что такое просмотровое чтение
просмотровое чтение
Смотреть что такое «просмотровое чтение» в других словарях:
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ. См. просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение — … Википедия
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение просмотровое — это предварительное чтение, на основе которого определяется, стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, а также запоминается общее содержание текста вместе с наиболее важными фактами и мыслями текста … Исследовательская деятельность. Словарь
Чтение — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой… … Педагогическое речеведение
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель П. ч. – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). П. ч. во многом совпадает по характеру с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭКСТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ — ЭКСТЕНСИВНОЕ (от лат. extensivus – расширительный, растяжимый) ЧТЕНИЕ. Вид учебного чтения; предполагает умение читать значительные по объему тексты с общим охватом содержания. Внимание читающего при этом сосредоточено на содержании текста, а не… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.
Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания.
Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого – 150, для русского – 120 слов в минуту.
Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25–30 % избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50–60 слов в минуту.
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
– они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
– ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
– вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
а) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.
Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
Типологии чтения или как читать более эффективно
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Сегодня тема – Типологии чтения.
Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.
Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.
Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.
С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.
Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.
Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.
Рассмотрим каждый вид отдельно.
Просмотровое чтение
Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).
Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.
Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».
Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).
Ознакомительное чтение
Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.
Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.
Замечу отличие от просмотрового, там оценка «нужно/ненужно».
Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.
Так, например, мы можем читать статьи из журнала.
Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение
Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.
При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.
Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.
Так мы можем читать деловую литературу.
Поисковое чтение
Цель поискового чтения — быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.
Так можно читать телефонный справочник.
Требуемые навыки чтения
Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:
Просмотровое – умение понимать общее содержание.
Ознакомительное – умение понимать основное содержание.
Изучающее – умение извлекать полную информацию.
Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.
Я часто использую просмотровое чтение при чтении художественной литературы. И хотя это не совсем правильно по отношению к этому жанру литературы, но книжное многообразие при дефиците времени, не позволяет охватить все и вся.
Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.
Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.
Глобальные цели чтения
По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.
Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:
Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.
Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.
Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.
Как видим процесс достаточно простой и понятный.
Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.
Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.
Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.
P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.
Поэтому, если Вы хотите и дальше получать рассылки с моего блога «Технологии чтения», то я предлагаю подписаться через сервис FeedBurner, установленный на моем блоге.
Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.
Что такое просмотровое чтение
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Какие существуют типы чтения в английском языке
Развитие навыков чтения играет большую роль в изучении английского языка. Задания на проверку сформированности такого навыка входят в разного рода экзамены для получения свидетельства о присвоении уровня владения английского языка.
Чаще всего на подобных экзаменах проверяется понимание основного содержания прочитанного, извлечение необходимой информации из текста, полное понимание прочитанного.
Поэтому данная статья пригодится и тем, кто изучает и совершенствует английский язык для своего удовольствия, и тем, кто готовится к сдаче экзаменов.
Классификация режимов чтения
Существуют разные режимы чтения и каждый из них имеет свои особенности. Различают поисковое чтение (сканирование текста или scanning), просмотровое чтение (пробежаться глазами — skimming), ознакомительное чтение (extensive reading) и изучающее чтение (intensive reading). Ещё режимы чтения классифицируют по степени вовлечённости — активное и пассивное.
Поисковое чтение (Scanning)
Данный режим чтения направлен только на поиск необходимой информации в тексте. Оно не подразумевает полное погружение в текст и глубокое осмысление фактов, разбор грамматических конструкций. Часто в данном режиме просматривают текст на наличие незнакомых слов, чтобы после их перевода быть готовым полностью прочитать текст. Данный вид чтения называют также чтением «по диагонали».
Просмотровое чтение (Skimming)
Этот режим чтения используется для того, чтобы вникнуть и понять, полезна ли вам эта информация (вы просматриваете книгу в магазине или журнал на полке прежде, чем купить его). В этом случае текст тоже просматривается быстро, но не настолько внимательно, как в предыдущем случае. Целью — не поиск конкретных фактов, а оценка текста на сложность, интересность и общий сюжет.
Ознакомительное чтение (Extensive reading)
Цель этого чтения — знакомство с новой информацией. В этом режиме читают художественную или научную литературу, не отвлекаясь на новые, незнакомые слова, если их смысл примерно понятен из контекста.
Данный тип чтения подразумевает усвоение общей картины и получение новой, незнакомой ранее, информации. Это понадобиться для того, чтобы сформировать и высказать своё мнение по поводу прочитанного или ответить на вопросы.
Изучающее чтение (Intensive reading)
Как правило, данный тип чтения применяется в изучении английского языка с целью интенсивно разобрать предлагаемый короткий, обучающий текст. При данном виде чтения интенсивно разбираются грамматические конструкции, незнакомые слова и словосочетания.
Почему стоит уделять время каждому из вышеперечисленных режимов чтения
Потому что каждый из них предусматривает разную вовлеченность в текст, разные способы восприятия и разное время, потраченное на осмысление прочитанного. Однако все они способствуют улучшению понимания письменной речи.
К тому же, осваивая все типы чтения, вы пополняете словарный запас, лучше усваиваете грамматические конструкции и тренируете свою орфографию с помощью зрительного запоминания.