2014 «…вопрос о сроках ОКР. Этот срок ставит Заказчик. Для этого Заказчик специально провел совещания с промышленностью и попросил: мне надо, именно в такие сроки! Потом объявил конкурс. Одно предприятие, понимая важность этой просьбы, на конкурс пошло».
Максим, 10.33, 21 февраля, 2014: «Очередная ложь, ибо эти фантастические сроки появились не в этом и не в прошлом году, а в районе 2009–2010 гг., когда… обманывали бывшего ГК ВМФ Высоцкого (повторюсь – по этим материалам я писал заключение для адмирала Сучкова), в целях обоснования уничтожения «Физика», и была придумана эта афера с «разработкой суперторпед XXI века» (без научно-технического задела и НИР), причем в абсолютно нереальные сроки.
Кстати, а откуда такая спешка, ведь «Физик», несмотря на ожесточенное противодействие, запущен в серию? А от того, что то, что сейчас происходит с серией и перспективой «Физика», требует особого внимания со стороны компетентных органов, ибо происходящее граничит с диверсией».
Далее последовали события конца 2014 – начала 2015 гг., когда проблемы МПО ВМФ РФ были подняты на самый высокий уровень и состоялся ряд решений.
Ответ Министерства обороны РФ: «Ваше обращение от 15 сентября 2015 г. по вопросам выполнения ОКР «Футляр»… рассмотрено. По фактам, изложенным в обращении, организованы проверочные мероприятия, по результатам которых будут прияты соответствующие решения».
Несмотря на заявления в СМИ об испытаниях усовершенствованного «Физика» – торпеды «Футляр» в 2017 году, она не будет сдана (при условии полноценных и объективных испытаний) ни в 2018-м, ни в 2019-м. Это очевидно всем специалистам. Нормальный срок торпедных ОКР – около 6 лет (столько же и на Западе). Если ОКР предшествовали НИР, возможно 4+2 года (то есть те же 6 лет). Кроме того, есть острые системные проблемы отечественного торпедостроения, ставящего под вопрос и эти сроки, например недостаточная статистика стрельб и совместной отработки с СГПД.
Подчеркну: проблемы с нашим МПО имеют сугубо организационные причины. Технически мы еще в 2000-х имели вполне достойные заделы и шли по новым разработкам на приличном уровне. Резкое отставание произошло в последние годы.
Особо отмечу прорывные предложения по акустическим ССН торпед бывшего начальника отдела малой акустики АКИН Д. Фролова, способные на порядок повысить эффективность наших подводных сил. Их реализация позволяет даже на старых ПЛ проекта 667БДР иметь в бою равные шансы с новейшими ПЛА «Вирджиния». И это вполне объективно, поскольку решения были проверены в море по реальным целям, вопрос их внедрения в торпеды «Физик» и «Футляр» ставился специалистами многократно. Но работы по этой тематике прекращены в середине 2000-х с передачей функций заказа и контроля ОКР от Управления противолодочного вооружения сначала в Управление заказов и поставок кораблей и вооружения, затем в Департамент по ГОЗ.
Список вопросов можно продолжить. Например: сколько «Физиков» в боекомплекте имеют новейшие «Бореи»? Какие из них хоть раз стреляли этими торпедами? Сколько раз – с ТУ и залпом, с применением при этом современных СГПД? Ответы могут быть весьма интересными.
Проблемы МПО необходимо решать, пока не поздно. Прежде всего необходимо:
1. Проведение объективных испытаний (в том числе комплексных – ССН-ГПД) и специальных стрельб.
2. Принятие решений о должностных лицах, преднамеренно дезинформировавших руководство МО РФ о реальном состоянии дел и ответственных за сложившуюся ситуацию.
3. Немедленное выделение финансирования для решения наиболее критических вопросов МПО.
4. Жесткое установление реальных сроков проведения мероприятий по решению проблем МПО и его проверке в условиях, максимально приближенных к боевым.