что такое психологическая коррекция

Психологическая коррекция

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Содержание

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Симптоматические методы психокоррекции:

История психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко— методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции

Сфера применения психокоррекции

Применительно к проблемам детей в школе:

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

Литература

Караяни А. Г., Сыромятников И. В. 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4

Источник

Методы и задачи психологической коррекции

Понятие «коррекция» в психологии означает работу специалиста с психическими структурами клиента. Воздействие направлено на исправление тех областей психики, которые функционируют некорректно. Психокоррекция помогает человеку наладить эмоциональный фон, ощутить гармонию с собой и окружающей средой, улучшить самочувствие в целом.

В отличие от практик психотерапевта, методики данной сферы ориентированы на людей, не страдающих психическими расстройствами. Объектом воздействия специалиста становится обычный человек, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами. Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему.

что такое психологическая коррекция. Смотреть фото что такое психологическая коррекция. Смотреть картинку что такое психологическая коррекция. Картинка про что такое психологическая коррекция. Фото что такое психологическая коррекция

Цели, задачи и принципы психокоррекции

Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи:

Виды коррекционной терапии

Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.

По типу решаемых задач

Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека.

По направленности и продолжительности

Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики (купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов) и реализацию каузального подхода.

Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении.

По характеру воздействия

По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека. Помогая развить их, специалист добивается исчезновения негативных проявлений.

По форме организации

В зависимости от решаемых проблем психокоррекция делится на общую, частную и специальную. Специальная коррекция является наиболее распространённой. Она помогает, к примеру, справиться с фобиями, побороть проблемы с коммуникацией. Частная форма чаще всего используется в образовательной сфере. В случае с общей психокоррекции речь идёт преимущественно о групповой работе, например, она помогает учителю создать позитивный микроклимат в классе.

Методы работы

Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.

Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:

При взаимодействии с детьми выбирают:

Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.

Чтобы психика была в порядке, была возможность жить в гармонии с собой, необходимо вовремя избавляться от негативных мыслей и эмоций. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

Что такое психологическая коррекция

что такое психологическая коррекция. Смотреть фото что такое психологическая коррекция. Смотреть картинку что такое психологическая коррекция. Картинка про что такое психологическая коррекция. Фото что такое психологическая коррекция

Реабилитационный процесс в оказании психиатрической помощи важен наряду с эффективными методами фармакотерапии. Главенствующая в настоящее время биопсихосоциальная парадигма оказания помощи ставит социореабилитацию в выгодные, по сравнению с прежними взглядами в психиатрии, условия. Однако и накладывает высокую ответственность на всех участников реабилитационного процесса.

Социореабилитация в привычном для психиатрической службы понимании невозможна без психологической помощи. В связи с этим в современном Порядке оказания психиатрической помощи, принятом Минздравом в Российской Федерации в 2012 году, психологическая составляющая просматривается во всех штатах как лечебных, так и реабилитационных структур психиатрических учреждений.

В общую структуру ОБУЗ ОКПБ «Богородское», оказывающей квалифицированную помощь в области психического здоровья, входит Психиатрическое реабилитационное отделение с трудовыми процессами, которое, во взаимодействиями с другими подразделениями больницы, активно участвует в лечебном процессе.

Реабилитационный процесс с конкретными больными строится в соответствии с разработанными администрацией ОБУЗ ОКПБ «Богородское» комплексных программ реабилитации для различных групп пациентов:

1. «Клиника первого эпизода» (Шизофрения, впервые заболевшие пациенты, 1,2,3 поступление).

2. Программа реабилитации для молодых инвалидов (пациенты, впервые вышедшие на инвалидность). Молодые инвалиды, страдающие Шизофренией.

3. «Школа молодого умельца» (молодые пациенты с когнитивным дефектом).

4. Программа реабилитации для пограничных детско–подростковых расстройств (пациенты детско-подросткового возраста с поведенческими, неврозоподобными расстройствами).

5. Программа реабилитации для больных геронтологического профиля (пациенты пожилого профиля).

6. Программа реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения (пациенты, проходящие принудительное лечение в стационаре и, состоящие на учете в диспансерном отделении в группе АДН с риском антисоциального поведения).

7. Программа реабилитации для пациентов совершивших суицидальную попытку.

Одним из эффективных средств реабилитационного процесса, используемых практически во всех комплексных программах является метод психологической коррекции.

Методы психокоррекционной работы назначаются врачом психиатром индивидуально, для каждого пациента, с учетом его психологических и нозологических особенностей.

Коррекционная работа строится по-этапно:

1 этап: адаптационный. На этом этапе врач назначает реабилитационную программу. Психолог проводит консультирование пациента и при необходимости диагностику. Также, на этом этапе, проводятся методики эмоциональной коррекции.

2 этап: интенсивных реабилитационных мероприятий.

3 этап: стабилизация достигнутого эффекта.

На 2 и 3 этапе проводятся основные психокоррекционные мероприятия: различные виды групповой и индивидуальной работы.

4 этап подготовки к выписке. На этом этапе психолог с психотерапевтом проводят индивидуальные поддерживающие беседы.

Работа отделения строится по бригадному принципу с привлечением специалистов разного профиля: психиатр, психотерапевт, психолог, культорганизатор, соц. работник, инструктор ЛФК, медссестра, инструктор по трудотерапии.

Психологическая коррекция, в основном, направлена на профилактику дефекта, рецидивов заболевания, ипохондрической фиксации, госпитализма, инвалидности, коррекцию личностных нарушений стимулирующих развитие психических заболеваний, коррекцию агрессивного и антисоциального поведения.

Работа строится по принципу формирования у больного положительной эмоциональной настроенности и активной сознательной установки на лечение и реабилитационный процесс. Больной становится участником реабилитационного процесса наделенным своими правами и обязанностями.

Результатами коррекционной работы являются реадаптация пациента к условиям социума на возможном для него уровне, увеличение сроков ремиссии. Также пациенты мотивируются к посещению длительно существующих групп амбулаторных пациентов (театральная студия «СТИМУЛ», «ШКОЛА МОЛОДОГО УМЕЛЬЦА»).

Психокоррекционные мероприятия проводятся на фоне активной биологической терапии, проводимой в отделениях стационара и диспансерного отделения, в активном сотрудничестве с лечащим врачом.

Методы психокоррекционного воздействия применяемые в ПРО

Релаксационные методы направлены на коррекцию эмоциональной сферы, снижению тревожности, способствуют расслаблению и положительному фону настроения, что влияет на адаптацию к условиям ПРО и мотивацию к прохождению реабилитационных мероприятий.

2. Психообразовательная группа.

Проводится с целью стимуляции активной позиции пациента в адаптации к психическому заболеванию и его последствиям, формирование ответственности за свое социальное поведение и выработка адекватной стратегии на выздоровление, восстановление нарушенных из за психического заболевания соц. контактов и повышение социальной компетентности.

3. Групповая психологическая коррекция.

Групповая психологическая коррекция – метод коммуникативного взаимодействия, направленный, в нашем варианте, на выявление и выведение на осознаваемый уровень подсознательных программ поведения пациента приводящих к личностным проблемам, ставящим человека за грань психических нарушений и, соответственно, коррекция нарушенного поведения при помощи психологических приемов, а так же решение проблем межличностного взаимодействия.

Тренинг коррекции суицидального поведения.

Тренинг коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения.

4. Индивидуальная психологическая коррекция.

Метод индивидуального взаимодействия направленный

Направления для реализации целей психокоррекционного воздействия

Для реализации целей психокоррекционного воздействия мы используем направления:

1. Телесно-ориентированная терапия – выход на психологические проблемы пациента через работу с телом, применяя различные техники, направленные на восстановление пластики, координации движений, снятие мышечных зажимов, формирующих характерный мышечный панцирь, на обучение телесному контакту и на двигательное самовыражение.

2. Арттерапия – направление в психотерапии, использующее в качестве основных терапевтических средств как творческий процесс, в котором находится пациент, так и его результаты: рисунки, стихи и т.п., позволяющее выразить, заново пережить и разрешить внутренние конфликты, а так же способствующее развитию личности и обогащению ее индивидуального опыта.

3. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет пациентам увидеть и осознать свой скрытый внутренний мир, строить особые уровни взаимодействия с другими людьми.

4. Символдрама – метод коррекции нарушений с помощью визуализации образов, посредством активного воображения.

5. Музыкотерапия – невербальный способ эмоциональных преобразований с помощью музыкальных произведений, направленный на формирование устойчивого ровного фона настроения.

6. Суггестивно-образная терапия – синтетический сплав отдельных подходов и технологий ряда психотерапевтических методов: психосинтеза, позитивной психотерапии, гипнотических приемов, позволяющих пациенту по-новому оценить свою жизнь, принять себя таким, как есть, и построить новую программу поведения.

7. Пластический тренинг проводится с целью двигательной коррекции (пластика, координация), работа с иллюзиями, фантазиями, восстановление активности, пробуждение эстетического чувства, спонтанного самовыражения, эмоциональной коррекции и организации психической активности.

8. Поведенческая психотерапия проводится с целью коррекции неэффективного поведения, профилактики агрессивного и антисоциального.

9. Эмоционально-рациональная коррекция – выведение на осознаваемый уровень неконструктивных стереотипов мышления.

10. Поддерживающая коррекция – эмоциональная и когнитивная поддержка.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Клиника первого эпизода»

1. Помочь пациенту в формировании инсайта на заболевание.

2. Обучить больного распознавать первые признаки рецидива, служащих сигналом для обращения к врачу.

3. Поставить биологическую терапию в контекст жизни больного, помочь ему осознать важность сотрудничества с лечащим врачом.

4. Менять представления больного о собственной роли в лечении, чтобы повысить контроль над ситуацией и расширить его возможности.

5. Коррекция искажений видения ситуации больным.

6. Улучшение социальной перцепции.

7. Формулирование проблем межличностных взаимоотношений, ранжирование их приоритетности.

8. Мотивирование на поэтапность и последовательность решения проблем.

9. Объяснение происхождения и механизмов формирования проблем.

10. Формулирование альтернативных вариантов поведения, способов решения проблем, прогнозирование возможных последствий.

11. Научение методам работы со стрессом.

12. Эмоциональное подкрепление достигнутого успеха.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для молодых инвалидов

1. Дезактуализация психотических переживаний.

2. Смягчение реакций пациентов на ситуации связанные с болезнью и лечением.

3. Восстановление критического отношения к болезни.

4. Восстановление мотивации на лечение и сотрудничество с лечащим врачом.

5. Социальная активация.

6. Профилактика тенденций к аутизации.

7. Профилактика явлений госпитализма.

8. Научение методам работы со стрессом.

В ПРО с трудовыми процессами проводится несколько видов психокоррекционной работы для пациентов, страдающих шизофренией. Коррекционные мероприятие идентичны для обеих групп. Отличие в интенсивности и времени воздействия.

1) психообразовательная группа;

2) методы эмоциональной коррекции (музыкотерапия, СОТ, медитация визуализация);

3) комплексная программа коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения;

4) группа тренинга социальных навыков;

5) коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ);

6) Тренинг коррекции нейрокогнитивного дуфицита и проблем в общении;

7) индивидуальная коррекция (эиоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения

1. Коррекция и профилактика агрессивного и антисоциального поведения.

2. Коррекция нарушений по нозологии.

3. Корекция личностных структур, влияющих на девиантное поведение.

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Школа молодого умельца»

1. Эмоциональная поддержка.

2. Поведенческая коррекция.

3. Мотивация к посещению ПРО и театральной студии.

1. Индивидуальная поддерживающая психологическая коррекция.

2. Индивидуальная поведенческая коррекция.

3. Игровая групповая коррекция.

4. Беседы, направленные на повышение мотивации к посещению театральной студии.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пограничных детско-подростковых расстройств

1. Выявление заостренных черт личности и дезадаптивных формы психологических защит.

2. Выведение на осознаваемый уровень особенности личности, мешающие адаптации в социуме.

3. Коррекция неадекватной самооценки и уровня притязаний.

4. Коррекция ошибок поведения.

5. Выработка толерантности к себе и окружающим.

6. Актуализация ресурсных областей личности.

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия, ТОПТ, Игровой тренинг, Пластический тренинг).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов, совершивших суицидальную попытку

1. Создание доверительных отношений, мотивация к реабилитационным мероприятиям.

2. Профилактика обострений психического растройства.

3. Изменение системы ценностей суицидента.

4. Усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой.

5. Самоактуализация образа «Я».

6. Выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующей ситуации.

7. Профилактика стрессов. Научение методам работы со стрессом.

8. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности.

9. Формирование системы компенсаторных механизмов.

10. Достижение устойчивости в эмоционально-волевой сфере, адаптация к факторам среды, провоцирующим суицидальное поведение.

1. Релаксационные методы (Музыкотерапия, СОТ, медитация-визуализация (Символдрама, прогулки в воображении).

2. Тренинг коррекции суицидального поведения.

3. Коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ).

4. Индивидуальная психологическая коррекция (эмоционально-рациональная, поддерживаюшая, поведенческая).

5. Психообразовательная группа, по необходимости.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов геронтологического профиля

1. Эмоциональная коррекция нарушений, в рамках психических и физических возможностей.

2. Поддерживающая коррекция.

3. Коррекция нозологических нарушений.

3. Медитация визуализация (прогулки в воображении).

4. Индивидуальная поддерживающая коррекция.

5. Психообразование по необходимости.

Заключение

В процессе психокоррекционной работы заметно улучшаются адаптация пациентов перенесших психотическое состояние и их коммуникативные навыки, корректируются личностные особенности (в том числе и антисоциальные тенденции) пациентов находящихся на принудительном лечении (с дефектами поведения), а также увеличивается мотивация к деятельности, которая, в процессе работы, становится более эффективной. Применение разного вида психокоррекционных подходов, дает возможность привлечения к реабилитационному процессу большего числа пациентов, что увеличивает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий, а также значительно улучшает качество проводимой работы.

Источник

Что такое психологическая коррекция

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

что такое психологическая коррекция. Смотреть фото что такое психологическая коррекция. Смотреть картинку что такое психологическая коррекция. Картинка про что такое психологическая коррекция. Фото что такое психологическая коррекция

Аннотация: Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах.

Статья:

Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно с психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:

Психокоррекция эмоциональной сферы

Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.

К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.

Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.

В процессе психокоррекционных занятий дети:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *