что такое процветший крест
Православная Жизнь
Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.
В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.
Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи
Крест как символ
Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.
Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.
Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.
Мозаичные кресты из Софии Константинопольской
Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.
Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Четыре живоносных источника
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).
Процветший крест
Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей
Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.
Дополнительные перекладины
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.
Крест «Процветший» (старообрядческий женский, эмаль)
Процветший крест — ювелирное украшение и символ христианской веры
Нательный крестик сегодня носят в качестве модного ювелирного украшения, хотя в действительности этот атрибут имеет глубочайший сакральный смысл. По церковным канонам подвеска должна прятаться под одеждой, «ближе к телу», отсюда и ее название. Оберег призван постоянно напоминать владельцу о муках, которые вынес Сын Божий, взойдя на Голгофу с тяжелым крестом на плечах.
Из золота или серебра православные ювелирные изделия изготавливают не для красоты, а из соображений долговечности и надежности, ведь благородные металлы аморфны и мало подвержены агрессивному воздействию внешней среды. Церковь допускает, что купить нательный крест можно в ювелирной лавке или интернет-магазине, но изделие обязательно должно быть освящено и по форме соответствовать предписаниям христианской традиции.
«Процветший Крест»
Охранное кольцо с образом Процветшего Креста Господня выполнено в древних христианских традициях. С внутренней стороны под изображением Креста помещена молитва: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего от всякого зла». Эту молитву православные христиане, крестясь, читают при всякой опасности, в трудных жизненных ситуациях и перед сном.
Процветший Крест символически изображает Самого Христа, Который, умерев на Кресте, сделал его источником жизни и бессмертия. Вечная жизнь пришла в мир через Крест. Поэтому Крест Господень образно называют Древом Жизни и часто украшают растительными побегами и различным орнаментом.
По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из Адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого в свое время праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево. Через много лет бревно, вытесанное из него, попало к царю Соломону, не знавшему, куда применить его в строящемся Иерусалимском Храме. Царица Савская предсказала Соломону, что на этом брусе будет казнен его потомок — обещанный Мессия израильского народа. Испугавшись, царь велел утопить бревно в Силоамской купели, где оно пролежало до дней Христа. Придумывая мучительную казнь для Спасителя, иудеи достали отяжелевшее от времени Древо и заставили Иисуса тащить его на вершину Голгофы. После того как стало известно, что Спаситель воскрес, Древо глубоко зарыли, чтобы не дать верующим поклоняться ему. В царствование Константина, первого христианского императора, его мать св. Елена предприняла настоящее расследование, для того чтобы обнаружить святыню. После долгих поисков и допросов, один из иудеев признался, где они закопали Крест Господень. Но на указанном месте вместо одного были обнаружены сразу три креста (ведь рядом со Спасителем казнили двух разбойников). Только чудо могло определить, какой же именно крест святой. В момент их находки мимо следовала похоронная процессия. Императрица и патриарх Макарий распорядились поочередно возлагать на покойника каждый из трех крестов. Прикоснувшись к Кресту Христову, мертвый неожиданно воскрес. Столпившимся людям не было видно Животворящего Древа. Тогда Макарий, встав на возвышенность, поднял Крест во весь рост и показал его народу.
С тех пор был учрежден особый праздник — Воздвижения Креста Господня 27 (14) сентября.
Разновидности крестов
Существует несколько традиционных форм христианских крестов:
Но, пожалуй, самый красивый и пышный вид православного атрибута — это криновидный крест, больше известный как процветший.
Крест «Процветший» (старообрядческий женский, эмаль)
Нательный крест воспроизводит широко бытующий в старообрядческой церкви тип креста, который принято считать женским. Он возник на Руси в XVII в. в период барокко.
В ставрографии его называют процветшим или листовидным, а в кругах коллекционеров – крест «лопатка».
Его основу составляет четырехконечный крест с прямоугольными балками, где вертикальная длиннее горизонтальной. По периметру крест обрамляется пышным барочным орнаментом, придающим балкам креста листовидную форму. Таким образом передается символика Креста Господня как Древа Жизни. Благодаря наличию растительного орнамента такой крест и был определен старообрядцами как женский, основываясь на словах псалмопевца «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127.3).
Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест — образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей — копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую композицию с восьмиконечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.
На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста — Цр7ь сл7вы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя В нижней части креста – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.
Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.
Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.
Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня — символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей — непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.
Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».
Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус* Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus — лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».
На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.
Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.
Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.
Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 — 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.
В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.
Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции — показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов — образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).
На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ бGъ, и6 разhдутсz врази2 є3гw2, и6 да бэжaтъ t лицA єгw2 ненави1дzщіи єгw: я4кw и6счезaетъ дhмъ, да и6счeзнутъ, ћкw тaетъ в0скъ t лицA nгнS, тaкw да поги1бнутъ бёси t лицA лю1бzщихъ бGа и3 знa…
*Такое написание имени Христова использовалось до церковной реформы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.
Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментарным золочением (Арт. КС108) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС 108/1).
История и особенности криновидного креста
Первое, что привлекает внимание при рассмотрении процветшего креста, — отсутствие распятой фигуры Иисуса Христа. Вместо этого символ мучений во имя веры обвит побегами виноградной лозы, так, словно мертвое дерево буквально расцветает на глазах (отсюда и название).
Такое иконографическое изображение главной христианской реликвии уходит корнями в глубокую древность. Его можно встретить в византийских храмах, сохранившихся до наших дней в Греции, Сербии, Грузии и Армении, на каменных саркофагах и настенных рисунках в старинных катакомбах. Знаменитые Корсунские врата Софийского собора в Великом Новгороде тоже украшены именно этим вариантом креста.
Виноградная лоза является символом вечной жизни. Но вместе с тем в замысловатых завитках, украшенных листьями и гроздьями, угадываются и ветхозаветные библейские мотивы Древа Жизни, которое, по мнению некоторых богословов, являет собой прообраз христианского Креста. В результате грехопадения Адам и Ева потеряли свой рай, но Христос своей жертвой вновь вернул его человечеству.
«Цветущие» кресты
26 октября 2013 года состоялось знаменательное событие – освящение крестов на куполах армянской церкви в Нижнем Новгороде. Праздник получился по-настоящему всенародным – так хотелось и настоятелю церкви, отцу Себеосу, и организаторам.
Звон колоколов, вся церемония освящения, обращение епископа Мкртича к народу с высоты куполов, глаза людей, стоявших внизу, устремленные к освященным крестам, наполненные светом, радостью, душевной благодатью… А затем песни и танцы (в стройном танце участвовали около сотни детей с шарфами, напоминающими рисунком армянский карпет). Матах и бокал красного вина по традиции. Все было достойно, красиво, благородно.
И возникало ощущение единства, непрерывающейся, связующей духовной нити, тянущейся сотни лет, несмотря на все испытания. Удивительны были лица детей, молодежи, уже выросших здесь: как будто на генном уровне или с молоком матери им дано было выглядеть именно так, как изначально, более 1700 лет назад. А, может, это ощущение складывалось от божественного сияния и света освященных крестов, так прекрасно увенчавших храм? И от их красоты, в сотворение которой вложил свою душу одаренный Богом человек – Ара Жорикович Мартиросян.
Позволим себе небольшое отступление. За четыре дня до праздника, 22 октября, в присутствии нескольких человек, кресты были подняты с помощью подъемника наверх, к куполам. И по праву именно их автору – Ара Мартиросяну была предоставлена главная почетная роль – установка крестов на куполах. Был холодный, но ясный солнечный день и сказочно голубое небо. Надо было видеть, как в эту голубизну осторожно поднимались кресты, как тысячами лучей отражалось в них солнце! Это было сказочно, волшебно. Несколько часов Ара устанавливал кресты на высоте, а все с восхищением и волнением наблюдали. Отец Себеос со счастливыми, сияющими глазами «дирижировал» снизу, указывая, как нужно установить кресты в соответствии с канонами армянской церкви.
Что испытывал сам автор там, на высоте? Спустившись «с небес» он признался: божественное чувство. Присел на одну из чудесных скамеек, украшающих территорию храма (ноги отекли). К слову, скамейки – тоже его творение, его дар красоты людям.
Итак, создатель крестов – Мартиросян Ара Жорикович. В 1990 году блестяще окончил Ереванский архитектурно-строительный институт и был оставлен для работы на кафедре. Затем — война, блокада Армении и вынужденный переезд в Нижний Новгород в 1994 году. В 2001 году организовал фирму по производству нестандартных металлических изделий, столь необходимых не только для украшения некоторых уголков Нижнего Новгорода (центр Сормова, улица Рождественская и др.), но и для оборонных предприятий.
После того, как отец Себеос обратился к нему с просьбой сделать кресты, около трех месяцев Ара Жорикович посвятил изучению крестов на армянских храмах и хачкарах, рассыпанных по всему свету (спасибо Интернету!). И в итоге создал свое творение, которое он называет «цветущими» крестами — гимн вечной жизни, наполненной солнцем, светом и любовью. Готовые кресты несколько дней стояли у входа в храм. Люди подходили, любовались, фотографировались на фоне крестов, целовали их. Кресты можно было рассмотреть в деталях. Четыре голубя держат на себе крест, на котором сияет солнце, по сторонам – гранаты, по всей поверхности – красивый орнамент (более ста деталей). Детали и сами кресты были вырезаны из зеркальной нержавеющей стали с помощью лазерных станков, а затем вручную собраны воедино. Аналогов этим крестам нет – авторская работа!
На вопрос, что он чувствует после освящения крестов, Ара скромно ответил: «Меня не было в Нижнем Новгороде 26 октября, в день освящения. Говорят, кресты понравились людям. Это для меня превыше всего».
Пройдут годы, десятилетия, может быть, века. И даст Бог, будет стоять армянский храм, увенчанный прекрасными «цветущими»крестами – вдохновенным творением Ара Мартиросяна.