что такое противоугон жд
Для чего нужны противоугоны
Противоугоны – это специальные устройства, служащие для защемления подошвы рельса и передачи нагрузки при движении поезда на шпалы или подкладки. Главной функцией противоугонов является недопущение продольного движения рельсов под действием высоких механических нагрузок. Именно такое движение и принято называть угоном пути.
Самый простой клиновый противоугон, активно используемый в тандеме с деревянными шпалами, имеет специальную скобу, надеваемую на подошву рельса. К скобе приваривается так называемый якорь, выполненный в виде стальной пластины, упирающейся в шпалу. Защемление подошвы выполняется посредством забивания клина между ней и длинной стороной скобы. Подобная конструкция дает возможность передавать силу сопротивления на балласт посредством деревянных распорок. Как результат, значительно затрудняется непроизвольный сдвиг рельсов под действием высоких нагрузок от прохождения по пути подвижного состава.
Отметим, что подобные противоугоны использовались при самом зарождении железной дороги. На 25-метровом участке пути закладывалось от 4 до 8 пар противоугонов. А однотипные участки оснащались противоугонами, соединенными по типу «замка» — они располагались один навстречу другому с обеих сторон распорок.
Российские железные дороги с середины 20-го века начали оснащаться самозаклинивающимися противоугонами. Такие устройства имели вид той же самой скобы, но с гораздо более мелким сечением, нежели у клиновых аналогов. Главным недостатком такого противоугона, как и всех его предшественников, стало отсутствие амортизирующих свойств. Из-за этого скоба в процессе эксплуатации довольно быстро изнашивалась, а это приводило к проскальзыванию рельсов.
Первые аналоги современных пружинных противоугонов вошли в широкий обиход в середине 60-х годов прошлого века. Эти механизмы были способны воспринимать большие продольные нагрузки даже после неоднократной перестановки. Для монтажа противоугонов не требуются распорки, а их количество на участке пути напрямую зависит от планируемой грузонапряженности рельсов, а также места их установки.
В целом противоугоны являются ключевым элементом верхнего строения пути. Без них невозможна длительная и безопасная эксплуатация полотна, что необходимо учитывать при монтаже последнего.
Виды и назначение железнодорожных противоугонов
Проблема продольного перемещения рельсов под колесами составов возникает из-за следующих факторов:
· динамические силы – перемещение рельса и деформация частей ВСП в направлении движения.
Виды рельсовых противоугонов
На сегодняшний день используются следующие виды противоугонов в зависимости от вида железнодорожных путей:
· пружинные – для звеньевых;
· раздельное КБ и ЖБР – для бесстыковых.
В зависимости от поперечного сечения детали бывают:
Один и тот же противоугон не подойдет для всех типов рельсов. Например, для Р65 рекомендуем использовать модели П65 и ПШ1-65; для Р50 – П50 и ПШ1-50. Все модели производятся согласно ГОСТ 32ЦП-811-95. К этим деталям ВСП предъявляют высокие требования: марка стали, способ ее обработки, финишные мероприятия четко регламентированы. Высокое качество всех видов противоугонов для ж/д достигается за счет перекристаллизации стали. Это помогает улучшить выносливость и сопротивляемость ударным нагрузкам, повышает качество вторично используемых деталей, что сокращает количество замен между капитальными ремонтами путей.
Современные нагрузки на железнодорожные пути провоцируют растущие потребности в противоугонах. Стоит отметить, что связка «устройство-рельс» чаще выходит из строя из-за разгиба скоб. Сама деталь при этом еще не изношена, ее можно и нужно использовать повторно, чтобы сократить траты на обслуживание ВСП.
Установка противоугонов на железнодорожном пути
Противоугоны закрепляются по официальным схемам и нормативам. Стоит помнить, что нагрузка на пути постоянно меняются, поэтому некоторые параметры могут и должны быть пересмотрены.
В норме пружинные скобы устанавливают симметрично на подошву рельса так, чтобы она упиралась в шпалы. При повышении интенсивности угона устройства ставят в замок, что увеличивает количество пар на звено до 80–90.
Обратите внимание: при использовании деталей из стали 65 есть вероятность ослабления железнодорожных противоугонов после перестановок. Это объясняется пластической деформацией при установке за счет конструктивных особенностей: расстояние в 11 мм между боковой гранью подошвы рельса и скобой.
Практически все скобы в течение своего срока службы крепятся на пути несколько раз. Если деталь не вышла из строя, схема будет такой же, как и в случае с новой. В противном случае противоугон можно предварительно отремонтировать методом холодной правки с дальнейшей термообработкой и использовать повторно.
В случае обратного угона пути противоугоны закрепляют в экспериментальном порядке – к сожалению, единых нормативов для этого случая до сих пор не разработали. В качестве отправной точки можно обратиться к рекомендациям ТУ Восточно-Сибирской железной дороги.
Противоугон
Противоугон — один из элементов верхнего строения железнодорожного пути на деревянных шпалах и костыльном скреплении.
Назначение
Противоугон служит для предотвращения угона пути, продольного перемещения рельса при движении подвижного состава.
Конструкция
Необходимым признаком любой конструкции противоугона является изогнутая ось (скоба), служащая для создания в конструкции зон с резкой концентрацией напряжений и повышения пружинных свойств конструкции. При этом поперечное сечение заготовки для противоугонов может иметь различную форму:
Также различают пружинные и самозаклинивающиеся противоугоны, из которых пружинные являются более современной конструкцией.
Установка
Пружинные противоугоны устанавливаются снизу на подошву рельса, так что бы «зуб» противоугона располагался снаружи колеи. На однопутных участках с явно выраженным односторонним грузовым движением противоугоны располагаются только с одной стороны шпал, равно как и на двухпутных линиях. Тормозные спуски не грузового направления закрепляются с обоих сторон. На звене длиной 25 м располагается от 18 до 44 противоугонов.
Полезное
Смотреть что такое «Противоугон» в других словарях:
противоугон — противоугон … Орфографический словарь-справочник
ПРОТИВОУГОН — деталь рельсового скрепления, противодействующая угону продольному перемещению лежащих в пути рельсов под влиянием колес движущихся поездов. Фиг. 1 Фиг. 2 Имеются П., передающие угоняющие усилия на стык (стык на щебне), на подкладку, на шпалы, на … Технический железнодорожный словарь
противоугон — сущ., кол во синонимов: 1 • скоба (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПРОТИВОУГОН — приспособление в рельсовом скреплении, предназначенное для противодействия угону (продольному перемещению уложенных в путь рельсов под действием вращения колёс движущихся поездов). П. передаёт угоняющие усилия от рельса непосредственно на шпалы … Большая политехническая энциклопедия
ПРОТИВОУГОН — деталь рельсового скрепления, противодействующая продольному перемещению рельсов (т. н. угону пути) под действием колёс движущихся поездов (см. рис.). Противоугон (скоба с якорем, упирающимся в шпалу, и клин) … Большой энциклопедический политехнический словарь
Противоугон — скоба, закрепленная на подошве ж. д. рельса, упирающаяся в шпалу; элемент верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути) при костыльном скреплении рельсов и шпал. П. препятствует угону (продольному смещению) рельсов от действия на них … Большая советская энциклопедия
противоугон — противоуг он, а … Русский орфографический словарь
противоугон — (2 м); мн. противоуго/ны, Р. противоуго/нов … Орфографический словарь русского языка
противоугон — против/о/у/гон/ … Морфемно-орфографический словарь
КАМАЗ 5460-046-22 — КАМАЗ 5460 … Википедия
Противоугон
Противоугон — устройство для защемления подошвы рельса и передачи продольных сил при движении подвижного состава на шпалы или подкладки; препятствует продольному перемещению рельсов — угону пути.
Простейшие клиновые противоугоны, применявшиеся на деревянных шпалах, имели скобу, надеваемую на подошву рельса, с приваренной к ней пластиной (якорем), упирающейся в шпалу. Для защемления подошвы между ней и длинной ветвью скобы забивался клин. Сила сопротивления сдвигу клинового противоугона (20—30 кН) передавалась на балласт деревянными распорками (3 пары при щебёночном и 4 пары при песчаном балласте), которые ставились между шпалами.
На звене длиной 25 м устанавливалось следующее количество противоугонов:
На однопутных участках противоугоны устанавливались «в замок» — один навстречу другому с обеих сторон распорок.
На отечественных железных дорогах с 1947 года применяются самозаклинивающиеся противоугоны в виде скобы меньшего сечения, чем у клиновых противоугонов, с клином-якорем, упирающимся в шпалу, ставящиеся без распорок. Существенный недостаток обоих типов противоугонов — отсутствие пружинных свойств, что приводит к разработке скобы в процессе эксплуатации и проскальзыванию рельсов.
В середине 1960-х годов начали использоваться пружинные противоугоны, которые воспринимают продольные силы не менее 8 кН даже после пятикратной перестановки. Они устанавливаются без распорок, секциями от 18 до 44 на звеньях длиной 25 м симметрично относительно середины рельса. Число таких противоугонов на один рельс зависит от грузонапряжённости дороги, места установки (тормозной или нетормозной участок), характера движения на линии (однопутная или двухпутная) и т. д. На однопутных участках противоугоны устанавливаются с разных сторон движения, но без упора противоположных противоугонов в одну шпалу. Масса пружинного противоугона для рельсов Р75, Р65 и Р50 составляет 1,41, 1,36 и 1,22 кг соответственно.
⟦Пружинные противоугоны⟧
Типы: П 43, П 50, П 65
Противоугон — это пружинная скоба, которая устанавливается на подошву рельса и упирается в шпалу, препятствуя движению рельсов по шпалам. Противоугоны устанавливаются симметрично, на обеих нитках пути, а их количество на каждом участке рассчитывается согласно проекту.
Меню страницы:
Материал страницы предоставляется, как есть, без возможности редактирования и добавления информации. Данная страница несет исключительно информационный характер, хоть и имеет спонсоров в лице компаний ООО «ЛитСтройКом» и GREENRAIL GROUP S.R.L. Основная цель которая преследовалась при создании данного материала, это консолидация нужной информации на одной странице. Мы надеемся такой подход облегчит новому поколению специалистов по Ж/Д, получить актуальную информацию.
⟦Устройство противоугона⟧
На каждый из элементов верхнего строения железнодорожного пути оказывается колоссальное механическое давление. Под воздействием движущихся железнодорожных составов, имеющих вес до нескольких сотен тон, рельсы перемещаются вдоль направления их движения. Этот процесс называют угоном рельсов. Если пути смонтированы на шпалах из дерева с костыльным скреплением, для предотвращения процесса продольного перемещения рельсов используют – противоугоны.
Также существуют самозаклинивающиеся противоугоны, но пружинные противоугоны являются более современной конструкцией. Хотя и их время подошло к концу, так как путей где используются деревянные шпалы и путевые костыли, становится все меньше. Сейчас все чаше используются железобетонные шпалы и специальные рельсовые скрепления, которые выполняют функцию и костыля и противоугона одновременно.
Пружинный противоугон состоит из одной детали. Изготавливают противоугоны на специальных автоматах из горячекатанной углеродистой стали сечением 25 на 25 мм с закалкой в масле по ГОСТ 19893-74. По техническим условиям на приемку пружинных противоугонов требуется, чтобы сопротивление скольжению вдоль рельса одного противоугона после пятикратной постановки и снятия его было не менее 7845 Н (800 кгс.)
На подошву рельсов пружинный противоугон устанавливают так, что-бы его зуб располагался снаружи колеи, а захват внутри. Нижним своим выгибом противоугон упирается в шпалу.
Основные преимущества противоугона:
- Длительный срок службы – противоугон изготавливается из рельсовой стали; Простая конструкция – противоугон легко монтируется на рельсы; Стойкость к деформациям – изделия не боятся разных повреждений; Стойкость к неблагоприятным факторам – противоугон не боится окисления.
⟦Типы противоугонов⟧
Несмотря на то, что пружинных противоугонов ставят в три-четыре раза больше, чем клиновых, расход металла на них меньше, так как вес одного пружинного противоугона не превышает 1 2 кг, а вес клинового противоугона равен 4 — 5 кг. Преимущество пружинных противоугонов заключается еще и в том, что они состоят из одной детали и изготовляются металлургической промышленностью на специальных высокопроизводительных станках-автоматах из горячекатаной углеродистой стали с закалкой в масле. Стоимость их значительно ниже стоимости клиновых противоугонов, изготовляемых в дистанционных мастерских.
Противоугон П-43
- ГОСТ: 32409-2013 Чертеж: 32ЦП 811-95 Материал: сталь марки 40С2, 60С2А, 65 Форма упаковки: россыпью Количество в тонне: 884 шт. Вес: 1.13 кг. Сечение: 20 мм.
Противоугон П-43 предназначен
для крепления к рельсам Р-43
Противоугон П-50
- ГОСТ: 32409-2013 Чертеж: 32ЦП 811-95 Материал: сталь марки 40С2, 60С2А, 65 Форма упаковки: россыпью Количество в тонне: 819 шт. Вес: 1.22 кг. Сечение: 25 мм.
Противоугон П-50предназначен
для крепления к рельсам Р-50
Противоугон П-65
- ГОСТ: 32409-2013 Чертеж: 32ЦП 811-95 Материал: рельсовая сталь Форма упаковки: россыпью Количество в тонне: 735 шт. Вес: 1.36 кг. Сечение: 25 мм.
Противоугон П-65 предназначен
для крепления к рельсам Р-65
⟦ГОСТ для изготовителей⟧
Задача, которую выполняют пружинные противоугоны, очень важна для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В этой связи к изготовлению этих элементов предъявляются повышенные требования, основные из них такие:
Чертежи противоугонов
ГОСТ на изготовление пружинных противоугонов находится в данном PDF файле
Где купить противоугоны?
Если вы хотите получить прайс сразу от 10-ти российских поставщиков Материалы ВСП. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.