что такое противоречия перечислите их основные виды

Что такое противоречие? Определение, суть и причины противоречий

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Часто ли вам доводилось обсуждать с приятелями, друзьями или родственниками какие-либо вопросы и понимать, что ваши точки зрения противоположны по смыслу или между вашими мнениями наблюдаются расхождения? Почему так происходит? Что такое противоречие? Что по логике значат так называемые «противоречия»? Предлагаем детально рассмотреть данное понятие.

Определение

Часто ли противоречия встречаются в нашей повседневной жизни? Что такое противоречие? Каковы причины его возникновения? Давайте постараемся дать понятию «противоречие» определение.

Этот термин достаточно широк для интерпретаций и применяется в различных сферах жизни, но его значение остается неизменным, константой в любом контексте. В классическом понимании, противоречие состоит из логической несовместимости между двумя или более суждениями.

Это происходит, когда предложения, рассматриваемые вместе, дают два вывода, которые образуют логические, обычно противоположные по смыслу версии.

Иллюстрируя общую тенденцию в прикладной логике, закон несогласия Аристотеля гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же было и не было присуще одному и тому же в одно и то же время в одном и том же отношении».

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Природа противоречий

Суть любого противоречия заключается в диаметральной противоположности точек зрения. Так как два противоположных по смыслу утверждения не могут быть истинны одновременно, противоречия сопровождаются дебатами с приведением аргументов в пользу своей точки зрения. Именно расхождения во взглядах на какие-то конкретные вещи или события становятся двигателем для развития научного знания. Вполне нормально, что позиции разных людей на одни и те же вещи могут не сходиться, в этом даже прослеживается определенный шарм: возможность ознакомиться с точкой зрения оппонента и необходимость приведения доказательств в споре является профилактикой стагнации.

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Корень противоречий

Нестандартность мышления индивидов, разное восприятие происходящих событий, разные жизненные цели, приоритеты и психологические особенности отдельно взятой личности. Все эти факторы являются причинами противоречий. Чаще всего люди незатруднительно приходят к консенсусу или компромиссу, в идеале — почерпывая пользу для себя из аргументов оппонента, потому что часто такие ситуации позволяют взглянуть на предмет спора под другим ракурсом и открыть для себя что-то новое, о чем никогда не задумывался ранее.

Типология противоречий

Различают несколько типов противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Внутреннее противоречие означает несогласия между представителями одного вида, одной этнической группы, национальности и так далее. Соответственно, внешние противоречия возникают между различными видами, социальными группами, расами. Основные и неосновные противоречия являются разветвлением внутренних противоречий. Первые означают затрагивание фундаментальных и принципиальных вопросов, касающихся отдельно взятого вида, группы, национальности. Неосновные несогласия второстепенны, встречаются не так часто, так как не затрагивают глобальных и основополагающих для определенных групп вопросов. Антагонистические противоречия характеризуют взаимодействия между группами, принципиально противопоставленными друг другу. Компромисс между ними невозможен. В свою очередь, неантагонистические несогласия означают, что в итоге стороны все же придут к консенсусу.

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Несогласия в политике

Частота возникновения противоречий в политике достаточно высока, потому что эта сфера очень подвижна, а также поводы для препирательств возникают часто. Противоречия могут возникать между политическими партиями с различными друг от друга идеологиями, между государством и гражданами. Такие противоборства являются основой политико-властных отношений и постепенно интегрируются во все сферы нашей жизни. Существует два фундаментальных метода разрешения подобных спорных ситуаций: первый заключается в тотальном подавлении и, буквально, уничтожении противника. Суть второго метода состоит в поиске консенсуса путем переговоров, диалога. Естественно, второй метод куда демократичнее и применяется чаще первого, но не стоит отрицать, что первая методика тоже часто встречается на политической арене.

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Современные противоречия

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Логика Аристотеля

Каждое категорическое предложение может быть сведено к одной из четырех логических форм.

Аристотель утверждает, что между этими четырьмя видами суждения существуют определенные логические связи. Он говорит, что каждому утверждению соответствует ровно одно отрицание и что каждое утверждение и его отрицание «противоположны», так что всегда один из них двух тезисов должен быть истинным, а другой ложным. Примерами противоречий являются «каждый человек белый» и «не каждый человек белый» (также читается как «некоторые люди не белые»), «ни один человек не белый», а «какой-то человек белый».

что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть фото что такое противоречия перечислите их основные виды. Смотреть картинку что такое противоречия перечислите их основные виды. Картинка про что такое противоречия перечислите их основные виды. Фото что такое противоречия перечислите их основные виды

Эти положения стали основой диаграммы, созданной Боэцием и используемой средневековыми логиками для классификации логических отношений. Предложения помещаются в четыре угла квадрата, а отношения представлены в виде линий, нарисованных между ними, из чего последовательно получается «Логический квадрат».

Вывод

Противоречия существовали задолго до нас, существуют и будут существовать всегда. Суммируя ответ на вопрос «что такое противоречие», можно сказать, что оно ─ незаменимый двигатель всей нашей цивилизации, хоть это может быть и неочевидно с первого взгляда. Но есть гуманные методы решения различных видов решения споров. Чаще всего это применение логики, объективное рассмотрение всех аргументов и, как следствие, принятие компромисса.

Источник

4.4. Виды противоречий

4.4. Виды противоречий

Логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно. Но неужели кто-то станет нечто утверждать и то же самое тут же отрицать? Неужели кто-то будет всерьез доказывать, например, что один и тот же человек в одно и то же время и в одном и том же отношении является и высоким, и низким или, что он одновременно и толстый, и тонкий, и блондин, и брюнет и т. п.? Конечно же нет. Если принцип непротиворечивости мышления столь прост и очевиден, то стоит ли называть его логическим законом и вообще – уделять ему какое-либо внимание?

Дело в том, что противоречия бывают контактными, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте) и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе или главе может утверждаться то, что отрицается в другом. Понятно, что контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: будучи неочевидными и не очень заметными, они часто проходят (проскальзывают) мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются, и поэтому их часто можно встретить в интеллектуально-речевой практике. Так, например, уже упоминавшийся нами В. И. Свинцов – известный автор учебников по логике – приводит пример из одного учебного пособия, в котором с интервалом в несколько страниц сначала утверждалось: «В первый период творчества Маяковский ничем не отличался от футуристов», а затем: «Уже с самого начала своего творчества Маяковский обладал качествами, которые существенно отличали его от представителей футуризма». (См.: Свинцов В. И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М.: Скорина, 1998. С.144).

Противоречия также бывают явными и неявными. В первом случае одна мысль непосредственно противоречит другой, а во втором случае противоречие вытекает из контекста: оно не сформулировано, но подразумевается. Например, в учебнике «Концепции современного естествознания» (это предмет, который в настоящее время изучается во всех вузах) из главы, посвященной теории относительности А. Эйнштейна, следует, что по современным научным представлениям пространство, время и материя не существуют друг без друга: без одного нет другого. А в главе, рассказывающей о происхождении Вселенной, говорится о том, что она появилась примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва, во время которого родилась материя, заполнившая собой все пространство. Из этого высказывания следует, что пространство существовало до появления материи, хотя в предыдущей главе речь шла о том, что пространство не может существовать без материи (См.: Концепции современного естествознания. Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1997. С.106–127). Явные противоречия, так же как и контрактные, встречаются редко. Неявные противоречия, как и дистантные, наоборот, в силу своей незаметности намного более распространены в мышлении и речи.

Если совместить рассмотренные выше деления противоречий на контактные и дистантные, а также на явные и неявные, то получится четыре вида противоречий:

1. Контактные и явные противоречия (можно назвать их иначе – явные и контактные, – что не меняет сути);

2. Контактные и неявные;

3. Дистантные и явные;

4. Дистантные и неявные.

Примером контактного и явного противоречия может служить такое высказывание: Водитель Н. при выезде со стоянки грубо нарушил правила, т. к. он не взял устного разрешения в письменной форме. Еще пример контактного и явного противоречия: Молодая девушка преклонных лет с коротким ежиком темных вьющихся белокурых волос изящной походкой гимнастки, прихрамывая, вышла на сцену. Как видим, такого рода противоречия настолько очевидны, что могут использоваться только для создания каких-нибудь комических эффектов. Остальные три группы противоречий сами по себе тоже комичны, однако, будучи неочевидными и малозаметными, они употребляются вполне серьезно и создают значительные коммуникативные помехи. Поэтому наша задача – уметь их распознавать и устранять. Пример контактного и неявного противоречия: Эта выполненная на бумаге рукопись создана в Древней Руси в XI в. (в XI в. на Руси еще не было бумаги). Пример дистантного и явного противоречия был приведен выше в виде двух высказываний о Маяковском из одного учебного пособия. Пример дистантного и неявного противоречия также рассмотрен выше в виде различных утверждений о взаимоотношении материи и пространства из учебника «Концепции современного естествознания».

Наконец, наверное каждому из нас знакома ситуация, когда мы говорим своему собеседнику (или он говорит нам): «Ты сам себе противоречишь». Как правило, в этом случае речь идет о дистантных или неявных противоречиях, которые, как мы увидели, достаточно часто встречаются в различных сферах мышления и жизни. Поэтому простой и даже примитивный, на первый взгляд, принцип непротиворечивости мышления имеет статус важного логического закона.

Важно отметить, что противоречия также бывают мнимыми. Некая мыслительная или речевая конструкция может быть построена так, что на первый взгляд выглядит противоречивой, хотя на самом деле никакого противоречия в себе не содержит.

Например, известное высказывание А. П. Чехова: В детстве у меня не было детства кажется противоречивым, т. к. оно вроде бы подразумевает одновременную истинность двух суждений, одно из которых отрицает другое: У меня было детство и У меня не было детства. Таким образом, можно предположить, что противоречие в данном высказывании не просто присутствует, но и является наиболее грубым – контактным и явным. На самом же деле никакого противоречия в чеховской фразе нет. Вспомним, закон противоречия нарушается только тогда, когда речь идет об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. В рассматриваемом высказывании речь идет о двух разных предметах: термин детство употребляется в различных значениях – детство как определенный возраст и детство как состояние души, пора счастья и безмятежия. Хотя и безо всех этих теоретических комментариев, скорее всего, вполне понятно, что хотел сказать А. П. Чехов в этих своих словах. Обратим внимание на то, что кажущееся противоречие использовано им, по всей видимости, преднамеренно, для достижения большего художественного эффекта. И действительно, благодаря ненастоящему противоречию, чеховское суждение является ярким и запоминающимся, представляет собой удачный афоризм. Как видим, мнимое противоречие вполне может быть художественным приемом. Достаточно вспомнить названия многих известных литературных произведений: «Живой труп» (Л. Н. Толстой), «Мещанин во дворянстве» (Ж. Б. Мольер), «Барышня-крестьянка» (А. С. Пушкин), «Горячий снег» (Ю. В. Бондарев) и др. Иногда на мнимом противоречии строится заголовок газетной или журнальной статьи: «Знакомые незнакомцы», «Древняя новизна», «Необходимая случайность» и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

[10) Превращение возможности кризиса в действительность. Кризис как проявление всех противоречий буржуазной экономики]

[10) Превращение возможности кризиса в действительность. Кризис как проявление всех противоречий буржуазной экономики] Прежде чем идти дальше, отметим следующее.Отделение друг ют друга процесса производства (непосредственного) и процесса обращения представляет собой

1. Возможное изменения структуры противоречий

1. Возможное изменения структуры противоречий Сказанное в предыдущих главах позволяет думать, что логика истории нам открывает ее новую страницу. Мы постепенно приходим к пониманию того, что человечество приближается к очередному перелому истории, который, вероятнее

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В переходный от капитализма к социализму период в нашей стране было успешно преодолено неантагонистическое противоречие между самой передовой в мире политической властью и отсталой технико-экономической базой

Движение диалектических противоречий. Противоречия товара

Движение диалектических противоречий. Противоречия товара Глубинную сущность диалектики в целом, ее ядро составляет закон развития объектов через единство и борьбу внутренне присущих им противоположностей, т.е. через динамику свойственных им противоречий. «Капитал» –

3. Разработка проблем теории диалектики социализма. Анализ новых видов противоречий

3. Разработка проблем теории диалектики социализма. Анализ новых видов противоречий Важнейшим источником развития материалистической диалектики в переходный период явилось исследование объективных диалектических закономерностей строительства социалистического

Виды рая

Виды рая Брахма Имеются, гласят священные книги индусов, многие помещения в жилище праведников. Первый рай – рай Индры,[112] где принимают добродетельные души любой касты и пола; второй рай – рай Вишну,[113] куда могут проникнуть только его почитатели; третий предназначен для

1. Государство — продукт непримиримости классовых противоречий

1. Государство — продукт непримиримости классовых противоречий С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих

IV. Разрешение системных противоречий (контра-дифференциация)

IV. Разрешение системных противоречий (контра-дифференциация) Из системных противоречий вытекает организационная задача, тем более настоятельная, чем сильнее их развитие, задача их разрешения или устранения. Жизнь ее решает или отрицательным путем, — разрушается самая

Региональные аспекты противоречий

Региональные аспекты противоречий Во-первых, это Ближний Восток. Вашингтону не нравится, что уже в конце 1990-х гг. Пекин предложил современную военную технологию Ирану. Жесткий протест Америки на данном этапе частично сработал, но в дальней перспективе Китай едва ли

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые

23–25. Апостольское учение лишено противоречий; в нем явлена вся истина, полученная от Христа

23–25. Апостольское учение лишено противоречий; в нем явлена вся истина, полученная от Христа 23. А чтобы поглумиться над некоторым незнанием апостолов, они указывают, что Петр и бывшие при нем были обличены Павлом[301]. «Значит, – говорят, – у них чего-то недоставало»;

Источник

Противоречие

1) диалектическое — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения (См. Самодвижение) и развития (См. Развитие) объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей (См. Единство и борьба противоположностей), категория П. занимает центральное место в материалистической диалектике: по мысли В. И. Ленина «. диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 203).

В истории диалектики первая значительная концепция П. принадлежит Гераклиту: «вечное становление», возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий для всего сущего закон. Платон, воспринявший диалектические идеи элеатов (см. Элейская школа) и Сократа, развивает учение о П. в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и т.д. противоречивы по необходимости, по своей внутренней природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским (См. Николай Кузанский) и Дж. Бруно, у которых П. трактуется как внутреннее соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П. получает в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг), в особенности у Г. Гегеля (См. Гегель), для которого основные черты П. — всеобщность и объективность. Рассматривая П. как «. корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М. — Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектическими моментами для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности с логическим содержанием категории П., а также истолкование в некоторых случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что было обусловлено исходными идеалистическими и метафизическими посылками его системы.

Подлинно научная и последовательно материалистическая разработка и обоснование учения о П. как универсальном принципе всякого развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие — В. И. Ленину.

Развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определённое и составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектический принцип П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей — абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что П. есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта. Энгельс писал: «. если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность между „пребыванием одной и той же” и „изменением”, заключается противоречие» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 640).

Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует П., не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий (См. Различие) и противоположностей (См. Противоположность) имеет несколько ступеней. На первоначальной ступени, существуя ещё в возможности, П. выступает как Тождество, содержащее несущественное различие. Следующая стадия — существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (там же, т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П., их разрешение и в то же время возникновение новых П.

Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и социальная борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П., которые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путём развития — к более высокой форме, или путём разрушения — к более низкой форме бытия.

Характер П. зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные П. Внутренние П. — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних П., но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние П. — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние П.

Антагонистические П. — это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они возникают на основе частной собственности на средства производства и враждебности коренных интересов противоположных классов. Такого рода П. разрешаются путём уничтожения данного общественного строя и создания нового. Они, как правило, заостряются до конфликта и выливаются в социальную революцию.

Неантагонистические П., специфичные для всех общественных отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между классами, основные интересы и цели которых совпадают. Социалистическая революция разрешила и тем самым устранила антагонистические П., но она не ликвидировала П. вообще. Социальное единство социалистического общества не означает ограничения действия закона диалектических П. В условиях социализма существуют П., носящие неантагонистический характер, например между развивающимся производством и растущими потребностями, между передовым и отсталым, между научным мировоззрением и религией, между творческим мышлением и догматизмом.

Основные П. — это П., играющее решающую роль в развитии. Например, основное П. современной эпохи — П. между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистической формацией. Основное П. накладывает отпечаток на все остальные П.

П. — важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. П., возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают П. объективной реальности. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно.— Ред.) в более высокие формы» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526). Если Метафизика, ограничиваясь лишь констатацией П., рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических П. предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. «Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 317).

На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон П. в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого — самодвижущееся органическое целое.

Специфической формой существования диалектических П. в познании выступают антиномии (См. Антиномия), имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося объективного П. Познавательные антиномии служат формой теоретического воспроизведения диалектических П. в научных теориях, развитие которых осуществляется в результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествовавших теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий, возникающих в теоретическом мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.

Принцип П. получает идеалистическое и метафизическое истолкование в современной буржуазной философии. Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, «трагическая диалектика», «негативная диалектика») рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение противоположностей, которое постигается только интуицией. Позитивизм и Неопозитивизм сводят П. к внешнему отношению между противоположными сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной (коррелятивной) связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа П.

Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о П. являются механистическое истолкование диалектики и подмена её Релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Вместе с тем при рассмотрении П. социализма современные ревизионисты исключают или сводят на нет момент единства, выдвигая на первый план борьбу. «Левые» ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических П., рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические П. — как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни.

Диалектико-материалистический принцип П., составляющий ядро диалектического метода исследования и преобразования бытия и сознания, имеет большое мировоззренческое и методологическое значение как для научного познания, так и для общественной практики, успешной борьбы за коммунизм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969; История марксистской диалектики, М., 1971; История античной диалектики, М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974. См. также лит. при статьях Диалектика, Диалектическая логика.

2) В формальной логике — пара противоречащих друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из которых является Отрицанием другого. П. называется также сам факт появления такой пары суждений в ходе какого-либо рассуждения или в рамках какой-либо научной теории. Соответственно в формализованных языках (См. Формализованный язык) математической логики и в основанных на них формальных системах под П. понимают любую пару формул вида А и ⌉А (⌉ — знак отрицания) либо конъюнкцию (См. Конъюнкция) таких формул А&⌉А, либо, наконец, констатацию факта обнаружения доказуемости такой конъюнкции. П., полученное в результате некоторого рассуждения (или формального доказательства), служит свидетельством ложности посылок этого рассуждения (доказательства); в этом состоит известный приём опровержения суждений — т. н. reductio ad absurdum, или приведение к нелепости (см. Доказательство от противного). Точно так же П., обнаруженное в рамках какой-либо теории (содержательной или формальной — безразлично), обесценивает эту теорию и положенные в её основу принципы (аксиомы (См. Аксиома), Постулаты), свидетельствуя об их ложности (или неприемлемости в формальном случае), поскольку в такой противоречивой теории можно получить (вывести, доказать) любое суждение, выразимое на её языке. См. Непротиворечивость, Парадокс, Противоречия принцип и лит. при этих статьях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *