что такое прозрачность госзакупок

Госзакупки станут проще, быстрее и прозрачнее

Минфин намерен существенно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С этой целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ). «Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок. В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса», – указывается в пояснительной записке к подготовленному Минфином законопроекту.

При этом повышается предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы. Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». Это должно способствовать повышению качества закупок и выбору самого подходящего исполнителя госконтракта. В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможны только во время конкурсных процедур.

По новому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним договора должна проходить очень быстро: 4 рабочих дня дается на размещение заявок, 2 рабочих дня – на их рассмотрение, по 1 дню – на заключение контракта для каждой стороны. Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из единого государственного реестра юридических лиц. «Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электронных документов», – подчеркивается в пояснительной записке. Это должно сократить количество документов, минимизировать возникновение ошибок технического характера, автоматизировать процесс формирования извещения об осуществлении закупки.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта позволит завершить переход к электронному документообороту на всех этапах госзакупок. Результатом станут «сокращение способов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация контрактов, повышение гибкости при исполнении контрактов», – отметил замминистра.

Основные проблемы в сфере госзакупок сегодня – это нарушение сроков поставки товаров или выполнения работ, некачественное исполнение заказа, картельные сговоры между участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, перечисляет Сергей Габестро, общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове. «Планируемые изменения в закон о контрактной системе делают более доступной эту сферу для бизнеса, так как в первую очередь связаны с упрощением процедур закупок, т. е. более простые и автоматизированные», – пояснил он «Ведомостям». К примеру, «обязательное электронное актирование (использование ЕИС) делает более прозрачным стадию исполнения контрактов: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязательств по контракту», – отмечает эксперт.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина более сдержанно. По его мнению, упрощение процедур направлено лишь на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку качественных товаров, работ и услуг в интересах граждан». «На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%). Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит эксперт. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями, и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».

Например, рассказывает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания недавно провела двухэтапный конкурс на право заключения договора на поставку угля для электростанций: на первом этапе были выявлены заинтересованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в результате первого этапа техническим требованиям. Как итог, были заключены договоры с шестью разными участниками, а общая экономия достигла 20%.

«То есть вместо сужения всего до трех способов регулятору надлежит ввести новые способы, такие, например, как конкурентные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электронные аукционы создают имитацию конкуренции. Только 32,4% электронных аукционов признаны состоявшимися», – говорит он.

Габестро предлагает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по критерию «цена», так как это хороший критерий результативности для однородных товаров с фиксированным качеством, но плохой для сложных продуктов и работ. «Возможно, необходимо пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – говорит специалист. Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков внесением их в черный список: если однажды поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о себе, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. объем госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по объему начальных максимальных цен (НМЦ) на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,98 трлн руб. Об этом сообщил на прошлой неделе оператор федеральной электронной площадки – компания «ТЭК-торг».

Согласно отчету оператора наилучшую восстановительную динамику по объему НМЦ показывают такие направления, как сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; здания и работы по возведению зданий. К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по объему НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; металлы основные; средства транспортные и оборудование, проч. В целом по количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

Источник

Подведены итоги Национального рейтинга прозрачности закупок 2020

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

Представители Корпорации МСП 16 декабря приняли участие в подведении итогов ежегодного аналитического проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2020». Ежегодно, начиная с 2006 года, аналитический центр проекта НРПЗ проводит статический анализ национального рынка закупок с целью получения полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Об этом говорится в сообщении Корпорации МСП.

«Проведенное исследование показало, что в период пандемии вопреки ожиданиям, экономическая активность бизнеса не только не упала, а наоборот возросла. Так в период с апреля по июнь 2020 года среднее количество участников в закупках по 223-ФЗ составило 2,1 участника, что на 20 процентов больше аналогичного периода 2019 года. Таким образом, сложившаяся кризисная ситуация подтолкнула бизнес быть более активным на рынке закупок и искать дополнительные источники повышения своей эффективности для предложения более конкурентоспособных цен», — сказал председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» Виктор Симоненко, комментируя итоги сравнительного анализа рынка закупок первого полугодия 2020 года с аналогичным периодом 2019.

Национальный рейтинг прозрачности закупок 2020 составлен за период с 01.07.2019 года по 30.06.2020 года.

В 2020 году участниками НРПЗ в том числе стали 67 государственных корпоративных заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ.

По итогам исследования были определены ТОП-10 лидеров по поддержке субъектов МСП среди крупнейших заказчиков, которыми стали: РЖД, «Ростелеком», группа «Интер РАО», ВЭБ.РФ, «Ростех», «Россети», государственная компания «Автодор», НК «Роснефть», «Россельхозбанк», госкорпорация «Росатом».

«В 2020 году Национальный рейтинг прозрачности закупок празднует свое 15-летие. Непрерывный мониторинг массива закупочных процедур дает огромный информационный пласт для анализа и оценки, позволяет отследить линии тренда, а также эффективность результатов регулирования закупочной деятельности в Российской Федерации», — подчеркнул Виктор Симоненко.

Виталий Машков, советник генерального директора Корпорации МСП рассказал о мероприятиях, направленных на расширение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков. Речь идет о последовательной работе Корпорации по контролю за исполнением установленной правительством РФ квоты по закупкам, а также о предоставлении субъектам МСП финансовой поддержки от дочернего банка Корпорации — МСП Банка. По поручению Корпорации МСП в банке был разработан и пользуется большой популярностью специальный кредитный продукт по ставке от 7,75 процента годовых – свыше 30 процентов кредитного портфеля МСП Банка занимают кредиты, выданные субъектам МСП, участвующим в закупочной деятельности.
В 2020 году объем закупок крупных компаний у субъектов МСП (по состоянию на 10.12.2020) составил 3,2 триллиона рублей, номенклатура закупок включает более 462,7 тысячи позиций.

Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРА РОССИИ» отметил позитивную динамику развития рынка закупок, а также увеличение объемов закупок у субъектов МСП. Важную роль в этой работе играет открытое взаимодействие поставщиков с заказчиками, а также эффективное общение предпринимателей в рамках профильных сообществ.

Источник

Москва возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

Москва — бессменный лидер рейтинга прозрачности государственных закупок с 2006 года. Удерживать лидирующую позицию среди всех регионов городу удается за счет непрерывного совершенствования и цифровизации закупочных процессов, поддержки малого и среднего бизнеса, а также просветительской работы с поставщиками. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Высокую оценку экспертов город получает уже много лет подряд. В этом году размер экономии госзаказчиков Москвы составил более 42 миллиардов рублей, что составляет 4,5 процента всего объема закупок. При этом общий объем экономии, достигнутый на торгах по госзакупкам за последние 10 лет, уже превысил один триллион рублей, то есть средний размер годового бюджета Москвы на закупки для государственных нужд. Во многом повысить эффективность закупочных процедур, прозрачность системы закупок в городе и упростить работу заказчиков удалось за счет в том числе стандартизации процессов», — отметил он.

Владимир Ефимов добавил, что с 2015 года в Москве уже стандартизировали 258 комплектов типовой закупочной документации, что охватывает 67 процентов видов госзакупок города. В результате количество процедур, проведенных с использованием типовой закупочной документации, за пять лет увеличилось в 25 раз. За 11 месяцев этого года проведено свыше 45 тысяч процедур с использованием типовой документации общим объемом 414 миллиардов рублей.

Применение единых стандартов не только повышает прозрачность закупочных процедур и позволяет эффективнее использовать бюджетные средства, но и увеличивает конкуренцию между предпринимателями. За 10 лет она выросла с трех до пяти участников на лот, а доля конкурентных закупочных процедур с единственным участником сократилась с 36 до 12 процентов, уточнил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков.

«Если до 2010 года в госзакупках участвовали в основном только юридические лица, крупные компании, то сегодня процедура открыта для всех: до 80 процентов поставщиков Москвы — представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане. Более 21 процента контрактов от общего объема закупок за последние 10 лет было заключено с представителями малого и среднего предпринимательства, их сумма составила 1,7 триллиона рублей. За 11 месяцев этого года с субъектами малого предпринимательства московскими заказчиками было заключено 264 тысячи сделок на сумму 306 миллиардов рублей», — рассказал Иван Щербаков.

Поскольку все закупочные процессы проходят онлайн на электронных торговых площадках, в этом году во время ограничений работа заказчиков и поставщиков не останавливалась и проходила в прежнем режиме.

Авторы национального рейтинга оценивали претендентов по 40 критериям. Особое внимание уделяли использованию современных инструментов при закупочных процессах и способам поддержки среднего и малого бизнеса.

В ходе торжественной церемонии, на которой объявили победителей, участники дискуссии особо отметили столичный портал поставщиков, вносящий большой вклад в развитие конкуренции при проведении госзакупок. Ресурс появился в 2013 году для автоматизации процедур закупок малого объема.

В десятку лучших Национального рейтинга прозрачности закупок среди государственных заказчиков регионального уровня с гарантированным уровнем прозрачности также вошли партнеры Портала поставщиков: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Тамбовская область, Чувашская Республика — Чувашия, Республика Саха (Якутия), Севастополь, Тюменская и Архангельская области.

Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» — независимый негосударственный исследовательский аналитический центр, с 2006 года занимающийся экономическим и правовым анализом российского рынка государственных и корпоративных закупок.

Цель проекта — получение полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Результаты исследования позволяют в динамике увидеть состояние системы госзаказа в России, получить конкретные количественные оценки финансовых потерь государства в условиях низкой конкурентности, участия представителей малого и среднего бизнеса и распределения госзаказа по видам экономической деятельности.

Источник

Госзакупкам добавили прозрачности

Любой гражданин может узнать о планируемых конкурентных закупках Фонда соцстраха и принять участие в их обсуждении

Ежегодно государственные органы размещают огромное количество госзаказов. Как любые организации, они нуждаются в услугах и товарах для обеспечения своей работы, но не только. Например, некоторые из них закупают еще и товары (работы, услуги), которые предназначаются гражданам, например, технические средства реабилитации (далее — ТСР) для инвалидов. Будущим пользователям ТСР наверняка может быть интересно: когда планируется закупка необходимых товаров, какие требования и качественные характеристики для них установлены, сколько государство потратило на закупку, какого подрядчика выбрало и на каких условиях. Поэтому Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) запустил проект «Открытый контракт».

С помощью этого сервиса любой желающий может узнать о планируемых конкурентных закупках Фонда, а также принять участие в их обсуждении.

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

Госконтракт как на ладони

Что такое госконтракт? Это сделка между компанией (или физлицом) и государством на оказание услуг, выполнение работ или приобретение товаров. К сожалению, в России случаются прецеденты, когда организаторы закупки отдают госконтракт «своей» аффилированной компании. Это может повлечь за собой нецелевое расходование бюджетных средств.

Вообще, данные о госконтрактах открыты. На сайте Единой информационной системы в сфере закупок можно даже поучаствовать в общественном обсуждении процедур, по которым цена превышает один миллиард рублей. Однако огромное количество госзакупок осуществляется на меньшие суммы.

Фонд социального страхования решил сделать свои закупки максимально прозрачными. Ведомство ежегодно приобретает десятки тысяч единиц средств технической реабилитации для инвалидов: коляски, протезы, ходунки, слуховые аппараты, трости, ортопедическую обувь, путевки на санаторно-курортное лечение и многое другое. Все это закупается за счет средств федерального бюджета и предоставляется инвалидам совершенно бесплатно. За каждый потраченный рубль Фонд готов нести ответственность, поэтому и запустил специальный сервис «Открытый контракт».

Контроль под рукой

«Открытый контракт» — это информационный ресурс с данными о планируемых конкурентных закупках Фонда социального страхования. На сайте www.ok.fss.ru можно ознакомиться с информацией о будущих закупках с начальной максимальной ценой контракта более 1 млн рублей: что планируют покупать и по какой цене, какие требования предъявляются к участникам закупки, какие критерии установлены для оценки заявок участников, когда планируется проведение закупки и др.

С помощью этого сервиса можно не только пассивно наблюдать за закупочной деятельностью ведомства, но и напрямую принимать участие в закупках. После авторизации на сайте можно оставить замечание или предложение по опубликованной информации, задать вопрос по любой закупке, сообщить в ФСС об обнаруженных в документах ошибках. Сотрудники Фонда рассматривают каждое обращение и дают обратную связь о решении вопроса.

Важно, что принять участие в обсуждении закупок Фонда может каждый желающий, и для этого никуда не придется идти. Информация доступна в режиме online, предоставляется бесплатно и обновляется в ежедневном режиме. В стремлении к совершенству «Открытый контракт» полезен как для конечных получателей услуг Фонда, так и для потенциальных участников закупок. Поставщики (подрядчики, исполнители) могут заблаговременно ознакомиться с требованиями закупки, чтобы оценить свои силы и подготовиться к участию в процедуре.

Сегодня в стране много активных граждан, которые интересуются государственными закупками и справедливо считают, что деньги должны тратиться с умом, отмечают в ФСС. «Мы призываем всех, кто неравнодушен, принять участие в работе портала «Открытый контракт», высказывать свои замечания и вносить предложения по его улучшению».

В ведомстве уверены, что с помощью общественного контроля можно повысить качество закупаемых товаров (работ, услуг), повысить эффективность расходования государственных средств и, самое главное, улучшить условия жизни людей с ограниченными возможностями.

Источник

Без препятствий

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

Кроме того, введены новые правила обязательного общественного обсуждения государственных закупок. Они упрощают порядок их проведения: общественное обсуждение автоматически начинается с момента размещения в ЕИС плана-графика закупки. Процедура проводится в один этап, и не требуется проведения очных публичных слушаний. Кроме того, в правилах четко определены критерии, когда общественные обсуждения не проводятся.

С 1 января 2020 года поставщики обязаны зарегистрироваться в ЕИС в сфере закупок. Без регистрации и внесения в Единый реестр участников закупок подрядчики не могут принимать участия в электронных процедурах торгов. Причем зарегистрироваться и принимать участие в закупках могут и субъекты среднего и малого бизнеса, и даже ИП. Значимые изменения были внесены и постановлениями правительства № 616 и 617 в апреле 2020 года. Ими были определены условия запрета на поставку иностранной промышленной продукции и ограничения ее допуска к закупкам. Смысл всех этих изменений состоит в том, чтобы обеспечить импортозамещение и сделать систему закупок максимально прозрачной, понятной и удобной как для заказчика, так и для производителей необходимой продукции.

Общий тренд на цифровизацию экономики отразился и в механизмах госзакупок, особенно активно этот процесс пошел в связи с ограничениями, которые наложила на все аспекты экономической деятельности пандемия коронавируса нового типа, начиная с 2020 года. Процедуры государственных и муниципальных закупок теперь можно проводить в электронном формате, что, несомненно, удобнее и для заказчиков, и для поставщиков. По данным, которые «РГ» сообщили в министерстве промышленности и торговли РФ, это дало и прямой экономический эффект: только за полгода действия новых поправок удалось заключить контрактов дополнительно на 17 миллиардов рублей. Благодаря переходу на электронный формат теперь проще проследить, что и как закупается, российская это продукция или не российская. Стало удобнее работать и производителям, и покупателям.

Согласно постановлению правительства «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. «(в редакции, действующей с 1 марта 2021 года) полностью в цифровой формат переведена выдача сертификатов, подтверждающих ее «российскость».

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

что такое прозрачность госзакупок. Смотреть фото что такое прозрачность госзакупок. Смотреть картинку что такое прозрачность госзакупок. Картинка про что такое прозрачность госзакупок. Фото что такое прозрачность госзакупок

Одной из главных задач для решения этих вопросов становится вовлечение предприятий в ЕИС. Если предприятие не зарегистрировало свою продукцию, то сегодня для этой системы его как бы не существует. Это работа бесконечная, потому что новые предприятия появляются, прежние запускают новую продукцию. И 2021 год критически важен для этой работы. Дальнейшая цифровизация процедур должна обеспечить сквозную увязку каталога товаров, работ и услуг с ЕИС, необходимо также дополнять и КТРУ.

16 марта с.г. Госдума приняла в первом чтении новый законопроект поправок в 44-ФЗ.

Сейчас это возможно только для планирования закупок и отбора подрядчиков. При этом для отбора надежных подрядчиков будут усилены требования к их квалификации. Предполагается, что теперь к закупкам на сумму более 20 миллионов рублей будут допускаться только участники с успешным опытом исполнения госконтрактов. Кроме того, законопроект даст возможность предоставлять малому и среднему бизнесу банковские гарантии от ВЭБа и региональных гарантийных организаций. Помимо этого, предусмотрено сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок. Документом вводятся положения, предусматривающие введение рейтинга деловой репутации участников закупки.

Вся работа по оптимизации законодательной и нормативной базы должна сделать систему госзакупок более гибкой и более комфортной для всех участников. И в целом это необходимо для более эффективного функционирования нашей экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *