что такое протокол виды протоколов
Пишем протокол
Протокол – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Протокол отражает деятельность по совместному принятию решений коллегиальным органом или группой работников. От протоколов заседаний, создаваемых в управленческой деятельности организаций, следует отличать протоколы следственных, некоторых административных органов и органов охраны общественного порядка (например, протокол санитарного инспектора, протокол дорожно-транспортного происшествия и др.), а также протоколы договорного типа (протоколы разногласий, протоколы согласования разногласий, протоколы согласования цены и др.).
Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих и временных коллегиальных органов (коллегии федеральных органов исполнительной власти, собрания трудовых коллективов, собрания акционеров, заседания советов директоров и др.).
Протоколы составляются на основании записей, произведенных во время заседания (совещания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и других материалов.
Протокол ведет секретарь или другое назначенное лицо. За правильность записей в протоколе отвечают председатель и секретарь, ведущие заседание.
Протоколы могут издаваться в полной или краткой форме, при которой опускается ход обсуждения вопроса и фиксируется только принятое по нему решение.
Решение о том, какую форму протокола вести на заседании, принимают руководитель коллегиального органа или руководитель организации.
Заголовком протокола служит название вида коллегиальной деятельности (заседание, собрание и т.д.) и название органа, деятельность которого протоколируется (протокол заседания аттестационной комиссии. ; протокол общего собрания акционеров. ).
Текст полного протокола состоит из двух частей:
В вводной части указываются:
ФИО председателя (председательствующего),
ФИО присутствовавших на заседании и, при необходимости, лиц, приглашенных на заседание (совещание).
Если в заседании (совещании) принимают участие представители разных органов власти и организаций, указываются место работы и должность каждого лица.
Если количество присутствующих превышает 15 человек, в вводной части протокола делается ссылка на список, являющийся неотъемлемой частью протокола, например:
Присутствовали: 25 чел. (список прилагается).
Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, содержащей перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости, с указанием докладчика по каждому рассматриваемому вопросу. Вопросы повестки дня формулируются с предлогом «О», («Об»), печатаются от границы левого поля и нумеруются арабскими цифрами.
Не рекомендуется вопрос или группу вопросов формулировать словом «Разное».
Основная часть текста протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:
В разделе «СЛУШАЛИ» приводятся фамилия и инициалы докладчика, содержание его доклада (сообщения, информации, отчета). Если текст доклада представлен докладчиком в письменном виде, допускается после указания темы выступления делать отметку: «текст доклада прилагается».
В разделе «ВЫСТУПИЛИ» указываются фамилии и инициалы лиц, выступивших в обсуждении, а также их выступления, включая вопросы к докладчику. При необходимости после фамилии выступившего указывается его должность.
В разделе «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» записывается принятое решение, которое формулируется кратко, точно, лаконично во избежание двоякого толкования. Наряду с решением указывается количество голосов, поданных «за», «против», «воздержавшихся», а также список лиц, не участвовавших в голосовании. Решение может содержать один или несколько пунктов, они располагаются по значимости, каждый из них нумеруется.
Перед словом «СЛУШАЛИ» проставляется номер в соответствии с повесткой дня. Слова «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатают от левого поля прописными буквами и заканчивают двоеточием. Текст разделов «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатается через 1,5 межстрочных интервала с новой строки. Каждую фамилию и инициалы выступающих печатают с новой строки в именительном падеже, запись выступления отделяют от фамилии дефисом.
Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения).
Протокол заседания подписывают председатель и секретарь. В особо важных случаях протокол должны визировать выступавшие, визы проставляются на левом поле документа на уровне записи выступления.
Датой протокола является дата события (заседания, совещания и т.д.). Если оно продолжалось несколько дней, то через тире указывают даты начала и окончания заседания.
Например: 16 – 17.06.2010 или 16.06.2010 – 17.06.2010.
Обязательными реквизитами протокола являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления или издания, заголовок к тексту, подписи.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 9999»
(ГБОУ СОШ Школа №9999)
Заседания педагогического совета
Председатель – Антонов А.А.
Секретарь – Борисова Б.Б.
Присутствовали: Васильева В.В., Глебова Г.Г., Денисов Д.Д.,
Егорова Е.Е., Ильина И.И., Константинова К.К.,
Леонидов Л.Л., Максимова М.М., Николаева Н.Н.,
Петрова П.П., Романова Р.Р., Сергеев С.С.
Об основных положениях ФГОС ООО. Доклад зам. директора по УВР Егоровой Е.Е.
Об организации работы в школе по подготовке к введению ФГОС ООО в 2014-2015 учебном году. Доклад директора ГБОУ СОШ Школа №9999 Антонова А.А.
Егорову Е.Е. – текст доклада прилагается.
Леонидов Л.Л. – поддержал предложение Егоровой Е.Е.
Принять к сведению информацию зам.директора по УВР Егоровой Е.Е. об основных положениях ФГОС ООО.
Продолжить самостоятельное изучение ФГОС.
Антонова А.А. – текст доклада прилагается.
Леонидов Л.Л. – поддержал предложение Антонова А.А.
Создать координационный совет и творческие группы по введению ФГОС ООО в марте 2014 года.
Председатель А.А. Антонов
Секретарь Б.Б. Борисова
Использованный источник: Делопроизводство (документационное обеспечение управления): методическое пособие для студентов. – М.: 2004.
Протоколы
Протокол представляет собой бумагу, в которой отражаются обсуждения и решения, принятые на собраниях и заседаниях. Это одновременно и информационный, и распорядительный документ. В нем фиксируются сведения о ходе обсуждений. Но в бумаге есть не только информация, и распорядительная часть.
Для чего требуется протокол?
Протокол нужен для документации работы коллегиальных структур. К примеру, это могут быть комиссии, президиумы, профсоюзы. Бумага составляется на конференциях и совещаниях. За ее оформление отвечает секретарь. Он должен следить за тем, что все сведения зафиксированы правильно. Срок составления протокола – 5 суток с даты заседания.
Основная функция протокола – отражение решений, сроков и ответственных лиц, определенных в ходе мероприятий. Дело в том, что решения, принятые в процессе заседания, могут быть истолкованы по-разному участниками обсуждения. Кроме того, сведения могут быть проинтерпретированы по-разному в дальнейшем. Все эти проблемы и решает протокол. Он твердо фиксирует все необходимые сведения. Если возникнут разногласия в дальнейшем, можно будет просто сослаться на документ.
Протокол является основанием для предъявления требований к исполнителям. На его основании сотрудники будут осуществлять свою работу, исполнять поставленные руководителем задачи.
Документ будет актуальным при возникновении конфликтов. Он исключает проблему искажений. Исполнители не смогут «забыть» о поставленных задачах. Протокол фиксирует актуальное состояние дел и проблем в компании на момент совещания.
Особенно принципиально его наличие, если коллегиальных органов много. Документ облегчает взаимодействие между акционерными обществами, профсоюзами, ассоциациями. Его обязательно нужно составлять при принятии глобальных решений.
Кто занимается составлением протокола?
Обычно протокол составляется секретарем коллегиального органа (профсоюз, комиссия). Однако приглашение к работе секретаря – не всегда правильное решение. Иногда от человека, фиксирующего ход обсуждения, нужны специальные знания. Только при наличии достаточной квалификации сотрудник сможет отразить все сведения правильно. Поэтому иногда секретаря заменяет специалист нужного профиля.
Основные разновидности документа
Протоколы подразделяются на эти разновидности:
Вид составляемого протокола зависит от вида проводимого обсуждения.
Особенности составления
Для составления протоколов используются специальные бланки. В них фиксируются эти реквизиты:
Текст подразделяются на 2 части: вводная и основная. В вводной части фиксируются эти положения:
Основная часть заполняется в соответствии с повесткой заседания.
К протоколу предъявляются строгие требования. Он должен полностью фиксировать содержание обсуждения. Документ должен быть достоверным и полным. Нумерация бумаги выполняется в рамках календарного года. Документ составляется на базе рукописных, стенографических и магнитофонных записей. Основаниями для составления также являются бумаги, подготовленные к мероприятию: повестка заседания, тезисы докладов.
Если на мероприятии присутствует большое число участников, не имеет смысл перечислять их в вводной части. Следует использовать для этого отдельный список. В вводной части протокола фиксируется общее число присутствующих со ссылкой на дополнительный список.
Выписки из протокола
Из протоколов часто делаются выписки. Если присутствует такая необходимость, имеет смысл перечислять в выписке эти реквизиты:
Из содержательной части изымаются только положения, которые важны для заинтересованного лица.
Что такое протокол
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Протокол собрания», «протокол лечения», «протокол передачи данных» — такие выражения мы слышим довольно часто.
Примерно представляем, что это документальная фиксация чего-либо, но в точности узнать смысл слова – руки «не доходят».
Восполним этот пробел и проанализируем, что такое протокол и в каких сферах наиболее часто применяется.
Протокол – это …
Если перевести это сложносоставное слово с древнегреческого языка, то прямой перевод звучит так: «первый» + «клей». В то время писали на свитках – листах папируса (бумаге, изготовленной из болотного растения), свернутого в трубку.
Для того, чтобы не разворачивая, узнать, что за текст размещен в свитке, на него сверху приклеивали небольшой фрагмент папируса, на котором писали краткое содержание текста, имя автора и дату написания. Вот этот листок и назывался протоколом.
С течением времени значение термина «протокол» значительно расширилось. Протокол стал обозначать документ, в котором зафиксирован какой-либо факт, событие, ход процесса.
Особенности применения термина в различных сферах
Очевидно, что документальное фиксирование событий, фактов, результатов необходимо в самых различных сферах деятельности человека. Поэтому протоколы применяются всюду, но в каждой сфере имеют свои особенности.
Протокол в делопроизводстве
Формализм, не доведенный до абсурда – это благо. Делопроизводство необходимо для того, чтобы документально фиксировать коммерческую и некоммерческую деятельность физических и юридических лиц.
Протокол – один из видов документов в делопроизводстве. Как правило, его форма является унифицированной (стандартной).
Чаще всего протоколами в делопроизводстве пользуются для того, чтобы задокументировать ход каких-либо собраний. Это могут быть собрания сотрудников предприятия, заседания в ходе судебных разбирательств, деловых встреч бизнесменов, собрания собственников жилья, членов ЖСК и т.д.
Протокол ведет штатный, назначенный или выбранный секретарь. В зависимости от формата протоколируемого мероприятия, в нем фиксируются либо только основные моменты (повестка, количество присутствующих, решение), либо ведется дословная запись всего хода собрания или заседания.
При необходимости дословной фиксации используется какой-либо из специальных способов документирования:
После оформления его подписывают секретарь, председатель собрания, и, иногда – участники мероприятия (все или избранные).
Протокол – документ, имеющий юридическую силу.
Это значит, что к нему можно апеллировать (обращаться) при принятии каких-либо решений, в качестве доказательства при судебных разбирательствах и т.д.
Протокол в юридической практике
В юриспруденции он является одним из важнейших документов. Именно протоколом оформляют описание места происшествия, фиксируют административное правонарушение, показания участников судебного процесса.
Неправильно составленный протокол может стать причиной отказа в возбуждении административного или уголовного дела. Показания, задокументированные в нем, являются единственно верными, в отличии от устных свидетельств.
Помните русскую пословицу: «То, что написано пером, не вырубишь топором». Это как раз про протокол в юридическом документообороте.
В компьютерных технологиях
Чтобы компьютерные программы могли работать в «согласии» друг с другом, передавать и получать данные, разработаны унифицированные протоколы передачи данных.
Эти протоколы являются набором определенных соглашений, задающие способы передачи информации вне зависимости от использования конкретной аппаратной платформы.
Сетевые протоколы – это правила, которым подчиняются компьютеры при работе в локальной или глобальной компьютерной сети.
Протоколы, используемые в передаче информации в сети интернет:
В медицине
Бывая на приеме у врача, мы часто недоумеваем: «А что это доктор без перерыва строчит в нашей карточке (вручную или на компьютере)?». А врач просто записывает данные анамнеза, руководствуясь протоколом (правилами) приема пациента.
Предписано протоколом внести в карточку показатели температуры, описать внешние показатели состояния здоровья – значит, врач должен это сделать. Хотя часто не понятно: если у пациента болит голова, зачем описывать цвет языка и характеристики стула? Оговорюсь, последнее высказывание – это дилетантский подход человека, очень далекого от медицины.
Протоколы диагностики и лечения – это своды инструкций, которые предписывают, что должен сделать врач в той или иной ситуации, при наличии тех или иных симптомов у пациента. То есть это стандарты, которыми руководствуется мед. работник в процессе своей профессиональной деятельности.
Протоколы диагностики и лечения меняются вследствие внедрения в практику результатов новых открытий и достижений в медицине.
В РФ в настоящее время не существует единой системы официальных предписаний алгоритма действий для врачей. Пока законодатели лишь подумывают об этом. Медики шутят: «Стандарт – это защита пациентов от гениальности врача». Вот уж точней не скажешь …
Российские врачи по-разному относятся к тому, что протоколы, возможно, станут иметь форму приказа. С одной стороны, это поможет врачу назначить адекватное лечение, с другой – ограничит свободу действий.
В международных отношениях
Протоколом в международных отношениях называют решения, которые совместно принимают несколько государств. Такие решения обретают статус документа и обязательны для выполнения теми странами, которые его подписали.
Дипломатический и церемониальный протокол
Любые церемонии всегда проводятся с соблюдением определенного алгоритма, т.е. с соблюдением протокола их проведения.
Например, торжественное бракосочетание начинается с приглашения жениха, невесты и их гостей в специальный зал. Затем регистратор произносит речь, и только затем наступает непосредственно момент подписания документа о вступлении в брак.
Особое внимание уделяется протоколу при проведении мероприятий на государственном или международном уровне. Эти правила называются дипломатическим протоколом. Они подразделяются на дипломатический этикет и церемониал.
Этикет — это свод правил поведения для участников мероприятия, а церемониал – установленный порядок проведения этого мероприятия.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Как раз недавно прочитал, что Министерство цифрового развития хочет запретить какие-то протоколы передачи данных, как сообщается, с их помощью можно обходить блокировки сайтов, целый законопроект по этому поводу написали. А те протоколы вроде нужны для безопасного соединения пользователя с сайтом, а обход блокировок является их побочным эффектом. В общем, как бы это министерство чего не учудило, по принципу, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Виды протоколов, особенности их составления и оформления.
Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов.
Особенностью протокола является то, что он используется для документирования деятельности коллегиальных органов:
− временных (собрания, конференции, совещания, комиссии и т.п.),
− постоянных (коллегии министерств и комитета, ученых советов научных учреждений, президиумов и т.п.)[5].
Составление и оформление протоколов возлагается на секретарей соответствующих коллегиальных органов (штатных или избранных в ходе их работы). Секретарь, наряду с председателем коллегиального органа, несет ответственность за достоверность содержащейся в протоколе информации. Протокол составляется на основании рукописных, в том числе стенографических или магнитофонных записей хода заседания, а также документов, подготовленных к заседанию: повестки дня, текстов или тезисов докладов и выступлений, проектов решений и др.
Есть три основных вида протокола:
− Стенографический протокол составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.
Протоколы оформляются на бланках организации и содержат следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дата заседания, номер протокола, место составления протокола (место проведения заседания), заголовок к тексту, текст, подписи, визы ознакомления.
Заголовок к тексту протокола – это название протоколируемого мероприятия (совещание, заседание, собрание) и наименование коллегиального органа, работа которого протоколируется.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.
Вводная часть текста протокола должна показывать:
− кто руководил проведением протоколируемого мероприятия;
− кто присутствовал на совещании (заседании, собрании и т.п.) из числа должностных лиц, входящих в состав коллегиального органа, проводящего совещание;
− кто был приглашен (при необходимости) на совещание из числа сотрудников организации или из других организаций;
− какие вопросы обсуждались на совещании.
Информация о руководителе совещания, секретаре и присутствовавших включает фамилии и инициалы должностных лиц, указываемые соответственно после слов: «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали» (без кавычек).
Для лиц, дополнительно приглашенных на совещание из числа сотрудников организации, помимо фамилии и инициалов указывается занимаемая должность, а для специалистов из других организаций – должность и название организации. Сведения о приглашенных на совещание лицах можно включать в раздел «Присутствовали» или в специальный раздел «Приглашенные».
На таких коллективных мероприятиях, как собрания, нередко присутствует большое количество участников, перечисление которых во вводной части текста протокола нецелесообразно. В этом случае составляется отдельный список присутствовавших на собрании, прилагаемый в дальнейшем к протоколу.
В самом протоколе в разделе «Присутствовали» указывается только общее количество присутствовавших со ссылкой на прилагаемый список.
Следует подчеркнуть, что разделы «Присутствовали» и «Приглашенные» имеют особое значение по отношению к другим разделам протокола, т.к. непосредственно влияют на юридическую силу данного документа, показывая правомерность проведения коллективного мероприятия. В этих разделах отражается наличие кворума собрания, т.е. минимально необходимого количества членов коллегиального органа, достаточного для начала работы собрания (заседания, совещания и т.п.). При отсутствии нормативно установленного для данного коллегиального органа кворума (простое большинство или 2/3) проведение собрания недопустимо, т.к. его решения будут неправомерны.
Слова «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали», «Приглашенные» печатаются от нулевого положения печатающего устройства, от 2-го положения ставят тире, фамилии пишут в именительном падеже, затем ставят инициалы. Фамилии присутствующих и приглашенных располагают в алфавитном порядке и печатают через 1 межстрочный интервал.
Рассмотренные на совещании вопросы перечисляются в разделе ПОВЕСТКА ДНЯ. Слова ПОВЕСТКА ДНЯ печатают от нулевого положения печатающего устройства, после них ставится двоеточие. Вопросы повестки дня нумеруются. Каждый новый вопрос печатают от 1-го положения табулятора. Последовательность расположения вопросов определяется степенью их важности. Формулировка вопросов повестки дня должна начинаться с предлогов о (об), наименование должности и фамилию докладчика дают в родительном падеже.
Основная часть текста протокола строится в соответствии с вопросами повестки дня. Построение записи обсуждения каждого вопроса повестки дня осуществляется по схеме: СЛУШАЛИ ВЫСТУПИЛИ ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова печатают прописными буквами.
Перед словом СЛУШАЛИ ставят номер вопроса повестки дня, после двоеточие. Фамилию докладчика печатают в именительном падеже от 1-го положения печатающего устройства; после фамилии ставят инициалы, затем тире и с прописной буквы пишут содержание доклада в форме прямой речи. Если текст доклада (выступления) застенографирован или представлен докладчиком в письменной форме, то после тире также с прописной буквы пишут «Доклад прилагается» (в протоколе без кавычек).
Обсуждению доклада могут предшествовать вопросы к докладчику, которые вместе с ответами включаются в раздел СЛУШАЛИ. Перед записью каждого вопроса указываются инициалы, фамилия и должность его автора и ставится тире. Содержание вопроса записывается с прописной буквы в форме прямой речи. Перед формулировкой ответа пишется слово «Ответ» (в протоколе без кавычек), ставится тире и записывается ответ в форме прямой речи.
Ход обсуждения доклада отражается в разделе ВЫСТУПИЛИ. После слова ВЫСТУПИЛИ ставится двоеточие.
Фамилию выступающего пишут в именительном падеже от 1го положения печатающего устройства, затем указывают инициалы и должность выступающего, ставят тире и с прописной буквы печатают содержание выступления в форме косвенной речи.
Принятые решения содержатся в разделе ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Если решений несколько, они нумеруются арабскими цифрами с точкой. Как правило, каждое решение сопровождается указанием должности, фамилии и инициалов ответственного за его выполнение и содержит срок исполнения.
В практике часто применяются сокращенная и краткая формы протоколов, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов.
В сокращенных протоколах после списка присутствующих или приглашенных указывается порядковый номер вопроса по повестке дня и печатается название доклада. Последняя строка названия доклада (пункт повестки дня) подчеркивается, и под чертой (в скобках) печатают фамилии выступающих в порядке их выступления. Название каждого доклада заканчивается протокольным решением или постановлением.
В протоколе краткой формы указываются только рассмотренные вопросы и принятые решения.
В постановляющей части текста протокола может содержаться пункт об утверждении какого-либо документа. В этом случае утвержденный документ прилагается к протоколу и имеет ссылку на его номер и дату.
В практике очень часто приходится делать выписки из протоколов. Выписка из протокола содержит следующие реквизиты:
− все реквизиты заголовочной части протокола: наименование организации, наименование вида документа (ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА), дату (дата заседания), номер протокола (порядковый номер заседания), место составления (место проведения заседания);
− заголовок к тексту;
− все реквизиты вводной части текста протокола: «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали», «Приглашенные», «ПОВЕСТКА ДНЯ»;
− отдельные реквизиты основной части текста протокола: «СЛУШАЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ», «Голосование»;
− реквизиты оформляющей части протокола: реквизит «Подпись», включающей слова «Председатель», «Секретарь», инициалы и фамилии председателя и секретаря (без их личных подписей т.к. выписки, как правило, не подписываются подлинными подписями, а заверяются секретарем); отметку о заверении копии.
Таким образом, из содержательной части протокола берутся только те элементы, которые необходимо довести до сведения заинтересованных должностных лиц.
Для подтверждения установленных фактов и событий несколькими лицами составляется акт. Акты составляются по результатам ревизий деятельности предприятия или его структурного подразделения и отдельных должностных лиц, при приеме-передаче дел, подготовке документов к уничтожению, приеме объектов в эксплуатацию и т.п.