что такое прямое действие устава муниципального образования
Содержание устава муниципального образования (ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
Извлечение из статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав как источник муниципального права
В настоящее время в системе муниципальных правовых актов особое место занимает Устав муниципального образования. Это документ новой правовой формы, не существовавшей в советский период. Впервые понятие «Устав муниципального образования» было закреплено в Законе РФ «О местном самоуправлении» 1991 года. Появление в российской правовой системе нового источника права связано с принятием Конституции РФ 1993 года и Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ныне действующий Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) определяет Устав шире и подробнее регламентирует вопросы его содержания и принятия.
Юридическое значение Устава состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное муниципальное образование закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). Устав указывает гражданам их роль в управлении на местах. Важное правовое значение имеет и то, что Устав муниципального образования содержит нормы действующего законодательства, которые представлены упорядоченно, что способствует формированию у населения более четкого представления о смысле и характере местного самоуправления. Федеральным законодательством закреплены основные требования к содержанию Устава, подробно регламентирован порядок его принятия и вступления в силу. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке.
Устав муниципального образования – это нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Важнейшим требованием к Уставу является наличие в нем механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм федерального законодательства и законов субъекта РФ. Как важнейший правовой документ муниципального образования он должен приниматься в особом порядке. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, что Устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.
Проект Устава муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного Устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
По истечении 30 дней с даты официального опубликования (обнародования) проекта Устава его необходимо в течение 15 дней предоставить на государственную регистрацию в органы юстиции.
Государственная регистрация имеет большое значение в процедуре принятия Устава муниципального образования, поскольку является средством, используемым государством для проверки законности этого правового документа в целях исполнения конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.
Зарегистрированный в установленном законом порядке Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Регистрирующий орган ведет государственный реестр Уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в Уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Устав муниципального образования является ключевым элементом системы муниципальных правовых актов. Как нормативный акт, содержащий положения об осуществлении народом своей власти в муниципальном образовании, Устав каждого муниципального образования в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
Статья 44. Устав муниципального образования
ГАРАНТ:
Статья 44 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2005 г.
Статья 44. Устав муниципального образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона
1. Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части 1 статьи 44 см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 23-П
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 8 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ пункт 9 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ в часть 3 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 4 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 5 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 6 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в пункт 1 части 6 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ часть 6 статьи 44 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3
3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 7 статьи 44 настоящего Федерального закона внесены изменения
7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке.
Информация об изменениях:
8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.
Информация об изменениях:
8.1. Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:
1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;
2) отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ статья 44 настоящего Федерального закона дополнена частью 9
9. Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Информация об изменениях:
10. Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.
Прокурор разъясняет
В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.
Исходя из особой правовой природы устава муниципального образования, действующим законодательством установлен особый порядок, как принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений.
В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В обязательном порядке принятию Устава (или решения о внесении изменений в данный правовой акт) предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии указанных правовых актов. При этом указанный проект решения подлежат обязательному официальному опубликованию.
В зависимости от оснований, которые являются причиной принятия устава или правового акта о внесении изменений в устав, действующим законодательством установлено 2 порядка принятия таких акта.
В первом случае, если принимается непосредственно устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в данный устав (кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами) проект решения публикуется одновременно с установленным представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проекту устава, проекту правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам.
В случае, если решение о внесении изменений в устав принимается исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, по проекту решения о внесении изменений публичные слушания не назначаются, информация об учете предложений по проекту не публикуется, публикуется только проект устава или решения о внесении в него изменений.
По истечению 30-дневного периода необходимого для ознакомления с проектом решения (а в указанных выше случаях также после проведения публичных слушаний) представительным органом местного самоуправления при условии наличия на его заседании 2/3 от избранного состава депутатов, принимается соответствующий устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав.
Принятые решения подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
По проведению государственной регистрации принятый правовой акт подлежит официальному опубликованию органом местного самоуправления и вступает в силу только после официального опубликования. При этом после официального опубликования у главы муниципального образования появляется обязанность в течение 10 дней со дня официального опубликования таких актов направить в уполномоченный орган сведения об источнике и о дате их официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Соблюдение указанного порядка является важной гарантией реализации конституционных принципов законности, а также единства правового пространства на территории Российской Федерации.
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
13 марта 2014, 00:00
О порядке принятия и государственной регистрации Устава муниципального образования и решений о внесении изменений в Устав муниципального образования
В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, являющийся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории муниципального образования.
Исходя из особой правовой природы устава муниципального образования, действующим законодательством установлен особый порядок, как принятия данного нормативного правового акта, так и внесения в него изменений.
В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В обязательном порядке принятию Устава (или решения о внесении изменений в данный правовой акт) предшествует утверждение представительным органом местного самоуправления проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии указанных правовых актов. При этом указанный проект решения подлежат обязательному официальному опубликованию.
В зависимости от оснований, которые являются причиной принятия устава или правового акта о внесении изменений в устав, действующим законодательством установлено 2 порядка принятия таких акта.
В первом случае, если принимается непосредственно устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в данный устав (кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами) проект решения публикуется одновременно с установленным представительным органом муниципального образования порядком учета предложений по проекту устава, проекту правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении и решением о проведении публичных слушаний по данным проектам.
В случае, если решение о внесении изменений в устав принимается исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, по проекту решения о внесении изменений публичные слушания не назначаются, информация об учете предложений по проекту не публикуется, публикуется только проект устава или решения о внесении в него изменений.
По истечению 30-дневного периода необходимого для ознакомления с проектом решения (а в указанных выше случаях также после проведения публичных слушаний) представительным органом местного самоуправления при условии наличия на его заседании 2/3 от избранного состава депутатов, принимается соответствующий устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав.
Принятые решения подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
По проведению государственной регистрации принятый правовой акт подлежит официальному опубликованию органом местного самоуправления и вступает в силу только после официального опубликования. При этом после официального опубликования у главы муниципального образования появляется обязанность в течение 10 дней со дня официального опубликования таких актов направить в уполномоченный орган сведения об источнике и о дате их официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Соблюдение указанного порядка является важной гарантией реализации конституционных принципов законности, а также единства правового пространства на территории Российской Федерации.