что такое проскомидия в церкви
Что такое проскомидия?
Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Что такое проскомидия
Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.
Порядок совершения проскомидии
Проскомидия совершается священником
Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.
Из остальных просфор вынимают части
Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.
Записки на проскомидию
Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».
В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Значение проскомидии
Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.
Читайте также:
Что такое проскомидия о здравии или об упокоении
Проскомидия — первая, подготовительная, часть Божественной Литургии.
Часть церковной службы, предваряющая Божественную Литургию, называется проскомидией.
А что такое проскомидия, каков ответ священника? Это очень важное в православии действо: в ходе него приготавливаются вино и хлеб, символизирующие Кровь и Тело Христовы, для апогея Литургии — Таинства Причащения. При этом вынимаются частички из просфор с перечислением имен из поданных прихожанами записок и молитвой за них — как живых, так и покинувших сей мир.
Название «проскомидия» в переводе с греческого означает «приготовление», что в принципе и составляет суть действа. Еще одно значение — «принесение». Сохранилось оно с тех древних времен, когда первые христиане необходимые для Литургии просфоры выпекали сами и вместе с вином приносили с собой, а после совершения проскомидии хлеб забирали домой.
Символика проскомидии
Совершается эта служба в алтаре. Того, как это происходит, находящиеся в церкви не видят — это первый символ: скрытность действа напоминает о скрытности Рождества Христова, которое произошло в пещере неведомо и невидимо для мира.
Просфоры для таинства. Все действо совершается над пятью богослужебными просфорами. Прочитав особые молитвы, священник из одной из них вырезает середку в виде кубика. Называется эта часть просфоры Агнцем и символизирует самого Спасителя, принесенного в жертву на заклание.
Круглое блюдо, стоящее на подставке, называется дискос и тоже является символом — яслей, куда был помещен новорожденный Богомладенец. На дискос и кладут «агничную» просфору. Именно эта часть просфоры и будет использована при Причащении.
Из остальных четырех «хлебушков» вынимаются частицы:
Просфора на дискосе. Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.
Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».
Таким образом, если человек подал на свечном ящике записки на проскомидию, он может быть уверен: тех, чьи имена в них написаны, хоть и невидимо для молящихся, но уже помянули.
Вынутые по запискам прихожан частицы тоже помещаются на дискос — рядом с теми, что вынуты из пяти богослужебных просфор. Лежащие на дискосе в этом порядке, они являются символом всей Церкви Христовой.
О здравии и об упокоении
Лучше всего проскомидию осветит ответ священника. Протоиерей Димитрий поясняет:
— Посещающие церковь, получая или покупая просфору, видят, что она как будто поклевана. Это следы от изъятия ее частиц во время проскомидии. Обычно записки на эту службу подаются о здравии и об упокоении. И на этой службе поминаются как живые, так и ушедшие в мир иной христиане. Замечу кстати: поминаются лишь крещеные православные христиане. За инаковерующих в этом ритуале не молятся, поэтому в записку на проскомидию их имена вносить не надо.
Записки с именами следует отдавать заранее. Все вынутые из просфор мякиши, символизирующие поминаемые души и собранные на дискосе, после Божественной Литургии с особой молитвой погружают в чашу с вином.
Текст молитвы содержит просьбу к Иисусу Христу, чтобы Он очистил грехи упомянутых в записках христиан Своей пролитой за грехи всего мира Кровью. Это считается бескровной жертвой и является высшим церковным поминовением.
Поскольку проскомидия совершается перед основной службой, подавать такие записки надо задолго до ее начала, лучше всего накануне, указав необходимую дату.
Когда еще поминают…
Подавать записки за здоровье и за упокой можно и на другие службы. В некоторых храмах — у каждого свои правила — практикуются так называемые простые и заказные записки. В первом случае имена прочитываются только на проскомидии. Во втором — те же имена звучат, кроме этой службы, еще и во время обедни, как еще называют Литургию, и молебна.
Поминаются люди Божии на:
Сказать однозначно, какое поминовение на какой службе лучше или, так сказать, действеннее, невозможно: в любом случае это — молитва, а сила церковной молитвы, когда бы они ни звучала, одинакова.
Нередко многих интересует и сбивает с толку разница в сумме пожертвований на разные службы, в частности — совсем небольших на проскомидию. Значимость службы от этого нисколько не страдает, как уже упоминалось, это высшая степень поминовения, и она должна быть доступной каждому в максимальной степени.
Несколько слов о молебне
Это богослужение чаще всего служится после Литургии, иногда в любое время — по мере необходимости.
На молебне молятся только за живых. Это особая служба, на которой молятся только за живых. Заказать ее можно, так сказать, адресно: Спасителю, Богородице или кому-то из особо чтимых святых.
Скажем, о здоровье больного, как правило, молятся великомученику и святителю Пантелеимону; о путешествующих — свт. Николаю Чудотворцу и т.д., что нужно и пометить в записке.
Молебны бывают просительными или благодарственными. Если с первыми все понятно, то вторые — обязательны, когда ваша мольба исполнена.
Если был заказан молебен, то записка читается и при совершении проскомидии в алтаре, и на молебне — уже вслух.
Проскомидия и сорокоуст
Сорокоуст является особенным молением, и совершают его в продолжение 40 Божественных Литургий. Если человек жив, но, возможно, болен, заказывается сорокоуст о здравии. Однако молиться таким образом можно за любого человека, если желаешь ему духовной помощи.
Если человек умер, такая служба проходит об упокоении его души. Когда ее лучше заказывать?
Поскольку это поминовение происходит на Литургии, то, естественно, в алтаре каждый раз совершается проскомидия, т.е. возносится уже описанная бескровная жертва за людей, вписанных в записку.
Приготовительная служба перед Литургией, называемая проскомидией, — это, как уже говорилось, ее важная часть, показывающая единство всех членов Церкви, которых объединяет Кровь Христова и вера в Него.
Важность ее очень хорошо изложена в одной книге, повествующей о посмертных приключениях героини. Каждый день ей, попавшей на тот свет, птица приносила и бросала хлеб, который очень поддерживал ее и спутника.
Когда же душе было позволено вернуться в тело, выйдя из клинической смерти, оказалось, что на каждой Литургии женщину поминала ее близкая подруга, а получаемый хлеб — не что иное, как вынутая на проскомидии частица из просфоры.
Интересное видео
Настольная книга священнослужителя
Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы
Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…»).
[По сложившейся практике приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.]
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».
Священник: Яко Твое есть Царство…
Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию΄ Ти молитву, яко Влады΄це, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело́, нижé помяни΄ беззаконий наших, но при΄зри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – лю΄дие Твои, вси – делá руку́ Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:
Пречистому Твоему образу покланя΄емся, Благи΄й, прося΄ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволи΄л еси΄ плотию взы΄ти на Крест, да избáвиши, я΄же создáл еси, от рабо́ты врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси΄ вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.
Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:
Милосердия су́щи источник, милости сподоби нас, Богородице, при΄зри на люди согреши΄вшия, яви΄, яко при΄сно, силу Твою, на Тя бо уповающе,– радуйся, вопием Ти, я΄коже иногда Гавриил, Бесплотных Архистрати΄г.
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:
Господи, низпосли΄ руку Твою с высоты΄ святáго жили΄ща Твоего и укрепи мя в предлежáщую службу Твою, да несуждéнно предстáну страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении 8-го – 13-го стихов 5-го псалма:
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» принято читать: «Предвари΄вшия утро…», «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец, яко рая΄ краснéйший…», «И ныне» – «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее – в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее – обычный порядок. «Царю Небесный…» в это время не читается – до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,– входные молитвы начинаются с «Святый Боже».
Последование облачения
Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».
Облачение диакона
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарéм.
Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося:
Возрадуется душа моя о Господе, облечé бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одéя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси΄ мя красото́ю.
Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку:
Десни΄ца Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты;
на левую руку – Ру́це Твои сотвори΄сте мя и создáсте мя, вразуми мя, и научу́ся зáповедем Твоим.
Облачение священника
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что́ и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе…» И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)
При возложении на себя епитрахили священник читает: Благословен Бог, изливáяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главé, сходящее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходящее на омéты одежды его.
После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:
Препоя΄ши меч Твой по бедрé Твоей, Сильне, красотою Твоею и добро́тою Твоею, и наляцы΄ и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и настáвит Тя дивно десни΄ца Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем, опоясуя себя поясом, он читает: Благословен Бог, препоясу́яй мя силою, и положи΄ непорочен путь мой, совершáяй но́зе мои яко елéни, и на высоких поставля΄яй мя.
Надевая поручи, священник читает то же, что́ и диакон: Десни΄ца Твоя, Господи, пpocлáвиcя в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея΄ стерл еси супостáты.
Ру́це Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим.
При облачении в фелонь священник читает:
Священницы Твои, Господи, облеку́тся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка – перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.
Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).
I. ПРОСКОМИДИЯ
Понятие о проскомидии
Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – Небесной и земной.
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией – приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе – Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись:
ИС. ХС. Иисус Христос. НИ. КА Победитель (побеждает)
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего на Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии
Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овчá на заколение ведéся…»
Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.
Чинопоследование проскомидии
По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:
Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, éже услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и повéдати вся чудесá Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея. Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи кровéй живота моего: и΄хже в рукáх беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: избáви мя, Господи, и помилуй мя. Ногá моя ста на правотé, в цéрквах благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее – нашем искуплении:
Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честно́ю Твоею Кровию» – чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звезди΄цу, «и копием прободся» – копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу – Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.
Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя – с левой) со словами: Яко овчá на заколение ведéся.
[Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]
Делая надрез с левой стороны (от себя – с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверзáет уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповéсть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.
После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взéмлется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова «пожрéти» – принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жрéтся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.
Диакон: Прободи΄, владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием рéбра Его прободé, и áбие изы΄де кровь и вoдá, и ви΄девый свидéтельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нáшея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.
Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя – с левой), вблизи от его средины, произнося: Предстá Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлащéнны одéяна, преукрашéнна.
Священник, взяв третью просфору, произносит:
1. Честнáго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,– и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:
2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессéя, святых триéх отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,– и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,– и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:
4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богословаи Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,– и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,– и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных мáтерей,– и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:
7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,– и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:
8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,– и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. 20
Затем священник говорит:
9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,– если совершается его литургия),– и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священникговорит:
Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священникпроизносит:
Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея – и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
[Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]
Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них – за Святейшего Патриарха и епархиального епископа – полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священникговорит:
О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
Заканчивая поминовение, священник произносит:
Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.
Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.
Священник, благословляя кадило, читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоухáния духовнаго, éже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И пришéдши, звезда ста верху́, идеже бе Отрочá.
Диакон: Господу помолимся.
Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Господь воцари΄ся, в лéпоту облечéся, облечéся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄. Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки глáсы своя, во́змут рéки сотрéния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μ орски΄я, дивен в высоких Господь. Свидéния Твоя увéришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небесá добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
Покры΄й нас кровом крилу́ Твоéю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.
Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
О предложéнных Честны΄ υ Дарех Господу помолимся.
Священник читает молитву предложения:
Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избáвителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освящáюща нас, Сам благослови΄ предложение сиé и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.
Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосуждéны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.
Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великолéпое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:
Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Мáтере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец.
На литургии святого Василия Великаго поминается:
Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.
Частные просфоры
После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.
Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии – приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).
Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.