что такое просушка дорог
Закрытие дорог на просушку в 2021 году в регионах России – сроки временного ограничения движения грузовиков 09:00, 15 февраля 2021 Версия для печати
Весенние ограничения движения в регионах России. Сроки и осевые нагрузки.
В ряде регионов России региональные и муниципальные автодороги весной закрываются на просушку. Для проезда грузового транспорта в этот период необходимо оформить специальное разрешение, иначе штрафа за нарушение не избежать. Сроки ограничений устанавливают власти регионов, при этом в некоторых областных и даже районных центрах муниципалитеты могут устанавливать свои, обособленные сроки.
В большинстве случаев ограничивается максимальная осевая нагрузка. При этом её значение чаще всего зависит от количества осей у транспортного средства.
На федеральных трассах весенние ограничения не вводятся с 2018 года. В Минтрансе отмечают, что сеть федеральных дорог общего пользования находится в нормативном состоянии, а отказ от ограничений сделает работу перевозчиков более эффективной.
Весной 2019 года против весенних ограничений выступила ФАС. В антимонопольной службе посчитали, что просушка препятствует свободному перемещению товаров. В некоторых регионах призывы антимонопольщиков услышали и весенние перекрытия отменили, но далеко не везде. Весной 2020 года творилась неразбериха: из-за пандемии коронавируса правительство приказало властям регионов отменить просушку, но приказ несколько запоздал – в некоторых субъектах федерации ограничения уже вступили в силу. В итоге Ространснадзор приостановил весовой контроль автомобилей, перевозящих товары первой необходимости, из-за чего ограничения стали не актуальны для многих (хоть и не для всех) перевозчиков.
Несмотря на споры и обоснованные сомнения в эффективности весенних ограничений, региональные дороги на просушку закроют и в 2021 году. Осуществлять движение в этот период сможет лишь транспорт, получивший необходимое разрешение.
Мы будем собирать всю доступную информацию на этой странице. Таблица регулярно дополняется: чтобы увидеть последнюю редакцию, обновите страницу.
Особенности автомобильных грузоперевозок в весенний период
Транспортные грузоперевозки в весеннюю пору сопряжены с рядом трудностей. Это время года с долгожданной оттепелью каждый год побуждает перевозчиков к внесению существенных корректив в расписания машин. Причиной тому является временное закрытие трасс на «просушку». На таких автомагистралях вводится ряд определенных ограничений на передвижение автомобилей с нагрузкой на ось, превышающей максимальные допустимые значения для этого периода. Однако, стоит отметить, что грузоперевозки грузов независимо от времени года продолжают осуществляться на регулярной основе.
«Просушка» дорог
«Просушку» автотрасс осуществляют с целью предотвращения дополнительных повреждений покрытия дорог при перемещении многотонных транспортных средств. Магистрали при весеннем паводке становятся наиболее уязвимыми.
Традиционно закрытие автомагистралей приходится на период с 1-го апреля по 25-ое июня. «Просушка», как правило, берет начало в Центральном регионе и происходит в несколько этапов, двигаясь к Дальневосточному округу.
Стоит отметить, что в этот период автомагистрали закрыты не полностью, но для того, чтобы перемещаться по таким трассам, не обойтись без получения специального разрешительного документа. Цена такого пропуска существенна, в связи с чем, многими транспортными компаниями, выбираются иные маршруты.
Ситуация с «просушкой» касается интересов не только исполнителей, но и заказчиков. В это время услуги на перемещение товарно-материальных ценностей существенно возрастают в стоимости. Причиной тому является возникающая у транспортных предприятий необходимость в возмещении издержек, появляющихся при данных условиях.
Увеличение стоимости транспортировок, в свою очередь, влияет на бизнес-планы грузоотправителей, провоцируя снижение итоговой прибыли, планируемых к получению при проведении торговых операций. Неприятные последствия дорожной политики можно обойти. Для этого достаточно выбирать автоперевозчиков с особой внимательностью.
Перевозки весной крупными транспортными предприятиями — выгода грузоотправителей
Все транспортные компании ежегодно сталкиваются с весенними дорожными ограничениями в своей непростой работе. Но именно профессионализм крупных перевозчиков, грамотная подготовка к весне и анализ предстоящих расходов позволяет им держать цену на свои услуги на неизменном уровне. Таких компаний довольно много. Как не ошибиться в выборе транспортной организации, и какой из них можно доверить ценный груз?
Для маленьких предприятий с узким ассортиментом продукции для отправки небольших партий товаров лучше всего отдать предпочтение сборному способу доставки груза. В чем его преимущество? В цене. Товар поступает в компанию перевозчика, которая дополнительно грузит машину заказами других клиентов. В результате стоимость перевозки формируется, исходя из реального объема и веса товара, т.е. каждый платит только за свой груз. Фрахтовка фуры в этом случае нецелесообразна, т.к. платить придется за всю машину независимо от объема и веса перевозимого груза.
Перевозятся сборные грузы преимущественно многотонными фурами. Но далеко не все компании могут оказывать услуги по перевозке в весенний период. Если все же посчастливилось найти компанию, которая готова перевезти груз и не завышает при этом цену на свои услуги, то смело соглашайтесь. Никаких подвохов и дополнительных платежей не будет, т.к. компания заранее подготовилась к предстоящему закрытию дорог и работает в обычном для себя режиме.
Принято считать, что весенняя «просушка» межрегиональных дорог затрудняет перевозку грузов автомобильным транспортом. Это относится не ко всем транспортным компаниям. Надо всего лишь найти ту, которая своевременно и профессионально выполняет взятые на себя обязательства по доставке даже в такой непростой период для себя и своего заказчика.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
«Собирать деньги с грузовиков уже не получается». Почему весенние ограничения могут стать историей 15:28, 14 апреля 2021 Версия для печати
С каждым годом всё больше регионов отказывается от сезонной просушки дорог. Почему так происходит и причем здесь дефицит грузовиков?
В регионы России пришла весна. Из-за таяния снега несущая способность дорог снизилась, и местные власти по привычке закрывают их для большегрузного транспорта. Интересно, что в 2021 году многие регионы решили отказаться от весенних ограничений.
В 2020 году ограничения были отменены в еще бо́льшем количестве регионов по решению правительства – из-за пандемии COVID-19. Поэтому нынешнюю ситуацию нужно сравнивать с событиями 2019 года: тогда не стали закрывать дороги для грузовиков 18 регионов. В нынешнем году их число выросло до 22. К регионам, решившим отказаться от весенней просушки, присоединись Тамбовская, Кировская, Пензенская, Саратовская и Свердловская области. Липецкая область, не закрывавшая дороги в 2019 году, напротив решила устроить просушку (она завершилась 14 апреля).
Особняком стоит Кемеровская область, где весенние ограничения прошли по нестандартному сценарию. Осевые нагрузки и допустимый общий вес транспортного средства здесь на время просушки снижать не стали; фуры без перегруза продолжили свободно ездить по местным дорогам. А вот разрешения на перевозку тяжеловесных грузов на время ограничений подорожали в 3 раза.
Представители региональных управлений и министерств идут на контакт неохотно и о причинах отмены ограничений предпочитают не распространяться. Тем не менее, в Дирекции транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нам рассказали, что отменить просушку решили по рекомендации Федеральной антимонопольной службы, выступившей против весенних ограничений двумя годами ранее.
Напомним: в 2019 году ФАС рекомендовала регионам отказаться от весенних ограничений. Поводом для рекомендации стало обращение Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), пожаловавшихся на значительные сложности, с которыми сталкиваются её участники в период просушки.
Антимонопольщики пришли к выводу: ограничения препятствуют свободному перемещению товаров, необходимому для функционирования и развития экономики. Они посоветовали регионам брать пример с Минтранса, в 2018 году отменившего ограничения на федеральных трассах.
К сожалению, к рекомендациям ФАС прислушались далеко не везде. Однако перевозчики из регионов, в которых ограничения больше не вводятся, наверняка благодарны антимонопольной службе за кардинальное решение сезонной проблемы.
Вода камень точит
Своим мнением о причинах и поводах для отмены весенних ограничений с нами поделился член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик», владелец транспортной компании из г. Курган Игорь Пасынков:
— В Минтрансе уже давно, с подачи Валерия Евгеньевича Войтко, бытует мнение о том, что движение по дорогам, ведущим от федеральных трасс к основным центрам загрузки, получения грузов, ограничиваться не должно.
Если одни регионы закрывают дороги, то тем, кто их не закрывает, надо бы добавлять деньги на восстановление, реконструкцию дорог, а тем, кто закрывает – наоборот ограничивать получение средств из дорожного фонда.
Если раньше эта мысль высказывалась на собраниях ОНФ и была всего лишь мнением общественной организации, то сегодня её подхватили серьёзные люди из НАМИ, которые профессионально занимаются дорожным строительством. Отраслевая наука по указанию Федерального дорожного агентства перестала вертеть ж*пой и тоже поддержала эту идею.
Поэтому злоупотребления, которые допускают чиновники, дают мгновенный негативный эффект. Взгляните на ситуацию с весовым контролем: даже Нижегородская область, которая совсем недавно хвасталась, как много денег удаётся собирать с перевозчиков, сегодня говорит о том, что АПВГК работают некорректно.
Конечно, всюду есть отставные начальники ГИБДД, которые покупают эвакуаторы, открывают штрафстоянки и начинают беспредельничать. Но их действия противоречат глобальным интересам экономики России. Местные власти замечают негативный эффект, и губернаторы начинают задавать вопросы.
Я думаю, весенние ограничения скоро станут историей. Мы же помним, как отменили ограничения на федеральных трассах. Вода камень точит.
Отмена весенних ограничений – объективная экономическая необходимость, она назрела и проявилась уже давно, но сегодня ощущается особенно сильно.
На просушку: где и какие ограничения действуют весной для грузовиков
«Весеннее обострение» — так называлась наша статья в АР №8, 2012: в ней рассказывалось о том, как российские власти ежегодно закрывают дороги на просушку, вводя драконовские ограничения по нагрузкам для грузовиков. Прошло семь лет — что изменилось?
Годами российские дальнобойщики стонали от временных весенних ограничений на подавляющем большинстве шоссе, включая федеральные трассы. Но Росавтодор смилостивился — и с 2018 года ограничений на «федералках» уже нет. Правда, эти магистрали связывают только крупнейшие города страны, а чтобы добраться до прочих населенных пунктов, надо съезжать на местные шоссе — и вот там проезд грузовикам, как правило, запрещен. Мало того, кое-где федеральные трассы превращаются в муниципальные, проходя через города, — и федеральных объездов этих участков до сих пор не существует.
Это не зимник, а трасса на севере Камчатки в мае! Интересно, на нее тоже распространяются ограничения?
Ну а поскольку весенние ограничения налагаются не централизованно, а местными властями, грузоперевозки превращаются в настоящий пазл, сложить части которого еще та задача. Прежде всего, разные регионы закрывают свои дороги в разные сроки, которые даже у ближайших соседей зачастую не совпадают. Так, в Омской области — с 9 апреля по 8 мая, в Красноярском крае — с 10 апреля по 16 мая, а между ними, в Новосибирской области, — с 29 апреля по 31 мая.
Да что там регионы, если в некоторых областях установили разные даты для разных дорог! Допустим, 7 мая на большинстве костромских шоссе отменят весовые запреты, а вот на подъезде к Мантурово или городу Шарья транспортников встретят запрещающие знаки — и, не исключено, инспекторы следом.
Этому автопоезду точно не страшны весенние ограничения
Подобная чехарда творится и с самими ограничениями. Многие регионы вводят почти одинаковые нагрузки на оси: для одиночной — не более шести тонн, для осей двухосной тележки — по пять тонн, трех- и четырехосной тележки — по четыре. В части областей решили не париться с расчетами и оставили лишь одно значение.
Но и тут в товарищах согласья нет: к примеру, в Ивановской и Ленинградской областях кое-где уменьшили нагрузку аж до трех тонн на ось — там даже на пустой фуре не проехать. А еще весенние нагрузки варьируются в зависимости от типов дорог и даже их конкретных участков.
Экзотическая австралийская сцепка о 12 осях отлично подошла бы для сезонных перевозок по нашим дорогам: при допустимой у нас полной массе 44 т здесь придется в среднем по 3,6 т на ось
Интересно, что в некоторых регионах ограничения не касаются международных перевозок, а вот в других — скажем, под Брянском, Владимиром, Калугой и еще в двадцати областях — «международники» попадают по полной программе. А ведь сколько производств и складов расположено не на федеральных трассах!
Справедливости ради надо сказать, что несколько регионов полностью отказались от весенних ограничений, — таких временных дорожных знаков больше не встретишь под Москвой, в Белгородской, Калининградской и Ростовской областях, в Забайкалье и Адыгее. А еще в Краснодарском крае, Крыму и на Кавказе.
А вот российский «многоног» — король перегруза! Но если возить на нем по норме, можно и проехать под весенние знаки
Ну а на какой транспорт запреты не распространяются? Это прежде всего автобусы. Еще разрешены «перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива (список неодинаков по регионам. — Прим. М. Ч.), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов». Также из перечней исключены МЧС, дорожники и военные.
Забавно, что примерно половина администраций, издавших указы, включила в список коммунальные службы, а вот остальные, видимо, забыли. Есть и местные особенности: в Карелии ограничения не касаются грузовиков-щепкорубов, а в Астраханской и Брянской областях отдельно разрешено перевозить цыплят, телят и рыбьих мальков.
Финский вариант легкого автопоезда: тягач на базе развозной модели Mercedes Atego и двухосный полуприцеп
Впрочем, список грузов, которые можно возить «под знаки», расширяется: после обращений Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) в ситуацию даже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В результате в перечне исключений появился забытый было, но очень важный пункт — «перевозка смазок и специальных жидкостей (охлаждающих, тормозных и т.д.)».
Однако остается открытым все тот же вопрос: что делать остальным? Можно, конечно, заранее купить пропуск, позволяющий ездить по закрытым участкам (так называемая компенсация будущего ущерба). Только это зачастую лишено смысла: плата за километр может составить, к примеру, шесть тысяч рублей. Еще можно официально оплатить перегруз, но смысла в этом еще меньше: как насчет 20 тысяч рублей за лишнюю тонну на каждую ось? Поэтому большинство перевозчиков, которым надо преодолеть закрытые на просушку дороги, традиционно выбирают третий путь — едут на свой страх и риск, а если остановят, договариваются на месте.
Это не Фотошоп: такие автопоезда встречаются в Америке. Для наших весенних дорог — самое то!
Эх, построить бы все российские дороги так, чтобы снег не сходил вместе с асфальтом, и сделать, чтобы грузовики ездили без всяких весенних ограничений! Но это уже из разряда несбыточного.
Нечего сушить: регионы отменяют весенние ограничения 17:55, 25 марта 2020 Версия для печати
Регионы России рапортуют об отмене сезонной просушки. Похоже, что всё дело в коронавирусе – но перевозчики уверены, что и без пандемии никакого смысла в закрытии дорог нет.
Федеральные трассы не закрываются на просушку с 2018 года. С региональными дорогами всё сложнее: решения об их закрытии принимаются на уровне субъектов. В прошлом году весенние ограничения отменили лишь в нескольких регионах. Казалось, что и в наступившем 2020-м ситуация не изменится – но коррективы внесла пандемия коронавируса.
По поручению зампреда
Вчера об отмене весенних ограничений сообщил Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области. Чуть позже стало известно, что дороги Марий Эл тоже не будут закрываться на сезонную просушку. А сегодня с таким же заявлением выступил Мурманский Автодор.
Мы связались со службами, сообщившими об отмене ограничений, и поинтересовались причиной решения. В одном из ведомств нам дали такой ответ:
— Ограничения отменены на основании протокола совещания у заместителя председателя правительства РФ Хуснуллина от 16 марта 2020 года. Пункт шестой: высшим должностным лицам и руководителям высших исполнительных органов государственной власти РФ – обеспечить принятие решения о неприменении на весенний период 2020 года временных ограничений движения по автомобильным дорогам регионального и местного значения транспортных средств с нагрузкой на ось. По идее, такое решение должно быть принято во всех регионах.
Информации об этом совещании в прессе нет. Возможно, встреча прошла за закрытыми дверями. Но упоминания о поручении Марата Хуснуллина в интернете найти всё-таки можно.
О нём говорится в пресс-релизе, опубликованном администрацией одного из районов Чувашии. Упоминается о нём и на сайте администрации Чебоксар, где перевозчикам с сегодняшнего дня начали возвращать собранные на постах весового контроля деньги. О поручении Хуснуллина пишет в своём Instagram глава городской администрации Алексей Ладыков:
А на сайте Минтранса республики Марий-Эл указано, что дороги не будут закрывать
«. в целях обеспечения доступности продовольственных и иных товаров, в том числе средств индивидуальной защиты, для населения и поддержания необходимого объема таких товаров на объектах торговли и объектах общественного питания в период противодействия коронавирусной инфекции».
И хотя официальных данных пока нет, можно предположить, что к уже объявившим об отмене ограничений регионов вскоре присоединятся другие. Причиной радикального решения, по всей видимости, стало стремление правительства поддержать бизнес в условиях ограничений, вызванных распространением коронавируса.
Нечего сушить
Председатель Объединения перевозчиков (ОПР) России Сергей Владимиров возможную отмену весенних ограничений в регионах оценивает положительно. Перевозчиков, у которых есть работа, она избавит от головной боли. А вот в целесообразности ежегодной сезонной просушки глава ОПР сомневается.
— Если судить по здравому смыслу, то ограничения особо и не нужны: морозов у нас не было, – рассуждает Сергей Владимиров. – Всю зиму стояла весенне-осенняя распутица, и почему-то ездить не запрещали. Просушка в нынешних реалиях бесполезна: дороги надо нормальные строить!
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин также считает весенние ограничения пережитком прошлого, от которого необходимо избавиться.
— У нас зимы не было, ну что мы будем сушить? Ограничения вводятся каждый год, приблизительно в одно и то же время, когда все уже просохло и светит солнце, и это бредятина. Пережиток совдепии. Тогда можно было остановить предприятие и сказать: сушим дороги. Но тогда государство выплачивало всем зарплаты, да и налоги никто не требовал. А сейчас другие реалии, рыночная экономика, – рассуждает Владимир Матягин.
Закрытие дорог на просушку, отмечает президент «Грузавтотранса», вводится только на бумаге. Машины в любом случае будут ездить, получая спецразрешения или «решая вопросы» другими способами.
— Сезонные ограничения это, в первую очередь, подспорье для региональных бюджетов, которые в России (за исключением десятка регионов) дотационные, поэтому их так упорно вводят, – рассуждает генеральный директор GTE Logistics Денис Гиниятов. – Плюс, конечно, где-то это кормушка на пропусках.
Предприниматель подчеркивает, что из-за весенних ограничений бизнесу приходится перестраивать свою работу: менять график поставок, наращивать товарные запасы, временно сокращать объем производства. Некоторым сотрудникам во время просушки приходится уходить в отпуск.
— Я не специалист по строительству дорог, но если Москва в прошлом году отменила ограничения (а трафик тут самый сложный в России), то отменить их могут и другие регионы. Тем более центральные, где зимы не было.
А если учитывать коронавирус, то отмена ограничений может стать подспорьем для всего бизнеса: нагрузка на дороги в ближайшее время упадет и без их закрытия,
– отмечает Денис Гиниятов.
О необходимости отмены весенних ограничений говорят уже давно. В прошлом году у перевозчиков появился неожиданный союзник в лице ФАС: тогда служба заявила, что просушка дорог в период распутицы препятствует свободной торговле, и некоторые регионы прислушались к мнению антимонопольщиков.
Отмена сезонной просушки вряд ли позволит определить, как сильно грузовики портят переувлажненные дороги – ведь они ездят по ним и тогда, когда движение ограничено. Но она может стать прецедентом, демонстрирующим бесполезность ограничений для региональных властей. В таком случае вполне возможно, что в следующем году список регионов, в которых не будут вводиться весенние ограничения, станет шире.