что такое психолого педагогическое сопровождение образовательного процесса
Психологическое сопровождение образовательного процесса
Наталья Афанасьева
Психологическое сопровождение образовательного процесса
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО) является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом организации.
В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение образовательного процесса предполагает:
• повышение уровня психологической компетентности всех взрослых: взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
• принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;
• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:
• психологическое просвещение персонала;
• гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
• адаптацию ребенка к детскому саду;
• организацию разновозрастного общения.
Основаниями психологического сопровождения являются:
• психологическая безопасность образовательной среды;
• принцип ведущей деятельности;
• принцип личностного – деятельностного подхода;
• интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;
Направления психологического сопровождения образовательного процесса.
1. Направление «Психологическая диагностика».
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Осуществляется в форме:
• плановой диагностики, диагностики воспитанников в рамках ПМПк или диагностики по запросу педагогов, родителей и администрации и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума.
• анализа результатов детской деятельности (рисунки, сочинение сказок и т. п.)
В данном направлении по запросам родителей, педагогов, администрации образовательной организации проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса.
2. Направление «Коррекционная и развивающая работа».
Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Данное направление деятельности включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
• групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
•групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоционально-волевой сферах);
• индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
• тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
• индивидуальные занятия с одаренными детьми;
• занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
Направление реализуется по следующим разделам:
• развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями;
• развивающая работа (сопровождение) в период процесса адаптации ребенка к условиям организации;
• развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению;
• развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников и др. ;
• развивающая работа на активизацию познавательной деятельности;
• развивающая работа по формированию у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
• развивающая работа по овладению воспитанниками знаниями об окружающем мире;
• коррекционно-развивающая работа недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
3. Направление «Психологическая профилактика».
Цель психологической профилактики: состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем:
1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.
2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и т. д.
3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
4. Направление «Психологическое просвещение и консультирование».
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. В условиях образовательной организации осуществляется возрастно-психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов.
Задачами консультирования выступают:
• оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
• обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
• помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.
Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.
Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания,родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, «душевный разговор», мастер-класс, круглый стол, «ящик предложений», информационные стенды, тематические консультации.
Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник «Инновации в дошкольном образовании», в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.
План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.
Психолого-педагогическое сопровождение
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Задачи и принципы
А. А. Майер в своей книге, посвящённой организации работы в дошкольном образовательном учреждении, утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи». Согласно мнению автора, педагог лишь создаёт условия для реализации личностного потенциала. А. А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погружённость в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса.
Проблема сопровождения в образовании рассматривается как стратегия развития личности, и как тактика реализации её индивидуального потенциала.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
-Создание для ребенка эмоционального благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
-Изучении индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
-Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
-Своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.
-Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Каков же основной принцип психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса? В его основе заложена методология Монтессори. Воспитатель предоставляет ребенку полную свободу. Но свобода не означает заброшенности. Свободное развитие возможно только при отсутствии препятствий. И педагог должен очистить пространство от всего, что мешает расцвету личности. Если мы выращиваем цветок, мы не ждем от него тех свойств, которых нет в его природе. Мы стремимся обеспечить росточку самые благоприятные условия, почву, богатую питательными веществами, всеми необходимыми элементами. Так и педагог готовит пространство, где вырастет человек. В этом его задача.
Смысл системы свободного развития в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, педагог. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Педагогу отводится довольно скромная, но важная роль – помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя, так называемую, индивидуальную «карту достижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит.И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место. Воспитатель ДОУ должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого своего воспитанника. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают ему возможность помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдениюза работой детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний, будь то развитие речи, математика или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка. От притяжения к интересу и любопытству, от радости живого действия с конкретным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.
Благоприятно воздействует на развитие детей отсутствие соревнований друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.
В группах детей не следует организованно усаживать за столы, сидя за которыми они будут взирать на гордо декламирующего воспитателя – гораздо правильнее предоставить каждому ребёнку возможность заняться своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто – ни товарищи по группе, ни сам педагог – не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.
На сегодняшний момент психолого-педагогическое сопровождение ложится зачастую на плечи педагога, т. к. не каждое дошкольное учреждение имеет в штате педагога-психолога. От воспитателей требуется серьёзные, фундаментальные знания в области психологии. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождениена современном этапе представляет систему из 3 составляющих:
-педагогов (самосовершенствующихся, самообразовывающихся в области психологии и не только) если нет педагога-психолога, помощь должен оказывать старший воспитатель
-дети, которые должны развиваться в специально созданной среде
-родители, у которых педагоги призваны формировать компетентность как родителей.
В работе с родителями педагогам следует обратить особое внимание на их отношение к детской самостоятельности и свободе выбора деятельности детей. Родители должны чётко усвоить и принять утверждение, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Зачастую чрезмерная опека родителями их детей является ложной, ограничения жёсткими и болезненными для самолюбия маленького человека. Куда полезнее и правильнее наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой собственного ребенка, пробуждать интерес, оказывать помощь, концентрироваться на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места, любить его откликаться на главную просьбу ребёнка: помоги мне это сделать самому.
Психолого-педагогическое сопровождение в ОУ, этапы, особенности.
Психолого-пеадгогическое сопровождение в ОУ, его особености и этапы.
города Сафоново Смоленской области
Дети с ограниченными возможностями здоровья
— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды,
— либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Современная образовательная организация нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
Ребенок с ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».
Общие Задачи психолого-педагогического сопровождения:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Если рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то
в ДОУ они сводятся
• обеспечению адаптации в ДОУ;
• обеспечению физического развития
ребенка (решению проблем сохранения и
восстановления психического и
• обеспечению интеллектуального развития
• развитию самостоятельности и
• приобщению детей к общечеловеческим
• развитию задатков и способностей;
в отношении семей обучающихся
систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
повышение уровня реабилитационной компетентности
родителей обучающихся с ОВЗ;
оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике
повышение профессиональной компетентности;
формирование навыков командной работы;
формирование психологической культуры.
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Данная модель нацелена на:
– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
– коррекцию его психофизических недостатков;
– актуальное включение в окружающую социальную среду;
– подготовка к школьному обучению.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.
В ходе вебинара «Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации» от 10 марта 2017, который проходил на образовательном портале «Преемственность в образовании» были выделены 2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.
-организационное обеспечение (документы, назначения ответственного и.т.п.)
— выявление причин затруднений
-наблюдение за динамикой развития ребенка
-подбор эффективных п-пед приемов
— рекомендации родителям коллегам
-взаимодействие педагогов и родителей
описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций
Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии
условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова, 1998):
дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не
имеющие проблемы в развитии в данный момент;
дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам
Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.
Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Рассмотрим Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих дошкольное образовательное учреждение
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
Реализация индивидуальной программы или маршрута
Проведение промежуточной (динамической) диагностики и анализ ее результатов
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
при подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича — к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.