что такое прототипы в литературе

Прототипы литературных персонажей.

Для создания своих произведений писатели и поэты ждут вдохновения. Очень часто в романах и поэмах «живут» реально существующие люди, которые и подтолкнули автора к творчеству. Так что образы и персонажи, ставшие известны многим поколениям читателей, могут иметь свой прототип в жизни. С кого писались известные образы в литературе и поэзии?

Евгений Онегин и Татьяна Ларина – кто они?

Мнения встречаются самые разные, но исследователи сходятся в одном – это собирательный образ. Чаще всего называются два имени – Павел Катенин и Петр Чаадаев.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Портрет П. Я. Чаадаева.

Итак, друг Александра Пушкина, драматург и поэт, отличный переводчик и литературный критик, гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года, декабрист Павел Александрович Катенин. Был лидером Тайного военного общества. Принимал участие в разработке планов по убийству Александра I, состоял в Союзе спасения. Считается автором свободолюбивого гимна декабристов под названием «Отечество наше страдает», за который был уволен в 1820 году.

Однако во время восстания на Сенатской площади Катенин не был, поскольку немного раньше он разругался с декабристами. Характер у него был сложный. В 1822 году Катенина выслали из Санкт-Петербурга, и он стал вести одинокую жизнь в своем имении, отдавая все время литературному творчеству.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Рисунок Пушкина к роману «Евгений Онегин».

А что же с Татьяной Лариной? Кто вдохновил великого поэта на создание этого образа? Можно назвать несколько прекрасных дам, которые могли стать прообразом Татьяны, чистой и пылкой, честной, мечтательной и верной.

Авдотья (Дуня) Норова, которая была влюблена в Чаадаева. Имя Дуни Пушкин даже упомянул во второй главе, а в последней выразил скорбь по поводу ее безвременной смерти.

Писать Татьяну Пушкин мог и с графини Елизаветы Воронцовой, ослепительной красавицы, в которую был страстно влюблен и даже получил в подарок от нее дорогой перстень.

Самый известный в мире мушкетер.

Великолепный гасконец Д’Артаньян, кумир многих мальчишек и девчонок, действительно существовал. Только звали его Шарль де Бац граф де Кастельмор. Родился Шарль в промежутке между 1611 и 1623 годом в Гаскони, в селении Артаньян. Так же, как и книжный герой граф уехал в Париж, чтобы там стать гвардейцем. Тогда же он стал зваться д’Артаньяном, рассудив, что лучше использовать имя по материнской линии, которая была из знатного рода.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Морис Лелуар, иллюстрация к «Трем мушкетерам».

В 1640 году граф принял участие в осаде Арраса, и спустя несколько лет был принят в королевские мушкетеры. Кстати, капитаном мушкетером был сам король. К концу 1660-х годов Д’Артаньян дослужился до звания капитан-лейтенанта. В зрелые годы гасконец женился на богатой дворянке, у них родились дети.

В 1672 году графу было присвоено почетное звание полевого маршала. Это был действительно опытный военный и дипломат, пользовавшийся доверием власти. Через год он погиб во время осады Маастрихта в Голландии.

В 1701 году были опубликованы мемуары гасконского дворянина, которые Александр Дюма и использовал при написании своего знаменитого романа.

Элементарно, Ватсон!

Прототипом обаятельного доктора Джона Ватсона обычно считают автора, сэра Артура Конан Дойля. Но если изучить мемуары писателя, то можно найти упоминание о майоре Альфреде Вуде, который почти сорок лет верно служил Конан Дойлю секретарем. Чем не доктор Ватсон?

Есть еще несколько возможных прототипов: врач из Саутси по имени Джон Ватсон, который служил в Маньчжурии, остеопат Уильям Смит, родом из Шотландии, Александр Фрэнсис-Престон, бывший военным хирургом.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Многие считают, что прототипом доктор Ватсона был сэр Конан Дойл.

Что касается самого великого сыщика, Шерлока Холмса, то его писатель скопировал с блестящего хирурга Джозефа Белла. С ним Артур познакомился, когда был студентом медицинского факультета. Эксцентричный профессор, умеющий за секунду поставить правильный диагноз и учивший студентов пускать в ход дедукцию, был его кумиром. Конан Дойл увековечил его, сделав Шерлоком Холмсом.

Хотя сам Белл соглашался с тем, что похож на Шерлока, но в письмах к Конан Дойлу говорил, что бывший ученик и есть непревзойденный сыщик. Ведь писатель много раз помогал полиции справляться с запутанными делами, которые считались неразрешимыми.

Человек, у которого был собственный остров.

Робинзона Крузо знают все. Это герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», который был опубликован в 1719 году. Удивительно, но и у Робинзона был прототип. Это был боцман галеры «Сенк пор», которого звали Александр Селькирк.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Робинзон Крузо.

Как он попал в такую ситуацию? По глупости. После ссоры с капитаном боцмана высадили на необитаемый остров, причем по его же желанию. Александр считал, что у капитана взыграет совесть, и галера вернется за членом команды максимум через пару дней. Увы, он ошибся.

Боцман провел в полном одиночестве на острове четыре года и четыре месяца, после чего его подобрало проходящее мимо судно. Конечно, это не двадцать восемь лет, как у Дефо, но и этого срока было достаточно, чтобы Александр превратился в изможденного и практически онемевшего человека. Когда в Великобритании была опубликована его история, ею заинтересовался Дефо, в результате чего и появился прекрасный роман, которым уже триста лет зачитываются дети и взрослые.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ПРОТОТИПЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

ПРОТОТИПЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

от греч. prototypos – прообраз.

Писатели – существа в общежитии опасные. Об этом знает всякий, кому случалось в литературном произведении встретить описание либо самого себя, либо своих знакомых, – хотя бы и под другими именами, хотя бы и в трансформированном виде, но все равно опознаваемых достаточно для того, чтобы «реально существующее лицо, послужившее автору моделью для создания литературного персонажа» (а именно такой смысл у слова прототип), почувствовало себя оскорбленным.

Реакция морального негодования, идущая от ощущения, что в твой приватный и часто глубоко интимный, закрытый от посторонних мир вторгся непрошеный наблюдатель, – едва ли не единственный, кстати сказать, возможный отклик на встречу в книге с самим собою или с людьми своего круга. И недаром же история мировой литературы пестрит скандалами, обидами, разрывами отношений, а нередко и драками, дуэлями, судебными тяжбами между портретистами и бесцеремонно отпортретированными персонами. Вплоть до недавнего случая, когда на Франкфуртской книжной ярмарке (2003) Михаил Мейлах дал пощечину Анатолию Найману, выведшему и его, и его друзей в своем романе «Б. Б. и др.».

И похоже, что этот инцидент не последний. Право на privacy сталкивается с правом на свободу творчества. И проигрывает, как, впрочем, проигрывало всегда, ибо возможность опереться на наблюдения за реально существующими людьми заложена в основу того, что мы конвенциально называем искусством. В конце концов, и вся историческая или биографическая литература – это тоже работа с прототипами, не говоря уже о таких почтенных жанрах, как памфлет (пасквиль) или роман с ключом, которые, объединяясь в понятие «скандальная словесность», без отсылок к прототипам попросту невозможны.

И возникает вопрос: а возможна ли иная техника создания литературных персонажей «по моделям» – не дискредитирующая прототипов, а напротив– льстящая им и их поэтизирующая?

Разумеется, возможна. Например, в ангажированной литературе, авторы которой движимы желанием угодить либо заказчику, либо адресату своего вдохновения – как Борис Полевой, создатель «Повести о настоящем человеке». Или – перейдем к более свежим примерам – как Юлий Дубов, подающий в романе «Большая пайка» все недостатки своего Платона Еленина так, что они лишь утепляют светлый образ олигарха-авантюриста Бориса Березовского. Или как Андрей Щупов, который не только срисовал главного героя романа «Капкан для губернатора» (1999) с вполне реального Эдуарда Росселя, но и попробовал убедить читателей, что это политический гений екатеринбургского губернатора, оказывается, остановил натовские бомбардировки Югославии и предотвратил перерастание балканского кризиса в третью мировую войну.

Если же уйти от заведомой писательской ангажированности и ситуаций, заведомо конфузных, то поэтизация прототипа вполне представима в книгах, вдохновленных сыновней (или дочерней) преданностью автора, а также его родственными и дружескими чувствами либо – чаще прочего – его влюбленностью в свою музу. Хотя, как показывает опыт, недоразумения между портретистом и портретируемым лицом и тут отнюдь не исключены – если, предположим, художник слова с рафаэлевских красок перейдет на суровые рембрандтовские, – поэтому известны случаи, когда именно музы выступают цензорами, ничуть не менее привередливыми, чем начальство. Но, впрочем, и бог с ними: милые бранятся, только тешатся.

А вот при обращении к персонам публичным ни о какой потехе, как правило, и речи нет. Образы, написанные по прототипам, воспринимаются либо самим отпортретированным лицом, либо общественным мнением исключительно как грубая карикатура, а сам писатель, избравший эту литературную технику, выглядит кем-то вроде папарацци, от внимания и хищной наблюдательности которого следует уклоняться – если это, разумеется, возможно.

И помнить при этом, что втягиваться в судебные тяжбы в таких случаях практически бессмысленно: легкой деформации имени и фамилии самоочевидного, казалось бы, прототипа (например, Присядкин вместо Приставкина в романе Андрея Мальгина «Советник президента», Сракондаев вместо Скорандаева в романе Виктора Пелевина «Диалектика переходного периода»), смены его адреса, профессии, пола, цвета волос и т. п. вполне достаточно, чтобы освободить художника слова от какой бы то ни было гражданской ответственности.

Вот и остается… Прототипам – либо слезами умываться, либо поступать так, как поступил Михаил Мейлах, избравший местом своей сатисфакции Франкфуртскую книжную ярмарку. А писателям – вздыхать, как, по рассказу журналиста «Московских новостей», во время франкфуртского инцидента вздохнул Сергей Гандлевский: «Опасная это профессия – писать романы».

См. АНГАЖИРОВАННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ; КОНФУЗНЫЙ ЭФФЕКТ В ЛИТЕРАТУРЕ; РОМАН С КЛЮЧОМ; СКАНДАЛЬНЫЙ РОМАН; СКАНДАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ; СТРАТЕГИЯ АВТОРСКАЯ

Читайте также

О ЛИТЕРАТУРЕ

О ЛИТЕРАТУРЕ Владимир НАРБУТ* ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный

О ЛИТЕРАТУРЕ

О ЛИТЕРАТУРЕ ВЛАДИМИР НАРБУТ. ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬСовременник. 1913. № 5. С. 355–356. Подпись: А. Ч. Раздел: «Новые книги». «Садок судей» — один из первых сборников русских футуристов, изданный в 1910 году в Петербурге. Текст отпечатан тиражом 300 экз. на обоях. Название предложено

ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ

ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ от англ. image – образ (изображение, картина, а также подобие, символ)Этот термин вошел в речевую практику сравнительно недавно, хотя явление, им обозначаемое, известно уже веками, если не тысячелетиями, ибо многим людям (и писатели здесь не исключение) от

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Этот тип издательской стратегии заявил о себе в начале 1990-х годов, когда к прискорбию многих книжных предпринимателей выяснилось, что зарубежным писателям нужно все-таки платить за права на издание их произведений в русском переводе.

КИТЧ В ЛИТЕРАТУРЕ

КИТЧ В ЛИТЕРАТУРЕ И о содержании этого термина, и о его этимологии до сих пор идут споры. По одной версии, китч восходит к польскому слову cyc, означающему подделку. По другой – к просторечному немецкому глаголу verkitschen, kitschen, то есть удешевлять, породившему в немецком

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой

СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ

СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ По свидетельству «Лексикона нонклассики», это термин возник в 1972–1973 годах к кругу художников Виталия Комара и Александра Меламида как своего рода иронический кентавр отечественного «соцреализма» и «поп-арта», тогда знакомого нашим согражданам

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ от лат. tolerantis – терпеливо переносящий.«У поэтов есть такой обычай, / – В круг сойдясь, оплевывать друг друга», – заметил когда-то Дмитрий Кедрин, а Леонид Григорьян прибавил: «Не любят поэтов поэты, / Не любят до боли в висках, / Считают в карманах

УБЕЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

УБЕЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ Убеждения обычно рассматриваются как неотъемлемая составная часть или, может быть, даже ситуативный синоним такого понятия, как «литературная позиция». С этим можно согласиться, отметив тем не менее, что есть и тонкая, но существенная разница

ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра

3.2.3. «Немец-офицер»: прототипы и интертексты

3.2.3. «Немец-офицер»: прототипы и интертексты 9 Поэзия, тебе полезны грозы! 10 Я вспоминаю немца-офицера: 11 И за эфес его цеплялись розы, 12 И на губах его была Церера. В третьей строфе происходит первое из цепочки обращений, которые пронизывают все стихотворение[295]. На первый

4.4. Посредники, прототипы, подтексты: вопрос о Тютчеве

4.4. Посредники, прототипы, подтексты: вопрос о Тютчеве В ходе исследования было показано, что ассоциативные образы немецких культурных реалий возникают не в результате произвольного обращения к своему собственному, личному образу Германии. Любой поэт работает не на

Источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Евгений Онегин и Татьяна Ларина – кто они?

Мнения встречаются самые разные, но исследователи сходятся в одном – это собирательный образ. Чаще всего называются два имени – Павел Катенин и Петр Чаадаев.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Итак, друг Александра Пушкина, драматург и поэт, отличный переводчик и литературный критик, гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года, декабрист Павел Александрович Катенин. Был лидером Тайного военного общества. Принимал участие в разработке планов по убийству Александра I, состоял в Союзе спасения. Считается автором свободолюбивого гимна декабристов под названием «Отечество наше страдает», за который был уволен в 1820 году.

Однако во время восстания на Сенатской площади Катенин не был, поскольку немного раньше он разругался с декабристами. Характер у него был сложный. В 1822 году Катенина выслали из Санкт-Петербурга, и он стал вести одинокую жизнь в своем имении, отдавая все время литературному творчеству.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

А что же с Татьяной Лариной? Кто вдохновил великого поэта на создание этого образа? Можно назвать несколько прекрасных дам, которые могли стать прообразом Татьяны, чистой и пылкой, честной, мечтательной и верной.

Авдотья (Дуня) Норова, которая была влюблена в Чаадаева. Имя Дуни Пушкин даже упомянул во второй главе, а в последней выразил скорбь по поводу ее безвременной смерти.

Писать Татьяну Пушкин мог и с графини Елизаветы Воронцовой, ослепительной красавицы, в которую был страстно влюблен и даже получил в подарок от нее дорогой перстень.

Самый известный в мире мушкетер

Великолепный гасконец Д’Артаньян, кумир многих мальчишек и девчонок, действительно существовал. Только звали его Шарль де Бац граф де Кастельмор. Родился Шарль в промежутке между 1611 и 1623 годом в Гаскони, в селении Артаньян. Так же, как и книжный герой граф уехал в Париж, чтобы там стать гвардейцем. Тогда же он стал зваться д’Артаньяном, рассудив, что лучше использовать имя по материнской линии, которая была из знатного рода.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

В 1640 году граф принял участие в осаде Арраса, и спустя несколько лет был принят в королевские мушкетеры. Кстати, капитаном мушкетером был сам король. К концу 1660-х годов Д’Артаньян дослужился до звания капитан-лейтенанта. В зрелые годы гасконец женился на богатой дворянке, у них родились дети.

В 1672 году графу было присвоено почетное звание полевого маршала. Это был действительно опытный военный и дипломат, пользовавшийся доверием власти. Через год он погиб во время осады Маастрихта в Голландии.

В 1701 году были опубликованы мемуары гасконского дворянина, которые Александр Дюма и использовал при написании своего знаменитого романа.

Элементарно, Ватсон!

Прототипом обаятельного доктора Джона Ватсона обычно считают автора, сэра Артура Конан Дойля. Но если изучить мемуары писателя, то можно найти упоминание о майоре Альфреде Вуде, который почти сорок лет верно служил Конан Дойлю секретарем. Чем не доктор Ватсон?
Есть еще несколько возможных прототипов: врач из Саутси по имени Джон Ватсон, который служил в Маньчжурии, остеопат Уильям Смит, родом из Шотландии, Александр Фрэнсис-Престон, бывший военным хирургом.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Что касается самого великого сыщика, Шерлока Холмса, то его писатель скопировал с блестящего хирурга Джозефа Белла. С ним Артур познакомился, когда был студентом медицинского факультета. Эксцентричный профессор, умеющий за секунду поставить правильный диагноз и учивший студентов пускать в ход дедукцию, был его кумиром. Конан Дойл увековечил его, сделав Шерлоком Холмсом.

Хотя сам Белл соглашался с тем, что похож на Шерлока, но в письмах к Конан Дойлу говорил, что бывший ученик и есть непревзойденный сыщик. Ведь писатель много раз помогал полиции справляться с запутанными делами, которые считались неразрешимыми.

Человек, у которого был собственный остров

Робинзона Крузо знают все. Это герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», который был опубликован в 1719 году. Удивительно, но и у Робинзона был прототип. Это был боцман галеры «Сенк пор», которого звали Александр Селькирк.

что такое прототипы в литературе. Смотреть фото что такое прототипы в литературе. Смотреть картинку что такое прототипы в литературе. Картинка про что такое прототипы в литературе. Фото что такое прототипы в литературе

Как он попал в такую ситуацию? По глупости. После ссоры с капитаном боцмана высадили на необитаемый остров, причем по его же желанию. Александр считал, что у капитана взыграет совесть, и галера вернется за членом команды максимум через пару дней. Увы, он ошибся.

Боцман провел в полном одиночестве на острове четыре года и четыре месяца, после чего его подобрало проходящее мимо судно. Конечно, это не двадцать восемь лет, как у Дефо, но и этого срока было достаточно, чтобы Александр превратился в изможденного и практически онемевшего человека. Когда в Великобритании была опубликована его история, ею заинтересовался Дефо, в результате чего и появился прекрасный роман, которым уже триста лет зачитываются дети и взрослые.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

ПРОТОТИП

Смотреть что такое ПРОТОТИП в других словарях:

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

прототип м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3) Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теори. смотреть

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий е. смотреть

ПРОТОТИП

ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon — прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение — неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, —существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом — в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).

Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. — Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».

Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 35—37). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).

Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;

Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;

Русские писатели о литературном труде, т. 1—4, Л., 1954 — 1956;

Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;

Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;

Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;

его же, Хвала Каменам, М., 1982;

Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 23—31.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *