Что такое проверочные листы при плановой проверке
Справочная информация: «Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ФОРМЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ (СПИСКОВ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)
В соответствии с ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ обязанность использования проверочных листов при проведении плановых проверок может быть установлена в положении о виде контроля (надзора) или в порядке организации и проведения отдельных видов контроля (надзора). Указанный федеральный закон применяется до 31.12.2024 включительно в соответствии с особенностями, установленными ст. 26.3. Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются контролирующими органами в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством РФ.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ не устанавливает случаев, когда проверяющие обязаны применять проверочные листы. При этом требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844) вступают в силу с 01.03.2022.
Также см. позицию Минэкономразвития России по вопросу применения форм проверочных листов до 01.03.2022 (Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2021 N Д24и-33301).
Справочная информация содержит перечень форм проверочных листов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти РФ.
Проверочные листы при проверках
Проверочные листы при проверках
Похожие публикации
Постепенно меняется процедура плановых проверок, проводимых контролирующими госорганами. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ допускает обязанность использовать при проверке органами государственного и муниципального контроля проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 11.1 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Это значит, что плановые проверки организаций и ИП должны ограничиваться определенным перечнем вопросов, что несомненно, должно облегчить жизнь бизнесу. Что это за перечни, и в каких сферах надзора они могут применяться, расскажем в этом материале.
Что такое проверочные листы
Проверочный лист – это перечень определенных вопросов, из ответов на которые проверяющие могут сделать однозначный вывод о соблюдении или несоблюдении предприятием, или ИП требований, являющихся предметом проверки. Обязанность использовать проверочные листы устанавливается в положении о конкретном виде контроля.
Контрольные вопросы проверочных листов могут касаться всех предъявляемых обязательных требований, либо ограничиться только наиболее важными из них, касающиеся недопущения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и т.д. Выходить за рамки контрольных вопросов инспектора не вправе.
Проверочные листы при проведении проверок после их заполнения прилагаются к акту проверки. При проверке, которая проводится несколькими ведомствами госконтроля совместно, применяются сводные проверочные листы.
Форма проверочного листа
Утверждаются формы проверочных листов каждым проверяющим ведомством самостоятельно, но с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Проверочный лист должен содержать:
Формы проверочных листов публикуются на сайтах органов госконтроля. Они могут использоваться юрлицами и предпринимателями для самопроверки соблюдения обязательных требований, чтобы лучше подготовиться к визиту проверяющих.
Проверочный лист при плановой проверке различных ведомств
В течение 2017 и с начала 2018 г. в ходе программы реформирования надзорно-контрольной деятельности, на проверочные листы должны перейти 11 ведомств. Многие из них приняли, или подготовили проекты форм проверочных листов с контрольными вопросами.
Проверочные листы ГИТ
Госинспекция труда начнет проводить проверки с использованием списков контрольных вопросов с 01.01.2018 г. Сегодня на сайте Роструда можно скачать 107 проверочных листов и выяснить, не нарушает ли компания, или ИП трудовое законодательство при приеме сотрудников на работу, увольнении, соблюдаются ли нормы по охране труда, нет ли нарушений по зарплате и т.д.
Проверочные листы Роспотребнадзора
Роспотребнадзор будет применять проверочные листы в ходе проверок некоторых юрлиц и ИП уже с 01.10.2017 г., а с 01.07.2018 г. списки контрольных вопросов будут использоваться при проведении всех плановых проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707).
Проверочные листы Росздравнадзора
Проверки, проводимые Росздравнадзором с 01.01.2018 г. должны использовать проверочные листы при госконтроле за обращением медицинских изделий и лекарств, а также за качеством и безопасностью медицинской деятельности. ]]> На сайте ведомства ]]> опубликован проект приказа от 31.07.2017 об утверждении форм проверочных листов, в котором содержатся все списки контрольных вопросов для проверяемых предприятий и предпринимателей.
Проверочные листы МЧС
Списки контрольных вопросов будут применяться Госпожнадзором с 01.10.2017 г. при плановых проверках жилых многоквартирных домов, помещений организаций торговли и общепита, а с 01.07.2018 г. – при проверках всех объектов фирм и предпринимателей (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Проверочные листы по пожарной безопасности можно найти в проекте приказа МЧС РФ от 30.03.2017.
Проверочные листы Ростехнадзора
Ростехнадзор начнет применять проверочные листы с 01.01.2018 г., когда вступит в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2017 № 930. На сегодня надзорным ведомством подготовлен проект приказа о проверочных листах, применяемых при плановых проверках в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Список содержит 3065 вопросов о проверяемых объектах.
Проверочные листы Росприроднадзора
Кроме перечисленных ведомств, в приоритетной программе по переходу на проверочные листы участвуют ФАС, ФНС, ФТС, Ространснадзор и Россельхознадзор.
Когда и на каких объектах используются проверочные листы?
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля используются проверочные листы (список контрольных вопросов).
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. № 707 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с 1 октября 2017 г. с использованием проверочных листов должно осуществляться проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2017 г. № 688 утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 1 октября 2017 г. плановых проверок которых Роспотребнадзором и его территориальными органами предусматривается использование проверочных листов (списков контрольных вопросов):
предприятия (объекты) общественного питания;
парикмахерские, салоны красоты, солярии.
Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования).
Таким образом, перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки. В этой связи указанный перечень нормативных правовых актов необходимо также отразить в распоряжении о проведении проверки.
Соответственно в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.
Кроме этого в соответствии с пунктом 5.1 части статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении о проведении проверки руководителя органа государственного контроля (надзора), его заместителя утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009г. №141 «О реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов). Реквизитами проверочного листа, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки являются номер, дата приказа Роспотребнадзора, утвердившего соответствующий проверочный лист, а также номер приложения к этому приказу, по соответствующему предмету проверки.
Проверочные листы заполняются в ходе проведения проверки, при выявлении факта несоблюдения обязательного требования, предусмотренного проверочным листом, в соответствующей графе проставляется «нет» и наоборот при соблюдении обязательных требований проставляется «да», а в акте проверки описывается событие и иные обстоятельства, характеризующие факт выявленного нарушения.
Проверочный лист подписывается лицами участвующими в проверке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) приобщается к акту проверки и является его приложением, о чем в акте делается соответствующая запись в разделе «прилагаемые к акту документы» с указанием реквизитов конкретного проверочного листа.
В случае выявления нарушений обязательных требований, проверка которых в предмет контрольно-надзорного мероприятия не входила, необходимо учитывать положения части 5 статьи 8.2 Федерального закона №294-ФЗ предусматривающей выдачу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по правилам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» и учитывать положение статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирующей порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
В частности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, или привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, необходимо выдать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
В случае наличия угрозы жизни или здоровью людей, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения может быть возбуждено дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в том числе и в виде административного приостановления деятельности с применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Следует также отметить, что отраженная в проверочном листе информация позволит более объективно оценивать характер выявленных нарушений при проведении их квалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывать её при обобщении результатов контрольно-надзорных мероприятий, и при составлении установленной статистической отчетности.
Что такое проверочные листы при плановой проверке
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 октября 2021 года N 1844
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 октября 2021 года N 1844
Требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов
1. Настоящий документ устанавливает требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).
2. Термины и определения, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В случае осуществления вида контроля 2 и более контрольными (надзорными) органами формы проверочных листов утверждаются каждым контрольным (надзорным) органом, уполномоченным на осуществление вида контроля.
Формы проверочных листов по федеральному государственному контролю (надзору) при передаче федеральным законом о виде федерального государственного контроля (надзора) полномочий по его осуществлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль исполнения переданных полномочий, если иное не установлено указанным федеральным законом.
В случае если федеральными законами, предусматривающими передачу полномочий Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования в сфере указанных полномочий закреплены за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утверждать примерную форму проверочного листа.
Формы проверочных листов по региональному государственному контролю (надзору) при передаче законом субъекта Российской Федерации полномочий по его осуществлению органам местного самоуправления утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим контроль исполнения переданных полномочий, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае если законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими передачу полномочий субъекта Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления, полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования в сфере указанных полномочий закреплены за органами местного самоуправления, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе утверждать примерную форму проверочного листа.
В обязательном порядке государственной корпорацией, публично-правовой компанией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления должна быть предоставлена возможность направления предложений, поступающих в рамках общественного обсуждения, на электронную почту указанных контрольных (надзорных) органов.
Поданные в период общественного обсуждения предложения рассматриваются государственной корпорацией, публично-правовой компанией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. По каждому предложению такие органы формируют мотивированную позицию об их учете (в том числе частичном) или об их отклонении.
Проект нормативного правового акта об утверждении формы проверочного листа направляется в общественный совет при контрольном (надзорном) органе (при его наличии) в целях его обсуждения.
Результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или об их отклонении) размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».
6. Форма проверочного листа включает:
а) наименование вида контроля, включенного в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
б) наименование контрольного (надзорного) органа и реквизиты нормативного правового акта об утверждении формы проверочного листа;
в) список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований;
г) графы, предусматривающие ответы «да», «нет», «неприменимо» на контрольные вопросы, указанные в подпункте «в» настоящего пункта, а также графу «примечание». Графа «примечание» подлежит обязательному заполнению в случае заполнения графы «неприменимо»;
д) соотнесенные со списком контрольных вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов;
е) поля, предусматривающие внесение следующих сведений:
вид контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случая, если форма проверочного листа утверждается в отношении конкретного контрольного (надзорного) мероприятия;
дата заполнения проверочного листа;
объект государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, адрес регистрации гражданина или индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица, его идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер, адрес юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), являющихся контролируемыми лицами;
место (места) проведения контрольного (надзорного) мероприятия с заполнением проверочного листа;
реквизиты решения контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа;
учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия;
7. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия несколькими инспекторами в составе группы инспекторов проверочный лист заверяется подписями инспекторов, участвующих в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также руководителем группы инспекторов.
8. Допускается утверждение контрольным (надзорным) органом форм проверочных листов по объектам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по категориям рисков, а также по контрольным (надзорным) мероприятиям.
9. Формы проверочных листов после дня их официального опубликования подлежат размещению на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» и внесению в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае если положением о виде контроля предусмотрено проведение профилактических мероприятий в форме самообследования, формы проверочных листов подлежат размещению на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в формате, позволяющем проведение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований (самообследования).
10. Проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении следующих плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
б) выездная проверка.
11. В случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.
При наличии в Федеральной государственной информационной системе «Реестр обязательных требований» сведений, отражающих содержание обязательных требований, формы проверочных листов формируются на их основе.
12. Контрольный (надзорный) орган вправе применять проверочные листы при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий, не предусмотренных пунктом 10 настоящего документа, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольного (надзорного) мероприятия, основанием для проведения которого является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований), а также контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, могут применяться проверочные листы, в том числе состоящие из сведений, отражающих содержание обязательных требований, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе «Реестр обязательных требований».
13. Формы проверочных листов подлежат актуализации в случае изменения, отмены обязательных требований путем внесения изменений в нормативный правовой акт, которым утверждена форма проверочного листа.
Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать
Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»
Какие компании проверяют чаще всего
Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.
Зачем нужны плановые проверки и план проверок
От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.
Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.
Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.
Зачем нужны внеплановые проверки
Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.
Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.
Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.
Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.
Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.
Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Если вы не согласны с результатами проверки
Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.
Досудебный порядок обжалования
Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.
По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.
Судебный порядок обжалования
Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.
Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.
Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.
Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?
Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы
С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.
Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.