что такое пророк в литературе
Значение слова «пророк»
1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли бога. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: — Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Лермонтов, Пророк.
2. Предсказатель будущего. Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Чехов, Скучная история. То кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря! М. Горький, Песня о Буревестнике.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийском оракуле, и т. п.
ПРОРО’К, а, м. 1. По воззрениям различных религий — провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. Лермонтов. 2. Предсказатель будущего. Не нужно быть пророком, чтоб отгадать последствия сего необдуманного поступка. Загоскин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
проро́к
1. религ. по религиозным представлениям — проповедник и истолкователь воли Божией, провидец ◆ Как труп в пустыне я лежал, // И бога глас ко мне воззвал: // «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей». Пушкин, «Пророк», 1826 г. ◆ С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. Лермонтов, «Пророк», 1841 г.
2. перен. предсказатель, человек, делающий точные прогнозы ◆ Кажется, не нужно быть пророком, чтобы отгадать последствия этого необдуманного поступка. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», 1830 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лещина (существительное):
Пророк
Проро́к — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.
Содержание
Пророки в Библии
В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.
Этим термином в Септуагинте и в Новом Завете передаётся древнееврейский термин «нави» (ивр. נָבִיא , мн. ч. «невиим», ивр. נְבִיאִים ).
Пророки иногда назывались:
Практически всё наследие библейских пророков входит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христианском каноне различный.
Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.
Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.
Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:
Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
Датирование книг также зависит от текстологии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI—V вв. до н. э.).
Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.
В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики — вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.
Пророки в исламе
Проро́ки в исла́ме (араб. نبي ) — это люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй). В Коране сказано: «Скажите: „Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму (Авраам), Исмаилу (Измаил), Исхаку (Исаак), Йакубу (Иаков) и коленам (12 сыновьям Иакова), и что было даровано Мусе (Моисей) и Исе (Иисус), и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся“.» (Сура 2. аят 136)*
Пророки в каббале
Пророком (в каббале) называется тот, у кого есть особая связь с Творцом, превышающая ту духовную ступень, на которой он находится. Творец поднимает его, и связывается с ним на более глубоком уровне, чем тот, на котором находится пророк. Происходит это не для самого человека, а для того, чтобы послужил посланником по отношению к своему поколению и последующим поколениям. Величина раскрытия пророка зависит не от него самого, а от особенностей поколения, которым он должен это послание раскрыть. Пророк оценивается мерой успеха его задачи — донести свои слова до поколения, которое нуждается в нём. Главное в успехе пророка это протянуть высший свет вниз к людям. Есть пророки, которые говорят: «Я слышал», или «Я видел». Это два уровня постижения, пророчества — два уровня связи с Высшей силой в соответствии с исправлением человека.
В пророчестве не может быть ошибки или лжи, ведь как же может произойти ошибка, если разъяснение истины исходит от Творца? Несомненно, что дождь и снег падают с небес на землю и не вернутся обратно, пока не выполнят возложенное на них. Но вместе с тем нужно различать получающего, то есть землю. Если её подготовить тем, что очистить от камней, распахать и т. д., то она будет способна получить больше, чем необработанная земля. Все зависит от подготовки. И конечно, нет пророка, имеющего право что-то добавить или уменьшить. Ведь если бы имел такое право, то это означало бы, что предшествующему пророку чего-то не хватало, а исходящее от Творца всегда совершенно, как сказано: «Я первый и Я последний». Вся роль последующих пророков — продолжить пророчество предыдущих для тех поколений, которые уже не способны их воспринять.
«Все пророки говорят о днях Машиаха».
Тем не менее человек обязан принимать все эти пророчества также и на данное время. Все, что приходит к нему, предназначено для того, чтобы организовать его сейчас.
Все пророчества должны соединиться и осуществиться на последних стадиях, называемых поколением Машиаха.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Пророки в Пятикнижии
Ной Ноах | Евер Эвер | Валаам Бильам | Иов Ийов | Авраам Авраам | Сарра Сара | Исаак Ицхак | Иаков Яаков | Моисей Моше | Аарон Аарон | Мириам Мирьям | Иисус Навин Йехошуа бин Нун | Финеес Пинхас |
Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Письменные пророки | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Другие пророки Израиля и Иудеи | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Лики святости в православии |
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый |
Полезное
Смотреть что такое «Пророк» в других словарях:
«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
пророк — См … Словарь синонимов
Пророк — Пророк ♦ Prophète Тот, кто говорит вместо или прежде кого то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более … Философский словарь Спонвиля
ПРОРОК — ПРОРОК, пророка, муж. 1. По воззрениям различных религий провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока.»… … Толковый словарь Ушакова
ПРОРОК — ПРОРОК, а, муж. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).… … Толковый словарь Ожегова
ПРОРОК — и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПРОРОК — англ. prophet; нем. Weissager/Prophet. 1. Прорицатель, говорящий от имени Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством. 2. Харизматический лидер. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
пророк — прор’ок глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (срн. Исх.7:1 2). Священное Писание пророком называет и Авраама… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
пророк — прор’ок глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (·срн. Исх.7:1 2). Священное Писание пророком называет и Авраама… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Значение слова пророк
Словарь Ушакова
прор о к, пророка, муж.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
1. Человек, предсказывающий будущее.
2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Авдий (не назван пророком),
Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),
Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),
Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),
Амос ( Ам.7:14 ) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),
Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),
Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),
Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),
Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Давид (не назван пророком),
Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),
Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),
Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),
Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),
Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),
Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),
Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),
Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),
Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),
Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),
Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),
Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),
Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),
Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),
Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),
Наум (пророком не назван),
Осия (пророком не назван),
Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),
Саул ( 1Цар.10:11 ) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),
Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),
некоторые пророки ( Деян.13:1 ),
прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),
человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),
50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),
100 пророков ( 3Цар.18:13 ),
400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),
сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),
весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).
Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» ( Мат.22:40 ; Рим.3:21 ), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества — до Иоанна ( Мат.11:13 ), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
Православный энциклопедический словарь
провозвестник воли Божией.
Православная энциклопедия
человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Тот, кто говорит вместо или прежде кого-то. Желание пророчествовать сродни болезни, однако верующие видят в нем чудо. «Надо признать, что у пророков самая неблагодарная работа», – пишет Вольтер. Ведь успех пророчества более чем зыбок. И, если человек говорит от имени Бога, как разобраться, кто перед нами – пророк или сумасшедший? Провидец или фанатик? И как узнать, правду ли он говорит? «Пророчество – трудное искусство, – много позже заметил Вуди Аллен, – особенно когда оно касается будущего». Не лучше ли заняться настоящим? И вместо того, чтобы пророчествовать о будущем, готовить его?
Библия: Тематический словарь
А. Прокомментированные темы
1. ПРОРОКИ как тема:
2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:
♦ Евангелия от Матфея:
Б. Как становились пророками
♦ непосредственный призыв Бога:
Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15
1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24
♦ поставление другим пророком:
♦ присоединение к группе пророков:
4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4
В. Что совершали пророки
1. Передавали послания от Бога людям
♦ они утверждали: «Так говорит Господь»:
2. Были стражами над людьми:
Иер 6:16,17; Иез 3:16-21
3. Обличали грехи царей:
2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19
4. Объявляли суд над людьми:
3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18
5. Предсказывали будущее:
3Цар 17:1; Деян 11:28
Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27
6. Призывали людей к покаянию:
4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15
7. Подавали надежду людям:
Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17
Дан 2:17–45; Дан 3:9-28
9. Записывали послания Божии:
Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19
Г. Способы определить истинного пророка
♦ исполнение пророчеств в полноте:
Втор 18:21,22; Иер 28:1-17
♦ соответствие пророчеств Слову Божию:
Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3
♦ ведение пророком богобоязненной жизни:
Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18
Д. Отношение к пророкам
2Пар 36:16; Деян 7:52
♦ иногда бросали в темницы:
2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16
3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15
Е. Иисус Христос — последний пророк Божий
♦ исполнил Божие обетование о пророке:
Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37
♦ исполнил все пророчества Ветхого Завета:
Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11
♦ называл себя пророком:
♦ учил Словам Божиим:
Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2
♦ Он — Слово Божие во плоти:
Ж. Пророки в Новозаветной церкви
Деян 11:28; Деян 21:10
♦ двенадцать человек в Ефесе:
1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17
2. Пророческий дар — дар Духа
♦ упомянут Петром в день Пятидесятницы:
1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11
♦ отличен от дара учительства:
Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11
3. Функции пророков в церкви
♦ служили основанием церкви:
♦ их дар предпочтителен говорению на языках:
♦ послание должно назидать церковь:
♦ послание должно дойти до неверующих:
♦ послание должно испытываться другими пророками:
1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG prophet)
тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Prophet
Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.
Словарь Ожегова
ПРОРОК, а, м.
1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).
2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.
• Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].
| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).
| прил. пророческий, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Литература. Knobel, «Der Prophetismus der Hebräer» (1837); Kö ster, «D. Propheten d. A. u. N. Test.» (1838); Tholuck, «D. Propheten und ihre Weissagungen» (2 изд., 1860); Ewald, «D. Propheten d. A. Bundes» (2 изд., 1867); Robertson Smith, «The prophets of Israel» (1882); А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1892—95).