что такое психологическая подготовка спасателя
3. Психологическая подготовка спасателей к профессиональным действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления:
— общая психологическая подготовка;
— специальная психологическая подготовка;
— целевая психологическая подготовка;
— методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Общая психологическая подготовка
Психологическая подготовка личного состава формирования ГОЧС является важнейшей задачей стоящей перед подразделениями МЧС.
Психологическая готовность к действиям в ЧС это способность личного состава профессионально выполнить аварийно-спасательные работы на высоком морально-психологическом уровне в любых условиях.
Основой психологической подготовки сотрудника МЧС, является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется при проведении аварийно-спасательных работ, понимание важности и необходимости проведения этих мероприятий, знания поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций, обладания навыками их нейтрализации, подавления в целях спасения пострадавших людей и материальных ценностей объектов экономики.
Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, включенных в систему служебной и специальной подготовки и всей службы.
Под психологической подготовкой понимается определенная совокупность целей, задач и способов их решения в сложившихся условиях. Различают:
— общую психологическую подготовку;
— другие мероприятия психологического обеспечения.
— формируется активное коллективное мнение;
— рабочее (боевое) настроение;
— укрепляется структура коллектива.
В ходе аварийно-спасательных работ в очаге поражения и комплексных учений в мирное время также проводится специальная работа по психологическому обеспечению, нацеленная на поддержание высокой психической активности личного состава, на ликвидацию излишнего напряжения, рациональное использование кратковременного отдыха, устранение отрицательных психологических последствий неудачных действий в ходе проведения аварийно-спасательных мероприятий.
После выполнения спасательных работ принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, недопущения потери самоконтроля при успехе и снятию угнетающего действия неудачи.
Таким образом, содержанием психологической подготовки во всех ее видах является выработка активной реакции каждого члена формирования ГОЧС на реальную обстановку. Она осуществляется на базе морально-психологического воспитания и тактико-специального обучения.
Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Задачи психологической подготовки решаются с помощью определенных средств и методов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки занятий и учений к условиям ЧС природного и техногенного характера. Нужны методы, которые
могли бы привести члена формирования ГОЧС в такое психическое состояние, которое по своим параметрам не отличалось бы от состояния возникающего в очаге поражения. Такими методами являются:
t Создание и использование моделей ЧС. Большое значение имеет умелая имитация поражающих факторов и различных чрезвычайных ситуаций со всеми характерными особенностями и последствиями. Однако простым копированием внешней картины ЧС основные задачи психологической закалки не решаются.
t Такая напряженность достигается внедрением в обстановку учений и тактико-специальных занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса. Следует осуществлять тренировки в экстремальных ситуациях погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия различных факторов: огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. Этим создается напряжение и имитация условий ЧС, но при непременном условии, что личный состав находится в очаге поражения, а не наблюдает эту картину издалека. При этом участники занятий в обязательном порядке работают в средствах защиты, используют имеющиеся технические средства для ведения аварийно-спасательных работ. В очаге поражения, должны, активно применятся различные манекены людей, животных и т.п., которые должны быть помещены в различные завалы и труднодоступные места с использованием задымления и заграждения. Необходимо отрабатывать на манекенах тушение загорания людей, оказания до врачебной первой помощи. Преодоление опасных участков и водных преград следует осуществлять с использованием имеющегося специального снаряжения.
t Необходимо использовать в учебных целях и такие стрессовые факторы, как:
— неопределенность в складывающейся обстановке путем ограничения в передаваемой информации;
— заведомый дефицит времени на выполнение учебных задач;
— неожиданные и внезапные изменения обстановки.
Эти ограничения и неожиданности достигаются как прямыми требованиями руководителя занятий, установленными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения формирования ГОЧС существенно ограничивает резервы времени, которым располагает формирование для выполнения задач.
Для достижения большей систематичности и цельности в психологической закалке, полосы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки личного состава формирования ГОЧС, участки психологической закалки спасателей различных специальностей и служб радиационной и химической разведки, связи, медицинской, противопожарной и др. На каждом участке образуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.
В ходе этих и других упражнений с использованием моделей очагов поражения наряду с навыками борьбы с поражающими факторами ЧС вырабатываются также важные качества личности: смелость, самообладание, выдержка, точный расчет, глазомер, которые могут быть эффективно использованы в ходе реальных аварийно-спасательных работ в очаге поражения.
В очагах поражения, как известно, могут находиться и пострадавшие, погибшие, раненные, контуженные и другие потерпевшие. Поэтому личный состав формирований ГОЧС должен обладать определенной психической закалкой и к подобным ситуациям. В этих целях, необходимо, в ходе служебной подготовки, организовать обязательное посещение каждым членом спасательного формирования: морга и анатомического театра медицинского института, а также просмотры учебных фильмов по подготовке врачей травматологов, чтобы у личного состава вырабатывался иммунитет и условные рефлексы по спокойному восприятию людей, получивших те или иные поражения в зоне чрезвычайной ситуации.
Вопросы для самопроверки.
1. Расскажите о видах психологической подготовки спасателей: общей, специальной и целевой.
2. Психологическая готовность к действиям в ЧС. Что это такое?
3. Какие типы экстремальных условий (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) воздействуют на спасателя при ЧС?
4. Каковы требования к психологической подготовленности спасателей при ведении спасательных работ в очаге поражения?
5. Каково основное содержание и этапы психологической подготовки спасателей?
6. Расскажите о путях воспитания у спасателей психологической готовности и устойчивости при встрече с опасностью для жизни.
7. Расскажите о методах психологической подготовки спасателей к действиям в ЧС.
Термины МЧС России
комплекс мероприятий по психопрофилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств специалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвычайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизируещего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрезвычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состояния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Является эффективным средством снижения вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. Позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия. Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим существенных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.
Выделяются следующие виды П.п.: общая, специальная и целевая. Общая психологическая подготовка направлена на оптимизацию психического состояния спасателей, исходя из принципиальных требований к участнику ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом. Она создает основную мотивацию его деятельности, направленную на спасение жизни людей, сохранение материальных ценностей, формирует гуманность его морального облика и самоотверженность. Специальная психологическая подготовка ориентирована на формирование готовности и устойчивости к тем или иным неблагоприятным факторам, видам действий, которые могут иметь место в очагах чрезвычайных ситуаций, включая моделирование и теоретическое ознакомление с различными опасными ситуациями и другими факторами, вызывающими эмоциональный стресс. Целевая психологическая подготовка направлена на выработку у спасателя чёткой внутренней установки и определённого психического состояния, связанных с выполнением задач, определяемых конкретной обстановкой в очаге чрезвычайной ситуации. Формами ведения П.п. являются: лекции и семинарские занятия, индивидуальные беседы со спасателями, психологические рекомендации, индивидуальные и групповые психологические тренинги.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Значение психологической подготовки в деятельности спасателей при ликвидации ЧС
Значение психологической подготовки
в деятельности спасателей при ликвидации ЧС.
ГУ «Центр медицины катастроф» МЧС Республики Казахстан)
Профессиональная деятельность специальных подразделений МЧС, спасателей и пожарных в своей практике связана с воздействием на специалистов большого числа стрессогенных факторов и относится к категории экстремальных. Поэтому с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются и к уровню психологической подготовки специалистов данной профессий
Психологическая подготовка спасателей – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, и способствующего сохранению трудоспособности специалиста.[1]
Совершенствование психологической подготовки спасателей проводится в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности.
Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях неразрывно связана с воспитательной работой, тактико-специальной, медицинской и физической подготовкой. Большое значение в воспитательной работе со спасателями имеет коллектив и его традиции. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Воспитание коллектива – одна из главных задач руководителя аварийно-спасательного формирования.[1]
Немаловажная роль в воспитании спасателей принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием – значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости. Спасатели должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить результаты успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем. Формы самовоспитания могут быть самыми различными: самокритика, самоубеждение (самооценка), самопринуждение.
Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки спасателей не отводилась самовоспитанию, руководитель аварийно-спасательных формирований (АСФ) должен помнить, что целенаправленная воспитательная работа с личным составом является наиболее эффективной по формированию психологической устойчивости. Важной задачей психологической подготовки личного состава спасателей является развитие и совершенствование важных психологических качеств и, прежде всего волевых качеств. Управлять своим поведением в экстремальной ситуации значительно труднее, чем в обычной. Поэтому спасателям необходимо развитие таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.
Настойчивость и упорство – волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы спасателю для успешного выполнения работы в экстремальной ситуации.
Смелость и решительность выражается в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Нередко о решительности спасателей судят только по тому, насколько быстро они предпринимают какие-либо действия в критической ситуации.
Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке спасателей такие трудности могут быть созданы на занятиях по тактико-специальной подготовке и учениях. [2]
В ходе организации занятий по психологической подготовке спасателей, направляемых в зону ЧС, необходимо предусматривать проведение комплексных занятий на местности, напоминающей условия, в которых им наиболее вероятно предстоит действовать в реальности. В результате проводимой подготовки каждый спасатель должен до мелочей знать что, как, в какой последовательности и почему надо делать при выполнении работ, чтобы успешно решить задачу и исключить возможность травматизма.
В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости.
Психологическая устойчивость это устойчивое состояние психической сферы человека, которая обеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.
Специальная психологическая устойчивость — компонент специальной психологической подготовленности, заметно укрепляющий экстремальную устойчивость личности. Она повышается, когда у человека есть опыт восприятий обстановочных факторов психогенного риска. Все, что может вызвать у человека, готовящегося к определенным экстремальным ситуациям, повышенные психологические нагрузки и негативные реакции, он должен увидеть, услышать, ощутить в первый раз не тогда, когда грянет беда, а раньше, в учебной обстановке, причем многократно. По мере накопления опыта человек перестает обостренно реагировать на них, эмоции приглушаются, становятся не такими трудными и перестают негативно отражаться на поведении. Устойчивость человека повышается по мере накопления им опыта преодоления познавательных, физических, волевых трудностей опять-таки характерных для того типа экстремальных ситуаций, к которым он готовится, и иных, схожих с ними. Смелость, мужество — это не отсутствие страха, а способность человека не дать страху овладеть сознанием, которая достигается силой ума, активизацией позитивных мотивов, усилиями воли, применением специальных приемов самоуправления. Они обеспечивают доминирование в сознании разума, долга, ответственности, совести и отодвигают страх на периферию психической деятельности, приглушают, подавляют, тормозят его притязания на господство.[1]
Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ.
Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:
— включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;
— определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;
— выявление среди спасателей круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;
— выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;
— организация встреч со специалистами, имеющих опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;
— разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно-спасательных работ;
— проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;
— индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей;
— оперативное информирование личного состава аварийно-спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;
— проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.[1]
Спасатель, как специалист, прошедший обучение и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ обязан постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки по психологической подготовке. Он должен знать приемы снятия нервно-психического напряжения в экстремальных условиях и управлять своим психическим состоянием.
Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Одних профессиональных навыков и умений для успешных действий в экстремальной обстановке недостаточно. Важно не допускать ухудшения их под влиянием психического перенапряжения, ярких и сильных эмоций, которые нередко возникают в такой обстановке. Например, работоспособность спасателей от психологического перенапряжения может снизиться на 40-60%, а иногда и на 80-90%. Поэтому, в ходе профессиональной подготовки, а также специальных занятий по психологической подготовке важно повышать психологическую устойчивость у спасателей с целью поддержания их работоспособности.
Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие – М., 2007.
2. Матафонова психологической саморегуляции.
(Практическое пособие для спасателей МЧС). – М., 2005.
3. . Психологическая подготовка спасателей.
Термины МЧС России
система мероприятий по формированию у личного состава, участвующего в аварийно-спасательных и др. неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых моральных, психологических и профессиональных качеств. Целями М.-п.п. является: утверждение в сознании и поведении спасателя моральных ценностей, определяющих его деяте-льность (патриотизма, чувства долга, дисциплинированности, честности и т.д.); формирование морально-профессиональных качеств (стойкости, самообладания, самоотверженности и т.д.), обеспечивающих психологическую устойчивость спасателя в любой чрезвычайной обстановке; развитие норм и правил взаимоотношений спасателей (товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к начальникам и подчинённым и др.), на которых зиждется здоровый морально-психологический климат в коллективе. М.-п.п. — самостоятельная задача обучения и воспитания. Она осуществляется в процессе повседневной учёбы и жизни спасателя, а также путём специальных мероприятий (защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, профессионального отбора спасателей и т.п.). Методиче-ское руководство и непосредственное проведение М.-п.п. возложено на органы воспитательной работы и их должностных лиц. Специальную психологическую подготовку личного состава осуществляют психологи. Эффективность М.-п.п. обеспечивается постоянным изучением, анализом и объективной оценкой морально-психологического состояния личного состава, своевременной постановкой задач по её организации. М.-п.п. личного состава войск ГО, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводится с целью выработки моральной и психологической устойчивости при деятельности в особых условиях (военных действиях, ликвидации последствий применения противником ОМП, аварий, катастроф и т.д.).
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России
Специалисты МЧС России – спасатели, пожарные, водолазы, летчики, врачи, горноспасатели, ежедневно работающие в экстремальных условиях, испытывают большие физические и эмоциональные нагрузки. Именно поэтому вся система психологического сопровождения в МЧС России направлена на минимизацию негативных последствий профессиональной деятельности.
В работу психологов с личным составом МЧС России входят три направления: психологическая диагностика, психологическая подготовка, психологическая профилактика и коррекция.
Психологическая диагностика направлена на своевременное выявление психологического неблагополучия. Психологи определяют наличие этих характеристик у новых сотрудников и абитуриентов ВУЗов МЧС России и в дальнейшем осуществляют наблюдение за психологическим состоянием специалистов в процессе прохождения службы. Мероприятия по психологической диагностике включают: профессиональный психологический отбор, плановые мониторинговые обследования, постэкспедиционные обследования специалистов после участия в ликвидации последствий ЧС.
Психологическая подготовка – это набор знаний и умений, который позволяет спасателю сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, стремление выполнять профессиональные задачи и грамотно взаимодействовать с пострадавшими людьми.
Еще одним из важных направлений деятельности психологов является проведение социологических и социально-прикладных исследований с целью изучения психологического климата в коллективах МЧС России для выявления приоритетных направлений, нуждающихся в особом внимании со стороны руководства.
Ко всем специалистам МЧС России предъявляются высокие требования физического и психического состояния здоровья. Для того, чтобы помочь спасателям как можно быстрее вернуться к обычному состоянию и повседневным обязанностям, психологами проводится медико-психологическая реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического здоровья и психологического равновесия.