Что такое провозная плата за перевозку грузов
Статья 790. Провозная плата
Статья 790. Провозная плата
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 790 ГК РФ
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
ГАРАНТ:
Об удержании грузов см. также Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте пункта 5 статьи 790 настоящего Кодекса допущена опечатка. Вместо слова «организацией» следует читать «организации»
Энциклопедия решений. Цена договора перевозки (провозная плата)
Цена договора перевозки (провозная плата)
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата. Она устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).
В частности, тарифы на перевозки грузов определяются в соответствии с прейскурантом N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (утвержден постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5). Конкретный размер платы за перевозку рассчитывается исходя из многих параметров: тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до станции назначения; вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая, сборная повагонная или отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива; тарифный класс груза; номер тарифной схемы; поправочные коэффициенты, зависящие от расстояния, вида груза и других факторов и т.д.
Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ (п. 4 ст. 8 Закона N 17-ФЗ).
Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном или прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:
— исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям (при взимании платы на железнодорожных станциях и в морских портах отправления);
— исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям (при взимании платы в речных портах перевалки грузов или в речных портах отправления) (п.п. 1, 2 ст. 113 КВВТ РФ).
Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 75 КВВТ РФ).
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).
При регулярных воздушных перевозках пассажиров и багажа плата рассчитывается в соответствии с тарифами, порядок формирования которых определен Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155).
Формы и порядок оплаты провозной платы за воздушные перевозки устанавливаются перевозчиком. Оплата провозной платы может осуществляться по предварительной оплате. Во всяком случае выдача груза грузополучателю осуществляется только после оплаты всех платежей (п.п. 35, 36, 206 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).
Размер платы за перевозку груза морским транспортом (фрахта) устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза (п. 1 ст. 115, п. 1 ст. 164 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на ряд услуг в области перевозок (см. постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239).
Что такое провозная плата за перевозку грузов
III. Оплата перевозки пассажира, багажа, груза
29. За перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом взимается дополнительная плата.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.11.2016 N 363)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 30 в ред. Приказа Минтранса России от 08.10.2008 N 165)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Провозная плата указывается в перевозочном документе.
32. Плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается.
(п. 32 в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
33. Оплата перевозки и оформление билета производятся после бронирования, за исключением случаев, указанных в пункте 34 настоящих Правил.
34. Оплата перевозки и оформление билета могут производиться до бронирования в случаях:
оформления билета с открытой датой отправления (без указания в билете фиксированной даты);
оформления билета со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом «на подсадку»);
оформления билета при наличии свободных провозных емкостей после окончания регистрации пассажиров и оформления багажа.
35. Формы и порядок оплаты провозной платы устанавливаются перевозчиком.
37. При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
указанную в оформленном перевозочном документе;
об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, нормах провоза ручной клади, включая провоз вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа, условиях перевозки товаров, приобретенных в стерильной зоне аэропорта;
(в ред. Приказа Минтранса России от 05.10.2017 N 409)
(см. текст в предыдущей редакции)
об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы;
(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)
(см. текст в предыдущей редакции)
о правилах перевозчика;
о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
о способе проезда до аэропорта отправления;
о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
о типе воздушного судна.
38. При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет грузоотправителю достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:
об условиях договора воздушной перевозки груза;
о правилах перевозки груза;
об условиях применения тарифа;
об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
39. При оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки.
При оплате перевозки грузов применяются тарифы, действующие на дату оформления грузовой накладной.
40. Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
43. В случае добровольного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира после начала перевозки, при изменении провозной платы, перевозка осуществляется по тарифам, действовавшим на дату начала перевозки.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231)
Статья 790 ГК РФ. Провозная плата (действующая редакция)
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Комментарий к ст. 790 ГК РФ
2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.
При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.
В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.
Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.
5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
6. Применимое законодательство:
7. Судебная практика:
— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;
— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;
— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;
— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.
Статья 790. Провозная плата
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Комментарий к ст. 790 ГК РФ
1. Договор перевозки носит возмездный характер. Размер провозной платы при этом устанавливается соглашением сторон. Изъятие из этого правила действует в отношении перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК); плата здесь определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790) (см. также ст. 64 ВК, ст. 15 УЖТ, ст. 181 КТМ, ст. 6 КВВТ).
2. Законодатель закрепил механизм защиты прав перевозчика в случае неоплаты платежей по перевозке. Коммент. ст. предусматривает возможность детализации порядка удержания в актах транспортного законодательства. Такой порядок закреплен, например, в ст. 160 КТМ и ст. 35 УЖТ, а также упоминается в ст. 76 КВВТ.
3. Законодатель предусмотрел порядок возмещения транспортной организации расходов, понесенных в связи с использованием льгот или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа. Возмещение происходит за счет средств соответствующего бюджета.
Судебная практика по статье 790 ГК РФ
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами перевозок груза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15.04.2011 и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о нарушении перевозчиком порядка переадресации и возврата груза, установив отсутствие доказательств предпринятия истцом всех необходимых мер (действий), подтверждающих попытку вручения товара грузополучателю.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с предписаниями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 3, части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджета льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт оказания исполнителем предусмотренных договором услуг по перевозке груза на основании подписанных сторонами без замечаний универсальных передаточных документов и нарушение срока оплаты оказанных услуг, руководствуясь положениями статей 329, 330, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания неустойки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о недоказанности истцом (заказчик) допущения ответчиком (исполнитель) нарушений, за которые спорным договором установлены истребуемые неустойки.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 78, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 424, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности заявленного управлением образования иска.
При рассмотрении дела суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» и с учетом установленных фактических обстоятельств спора и размера экономически обоснованных затрат ОАО «СППК» в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Кировской области в 2012 году и суммы выпадающих доходов (с учетом предоставленной субсидии) пришли к выводу о правомерности заявленного требования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав представленные сторонами расчеты стоимости провозной платы, учитывая условия заключенных договоров перевозки по спорным вагонам с учетом увеличения фактического расстояния прохождения вагонов в связи с отцепкой в ремонт, установив, что по части вагонов фактически пройденное расстояние не превысило расстояние, перевозка грузов по которому уже была оплачена истцом при приеме груза к перевозке, учитывая расчет провозной платы, представленный истцом, произведенный по виду основной отправки, руководствуясь положениями статей 784, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32, пунктом 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, прейскурантом N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, суды пришли к выводу о правомерности исковых требований в части.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что между обществом (перевозчиком) и Министерством соцзащиты (заказчиком) заключен договор от 06.02.2014 N 2 по компенсации выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом по тарифам, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в соответствии с условиями которого заказчик оплатил перевозчику оказанные услуги в полном объеме, руководствуясь положениями статей 15, 393, 426, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан», пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды установили, что при равных условиях перевозки в вагонах одного типа провозная плата рассчитана на основании разной тарифной схемы, что признано противоречащим пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и повлекшим неосновательную уплату спорной суммы.
Возражения в отношении размера требований на стадии кассационного производства не обсуждаются.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец оказал услуги по перевозке груза по договору-заявке от 09.10.2018 N 390, что подтверждается транспортной накладной от 21.09.2017 о приемке груза к перевозке и товарно-транспортной накладной, ответчиком факт перевозки груза не оспаривается, оказанные истцом услуги не оплачены, руководствуясь статьями 309, 310, 784, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обоснованности иска.
Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условиями договора, и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для начислении истцом (перевозчик) неустойки на несвоевременную оплату товара на основании заключенного с ответчиком (заказчик) договора, предусматривающего ответственность за несвоевременную оплату оказанных транспортных услуг.